Чехов Антон рассказ «Мальчики»
Читательский дневник по рассказу «Мальчики» Антона Чехова
Автор: Антон Павлович Чехов
Жанр произведения: рассказ
Главные герои: Володя Королёв, Чечевицын
Второстепенные герои: мать, отец, Катя, Соня, Маша.
Характеристика главных героев:
Володя и Чечевицын — задумчивые и тихие мальчишки.
О чём-то шептались между собой.
Собирались сбежать в Америку.
Характеристика второстепенных героев:
Катя, Соня и Маша — сёстры Володи.
Умные, воспитанные и находчивые.
Догадались сразу, что с мальчишками что-то не так.
Мать и отец — любящие родители.
Краткое содержание рассказа «Мальчики»
Володя приезжает на Рождественские каникулы домой. Вместе с ним приезжает его товарищ Чечевицын.
Весь дом замечает, что друзья ведут себя немного странно.
Они были очень тихие и спокойные, можно сказать, даже скрытные.
Не принимали участие в подготовке к празднику.
Заподозрив неладное, три сестры Володи решили подслушать разговоры мальчишек и разузнать, в чём же дело.
Из их разговоров сёстры поняли, что мальчики задумали побег.
Оказывается, они начитались романов про индейцев Америки и решили сбежать.
Сёстры решили не рассказывать то, что узнали родителям, надеясь, что мальчишки привезут из Америки золото.
Именно поэтому побег всё-таки произошёл.
Весь дом стал искать мальчиков и переживать за них.
Но спустя несколько дней беглецов вернули домой.
Володе было очень стыдно за свой поступок, он настолько проникся переживаниями его родных за себя, что даже заболел.
А его друг совсем не переживал, его мать вызвали на следующий день и они уехали.
План рассказа
1. Приезд двух друзей — гимназистов.
2. Радостная встреча.
3. Странное поведение.
5. Переживания Володи.
8. Угрызения совести.
Основная мысль рассказа «Мальчики»
Главная мысль рассказа в том, что прежде чем что-то делать, нужно подумать о родных.
О том, как они это воспримут.
Основная идея автора заключается в том, что нельзя делать что-то такое, что причинит боль родным и близким.
Нужно быть ответственным за свои поступки.
Чему учит произведение
Рассказ учит ответственности за свои действия.
Учит не совершать поспешных, необдуманных поступков.
Учит думать о тех, кто тебя любит.
Учит не идти на поводу у других, а иметь свою голову на плечах.
Краткий отзыв по рассказу «Детство» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумал о том, что мечта иногда может быть глупой и небезопасной.
Мальчики были глупыми, наивными, они очень мало знали об окружающем мире.
Но они были романтиками и их тянули к себе приключения и дальние страны.
Автору удалось очень точно описать характер мальчиков, их стремления и переживания.
Мы видим, что Володя очень любил свою семью и не хотел сделать им больно.
Но он проявил слабость и позволил другу увлечь себя в опасное предприятие.
Мне не понравилось, что сёстры Володи скрыли от родителей планы мальчиков.
Они тоже не понимали, к чему могут они привести.
Но сам Володя мне понравился.
Это добрый и отзывчивый мальчик, немного слабохарактерный.
Он оказался под дурным влиянием, но случившееся стало для него хорошим уроком.
И впредь он уже не станет поступать столь безответственно.
Я всем рекомендую прочитать этот рассказ и подумать над тем, какие поступки достойны уважения, а какие могут принести лишь страдание.
Пословицы к произведению:
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Не лезь воду, не зная броду.
Слабый поневоле добр.
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Язык до Киева доведёт.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».
Словарь неизвестных слов:
Бахрома — тесьма для обшивки ткани.
Исподлобья — из-под насупленных бровей.
Ещё читательские дневники по другим произведениям Антона Чехова:
Библиотека произведений автора пополняется.
Смысл рассказа Чехова «Мальчики»
Антон Павлович Чехов — мастер короткого рассказа. Все его произведения лаконичны и сюжетно просты. Интересными их делает удивительная точность, тонкий психологизм. Рассказ «Мальчики» относится к относительно большим рассказам Чехова и раскрывает непростую тему противостояния отрочества и взрослого мира, детских мечтаний и жесткой, приземленной реальности.
Сюжет рассказа «Мальчики»
Мальчик Володя — ученик гимназии. Его семья живет в собственной усадьбе в деревне, поэтому учится одиннадцатилетний ребенок довольно далеко от дома. На зимние каникулы он приезжает домой, чтобы отметить с семьей рождество. Приезжает маленький гимназист не один, а со своим другом Чечевицыным.
Мальчики описываются как противоположности. Володя пухлый и белокожий ребенок, а Чечевицын жилистый и смуглый. Володя разговорчив и открыт (хоть и старается в присутствии нового друга казаться серьезнее), а Чечевицын подчеркнуто отстранен. Сестры Володи даже принимают его за очень сурового и умного человека.
Семья Володи хорошо принимает его друга. Они стараются развлечь детей украшением елки, но мальчики больше внимания уделяют лошадям и картам.
Ребят увлекают приключенческие истории про индейцев и золотодобычу в Америке. Они планируют совершить побег, основываясь на информации из развлекательных книжек. Чечевицын пламенно увлечен этой тематикой и очень верит в то, что у них все получиться, стоит только дерзнуть. Володя же просто напросто мягкий и ведомый ребенок, легко поддающийся чужому влиянию.
Утром сочельника ребята сбегают. Родители, естественно, бросаются их искать, заполняют какую-то бумагу у урядника.
Мальчишки убежали не далеко. Их задержали в городе на гостином дворе.
За Чечевицыным приехала его мать на следующий же день и забрала его. Мальчик не раскаялся, даже подписал в тетрадке Володиной сестры, Кати, взятое им индейское имя «Монтигомо Ястребиный Коготь».
В чем смысл рассказа «Мальчики»
Рассказ «Мальчики», если бы не был рассказом, мог бы быть романом воспитания или романом взросления. В нем мы видим извечную оппозицию мира взрослого и мира детского. Чехов не был бы великим русским классиком, если бы остановился на простом моралистическом посыле. Да, мораль для детей тут определенно присутствует, не зря произведение есть в школьной программе по литературе для младшего и среднего звена.
Если рассматривать произведение с точки зрения морали для детей, то посыл следующий: маленькие дети совершают глупости, не задумываясь о том, какую боль могут причинить своими действиями родителям, которые очень их любят и беспокоятся о них. Но этого действительно мало, чтобы описать «Мальчиков» Чехова.
Чехов смотрит на мир не только глазами обеспокоенных взрослых, но и детей, с их неуемным воображением и стремлением познать этот мир.
Взрослая версия рассказа такова (ее мы видим глазами родителей Володи). Маленькие дети, начитавшись глупых книжек, решили сбежать неизвестно куда. Слабохарактерного Володю сбивает с пути истинного более сильный, но невоспитанный мальчик. Володя не подумал о родителях, когда сбегал, чем разбил им сердце. Более того, для родителей очевидно, что в Америку дети не сбегут, но неприятностей достаточно и куда ближе.
Эта история глазами детей выглядит так: они живут скучную и однообразную жизнь, пока в Америке идут войны колонизаторов с индейцами, а золото лежит буквально на поверхности земли, достаточно только пожелать его добыть. У них есть опыт того, как вести себя в подобных условиях, почерпнутый из приключенческих книг (для детей каждое слово в них — истина).
Обе стороны в чем-то правы. Жизнь взрослых людей действительно однообразна, а мечты детей зачастую несбыточны. Но у Чехова в этом и очарование. Каждому достается свое.
В чем смысл названия
Рассказ называется очень просто — «Мальчики». Но указывает это название не только на главных героев, двух мальчишек 11-12 лет, но и на целый период жизни. Мальчики — это незрелые люди, мечтатели и фантазеры, грезящие о побеге в дальние страны. Возможно когда-нибудь они станут мужчинами, но это определенно не вопрос прожитых лет, а выбранной модели поведения.
«Мальчики» читательский дневник
«Мальчики» – увлекательная история о двух друзьях, которые задумали пешком отправиться в Америку добывать золото и сражаться с индейцами.
Краткое содержание «Мальчики» для читательского дневника
Название: Мальчики
Число страниц: 8. Чехов А. П. «Мальчики». Издательство «Детская литература». 2016 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1887 год
Главные герои
Володя Королев – ученик 4 класса, добрый, романтичный, мечтательный мальчик.
Чечевицын – друг Володи, смелый, решительный, настойчивый мальчик.
Катя, Соня, Маша – сестры Володи, любопытные и романтичные девочки.
Родители Володи – добрые, любящие, заботливые.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Младшие сестры Володи – Катя, Соня и Маша – были очень заинтригованы товарищем своего брата. Понаблюдав за ним, они решили, что он очень умный. Когда Володя с другом остались наедине, они раскрыли географический атлас, и стали его внимательно изучать. Вечером девочкам удалось подслушать, как друзья планировали свой побег в Америку, на золотые прииски. Они узнали, что впереди их ждет нелегкий путь: тысячи верст трудной дороги, разбойничья жизнь, сражения с дикарями и работа на плантациях. Сестры договорились ничего не рассказывать родителям – они надеялись, что мальчики привезут им из Америки золото и слоновую кость.
В канун Сочельника Володя был сам не свой: он не притронулся к еде, часто молился, и перед сном долго прощался с родителями. Лишь к обеду следующего дня была обнаружена пропажа мальчиков. Их повсюду искали, но нашли только через день, в городе в гостином дворе.
Девочки были очень рады возвращению незадачливых путешественников, но родители были очень серьезны и печальны. Вскоре за Чечевицыным приехала его мать и увезла с собой. Напоследок мальчик успел лишь сделать надпись в Катиной тетрадке «Монтигомо Ястребиный коготь».
План пересказа
Главная мысль
Путешествия и приключения всегда очень заманчивы, но нужно помнить и о чувствах родных.
Чему учит
Рассказ учит уверенно идти к своей цели, не сдаваться, быть твердым и решительным. Важно хорошо учиться, чтобы быть подготовленным к любым неожиданностям. Также учит отвечать за свои поступки.
Отзыв
В детстве увлекательные приключения будоражат ум многим детям. Но нужно помнить, что далеко не все они безопасные. Для начала нужно немного подрасти и выучиться в школе, чтобы применять на практике полученные знания.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Мальчики.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, каким твердым и настойчивым оказался Чечевицын. Он уверенно шел к своей цели, в то время как Володя испугался решительного шага.
Анализ произведения Чехова «Мальчики»
Автор: Guru · 20.07.2018
Антон Павлович Чехов является классиком мировой литературы, а также он известен нам как врач по образованию. Свою медицинскую практику он вполне успешно совмещал с писательской деятельностью, однако, не смог помочь самому себе преодолеть тяжелейший недуг, мучивший его с юности.
История создания
Именно в «Петербургской газете» в 1887 году и был впервые опубликован рассказ «Мальчики». Но еще под авторским псевдонимом Антоша Чехонте.
Существует версия, что поводом к написанию стал случай, имевший место в жизни самого Чехова. Якобы во время прогулки в Нескучном саду в Москве он встретил двух гимназистов, изображавших в игре индейцев. Перенеся это незначительное, на первый взгляд, событие на бумагу, он привнес в историю много основополагающих моментов, которые способны сызмальства формировать личность человека и в дальнейшем объяснять некоторые его поступки.
Первые публикации Чехова носили юмористический характер, а потому он довольно продолжительное время сотрудничал с некоторыми изданиями, печатавшими произведения в данном жанре. Свои сочинения он поначалу подписывал псевдонимами. Их литературоведы насчитывают более сорока. Самым известным, пожалуй, стоит отметить псевдоним Антоша Чехонте. Но после того, как Антона Павловича пригласили работать в периодические издания «Петербургская газета» и «Новое время», и его публикации обрели популярность, писатель стал подписывать их настоящей фамилией.
Жанр, направление
«Мальчики» — это рассказ по жанру, прозаическое произведение. Начинается оно и заканчивается, по сути, одной и той же восторженной фразой: «Володя приехал!». Только оттенок этой экспрессии в начале и в конце имеет существенные отличия.
Направление в литературе второй половины 19 века — реализм. И Чехов являлся его ярким представителем. Все его герои — отнюдь не идеалы человеческой природы. Они, как призма, пропускают через себя веяния и умонастроения современного им общества, своего времени и волей-неволей подвергаются их влиянию. Это обычные, простые люди, не чуждые порокам, но ведомые и добродетелями.
Суть: о чем говорится в рассказе?
В центре сюжета — приезд двух гимназистов, Володи Королева и господина Чечевицына, в гости к первому. Мальчики — одноклассники, решившие провести каникулы в кругу семьи Володи. Родители и сестры Королева несказанно радуются встрече с мальчиком, вспоминают, как провожали его на учебу в гимназию, и ждали каникул. Володя знакомит родных со своим приятелем Чечевицыным, фамилию которого никто из домашних так и не смог правильно запомнить.
Мальчики ведут себя отрешенно и холодно по отношению к обитателям дома. Родители и сестры Володи сразу замечают это и огорчаются факту, будто и не рад мальчик приезду домой. Он постоянно шепчется с Чечевицыным, будто замышляя что-то.
Сестры Володи, подслушав его разговор с приятелем, убеждаются, что ребята затеяли побег. Начитавшись приключенческих романов про индейцев и мир Дикого Запада, они загорелись идеей отправиться в путешествие по Америке с целью добычи золота и слоновой кости. И даже запаслись неким провиантом, ножами и пистолетами. Однако девочки не воспрепятствовали этой затее и не рассказали об услышанном родителям, потому после некоторых колебаний Володи и под внушительным влиянием Чечевицына побег состоялся.
Сутки продолжались их поиски. И когда мама Володи была уже на грани нервного срыва, заговорщиков отыскали и доставили домой. Володя от чувства раскаяния и вины перед семьей даже заболел. А Чечевицын, напротив, не испытывал никаких угрызений совести. Телеграммой вызвали его мать, и зачинщик уехал. На прощание он лишь оставил запись в тетради одной из сестер Володи: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Более подробно основные события рассказа мы описали в кратком содержании для читательского дневника.
Главные герои и их характеристика
Чехов во многом противопоставляет мальчиков друг другу. Начиная с описания их внешности и заканчивая внутренними противоречиями одного и отсутствием их у другого.
Володя охарактеризован внешне кратко, в то время как господин Чечевицын имеет более детальное описание вплоть до структуры волос. Даже говорящая фамилия Королев, что в целом свойственно творчеству Чехова, идет вразрез с его действиями. Лидером в общении мальчиков является Чечевицын, несмотря на его угрюмость и неразговорчивость. И Володю, некогда весельчака и болтуна, домашние не узнают, настолько тот изменился и стал подобием приятеля, неприветливым и сердитым. Чечевицын подчинил своему влиянию Володю и внушил ему мысль о необходимости побега в Америку, куда они будут добираться, преодолевая тысячи километров, сражаясь с врагами и дикими зверями на своем пути, но зато их будет ждать награда в виде трофеев с индейских резерваций. Под влиянием убеждений друга и увлеченно прочитанных книг Володя соглашается на авантюру. Но позже, оказавшись под кровом уютного дома с родными людьми, мальчик начинает сомневаться в этой затее. Он колеблется и сообщает об этом Чечевицыну. Страх огорчить маму и заставить ее волноваться останавливает Володю, подсказывает отказаться от побега. Но в то же время в нем жива моральная сторона вопроса, ведь он дал честное слово другу поддержать затею, и должен это слово сдержать.
Но Чечевицын далек от этих душевных терзаний и увлечен только одной идеей — убежать и поскорее. Ему, в отличие от Володи, неведомы тепло домашнего очага и родительская забота, его ничто не держит. Семейные ценности не являются для него чем-то основополагающим. Он — человек решительный и суровый. Володя не такой. Этот мальчик добропорядочный, привязанный к семье всем сердцем, хоть и на стадии своего взросления пытающийся продемонстрировать обратное. Однако у него есть мечта — Америка. И ради ее осуществления он готов на поступок: пренебречь самым ценным, что у него есть, доверием и близостью семьи. Но данное решение дается ему с трудом, Володя принимает его не самостоятельно, а под натиском Чечевицына. У друга же нет камня преткновения в виде семьи, и сомнения в правильности и благоразумности решения его не гложут. Характеристика мальчиков убеждает нас в том, что их воспитание и происхождения прямо противоположны.
Свою неудачу мальчики совершенно по-разному переживали. Володя был сильно подавлен тем, что доставил столько боли своей семье. А Чечевицын, не обремененный чувством ответственности, наоборот гордился поступком, не приняв к сведению масштаб доставленных людям страданий. Ведь им он подверг и свою мать, которая вскоре приехала и забрала мальчика домой.
Темы и проблемы
Главная тема произведения А. П. Чехова — детство, которое выражается в желании главных героев осуществить путешествие в далекую неизведанную страну. Они совершенно неприспособленны к взрослой жизни, не осознают последствий своего решения, продолжают жить в мире грез, иллюзий и фантазий.
В рассказе автор затрагивает проблемы взаимоотношений отцов и детей, в целом мира детей и взрослых, разницу в мировоззрениях людей одного поколения. Чехов рассматривает вопрос расстановки приоритетов в мышлении мальчиков, чем один может легко поступиться и пренебречь, а другой нет.
Проблема воспитания проскальзывает в строках с репликами отца Володи. Тот предельно интеллигентен, очень уважителен к собственному сыну. Он смог заложить в сознание мальчика верные постулаты, которыми необходимо руководствоваться в жизни, элементарно — что такое хорошо и что такое плохо. А на примере Чечевицына мы наблюдаем противоположную картину. Судя по всему, мальчик был лишен родительской любви и должного воспитания, оттого и вырос с безответственной претензией к независимости и самостоятельности.
Главная мысль
Смысл рассказа «Мальчики» – это необходимость поддерживать правильные отношения между взрослыми и детьми. Дети являются продолжением своих родителей, и им следует всегда внимательно относиться к вопросам воспитания своих отпрысков, нести за это ответственность, чтобы в дальнейшем похожее чувство ответственности зародилось и укоренилось в душах и воззрениях самих детей. Ведь родительский пример самый точный и показательный на первых этапах формирования личности ребенка.
Следовательно, идея произведения – это стремление автора напомнить о том, как важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений, а тем более совершенных поступков. Так как порой последствия бывают непредсказуемыми и необратимыми, желательно стараться просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. А если неблагоприятный исход неизбежен, возможно, разумнее будет и вовсе отказаться от ранее принятого авантюрного решения.
Чему учит?
Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» учит придавать важное значение истинным семейным ценностям и не отказываться от них, учит не поддаваться чужому влиянию и всегда иметь собственную точку зрения и способность при необходимости твердо ответить «нет». Чехов также призывает родителей относиться к своим детям максимально бережно, оказывать им помощь в психологическом становлении и призывать их руководствоваться только своим умом.
Важность семьи для человека автор ставит во главу угла. Все его поступки, еще, будучи ребенком, ознаменованы теми условиями и обстоятельствами, в которых он родился и вырос. Традиционные семейные ценности и глупые детские причуды Чехов одновременно противопоставляет и приводит в сравнение, демонстрируя, как деструктивно может повлиять необдуманное и наивное решение на то, что действительно важно, но о чем иногда людям свойственно забывать.
История создания
Произведение было впервые опубликовано в 1887 году в «Петербургской газете», но на тот момент автор ещё подписывал свои тексты авторским псевдонимом — Антоша Чехонте. Первые публикации Чехова носили юмористический характер, а сам он, вероятно, считал их недостаточно серьёзными. Соответственно, он старался сотрудничать именно с теми изданиями, которые печатали произведения в юмористическом жанре. Для этих публикаций он использовал многочисленные псевдонимы. Лишь позже, когда к его работам пришла популярность, он стал подписываться настоящей фамилией.
Считается, что рассказ «Мальчики» был написан под впечатлением от случая, имевшего место в жизни самого Чехова. Однажды, гуляя в Нескучном саду в Москве, он заметил двух гимназистов, которые увлечённо играли в индейцев. Это незначительное событие и вдохновило писателя: образы ребят он перенёс на бумагу, но значительно расширил картину событий, добавил предысторию и немало других основополагающих моментов, благодаря которым произведение обрело воспитательный характер и глубокий смысл.
Краткое содержание
Гимназист Володя Королёв приехал домой на зимние каникулы. Его с нетерпением ожидала вся семья: отец, мать, тётя, его сёстры Катя, Соня и Маша, самой старшей из которых было одиннадцать лет, а также прислуга Наталья и большой чёрный пёс Милорд. Приближалось Рождество, на улице продолжал мести снег, а от Володи исходит морозный запах. Когда первый порыв радости от встречи иссяк, все заметили, что мальчик приехал не один: он пригласил погостить своего друга и ровесника, гимназиста Чечевицына. Володя представил его своей семье, но никто так и не смог запомнить его фамилию.
Мальчиков пригласили пить чай, но они вели себя довольно странно, выглядели задумчивыми и скрытными. Если Чечевицына о чём-то спрашивали, то он даже не слышал это с первого раза, но, вздрогнув и встряхнув головой, просил повторить вопрос. Да и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, теперь не улыбался и как будто даже не радовался приезду домой. Кроме того, он говорил непонятные фразы про Калифорнию, в которой вместо чая пьют джин.
После чая семья отправилась в детскую. Отец с девочками занимался приготовлениями бахромы и цветов из бумаги для ёлки. В другое время Володя непременно присоединился бы к ним или побежал на улицу играть с детворой, но теперь ему было интереснее шептаться о чём-то с Чечевицыным, рассматривая карту в географическом атласе. Во время короткой беседы с девочками Чечевицын тоже говорил странные слова о бизонах, мустангах и индейцах, а также сказал, что он — «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».
Девочки решили ничего не говорить родителям о побеге. Но на следующий день Володя был очень мрачным, ничего не ел, а к вечеру даже расплакался, волнуясь о предстоящем побеге в Америку. Когда девочки вновь подслушали разговор мальчиков, выяснилось, что Володе очень жалко маму, он сомневался, снова плакал и хотел отказаться от этой идеи, но Чечевицын убеждал его ехать. Он расхваливал Америку, рычал как тигр и манил друга сказочными красотами путешествия.
Побег всё-таки состоялся. Родители, заметив исчезновение мальчиков, бросились на их поиски, поднялась страшная суматоха, мама плакала, когда их не нашли даже в деревне. Но на следующий день их задержали в городе, в Гостином дворе. Володя очень раскаивался и сразу бросился обнимать маму, а Чечевицын, в отличие от него, даже после этого продолжал бредить Америкой, не испытывая никаких угрызений совести. Королёвы послали его родителям телеграмму, после чего приехала его мать, которая забрала его с собой.
План для пересказа
Рассказ «Мальчики» — довольно небольшое по объёму и ёмкое произведение, как и многие другие рассказы Чехова. Автор умел в сокращении передать глубинный смысл и заставить читателя о многом задуматься. Но даже малое по объёму произведение детям будет удобно разделить на несколько частей и тем самым составить план для пересказа:
Главные герои
Чехов противопоставляет двух мальчиков друг другу буквально во всём: начиная от внешности и заканчивая их моральными принципами. Володя внешне охарактеризован кратко, тогда как портрет его приятеля прописан буквально до мелочей. Характеристика главных персонажей:
Главные герои «Мальчиков» Чехова имеют говорящие фамилии, но здесь заметна ирония: Володя Королёв, несмотря на такую громкую фамилию, не является лидером, а идёт на поводу у Чечевицына, которого автор неслучайно сравнивает с «кухаркиным» сыном.
Противопоставление персонажей наблюдается и в конце рассказа: Володя искренне раскаивался, бросился матери на шею, а потом лежал, и ему к голове прикладывали смоченное в уксусе полотенце. Чечевицын же, наоборот, гордился побегом и гордо ответил, что они ночевали на вокзале. Прощаясь с девочками, он выглядел сурово и надменно и в знак памяти написал у них в тетрадке: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Это говорит о том, что и после произошедшего он не отказался от своей мечты о побеге в Америку.
Краткая аннотация и характеристика второстепенных персонажей произведения:
Анализ и основная мысль рассказа
Жанр произведения — юмористический рассказ, направление — реализм, что характерно и для творчества Чехова в целом. Это направление было основным в литературе второй половины XX века, и Чехов являлся его ярким представителем. Как и в этом рассказе, он рассматривал случаи из жизни и писал об обычных людях — не идеальных, но пропускающих через себя все веяния того времени, в котором они жили. Они имели свои недостатки, но им не были чужды и добродетели.
Интересно, что и в начале, и в конце текста присутствует одна и та же восторженная фраза: «Володя приехал!». Но оттенок экспрессии, с которой она произносится, в обоих случаях существенно отличается.
Название «Мальчики» говорит само за себя, а также ассоциируется с детством, мальчишечьими шалостями, приключениями и мечтами. Тема произведения — детство и мечты. Это выражается в желании мальчиков отправиться в далёкую неизведанную страну, в демонстрации их грёз, иллюзий и фантазий. В героях многие читатели могут увидеть самих себя, ведь практически каждый человек в детстве о чём-то мечтал и чем-то увлекался, как Володя и Чечевицын зачитываются книгами Майн Рида и всерьёз обсуждают неосуществимые планы.
Но произведение вряд ли имело бы столь сильный воспитательный посыл, если бы в нём описывались только грёзы мальчиков и говорилось только о том, что нужно идти за своей мечтой. Произведение учит думать, прежде чем что-то сделать, не идти на поводу у других, не поддаваться чужому влиянию, мыслить своей головой. Иногда нужно просто уметь сказать «нет», пусть даже и своему близкому другу.
Важно задумываться о последствиях принимаемых решений, а в некоторых ситуациях разумнее и вовсе отказаться от различных авантюрных предприятий. Мечты и сказки — это хорошо, мечтать необходимо, но, к примеру, прежде чем отправляться в путешествие, нужно вырасти, столкнуться с непростыми жизненными испытаниями и тестами и извлечь из этого уроки, многое узнать, подготовиться и не отправляться в путь с четырьмя рублями.
В произведении «Мальчики» Чехов главная мысль рассказа раскрывает проблемы отцов и детей и вопросы воспитания. Володя является прекрасной иллюстрацией того, каким вырастает ребёнок в любящей и заботливой семье, где ему прививают правильные приоритеты. А на примере Чечевицына наблюдается противоположная картина. По-видимому, он был лишён родительской любви, поэтому он ни к чему не привязан, ему не о чем грустить, он хочет скорее стать независимым и самостоятельным. Автор противопоставляет семью, любовь, отношения между родственниками — и глупые, а порой и опасные детские причуды.
Таким образом, главная мысль рассказа Чехова «Мальчики» — важность семейных ценностей. Прежде чем что-либо сделать, важно подумать о близких. Чехов также призывает родителей всегда внимательно относиться к воспитанию своих детей, оказывать им поддержку и учить их всегда иметь собственную точку зрения.