Рассказ чехова о любви как развивались отношения между героями

Сказки

Урок литературы в 8-м классе на тему «Рассказ А.П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье»

Разделы: Литература

Предметная тема: «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».

Метапредметная тема: «Счастье и несчастье».

Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. (А.П.Чехов)
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. (Пифагор)
Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье. (Л.Н.Толстой)

1. Оргмомент

– Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова «О любви».
– Что вы знаете о Чехове, какие его произведения читали?

2. Слово о писателе. Индивидуальный ответ

3. Работа с текстом (беседа)

– Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине? (Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)

– О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

– Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

4. Словарная работа

– Что такое счастье?
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».

– Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.

– Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? (На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)

– Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)

Какое значение имеют картины природы в рассказе? («Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)

5. Решение основной проблемы урока

– Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:

«Любовь… обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».

Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
– В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? (Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»)
– Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди? (Индивидуальные опережающие задания – анализ нескольких фильмов, данные статистики)

6. Подведение итогов урока

– О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?
– К каким выводам вы пришли?

7. Домашнее задание

Написать сочинение – письмо в будущее «Остаться счастливым я смогу, если…»

Источник

Анализ рассказа «О любви» (А.П. Чехов)

Произведения русского писателя и драматурга конца 19 века Антона Павловича Чехова отличаются своей краткостью, его маленькие юмористические рассказы, повести и пьесы известны многим. Цикл «Маленькие трилогии», в который входит рассказ «О любви», о котором в дальнейшем пойдёт речь, является его самой известной и полюбившейся читателям работой. Многомудрый Литрекон представляет Вам разбор произведения.

История создания

«О любви» завершает вышеупомянутый цикл «Маленькие трилогии», рассказ был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль». В своих записных книжках Чехов упоминал об этом рассказе, задумка появилась еще в 1895 году, но он начал работать над ним только в 1898. Кроме «О любви», он также писал известный «Крыжовник», оба произведения появились на страницах «Русской мысли» в августе того же года.

В биографии Чехова присутствовала Лидия Александровна Авилова, их судьба схожа с судьбой героев рассказа – нелюбимый, но уважаемый муж Авиловой, тайные переписки и периодические встречи с Чеховым, и в итоге невозможные любовные отношения. Она считала, что в «О любви» описаны именно эти взаимоотношения, но некоторые критики утверждают, что воспоминания Лидии Александровны о былой любви с Чеховым достаточно субъективны, поэтому нельзя утверждать, что рассказ является автобиографичным.

Жанр и направление

Заявлено, что это рассказ, и это абсолютно так. Об этом говорит, во-первых, краткость произведения. Во-вторых, в рассказе присутствует одна сюжетная линия, в данном случае это развитие взаимоотношений между главными героями, которых, кстати, в рассказе мало, в «О любви» их двое.

Выбранный автором жанр для описания этой истории как нельзя кстати подходит, потому что в этом лаконичный рассказ-миниатюру он смог уместить глубокую философскую мысль и раскрыть реалистический метод, то есть правдивое изображение действительности.

Композиция

Что касается структуры, то в этом произведении она не такая, как для большинства рассказов. Особенностью композиции является то, что «О любви» написан приёмом «рассказ в рассказе». То есть в самом начале читатель видит приятельскую беседу и обсуждение того, что красавица Пелагия влюблена в совершенно ей неподходящего, по их мнению, повара Никанора, далее идёт рассуждение о любви, а потом, соответственно, рассказ главного героя Алёхина о его любовных чувствах.

Название рассказа говорит само за себя, это рассказ о таком прекрасном, но в то же время необъяснимом чувстве, как любовь. Алёхин со своими приятелями рассуждает о том, что у русских есть глупая привычка – они не могут просто любить, им нужно усложнять себе жизнь, постоянно задавая множество вопросов – хорошо это или плохо, честно или нечестно.

Главные герои и их характеристика

Темы и проблемы

Проблематика рассказа «О любви» не менее интересна. Проблемы «футлярности» и «маленького человека» присутствует и в этом рассказе. Герои страдают из-за чувств друг к другу, кажется, что постепенно от них уходят их энергия и жизненные силы. Да, они часто общаются, проводят время друг с другом, вместе ходят в театр, но при этом герои продолжают жить по инерции, они не хотят менять свой привычки и комфортный образ жизни. Им не хватает уверенности в себе, чтобы отбросить все запреты и дать волю своим эмоциям и чувствам, в то же время им не хватает смелости, чтобы окончательно прекратить все встречи и общение, поэтому они так и плывут по течению, мучая самих себя и друг друга.

Смысл

Главная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что человек по своей природе труслив и не может осмелиться делать то, что он действительно хочет. Герои рассказа позволили внешним обстоятельствам пересилить их внутренние чувства. Во имя предрассудков они отказались от самого сакрального и личного, что только может быть у человека. Просто взаимных чувств недостаточно для счастья, для этого ещё нужны действия и отсутствие множества вопросов, которые люди задают самим себе, тем самым лишая себя своего собственного счастья.

Читайте также:  Рассказы для чтения для детей с овз

А основная идея заключена в словах, сказанных самим Алёхиным :

Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.

Символы и художественные детали

В «О любви» чётко прослеживается психологизм – описание душевного состояния героя. Чехов не пишет об эмоциональном состоянии Алёхина и Анны Алексеевны открыто, но читатель ясно видит то, что каждый из них чувствует, это можно понять по маленьким деталям, о которых упоминает автор. Например, когда герои были в театре – они сидели рядом и их плечи едва соприкасались, но Алёхина в это время переполняли эмоции, он понимал, что любит её. Показаны ожидаемые двумя моменты встречи, то, как Анна Алексеевна интересовалась его здоровьем. Все их диалоги, действия по отношению друг другу кажутся со стороны такими обычными, но при этом читатель прекрасно понимает, что именно они чувствуют.

Также в рассказе «О любви» значительна роль пейзажа. Когда Алёхин начал рассказывать свою печальную историю о любви, то за окном было серое небо, что указывает на настроение повествования. Но когда он закончил, то «дождь перестал и выглянуло солнце», то есть герой отпустил события тех дней, и в его душе больше нет былой тоски.

Чему учит?

Какие выводы может сделать человек после прочтения этого рассказа? Финал произведения остаётся открытым, позиция автора не ясна. Это позволяет нам самим подумать о том, правильно ли поступили герои, что бы каждый из нас сделал, оказавшись в подобной ситуации, стоит ли давать волю чувствам или лучше помнить о долге и честности? Возникает множество вопросов, но от этого произведение становится только интереснее.

Но всё же, я думаю, что каждый человек, прочитавший рассказ «О любви», должен понять, что всё-таки стоит дать шанс любви, какие бы последствия не имела эта капитуляция.

Источник

Анализ рассказа Чехова «О любви»

Автор: Guru · 26.02.2018

Антон Павлович Чехов–русский писатель конца 19 века, гений краткой формы, автор известного изречения «краткость – сестра таланта», автор множества лаконичных рассказов, повестей и пьес. Одним из популярнейших творений Чехова является цикл «Маленькие трилогии». Завершающим произведением этого цикла является произведение «О любви».

История создания

История данного рассказа, написанного А.П. Чеховым в 1898 году, берет свое начало в биографии писателя. В образе Анны Алексеевной, в которую влюблен главный герой, Алехин, угадывается личность Лидии Александровны Авиловой – русской писательницы и мемуаристки. Она была представлена Чехову Сергеем Николаевичем Худяковым – издателем «Петербургской газеты». В то время, как писала сама Лидия Александровна в своих мемуарах, она знала все написанное Чеховым наизусть.

На момент первой встречи с Чеховым, Авилова была женой Михаила Федоровича, который не мог понять её увлечения писательством и литературой. Мужа она выбрала, «как вещь», и испытывала к нему глубокое уважение, но о любви не могло быть и речи. Авилов знал о переписке своей жены и Антона Павловича, и даже читал некоторые из писем. Чехов помогал Анне Алексеевне в публикации её работ, выступал как рецензент и персональный критик. Теплая переписка сменялась редкими и зачастую неожиданными встречами. Всю глубину отношений между Чеховым и Авиловой раскрывают её воспоминания в «А. П. Чехов в моей жизни», опубликованные лишь в 1940 году. Любовные переживания писателя нашли отражение и в его творчестве. Рассказ «О любви» — это художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович Чехов к Лидии Александровне Авиловой.

Жанр и направление

Антон Павлович Чехов, как уже было сказано, – мастер краткой литературной формы. Его любимый жанр – это емкий рассказ-миниатюра, в котором заложена глубокая философия авторской мысли. Жанровая особенность произведений Чехова помогает в раскрытии реалистического метода. Как известно, писатель работал в русле реализма. Деталь – важнейший элемент чеховского рассказа, помогла прозаику достичь гармонии между малой «рассказной» формой и глубоким реалистическим содержанием.

Рассказом «О любви» завершается цикл «Маленькая трилогия» (название не авторское, дано исследователями), объединенный сквозной чеховской темой жизни «человека в футляре». Главные герои — повествователи своих историй, каждый из них является главным в своей части цикла.

О чем же повествует данное творение Чехова? Как ни удивительно, название исчерпывающе отражает основную линию произведения – любовную.

Сюжетной основой является история одного из героев «Маленькой трилогии» — Павла Константиновича Алехина. Павел учился в университете, а после смерти отца был вынужден заняться его имением в Софьине, чтобы погасить отцовские долги. Работа на земле, с крестьянами тяготила молодого человека, привыкшего к культурному обществу. Постепенно Алехин отказывался от роскоши, что нашло отражение в его бытовых привычках. Вскоре главный герой был произведен в мировые судьи, и на одном из судов он познакомился с добрым и простодушным Дмитрием Лугановичем. На обеде у нового приятеля Алехин встретил жену Дмитрия – Анну Алексеевну, оставившую о себе яркое впечатление в сознании дворянина. По мере общения с красивой и умной женщиной Алехин стал понимать, что его любовное чувство к ней отнюдь не безответно. В то же время главного героя мучило чувство вины перед семьей Лугановичей, ведь и муж, и жена были очень благосклонны к нему. Однако, ни Анна, ни Павел не признавались друг к другу в своих чувствах.

Чувство недостижимости счастья в запретной любви стало в последствие мучить Анну Алексеевну. Она легко раздражалась и даже лечилась от нервного расстройства. Ее отношение к Алехину изменилось. На тот момент мужу Анны пришло повышение до председателя одной губернии, супругам предстоял переезд. В сцене проводов Анны Луганович и наступила развязка этого негласного романа. В купе поезда произошло слезное объяснение между Павлом и Анной, после которого они расстались навсегда, а к главному герою пришло осознание упущенного счастья.

Композиция

Композиционной характерной чертой чеховского повествования считается приём «рассказа в рассказе», к которому создатель зачастую обращается. Данный приём дает возможность автору достичь одновременно и объективности изложения, и экономии языковых средств.

Подобная структура композиции свойственна многим произведениям Чехова: сначала говорится о конкретной ситуации или случае из жизни. Упоминание этой ситуации служит толчком к ассоциативному переходу в основное повествование (обычно монолог) главного героя.
К примеру, анализируемый нами текст начинается с упоминания Павла об истории взаимоотношений повара-пьяницы Николая и красивой Пелагеи, которая терпела от первого оскорбления и побои. Небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения Алехина о смысле и вопросах любви. Данный прием позволяет плавно ввести читателя в ткань произведения и только затем начать основное повествование.

Концовка служит обрамлением художественного центра произведения. В литературную кайму искусно вплетены маркеры настроения главного героя — перемена погоды за окном. Историю своей любви Алехин начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.

Главные герои и их характеристика

Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. А.П. Чехову для сюжета важны два-три персонажа. Часто выбирается рассказчик, чье описание перо автора детально прорисовывает.

Одной из главных тем рассказа «О любви» является тема человеческого счастья и его недостижимости. Герои Чехова живут оседлой, комфортной жизнью. Оковы подобного образа даже не жизни, а существования настолько прочны, что даже такое сильное чувство, как любовь, не способно заставить героев выйти из зоны комфорта. И Алехин, И Анна Алексеевна испытывают страдания – об этом свидетельствует эмоциональная сцена их прощания, но счастье для героев остается навсегда упущенным.

Читайте также:  Проективная методика домики из сказок

Размышления Павла дают ответ на вопрос «почему счастье в любви было невозможно для этих двух героев?». Они слишком много задавались вопросами о том, насколько правильно любить, либо будучи влюбленным в чью-то жену, либо будучи замужем за хорошим и добрым человеком, имея при этом двоих детей. Только позже Алехин понимает, что безграничное и довлеющее над ним чувство не поддается законам, не вписывается в рамки и не терпит многочисленных вопросов. Счастье находится вне категорий греха и добродетели. Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но для чеховских персонажей эта истина открывается слишком поздно.

Проблемы

Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев произведения.

Таким образом, в проблематике рассказа «О любви» очень тонко подчеркнута основная тема «Маленькой трилогии» — проблема «человека в футляре», основными характеристиками которого в данном случае выступают нерешительность и отсутствие порыва к переменам для возделывания собственного счастья.

Смысл

Что же хотел сказать Чехов рассказом «О любви»? Идея чеховской мысли заключается в обличении человеческих слабостей, которые не позволяют герою самому следовать за голосом сердца. Автор показывает людей, чья воля скована внешними обстоятельствами, но сам человек может быть достаточно сильным, чтобы преодолеть общепринятые нормы и пожертвовать хорошим положением в обществе. Главные герои же, напротив, оказываются слабыми и следуют общепринятой морали.

Вывод

О чем заставляет задуматься произведение А.П. Чехова? Небольшой рассказ выносит на поверхность проблемы недостижимости счастья, человеческие слабости и философию любви. Произведение противоречиво, неоднозначно, как неоднозначны его персонажи. Двойственность характеров и обстоятельств заставляет читателя размышлять над образами и действиями героев, давая им свою субъективную оценку.
Авторская позиция здесь остается необозначенной. Можно предположить, что слова автора вложены в уста Алехина, и тогда можно приблизительно судить об отношении А.П. Чехова к своим персонажам. И все же, финал произведения остается открытым, представляя читателю возможность подвести собственный итог.

С точностью можно утверждать об одном: «О любви» — это рассказ-предостережение читателя о том, что любовь никаким законам подчиняться не может.

Критика

Современники Чехова по достоинству оценили последнюю часть трилогии.

А. Измайлов отмечал драматическую атмосферу произведения, которая характерна для работ Чехова конца 1890-х годов. Критик писал о том, что в творчестве известного писателя начинается перелом, через который проходили все крупнейшие литературные фигуры 19 века — Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой.

А. Богданович охарактеризовал Павла как человека без «гордости, твердой воли и энергии», который упустил две прекрасные возможности в своей жизни – возможность следовать своему призванию и быть счастливым с любимой женщиной.

А. Скабичевский видел причину неудавшегося счастья в пустом существовании героев. Жизнь без цели – вот главный палач футлярного человека, коими предстают Павел Алехин и Анна Алексеевна в рассказе «О любви».

Источник

В статье представлены разбор, пересказ (краткое содержание), а также анализ рассказа А. П. Чехова «О любви»: характеристика главных героев, жанр, история создания, тема и идея произведения. Эти данные можно использовать для написания конспекта, заполнения читательского дневника и таблицы, характеризующей героев, подготовки к сочинению или изложению.

Антона Павловича Чехов не только великий русский драматург, он также и мастер короткого рассказа. Рассказ «О любви» входит в небольшой цикл под названием «Маленькая трилогия», состоящий из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Главные герои рассказа «О любви»

Основные действующие лица в рассказе, это:

Павел Константинович Алехин – дворянин, на момент происходящих событий был молодым человеком, недавно окончившим учебу. Он вернулся в отцовское имение, в котором трудился не покладая рук. Никогда не мечтал о работе на земле, но долг и ответственность перед семьей толкают его на труд и жизнь в деревне.

Дмитрий Луганович – председатель суда, человек в возрасте, которому на момент событий было уже более сорока лет, добряк, простак, вялый, ненужный, с покорным выражением лица, при этом здравомыслящий человек. На балах держится возле деловых людей. Любящий муж и отец.

Анна Алексеевна – молодая жена Лугановича, красивая, искренняя, добрая женщина. Покорно и смиренно несет свой крест, будучи замужем за нелюбимым мужчиной, она его уважает и ценит. Заглушает свои действительно глубокие, настоящие чувства к Алехину ради детей и мужа, чувствуя долг жены и матери. Способна на сильную любовь и самопожертвование.

Второстепенные персонажи

Список второстепенных персонажей невелик, к ним относятся приятели главного героя: Иван Иванович и Буркин, им Алехин и рассказывает случившуюся с ним историю.

Гости в доме Алехина Павла Константиновича за завтраком завели необычный разговор, который возник неожиданно после посещения повара Никанора, зашедшего узнать, что гости желают к обеду. Разговор начал сам хозяин дома, он вдруг заговорил о любви.

Разговор возник из рассказа о Никоноре и красавице Пелагее. Алехин рассуждал о том, как зарождается любовь, и почему эта женщина полюбила именно Никонора, мужчину грубого и совершенно иного по своим душевным качествам, нежели она сама. Почему она не полюбила кого-нибудь другого, более подходящего ей?

Алехин пришел к выводу, что сколько бы ни говорили в мире о любви, ничто не раскроет ее истинной сути, так как любовь – это великая тайна. О любви нельзя говорить в общих чертах. Рассуждая о ней, необходимо рассматривать каждый случай и каждую историю в отдельности.

Гости почувствовали, что хозяин хочет о чем-то рассказать, ведь людям, живущим в деревне, только и остается, что делиться своими переживаниями с гостями, нечасто собирающимися в доме.

Погода на улице была плохая и все находящиеся в комнате понимали, что единственным способом развлечься в такой день является послушать чью-то историю, и Алехин, уловив это настроение, заговорил о своем прошлом.

Алехин уже очень давно жил в деревне, куда ему пришлось вернуться после окончания учебы, так как он посчитал это долгом перед своим отцом, который залез в большие долги, чтобы сын получил образование. Поэтому молодой человек решил уплатить долг и восстановить имение.

Первое время ему приходилось много работать, так как единственным способом вести хозяйство не в убыток было управлять им на крестьянский лад, а точнее работать в поле самому. Вместе с крестьянами Алехин выполнял все виды работы: сеял, пахал, ухаживал за землей.

Со временем молодой Алехин совсем забыл барские привычки, часто спал на земле, в сарае, перестал читать газету, стал обедать с прислугой. Он сильно уставал, а также сильно скучал и тосковал.

Вся жизнь его перевернулась, когда однажды в городе его выбрали в мировые судьи, после чего Алехин нередко начал ездить в город, где и состоялось знакомство, изменившее все. В суде он встретился с Лугановичем, знакомство с которым стало для него самым приятным из всех остальных.

Во время разбора одного из сложных дел о поджоге, Луганович пригласил Алехина к себе на обед, где и состоялась его первая встреча с женой Лугановича, Анной Алексеевной. Она сразу понравилась Алехину, он увидел в ней человека близкого и как будто давно знакомого. Она была очень молода и только недавно родила своего первого ребенка. Алехин обратил внимание, что муж и жена имели между собой хорошие отношения, они понимали друг друга без слов, дружно готовили кофе, заботились о госте, смотрели, чтобы он хорошо поел.

Несколько месяцев после этого визита Алехин не приезжал в город, но все это время мысли об Анне Алексеевне не оставляли его, он думал о ней даже в поле за работой.

Читайте также:  Сказки собственного сочинения про принцесс

Осенью он снова поехал в город, в театр, где вновь увидел ее, в этот момент его опять охватило то самое чувство, которое он испытал при первой встрече с Анной. При разговоре она поинтересовалась, почему Алехин так долго не появлялся в городе и не навещал их.

Анна Алексеевна выказала беспокойство о его внешнем виде и здоровье и между делом призналась, что весной, при их первой встрече, она слегка увлеклась им. Так начались мучительные для него чувства, которые он вынужден был скрывать.

С этого дня Алехин стал регулярно бывать у Лугановичей, он заезжал к ним в каждый свой приезд в город. К нему привыкли и стали принимать за своего. Он помогал Анне Алексеевне с покупками, подолгу мог беседовать с ней, слушать, как она играет на рояле, заниматься с ребенком. Если же он долго не появлялся, Анна Алексеевна начинала волноваться, да и сам Луганович беспокоился о Павле Константиновиче.

Оба, муж и жена, переживали о том, что Павел Константинович вынужден так много физически работать, когда он имеет отличное образование: им казалось, что он страдает. Алехин постоянно чувствовал на себе их сочувствующие взгляды и был им благодарен особенно тогда, когда ему действительно приходилось нелегко.

Алехин и правда чувствовал себя несчастным, но совсем не по причине постоянного труда и усталости. Он страдал от любви к Анне Алексеевне, он старался разгадать загадку любви и жизни, чтобы ответить на вопрос, как могли сложиться события так, что он полюбил ее, что она еще до встречи с ним стала женой другого и матерью его детей.

Время шло, у Анны Алексеевны уже родился второй ребенок, Павел Константинович продолжал быть другом семьи, продолжал любить ее и молчать о своем чувстве, как и сама Анна Алексеевна. Они продолжали проводить время друг с другом, подолгу молчали, но боялись открыть свою тайну даже себе. От невысказанных чувств отношения между ними начинали напрягаться и немного портиться.

Анна Алексеевна со временем стала раздражительнее и постоянно по мелочам придиралась к Алехину. В городе о них уже стали ходить слухи, но в том, что говорили люди, не было ни одного слова правды.

Павел Константинович любил Анну Алексеевну всем своим сердцем, но боялся оборвать мирное течение семейной жизни Лугановичей. Он считал себя недостойным ее, ведь он не мог предложить ей ничего лучше того, что у нее уже было, он попросту не мог предать тот дом, где его так любили и где ему верили.

Анна рассуждала подобным же образом, она думала о муже, о детях, о своей матери, боялась осложнить жизнь Павла Константиновича, поэтому они оба продолжали молчать. Когда Алехин приходил к Лугановичам, все домашние безумно радовались, не представляя, как на самом деле он мучился.

Со временем у Анны Алексеевны стало появляться ощущение бессмысленно прожитой жизни, она стала лечиться от расстройства нервов, а они с Алехиным все молчали и молчали.

Наконец Лугановича назначили на должность в другой губернии, и все стали готовиться к разлуке. Первой должна была уехать Анна Алексеевна, а немного позже Луганович с детьми. Провожали ее на поезд большой компанией, когда уже было объявлено об отправлении, Алехин вбежал к ней в купе, чтобы вернуть корзинку, которую она забыла.

Тогда впервые их обоих оставили все душевные силы, и они признались друг-другу. Алехин обнял Анну Алексеевну, она прижалась к его груди. Они попрощались навсегда, он вышел от нее и проехал до первой станции в соседнем купе, проплакав все это время.

Краткий анализ произведения

Представленный в сокращении рассказ вбирает в себя основную проблематику большинства чеховских произведений. В целом тематика рассказа продолжает общую тему всей трилогии, повествование о «футлярной» жизни современников Чехова.

В данном случае в футляре оказываются двое: Павел Константинович и Анна Алексеевна, они оба не решаются сделать шаг, который изменил бы их жизнь, они закрываются в своем мире, перенося при этом тяжелые душевные страдания.

Но в рассказе «О любви» эта тематика более тонка и переплетается с другой важной темой, темой запретной любви и наличия в мире граней, через которые человек не имеет права переступать. Это говорит о том, что бывают случаи, когда человек не волен в принятии решений, когда он просто не имеет права вырваться из футляра.

Рассказ «О любви» также глубоко психологичен. В краткой, лаконичной форме он передает движения души, происходящие не только с героем мужчиной, но и с женщиной. Не случайно Чехова называют знатоком женской души, и данный рассказ это подтверждает.

Его повествование, построенное от лица Павла Константиновича, так тонко и внимательно передает изменения, происходящие с Анной Алексеевной, что полностью рисует читателю ее психологический портрет и говорит о ее душевных переживаниях чуть ли не больше, чем о чувствах Павла Константиновича.

История создания

Рассказ А. П. Чехов написал для журнала «Русская мысль» в 1898 г. Год его написания совпадает и с двумя другими рассказами цикла. Существуют некоторые данные, которые говорят о биографической основе этого рассказа.

Об этом стало известно из воспоминаний Авиловой Лидии Алексеевны, имевшей в молодые годы теплую дружбу с Чеховым. Он так же как Алехин был другом семьи, был желанным гостем в доме Авиловых, а Лидия Алексеевна была замужем и воспитывала с мужем детей. Однако сам Чехов никогда не упоминал об этой истории.

После выхода всех рассказов цикла в журнале «Русская мысль», критика высоко оценила замысел Чехова, рассказ же «О любви» был признан в особенности, как наиболее драматичный и полный мировой скорби.

Рецензия на рассказ А. Измайлова подтверждает эту точку зрения критиков: «рассказы его, написанные за последние годы, носят драматический характер, иногда возвышаясь до высокого трагизма».

Смысл названия рассказа

Название рассказа «О любви» напрямую говорит об основной его тематике. Суть рассказа кроется в этом простом и одновременно сложном слове «любовь».

Любовь – это особое состояние большинства чеховских героев, но даже она не способна вырвать человека из той серости и будничности, против чего всегда боролся автор.

Рассказ действительно описывает историю любви, ее зарождение, развитие и трагическое разрешение. Каждая мысль, каждая строчка этого небольшого произведения говорит о любви. Тема и идея рассказа напрямую отражаются в его названии.

Композиция и жанр

Произведение относится к жанру короткого рассказа, но при этом оно является заключительной частью небольшого цикла. Как отдельное произведение, рассказ «О любви» имеет обрамляющую композицию.

В таком случае основной текст рассказа вписан в повествовании в качестве воспоминания, а начинается оно с иных событий, которые подводят к необходимости изложения главной сюжетной линии, в конце дают ей некоторую оценку.

Сюжет рассказа выстраивается в ретроспективе, имеет основные элементы, двигающие его развитие – это завязка (знакомство Алехина и Анны Алексеевны), возникновение проблемы (появившиеся между ними чувства), кульминация и разрешение проблемы (финальная сцена в вагоне поезда).

Счастливы ли герои рассказа «О любви»

Разумеется, о счастье героев говорить нельзя, оба они страдают, о чем напрямую говорит Алехин в своем воспоминании: «Я был несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней…» Описание его переживаний не оставляет сомнений в его несчастье.

Павел Константинович не мог быть счастливым, наблюдая, как его любимая женщина является женой другого и матерью его детей. Он страдал и от мысли, почему в жизни случилась такая ужасная ошибка, что она встретилась сначала другому, а не ему. Поведение же Анны Алексеевны подтверждает и ее абсолютное несчастье.

Вот небольшой отрывок из текста рассказа, подтверждающий эти слова «…у нее уже бывало дурное настроение, являлось сознание неудовлетворенной, испорченной жизни, когда не хотелось видеть ни мужа, ни детей».

Источник

Познавательное и интересное