Юмористические рассказы Антона Павловича Чехова в 6-м классе (урок-игра)
Разделы: Литература
В 6-м классе предусмотрено изучение рассказа А.П.Чехова “Толстый и тонкий”. Чтобы расширить представление учащихся о ранних юмористических рассказах писателя, предлагаю провести литературную игру сразу по нескольким произведениям: рассказам “Пересолил”, “Мальчики”, “Хирургия”, “Лошадиная фамилия”, “Злоумышленник”, “Хамелеон”, “Толстый и тонкий”.
Вступительное слово учителя:
Юмористические рассказы Чехова относятся к раннему его творчеству. Он начал писать, когда учился в Московском университете на медицинском факультете. В литературных журналах то и дело появлялись рассказы, подписанные псевдонимами: Антоша, Человек без селезенки, Брат моего Брата, но чаще всего – Антоша Чехонте.
Рассказы писались на злобу дня и считались однодневками. Через много лет великий русский писатель Иван Бунин говорил, что если бы Чехов написал только два-три рассказа, подобных “Хирургии”, “Пересолил”, то и тогда было бы ясно, что “сверкнул замечательный ум”, потому что выдумать и сказать хорошую шутку могут только умные люди.
Как ни труден был быт в семье Чехова (семья жила достаточно бедно), братья и сестры росли веселыми, Антон вовлекал их в веселые забавы, выдумывал смешные игры, шутки. Антон Чехов был невероятно гостеприимным, хлебосольными человеком, ему всегда были интересны люди. Он обожал розыгрыши, любил дурачиться в компании, обожал рыбалку, лес, трепетно относился ко всему живому- цветам, зверям, людям.
Сегодня мы с вами постараемся понять, над чем смеется Чехов и мы вместе с ним, а что в рассказах писателя – повод задуматься о людях и их поступках.
Основная часть урока:
Работаем по командам, 3 ряда – 3 команды(ребята заранее могут распределиться по командам), вопросы задаются командам по очереди, если команда не отвечает на свой вопрос, то помогают другие команды, за каждый правильный ответ – 1 балл.
Рассказ “Лошадиная фамилия”
Корней Чуковский писал: “Через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств рушилось вокруг, сколько гремело знаменитых имен, сколько сменилось литературных течений, а эти чеховские однодневки как ни в чем не бывало живут до сих пор, и наши внуки так же хохочут над ними, как хохотали отцы и деды”. Как вы понимаете слова Чуковского: в чем секрет вечности юмористических рассказов Чехова?
Актуальны ли рассказы Чехова в наше время? (Можем ли мы встретить чеховских героев в наше время?)
Заключительный этап урока
Подведение итогов литературной игры, определение команды-победителя, вручение призов, выставление оценок.
Чехов «Маска»
Антон Чехов «Маска»
В Х-ом общественном клубе с благотворительной целью давали бал-маскарад, или, как его называли местные барышни, бал-парей.
Было 12 часов ночи. Не танцующие интеллигенты без масок — их было пять душ — сидели в читальне за большим столом и, уткнув носы и бороды в газеты, читали, дремали и, по выражению местного корреспондента столичных газет, очень либерального господина, — «мыслили».
Из общей залы доносились звуки кадрили «Вьюшки». Мимо двери, сильно стуча ногами и звеня посудой, то и дело пробегали лакеи. В самой же читальне царила глубокая тишина.
— Здесь, кажется, удобнее будет! — вдруг послышался низкий, придушенный голос, который, как казалось, выходил из печки. — Валяйте сюда! Сюда, ребята!
Дверь отворилась, и в читальню вошел широкий, приземистый мужчина, одетый в кучерской костюм и шляпу с павлиньими перьями, в маске. За ним следом вошли две дамы в масках и лакей с подносом. На подносе была пузатая бутыль с ликером, бутылки три красного и несколько стаканов.
— Сюда! Здесь и прохладнее будет, — сказал мужчина. — Становь поднос на стол. Садитесь, мамзели! Же ву при а ля тримонтран! А вы, господа, подвиньтесь. нечего тут!
Мужчина покачнулся и смахнул рукой со стола несколько журналов.
Становь сюда! А вы, господа читатели, подвиньтесь; некогда тут с газетами да с политикой. Бросайте!
— Я просил бы вас потише, — сказал один из интеллигентов, поглядев на маску через очки. — Здесь читальня, а не буфет. Здесь не место пить.
— Почему не место? Нешто стол качается или потолок обвалиться может? Чудно! Но. некогда разговаривать! Бросайте газеты. Почитали малость и будет с вас; и так уж умны очень, да и глаза попортишь, а главнее всего — я не желаю, и все тут.
Лакей поставил поднос на стол и, перекинув салфетку через локоть, стал у двери. Дамы тотчас же принялись за красное.
— И как это есть такие умные люди, что для них газеты лучше этих напитков, — начал мужчина с павлиньими перьями, наливая себе ликеру. — А по моему мнению, вы, господа почтенные, любите газеты оттого, что вам выпить не на что. Так ли я говорю? Ха- ха. Читают! Ну, а о чем там написано? Господин в очках! Про какие факты вы читаете? Ха-ха! Ну, да брось! Будет тебе кочевряжиться! Выпей лучше!
Мужчина с павлиньими перьями приподнялся и вырвал газету из рук у господина в очках. Тот побледнел, потом покраснел и с удивлением поглядел на прочих интеллигентов, те — на него.
— Вы забываетесь, милостивый государь! — вспыхнул он. — Вы обращаете читальню в кабак, вы позволяете себе бесчинствовать, вырывать из рук газеты! Я не позволю! Вы не знаете, с кем имеете дело, милостивый государь! Я директор банка Жестяков.
— А плевать мне, что ты — Жестяков! А газете твоей вот какая честь.
Мужчина поднял газету и изорвал ее в клочки.
— Господа, что же это такое? — пробормотал Жестяков, обомлев. — Это странно, это. это даже сверхъестественно.
— Они рассердившись, — засмеялся мужчина. — Фу-ты, ну-ты, испугался! Даже поджилки трясутся. Вот что, господа почтенные! Шутки в сторону, разговаривать с вами мне не охотно. Потому как я желаю остаться тут с мамзелями один и желаю себе тут удовольствие доставить, то прошу не претикословить и выйти. Пожалуйте-с! Господин Белебухин, выходи к свиньям собачьим! Что рыло наморщил? Говорю, выходи, стало быть, и выходи! Живо у меня, а то, гляди, не ровен час, как бы в шею не влетело!
— То есть как же это? — спросил казначей сиротского суда Белебухин, краснея и пожимая плечами. — | Я даже не понимаю. Какой-то нахал врывается сюда и. вдруг этакие вещи!
— Какое это такое слово нахал? — крикнул мужчина с павлиньими перьями, рассердившись, и стукнул кулаком по столу, так что на подносе запрыгали стаканы. — Кому ты говоришь? Ты думаешь, как я в маске, так ты можешь мне разные слова говорить? Перец ты этакий! Выходи, коли говорю! Директор банка, проваливай подобру-поздорову! Все уходите, чтоб ни одной шельмы тут не оставалось! Айда, к свиньям собачьим!
— А вот мы сейчас увидим! — сказал Жестяков, у которого даже очки вспотели от волнения. — Я покажу вам! Эй, позови-ка сюда дежурного старшину!
Через минуту вошел маленький рыженький старшина с голубой ленточкой на лацкане, запыхавшийся от танцев.
— Прошу вас выйти! — начал он. — Здесь не место пить! Пожалуйте в буфет!
— Ты откуда это выскочил? — спросил мужчина в маске. — Нешто я тебя звал?
— Прошу не тыкать, а извольте выйти!
— Вот что, милый человек: даю тебе минуту сроку. Потому, как ты старшина и главное лицо, то вот выведи этих артистов под ручки. Мамзелям моим не ндравится, ежели здесь есть кто посторонний. Они стесняются, а я за свои деньги желаю, чтобы они были в натуральном виде.
— Очевидно, этот самодур не понимает, что он не в хлеву! — крикнул Жестяков. — Позвать сюда Евстрата Спиридоныча!
— Евстрат Спиридоныч! — понеслось по клубу. — Где Евстрат Спиридоныч?
Евстрат Спиридоныч, старик в полицейском мундире, не замедлил явиться.
— Прошу вас выйти отсюда! — прохрипел он, выпучивая свои страшные глаза и шевеля нафабренными усами.
— А ведь испугал! — проговорил мужчина и захохотал от удовольствия. — Ей-ей, испугал! Бывают же такие страсти, побей меня бог! Усы, как у кота, глаза вытаращил. Хе-хе-хе!
— Прошу не рассуждать! — крикнул изо всей силы Евстрат Спиридоныч и задрожал. — Выйди вон! Я прикажу тебя вывести!
В читальне поднялся невообразимый шум. Евстрат Спиридоныч, красный как рак, кричал, стуча ногами. Жестяков кричал. Белебухин кричал. Кричали все интеллигенты, но голоса всех их покрывал низкий, густой, придушенный бас мужчины в маске. Танцы, благодаря всеобщей сумятице, прекратились, и публика повалила из залы к читальне.
Евстрат Спиридоныч для внушительности позвал всех полицейских, бывших в клубе, и сел писать протокол.
— Пиши, пиши, — говорила маска, тыча пальцем ему под перо. — Теперь что же со мной, с бедным, будет? Бедная моя головушка! За что же губите вы меня, сиротинушку? Ха-ха! Ну что ж? Готов протокол? Все расписавшись? Ну, теперь глядите. Раз. два. три.
Мужчина поднялся, вытянулся во весь рост и сорвал с себя маску. Открыв свое пьяное лицо и поглядев на всех, любуясь произведенным эффектом, он упал в кресло и радостно захохотал. А впечатление, действительно, произвел он необыкновенное. Все интеллигенты растерянно переглянулись и побледнели, некоторые почесали затылки. Евстрат Спиридоныч крякнул, как человек, сделавший нечаянно большую глупость.
В буяне все узнали местного миллионера, фабриканта, потомственного почетного гражданина Пятигорова, известного своими скандалами, благотворительностью и, как не раз говорилось в местном вестнике, — любовью к просвещению.
— Что ж, уйдете или нет? — спросил Пятигоров после минутного молчания.
Интеллигенты молча, не говоря ни слова, вышли на цыпочках из читальни, и Пятигоров запер за ними двери.
— Ты же ведь знал, что это Пятигоров! — хрипел через минуту Евстрат Спиридоныч вполголоса, тряся за плечо лакея, вносившего в читальню вино. — Отчего ты молчал?
— Не велели сказывать-с!
— Не велели сказывать. Как засажу я тебя, анафему, на месяц, так тогда будешь знать «не велели сказывать». Вон. А вы-то хороши, господа, — обратился он к интеллигентам. — Бунт подняли! Не могли выйти из читальни на десять минуток! Вот теперь и расхлебывайте кашу. Эх, господа, господа. Не люблю, ей-богу!
Интеллигенты заходили по клубу унылые, потерянные, виноватые, шепчась и точно предчувствуя что-то недоброе. Жены и дочери их, узнав, что Пятигоров «обижен» и сердится, притихли и стали расходиться по домам. Танцы прекратились.
В два часа из читальни вышел Пятигоров; он был пьян и пошатывался. Войдя в залу, он сел около оркестра и задремал под музыку, потом печально склонил голову и захрапел.
— Не играйте! — замахали старшины музыкантам. — Тсс. Егор Нилыч спит.
— Не прикажете ли вас домой проводить, Егор Нилыч? — спросил Белебухин, нагнувшись к уху миллионера.
Пятигоров сделал губами так, точно хотел сдунуть со щеки муху.
— Не прикажете ли вас домой проводить, — повторил Белебухин, — или сказать, чтоб экипажик подали?
— А? Ково? Ты. чево тебе?
— Проводить домой-с. Баиньки пора.
— До-домой желаю. Прроводи!
Белебухин просиял от удовольствия и начал поднимать Пятигорова. К нему подскочили другие интеллигенты и, приятно улыбаясь, подняли потомственного почетного гражданина и осторожно повели к экипажу.
— Ведь этак одурачить целую компанию может только артист, талант, — весело говорил Жестяков, подсаживая его. — Я буквально поражен, Егор Нилыч! До сих пор хохочу. Ха-ха. А мы-то кипятимся, хлопочем! Ха-ха! Верите? и в театрах никогда так не смеялся. Бездна комизма! Всю жизнь буду помнить этот незапамятный вечер!
Проводив Пятигорова, интеллигенты повеселели и успокоились.
— Мне руку подал на прощанье, — проговорил Жестяков, очень довольный. — Значит, ничего, не сердится.
— Дай-то бог! — вздохнул Евстрат Спиридоныч. — Негодяй, подлый человек, но ведь — благодетель. Нельзя.
Урок литературы в 6 классе «Юмористические рассказы Чехова»
МКОУ Коршевская СОШ
Муниципальный конкурс педагогических разработок по литературе
Урок внеклассного чтения по рассказам Антона Павловича Чехова
Тема: «Юмористические рассказы А.П.Чехова»
Учитель русского языка и
литературы Саженина В. Е.
Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказам Антона Павловича Чехова
Тема: «Юмористические рассказы А. П. Чехова»
Тип урока: интегрированный урок
Выставка книг писателя
Презентация к уроку
Повторить и обобщить сведения о Чехове как человеке и писателе; знать содержание и героев рассказов А.П.Чехова; теоретико-литературные понятия: юмор, сатира, ирония
Понимать позицию автора и его отношение к героям, сатирический пафос произведений;
уметь пересказывать рассказы; выявлять особенности стиля чеховских произведений; характеризовать героев и их поступки; точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос; развивать творческое воображение учащихся;
Воспитывать нравственные качества личности (доброту, сострадание, честность, искренность).
Мои рассказы смешные, но не веселые.
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, этот год особенный: он объявлен Годом литературы, так как в 2015 году мы отмечаем юбилеи многих великих писателей и поэтов, в том числе и наших земляков. Своим земляком мы считаем и Антона Павловича Чехова, так как его отец и дед были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Вместе с Алексеем Сергеевичем Сувориным Антон Павлович приезжал к нам в село в 1892 году по голодному делу. В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. (слайд 2)
Мы подведем итог изучения творчества писателя в 6 классе, проверим, насколько хорошо вы запомнили произведения Чехова. На дом было задано прочитать как можно больше рассказов писателя.
Итак, мы начинаем урок внеклассного чтения, а проводить его будем вместе со Светланой Викторовной, библиотекарем из сельского Дома культуры.
II. Слово библиотекаря
-Здравствуйте, ребята. Мне хочется вместе с вами ещё раз прикоснуться к тонкому юмору великого писателя, вспомнить основные моменты его жизни и творчества, а итогом работы будет небольшая викторина.
III. Выступления учащихся о жизни и творчестве писателя
Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге ( слайд 3 ) в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии.
Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния.
Отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело. Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова — тихая женщина, которая всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери». (слайд 4)
В 8 лет Чехов поступает в таганрогскую гимназию ( слайд5 ).
Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру.(слайд 6) Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты. (слайд7) В 1879 году Антон Чехов окончил гимназию в Таганроге и в этом же году переехал к родителям в Москву. В Москве он поступил на медицинский факультет Московского университета ( слайд 8 ) и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра). (слайд 9)
IV. Рассказ библиотекаря о первых произведениях Чехова и знакомство с различными изданиями книг писателя
Чехов студентом (с 1880 г.) начал помещать рассказы, фельетоны, юморески в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических московских журналах: «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Он публикует свои юморески под самыми разными смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте ( слайды 10, 11 ).
VI. Беседа по содержанию рассказа «Смерть чиновника»
1. Пересказать, цитируя наиболее яркие моменты повествования. (слайд 14)
2. Проблемный вопрос: «Какая тема сближает рассказ «Смерть чиновника» с рассказом «Толстый и тонкий»?
Дети говорят о чинопочитании, о том, что унижает человека.
3. Как Чехов борется с этими уродливыми явлениями в человеческой жизни?
Конечно же, он их высмеивает.
5. Унижал ли чиновника генерал?
Нет, он даже его успокаивал.
6. Почему же Червяков никак не может успокоиться после своего поступка? Чего он боится?
7. Отчего умирает чиновник?
Конечно же, от страха.
VII. Выразительное чтение отрывка из рассказа «Лошадиная фамилия»
Какие курьёзные поступки совершает генерал в ожидании доктора?
VIII. Индивидуальные задания
1. Найти в словаре или в Интернете объяснение понятий «юмор» и «сатира». Что сближает, а что различает эти понятия?
2. Исходя из содержания термина «сатира», найти в рассказе «Смерть чиновника» изображение отрицательных сторон жизни в нелепом, карикатурном виде.
3. Кроссворд «А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия»
1.2.3.4. Чем лечили зуб больному? 5. Фамилия, которую отгадывали. 6. Генерал. 7. Что говорил генерал о заговорах боли? 8. Одна из фамилий, которую называли домочадцы.
Ребята показывают домашнее задание. Им требовалось нарисовать иллюстрацию к одному из рассказов А.П. Чехова. Выступления учащихся по защите своих рисунков.
X. Слово учителя о сотрудничестве Суворина и Чехова
В 1890 году (с апреля по декабрь) писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был местом, где отбывали каторгу ( слайд 20 ). Для Чехова это был гражданский поступок, своеобразное «хождение в народ». На Сахалине он проводил перепись населения, им составлено около 10000 карточек (слайд 21 ). Переписывая ссыльных Сахалина, писатель внёс вклад не только в историю острова, но и в русскую литературу. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин» ( слайд 22 ).
XI. Слово библиотекаря Светланы Викторовны
В 1892 году Чехов приобрел имение Мелихово под Москвой ( слайд 23 ), где сейчас работает один из главных чеховских музеев. Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ для крестьянских детей, открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения.
В 1898 году Чехов переехал в Ялту ( слайд 24 ), где приобрел участок земли и построил дом, в котором у него бывали Л. Н. Толстой, М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, художник И. И. Левитан.
В 1904 году А.П. Чехов после продолжительной болезни умер и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве ( слайды 25,26,27 ).
XII. Викторина по биографии и творчеству А.П. Чехова (слайд 28)
1. В каком году и где родился А.П. Чехов? (слайд 29)
2. Какие учебные заведения окончил А.П. Чехов? (слайд 30)
3. Кем был по профессии Чехов? (слайд 31) (Врачом).
4. Под каким псевдонимом появились первые произведения А.П. Чехова? (слайд 32) (Антоша Чехонте).
5. Какие ранние юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете? (слайд 33)
6. С какой газетой начал сотрудничать А.П. Чехов в 1886 году? (слайд 34)
7. Как назывался сборник рассказов А.П. Чехова о детях? (слайд 35)
8. С какой цель А.П. Чехов совершил поездку на о. Сахалин? (слайд 36)
9.Какая книга стала итогом поездки А.П. Чехова на о. Сахалин? (слайд 37)
10.Где похоронен А.П. Чехов? (слайд 38)
Подведение итогов викторины. Отмечаются самые активные учащиеся.
Выразительное чтение наизусть стихотворений русских поэтов 19 века о родной природе
Литература. 6 класс (1 часть)
Антон Павлович Чехов
Антон Павлович Чехов
1860—1904
Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. «Да-с, это уж вернейший признак: не понимает человек шутки — пиши пропало!» — говаривал Антон Павлович. Он сочинял весёлые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в весёлые забавы. «Так и видишь его в это время: высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими весёлыми глазами, магнетически влекущий всех к себе» — таким вспоминается современнику молодой Чехов.
Музей «Лавка Чеховых» (г. Таганрог)
Вопросы и задания
Из воспоминаний об А. П. Чехове
Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними.
Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов.
Этого молодого, бессмертно весёлого хохота Чехову было отпущено столько, что, чуть только у него среди его тяжёлых трудов выдавался хотя бы час передышки, веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать вместе с ним. То нарядится в бухарский халат, вымажет себе лицо сажей, наденет чалму и разыгрывает из себя «бедуина», то загримирует себя прокурором, облачится в шитый золотом великолепный мундир, принадлежащий хозяину дачи, и произносит обвинительную речь против друга Левитана, речь, которая, по словам его брата, «всех заставляла умирать от хохота».
Чехов обвинял Левитана и в уклонении от воинской повинности, и в тайном винокурении, и в содержании тайной кассы ссуд и заранее приглашал на это шутовское судилище другого своего приятеля, архитектора Шехтеля, в качестве гражданского истца.
Сунуть московскому городовому в руки тяжёлый арбуз, обмотанный толстой бумагой, и сказать ему с деловито-озабоченным видом: «Бомба. неси в участок, да смотри осторожнее», или уверить наивную до святости молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой, живущей в том же дворе. — к этой проказливости его тянуло всегда.
И как это часто бывает в счастливых, молодых, сплочённых семьях, в полковых и школьных коллективах, Чехов, разговаривая с близкими, заменял обычные их имена фамильярными кличками. Многие из этих причудливых кличек прилипали к людям на всю жизнь, но он неистощимо придумывал новые, и нередко данное им прозвище оказывалось гораздо точнее, чем то случайное имя, которое у человека было в паспорте.
Себя самого Чехов величал в своих письмах то Гудияди Янос, то Бокль, то граф Черномордик, то Повсекакий, то Аркадий Тарантулов, то Дон Антонио, то академик Тото, то Шиллер Шекспирович Гёте.
И в тогдашних писаниях Чехова та же вакханалия весёлости.
Всех изумляла тогда именно эта свобода и лёгкость, с которой бьющая в нём через край могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов.
Вопросы и задания
Подготовьте развернутое сообщение об А. П. Чехове, используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета.
Л. Н. Толстой об А. П. Чехове
Чехов — несравненный художник. Да, да, именно: несравненный. Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное. Он брал из жизни то, что видел. и если брал что-нибудь, то передавал удивительно образно и понятно до последних чёрточек. Главное же — он был всегда искренен. И это великое достоинство в писателе. И благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Как только я вчитался, так этот язык и захватил меня.
Чехов — это Пушкин в прозе. Вот как в стихах Пушкина каждый может найти что-нибудь такое, что пережил и сам, так и в рассказах Чехова, хоть в каком-нибудь из них, читатель непременно увидит себя и свои мысли.
Что особенно высоко ценил Л. Н. Толстой в творчестве А. П. Чехова? (Предварительно выделите в тексте слова и словосочетания, которые помогут вам ответить на этот вопрос, например: «художник жизни», «передавал удивительно образно и понятно», «новые формы писания», «язык удивителен» и др.)
Примечания
1 Шедевр — исключительное по своим достоинствам произведение искусства.
Внеклассное чтение 6 класс
Произведения народного творчества, стихотворения русских поэтов, рассказы и повести русских и зарубежных писателей для учащихся 6 класса
Иван Никитин «Ярко звезд мерцанье»
Ярко звезд мерцанье
Николай Языков «Сказка о пастухе и диком вепре»
Дай напишу я сказку! Нынче мода
На этот род поэзии у нас.
И грех ли взять у своего народа
Полузабытый небольшой рассказ?
Нельзя ль его немного поисправить
Алексей Плещеев «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки»
Отдохну-ка, сяду у лесной опушки;
Вон вдали — соломой крытые избушки,
И бегут над ними тучи вперегонку
Из родного края в дальнюю сторонку.
Белые березы, жидкие осины,
Пашни да овраги — грустные картины;
Не пройдешь без думы без тяжелой мимо.
Что же к ним все тянет так неодолимо?
Владимир Маяковский «А вы могли бы»
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Николай Лесков «Человек на часах»
Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы, а развязка дела так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России.
Это составляет отчасти придворный, отчасти исторический анекдот, недурно характеризующий нравы и направление очень любопытной, но крайне бедно отмеченной эпохи тридцатых годов совершающегося девятнадцатого столетия.
Александр Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Скотинин. Митрофан по мне.
Взявшись хлопотать об издании повестей И. П. Белкина, предлагаемых ныне публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора и тем отчасти удовлетворить справедливому любопытству любителей отечественной словесности.
В Х-ом общественном клубе с благотворительной целью давали бал-маскарад, или, как его называли местные барышни, бал-парей.
Было 12 часов ночи. Не танцующие интеллигенты без масок — их было пять душ — сидели в читальне за большим столом и, уткнув носы и бороды в газеты, читали, дремали и, по выражению местного корреспондента столичных газет, очень либерального господина, — «мыслили».
Из общей залы доносились звуки кадрили «Вьюшки». Мимо двери, сильно стуча ногами и звеня посудой, то и дело пробегали лакеи. В самой же читальне царила глубокая тишина.
Михаил Пришвин «За волшебным колобком»
Из записок на Крайнем Севере России и Норвегии
Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки.
В некотором царстве, в некотором государстве жить людям стало плохо, и они стали разбегаться в разные стороны. Меня тоже потянуло куда-то, и я сказал старушке:
— Бабушка, испеки ты мне волшебный колобок, пусть он уведет меня в леса дремучие, за синие моря, за океаны.
Михаил Пришвин «Времена года»
Динамическое чувство родины, мне думается, вполне соответствует тому, что мы называем рождением человека: всякий человек, рождаясь, движется из темной утробы в новую, бесконечно огромную, наполненную светом страну. Посмотрите только на детей, ожидающих от вас сказки, вдумайтесь в народные сказки, и вы поймете их как путь в небывалое, в страну, где добро всегда перемогает зло.
Михаил Пришвин «В краю непуганых птиц»
Очерки Выговского края
Кто никогда не бывал в не тронутых культурой уголках нашего Севера и знает родной народ только по представителям, например, черноземного района, того поразит жизнь северных людей. Поразят эти остатки чистой, не испорченной рабством народной души.
Сначала кажется, что вот наконец найдена эта страна непуганых птиц: так непривычна эта простота, прямота, ласковость, услужливость, милая, непосредственная. Душа отдыхает, встретив в жизни то, что давно уж забыто и разрушено, как иллюзия.
Антон Чехов «Беззащитное существо»
Как ни силен был ночью припадок подагры, как ни скрипели потом нервы, а Кистунов все-таки отправился утром на службу и своевременно начал приемку просителей и клиентов банка. Вид у него был томный, замученный, и говорил он еле-еле, чуть дыша, как умирающий.
— Что вам угодно? — обратился он к просительнице в допотопном салопе, очень похожей сзади на большого навозного жука.
Юрий Яковлев «Рыцарь Вася»
Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени: он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк.
Константин Паустовский «Желтый свет»
Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.
Странный свет — неяркий и неподвижный — был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.