«Каштанка»: краткое содержание рассказа Чехова. Читать текст
Рассказ А.П. Чехова «Каштанка»: кратчайшее изложение, краткое содержание, полный текст и аудиокнига. Иллюстрации Дмитрия Кардовского.
Кратчайшее изложение
«Каштанка» — рассказ А.П. Чехова, написанный в 1887 году. Главная героиня — собака по кличке Каштанка, которая живёт у столяра Луки Александрыча и однажды теряется. Её находит цирковой клоун и дрессировщик мистер Жорж. Он учит собаку трюкам, но выступление в цирке срывается: во время представления Каштанка узнаёт среди зрителей Луку Александрыча с сыном и воссоединяется с прежними хозяевами.
Иллюстрация Д. Н. Кардовского
После публикации рассказа сразу несколько артистов утверждали, что эта история произошла именно с ними: об этом, в частности, говорили дрессировщик Владимир Дуров и артист Василий Григорьев.
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Краткое содержание
Глава 1
Рыжая собачка Каштанка, помесь таксы с дворняжкой, теряется на улице. Испугавшись при виде марширующего полка солдат, она убегает от хозяина — подвыпившего столяра Луки Александрыча — и не может найти дорогу домой.
Иллюстрация Д. Н. Кардовского
Глава 2
Собаку случайно ударяет дверью подъезда незнакомый человек. Пожалев животное, мужчина берёт Каштанку к себе домой, кормит так, как она прежде не ела в жизни, и даже дарит маленький матрасик для сна.
Иллюстрация Д. Н. Кардовского
И всё-таки Каштанка с тоской вспоминает прежних хозяев: Луку Александрыча и его сына Федюшку, который регулярно мучил собаку своими играми («привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из её желудка»).
Иллюстрация Д. Н. Кардовского
Глава 3
Проснувшись поутру, Каштанка находит в другой комнате гуся и кота. Они начинают драться с собакой, но вмешивается хозяин. Выясняется, что гуся зовут Иван Иваныч, а кота — Фёдор Тимофеич. Хозяин велит животным жить дружно и даёт собаке новое имя — Тётка.
Иллюстрация Д. Н. Кардовского
Глава 4
Иллюстрация Д. Н. Кардовского
Глава 5
Иллюстрация Д. Н. Кардовского
Глава 6
Однажды на гуся Ивана Иваныча наступает лошадь. Хозяин пытается ему помочь, но всё бесполезно. Гусь умирает, и сердобольный мужчина плачет над птицей.
Иллюстрация Д. Н. Кардовского
Глава 7
Лишившись гуся, артист берёт на выступление Тётку. Она должна заменить покойного Ивана Иваныча. Хозяин переживает, что репетиций было мало: «Осрамимся, провалимся!».
Они приезжают в «большой странный дом, похожий на опрокинутый супник», — цирк. Хозяин надевает парик и клоунский костюм, гримируется. В цирке его зовут мистером Жоржем.
Иллюстрация Д. Н. Кардовского
Настаёт его очередь выходить на манеж. Мистер Жорж выносит на арену кота и собаку в чемодане: «У меня издохла бабушка и оставила мне наследство!». Кот пляшет, а собака воет под дудочку.
Иллюстрация Д. Н. Кардовского
Вдруг сверху раздаётся детский голос: «А ведь это Каштанка!». Среди зрителей оказались Федюшка и Лука Александрыч, которые узнали свою собаку. Они зовут её, и Каштанка бросается к ним на галёрку.
Домой они возвращаются вместе. Жизнь у клоуна, сытные обеды, дрессировка и цирк уже кажутся Каштанке длинным тяжёлым сном, который остался в прошлом.
Каштанка и другие рассказы А.П.Чехов
Антон Павлович Чехов с большим интересом относился к искусству манежа. Нередко посещал цирк Саламонского, смотрел программы артистов цирка в московском саду «Аквариум», бывал в цирках за границей — во Франции и Италии. Антон Павлович всегда с увлечением читал книги о мастерах арены.
Он одобрительно отзывался о «Воспоминаниях клоуна Дурова» (Анатолия Леонидовича), напечатанных в журнале «Исторический вестник» за 1893 год. С теплым чувством отнесся к повести А. Куприна «В цирке», самого автора считал человеком, несомненно знающим специфику искусства арены. Чехов хвалил рассказ начинающей писательницы Е. Шевровой «В цирке», которым был опубликован при содействии писателя в одной из московских газет.
По отзывам современников, Чехов, наделенный от природы необычайно развитым чувством юмора, любил веселью рассказы, смешные пьесы, высоко ценил шутку. К. Чуковский как-то рассказывая о нем, заметил, что это был «великий хохотун». Писатель А. Федоров в воспоминаниях о Чехове поведал забавную сценку, которая произошла во время поездки Антона Павловича из Одессы в Ялту. На том же пароходе должен был ехать со своими дрессированными животными Владимир Леонидович Дуров. Когда с пристани на палубу начали переправлять животных, то больше всего хлопот было с огромным, неуклюжим верблюдом. Он никак не желал ступить на скользкие от сырости мостки. Тогда такелажники при помощи лебедки подхватили верблюде и подняли его на воздух. Увидя это, Антон Павлович расхохотался, да так заразительно, что окружающие тоже не могли удержаться от улыбок. Дуров, узнав, что смеявшийся человек — Чехов, заставил свою собачонку Запятайку проделывать разные фокусы, чем доставил Антону Павловичу большое удовольствие.
«Он любил фокусников, клоунов, охотно посещал неродные гулянья, ярмарки», — вспоминала О. Книппер-Чехова.
А. Суворин отмечал, что за границей Антон Павлович особенно интересовался клоунами, в которых видел подлинных комиков. Бывал Чехов и на встречах известных силачей В. Пытлясинского, А. Моор-Зивменского, Г. Гакеншмидта и находил это зрелище удивительно захватывающим.
Посещения цирка, эстрады, балаганов, встречи с артистами манежа не прошли бесследно и для самого писателя. По мнению К. С. Станиславского, образ Епиходова в пьесе «Вишневый сад» был навеян впечатлением от выступления фокусника в саду «Аквариум». Это был блестящий жонглер и комик, отменно игравший роль неудачника. Другой комедийный персонаж этой же пьесы — гувернантка Шарлотта Ивановна, бывшая артистка цирка, — развлекает в пьесе гостей фокусами.
В фельетоне-шутке Чехова «Злодей и г. Егоров» (1882) рассказывалось, что звукоподражатель Егоров, для того чтобы испугать забравшихся в комнату грабителей, залаял сразу на несколько голосов, подражая своре собак. Злодеи в панике скрылись.
В рассказе Антона Павловича «Женщина без предрассудков» (1883) главный персонаж — клоун Салютов. Правда, действует он но на манеже, а в бытовой обстановке. Героя своего рассказа писатель наделил самыми привлекательными чертами. Он обладает атлетическим телосложением и силой: гнет двугривенные и поднимает зубами гири. Он красив, остроумен, отлично плавает, ездит верхом.
Показав нам всесторонне одаренного человека, Чехов, сатирический талант которого многие критики называли «жестоким» как бы развенчивает героя. Объясняясь Леле в любви. Салютов от страха становится похожим на «раздавленную крысу». Только в свадебный вечер он признается в своем «позорном, несчастном прошлом»: «20 лег я был. клоуном в цирке», — говорит он. Женщина без предрассудков отнеслась к признанию неожиданно: смеясь н целуя мужа, она просила его доказать, что он действительно был клоуном, умеет ходить по канату и прочее. Салютов начинает выделывать в комнате отчаяннейшие сальто-мортале. Из рассказа видно, как сильно было обывательское мнение, считавшее положение клоуна жалким и унизительным.
Чехов любил цирк, как и другие народные развлечения, но он негодовал, когда публике преподносили зрелища бессмысленные, жестокие, возбуждающие низменные инстинкты. В рассказе «На волчьей садке» (1882) ом описал виденную им в Москве забаву — травлю волков. Суть этого развлечения состояла в том, что из деревянных ящиков, привезенных на возах, по одному выпускали волков, за которыми сразу же начиналась погоня с собаками. Не успеет волк отбежать двух саженей, как борзятник кинжалом умертвляет его. «Какова цель этой забавы? — спрашивал Чехов. — Не верьте, читатель, что теперь 19-е столетие». О подобном характере народного зрелища повествует и рассказ «Циник» (1885).
В очерке «Ярмарка» (1882) Чехов ставит серьезную проблему — значение искусства для народа. Писатель дал описание захудалого балагана, «состряпанного из дрючьев, мокрых, склизлых досок и лохмотьев». Об убогости балагана говорит и безграмотная афиша и выступления артистов. «Во время оно, — замечает Чехов, — головы паяцев были носителями едкой сатиры. А теперь их выступления состоят в кривлянии и в речи без смысла: «Стой ровно! Я не Марья Петровна, а Иван Федосеев». Теперь странствующий артист перестал быть артистом». Возникавшие народные театры Чехов называл, как и существовавшую «народную» литературу, «народной карамелью», считал, что они не оправдывают своего назначения — быть проводниками культуры.
Глубоко Чехов раскрыл мир цирка в рассказе «Каштанке» в облике клоуна-дрессировщика он изобразил трогательную привязанность к животным, преданную любовь к искусству и огромное трудолюбие — непременные качества настоящего артиста, в понимании Чехова. С большой теплотой и симпатией нарисован писателем мирок дрессированных животных. Рассказывая об их жизни, писатель показал характерную черту этого небольшого содружества: миролюбие животных, их доверие друг к другу. В «Записных книжках» (1891—1894) Чехов отметил подобный поразивший его факт: «У одного ученого кошка, мышь, кобчик и воробей ели из одной тарелки».
История создания «Каштанки» давно интересовала и читателей и литературоведов. Существует несколько версий. Владимир Леонидович Дуров считал, что Чехов написал рассказ с его слов, что подобный случай был с его первой дрессированной собакой Каштанкой. Владимир Алексеевич Гиляровский не раз указывал, что сюжет «Каштанки» дал писателю сын тамбовского театрального антрепренера Бася Григорьев, рассказав историю одной тамбовской собаки. Таганрогский столяр Е. Ефимьев, работавший мальчиком в столярной мастерской, вспоминал, что забегавший к нему Антоша часто играл с хозяйской собачкой Каштанкой и я рассказе, конечно, описал ее.
Любопытен рассказ ленинградского писателя В. Рождественского. Он слышал, как Максим Горький на одном литературном вечере в школе поведал о своем знакомстве с Каштанкой. Вот так приблизительно выглядел этот рассказ.
Шли однажды Горький и Чехов по какой-то захолустной московской улице. Из подворотни с лаем выбежала взлохмаченная собачонка и, узнав Чехова, радостно заскулила, а Чехов сказал:
Вот это и есть Каштанка. Я ее давно знаю. В этом доме долго жил художник, товарищ моего брата. Я у него бывал часто, тут и познакомился с Каштанкой. Неказистый пес, но умный. И захотелось мне написать что-нибудь о его жизни.
— Значит, и в самом деле все было так, как Чехов рассказал? — спросил какой-то мальчик.
— Ну, не знаю, — улыбнулся а усы Горький, — может, Антон Павлович что-нибудь и выдумал, прибавил от себя, но написал рассказ так, что мы поверили в Каштанку.
Добавим к этому слова Марии Павловны Чеховой: «. при огромной наблюдательности брата и его таланте художника, он мог написать это произведение и без того, чтобы ему кто-то и что-то рассказал. Антон Павлович всю свою жизнь любил животных. Еще до написания «Каштанки» у нас дома был кот, которого звали Федором Тимофеевичем» (из письма М. П. Чеховой к автору статьи).
«Каштанка» относится к шедеврам художественного творчества Чехова. И в литературе о цирке ей по праву принадлежит одно из почетных мест.
Анализ произведения «Каштанка» А. П. Чехова
Главные герои
Каштанка (Тетка) – красивая рыжая собака, очень умная, дружелюбная, преданная.
Лука Александрыч – старый столяр, пьяница, первый хозяин Каштанки.
Федюшка – сын столяра, проказливый, но добрый мальчик.
Мьсе Жорж – артист, цирковой клоун, дрессировщик, добрый, печальный, задумчивый мужчина.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Темы и проблемы
Основная тема произведения — взаимоотношения человека и животных. В рамках этой темы рассматриваются серьёзные проблемы и тематические ответвления.
Сюжет
Каштанка была молодой рыжей собакой, помесью таксы и дворняжки. Так случилось, что она потеряла своего хозяина, старого столяра, и теперь блуждала по улицам в попытке отыскать его след.
Наступила ночь, и несчастная Каштанка заснула от усталости возле подъезда. Неожиданно какой-то человек открыл дверь и позвал собаку к себе в дом, где накормил ее и дал мягкую подстилку. Так у Каштанки появился новый хозяин и новое прозвище – Тетка.
Каштанка была под большим впечатлением от увиденного.
Спустя месяц хозяин сказал, что настало время и Каштанке учиться трюкам. Будучи очень умной, сообразительной собакой, она с легкостью выполняла все, что от нее требовалось, и мужчина был очень доволен своей подопечной.
Потеряв своего опытного артиста, Мсье Жорж был вынужден в срочном порядке заменить его собакой. Он понимал, что номер не отрепетирован и заранее был готов к провалу. Надев клоунский костюм, он вышел на арену цирка со своими животными. Представление шло, как по нотам, пока неожиданно кто-то из зрителей принялся громко звать Каштанку – это был Федюшка, сын Луки Александровича. Собака радостно бросилась к своим первым хозяевам. Спустя полчаса они вместе шли по улице, и Каштанка не верила своему счастью. Жизнь в доме Мсье Жоржа теперь казалась ей длинным сном.
Анализ произведения Каштанка 2
Рассказ «Каштанка» Антон Павлович Чехов написал в 1887 году. Опубликовали его в газете «Новое время». Главная героиня произведения – собачонка Каштанка. Милое существо – помесь таксы и дворняжки, с лисьей мордочкой. Это не просто рассказ о жизни собаки. Это описание отношений между животным и человеком, дружбы четвероногих. Рассказ о преданность собаки. Жила Каштанка в доме мастера – столяра Луки Александровича и сына его Федора. И хотя питание было скудное, иногда приходилось довольствоваться остатками столярного клея, а игры Федюшки жестоки – Каштанка была очень предана своим хозяевам, не понимая слов, умела по выражению лица и по интонации понять их желания. Она имела свои представления о людях. Делила их на заказчиков и хозяев. Заказчиков она спокойно хватала за ноги, а вот от хозяев терпеливо переносила даже побои. Нередко по ночам она видела сны, не всегда добрые. Каштанка была довольна жизнью, любила хозяев. Но однажды все это рухнуло, следуя за выпившим столяром, Каштанка заблудилась. Она пыталась найти Луку Александровича, но все попытки были тщетны. Собачонка сильно устала, замерзла и хотела есть. В таком состоянии ее подобрал прохожий и привел домой. Так она попала в дом циркового клоуна, где ей дали другое имя – Тетка. Каштанка обрела новую семью. Кроме нее в доме жили кот Иван Иваныч, гусь Федор Тимофеевич, а на подворье жила свинья Хавронья. Все они были артистами цирка. Каштанка каждый день наблюдала как клоун и животные репетировали. К собачонке в доме относились хорошо, гусь разрешал, есть из своей миски. Но она сильно тосковала по старой жизни. В доме нового хозяина Тетка познала не только радость, но и горечь утраты. Умер Федор Тимофеевич, в цирке на него наступила лошадь. Мистер Жорж начал учить собачонку трюкам, готовить ее к выступлению на манеже. Она была талантливой ученицей, все команды выполняла с удовольствием. Наступил день премьеры, хозяин взял ее в цирк, где было много странных, незнакомых животных. Попав на манеж, Тетка сначала растерялась, ей открылся новый необычный мир, где было много света и чужих лиц. Услышав спокойный голос хозяина, она успокоилась и начала исполнять трюки. Зрители рукоплескали. И вдруг среди оваций и смеха раздался голос, который нельзя было спутать ни с каким другим. Это был Федюшка, который пришел на представление с Лукой Александровичем. Не помня себя от радости, Тетка устремилась к таким родным и близким. Собачонка вновь обрела свое имя, и старых друзей. Домой они возвращались вместе, Каштанка бежала у ног хозяина. Жизнь в доме клоуна оставила в ее душе приятные воспоминания, но она была предана Федору и Луке Александровичу.
Другие сочинения: ← Вишневый сад по пьесе Чехова↑ Чехов А.П.Анализ рассказа Чехова Дом с мезонином →
История создания произведения
Рассказ впервые был опубликован в газете «Новое время» в канун Рождества в 1887 году. При жизни автора он был переведен на чешский, немецкий и венгерский языки. Выдвигается несколько версий истории «Каштанки»:
Если придерживаться версии, высказанной Дуровым, концовка произведения другая, чем в жизни. Дуров, в отличие от мистера Жоржа в рассказе, не желал возвращать собаку владельцам, поскольку считал, что вложил немалые средства в ее обучение. Разрешением спора между прежними и новыми хозяевами занимался суд, который оставил животное новому владельцу.
На жанр и направление произведения значительное влияние оказала любовь Чехова к детям. Автор трепетно относился к младшему поколению и считал, что вести разговоры с ребятами нужно, как со взрослыми, но доступным языком с использованием литературных форм. Наиболее подходящим жанром, впитавшим элементы романтики и фантастики, является сказка. Свое произведение Чехов характеризует как «сказка из собачьей жизни». Оно выполнено в реализме — традиционном для автора направлении.
Краткое содержание рассказа «Каштанка» и отзыв для читательского дневника (А.П. Чехов)
Краткий пересказ рассказа «Каштанка» — это основа читательского дневника. Кроме нее, Многомудрый Литрекон предлагает Вам отзыв, где обозначены главная мысль и мораль произведения. Сюжет «Каштанки» передан им в сокращении, но он подробно освещает все основные события из книги. Кстати, не забудьте про анализ книги. Приятного просвещения!
Кратчайшее содержание (318 слов). Главная героиня рассказа – «молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой, — очень похожая мордой на лисицу», живет со своим хозяином, столяром Лукой Александрычем. Рассказ начинается с того, что они вдвоем идут разносить заказы клиентам. Ходили они долго: столяр был мастак выпить, так что к концу прогулки пьян был, как сапожник.
По дороге Каштанка потерялась: им встретился полк солдат. Она бегала, искала хозяина, но его и след простыл. Была зима, собака замерзла и проголодалась. Когда Каштанка уже находилась на грани отчаяния, ее вдруг приметил незнакомец: из «заказчиков» (собачонка делали всех людей на два сорта: хозяева и заказчики. Хозяева могли ее бить, а заказчиков она сама могла кусать за икры). Новый хозяин был добр: он накормил собаку, познакомил с другими обитателями дома и дал отдохнуть.
Так она поселилась у нового хозяина. Она не могла понять, где ей нравилось больше: у столяра квартира всегда была обильна разными запахами и обставлена мебелью, у «заказчика» же не пахло ничем, мебели было мало, зато кормили отлично и никто не бил. Не было сынка столяра Федюшки, который измывался над нею весьма жестоко: привязывал на ниточку кусочек мяса, давал ей проглотить, а потом вытаскивал, дергая за нить.
Чуть позже Каштанка знакомится с остальными обитателями квартиры: белым котом Федором Тимофеичем, гусем Иваном Иванычем и свиньей Хавроньей Ивановной. Саму Каштанку заказчик нарекает Теткой.
Выясняется, что заказчик занимается обучением животных для цирковых представлений. Начинает обучать и Каштанку. Животные привыкают друг к другу и становятся достаточно дружны.
Вскоре по непонятной причине ночью умирает Иван Иваныч. Весь дом тоскует. Из-за этого события приходится раньше времени вывести Каштанку на представление. Одним из фирменных номеров незнакомца является пирамида: раньше снизу вверх животные становились в таком порядке: свинья-гусь-кот. Теперь же место Иван Иваныча должна была занять Каштанка. Однако во время представления Каштанка слышит знакомый голос и без раздумий бросается на звук своего имени. Это ее любимый хозяин Лука Александрыч и его сын Федюшка. Жизнь с незнакомцем же она забывает, как страшный сон.
Отзыв (428 слов). Мне очень понравилось произведение Антона Павловича Чехова «Каштанка», потому что оно заставляет задуматься не только об отношениях человека и питомца, но и о более глобальных вопросах. В частности, о том, что движет Каштанкой: верность или привычка? И что движет людьми, многие из которых поступают так же?
Мое впечатление от прочтения «Каштанки» очень светлое и позитивное, потому что писатель с юмором и свойственным ему знанием человеческой натуры погружает нас в маленькую жизнь, по-человечьи рассказанную от лица рыжей собачки. Каштанка шкодлива, она очень любит и одновременно побаивается своего хозяина. Попадая домой к клоуну, она сравнивает две квартиры и двух людей. Чехов показывает нам мир так, как видела бы его собака: благодаря хорошему нюху все запахи для нее намного ярче, чем для человека. Перед сном она боится, что хозяин найдет куриную косточку, которую она спрятала за шкафом, и съест. Она анализирует других животных: гусь Иван Иваныч — «нестерпимый болтун», которого она поначалу сочла очень умным, раз он столько говорит, добродушная свинья Хавронья Ивановна, которой «очень приятно видеть своего хозяина», белый кот Федор Тимофеич, который «недолюбливал жизнь». Мое мнение о Каштанке определяет отношение к рассказу: главная героиня вызывает не только положительные эмоции, но и желание посочувствовать ее беде, ведь в доме у столяра она терпела многие лишения и муки.
Все животные, одаренные более чем человеческими переживаниями, удивительным образом ожили в рассказе Чехова. По отзывам современников, Антон Павлович очень любил животных, в особенности собак, и в течение жизни стремился познать устройство их натуры. И в этом смысле он явно преуспел, невозможно не поразиться живости описанных персонажей.
Однако, произведение можно рассмотреть и с другой стороны: как аллюзию на образ «маленького человека», где люди, отказываясь от более богатой, сытой жизни, но в которой нужно проявлять себя и стараться, выбирают жизнь голодную, полную издевательств и лишений, но простую и привычную. Думаю, это и есть главная мысль рассказа. Каштанка – талантливая собачка, которую могла ждать яркая карьера, не раздумывая, бросается на шею к старым хозяевам, которые ни во что ее не ставят. И забывает, как сон, свою недолгую жизнь у клоуна, который подобрал ее на улице и, возможно, спас от голодной смерти. Поэтому на вопрос, чему учит рассказ «Каштанка», сложно ответить однозначно. С одной стороны, мы видим любовь и преданность, но с другой — то, что эти свойства собачьего сердца никто не оценит. Вероятно, мораль рассказа заключается в том, что мы должны ценить верность, привязанность и доброту близких, и неважно, кто они — животные или люди.
Конечно, собаке не могут быть присущи человеческие рассуждения, и речь все же идет о слепой собачьей верности, любви и привязанности. Собачка возвращается в свой привычный мир, и все становится для нее на свои места.