Рассказ чехова хамелеон когда был написан

Сказки

А.П. Чехов «Хамелеон»: описание, герои, анализ рассказа

Юмористический рассказ «Хамелеон» написан А.П.Чеховым на раннем этапе его творчества. Писать Чехов начал ещё будучи гимназистом. Тогда «Антоша Чехонте» печатал свои короткие юмористические миниатюры в различных юмористических журналах.

Создание «Хамелеона» относится к 1884 году, когда он после окончания учёбы уже работал врачом. В это время продолжается сотрудничество с журналами, что наложило определённый публицистический отпечаток на рассказ, что придаёт ему некоторую особенность и особую прелесть. Тогда он был ещё малоизвестен, хотя уже чувствуется стиль и глубина опытного писателя.

Анализ рассказа

Судьба собаки напрямую зависит от социального статуса её хозяина. Подобные ситуации показательны и характерны во все времена. Хамелеоны бессмертны. Это тип человека без принципов, мгновенно меняющего своё мнение в зависимости от сложившейся ситуации. Они были, есть и, к сожалению, ещё долго будут жить в нашем обществе. Психология раба, которого по капле предлагал выдавливать из себя Антон Павлович, во все времена была выгодна для власть имущих.

Произведение написано в стиле реализма. Это можно понять даже не прибегая к анализу литературных приёмов. Благодаря особой чеховской форме изложения при чтении возникают образы героев рассказа, в которых нет пространных описаний, а лишь небольшие характеристики персонажей. По форме изложения рассказ похож на стенограмму и это позволяет увидеть всех участников повествования максимально чётко и ясно.

Сюжет

Сюжетная линия рассказа незамысловата. Идущему по улице полицейскому Очумелову и его помощнику Елдыринуна пути попадается укушенный маленькой собачкой мастер Хрюкин. Окружившей его толпе он демонстрирует окровавленный палец. В ходе разбирательства и выяснения того, кто является хозяином собаки, Очумелов демонстрирует чудеса мимикрии. Когда люди говорят, что это собака бездомная, он велит её утопить. При упоминании о том, что это собака генеральская, он начинает ругать самого Хрюкина. И так до тех пор, пока всё-таки не принимается решение в пользу генеральской собаки. Очумелов с помощником следует дальше.

Герои рассказа

Главным героем, конечно же, здесь является Очумелов. Именно его уникальная способность менять свои решения в зависимости от ситуации и находится в центре внимания. Причём делает он это настолько виртуозно, что порой даже вызывает восхищение. О его низком культурном уровне свидетельствует грубость по отношению к Хрюкину, хотя он заискивает перед одним только именем генерала. Само название рассказа раскрывает суть произведения.

Слово «Хамелеон» после чеховского рассказа стало нарицательным. Название произведения «Хамелеон» А.П. Чехова, уже показывает нам его суть. В его произведение «хамелеон» становится именем нарицательным, обозначающее человека подлого, предателя, который действует не в интересах общества, а личных.Так и образ Очумелова меняет краски, как хамелеон в природе.

Источник

Рассказ Чехова «Хамелеон»: краткое содержание и анализ, 7 класс

«Хамелеон», рассказ А.П. Чехова. Краткое содержание. Русская литература, 7 класс. Читать произведение полностью. Аудиокнига и пересказ. Анализ: тема, герои, смысл названия.

«Хамелеон» — юмористический рассказ А.П. Чехова, опубликованный в 1884 году под псевдонимом «А. Чехонте». В центре повествования — полицейский надзиратель, несколько раз меняющий отношение к происшествию с щенком из-за сомнений, бродячая перед ним собака или генеральская.

Содержание

Полный текст и аудиокнига

Полный текст рассказа «Хамелеон» можно прочитать в «Викитеке». Аудиоверсию можно послушать на YouTube.

В 2009 году режиссер Алексей Дёмин снял по мотивам чеховского рассказа мультфильм «Очумелов».

Краткое содержание чеховского «Хамелеона»

Через рыночную площадь в сопровождении городового шагает полицейский надзиратель Очумелов. Вдруг он слышит собачий визг: это борзой щенок до крови цапнул за палец золотых дел мастера Хрюкина.

Очумелов возмущен: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!». Он велит городовому Елдырину составить протокол, а собаку «истребить немедля».

Из толпы говорят, что собака, возможно, принадлежит генералу Жигалову. Заслышав о генерале, надзиратель тут же начинает ругать покусанного Хрюкина: «Как она могла тебя укусить. Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком…».

Из толпы подсказывают, что Хрюкин тыкал собаке «цыгаркой в харю для смеха». Мастер спорит, уверяя, что это ложь.

Иллюстрация Сергея Герасимова

Но тут рыжий городовой заявляет, что собака не очень-то похожа на генеральскую. Очумелов снова ругает щенка: «Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…».

Однако городовой начинает сомневаться в собственных словах: может, собака и генеральская, недавно похожую он видел у Жигалова во дворе. Очумелов опять говорит про пса с почтением: велит отвести к генералу и узнать, не его ли это щенок.

Мимо идет генеральский повар Прохор. Он сообщает, что это не их собака. Очумелов в очередной раз меняет указание: собаку истребить. Но повар продолжает: собака не генерала, а его брата.

Очумелов расплывается в улыбке: «Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха…».

Повар уводит борзого щенка, а толпа смеется над Хрюкиным. Погрозив мастеру напоследок, полицейский надзиратель уходит.

Иллюстрация Дмитрия Кардовского

Анализ произведения

Тема рассказа

Тема «Хамелеона» — беспринципность, готовность бесконечно менять свою точку зрения и поведение в зависимости от кажущейся выгоды.

Смысл названия

Хамелеон — это ящерица, способная менять окраску ради маскировки. Точно так же полицейский надзиратель Очумелов ежеминутно меняет взгляд на ситуацию. Он то ругает собаку и велит ее «истребить», то заступается за щенка и грозит пострадавшему Хрюкину. При этом меняется даже манера разговора, а сам надзиратель то снимает, то надевает пальто.

Создается впечатление, что в Очумелове нет ничего постоянного — только желание ненароком не обидеть генерала.

Герои

Чехов традиционно не раздает героям авторских оценок и даже не приводит подробных описаний. Он показывает небольшой эпизод из жизни, позволяющий читателям самим составить мнение о персонажах по их словам и действиям.

Главный герой рассказа — полицейский надзиратель Очумелов, человек необразованный и косноязычный. С лавочниками он демонстрирует строгость, ведет себя как самодовольный начальник. Но при словах о генерале он резко становится подобострастным и скромным. Очумелов то и дело говорит о порядке, но вместо стремления разобраться в ситуации демонстрирует отсутствие принципов и желание выслужиться перед генералом.

Хрюкин — полупьяный мастер, которому прокусил палец борзой щенок. Сначала он врет полицейскому, что собака укусила его просто так, но потом выясняется, что Хрюкин дразнил щенка, тыкая ему сигаркой в морду.

Городовой Елдырин — безликий подчиненный Очумелова. О нем известно лишь то, что он рыжий. В рассказе работа полицейского сводится к тому, что он несет сито с конфискованным крыжовником и помогает надзирателю снять пальто. Он то говорит, что собака не похожа на генеральскую, то вдруг соглашается, что она может принадлежать Жигалову.

Повар Прохор не описывается вообще. Он лишь сообщает толпе, что собака принадлежит не генералу, а его брату. Благодаря этому Очумелов успевает еще дважды сменить тон и отношение к делу.

Иллюстрация Кукрыниксов

В чем идея рассказа

Чехов, как и во многих других произведениях, высмеивает рабское сознание соотечественников, их раболепство и угодничество. Как и в рассказе «Толстый и тонкий», в центре внимания автора — человек, который полностью меняется, едва речь заходит о высоких чинах.

Читайте также:  Сказки старого волхва родовой канал

А поскольку этим «хамелеоном» оказывается полицейский начальник, который должен обеспечивать порядок и законность, читатель невольно задумывается о том, что именно из-за таких беспринципных людей в России вечно творятся глупость и несправедливость.

Источник

Анализ рассказа «Хамелеон» (А. П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 12.02.2020 · Обновлено 15.01.2021

Антон Павлович Чехов вошёл в историю как последний писатель Золотого века русской литературы. Мастер словесности и знаток человеческой души Чехов прославился на весь мир, прежде всего, своими пьесами. Но свой творческий путь Антон Павлович начинал как писатель-новеллист, создатель огромного количества остроумных рассказов. Одним из самых известных творений этого творческого периода писателя является рассказ «Хамелеон», отразивший в себе все особенности стиля раннего Чехова. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

История создания

Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни. В 1876 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета. Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.

Хамелеон был создан в 1884 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.

Жанр и направление

Рассказ «Хамелеон» относится к литературному направлению реализма. В своём произведении создатель стремится объективно отобразить реальную жизнь. Образы героев, их поведение и мотивы максимально приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр «Хамелеона» можно определить, как юмористический рассказ. Это небольшое произведение, описывающее повседневную ситуацию, охватывающее маленький промежуток времени и включающее в себя малое число действующих лиц. В произведении намеренно отсутствуют любые детали, которые могли бы указать на место и время описываемых событий, чтобы подчеркнуть типичность приведённой ситуации.

Смысл названия

Название рассказа «Хамелеон» имеет скрытый смысл. В дикой природе хамелеон — это рептилия, которая меняет свой окрас, маскируясь под окружающую местность. Так же, как хамелеон меняет свой цвет, ощущая опасность, так и герой рассказа на ходу меняет своё мнение, чтобы избежать проблем на службе. Таков смысл заглавия «Хамелеона».

Так почему Чехов назвал рассказ «Хамелеон»? В книге даётся намёк на типичность описываемой ситуации. Таким образом, рассматривая отдельный случай, Чехов проецирует его на всё общество, говоря о том, что все люди являются такими же беспринципными хамелеонами, подстраивающимися под любую ситуацию, чтобы обеспечить свою безопасность.

Суть: о чём?

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон, учитывая поведение персонажей, заключил их в таблицу. Там Вы увидите образы героев и их характеристику в рассказе «Хамелеон».

Тематика рассказа «Хамелеон» тоже томится здесь, но не в полном составе. Если ее нужно дополнить, напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика рассказа Чехова «Хамелеон» тоже может быть описана подробнее, если читатель проявит инициативу в комментариях.

Основная идея

Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков. Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.

Чему учит?

Автор призывает читателя серьёзно относиться к законам и строго следовать им, а не пытаться использовать правосудие ради своей пользы. Такова мораль произведения «Хамелеон». Нравственные уроки рассказа побуждают нас быть более принципиальными и самостоятельными в выборе и защите своего мнения.

Писатель осуждает слепое чинопочитание и стремление угодить сильным мира сего, которое идёт в разрез с законами общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов заставляет задуматься о том, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня зверя.

Что высмеивает автор?

Чехов высмеивает беспринципность, раболепство и лицемерие Очумелова. Сатира в рассказе «Хамелеон» создается при помощи антитезы. Чтобы подчеркнуть перемены, которые происходят в его поведении, он описывает, как он то снимает, то надевает пальто, тыкая городовому, чтобы он помог это сделать. Удивителен контраст между отношением надзирателя к подчиненному — городовому, и генералу: одного он третирует, как и Хрюкина, а перед генералом и его родной преклоняется до умиления, что говорит о двуличности его натуры.

Для создания реалистичной атмосферы автор использует в речи героев просторечия: «ихний», «ишь ты», «цуцык» и т.д. Юмор в рассказе «Хамелеон» подчеркивается гримасами героев: так, лицо надзирателя «заливается улыбкой умиления», когда он узнает, что приехал брат генерала, и собака принадлежит ему.

Критика

Конечно, рассказ «Хамелеон» на стал столь же всемирно известным литературным шедевром, как «Вишнёвый сад» или «Чайка», но он занял своё место в русской литературе, как пример классического русского рассказа.

О нем писали многие литературоведы, в том числе М. Семанова. Она описала художественные особенности рассказа «Хамелеон» и заострила внимание на роли художественной детали в книге:

С большим мастерством Чехов показывает шесть превращений Очумелова. В поведении, в речи, в интонациях Очумелова появляется то деспотическая, то рабья сущность его натуры. Властные, строгоначальственные нотки сменяются рабски-трусливыми, холопски-умиленными.

Этими резкими переходами в поведении и в речи Очумелова Чехов достигает комического эффекта. Такого же эффекта добивается писатель, рассказывая, как действующие лица серьезно, горячо обсуждают пустяковый вопрос: кому принадлежит собака. (М. Семанова, пояснение к рассказу «Хамелеон» из книги «А.П.Чехов. Рассказы», изд-во ДЕТГИЗ, 1954 г.)

Это, казалось бы, незначительное произведение известно каждому русскоговорящему читателю и даже было несколько раз экранизировано.

Источник

Анализ рассказа «Хамелеон» Чехов

В помощь студентам и ученикам мы предлагаем просмотреть краткий и полный анализ рассказа Чехова «Хамелеон». Данная раскладка произведения позволит глубже понять его в целом, выделить для себя основные смыслы.

Год написания и публикации — Произведение написано в 1884 году. В это же время оно было опубликовано в журнале «Осколки». В 1886 году автор внес корректировки, после чего произведение было включено в сборник «Пестрые рассказы». В 1971 год вышла экранизация, где данный рассказ был вставлен как эпизод фильма.
История создания — В период написания рассказа Чехов приступает к врачебной деятельности. Будучи студентом, он уже публикует некоторые свои сатирические рассказы в журналах, где описываются, в основном, веселые сценки из быта.
Жанр — Рассказ.
Направление — Сатира, реализм.
Основная идея — Низость, ограниченность, угодничество, страх перед начальством. Во главу угла ставятся не понятия нравственности, честности, справедливости, а собственная выгода, страх вышестоящих органов.
Тема — Человеческие пороки, рабская психология.
Проблема — Жалок человек, живущий в постоянном страхе перед высокопоставленными людьми. И ему тяжело жить и людям, окружающих его.
Композиция — Произведение построено на разговоре Хрюкина, Очумелова и реплик из толпы. В зависимости от фраз людей, Очумелов проявляет в себе способность хамелеона подстраиваться под начальство и угождать ему.

Читайте также:  Рассказ об одном из героев романа евгений онегин

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Психология раба, человеческие пороки.

Проблема: Подхалимство, льстивость, низкопоклонство превращают жизнь человека и его окружения в ад.

Для человека важно быть верным себе, уважать себя, сохранять достоинство, поступать честно и справедливо. Психология раба так въелась в сознание людей, что они иногда не видят вопиющей несправедливости и не могут ей противостоять.

Так, например, в рассказе толпа видит, что Очумелов не стремится разрешить конфликт по справедливости. Для него важно «выслужиться» перед генералом и не разозлить высокопоставленное лицо ни словом, ни делом. Несмотря на понимание ситуации, никто не возмущается Очумеловым, для многих людей такое поведение в порядке вещей.

Возникает вопрос, настолько ли важны выгоды, получаемые таким низким путем? Как не стать рабом, не превращать свою жизнь в позицию пресмыкающегося, способного менять цвет? Думаю, что на этот вопрос каждый способен ответить себе только сам. Мне хочется написать только о страхах, существующих перед властью. Этот страх, генетически закрепленный в нас, вызывает подобное поведение.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

В рассказе проявлен сатирический пафос произведения, где высмеиваются людские пороки. Таковы Очумелов и Елдырин, а Хрюкину важно лишь незаслуженно получить компенсацию, чтобы несколько дней не работать и продолжать выпивать.

При помощи диалогов, точно подобранных колоритных слов, Чехову удается метко высмеять персонажей, проявить их беспринципность, позицию пресмыкающихся, недостаток интересов в жизни. Читая рассказ, мы смеемся над этими людьми, которые выставлены в таком ярком, комичном свете.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Главные герои – полицейский Очумелов, ювелир Хрюкин и собака.

Образ Хрюкина находится в противоборстве с образом собаки, которой он сам же сунул в морду цигарку. Все сводится к тому, чью сторону возьмет Очумелов. Полицейский надзиратель колеблется до тех пор, пока не выясняет, кто хозяин собаки, как будто это принципиально важно.

В зависимости от того, кто хозяин собаки, образ Очумелова, то конфликтует с Хрюкиным и находится в единстве с собакой, то наоборот. Его не волнует, кто в этой ситуации виноват, а важно лишь не испортить отношения с генералом. Чехов замечательно описал собаку, которая предстанет в самых разных образах.

Образ городового находится в слиянии с полицейским. Образ Елдырина похож на тень Очумелова, предупреждающего любые его желания. Образ Очумелова с конфискованным крыжовником показывает, что полицейский надзиратель умеет прибрать к рукам чужое, не брезгует изъятым товаром.

Есть еще один персонаж – образ толпы. Толпа пытается помочь «следствию», находясь в противоборстве с Хрюкиным, который, видимо, пользуется дурной славой. Люди потешаются над «потерпевшим», смеется над ним.

п.4. Литературные приёмы

Автор не описывает внешность главных героев. Он лишь дает им фамилии, отражающие суть каждого из них. Этот прием подчеркивает универсальность, повсеместность образов, которые существовали и будут существовать во все времена. Такие люди есть и сейчас. И в нас могут проявиться эти же черты, но не всегда мы это замечаем.

Интересно читать, в каких фразах Очумелов выражает свое отношение к собаке – то эту «подлость» нужно «истребить», то она же – замечательная, «нежная тварь».

В оборотах речи своих персонажей писатель характеризует героев. Реплики, брошенные из толпы, например, «кажись», «в харю», «тяпни», говорят о том, что на площади собрался простой люд.

Очумелов сыплет штампами, соответствующими занимаемой должности: «по какому случаю», «протокол», «подчиняться постановлениям», но, когда его переполняют эмоции, то говорит, как малообразованный и недалекий человек: «покажу кузькину мать», «соскучились по братце».

Лексикон Хрюкина проявляет нахального человека, стремящегося урвать что-либо для себя: «я человек, который работающий», «пущай мне заплатят», «их благородие».

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт происходит между щенком и Хрюкиным, пьяненьким мастером золотых дел. В этот конфликт втягивается блюститель закона Очумелов, создавая новый конфликт между справедливым и честным выполнением своих обязательств и страхом перед высокопоставленными особами в лице генерала и его брата.

Источник

«Хамелеон» — краткое содержание и анализ рассказа А. П. Чехова

Известный писатель Антон Чехов в своих произведениях всегда обращался к порокам общества, стараясь показать их так, чтобы человек мог смеяться над собой, одновременно искореняя их. Его произведения актуальны и в наше время. Рассказ Чехова «Хамелеон», краткое содержание которого часто используют девятиклассники, загруженные домашними заданиями и подготовкой к экзаменам, нравится всем читателям.

История создания

Известно, что юмористическое произведение «Хамелеон» Антон Чехов написал на раннем этапе творчества, когда ещё обучался в мужской гимназии города Таганрога. Точная дата написания неизвестна. В то время свои рассказы никому не известный писатель печатал в различных юмористических журналах. Он публиковал короткие и смешные миниатюры под псевдонимом Антоша Чехонте.

Весёлый рассказ «Хамелеон» был создан Антоном Чеховым в 1884 году. В это время он как раз закончил учебу и поступил работать врачом, но своё сотрудничество с журналами продолжал. Впервые эта юмористическая миниатюра была опубликована в 36 номере журнала «Осколки», который вышел в свет 8 сентября 1884 года.

В 1886 году вышел сборник писателя Чехова, куда было помещено и это произведение, но только уже с небольшими изменениями. Позднее, ещё при жизни писателя, этот рассказ Антона Павловича был переведён на многие языки:

Характеристика главных героев

Персонажи в чеховской миниатюре — разные люди, которые отличаются не только своим внешним видом и поведением, но, прежде всего, характером. Так как рассказ «Хамелеон», краткое содержание которого изложено ниже, — небольшой по объёму, и у автора нет возможности дать каждому герою произведения характеристику, то он использует для этого такой литературный пример, как «говорящие фамилии». В произведении есть несколько главных героев:

Хрюкин, как называет его писатель, — «золотых дел мастер», любит выпить и поскандалить. Не прочь поживиться за чужой счёт, поэтому легко может и обманывать, и лицемерить. Животных не любит. Не любит он и работать — заниматься своим ювелирным делом. Толпа, которая собирается вокруг него, смеется над Хрюкиным, так как не уважает его и совершенно не жалеет.

Интересна роль и другого главного героя — полицейского надзирателя Очумелова, предстающего перед читателем в новой шинели и с узелком, которым кто-то его «отблагодарил». Кажется, шинель — это символ власти, но уже вскоре читатель понимает, что у этого человека нет никаких принципов, он труслив и правда для него всегда будет у тех, кто выше чином и богаче.

Если же проанализировать ещё и речь этого действующего лица, то можно увидеть, что она бедна, невыразительна, а порой даже несвязна и нелогична. В ней много просторечных слов и речевых штампов. Поэтому можно сделать вывод, что Очумелов — необразованный человек, хотя и представляет власть.

Его помощник Елдырин также глуп. Автор и к полицейскому надзирателю, и к городовому обращается только по фамилии, чтобы подчеркнуть не только их официальный статус, но и безликость. Елдырин появляется перед читателем с решетом, наполненным крыжовниом. Это тоже взятка Очумелова, а городовой покорно носит за ним вещи и исполняет все его приказания. Елдырин описан Чеховым рыжим, жалким и смешным.

Читайте также:  Рассказ о ермиле гирине биография

Второстепенные действующие лица

Для того чтобы понять кратко сюжет произведения «Хамелеон», автор вводит в текст не только главных героев, но и второстепенных персонажей:

О первом герое известно немного: он брат генерала и пользуется уважением у народа. Сам же генерал внушает всем окружающим не только уважение, но и трепет. Это видно уже по тому, как сам народ защищает генеральскую собаку.

Прохор — генеральский повар, который по своему характеру прост и бесхитростен. Он помогает полицейскому надзирателю понять, чья же всё-таки эта собака. И при этом говорит правду.

Есть в рассказе ещё один герой — это собака, вокруг которой и происходит действие. Видно, что за время рассказа её статус постоянно меняется. Описание животного автор даёт более детально. Так, вначале она просто «главная подозреваемая», а уже вскоре её называют «скотиной» и «подлой». А когда узнают, что это животное принадлежит генералу, то становится «собачонкой» и «нежной тварью».

Краткий пересказ

В «Хамелеоне» Чехова действие происходит на базарной площади, которую ранним утром пересекают полицейский надзиратель и городовой. Вдруг неожиданно они слышат крики и собачий визг. Вскоре они уже видят, как к ним бежит собака, которая выскочила из-за склада купца Пичугина. Она бежит на трёх ногах, а её преследует полупьяный мужчина — Хрюкин, который, догнав собаку, тут же хватает её за задние лапы.

На этот шум быстро собирается народ. И тогда Очумелов решает разобраться в том, что же происходит. Оказалось, что возле складов стоит Хрюкин, который всем известен как «золотых дел мастер». Он поднял правую руку вверх, чтобы все могли видеть его окровавленный палец. В центре всей толпы сидит щенок породы борзых белого окраса и с жёлтым пятнышком на спине.

На вопросы полицейского Хрюкин объясняет, что бродячая собака вдруг неожиданно укусила его за палец. А ведь он ювелир, работа у него мелкая и может работать только целыми руками. А теперь из-за этой собаки он не сможет пальцем пошевелить целую неделю, поэтому и понесёт ущерб.

Надзиратель сразу же стал выяснять, кому принадлежит собака, чтобы оштрафовать хозяина и выплатить компенсацию Хрюкину, а животное — истребить. Но тут кто-то неожиданно из толпы высказывает предположение о том, что, скорее всего, этот пёс — генеральский. После этого известия Очумелову становится жарко и он тут же просит своего помощника снять с него пальто.

Очумелов набросывается с упрёками на Хрюкина, обвиняя его в том, что тот сам палец гвоздиком наверняка расковырял, а затем стал всем врать, указывая на бедное животное. Даже была версия о том, что Хрюкин «тыкал» сигаретой в бедное животное. Но вот тут начинает сомневаться помощник Очумелова, говоря о том, что у Жигалова такой породы нет, вроде бы у него «все больше легавые».

Услышав это, полицейский надзиратель тоже меняет своё поведение. Он начинает спокойно рассказывать ювелиру, что просто так не стоит этого дела оставлять, а собаку стоит всё-таки проучить. Новый выкрик из толпы о том, что всё-таки собака генеральская, приводит Очумелова в трепет и ему вдруг становится холодно. Он приказывает накинуть на него пальто и опять грозит Хрюкину. Тут же отдает распоряжение отвести собаку генералу.

Мимо этой толпы проходит повар Прохор, который работает у генерала. Он сразу говорит, что собака не генеральская. Очумелов, услышав это, тут же делает вывод о том, что собаку нужно истребить. Но после такого заявления Прохор тут же говорит, что к генералу приехал брат, и это его собака.

Такое заявление тут же приводит Очумелова в другое состояние, так как он с умилением начинает смотреть на этого щенка, говорит, что Хрюкин очумел, под смех толпы прогоняет его, продолжает своё шествие, а собаку распоряжается доставить генералу.

Анализ произведения

Подробный анализ и краткое содержание «Хамелеона» Чехова поможет понять тему, основную мысль и идею этого рассказа. Итак, тема чеховской миниатюры заключается в том, чтобы обличить чинопоклонство, подхалимство, пороки и приспособленчество, которое царит и в современном мире.

В тексте Антон Павлович Чехов поднимает несколько проблем, которые тесно между собой переплетены:

Это произведение можно отнести к такому литературному направлению, как реализм. По жанру это рассказ, который написан сатирически. Основные признаки жанра рассказа:

Композиция строится на основе реплик полицейского надзирателя, Хрюкина и толпы. В зависимости от того, какую реплику бросает кто-то из толпы, определяется и поведение Очумелова. Так проявляется «хамелеонность» полицейского надзирателя. Строение рассказа построено так, чтобы показать, как люди пытаются угодить начальству и подстраиваются под них.

Чехов основной идей своего произведения решил показать, как низок человек, который обладает психологией раба. Поэтому основная мысль приводит читателя к тому, что человек в любой ситуации должен поступать справедливо, придерживаться одной выбранной позиции, чтобы не быть таким смешным и жалким, как Очумелов и его помощник.

Все чеховские герои не имеют индивидуальных чёрт, что позволяет говорить о том, что таких людей всегда было много, ведь каждый человек может оказаться хамелеоном. А характеристика персонажей чеховского рассказа может быть использована для написания творческих работ и для читательского дневника.

Экранизация повести

Впервые чеховский рассказ был экранизирован в 1929 году, когда режиссёр Яков Протазанов выпустил киноальманах «Чины и люди». Эта немая кинолента состояла из трёх отдельных новелл. Одна из них и была снята по произведению «Хамелеон» Антона Чехова. В этом фильме роль Очумелова сыграл известный актёр Иван Москвин, который сравнивал своего персонажа с медведем. А вот роль злоумышленника Хрюкина была талантливо сыграна актёром Владимиром Поповым.

Следующая экранизация романа состоялась в 1971 году, когда режиссёры Юрий Сааков и Игорь Ильинский сняли киноленту «Эти разные, разные, разные лица…». Теперь в эту кинокартину вошло семь новелл, и все роли в них исполнял Игорь Ильинский.

Несмотря на то что на сцене уже была поставлена пьесе по чеховскому произведению, в 2004 году режиссёр Миливое Милошевия снял киноленту «Хамелеон». А уже через пять лет по этому юмористическому рассказу Чехова был снят и российский мультипликационный фильм-сказка «Очумелов» режиссёра Алексея Демина.

Чеховский рассказа «Хамелеон» занимает почётное место не только в русской литературе, но и в мировой. Каждый школьник знает, кто написал «Хамелеон». А сюжет произведения остаётся актуальным и в наше время, поэтому так легко читается полностью эта книга.

Источник

Познавательное и интересное