Анализ и основная идея рассказа Чехова «Хамелеон»
Антон Павлович — необыкновенный писатель. В текстах своих работ, будь они выполнены в жанре повести или пьесы, автор высмеивал все недостатки общества, остающиеся актуальными и в наши дни. Доказательство тому — произведение «Хамелеон», которое Чехов написал в 1884 году. Анализ рассказа позволит понять основную тему и мысль, показанные автором — лизоблюдство и беспринципность, пороки, существующие в каждом обществе.
Сюжет и смысл названия
Жителя провинциального городка по фамилии Хрюкин укусил щенок. Пострадавший обращается к полицейскому надзирателю Очумелову с требованием выплатить ему компенсацию за полученную травму. Но кто-то из наблюдавших за этой сценой предположил, что хозяин песика — генерал. Очумелов тут же готов обрушить меч Фемиды на голову самого жалобщика, но сопровождающий его городовой заявляет, что собака не принадлежит названному человеку.
Судьба четвероногого снова под угрозой. Ситуация несколько раз поворачивается на 180 градусов, пока не выясняется, что собака принадлежит не генералу, а его брату, после чего щенка отводят к хозяину, а над Хрюкиным все смеются.
Даже поверхностный пересказ сюжета раскрывает смысл названия произведения. Как известно, хамелеон — ящерица, обладающая способностью изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Так и главный герой мгновенно подстраивается под ситуацию.
Краткое содержание
Провинциальный городок. Базарная площадь, по которой шагает полицейский надзиратель Очумелов. Его сопровождает городовой Елдырин. Оба несут «конфискат»: один — решето, наполненное крыжовником, другой — узелок с каким-то товаром. Кроме представителей закона, на площади никого нет.
Тишину нарушает крик, затем раздается визг собаки. На площадь выбегает прихрамывающий щенок. Следом выскакивает ювелир Хрюкин и ловит животное. Их мгновенно окружает толпа. Хрюкин поднимает руку, и люди видят, что у него поранен палец. Ювелир кричит, что, мол, его укусила эта собака. Он требует, чтобы потерю трудоспособности компенсировали деньгами.
Очумелов пользуется случаем и демонстрирует, кто здесь власть. «Я покажу вам, как собак распускать!», — изрекает он и приказывает городовому выяснить, кто хозяин щенка, составить протокол, а животное умертвить. Из толпы кто-то выкрикнул, что это, похоже, зверек генерала Жигалова. Очумелова бросило в жар: неужели он приговорил к смерти собаку такого человека?
Полицейский напустился на Хрюкина, заявляя, что тот сам умышленно поранил палец, а вину свалил на животное. Когда городовой усомнился в том, что собака генеральская, Очумелов опять переменил мнение. Теперь ему кажется, что даже внешний вид щенка — «чёрт знает что». Он подбадривает Хрюкина, советует отстаивать свою правоту.
Елдырин вдруг вспомнил, что видел такого щенка на генеральском дворе. Надзирателя из жара бросило в холод. Он тут же приказывает городовому отвести собаку к генералу и сообщить ему, что нашел животное именно он, Очумелов. Теперь щенок, по его мнению, не «черт знает что», а «нежная тварь». Хрюкина же страж порядка назвал болваном.
Появляется повар по имени Прохор, который служит в доме Жигалова. Он говорит, что у генерала таких собак нет. Очумелов немедленно заключает, что щенок бродячий и накладывает резолюцию: «Истребить, вот и всё». Едва надзиратель это произнес, как Прохор сообщил, что собака принадлежит гостящему у генерала брату. Очумелов с умильной улыбкой отдает щенка повару, а ювелиру грозит: «Я еще доберусь до тебя!».
Действующие лица
Рассказ Чехова — своего рода художественно переработанный анекдот. Пропитанное сарказмом, сатирой, символическими деталями и красочными образами, произведение является визитной карточкой Антона Павловича. Повествование о «расследовании» полицейского Очумелова переполнено скачками настроения и мгновенными переменами во взглядах правосудия на все происходящее. Хамелеонство, угодливость власть имущим, полное отсутствие принципов — это основные качества тех, кто следит за правопорядком в городе.
Полицейский надзиратель Очумелов
Автор наделяет его говорящей фамилией, которая происходит от глагола очуметь, то есть одуреть, потерять соображение. Этот персонаж занимает самую низкую ступень служебной лестницы, его чин соответствует 14-му классу в Табеле о рангах. Поэтому он трепещет перед теми, кто сколько-нибудь выше его по званию, а уж генерал видится ему на недосягаемой высоте. Но все же Очумелов обладает властью и чувствует, что его побаиваются подчиненные и обыватели.
Писатель фокусирует внимание на его шинели, которую городовой Елдырин то снимает со своего непосредственного начальника, то надевает на него. При этом Чехов отмечает, что одежонка та новая. Видимо, Очумелов недавно вступил в должность и в полной мере наслаждается преимуществами своего положения. В частности, ему льстит, что к нему обращаются «ваше благородие», хотя он не дворянин.
В рассказе нет словесного портрета полицейского надзирателя, но речевая характеристика этого героя настолько ярка, что легко представить его облик. Речь Очумелова:
Очумелов бесцеремонно «тыкает» всем, к кому обращается, а о генерале подобострастно говорит во множественном числе. Смесь всего перечисленного выдает человека некультурного, грубого, наглого и в то же время трусливого.
Хрюкин и Елдырин
У ювелира тоже говорящая фамилия, его сходство с соответствующим животным легко прослеживается. Мало того, что Хрюкин издевался над щенком, так он еще вознамерился обвинить животное, которое, защищаясь, укусило его за палец. Ювелир надеялся извлечь выгоду из полученной травмы. При этом он:
Бескультурная речь Хрюкина в сочетании с его внешностью («верзилина» с полупьяным лицом) совсем не вяжется с профессией ювелира, которая предполагает тонкий вкус и деликатность. Когда из толпы выкрикнули обвинение в его адрес, тот, рассчитывая на содействие блюстителя закона, заговорил о нем с подобострастием: «Их благородие умный господин…». Но на всякий случай решил показать, что и за ним стоит какая-никакая сила, напоминая, что его брат служит жандармом. Так что и Хрюкин тоже в некоторой степени хамелеон.
У городового Елдырина фамилия связана с глаголом «подъелдыривать» — подпевать, вторить, поддакивать, — чем ее носитель и занимается. Так что он тоже не лишен хамелеоньих черт.
Обитатели городка
Население его насчитывает не более 4 тыс. человек. Жизнь в этом городке протекает сонно, вяло, даже на базаре безлюдно. Такой пустяк, как укушенный палец, для жителей города развлечение. Они, словно материализовавшись из воздуха, обступили ювелира и щенка, наблюдая, что будет дальше, а когда вмешалась полиция, событие превратилось в интересный спектакль.
Стоит проследить за действием толпы с момента, когда в происшествие вмешивается Очумелов. Сначала она молча смотрит на Хрюкина, поднявшего окровавленный палец, и на щенка у его ног. Когда оказалось, что собака, возможно, генеральская, и Очумелов обрушивает свой гнев на ювелира, толпа, обретает голос, поддерживая стража порядка. Некто кривой спешит наябедничать, что Хрюкин тыкал животному в морду «цигаркой» и называет его вздорным человеком.
Если же чаша весов склоняется в пользу ювелира, тогда толпа вновь выжидательно замолкает. Когда, в конце концов, выясняется, что хозяин собаки хоть и не генерал, но его близкий родственник, и становится понятно, что Хрюкин потерпел поражение, толпа смеется над ним. Получается, что обыватели ведут себя по-хамелеонски: кто выигрывает, того они и поддерживают.
В рассказе есть еще одно действующее лицо, точнее, мордочка. Это щенок, из-за которого разгорелся весь сыр-бор. Читатель видит его рядом с «верзилиной», который только что повредил ему лапку. Песику страшно, он дрожит, из глаз текут слезы. Никто ни из участников конфликта, ни из наблюдателей не выразил ни малейшего сочувствия несчастному животному. Если бы щенку не повезло с хозяином, его участь была бы плачевной.
В дневниках Чехова много умных фраз, ставших крылатыми. Есть и такая: «доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой». Плоховато обстоят дела с хорошими людьми в уездном городе.
История создания
Это произведение Чехова написано в 1884 г. К тому времени Антон Павлович, 24-летний выпускник медицинского факультета Московского университета, начинающий врач, был уже довольно известным автором коротких рассказов, которые часто публиковались в юмористических журналах. Чеховым они снисходительно назывались «мелочишками». Но среди них есть подлинные шедевры, в том числе и «Хамелеон». Два года спустя вышел в свет чеховский сборник «Пестрые рассказы». Это была первая из книг молодого писателя, которая широко обсуждалась читателями и критиками.
В 1971 г. на телеэкраны вышел фильм по мотивам чеховских рассказов «Эти разные, разные лица», куда вошло и рассматриваемое произведение. Все роли в телефильме исполнил замечательный актер Игорь Ильинский. А в 2009 г. был снят мультфильм «Очумелов». При его создании была использована фонограмма «Этих разных, разных лиц», и получилось, что Ильинский озвучил фильм, снятый через 22 года после ухода артиста из жизни. Кинолента «Очумелов» вышла в рамках проекта «Русская классика — детям».
Основная идея
В школах «Хамелеона» проходят в 7-ом классе. В рассказе подняты проблемы, актуальные в 13-летнем возрасте. Это время, когда меняются приоритеты и установки, выстраиваются новые отношения друг к другу и к старшим, появляются неформальные лидеры, пересматриваются жизненные ценности.
Стоит обозначить эти проблемы:
«Хамелеон» дает богатый материал для обсуждения этих вопросов. И изучая рассказ, созданный почти 120 лет назад, можно отметить, что они никуда не исчезли. При написании сочинения на тему: «Анализ рассказа Чехова «Хамелеон» следует воспользоваться планом. Материал статьи также поможет подготовиться к открытому уроку по литературе.
Рассказ Чехова «Хамелеон»: краткое содержание и анализ, 7 класс
«Хамелеон», рассказ А.П. Чехова. Краткое содержание. Русская литература, 7 класс. Читать произведение полностью. Аудиокнига и пересказ. Анализ: тема, герои, смысл названия.
«Хамелеон» — юмористический рассказ А.П. Чехова, опубликованный в 1884 году под псевдонимом «А. Чехонте». В центре повествования — полицейский надзиратель, несколько раз меняющий отношение к происшествию с щенком из-за сомнений, бродячая перед ним собака или генеральская.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Полный текст рассказа «Хамелеон» можно прочитать в «Викитеке». Аудиоверсию можно послушать на YouTube.
В 2009 году режиссер Алексей Дёмин снял по мотивам чеховского рассказа мультфильм «Очумелов».
Краткое содержание чеховского «Хамелеона»
Через рыночную площадь в сопровождении городового шагает полицейский надзиратель Очумелов. Вдруг он слышит собачий визг: это борзой щенок до крови цапнул за палец золотых дел мастера Хрюкина.
Очумелов возмущен: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!». Он велит городовому Елдырину составить протокол, а собаку «истребить немедля».
Из толпы говорят, что собака, возможно, принадлежит генералу Жигалову. Заслышав о генерале, надзиратель тут же начинает ругать покусанного Хрюкина: «Как она могла тебя укусить. Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком…».
Из толпы подсказывают, что Хрюкин тыкал собаке «цыгаркой в харю для смеха». Мастер спорит, уверяя, что это ложь.
Иллюстрация Сергея Герасимова
Но тут рыжий городовой заявляет, что собака не очень-то похожа на генеральскую. Очумелов снова ругает щенка: «Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…».
Однако городовой начинает сомневаться в собственных словах: может, собака и генеральская, недавно похожую он видел у Жигалова во дворе. Очумелов опять говорит про пса с почтением: велит отвести к генералу и узнать, не его ли это щенок.
Мимо идет генеральский повар Прохор. Он сообщает, что это не их собака. Очумелов в очередной раз меняет указание: собаку истребить. Но повар продолжает: собака не генерала, а его брата.
Очумелов расплывается в улыбке: «Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха…».
Повар уводит борзого щенка, а толпа смеется над Хрюкиным. Погрозив мастеру напоследок, полицейский надзиратель уходит.
Иллюстрация Дмитрия Кардовского
Анализ произведения
Тема рассказа
Тема «Хамелеона» — беспринципность, готовность бесконечно менять свою точку зрения и поведение в зависимости от кажущейся выгоды.
Смысл названия
Хамелеон — это ящерица, способная менять окраску ради маскировки. Точно так же полицейский надзиратель Очумелов ежеминутно меняет взгляд на ситуацию. Он то ругает собаку и велит ее «истребить», то заступается за щенка и грозит пострадавшему Хрюкину. При этом меняется даже манера разговора, а сам надзиратель то снимает, то надевает пальто.
Создается впечатление, что в Очумелове нет ничего постоянного — только желание ненароком не обидеть генерала.
Герои
Чехов традиционно не раздает героям авторских оценок и даже не приводит подробных описаний. Он показывает небольшой эпизод из жизни, позволяющий читателям самим составить мнение о персонажах по их словам и действиям.
Главный герой рассказа — полицейский надзиратель Очумелов, человек необразованный и косноязычный. С лавочниками он демонстрирует строгость, ведет себя как самодовольный начальник. Но при словах о генерале он резко становится подобострастным и скромным. Очумелов то и дело говорит о порядке, но вместо стремления разобраться в ситуации демонстрирует отсутствие принципов и желание выслужиться перед генералом.
Хрюкин — полупьяный мастер, которому прокусил палец борзой щенок. Сначала он врет полицейскому, что собака укусила его просто так, но потом выясняется, что Хрюкин дразнил щенка, тыкая ему сигаркой в морду.
Городовой Елдырин — безликий подчиненный Очумелова. О нем известно лишь то, что он рыжий. В рассказе работа полицейского сводится к тому, что он несет сито с конфискованным крыжовником и помогает надзирателю снять пальто. Он то говорит, что собака не похожа на генеральскую, то вдруг соглашается, что она может принадлежать Жигалову.
Повар Прохор не описывается вообще. Он лишь сообщает толпе, что собака принадлежит не генералу, а его брату. Благодаря этому Очумелов успевает еще дважды сменить тон и отношение к делу.
Иллюстрация Кукрыниксов
В чем идея рассказа
Чехов, как и во многих других произведениях, высмеивает рабское сознание соотечественников, их раболепство и угодничество. Как и в рассказе «Толстый и тонкий», в центре внимания автора — человек, который полностью меняется, едва речь заходит о высоких чинах.
А поскольку этим «хамелеоном» оказывается полицейский начальник, который должен обеспечивать порядок и законность, читатель невольно задумывается о том, что именно из-за таких беспринципных людей в России вечно творятся глупость и несправедливость.
Анализ рассказа «Хамелеон» Чехов
В помощь студентам и ученикам мы предлагаем просмотреть краткий и полный анализ рассказа Чехова «Хамелеон». Данная раскладка произведения позволит глубже понять его в целом, выделить для себя основные смыслы.
Год написания и публикации — Произведение написано в 1884 году. В это же время оно было опубликовано в журнале «Осколки». В 1886 году автор внес корректировки, после чего произведение было включено в сборник «Пестрые рассказы». В 1971 год вышла экранизация, где данный рассказ был вставлен как эпизод фильма.
История создания — В период написания рассказа Чехов приступает к врачебной деятельности. Будучи студентом, он уже публикует некоторые свои сатирические рассказы в журналах, где описываются, в основном, веселые сценки из быта.
Жанр — Рассказ.
Направление — Сатира, реализм.
Основная идея — Низость, ограниченность, угодничество, страх перед начальством. Во главу угла ставятся не понятия нравственности, честности, справедливости, а собственная выгода, страх вышестоящих органов.
Тема — Человеческие пороки, рабская психология.
Проблема — Жалок человек, живущий в постоянном страхе перед высокопоставленными людьми. И ему тяжело жить и людям, окружающих его.
Композиция — Произведение построено на разговоре Хрюкина, Очумелова и реплик из толпы. В зависимости от фраз людей, Очумелов проявляет в себе способность хамелеона подстраиваться под начальство и угождать ему.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Психология раба, человеческие пороки.
Проблема: Подхалимство, льстивость, низкопоклонство превращают жизнь человека и его окружения в ад.
Для человека важно быть верным себе, уважать себя, сохранять достоинство, поступать честно и справедливо. Психология раба так въелась в сознание людей, что они иногда не видят вопиющей несправедливости и не могут ей противостоять.
Так, например, в рассказе толпа видит, что Очумелов не стремится разрешить конфликт по справедливости. Для него важно «выслужиться» перед генералом и не разозлить высокопоставленное лицо ни словом, ни делом. Несмотря на понимание ситуации, никто не возмущается Очумеловым, для многих людей такое поведение в порядке вещей.
Возникает вопрос, настолько ли важны выгоды, получаемые таким низким путем? Как не стать рабом, не превращать свою жизнь в позицию пресмыкающегося, способного менять цвет? Думаю, что на этот вопрос каждый способен ответить себе только сам. Мне хочется написать только о страхах, существующих перед властью. Этот страх, генетически закрепленный в нас, вызывает подобное поведение.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
В рассказе проявлен сатирический пафос произведения, где высмеиваются людские пороки. Таковы Очумелов и Елдырин, а Хрюкину важно лишь незаслуженно получить компенсацию, чтобы несколько дней не работать и продолжать выпивать.
При помощи диалогов, точно подобранных колоритных слов, Чехову удается метко высмеять персонажей, проявить их беспринципность, позицию пресмыкающихся, недостаток интересов в жизни. Читая рассказ, мы смеемся над этими людьми, которые выставлены в таком ярком, комичном свете.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Главные герои – полицейский Очумелов, ювелир Хрюкин и собака.
Образ Хрюкина находится в противоборстве с образом собаки, которой он сам же сунул в морду цигарку. Все сводится к тому, чью сторону возьмет Очумелов. Полицейский надзиратель колеблется до тех пор, пока не выясняет, кто хозяин собаки, как будто это принципиально важно.
В зависимости от того, кто хозяин собаки, образ Очумелова, то конфликтует с Хрюкиным и находится в единстве с собакой, то наоборот. Его не волнует, кто в этой ситуации виноват, а важно лишь не испортить отношения с генералом. Чехов замечательно описал собаку, которая предстанет в самых разных образах.
Образ городового находится в слиянии с полицейским. Образ Елдырина похож на тень Очумелова, предупреждающего любые его желания. Образ Очумелова с конфискованным крыжовником показывает, что полицейский надзиратель умеет прибрать к рукам чужое, не брезгует изъятым товаром.
Есть еще один персонаж – образ толпы. Толпа пытается помочь «следствию», находясь в противоборстве с Хрюкиным, который, видимо, пользуется дурной славой. Люди потешаются над «потерпевшим», смеется над ним.
п.4. Литературные приёмы
Автор не описывает внешность главных героев. Он лишь дает им фамилии, отражающие суть каждого из них. Этот прием подчеркивает универсальность, повсеместность образов, которые существовали и будут существовать во все времена. Такие люди есть и сейчас. И в нас могут проявиться эти же черты, но не всегда мы это замечаем.
Интересно читать, в каких фразах Очумелов выражает свое отношение к собаке – то эту «подлость» нужно «истребить», то она же – замечательная, «нежная тварь».
В оборотах речи своих персонажей писатель характеризует героев. Реплики, брошенные из толпы, например, «кажись», «в харю», «тяпни», говорят о том, что на площади собрался простой люд.
Очумелов сыплет штампами, соответствующими занимаемой должности: «по какому случаю», «протокол», «подчиняться постановлениям», но, когда его переполняют эмоции, то говорит, как малообразованный и недалекий человек: «покажу кузькину мать», «соскучились по братце».
Лексикон Хрюкина проявляет нахального человека, стремящегося урвать что-либо для себя: «я человек, который работающий», «пущай мне заплатят», «их благородие».
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт происходит между щенком и Хрюкиным, пьяненьким мастером золотых дел. В этот конфликт втягивается блюститель закона Очумелов, создавая новый конфликт между справедливым и честным выполнением своих обязательств и страхом перед высокопоставленными особами в лице генерала и его брата.
Анализ «Хамелеон» Чехов
А. П. Чехов – удивительный писатель. Нескольких страниц ему было достаточно для того, чтобы раскрыть пороки общества, которые актуальны и ныне. Свидетельством этого является произведение «Хамелеон». Изучают его в 9 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет во время подготовки к уроку и ЕГЭ. Для удобства к детальному анализу прилагается краткий разбор по традиционному плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Хамелеон.
Год написания – 1884 г.
История создания – Произведение было написано, когда А. П. Чехов уже работал врачом. Как писатель он тогда был почти неизвестен, но некоторые его произведения уже были опубликованы.
Тема – Центральная тема рассказа – подхалимство и приспособленчество, пороки, которые имеют место в любом обществе
Композиция – В основе формальной организации произведения разговор Очумелова, Хрюкина и людей из толпы. Реплика, брошенная из толпы, определяет ответ Очумелова, показывает его склонность к «хамелеонству». Такое строение рассказа позволяет разоблачить людей, которые подстраиваются под обстоятельства, пытаются угодить начальству.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм, сатира.
История создания
История создания произведения «Хамелеон» относится к периоду, когда А. П. Чехов начал работать врачом. Будучи студентом, он начал трудиться в жанре коротких сатирических рассказов. Предпочтение писатель отдавал бытовым сценкам. Некоторые его произведения уже успели увидеть мир на страницах отечественных журналов. Год написания «Хамелеона» – 1884. В этот же год произведение было напечатано в журнале «Осколки» под псевдонимом «А. Чехонте». В 1886 г. несколько измененный рассказ вошел в сборник «Пёстрые рассказы».
В 1971 г. произведение экранизировали как эпизод фильма «Эти разные, разные, разные лица…»
Посмотрите, что еще у нас есть:
Рассказ «Хамелеон» занял почетное место не только в русской, но и в мировой литературе, что объясняется его темой и идейным звучанием. В «Хамелеоне» анализ нужно начинать с характеристики проблем и образов.
В центре произведения мотивы подхалимства и приспособленчества. В контексте них формируется проблематика: сущность системы правосудия, рабская психология, непостоянность взглядов. Все проблемы тесно переплетаются.
Система образов неразветвленная. Главные герои – полицейский надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин, второстепенную роль играет толпа, из которой то и дело раздаются реплики по поводу того, кто хозяин собаки. А. Чехов не описывает внешность, характер героев, зато дает им красноречивые фамилии.
В первых абзацах читатель наблюдает интересную ситуацию: через базар шагает полицейский надзиратель Очумелов, неподалеку от него слышится визг и ругань. Оказывается, собака укусила Хрюкина. Народ просит стражу правопорядка разобраться в случившемся. Тот направляется к толпе и начинает выяснять обстоятельства. Дело доходит до собаки. Очумелов пытается узнать, кто ее хозяин. Из толпы раздается предположение, что это щенок генерала. Надзиратель начинает обвинять Хрюкина. В этот момент кто-то заявляет, что у генерала таких собак не было. Услышав это, Очумелов снова становится на защиту укушенного. Так продолжается до конца рассказа. Наконец, выясняется, что собака – любимец брата генерала. Животное «оправдывают».
После прочтения произведения становится понятен смысл названия. Хамелеон – человек, который пытается приспособиться к ситуации так, чтобы угодить начальству, извлечь для себя выгоду. Причем, преследуя такие цели, «хамелеону» не стыдно быть посмешищем. В рассказе эти негативные качества воплотились в образе надзирателя Очумелова.
Идея рассказа – осудить подхалимство, показать насколько низок человек с рабской психологией.
Основная мысль: в любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции. В любой ситуации оставаться верным себе, вести себя достойно – вот чему учит писатель.
Композиция
Особенность композиции произведения в том, что незамысловатый сюжет подан посредством диалогов: разговор Хрюкина, Очумелова и толпы зевак. Реплика, брошенная из толпы, определяет ответ Очумелова, показывает его склонность к «хамелеонству». Несюжетные элементы лаконичные, важную роль в донесении идеи рассказа А. Чехова «Хамелеон» играют художественные детали. Например, в первых строках сказано, за Очумеловым идет городовой, неся решето с конфискованным крыжовником. Нетрудно догадаться, что ягоды были отобраны нечестно и это первый намек на характер надзирателя.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Хамелеона».
Жанр произведения – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, два главных героя. В произведении «Хамелеон» переплелись признаки двух направлений – реализма и сатиры. Автор при помощи языка, комичной ситуации резко высмеивает Очумелова.