Рассказ чехова хамелеон в чем юмор рассказа

Сказки

Сатира и юмор в рассказе Чехова «Хамелеон»

Антон Чехов — писатель девятнадцатого века, поднимающий в своих великолепных произведениях проблемы современного мира. Повествователь исследует проблемные вопросы, обличает жизненные явления, показывая неустройство, несовершенство нынешнего общества, где нет духовного развития, и главное место занимает зло и власть. Пошлость в чеховских рассказах высмеивается автором. Этой теме посвящено знаменитое произведение «Хамелеон». Легко и просто автор смеется над «хамелеонством», которое царит в обществе. Автор постоянно напоминает: приспособленчество стало нормой жизни для людей.

Основной чеховский образ — полицейский. Надзиратель полиции Очумелов целыми днями ходить по городу. В его обязанности входит наводить порядок. На деле оказывается, что понятие долга у него подменяется умением выслужиться, лебезить перед высшими чинами, подло, низко относиться к низшим сословиям, унижая их. Пошлый мир автор обличает, используя юмор и сатиру. Высмеивает Чехов основного персонажа, являющийся представителем власти. Чеховское действующий образ унижается перед начальством, теряя свое достоинство, его поведение пошлое, фальшивое.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Очумелов, как кажется, несет ответственно свою службу и является по первому зову. Сразу сообщает толпе, которая собралась на месте происшествия, что укуса бродячей собаки он просто так не оставит. Утверждает, что пора оштрафовать владельцев, распускающих питомцев, делая из них бродячих. Какое-то время ругается, пытаясь разобрать дело об укусах. Он полностью в это время на стороне Хрюкина, но эта солидарность с потерпевшим человеком длится недолго.

Вдруг кто-то из народа сообщает, что этот преступник принадлежит генералу. Очумелов, не ожидавший такой развязки, начинает рассматривать собаку. Перед ним малыш породы борзой, окрас которого белоснежный, есть одно пятнышко желтого цвета — на спине. Мордочка у преступника острая, но милая. И тут тон жандарм резко меняется. Очумелов прекрасно понимает, что генерал Жигалов просто так не оставит его решение, если будет не в его пользу. И он тут же начинает оправдывать пса. По рассуждениям представителя власти и закона, виноват сам Хрюкин. Дескать, сам гвоздем поранил свой палец, а потом решил все свалить на маленькую собачонку, которая ему даже до пальца не дотянется.

Антон Чехов показывает, как резко меняется человек, он сам себя унижает, ведь лебезит не только перед генералом, которого-то и рядом нет, но он унижается даже перед щенком. Он старается показать себя так, чтобы выглядеть хорошим и что службу свою знает и несет исправно, чтобы об этом рассказали генералу. Давая поручение, отвести ее хозяину, напоминает, что обязательно нужно сказать, что нашел и хорошо с ней обошелся Очумелов. При этом он дает наставление о том, что чтобы аккуратней ее выпускали на улицу, так как много необразованных людей из низшего сословия, которых он грубо называет «свиньи», будут на улице ей сигаретами прямо в мордочку тыкать.

А лучше вообще не выпускать ее на улицу, чтобы держать подальше от этих грубых людей. И тут Очумелов несколько раз проводит сравнение между собакой и человеком. По его мнению, собака — это дорогая и нежная тварь, а человек — это свинья. Очумелов пытается выслужиться перед генералом, но сомнения его не покидают. Он все-таки до конца не уверен, что собака принадлежит генералу, что его поступок правильный, поэтому он продолжает разговаривать вслух, обращаясь то ли к себе, то ли к толпе, которая собралась на центральной площади небольшого города.

И когда кто-то из собравшегося народа выкрикивает, что у генерала собака другой породы, то и Очумелов меняет свое мнение. Он начинает говорить о том, что от бродячих собак стоит избавляться. И после того, как на его размышления о том, что всех бездомных собак нужно уничтожат и истреблять, кто-то выкрикивает, то он задумывается. И тут опять голос из толпы меняет все его планы. Он сообщает, что животное принадлежит брату генерала, приехавшему вчера в гости. И Очумелов начинает выслуживаться перед генералом. Оказывается, что истина его мало интересует. А больше важно преклонение перед тем, у кого власти больше. И это высмеивает автор. Карьера для таких людей становится главенствующим в жизни, а все остальные нравственные ценности и качества отходят на второй план.

Есть в повествовании еще один персонаж — потерпевший Хрюкин. Такие люди у читателя не может вызвать сочувствия или жалости. Автор сам объясняет, что у него вздорный характер. К такому человеку, который может безобидной собаке тыкнуть «цигаркой в харю» ради веселья, может быть лишь только презрение.

В рассказе используется диалог, помогающий полно раскрыть характеры основных персонажей. Так, фразы и слова Очумелова грубы, он неправильно строит предложения и не может подобрать слова, чтобы выразить свои мысли, поэтому многие предложения в его речи неполные. Слова, которые он использует одинаковые, лексический состав героя скуден и беден. Он видит свое превосходство над толпой, поэтому ко всем обращается на «ты». Тон его речи повелительный, порой устрашающий.

Автор создает комический эффект своего рассказа с помощью фамилий, говорящих об их характере и поведении, помогающих создать впечатление о них, нарисовать образ. Все действующие лица относятся к разным сословным кругам. У полисмена нет имени, так как он представляет власть, то есть официальный представитель закона. Елдырин в этом похож на полицейского надзирателя. Жигалов тоже имеет только одну фамилию, но это указывает на его высокое сословие. Хрюкину автор тоже не дает имени, есть одна фамилия. Он описан А.Чеховым как мастер по золоту, но, как человек, он очень плох.

Все проблемы, которые величайший писатель ставит в своем сатирическом сюжете, актуальны и в наше сложное время. В этом сюжете видно, как автор относится к подлости, презирая ее, высмеивает тунеядство, грубость. Действительность раскрывает пороки человека, которые определяют российскую реальность.

Источник

Сатира и юмор в рассказе Чехова Хамелеон 7 класс сочинение

Произведение было написано на ранних этапах Чеховского творчества в 1884 году. Основная идея, которую пытается донести до читателя автор – показать образ подхалимства и переобувание своего мнения, изобразить всю юмористическую сторону этих человеческих качеств. И именно при помощи сатиры читатель может ощутить всю комичность ситуации, которая разворачивается в произведении.

Читайте также:  Рассказ толстого воробей и ласточка читать

Основные персонажи рассказа – городовой Очумелов, мастер Хрюкин и генеральский щенок. Антон Павлович во всех своих работах не просто так использует необычные фамилии персонажей. Прочитав фамилию мастера, можно сразу же предположить, что это отрицательный персонаж. Прозвище Хрюкин как бы предполагает, что человек непростой, со “свинским” характером, что мы и наблюдаем по ходу прочтения рассказа.

Городовой Очумелов выделяется в своей шинели, которая отображает символ власти, которую он то снимает, то снова надевает. Данный символ демонстрирует некоторую черту изменчивости персонажа, что в дальнейшем также наблюдаем.

Комичность данной ситуации также усиливается благодаря изменчивому отношению к самому мастеру Хрюкину. Защищая его в начале истории, он облачает его как виновного человека в конце рассказа, что также показывает его хамелеонское отношение по отношению к простым людям. Повышая значимость собаки с простой дворняги до генеральского пса, Чехов демонстрирует никчемность правосудия перед чинами и статусами.

Именно благодаря лести к одному только генеральскому чину и грубому отношению к обычному мастеру мы и можем наблюдать всю юмористическую сторону образа приспособленца.

Городового Очумелова не просто так сравнивают с хамелеоном. Он словно хамелеон, который меняет окраску в определенной ситуации, очень быстро и легко меняет свое мнение.

Антон Павлович Чехов искусно продемонстрировал всю низость “хамелеонского” человека. Ведь такой человек никогда не считается с общественным мнением и действует всегда во благо личных выгод, и при этом нисколько не стыдясь приспосабливается к любой ситуации.

2 вариант

Что представляет собой сатирическое описание? Это форма, в которой люди видят и облачают пороки человека, стараются высмеять их.

Нужно заметить, что сатирический образ описанный в литературном произведении позволяет разоблачить пороки людей, которые встречаются как внутри самого рассказа, так и в реальной жизни.

Показать прочную связь с художественными произведениями и настоящей жизнью можно приведя в пример рассказы А. П. Чехова.

Все мы хорошо знаем о том, что у Чехова есть много сатирических произведений, и в них мы часто находим те характеристики нашего мира, которые не совсем совершенны.

К примеру, рассказ «Хамелеон» Чехова повествует нам о неком «хамелеоне», в образе которого представляется Очумелов. Весь рассказ у него наблюдается множество людских пороков, среди которых: лицемерие, пустозвон, обман, предательство.

Итак, главным чеховским героем в этом рассказе является полицейский Очумелов. Он весь день бродит по городу. Его работа – поддерживать в нем порядок. Но в действительности получается, что свою службу он ведет выслуживаясь перед начальством, его поведение подлое, к людям простым и бедным он относится плохо, постоянно попрекает их. Всю эту пошлость его существования автор разоблачает при помощи юмора и сатиры.

Если говорить о сатире и юморе, то стоит сказать, что сатира обличает и высмеивает, тогда как юмор имеет более дружелюбный настрой. Тем не менее оба эти понятия высмеивают привычки человека, его характер и поведение. В качестве комических средств могут быть использованы синтаксические приемы(косноязычные высказывания) и композиционные (раскрытие и описание определенных жизненных ситуаций). Эти же средства могут выражаться художественно: дополнительными элементами, скрытыми персонажами, обличительными фамилиями героев.

В данном рассказе используются все эти средства, а также повторение ситуации: в качестве повторяющейся ситуации в рассказе присутствует момент выяснения того, кому принадлежит собака, что создает некий комический эффект. При этом 6 раз изменяется ответ на этот вопрос, и столько же раз, реакция полицейского. Все это позволяет определить идею рассказа. Речи о законности здесь не идет. Присутствует уважение Очумелова к сильны лицам, и презрение к простым людям.

В качестве синтаксических средств в рассказе используется так называемая “Косноязычная речь”. Она высмеивает и дает характеристику Очумелову, он предстает перед читателем как невежа, грубиян, лицемерный властитель. Он применяет свою силу власти угрожая людям, употребляя в своей речи грубые высказывания и бранясь, при этом он всегда почтителен лишь к тем, кто выше его по рангу.

“Шинель” полицейского символизирует собой власть и одновременно с этим ощущение себя героем. Он вне себя от принятия решения принадлежности собаки.

Еще одно средство сатиры, которое автор применил в своем рассказе – это “Разоблачающие фамилии”. Очумелов – от слова “очуметь”, Хрюкин – от слова «Хрюша, свинья», низкая и подлая душонка. Все это наделяет соответствующими характеристиками героев.

Стоит сказать, что образы в рассказе Чехова поучительны. Сам писатель говорил, что человек может стать лучше, если ему будет показан его образ со стороны. И это правда, указывая человеку на его ошибки, мы заставляем его исправлять их, но здесь многое зависит от желания самого человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Сатира и юмор в рассказе Чехова Хамелеон

Популярные сегодня темы

В 1899 году Леонид Андреев создал свой замечательный рассказ «Большой шлем». Сюжет состоит в следующем: шесть лет подряд трижды в неделю: во вторник, в четверг и в субботу, играют в винт четыре игрока,

Свои произведения, начиная с 1860-х годов, М.Е. Салтыков-Щедрин создавал в жанре сказки. Благодаря этому писатель смог обратиться к таким важным литературным приемам как гротеск и гипербола, с помощью которых автор

Музыка – такая разная и одновременно прекрасная вещь… Я очень люблю музыку. Все эти завораживающие мелодии, звучания, поражающие до глубины души. Кажется, что не люди играют музыку, а музыка играет нами.

Образы простых людей в повести Дубровский переданы довольно точно и, на мой взгляд, они передают противоречивую глупость обывателей, в частности простого народа. В Дубровском наиболее

Источник

Сатира и юмор в рассказе Чехова Хамелеон 7 класс сочинение

Произведение было написано на ранних этапах Чеховского творчества в 1884 году. Основная идея, которую пытается донести до читателя автор – показать образ подхалимства и переобувание своего мнения, изобразить всю юмористическую сторону этих человеческих качеств. И именно при помощи сатиры читатель может ощутить всю комичность ситуации, которая разворачивается в произведении.

Читайте также:  Рассказы о животных 3 класс литературное чтение не длинные

Основные персонажи рассказа – городовой Очумелов, мастер Хрюкин и генеральский щенок. Антон Павлович во всех своих работах не просто так использует необычные фамилии персонажей. Прочитав фамилию мастера, можно сразу же предположить, что это отрицательный персонаж. Прозвище Хрюкин как бы предполагает, что человек непростой, со “свинским” характером, что мы и наблюдаем по ходу прочтения рассказа.

Городовой Очумелов выделяется в своей шинели, которая отображает символ власти, которую он то снимает, то снова надевает. Данный символ демонстрирует некоторую черту изменчивости персонажа, что в дальнейшем также наблюдаем.

Комичность данной ситуации также усиливается благодаря изменчивому отношению к самому мастеру Хрюкину. Защищая его в начале истории, он облачает его как виновного человека в конце рассказа, что также показывает его хамелеонское отношение по отношению к простым людям. Повышая значимость собаки с простой дворняги до генеральского пса, Чехов демонстрирует никчемность правосудия перед чинами и статусами.

Именно благодаря лести к одному только генеральскому чину и грубому отношению к обычному мастеру мы и можем наблюдать всю юмористическую сторону образа приспособленца.

Городового Очумелова не просто так сравнивают с хамелеоном. Он словно хамелеон, который меняет окраску в определенной ситуации, очень быстро и легко меняет свое мнение.

Антон Павлович Чехов искусно продемонстрировал всю низость “хамелеонского” человека. Ведь такой человек никогда не считается с общественным мнением и действует всегда во благо личных выгод, и при этом нисколько не стыдясь приспосабливается к любой ситуации.

2 вариант

Что представляет собой сатирическое описание? Это форма, в которой люди видят и облачают пороки человека, стараются высмеять их.

Нужно заметить, что сатирический образ описанный в литературном произведении позволяет разоблачить пороки людей, которые встречаются как внутри самого рассказа, так и в реальной жизни.

Показать прочную связь с художественными произведениями и настоящей жизнью можно приведя в пример рассказы А. П. Чехова.

Все мы хорошо знаем о том, что у Чехова есть много сатирических произведений, и в них мы часто находим те характеристики нашего мира, которые не совсем совершенны.

К примеру, рассказ «Хамелеон» Чехова повествует нам о неком «хамелеоне», в образе которого представляется Очумелов. Весь рассказ у него наблюдается множество людских пороков, среди которых: лицемерие, пустозвон, обман, предательство.

Итак, главным чеховским героем в этом рассказе является полицейский Очумелов. Он весь день бродит по городу. Его работа – поддерживать в нем порядок. Но в действительности получается, что свою службу он ведет выслуживаясь перед начальством, его поведение подлое, к людям простым и бедным он относится плохо, постоянно попрекает их. Всю эту пошлость его существования автор разоблачает при помощи юмора и сатиры.

Если говорить о сатире и юморе, то стоит сказать, что сатира обличает и высмеивает, тогда как юмор имеет более дружелюбный настрой. Тем не менее оба эти понятия высмеивают привычки человека, его характер и поведение. В качестве комических средств могут быть использованы синтаксические приемы(косноязычные высказывания) и композиционные (раскрытие и описание определенных жизненных ситуаций). Эти же средства могут выражаться художественно: дополнительными элементами, скрытыми персонажами, обличительными фамилиями героев.

В данном рассказе используются все эти средства, а также повторение ситуации: в качестве повторяющейся ситуации в рассказе присутствует момент выяснения того, кому принадлежит собака, что создает некий комический эффект. При этом 6 раз изменяется ответ на этот вопрос, и столько же раз, реакция полицейского. Все это позволяет определить идею рассказа. Речи о законности здесь не идет. Присутствует уважение Очумелова к сильны лицам, и презрение к простым людям.

В качестве синтаксических средств в рассказе используется так называемая “Косноязычная речь”. Она высмеивает и дает характеристику Очумелову, он предстает перед читателем как невежа, грубиян, лицемерный властитель. Он применяет свою силу власти угрожая людям, употребляя в своей речи грубые высказывания и бранясь, при этом он всегда почтителен лишь к тем, кто выше его по рангу.

Использует автор и “Художественную деталь” для описания сущности главного персонажа — это “узелок” Очумелова и “решето” Елдырина. Они говорят о том, какую “деятельность” они ведут – собирают “дань”.

“Шинель” полицейского символизирует собой власть и одновременно с этим ощущение себя героем. Он вне себя от принятия решения принадлежности собаки.

Еще одно средство сатиры, которое автор применил в своем рассказе – это “Разоблачающие фамилии”. Очумелов – от слова “очуметь”, Хрюкин – от слова «Хрюша, свинья», низкая и подлая душонка. Все это наделяет соответствующими характеристиками героев.

Стоит сказать, что образы в рассказе Чехова поучительны. Сам писатель говорил, что человек может стать лучше, если ему будет показан его образ со стороны. И это правда, указывая человеку на его ошибки, мы заставляем его исправлять их, но здесь многое зависит от желания самого человека.

Источник

Драма крушения человеческой личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Школьное сочинение

В 90-е годы XIX века основной темой произведений А.П. Чехова стала тема интеллигенции, причем его интересовало общественное поведение этого слоя, его умственное и психологическое состояние. В целом ряде произведений писатель подвергает критике общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных. запросов среди интеллигенции. Чехов вскрыл и показал такое явление среди интеллигенции, как футлярность, которая является особым состоянием души, свойством человеческого характера, заключающимся в желании не вмешиваться в жизнь, в энергичной защите от внешнего мира. Таким футляром может быть наука, семейное гнездо, собственность, материальное благополучие.

Обратившись к одной из острых проблем современности, Чехов предметом изображения делает внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценках себя и окружающего мира. Своеобразие творческой манеры Чехова в том, что социальные противоречия он осознает как кризисное состояние человека, из которого он или стремится выйти, или, наоборот, подчиняется и дает поглотить себя мелкой, пошлой жизни.

В 90-е годы Чехов главной творческой задачей делает испытание героя на прочность, на право быть личностью, умение остаться самим собой, уметь противостоять среде. Чехов не принимает формулу «среда заела». Он считает, что человек должен уметь противостоять среде, пошлости, иначе он сам становится олицетворением мещанства, косности и гибнет как личность. В рассказе «Ионыч» как раз и представлен процесс изменения героя, духовная деградация личности, превращение из доброго человека, не лишенного даже поэтической жилки, в холодного дельца, в котором материальное полностью вытеснило духовное.

Читайте также:  Рассказы к дню защитника отечества в средней группе

Перед читателем проходит путь главного героя Дмитрия Ионыча Старцева, показана постепенная неизбежная утрата живого восприятия жизни, потребности в человеческом общении, а вместо всего этого — «обретение»: жажда накопительства — когда материальное благополучие становится футляром, в котором герой замыкается, опошление, физическое и духовное ожирение.

В этом рассказе воплощается одна из главных черт художественной манеры Чехова — умение коротко говорить о значительных проблемах. Предметом небольшого по объему произведения стал большой отрезок жизни героя. Коротко рассказать об эволюции героя Чехову позволили художественные средства, которыми он пользовался: ступенчатость раскрытия жизненного пути героев. В жизни Старцева автор выделил четыре этапа: первый — приезд в город и знакомство с семьей Туркиных, второй — через год — роман с Котиком, третий — через четыре года — новая встреча с Котиком, и последний, четвертый — через несколько лет — окончательная деградация. В раскрытии этих этапов Чехов предельно лаконичен, но, тем не менее, перед читателем предстает процесс обнищания духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления.

На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Он энергичен, полон сил, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодость и энергия подчеркнуты одной красноречивой деталью: «. Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости». В это время герой знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе. Но одни и те же шутки изо дня в день, пошлые анекдоты хозяина, однообразные развлечения, приевшиеся и всем надоевшие, говорят о том, что на самом деле жизнь этой семьи заурядна и типична. Старцев видит всю эту серость, даже пытается бороться с ней, но. влюбляется в Котика, и на глаза его словно падают розовые очки.

На втором этапе Старцев, хоть и работает, но уже меньше занят, появляется большая заинтересованность в личном благополучии. Герой еще способен по-молодому, свежо и непосредственно любить, но, получив отказ, довольно быстро успокаивается. Он прячется в «футляр», отгораживается от всего мира, — обыватели еще раздражают его своими взглядами на жизнь, и у него пока нет близких друзей. Старцев прекрасно понимает, в какую трясину погружается, но даже не пытается сопротивляться обстоятельствам. Здесь Чехов делает акцент на одной, но очень важной детали: у Старцева появилась пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Доктор перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить, а главным развлечением, в которое «он втянулся незаметно, мало-помалу», становится любование добытыми практикой зелеными и белыми бумажками.

На третьем этапе — через четыре года — Дмитрий Старцев уже забывает о деятельности в земской больнице, у него большая частная практика. Главный его интерес — деньги, которые он с наслаждением пересчитывает по вечерам. Старцев еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой, а «выезжает» уже «не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами».

Чехов не рассуждает о душевных качествах Ионыча в этот период, но обращает внимание на одну деталь, которая по своей значимости в раскрытии внутреннего мира героя равна целым авторским рассуждениям: это огонек, который на мгновение затеплился в душе Старцева под влиянием встречи с Котиком. Но и этот огонек при воспоминании об ассигнациях тут же погас. На последнем этапе — через несколько лет — мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Доктор Старцев окончательно превращается в Ионыча. Его одолела жадность; увлечение любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям превращается в высокомерие. Жизнь героя опустошена и обеднена окончательно.

Таким образом, расставляя временные вехи, указывая на этапы материального обогащения героя, которые воплощены в таких художественных деталях, как средства передвижения, используя художественные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, Чехов лаконично представляет историю падения человека.

Показывая постепенное превращение Старцева в обывателя, Чехов разоблачает не только его, но и окружающую среду. В этом отношении интересна семья Туркиных. Описывая эту семью, Чехов сосредоточивает внимание на главной общей черте всех Туркиных — самолюбовании, претенциозности. Раскрывая эту черту в различных ее проявлениях, Чехов словами Старцева окончательно развенчивает всех Туркиных: «Если самые талантливые так бездарны, то каков же должен быть город!»

Какая же сила губит Старцева? Сила воистину страшная своей обыденностью — это всего-навсего стремление к сытости и покою, подавляющее другие, более высокие стремления. Чехов не осуждает само по себе желание «дьячковского сына» обрести благополучие, но раскрывает катастрофические последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, а предпочитает жить по законам этого болота.

Рассказ «Ионыч» — это повествование о человеке, в чьей душе внутренний диалог превратился в обывательский монолог, из которого загорелся было «светлый огонек» и погас, вместе с любовью возникла и какая-то другая жизнь, но она исчезла, как мираж. Это не только история о том, как «среда заела человека», но и беспощадный рассказ о человеке, который, перестав сопротивляться влиянию духовно обнищавшего общества, утратил все человеческое.

В рассказе «Ионыч» звучит голос самого Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости. Берегите в себе человека!

Источник

Познавательное и интересное