Что является центральной темой в рассказах Чехова?
Чехов является одним из самых известных мастеров слова в русской литературе. Он прославился не тем, что писал колоссальные по своему объему романы, или же повести, а тем, что умел концентрировать мысль в обычном рассказе.
Он настолько лаконично и четко рисовал образы и житейские ситуации, что пока что никто в этом деле не смог его превзойти. В общей сумме он написал более сотни рассказов.
Именно этим, прежде всего, рассказы Чехова и выделяются из общей массы. Они высказывают мысль и идею – только одну – с минимумом слов. Каждое из его произведений очень короткое, и располагается на паре страниц, однако передает конкретную мысль максимально ясно и четко. Он не расплывается в различных идеях, каждое его произведение служит только для одного сюжета и одного важного для него образа.
Главная тема, которую раскрывает Чехов – жизнь обычных людей. Он рисует картины быта, и, иногда гиперболизируя поведение персонажей, сквозь них высмеивает или драматично передает то, к чему может привести подобный подход к существованию человека. Например, рассказ «Спать хочется» заканчивается максимально трагично, и тем самым показывает, насколько ужасна и несчастна жизнь крепостных детей, которым приходится день и ночь трудиться на своего господина.
Автор очень любит говорить о крестьянах, и их нелегкой доле. Эту же идею носит рассказ «Ионыч», который раскрывает тему крестьянского одиночества. Старик-извозчик просто ищет, с кем бы поговорить, кому рассказать свои жизненные истории и поделиться мудростью – и собеседника он находит только в собственной лошади. Этим самым автор показывает ту самую тяжелую долю – когда люди не могут даже просто стать собеседниками обычному мужику.
Раскрытию темы чиновников и городских людей Чехов посвятил также большое количество рассказов. Например, «Крыжовник», в котором передается мысль о алчности и глупости людей, которые ради своей цели забывают о себе, своих родных и близких. В данном случае имение с крыжовником – просто метафора, на месте которой могло быть угодно другое.
Рассказы Чехова в первую очередь являются остросоциальными. Они рисуют картины и передают мудрость не только тех времен, но и нашего времени – поскольку ценности и общечеловеческая мораль никак не изменилась за это время. Именно поэтому каждому молодому человеку следует прочесть данные произведения – во-первых, чтобы лучше понять историческую картину, а во-вторых, чтобы приобщиться и получить ту самую мудрость и идеи, которые Антон Павлович старался передать через свои рассказы.
Рассказы А. П. Чехова: полный обзор, краткая характеристика героев и анализ
Смотреть галерею
Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) – великий русский писатель, классик мировой литературы. Автор более трехсот литературных произведений.
Юмористические рассказы А. П. Чехова, которые он создавал на заре своего творческого пути, отличаются миниатюрностью и выразительностью образов. Автор стремился к краткому, емкому изложению. Поэтому в этих рассказах А. П. Чехова нет большого количества персонажей. Но они являются собирательными образами каких-либо человеческих пороков или характерных особенностей, присущих определенным слоям общества. Герои рассказов А. П. Чехова очень колоритны.
Смотреть галерею
«Каштанка»
Этот рассказ вот уже более сотни лет пользуется неизменной любовью взрослых и детей. Главная героиня в рассказе А. П. Чехова – это животное, а точнее собака по имени Каштанка. Потерявшееся одинокое животное, которое очень тоскует по своим хозяевам. Примечательно то, что от хозяев Каштанка знала лишь издевательства. Оказавшись у нового хозяина – циркового артиста, собака начинает совсем другую жизнь. Теперь ее хорошо кормят и не обижают. К тому же Каштанка проявляет артистические способности, и новый хозяин готовит ее к выступлению в цирке. Но в день представления собака узнает прежнего хозяина и радостно мчится к нему.
6. Дядя Ваня
«Дядя Ваня» — одна из самых известных пьес Чехова. Вначале автор дал произведению название «Леший». Окончательный вариант, как гласит подзаголовок, демонстрирует сцены из деревенской жизни. Пьеса выдержала огромное количество театральных постановок в России (при жизни автора, в советское и в постсоветское время) и за границей. Её не раз экранизировали.
Местом действия пьесы является деревенская помещичья усадьба. Среди главных героев — профессор Серебряков. Он в возрасте, но женился на молоденькой женщине. У него есть дочь от первого брака, Соня. Иван, родной брат её матери, приходится ей дядей. Он-то и есть дядя Ваня. У Сони и Ивана несколько натянутые отношения с профессором. Иван влюблён в жену Серебрякова, а Соня — в доктора, который лечит её отца. Феерия чувств и эмоций овладевает героями. Однако, заканчивается всё достаточно мирно и спокойно.
«Смерть чиновника»
В этом рассказе А. П. Чехов поднимает тему «маленького человека». Действующих лиц всего трое: чиновник Червяков, его жена, генерал Бризжалов. В центре повествования – чиновник, жалкий, комичный и пресмыкающийся перед начальством человек.
В театре во время спектакля Червяков случайно чихает на генерала Бризжалова. Чиновник пугается и начинает извиняться. Генерал не обращает внимания на такой пустяк и просит не мешать. В антракте Червяков извиняется вновь. Но и это кажется чиновнику недостаточным. Мысль о произошедшем не дает ему покоя. Вернувшись домой, он рассказывает об этом инциденте жене. Та советует мужу сходить и извиниться.
Червяков отправляется к генералу. Бризжалов небрежно отвечает чиновнику, продолжая прием посетителей. Но испуганному Червякову кажется, что генерал не хочет с ним разговаривать из-за нанесенной ему обиды. Поэтому, когда генерал заканчивает прием посетителей, чиновник извиняется вновь. Генерал принимает это за издевательство и не желает больше его слушать.
На следующий день чиновник снова идет к генералу, но разгневанный генерал его выгоняет. Червяков возвращается домой и умирает.
Главные герои
Несмотря на искреннюю радость главных героев, между ними встала стена непонимания. Простой нрав, неприкрытая радость встречи выливается в добродушную улыбку Миши (Толстый). Человек выглядел солидно, его плотное телосложение, спокойствие, запах хереса подчеркивали немалый достаток, с одной стороны. А искренний восторг от встречи, глаза «полные слез» подсказывали, что он остался прямолинейным, доброжелательным, не зазнавшимся человеком, несмотря на то, что «до тайного дослужился». Искренность и отсутствие заносчивости – качества, которые стали верными друзьями бывшего одноклассника Тонкого. Миша огромное чувство отвращения, когда почувствовал, какая перемена произошла в Порфирии после разговора о своей должности.
Порфирий (Тонкий) оказался неугомонным рассказчиком о своей судьбе и семье. Его худоба будто подчеркивает скромность существования. Не скрывая своего порой бедственного финансового положения, он до некоторого момента был неуверенным в своем поведении. Позже выясняется причина этого. Порфирий принадлежал к тому типу людей, каждое слово и действие которых зависело от социального статуса собеседника. Он не скрывает того, как и почему его дразнили в школе. Стоя на перроне, нагруженный кучей сумок, он рассказывает о себе и семье. Но в одно мгновение меняется и выражение лица, и речь Порфирия, когда мужчина узнает истинное лицо Миши. Все человеческое, что было в нем в первые минуты уходит. На первом плане появляются раболепство, желание угодить, нервный смех. Его стеснение вызвано с угодничеством из-за разницы в положении.
«Толстый и тонкий»
Двое школьных товарищей — толстый Миша и тонкий Порфирий, случайно встречаются на вокзале. Они делятся воспоминаниями об учебе в гимназии. Порфирий хвастается, что стал коллежским асессором, но когда он узнает, что Миша — тайный советник, его поведение моментально меняется. Тон Порфирия вдруг становится подобострастным. Толстому это неприятно. Тонкий же пресмыкается перед старым другом, от непринужденного общения не остается и следа. Прощаются толстый и тонкий уже не как товарищи, а как начальник и подчиненный.
А. П. Чехов в рассказе «Толстый и тонкий» высмеивает чинопочитание. Комизм ситуации сочетается с трагической потерей достоинства и чести у человека, занимающего небольшую должность.
Смотреть галерею
Основные события жизни и творчества А.П. Чехова
Антон Чехов родился 17 июля 1860 г. в Таганроге. Он был третьим ребенком в многодетном купеческой семействе, у него было 4 брата и сестра. Дед его был крепостным, откупившимся от помещика и получившим вольную, отец имел лавку с бакалейными товарами, в которой ему помогали с детства сыновья. Глава семьи был набожным, и дети по его настоянию занимались хоровым церковным пением.
Антон пошел в 1868 г. в греческую школу, после перевелся в городскую гимназию. В годы учебы он начал пробовать сочинять, выпускал юмористический журнал, увлекался чтением и с 13 лет театральными постановками, нарушая запреты посещать театр гимназистам, под их влиянием написал свою первую драму в 18 лет.
В 1876 г. разорившийся отец, спасаясь от кредиторов, уехал в Москву. Антон остался в Таганроге, чтобы распродать оставшуюся домашнюю утварь и окончить учебу, подрабатывал частными уроками, часть заработанных денег отправлял семье. После окончания гимназии в 1879 г. уехал в Москву, где успешно сдал экзамены на медицинский факультет университета. В годы учебы уже с первого курса начал подрабатывать написанием небольших рассказов в юмористических изданиях«Будильник», «Осколки», «Стрекоза» и др., подписываясь многочисленными псевдонимами, среди которых были «Человек без селезенки», «Дон Антонио», «Антоша Чехонте» и др.Первым опубликованным рассказом было «Письмо ученому соседу». Причем Антон Чехов был прилежным студентом, не пропускал занятия, литературным творчеством занимался по ночам.
С 1883 г. к Чехову пришла популярность, когда он «ради куска хлеба» сотрудничал одновременно с 6-7 грошовыми изданиями, получая по 8 коп. за строчку. Иллюстрировал его рассказы брат Николай, учившийся на художника. За время учебы в университете написано более 200 рассказов, фельетонов и сцен. «Кроме романа, стихов и доносов я все перепробовал», — напишет Чехов. Все написанное в эти годы он будет называть «мелочишками». Произведения Чехова впервые вышли в 1884 г. отдельным сборником «Сказки Мельпомены».
Еще студентом Чехов практиковал в Воскресенской больнице под Москвой, где после завершения обучения в 1884 г. работал земским врачом, после возглавлял больницу в Звенигороде. Постепенно Чехов отходит от сотрудничества с юмористическими журналами, его произведения становятся более серьезными. В 1885 г. 25-летний Чехов познакомился с А. Сувориным, издателем крупнейшей газеты «Новое Время», который предложил высокие гонорары с условием, что все произведения будут подписаны подлинным именем. С этого времени к Чехову пришла настоящая слава. Для литературного толстого журнала «Северный вестник»он написал в 1888 г. повесть «Степь», в 1889 г. «Скучную историю». В 1888 г. получил Пушкинскую премию за сборник «В сумерках».
В 1890 г. Чехов, несмотря за то, что был болен туберкулезом, предпринял длительную поездку на «остров-тюрьму» Сахалин, отправился добровольно туда, куда отправляли преступников на каторгу. Пробыл в пути 2 месяца и 22 дня, сначала по железной дороге до Тюмени, далее на конных повозках по бездорожью и распутице. На Сахалине он изучал жизнь каторжан и ссыльных, провел почти полную перепись населения острова, опросив лично более 10 тыс. человек. Свои впечатления Чехов отразил в книге «Остров Сахалин» и других произведениях. Обратный путь совершил из Владивостока до Одессы на пароходе «Петербург», побывал в Сингапуре, Гонконге, на Цейлоне, в Константинополе.
В 1892 г. Чехов приобрел имение Мелихово, где проявил себя в общественной деятельности: построил три школы, организовал бесплатный медицинский пункт, хлопотал о строительстве железной дороги. Во время эпидемии холеры выполнял обязанности земского врача в 26 деревнях, на 4 фабриках и монастыре. В Мелихово Чеховым написано множество произведений, в том числе «Маленькая трилогия», пьесы «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и др. С 1989 г. начал сотрудничать с Московским художественным театром.
В 1899 г.купил дом в Ялте, чтобы жить в благоприятном для лечения туберкулеза климате. В 1899 г. и 1903 г. выходят в двух томах произведения Чехова. В 1900 г. был удостоен звания почетного академика, от которого отказался в 1902 г. в знак протеста против аннулирования указом Николая II этого звания у М. Горького. В 1901 г. женился на Ольге Книппер, ведущей актрисе МХАТа. В 1904 г. из-за обострения туберкулеза уехал лечиться в Германию, где умер 2 июля. Погребен Антон Павлович Чехов на Новодевичьем кладбище.
Только усвоенная информация становится знанием. В этом вам помогут онлайн-курсы
«Хамелеон»
В рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» золотых дел мастер Хрюкин утверждает, что его укусила собака, указывает на виновницу и демонстрирует окровавленный палец. Полицейский надзиратель Очумелов вместе с городовым Елдыриным решают наказать собаку и ее хозяина. Но как только Очумелову говорят, что это генеральская собака, его поведение сразу меняется. Полицейский обвиняет пострадавшего.
Когда Очумелову говорят, что собаки у генерала нет, он вновь полон решимости наказать собаку и оштрафовать хозяина. По мере того как городовой размышляет, генеральская это собака или нет, поведение полицейского переходит из одной крайности в другую. Потом все-таки становится очевидным, что хозяин злосчастной собаки – брат генерала. Очумелов дает увести собаку и грозит Хрюкину.
А. П. Чехов в рассказе «Хамелеон» обращает внимание читателя на комизм поведения полицейского Очумелова. Полицейский не решается применить свою власть, боясь самого предположения, что этим он может как-то обидеть генерала. Очумелов — не достойный защитник правопорядка, а «хамелеон», меняющий свое мнение в зависимости от ситуации.
Смотреть галерею
Художественное мастерство Чехова-рассказчика
Лаконизм сюжетов, афористичность, художественные изобразительно-выразительные средства
Жанр рассказа Чехов преобразовал до совершенства, сумев в лаконичную форму вложить объемное по значимости содержание. Чехов, пользуясь приемом скрытого психологизма, не описывает прямо душевное состояние человека, а воспроизводит его косвенно, одной фразой или художественной деталью дает представление о персонаже.
Речь персонажей разнообразна, выразительна и передает их характеры, отдельные реплики дают представление о сущности человека.Так, например, прерывая рассуждения Ивана Ивановича, Буркин бросал не раз реплику: «Это уже из другой оперы». Если разговоры происходят под вечер, Буркин всегда предлагает пойти спать. Он маскирует свое нежелание касаться неприятных для него тем, стремится их обойти, ограждая себя от тревожных мыслей. Когда другие, как думающий Иван Иванович, не могут заснуть, «буркины» спокойно спят.
Говорящие детали, характеризующие внутренний мир человека, способны заменить многословные описания. Так, жизненная позиция Беликова, его закрытость от внешнего мира материализована в бытовых деталях повседневной жизни: темные очки, зонтик, уши, заложенные ватой, часы в чехле, пальто с поднятым воротником и пр. Такая манера героя одеваться независимо от состояния погоды говорит о серьезных патологических изменениях в личности человека.
Немногочисленные изобразительно-выразительные средства в рассказах Чехова новы и необычны, иногда даже анекдотичны. Так, например, противоестественность образа жизни Алехина, который «пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился», передана в сравнении с «деревенской голодной кошкой, которая ест в огороде огурцы».
Чехов «точен и скуп на слова», у него отсутствуют рассуждения, авторская речь проста и ясна. Избегая морализаторства, свой приговор «футлярной жизни» он выносит короткой фразой: «Больше так жить невозможно».
«О любви»
Главный герой рассказа А. П. Чехова «О любви» – Алехин – рассказывает гостям историю своей любви. Когда-то Алехин влюбился в замужнюю даму Анну Алексеевну. Их связывали общие интересы. Время, проведенное вместе, было очень дорого для них. Но влюбленные никогда не говорили о своих чувствах.
Анна Алексеевна из-за сложившейся ситуации начинает страдать от нервной болезни. Она собирается ехать в Крым на лечение. В поезде Анна Алексеевна встречается с Алехиным. Они наконец-то признаются друг другу в любви, но после этого расстаются навсегда. А. П. Чехов в рассказе «О любви» показывает, как доводы рассудка могут погубить счастье.
Смотреть галерею
1. Палата No6
Истории создания этой известной повести Чехова такова: впервые автор упоминает о ней в письме к издателю его произведений, А. Суворину. В конце марта 1892 года Чехов признался, что пишет повесть. И сообщил, что перед тем, как напечатать её, желает прислать своё творение Суворину для цензуры, так как ценит его мнение. В середине апреля того же года писатель привозил рукопись в столицу, чтоб отдать в редакцию «Русского обозрения». В конце апреля Чеховым была продолжена работа. Он признавался, что считает «Палату № 6» скучной, потому что среди персонажей нет женщин, а в сюжете не идёт речь о любви. Повесть была завершена к середине мая того же года, то есть, она была написана ровно за два месяца.
Действия произведения разворачиваются в палате для душевнобольных, что отражено в её названии. Там обитают пятеро болящих — от городского дурачка до бывшего судебного пристава. Больница отличается бедностью и антисанитарией. Врач иногда выпивает и очень любит читать. С некоторых пор доктор стал захаживать в палату № 6. После цепочки роковых событий он попадает в неё уже пациентом.
«Человек в футляре»
Учитель Беликов установил для себя и окружающих ряд ограничений и правил, которых необходимо придерживаться. Он боится проявления эмоций и собственных чувств. Беликов стремится спрятаться от реального мира. Даже решив жениться на жизнерадостной Вареньке, он не выходит за рамки своего «футляра». Однажды, будучи осмеянным в нелепой ситуации, Беликов умирает.
В этом рассказе А. П. Чехов демонстрирует читателям, что человек, который сжимает себя в придуманных собой рамках, обречен на одиночество и безрадостное существование.
Значение творчества А. Чехова
Чехов вошел в литературу 80-х годов XIX в. как новатор, ни на кого не похожий писатель, создавший новые образцы «малой прозы», которые писатель Д. Григорович назвал «переворотом в литературе». За 26 лет своей творческой биографии Чехов написал более 900 различных произведений. Горький о у Чехова позволяет «правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».
Мы сделали подборку лучших онлайн-курсов для эффективной подготовки к ОГЭ
«Ионыч»
В город Дялиж приезжает земский врач Дмитрий Ионович Старцев. Он знакомится с образцовой семьей Туркиных. Со временем Старцев понимает, что это пустые и неинтересные люди. Однако он влюбляется в дочь Туркиных Екатерину Ивановну. Она мечтает стать выдающейся пианисткой, но автор констатирует ее бездарность. Старцев полон стремлений и надежд на лучшее. Он делает предложение Екатерине Ивановне. Но девушка отвергает его, намереваясь посвятить жизнь искусству. Но ее надеждам на успех и славу не суждено сбыться.
Старцев смиряется с отказом. Постепенно его перестает интересовать все, что не связано с материальными благами. Он деградирует. К своим пациентам Старцев относится безучастно и с раздражением. Он становится безликим, утрачивает имя и фамилию.
Смотреть галерею
Вишнёвый сад
«Вишнёвый сад» — самое известное произведение Чехова, написанное за год до его преждевременной кончины. Пьеса является одним из наиболее известных драматических произведений тех лет. Полное сентиментальности произведение пишет о красивом, но несовременном и ненужном образе жизни.
Во времена былой помещичьей жизни деревья росли и цвели ради прихоти. Теперь сад стал нерентабельным. Пьеса сочетает комическое и трагическое. Она имеет огромный мировой успех и колоссальное число постановок и экранизаций.
«Ванька»
Ванька – девятилетний сирота, которого отдали на обучение к сапожнику в Москву. Ребенку живется несладко, он скучает по дедушке, по жизни в деревне. Накануне Рождества Ванька пишет письмо своему дедушке, жалуясь на тяжелую жизнь, голод и непосильный труд. Ему горько терпеть побои и обиды. Воспоминания о жизни в деревне у мальчика очень светлые, наполненные теплом и обаянием детства. Ванька горячо просит дедушку приехать.
Смотреть галерею
Указав на конверте «на деревню дедушке Константину Макарычу», окрыленный надеждой Ванька бросает письмо в почтовый ящик. Он не знает, что письмо с указанием такого адреса не дойдет до его дедушки. Лишенный детства в силу своего социального положения, Ванька все равно остается обыкновенным наивным ребенком. Во сне мальчику снится, как дедушка сидит на печи и читает заветное письмо, а рядом с ним виляет хвостом собака.
8. Три сестры
Пьеса Чехова «Три сестры» написана на рубеже двух столетий, в самом начале 20 века. Автор создал её специально по заказу МХАТа. Почти 120 лет её ставят в отечественных и зарубежных театрах. Известные режиссёры в каждой очередной постановке рассматривали произведение по-новому.
И в нашем тысячелетии оно не утратило актуальности. В чём-то сюжет перекликается с «Вишнёвым садом». Возвышенные и романтичные сёстры (Ольга, Маша, Ирина) и другие герои тоскуют по более деятельной и общественно-полезной жизни. Финал — увеличившаяся дистанция разделяет мечты и реальность.
Второстепенные герои
Луиза – женщина, которая представила супругу Порфирия на страницах рассказа. Как и Порфирий, она мечется за спиной, не представляя, как правильно подать перед его давним знакомым. Подрабатывая преподаванием уроков музыки, она старательно поддерживает бюджет семьи. За время, которое супруги прожили вместе, Луиза будто стала отражением Порфирия – его мыслей, поведения.
Заискивание перед чином проявляется и в тот момент, когда мальчик по имени Нафанаил, являющийся сыном Порфирия, снимает фуражку. Также как и отец, он настороженно вел себя первую часть разговора, не зная, кем приходится встречный. Информация о юноше скудная. Он посещает третий класс гимназии. Но этого достаточно, чтобы увидеть склонность заискивать перед вышестоящими лицами.
Чехов «Жалобная книга»: главные герои, главная мысль, что писать?
Анализ рассказа Чехова «Жалобная книга»: герои, главная мысль, проблематика.
Тут есть и ученик гимназии, и дьякон, и влюбленный, и зам. начальника станции и др.
Каждая запись, несмотря на то что записи короткие, так или иначе характеризует каждого из написавших ее. Одни пишут с ошибками, другие грамотно, кто в трезвом виде, кто пьяный, а кто влюбленный.
Большинство записей не носит жалобный характер. Многие из них написаны по глупости, от безделья или с злым умыслом.
Главная мысль рассказа, проблематика.
В таком коротком рассказе о жалобной книге одной из станций железной дороги необъятной России, Чехов показал всю страну в целом. Как в жалобной книге собрались самые разные записи, так и в России можно встретить самых разных людей. Вместе с Чеховым можно посмеяться как над всеми героями, так и над самим собой.
Не далее, как месяц назад мы с подругой, посетив ресторан, потребовали книгу жалоб и предложений. Но. для того, чтобы написать не жалобу, а. благодарность. Блюда, которые мы заказали были настолько изысканны, настолько великолепно оформлены, что нам захотелось поблагодарить шеф-повара за эту вкуснятину)))
Что же касается жалобы, приходилость потребовать книгу в химчистке за безнадёжно испорченный ковёр. Накатала огромную жалобу, высказала всё, что думаю о работниках химчистки, испортивших дорогой шёлковый ковёр (правда, в корректной форме) и заодно предъявила претензию и потребовала возмещения материального ущерба.
Возместили, ничего не могу сказать. Более того, предоставили мне скидку в размере 20% на все последующие чистки))) Вот так! Так что обоснованное написание жалоб может иметь свой положительный результат)))
Когда появились не могу сказать, точно в СССР.Сейчас они есть в сфере медицины, торговли, общественного питания.
Жанр рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга» можно определить как юмореску, что означает короткую, юмористическую, в данном случае, прозаическую литературную форму.
Название рассказа трудно переоценить. Кажущееся простым и очевидным, оно, на самом деле, очень привлекательно — когда видишь его в содержании книги, хочется в первую очередь прочитать именно этот рассказ, это название сразу вызывает предвкушение чего-то очень смешного. Т. е. название смешное уже само по себе, но по прочтении становится понятно (и ещё более смешно!), насколько оно дословно соответствует содержанию, и насколько сама жалобная книга, о которой идёт речь, не соответствует своему назначению.