Рассказ чехова о собаке попавшей в цирк название

Сказки

«Каштанка»: краткое содержание рассказа Чехова. Читать текст

Рассказ А.П. Чехова «Каштанка»: кратчайшее изложение, краткое содержание, полный текст и аудиокнига. Иллюстрации Дмитрия Кардовского.

Кратчайшее изложение

«Каштанка» — рассказ А.П. Чехова, написанный в 1887 году. Главная героиня — собака по кличке Каштанка, которая живёт у столяра Луки Александрыча и однажды теряется. Её находит цирковой клоун и дрессировщик мистер Жорж. Он учит собаку трюкам, но выступление в цирке срывается: во время представления Каштанка узнаёт среди зрителей Луку Александрыча с сыном и воссоединяется с прежними хозяевами.

Иллюстрация Д. Н. Кардовского

После публикации рассказа сразу несколько артистов утверждали, что эта история произошла именно с ними: об этом, в частности, говорили дрессировщик Владимир Дуров и артист Василий Григорьев.

Полный текст и аудиокнига

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание

Глава 1

Рыжая собачка Каштанка, помесь таксы с дворняжкой, теряется на улице. Испугавшись при виде марширующего полка солдат, она убегает от хозяина — подвыпившего столяра Луки Александрыча — и не может найти дорогу домой.

Иллюстрация Д. Н. Кардовского

Глава 2

Собаку случайно ударяет дверью подъезда незнакомый человек. Пожалев животное, мужчина берёт Каштанку к себе домой, кормит так, как она прежде не ела в жизни, и даже дарит маленький матрасик для сна.

Иллюстрация Д. Н. Кардовского

И всё-таки Каштанка с тоской вспоминает прежних хозяев: Луку Александрыча и его сына Федюшку, который регулярно мучил собаку своими играми («привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из её желудка»).

Иллюстрация Д. Н. Кардовского

Глава 3

Проснувшись поутру, Каштанка находит в другой комнате гуся и кота. Они начинают драться с собакой, но вмешивается хозяин. Выясняется, что гуся зовут Иван Иваныч, а кота — Фёдор Тимофеич. Хозяин велит животным жить дружно и даёт собаке новое имя — Тётка.

Иллюстрация Д. Н. Кардовского

Глава 4

Иллюстрация Д. Н. Кардовского

Глава 5

Иллюстрация Д. Н. Кардовского

Глава 6

Однажды на гуся Ивана Иваныча наступает лошадь. Хозяин пытается ему помочь, но всё бесполезно. Гусь умирает, и сердобольный мужчина плачет над птицей.

Иллюстрация Д. Н. Кардовского

Глава 7

Лишившись гуся, артист берёт на выступление Тётку. Она должна заменить покойного Ивана Иваныча. Хозяин переживает, что репетиций было мало: «Осрамимся, провалимся!».

Они приезжают в «большой странный дом, похожий на опрокинутый супник», — цирк. Хозяин надевает парик и клоунский костюм, гримируется. В цирке его зовут мистером Жоржем.

Иллюстрация Д. Н. Кардовского

Настаёт его очередь выходить на манеж. Мистер Жорж выносит на арену кота и собаку в чемодане: «У меня издохла бабушка и оставила мне наследство!». Кот пляшет, а собака воет под дудочку.

Иллюстрация Д. Н. Кардовского

Вдруг сверху раздаётся детский голос: «А ведь это Каштанка!». Среди зрителей оказались Федюшка и Лука Александрыч, которые узнали свою собаку. Они зовут её, и Каштанка бросается к ним на галёрку.

Домой они возвращаются вместе. Жизнь у клоуна, сытные обеды, дрессировка и цирк уже кажутся Каштанке длинным тяжёлым сном, который остался в прошлом.

Источник

Краткое содержание рассказа Чехова «Каштанка»

В 1887 году Чехов написал трогательный рассказ «Каштанка». Краткое содержание позволяет в сокращении узнать об удивительной судьбе потерявшейся собаки, которую приютил у себя артист цирка, решив выдрессировать её. Но на дебютном цирковом выступлении она заметила своих настоящих хозяев и убежала к ним. Автор использует психологизм, погружая читателя во внутренний мир животного, что заставляет задуматься о жизни братьев наших меньших и собачьей преданности.

История создания

При первой публикации в газете «Новое время» в 1887 г. произведение имело название «В учёном сообществе». В 1892 г., редактируя его для отдельного издания с иллюстрациями, писатель изменил заглавие, иначе разделил его на главы и добавил главу «Беспокойная ночь».

Существуют различные версии об источниках, послуживших автору вдохновением для написания «Каштанки»:

Таким образом, единой версии о сюжетном источнике произведения не существует, но, возможно, Каштанка — это собирательный образ. В произведении также указывается, что она была «помесью таксы с дворняжкой», а Чехов очень любил такс, у него жили две собаки этой породы.

Краткое содержание

Каштанка — молодая рыжая собака, которая жила у столяра Луки Александрыча, спала под верстаком на стружках и сопровождала его в походах к заказчикам. В этот день она вела себя неприлично, прыгала, лаяла, гонялась за другими псами. По пути столяр заходил то в трактиры, то к знакомым, так что к концу своего путешествия был пьян. В это время мимо проходил полк солдат с музыкой. Собака испугалась шума, бросилась на противоположный тротуар и потерялась.

Теперь она беспокойно бегала и не могла напасть на след хозяина, была голодна, мёрзла под снегом. В это время дверь подъезда открылась и ушибла её. Собачку заметил вышедший незнакомец. Он отнёсся к ней с добротой, позвал её, привёл в большую светлую комнату, где сел обедать сам и бросал кусочки еды ей. После этого он постелил Каштанке маленький матрасик. Засыпая, она думала над тем, где лучше: на новом месте или у столяра. И хотя здесь кормили вкусно, она тосковала по своему прежнему житью, по столяру и его сыну Федюшке.

Утром, исследуя комнаты, Каштанка столкнулась с гусем, которого звали Иван Иваныч, и белым котом Федором Тимофеичем. При первой встрече она кратко зарычала, произошла потасовка, но вовремя появившийся хозяин разнял животных, велел им жить дружно, а собаке, не зная её имени, дал новую кличку — Тётка.

Оказалось, что этот человек — артист цирка, который дрессирует животных. Он прорабатывал с гусем и котом различные трюки, за которыми следила восхищённая собака. Потом в комнату ввели свинью Хавронью Ивановну. В конце выступления гусь вспрыгнул ей на спину, а кот забрался на них. Этот трюк назывался «египетской пирамидой».

Через месяц дрессировщик решил научить трюкам и собаку. Она охотно выполняла все его команды, а он считал её настоящим талантом. С остальными животными она теперь жила в дружбе.

Беспокойной ночью ей было тревожно. Мучительно умер гусь, на которого днём наступила лошадь. Хозяин был очень расстроен, а Каштанка и кот испуганно жались к нему.

Теперь собака должна была выступать вместо гуся. Её впервые привели в цирк, артист переоделся в костюм и вывел животных на арену. Каштанка начала выполнять трюки, но вдруг услышала знакомые голоса, которые звали её старым именем.

Это были Лука Александрыч и Федюшка. Она бросилась к ним, а из цирка уходила уже вместе с ними. От них знакомо пахло клеем и лаком, а всё пережитое теперь казалось ей сном.

План для пересказа

Произведение имеет 7 глав.

Для пересказа также можно разделить рассказ на несколько частей:

Пересказ позволяет лучше понять смысл произведения.

Характеристика героев

Среди главных героев произведения есть и животные, и люди.

Их описание и характеристика:

Поскольку повествование ведётся от лица собаки, то и главные герои предстают перед читателем исключительно через призму её видения.

Темы, проблематика и основная мысль

Главная мысль произведения отражается в давно известной истине: мы в ответе за тех, кого приручили. Во взаимоотношениях человека и животного должны присутствовать любовь, забота и преданность. Чехов специально показал ситуацию глазами собаки, чтобы продемонстрировать её внутренний мир, переживания и безраздельную верность прежнему хозяину.

Читайте также:  Рассказ по окружающему миру 1 класс о животном мире холодных районов

Даже вкусная еда, ласка и интересное обучение трюкам не смогли прельстить Каштанку, которая пожелала вернуться к столяру и его сыну. И хотя там её кормили плохо, из-за чего она была очень худой, столяр иногда был груб и даже забывал её кормить, а его сын забавлялся с ней так, что порой его игры больше напоминали издевательства, собака всё равно была верна им. Попав в тёплый дом с сытной едой, она часто думала о прежних хозяевах, которые со временем превратились в её памяти в странные силуэты.

В произведении затрагиваются темы и проблемы, которые будут актуальны во все времена.

Среди них:

Произведение учит ценить преданность животных, ведь в своей верности они намного превосходят людей, из-за чего некоторые нерадивые хозяева бывают недостойны любви питомцев. Необходимо относиться к животным с заботой, внимательностью и состраданием.

Источник

Рецензии на книгу «Каштанка» Антон Чехов

Рецензия написана в рамках игры «Несказанные речи«

Каштанка не настоящая собака, ее придумал Чехов

Каштанка не настоящая собака, ее придумал Чехов
Каштанка не настоящая собака, ее придумал Чехов
Это все не правда
Это все не правда

Так, пытаясь себя в этом убедить, прошло чтение этих нескольких страниц. Как правдоподобно рассказать про собачку? Нужно думать как собачка, нужно быть собачкой. Чехов был собачкой. Можно стать Каштанкой, вместе с ней бродить по холодище и подгибать лапки от мороза. Волноваться и нервничать, не понимать, ну как толпа могла нас разделить.

Рыдать можно и нужно с первой минуты и до последней. С того момента, как Каштанка потеряла своего любимого хозяина и оказалась в неизвестсности. В страшной и ужасной неизвестности с неизвестным незнакомцем у которого даже и мебели то нет. Который даже не знает, какие развлечения нравятся Каштанке, который, обоже, называет Каштанку Теткой.

Книга прочитана в рамках игры Книгомарафон (Декабрь. 2017)

Ещё раз о безусловной любви

Наступил год Собаки, и я решила отметить это событие рецензией, посвященной этому замечательному животному.
В моей семье всегда был культ А. П. Чехова. Наверное, потому, что мой отец жил, рос и гонял собак по той самой улице (ул. Чехова в Таганроге, бывшая Полицейская и Александровская), на которой родился и рос незабвенный наш классик. Возможно, одна из тех собак была прямым потомком чеховской Каштанки. И в школу папа ходил мимо лавки Чеховых и чеховской гимназии, ставших уже музеями… Помню, когда ещё была ребёнком, папа сказал, стоя на крыльце парадного входа старого прадедовского дома с резными дверями, медными ручками и кованым, с виньетками, козырьком, дескать, так приятно тут стоять и курить, когда думаешь, что мимо нашего дома когда-то проходил сам Антоша Чехонте! Я тогда ещё не осознавала всю приятность сего факта, но, когда подросла и почитала Чехова, то, естественно, стала гордиться «соседством» с всемирно известным классиком. Мои самые любимые рассказы у Чехова – это «Каштанка» и «Ванька» (тот самый, что «на деревню дедушке» писал).

И если продолжить мысль, то выходит, что наша любовь к животинкам не абсолютна: мы любим их за то, что они любят нас, а вот полюбить за это человека редко получается, человеческая любовь всегда зависима, потому как осознанна…

В рассказе меня всегда бесил момент игры мальчика Феди с Каштанкой, которая даже потом тосковала по этому глумлению над собой:

«Он вытаскивал ее за задние лапы из-под верстака и выделывал с нею такие фокусы, что у нее зеленело в глазах и болело во всех суставах. Он заставлял ее ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, то есть сильно дергал ее за хвост, отчего она визжала и лаяла, давал ей нюхать табаку. Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка. И чем ярче были воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка».

Я увидела тут странный смысл, понятный, наверное, только мне одной, и о котором Антон Павлович даже не подозревал: как часто люди поступают так друг с другом! И только собака способна простить и остаться, а человек всегда уходит. Я же по-детски наивно надеюсь, что чеховская Каштанка прожила свою короткую собачью жизнь вполне счастливо…

P. S. С Новым годом вас, друзья! Желаю всем в новом году здоровья и счастья, потрясающих книжных находок и интересного, плодотворного чтения!

Наверное, странно дожить почти до 30 лет, и ни разу не читать «Каштанку». Не знаю почему, но я всегда была уверенна, что это что-то типа «Му-Му», но со смертью не в глубинах водных, а на улицах людных. Наверное все дело в том, что я когда-то в раннем детстве видела начало мультфильма о Каштанке, но, травмированная его унылыми красками, выключила его почти сразу же.

И вот сейчас, когда мне 29 лет, с филологическим образованием за спиной, я сижу и думаю, как последняя сволочь, мыслями а-ля совковая учительница литературы: «Так о чем же эта книга? Что нам хотел сказать автор?»

И пускай автор сказал то, что хотел, и вмешаться в это я никак не могу и не хочу, но я знаю, что я смогла (или захотела) услышать. А захотела я поверить, что это книга о верности и любви к дому, отечеству и так далее.

Хотя филологическое образование без уклона в педагогику после этой фразы начинает похохатывать и кривиться от моей пафосной глупости. И после этих его гримас на ум приходит, что ляпнула я дурость, и книга на самом деле о предательстве и неумении ценить добро.

А там решайте сами. А я просто порадуюсь, что заполнила пробел в образовании, что тоже не так и мало.

Но я другому отдана, и буду век ему верна.

Веровать в бога нетрудно, в него веровали и Инквизитор, и Бирон, и Аракчеев. Нет, вы в человека уверуйте!

Часть первая. Знаете чем экзистенциально страшен этот рассказ? Тем, что человечество смотрит на этот безумный мир так же наивно и грустно, как и дети, читающие об этой милой потерявшейся собачке и добром клоуне.
И ведь смутно чувствуют они, что за всеми этими образами клоуна, собаки, кота, и прочей инфернальной одиссеи Каштанки, сокрыто нечто страшное, о чём не решаются признаться себе даже взрослые.

Иллюстрация Д.Н. Кардовского

Источник

Анализ рассказа Антона Чехова «Каштанка»

История появления

Рассказ впервые был опубликован под названием «В ученом обществе» в газете «Новое время». Затем название было изменено автором в связи с переизданием произведения. Рассказ разбили на несколько частей и добавили новую главу «Беспокойная ночь».

Читайте также:  Сказки о лени книга читать

Точных и достоверных данных об источнике задумки этого рассказа нет. Книгоиздатель Лейкин говорит о том, что именно он преподнес автору тему о Каштанке. В книге «Мои звери» В. Дуров повествует о своем питомце и уверяет всех, что это он рассказал о Каштанке А. П. Чехову.

Автор всегда с нежностью относился к детям. Он высказывал мнение о том, что с ними необходимо общаться как со взрослыми Жанр литературного творения — сказка. Она впитала в себя элементы таких направлений, как фантастика и роман.

Свое произведение Чехов создал для подрастающего поколения. Он описывает его как «сказку о собачьей жизни». Устоявшееся чеховское направление — реализм.

Описание сюжета и персонажи

Собака Каштанка живет у плотника. Иногда он обращается с ней недружелюбно. Сын столяра Федюшка обходится с ней еще более безжалостно. Однажды пес, гуляя с хозяином по городу, остается в неизвестном ему дворе. В душе у собаки поселяются страх и печаль.

В этот непростой период ее принимает у себя прохожий. Он очень заботлив, внимателен к ней и ласков. Он дает ей новое имя Тетка. Через некоторое время собака обретает смелость и набирается сил. Новый хозяин потихоньку начинает приучать ее к публичным выступлениям.

Показать себя Каштанке удается всего лишь раз. В толпе она слышит родные голоса и сбегает. Выступление приостанавливается. Основными действующими лицами «Каштанки» стали люди и звери.

Каштанка и Лука Александрыч

Анализ произведения Чехова «Каштанка» не будет полным без рассмотрения образа собаки. Ее каштановая расцветка похожа на солнечное сияние. Она светлая и доброжелательная, по породе — помесь дворняги с таксой. Автор очеловечил четвероногого друга. В своем произведении он наделил собаку возможностью думать и сопоставлять. От ее лица в произведении даны некоторые эпизоды речи.

Собака не переносит музыку. Она печалит ее. Причиной, по которой Каштанка оказалась одна на незнакомой улице, стал громкий и резкий шум. Примечательной особенностью собаки является преданность своему владельцу. При любом случае она старается его отблагодарить за доброе отношение и заботу о ней. Она умеет переживать за других «подобных себе» и способна дружить.

Лука Александрыч — владелец Каштанки. Изначально складывается мнение о том, что хозяин собаки резкий и невоспитанный человек. Но он:

Все свободное время мужчина посвящает делу и за это высоко ценится начальством. Он доставляет сделанную работу к указанному адресу, после того как заканчивает с ней. Иногда из-за количества работы он забывает, кормил ли сегодня собаку. Она становится единственным его собеседником, не считая сына. Его любовь к ней своеобразна. Он счастлив, когда, придя в цирк, видит потерявшуюся Каштанку выступающей на арене.

Незнакомец и остальные герои

Незнакомец — толстый и выбритый человек невысокого роста. Он работает в цирке артистом. В его доме обитают животные, которых он обучает. Он забрал Каштанку к себе со словами «Может, сгодишься на что-нибудь», когда та оказалась у его порога.

Персонаж сочувственно относится к ней. Новыми соседями собаки становятся серый гусь и белый кот. Они встречают ее шиканьем. Кот бьет нового соседа по голове лапой, а гусь клюет носом в спину. Выяснение отношений останавливает пришедший с работы Лука Александрыч, велев питомцам жить в ладах друг с другом. Характеристика новых героев, появляющихся в рассказе с этого момента:

Тема и проблематика книги

Главным вопросом произведения становится проблема взаимоотношений человека с животными. В этом направлении выделяются четкие проблемы и тематические направления.

Трудности заключаются в надежности человека, в его ответственности за того, кого он приручил, кто верен ему до глубины души. Столяр и его отпрыск не следят должным образом за псом. Они до конца не могут оценить его преданность и любовь.

В произведении поднимается вопрос человеческой доброты и чуткости, умения оказать поддержку в любой трудной ситуации. Незнакомец в полной мере заслуживает преданности от Каштанки, но ее сердце осталось верным столяру. По-настоящему доброжелательный человек никогда не ожидает признательности в ответ на свои действия. Все это делается само собой.

Всем кругом, даже животным, присуща гуманность. Услышав в ночи громкие крики Ивана Иваныча, Каштанка понимает, что случилось что-то странное. Она боится. Кто-то незнакомый промелькнул в темноте. Каштанка заподозрила что-то нехорошее и неисправимое. По щекам хозяина сбегали капли слез. Каштанка поняла, что гусь погиб. Ей хотелось рыдать.

Многих читателей интересует, почему собака решила вернуться к старым хозяевам. Здесь можно приводить несколько аргументов, но напрашивается вывод о том, что животное привыкло к своим хозяевам, привязалось к ним и не сохранило злобы за прошлые обиды. Судя по тому, как переживали эти люди и как они радовались, увидев потерявшегося питомца, вполне возможно, что они тоже раскаялись и изменили свое отношение к Каштанке.

Каштанка никому из своих хозяев не отдает предпочтения. Она выбирала между двух обстановок, в которых жила. Везде она находила положительные моменты. Незнакомец был беден, но при этом щедро кормил ее. Дом прежнего хозяина был доверху набит вещами, но собаке лишнего не перепадало.

Ключевая мысль

Главным замыслом рассказа является преданная бескорыстная любовь. Упор в этой фразе следует сделать на слове «бескорыстная». Ничто не заменит ее Каштанке, поскольку она заполняет душу животного целиком и делает его счастливым.

Вспоминая о прошлом, собака грустит. Здесь она окружена заботой и сыта. После встречи в цирке с хозяином, от которого несло клеем и лаком, она приобретает спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Независимость нужна человеку для благополучия и полного душевного равновесия. Базовой идеей произведения становится следующая мысль: чтобы жить с собственными питомцами в любви, необходимо предоставлять им выбор места и условий жизни, а не запирать их в грязных комнатах. В каждую из своих работ Чехов закладывает этот смысл. Жить надо в уважении, добре и свободе.

А. П. Чехов учит бережливости к окружающему миру, к братьям нашим меньшим, которые не способны на предательство. Для бережного отношения к природе важно понимание, что человек — это ее частичка. В ней проживают другие создания, которым необходима наша помощь и любовь. Невозможность и нежелание выражать эмоции и ощущения могут служить источником горя.

Таков краткий анализ рассказа «Каштанка». Его могут использовать при написании сочинения ученики 5—6 классов. В этот период они проходят рассматриваемый материал и стараются вникнуть в его суть. Также этот обзор будет полезен всем, кто интересуется творчеством Чехова.

Источник

Каштанка и другие рассказы А.П.Чехов

Антон Павлович Чехов с большим интересом относился к искусству манежа. Нередко посещал цирк Саламонского, смотрел программы артистов цирка в московском саду «Аквариум», бывал в цирках за границей — во Франции и Италии. Антон Павлович всегда с увлечением читал книги о мастерах арены.

Он одобрительно отзывался о «Воспоминаниях клоуна Дурова» (Анатолия Леонидовича), напечатанных в журнале «Исторический вестник» за 1893 год. С теплым чувством отнесся к повести А. Куприна «В цирке», самого автора считал человеком, несомненно знающим специфику искусства арены. Чехов хвалил рассказ начинающей писательницы Е. Шевровой «В цирке», которым был опубликован при содействии писателя в одной из московских газет.

Читайте также:  Рассказ о отце николеньки из рассказа детство

По отзывам современников, Чехов, наделенный от природы необычайно развитым чувством юмора, любил веселью рассказы, смешные пьесы, высоко ценил шутку. К. Чуковский как-то рассказывая о нем, заметил, что это был «великий хохотун». Писатель А. Федоров в воспоминаниях о Чехове поведал забавную сценку, которая произошла во время поездки Антона Павловича из Одессы в Ялту. На том же пароходе должен был ехать со своими дрессированными животными Владимир Леонидович Дуров. Когда с пристани на палубу начали переправлять животных, то больше всего хлопот было с огромным, неуклюжим верблюдом. Он никак не желал ступить на скользкие от сырости мостки. Тогда такелажники при помощи лебедки подхватили верблюде и подняли его на воздух. Увидя это, Антон Павлович расхохотался, да так заразительно, что окружающие тоже не могли удержаться от улыбок. Дуров, узнав, что смеявшийся человек — Чехов, заставил свою собачонку Запятайку проделывать разные фокусы, чем доставил Антону Павловичу большое удовольствие.

«Он любил фокусников, клоунов, охотно посещал неродные гулянья, ярмарки», — вспоминала О. Книппер-Чехова.

А. Суворин отмечал, что за границей Антон Павлович особенно интересовался клоунами, в которых видел подлинных комиков. Бывал Чехов и на встречах известных силачей В. Пытлясинского, А. Моор-Зивменского, Г. Гакеншмидта и находил это зрелище удивительно захватывающим.

Посещения цирка, эстрады, балаганов, встречи с артистами манежа не прошли бесследно и для самого писателя. По мнению К. С. Станиславского, образ Епиходова в пьесе «Вишневый сад» был навеян впечатлением от выступления фокусника в саду «Аквариум». Это был блестящий жонглер и комик, отменно игравший роль неудачника. Другой комедийный персонаж этой же пьесы — гувернантка Шарлотта Ивановна, бывшая артистка цирка, — развлекает в пьесе гостей фокусами.

В фельетоне-шутке Чехова «Злодей и г. Егоров» (1882) рассказывалось, что звукоподражатель Егоров, для того чтобы испугать забравшихся в комнату грабителей, залаял сразу на несколько голосов, подражая своре собак. Злодеи в панике скрылись.

В рассказе Антона Павловича «Женщина без предрассудков» (1883) главный персонаж — клоун Салютов. Правда, действует он но на манеже, а в бытовой обстановке. Героя своего рассказа писатель наделил самыми привлекательными чертами. Он обладает атлетическим телосложением и силой: гнет двугривенные и поднимает зубами гири. Он красив, остроумен, отлично плавает, ездит верхом.

Показав нам всесторонне одаренного человека, Чехов, сатирический талант которого многие критики называли «жестоким» как бы развенчивает героя. Объясняясь Леле в любви. Салютов от страха становится похожим на «раздавленную крысу». Только в свадебный вечер он признается в своем «позорном, несчастном прошлом»: «20 лег я был. клоуном в цирке», — говорит он. Женщина без предрассудков отнеслась к признанию неожиданно: смеясь н целуя мужа, она просила его доказать, что он действительно был клоуном, умеет ходить по канату и прочее. Салютов начинает выделывать в комнате отчаяннейшие сальто-мортале. Из рассказа видно, как сильно было обывательское мнение, считавшее положение клоуна жалким и унизительным.

Чехов любил цирк, как и другие народные развлечения, но он негодовал, когда публике преподносили зрелища бессмысленные, жестокие, возбуждающие низменные инстинкты. В рассказе «На волчьей садке» (1882) ом описал виденную им в Москве забаву — травлю волков. Суть этого развлечения состояла в том, что из деревянных ящиков, привезенных на возах, по одному выпускали волков, за которыми сразу же начиналась погоня с собаками. Не успеет волк отбежать двух саженей, как борзятник кинжалом умертвляет его. «Какова цель этой забавы? — спрашивал Чехов. — Не верьте, читатель, что теперь 19-е столетие». О подобном характере народного зрелища повествует и рассказ «Циник» (1885).

В очерке «Ярмарка» (1882) Чехов ставит серьезную проблему — значение искусства для народа. Писатель дал описание захудалого балагана, «состряпанного из дрючьев, мокрых, склизлых досок и лохмотьев». Об убогости балагана говорит и безграмотная афиша и выступления артистов. «Во время оно, — замечает Чехов, — головы паяцев были носителями едкой сатиры. А теперь их выступления состоят в кривлянии и в речи без смысла: «Стой ровно! Я не Марья Петровна, а Иван Федосеев». Теперь странствующий артист перестал быть артистом». Возникавшие народные театры Чехов называл, как и существовавшую «народную» литературу, «народной карамелью», считал, что они не оправдывают своего назначения — быть проводниками культуры.

Глубоко Чехов раскрыл мир цирка в рассказе «Каштанке» в облике клоуна-дрессировщика он изобразил трогательную привязанность к животным, преданную любовь к искусству и огромное трудолюбие — непременные качества настоящего артиста, в понимании Чехова. С большой теплотой и симпатией нарисован писателем мирок дрессированных животных. Рассказывая об их жизни, писатель показал характерную черту этого небольшого содружества: миролюбие животных, их доверие друг к другу. В «Записных книжках» (1891—1894) Чехов отметил подобный поразивший его факт: «У одного ученого кошка, мышь, кобчик и воробей ели из одной тарелки».

История создания «Каштанки» давно интересовала и читателей и литературоведов. Существует несколько версий. Владимир Леонидович Дуров считал, что Чехов написал рассказ с его слов, что подобный случай был с его первой дрессированной собакой Каштанкой. Владимир Алексеевич Гиляровский не раз указывал, что сюжет «Каштанки» дал писателю сын тамбовского театрального антрепренера Бася Григорьев, рассказав историю одной тамбовской собаки. Таганрогский столяр Е. Ефимьев, работавший мальчиком в столярной мастерской, вспоминал, что забегавший к нему Антоша часто играл с хозяйской собачкой Каштанкой и я рассказе, конечно, описал ее.

Любопытен рассказ ленинградского писателя В. Рождественского. Он слышал, как Максим Горький на одном литературном вечере в школе поведал о своем знакомстве с Каштанкой. Вот так приблизительно выглядел этот рассказ.

Шли однажды Горький и Чехов по какой-то захолустной московской улице. Из подворотни с лаем выбежала взлохмаченная собачонка и, узнав Чехова, радостно заскулила, а Чехов сказал:

Вот это и есть Каштанка. Я ее давно знаю. В этом доме долго жил художник, товарищ моего брата. Я у него бывал часто, тут и познакомился с Каштанкой. Неказистый пес, но умный. И захотелось мне написать что-нибудь о его жизни.

— Значит, и в самом деле все было так, как Чехов рассказал? — спросил какой-то мальчик.
— Ну, не знаю, — улыбнулся а усы Горький, — может, Антон Павлович что-нибудь и выдумал, прибавил от себя, но написал рассказ так, что мы поверили в Каштанку.

Добавим к этому слова Марии Павловны Чеховой: «. при огромной наблюдательности брата и его таланте художника, он мог написать это произведение и без того, чтобы ему кто-то и что-то рассказал. Антон Павлович всю свою жизнь любил животных. Еще до написания «Каштанки» у нас дома был кот, которого звали Федором Тимофеевичем» (из письма М. П. Чеховой к автору статьи).

«Каштанка» относится к шедеврам художественного творчества Чехова. И в литературе о цирке ей по праву принадлежит одно из почетных мест.

Источник

Познавательное и интересное