Рассказ чехова ионыч почему деградировал доктор старцев

Сказки

Сочинение: Деградация Ионыча в рассказе «Ионыч» (А.П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.10.2019 · Обновлено 16.10.2019

(423 слова) А.П. Чехов в каждый свой рассказ вкладывает определенный смысл и посыл. Он всю жизнь боролся с такими человеческими пороками, как жадность, лицемерие и жажда обогащения. Рассказ «Ионыч» не остался в стороне. В нем автор обличает один из проблемных пороков – духовную деградацию человека.

Рассказ начинает знакомить читателя с главным героем – Дмитрием Ионычем Старцевым. Молодой земский врач приезжает в город С., чтобы строить свою карьеру и личную жизнь. Он искренне увлечен своей деятельностью. Особое внимание уделяет бедным людям. Герой ходит везде пешком, а о своих лошадях даже не задумывается. Старцев влюбляется в молодую девушку Екатерину Иванову. Любовь окрыляет его так сильно, что он не слышит фальшивую игру на рояле его возлюбленной. Дмитрий испытывает чистые и светлые чувства к Екатерине. Но она не отвечает взаимностью. После отказа Екатерины, Старцев теряет всякую веру в любовь и полностью погружается в работу. Только его мысли движутся в другую сторону – расчетливость становится главной чертой героя. Теперь Старцев отдает предпочтение частной практике, он постепенно забывает о бедняках, ведь они не приносят ему богатства. Страсть к наживе становится главным смыслом жизни. Герой обзаводится парой лошадей и кучером Пантелеймоном, который впоследствии становится двойником Старцева. Дмитрий устает от недолгих прогулок и скорее бежит в свою «коляску», но в голове мелькает мысль «не надо бы полнеть».

Спустя четыре года за плечами героя огромная врачебная практика. Он каждый день принимал у себя больных, а позже уезжал в город уже на тройке с бубенчиками. Полный Старцев с трудом передвигался на ногах, так как страдал одышкой. Пополнел и его кучер, который каждый день жаловался на свою работу. Он уклонялся от театров и концертов, а по вечерам увлекался игрой в винт. Чувства к Екатерине совсем охладели. Через четыре года он снова встретился с ней. В ответ на слова Екатерины о высоких чувствах по отношению к нему, в голове героя мелькали мысли о пересчете своего богатства. Деньги заглушили маленький огонек эмоций в его душе.

Через несколько лет Старцев еще больше пополнел, с трудом дышит и ходит с опрокинутой головой. Его кучер стал таким же, как и хозяин. Герой имеет громадную практику, большое имение и два дома в городе. На этом жадность героя не останавливается, и он планирует еще третий дом. Горло от жира заплыло, поэтому голос стал резкий и тонкий. А в городе все жители его зовут просто Ионычем. Его все устраивает, он не собирается развиваться дальше.

Таким образом, в рассказе «Ионыч» показана полная духовная деградация человека в обществе. И такое может случится с каждым, кто потеряет счет дням в погоне за богатством. Но автор оставляет вопрос открытым: кто виноват в деградации человека – он или общество, в котором он находится?

Источник

Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч Чехова) сочинение

На примере главного героя рассказа «Ионыч», доктора Дмитрия Старцева, Антон Павлович Чехов демонстрирует читателям печальный пример моральной деградации человека и его полнейшего духовного опустошения, причем данная тема всегда была и остается актуальной и в классической, и в современной литературе. Первоначально Дмитрий Ионыч предстает в качестве искренне увлеченного своим делом земского врача, который только начинает работать в одном из небольших уездных городов.

Дмитрию приносит подлинную радость возможность помочь людям, к тому же молодой человек прекрасно отличает тех, кто действительно обладает обширным внутренним миром, от лиц, за привлекательным внешним обликом и приятными манерами которых скрывается пустота. Вскоре после приезда к месту службы Старцев знакомится с известным в городе дворянским семейством Туркиных, доктору весьма интересно, что же на самом деле представляют собой люди, которых окружающие с восторгом называют «талантливыми».

Юная Екатерина Ивановна, дочь хозяев дома, сразу же вызывает у Дмитрия Ионыча несомненную симпатию, при этом Катя прекрасно и с огромным увлечением играет на рояле, что также нравится Старцеву. Доктор влюбляется в эту девушку, но сама Котик, как иногда именуют Екатерину отец и мать, не воспринимает чувства врача всерьез.

Катя без всякого стеснения разыгрывает Дмитрия, приглашая его на свидание на городском кладбище. Екатерина Ивановна даже не собирается туда приходить, тогда как молодой доктор долго бродит среди могил, размышляя о вечной жизни. Дмитрий Ионыч прощает возлюбленной ее поступок и даже предлагает девушке стать его женой, что свидетельствует о мягкости характера мужчины и его добросердечии.

Однако Котик отказывает Старцеву, подчеркивая, что стремится посвятить себя искусству и учиться в консерватории, чего она никак не сможет сделать, если обзаведется семьей. Разрыв с Екатериной становится для Дмитрия первым шагом на пути к постепенной деградации. Врач отныне полностью посвящает время и силы работе, но уже не ради благой цели спасения больных, а ради того, чтобы как следует себя обеспечивать. Отношение Старцева к пациентам также становится иным, теперь он вполне способен повысить голос на страдающего человека или употребить в разговоре с больным оскорбительные и грубые слова.

Внутренние перемены явственно отражаются и на внешнем виде доктора. Дмитрий Ионыч неуклонно полнеет, у него развивается одышка, он передвигается с несомненным трудом, невзирая на то, что мужчина еще достаточно молод. К тому же и голос врача становится слишком тонким, что автор объясняет развивающимся у Старцева ожирением.

Доктора, который постоянно пребывает в угрюмом и мрачном настроении, окружающие теперь чаще всего называют Ионычем. По мнению писателя, врач на самом деле заслуживает столь уничижительного прозвища из-за своего высокомерного и презрительного отношения к другим людям. Именно таким человеком Дмитрий вновь предстает перед Екатериной, желающей возобновить отношения, и признание молодой женщиной своих ошибок оставляет его совершенно равнодушным.

При чтении рассказа нельзя не задуматься о том, как пережитая внутренняя травма целиком и полностью меняет человека, что произошло с одаренным врачом Дмитрием Старцевым. Выбранные персонажем этого произведения жизненные ориентиры и ценности в итоге уничтожили его самого, его талант и прекрасные душевные качества.

2 вариант

Также читают:

Картинка к сочинению Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч)

Популярные сегодня темы

Осень – удивительное время года. Ее начало так похоже на лето, а конец посыпает улицы первым снегом. Середина же осени по праву считается золотой, ведь она – самый талантливый художник. И ее любимый цвет – желтый.

Есть в истории России страницы, которые тяжело принять и осмыслить даже спустя многие десятилетия. Одна из таких страниц – блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

Жил малахитовых дел мастер Прокопьич, искусной работой славился. Но был он еже стар. И решил барин, что Прокопьичу пришла пора передать свое дело ученику. Велел барин приказчику найти смышленого мальца

Шукшин написал огромное количество разных произведений и каждое из них достойно внимания. В этой статье будет рассказано об одном произведении «Гринька Малюгин».

Читайте также:  План по рассказу муму для пересказа

Природа нашей страны удивительна, допуская, что по территории, наша страна, самая большая, и по всему ее обширному пространству раскинулись реки, леса, горы со своей индивидуальной красотой.

Источник

Истоки духовной деградации по Чехову: причины трансформации доктора Старцева в Ионыча (4 фото)

Рассказ Чехова «Ионыч» – это литературное произведение, сжато демонстрирующее изменения, происходящие с человеком, и их истинные причины. Почему доктор Старцев превратился в Ионыча, и какие черты личности повлияли на эти изменения?

Жизнь доктора Старцева

Дмитрий Старцев – это активный увлеченный человек, полный планов, стремлений и надежд, который постепенно превращается в серого скучного обывателя. В молодости он не просто так выбрал профессию доктора, поскольку это открывало новые горизонты для развития, совершенствования, профессия помогала ему думать, развиваться, помогать людям.

Однажды герою предлагают посетить самый «талантливый» дом в городе. Так он сводит знакомство с Иваном Петровичем, его супругой Верой Иосифовной и дочерью Екатериной Ивановной, которую в семье называют Котик. Сперва его увлекают шутки хозяина дома, произведения его жены и игра на рояле дочки. Тогда он еще не знает, что это единственные увлечения этих людей, и в каждый визит будет повторяться одно и то же, по кругу.

Но сердце молодого доктора пронзает стрела Амура: Дмитрий Старцев влюбляется в Катю, считает ее самой лучшей девушкой на свете и не может представить без Котика ни дня своей жизни. Герой регулярно наносит визиты семейству Туркиных и с удивлением осознает, что в доме совершенно ничего не меняется: все то же чтение романов Веры Иосифовны, анекдоты Ивана Петровича и музицирование Котика. И к Дмитрию приходит понимание, что если эта семья – самая талантливая в городе, то что тогда говорить о других? Получается, что жизнь остальных жителей сводится к еде, сну, картам, выпивке и беспросветной скуке.

Несмотря на это, Старцев делает Котику предложение руки и сердца. Девушка отвечает отказом. И чувства Дмитрия как-то моментально улетучиваются. Возможно, они были по большей части надуманы, а возможно, что он радуется отсутствию необходимости проявления каких-то активных действий. Теперь ничто не нарушит мерного хода жизни, никакие потрясения.

Быстрый путь от доктора Старцева к Ионычу

Постепенно все мечты, стремления и желания Старцева сходят на нет. Его более не интересуют гости, чувства, споры, сама жизнь. Он словно освобождается от тяжкого ненужного груза, стирая все мечты и стремления. Старцев погружается в работу, но не по причине увлечения ею, а из-за банального желания побольше заработать, поскольку становится более жадным. Он становится одним из членов скучной компании обывателей, быстро стареет, набирает лишний вес, теряет жизненные ориентиры.

Собственно, он вполне мог отдаться новым чувствам, переехать из города, найти новое увлечение, но не сделал этого. Он добровольно отказался от борьбы за счастье и принял участь унылого скучного обывателя.

Что хотел продемонстрировать автор

Жители города стали называть доктора не Дмитрием Ионычем, а просто Ионычем, по отчеству. Такой подход демонстрирует некую обезличенность и тот факт, что герой стал своим, таким же, как все жители городка. Близким и понятным Ионычем, и никому не надо лишний раз напрягаться, чтобы вспомнить его имя. Душа доктора зачерствела, покрылась коркой равнодушия, он растерял идеалы юности и таланты, а единственной целью стал заработок. Практически произошла моральная деградация, то есть трансформация таланта если не в бездарность, то в обычную посредственность.

Чаще всего обращение по отчеству используют в отношении пожилых людей. А Старцев, несмотря на физический возраст, состарился духовно и стал Ионычем. Именно духовную деградацию хотел продемонстрировать читателю автор, превращение увлеченного интеллигента и труженика в стяжателя, который, подобно Кощею, проводит время, пересчитывая заработанные за день деньги.

Стремлением Чехова также было развенчание благородства труда при условии, если такой труд не является одухотворенным, а превращается в обыденную каждодневную рутину. Автор не проявляет в отношении персонажа жалости, а наоборот выступает в качестве судьи человека, обладавшего впечатляющим потенциалом, но легко покорившегося обстоятельствам, потерявшего свою духовность, интеллигентность, тонкость, чуткость и продемонстрировавшего полную духовную и душевную несостоятельность.

А как вы считаете, кто виноват, что Старцев стал Ионычем?

Источник

Деградация Ионыча в рассказе «Ионыч» (А.П. Чехов)

Антон Павлович Чехов в одном из самых известных рассказов «Ионыч» показывает, как происходит полная деградация главного героя. Чехова всегда волновали темы честности, общества, влияния, развития и деградации. В таком небольшом рассказе он смог вместить все самые главные проблемы существования в окружающей среде. Вопрос актуальности его произведения даже не поднимается, ведь абсолютно точно ясно, что общество, изображенное в «Ионыче», недалеко находится от современного. Как же происходит деградация главного героя и кто в этом виноват?

Дмитрий Ионович Старцев в начале произведения – это молодой и перспективный доктор с горящими глазами. Он с удовольствием познает мир, себя и людей, которые его окружают. Старцев приехал работать в земскую больницу, неподалеку небольшого городка С. Он считает своей обязанностью помочь людям и подолгу задерживается на работе в ущерб личному времени. Дмитрий имеет ко всему необычайный интерес, но на первом месте для него находится все-таки работа. Однажды он осмелился на небольшой отдых.

Старцев был не местным, поэтому спросил людей, где здесь можно хорошо отдохнуть. Несмотря на наличие разных культурных заведений в городишке, все ему единогласно указывали на самую «талантливую» здесь семью Туркиных. Как только Дмитрий попадает в общество этих людей, читатель вместе с ним открывает «глубину» их талантов.

Отец семейства всегда травит анекдоты, рассказывает смешные истории, которые имеют свойства вылетать из его уст изо дня в день, все время в том же порядке. Мать пишет «романы», а потом читает тем зевакам, которые пришли к ним на развлечение. Это писательство на самом деле не имеет ничего общего с реальными жизненными историями. Возможно, именно поэтому люди слушают их с удовольствием. Им тоже иногда хочется спрятаться в мир, где нет ничего настоящего. Хотя они и так провели всю жизнь во тьме и лжи. Их дочь, молодая Екатерина Ивановна, «необычайно талантлива» и «виртуозна» в игре на пианино. Она могла взять одну ноту и играть ее долго-долго. Все вокруг притворялись, что чувствуют в этом звуке какое-то волшебство.

Дмитрий Ионович смог там отдохнуть, но, сколько бы его не приглашали снова, он все никак не хотел больше ехать к ним. Доктор был занят своей больницей и пациентами. Таким образом, он отделял себя от дурного общества и держался на расстоянии. Он все смотрел на них, как на чудаков, ведь самые талантливые люди городка жили, как заведенные часы. В их доме все повторялось снова и снова.

Волей случая Дмитрий снова оказался в доме Туркиных. Мать Екатерины заболела и нуждалась в таком специалисте, как он. Вскоре Старцев начал привыкать к обществу людей этого городка. И это стало первым шагом к его деградации. Вливаясь в пошлый коллектив, он становился похожим на них, хотя сам этого не замечал. Он все также судил этих людей за то, что они не умеют культурно говорить и за их умственную темноту. Тем не менее, эта темнота начала поглощать и самого доктора.

Читайте также:  Рассказ курт сеит и александра

Дмитрий влюбился в молоденькую Екатерину. Она казалась ему божеством. Это были те минуты просветления, которые стали лучшим отрывком времени в его жизни. Он все спешил к Туркиным, чтобы увидеть любимую, пытался как-то найти с ней встречу. Ему казалось, все, что говорит эта девушка (Котик, как ее называют родители), было умно и прекрасно. И даже здесь, в этом порыве чувств, он не ведет себя, как обычный влюбленный. Да, ему также характерна поспешность выводов и стремление к действиям, но он пытается спрятаться от этих чувств, взять их под контроль.

Символической является сцена на кладбище, куда отправляется главный герой, поверив записке Котика и тому, что она будет ждать его в этом жутком месте. Он понимал, что это все вздор. Она просто подшучивает над ним. Тем не менее, Дмитрий отправился туда с надеждой. Мир мертвых встретил его холодом, но не безнадегой, которая царила в мире живых. Об этом говорит художественная деталь – лампадка над памятником, которая отражала лунный свет. Естественно, Котик не пришла. На следующий день Старцев помчался к ней делать предложение, но Катерина собиралась бросить этот город и уехать обучаться музыке, что она позже и сделала.

Интересно, что главный герой вскоре после ее отъезда совсем забыл о своей любви. Он стал богаче, много ездил, поправился и полюбил деньги. Каждый раз он возвращался после работы домой и первым делом считал те несчастные бумажки, которые рассовал по карманам. Его отношение к пациентам тоже поменялось: чем больше он любил деньги, тем меньше любви у него оставалось для больных. Дмитрий теперь участвовал в других развлечениях: он играл в игры. Старцев не очень-то любил обывателей, но считал их вполне сносными, если не говорить с ними о чем-то, только играть. Таким образом, он потихоньку съезжал вниз по духовным рельсам.

Когда Катерина вернулась из консерватории, то не замедлила пригласить в гости влюбленного в нее доктора. Вот только он уже был совершенно не тем человеком. Старцев посмотрел на нее, и все в ней показалось ему не таким уж и хорошеньким, каким он представлял себе еще четыре года назад.

Так от его любви не осталось и следа. В последней пятой части рассказа Чехов показывает человека, который совсем не похож на того молодого продуктивного доктора Дмитрия Ионовича, фигурирующего в первой части повествования. Теперь он еще больше растолстел и еще больше увлекся деньгами. Для него нет ничего лучше, чем считать эти бумажки с утра до вечера.

В начале рассказа автор красочно расписал «самую лучшую» семью в этом городке. Да так, что стало ясно, что это за городок и кто в нем живет, если такую семью называют «талантливой». И все же по сравнению с главным героем, который пал ниже плинтуса, эта семья выглядит не так уж и плохо. Вот почему они выступают, с уст автора, сливками общества. Эти люди имеют влияние на всех, кто существует вокруг них. Такой же жертвой обывателей является и сам Дмитрий, который в конце произведения становится Ионычем. Это простое прозвище как нельзя лучше показывает не только его деградацию, но и родство со всеми обывателями городишки.

Ионыч – яркий пример героя, который прошел длинный путь прогресса для того, чтобы ступить на путь деградации и остаться там навеки. Чехов показал, что иного выхода в персонажа не было. В таком гнилом и недалеком обществе он просто не мог остаться самим собой или же прогрессировать. Все люди, которые нас окружают, так или иначе, имеют влияние на наши личности. Пока в обществе лучшими будут такие, как Туркины, оно обречено на вечную серость жизни и размножение таких, как Ионыч.

Источник

«Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»»

Духовная деградация личности в рассказе А. П. Чехова “Ионыч”

Великий русский писатель-реалист, обличитель мира пошлости, мещанства и обывательщины, А. П. Чехов сказал свое новое слово в драматургии и поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы. Главными врагами человека писатель всегда считал ложь, лицемерие, произвол, жажду обогащения. Поэтому все свое творчество он посвятил решительной борьбе с этими пороками.

Рассказ “Ионыч”, как и многие другие его произведения, стал откликом на самые насущные и острые вопросы современности.

В рассказе “Ионыч” перед нами открывается типичная

картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много приятных, интеллигентных людей. А в качестве примера интересной и образованной семьи всегда приводили Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, внутренний мир и нравы этих персонажей, мы видим что на самом деле это мелкие, ограниченные, ничтожные и пошлые люди.

Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя и стяжателя.

В начале повествования Дмитрий

Ионыч Старцев предстает перед нами милым и приятным молодым человеком, ищущим интересного общества. Он потянулся к семье Туркиных, потому что с ними можно поговорить об искусстве, о свободе, о роли труда в жизни человека. Да и внешне в этой семье все выглядело привлекательно и оригинально: хозяйка читала свой роман, Туркин повторял излюбленные шутки и рассказывал анекдоты, а их дочь играла на фортепьяно.

Но все это хорошо, ново и оригинально в первый раз, на самом же деле у Туркиных ничего не выходит дальше этого однообразного и лишенного какого бы то ни было смысла, времяпрепровождения.

По мере развития сюжета, мы все больше погружаемся в обывательскую пошлость общества, в которое попадает чеховский герой. Автор шаг за шагом раскрывает перед нами историю жизни молодого талантливого врача, выбравшего ложный путь материального обогащения. Этот выбор стал началом его духовного обнищания.

Главным объектом критического анализа писателя становится не только мертвящая сила пошлости и обывательщины, под влиянием которой доктор Старцев превращается в отвратительного Ионыча, но и сам герой.

Внутренняя эволюция героя наглядно раскрывается в его любви к Екатерине Ивановне Туркиной. Старцев действительно полюбил Екатерину Ивановну. Однако в его чувстве нет жизни, нет души. Романтика любви, ее поэзия оказываются совершенно чуждыми ему. “И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки…”, – размышляет он.

И мы видим, как очерствело его сердце, как он духовно и физически состарился.

Показательно и отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные речи “о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя…”. И сам Ионыч трудится постоянно, каждый день.

Однако его труд не одухотворен “общей идеей”, он имеет целью лишь одно – “по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой” и периодически отвозить их в банк.

Читайте также:  Рассказ на тему общение 6 класс обществознание

Чехов наглядно дает понять, что духовное развитие героя остановилось и пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к исходно

точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства, и от людей.

И это ведет его к нравственной гибели. Всего за несколько лет герой оказался полностью побежденным той обывательской пошлостью, которую так ненавидел и презирал в начале. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам.

Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.

Так, постепенно в Старцеве погибает человек, личность, талант. В финале рассказа даже Туркины, бездарность и ограниченность которых автор все время высмеивает, оказываются духовно выше Ионыча. В них, несмотря на всю пошлость и мелочность их интересов, осталось еще что-то человеческое, они хотя бы вызывают жалость.

В Старцеве же не осталось ровным счетом ничего положительного. “Кажется, что едет не человек, а языческий бог”, – говорит о нем автор, подводя итог его полной нравственной деградации.

«Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»»

Одной из основных тем творчества А. П. Чехова является опошление человека средой, его уход от реальной жизни в «футляр», полное омертвение. Одним из ярчайших произведений, посвященных этой теме, является рассказ «Ионыч». В пяти небольших главках писатель сумел отразить колоссальное падение человека. Перед нами проходит практически вся сознательная жизнь врача Дмитрия Ионыча Старцева, от его приезда в губернский город С. до «воцарения» в нем. В начале рассказа мы видим совсем еще молодого человека, полного надежд и мечтаний. Он грезит о счастливом личном будущем, о плодотворной профессиональной деятельности, об интересной и содержательной жизни. И поначалу начинает действовать, осуществляя свои мечты. Так, не успев приехать в С., Старцев тут же знакомится с «самой интересной» семьей в городе — Туркиными. Прочитав описание этих людей, мы понимаем, что это «интересное семейство» — самые заурядные люди, обыватели, мнящие себя интеллигентами. Но понимает ли это «умный и тонкий» Старцев? Слушая очередной графоманский роман Веры Иосифовны о благородной деятельности на благо простого народа, герой понимает, что она «читала о том, чего никогда не бывает в жизни». Но все же «слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, — не хотелось вставать». Уже в этот период своей жизни Дмитрий Ионыч начинает поддаваться «соблазну обывательства» — как хорошо никуда не стремиться, ничего не делать, ни о чем не думать, а лишь покоиться в тепле и уюте… Чехов не спешит обвинять своего героя. Он показывает, что Старцеву, всю зиму проведшему в деревне, лечившему мужиков и ничего не видевшему, кроме этого, было ново и интересно общаться с благородными людьми, побыть в теплой семейной обстановке. Разве можно молодого человека винить за это? Но постепенно герой все чаще и чаще начинает выбирать покой, а не развитие души. Даже в любовных делах он ставит на первое место собственное умиротворенное состояние. Думая, что влюблен в Котика, даже отправившись на свидание к ней (на кладбище!), Старцев остается в «русле» обыденной жизни. Этот герой не мучается бессонницей от любви, не ищет каждую минуту встречи со своей возлюбленной. Нет! Все у него происходит как-то «серо и буднично». Не дождавшись Котика, Старцев садится в коляску с мыслями «Ох, не надо бы полнеть!», а на следующий день едет делать Екатерине Ивановне предложение. Хотя в этот период жизни душа Дмитрия Ионыча еще не угасла. На кладбище, где он был один на один с вечностью, ему приходят в голову мысли о кратковременности жизни и необходимости прожить ее интересно и содержательно. Герой понял, что он жаждет любви: «Как в сущности нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это! Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало…» Однако что этот человек сделал, чтобы осуществить свое желание? Даже сидя в ожидании своей любимой, герой думает о приданом. В голове у него рисуется идеал семейной жизни. И мы видим, что этот идеал отнюдь не выходит за рамки самых ограниченных представлений: «В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку…» Как сказали бы писатели начала 20 века, самые типичные мещанские мечты… Котик отказала герою — у нее были грандиозные планы на будущее. После этого отказа Старцев испытывал неприятные эмоции — оскорбленное самолюбие не давало ему покоя, …но и не более. Автор пишет, что «дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спад, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему». Далее, начиная с четвертой главки, мы наблюдаем очень быструю деградацию героя. Видимо, никаких событий, способных взволновать его душу, больше не происходило. А вернее, мне кажется, герой решил не «подпускать» их к себе. Зачем? Это лишняя душевная боль и бессонница. Гораздо проще жить так, как все, — думая лишь о своем желудке и кошельке. Так Старцев и существует, постепенно превращаясь в Ионыча. Уже через четыре года после события со сватовством герой «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». Важно, что часть вины за деградацию Дмитрия Ионыча Чехов возлагает на его окружение. С жителями города С. безболезненно можно было либо играть в карты, либо говорить об урожае, либо пить. Других тем для разговоров, иных жизненных интересов у этих людей не было: «И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт…» И даже второе появление Котика не смогло изменить направления жизни Ионыча: «И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, — он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде». И герой теперь даже радовался, что он не женился на Екатерине Ивановне — это были бы «лишние хлопоты». Финал рассказа подводит итог существованию героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует». Внешне жизнь Ионыча богата — у него огромная практика, множество знакомых, большое количество денег. Однако внутренне этот человек мертв. «Футляр», который он надел на себя, полностью поглотил этого человека, превратив его в ходячую мумию. Название рассказа полностью отражает степень деградации героя — из молодого перспективного врача Дмитрия Ионовича Старцева он превратился в обычного стяжателя Ионыча, потеряв при этом уважение не только окружающих людей, но и свое собственное. А что может быть страшнее этого?

Источник

Познавательное и интересное