Урок-мастерская по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
Разделы: Литература
Тип урока: усвоение содержания произведения, прочитанного самостоятельно.
Вид урока: урок – мастерская
Методы работы: частично – поисковый, репродуктивный, иллюстративный, словесное рисование.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, “Листок” из толкового словаря, “Табель о рангах”, презентация в Power Point, высказывания об А.П.Чехове.
Чехов умеет писать так, чтобы словам
было тесно, а мыслям – просторно.
А.М.Горький
1) Верные/неверные утверждения:
– Я напомню вам утверждения, которые прозвучали в конце прошлого урока:
– Прочитав биографию А.П.Чехова, с какими утверждениями вы согласились, а с какими – нет?
2) Проверка индивидуального домашнего задания. Презентация по биографии А.П.Чехова.
– В этом году весь мир праздновал 150-летие со дня рождения великого русского писателя А.П.Чехова. И нам, русским людям, конечно, нужно знать Чехова, читать и понимать. Может быть, тогда мы сумеем избежать каких – то ошибок, не совершим поступки, за которые будет стыдно.
А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий” постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.
2. Стадия осмысления.
2) Выразительное чтение эпизода.
– А теперь давайте подслушаем разговор наших героев.
(“Ну как живёшь, друг. Две звезды имею”.)
– Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.
Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.
Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.
3) Работа с таблицей (по 2-й части).
Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. | ||
2. Мимика, жесты, поза. | ||
3. Знаки препинания в конце предложений. | ||
4. Обращение героев друг к другу. |
– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?
Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа. |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. | “Хотел возразить…стошнило” | “Захихикал”, “приятно ошеломлён”. |
2. Мимика, жесты, поза.. | “поморщился” | “Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”. “Сам он съёжился, сгорбился, сузился”. “…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты” |
3. Знаки препинания в конце предложений. | Восклицательный знак | Многоточие. |
4. Обращение героев друг к другу. | “Мы с тобой друзья” | “..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с” |
3. Стадия рефлексии.
1) Сопоставление разных редакций.
– Попробуем сопоставить разные редакции рассказа. Может быть, они дополнять наше восприятие рассказа.
– Рассказ “Толстый и тонкий” был напечатан в журнале “Осколки”. Через несколько лет автор включил его в сборник “Пёстрые рассказы”. В журнальной редакции тонкий при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своём новом начальнике. (Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи распекает тонкого). Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.
– Грубит ли толстый?
– Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели?
(Такова сила привычки, выработанная годами,– угодливо держаться перед вышестоящим начальником.)
– Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? (Чинопочитание, подхалимство.)
– Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким?
– Какие чувства вызвал у вас каждый из них?
– Можете ли вы сказать, почему к уроку я выбрала данные эпиграфы?
– Итак, мы с вами побывали в мастерской Чехова. Если вы были внимательны к слову великого писателя, то легко выполните следующее задание.
2) Составление синквейна.
1-й вариант – Толстый.
2-й вариант – Тонкий.
1-я строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного).
2-я строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3-я строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5-я строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.
4. Домашнее задание.
1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.
2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов, или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние.
Сценарий для постановки ученического спектакля (А.П.Чехов «Толстый и Тонкий»)
по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
Толстый (Михаил), тайный советник
Тонкий (Порфирий), коллежский асессор
Действие происходит на вокзале Николаевской железной дороги.
Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
Тонкий только что вышел из вагона, навьючен чемоданами, узлами и картонками. Из-за его спины выглядывает худенькая женщина с длинным подбородком — его жена , и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын .
Толстый (удивленно, радостно восклицае т). Порфирий! Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
(Приятели троекратно целуются и устремляют друг на друга глаза, полные слез. Оба приятно ошеломлены)
Тонкий. Милый мой! Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! (рассматривает Толстого с разных сторон) Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь. (с гордостью показывает на жену) Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах. лютеранка. А это сын мой, (выставляет вперед сына) Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, (показывает на Толстого, радостно) друг моего детства! В гимназии вместе учились!
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
Толстый (восторженно глядя на друга) Ну, как живешь, друг? Служишь где? Дослужился?
Тонкий. (с гордостью) Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. (с сожалением) Жалованье плохое. ну, да бог с ним! (рассказывает увлеченно) Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству. Здесь буду служить. Ну, а ты как? ( Заигрывая с Толстым) Небось, уже статский? А?
Толстый. (просто, не хвастаясь) Нет, милый мой, поднимай повыше. Я уже до тайного дослужился. Две звезды имею.
Тонкий окаменевает, но скоро лицо его искривляется во все стороны широчайшей улыбкой; кажется, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились.
Жена тоже меняется в лице, ее длинный подбородок становится еще длиннее.
Нафанаил вытягивается во фрунт и застегивает все пуговки своего мундира.
Тонкий. (заискивая, наклоняясь вперед как бы кланяясь) Я, ваше превосходительство. Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
Толстый. (морщится, возмущенно) Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
Тонкий (еще больше съеживается, хихикает). Помилуйте. Что вы-с… Милостивое внимание вашего превосходительства. вроде как бы живительной влаги. Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил. жена Луиза, лютеранка, некоторым образом.
Толстый хочет возразить что-то, но видит на лице у тонкого столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайному советнику стало неприятно. Он отворачивается от тонкого и подает ему на прощанье руку.
Тонкий пожимает три пальца, кланяется всем туловищем и хихикает, как китаец: «хи-хи-хи».
Нафанаил шаркает ногой и роняет фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
Рассказ Чехова «Толстый и тонкий»: краткое содержание и герои. 6 класс
«Толстый и тонкий»: рассказ А.П. Чехова. Краткое содержание произведения. 6 класс, русская литература. Герои, характеристика толстого и тонкого. Слушать аудио. Читать полный текст. Пересказ. Анализ: почему у рассказа такое название?
«Толстый и тонкий» — юмористический рассказ А.П. Чехова, написанный в 1883 году. В миниатюрной зарисовке высмеивается преклонение человека перед высокопоставленным другом. Тонкий начинает заискивать перед толстым приятелем, едва узнает, что тот сделал блестящую карьеру.
Краткое содержание
На вокзале железной дороги Петербург–Москва встречаются два давних приятеля — толстый и тонкий. Толстый по имени Миша только что пообедал. Тонкий по имени Порфирий сошел с поезда с множеством узлов и чемоданов, в сопровождении худенькой жены и сына-гимназиста.
Миша и Порфирий знакомы еще с гимназии, но уже много лет не виделись. Оба рады встрече: обнимаются со слезами на глазах и трижды целуются.
Оба приятеля — чиновники. Тонкий дослужился лишь до чина коллежского асессора (это 8-й ранг в официальной иерархии, соответствующий армейскому капитану). Семья живет небогато: сам Порфирий подрабатывает, делая портсигары из дерева, жена дает уроки музыки.
А вот толстый сообщает, что сделал карьеру, дослужившись до тайного советника (3-й ранг, соответствующий армейскому генерал-лейтенанту). Это известие поражает тонкого. Побледнев и сгорбившись, он расплывается в подобострастной улыбке и начинает называть приятеля «ваше превосходительство».
Миша просит оставить чинопочитание: «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства». Но Порфирий не унимается, на лице у него «столько благоговения, сладости и почтительной кислоты», что толстого начинает тошнить.
На прощание Миша протягивает другу руку. Тот почтительно пожимает три пальца и хихикает. Жена Порфирия улыбается, сын роняет фуражку. Все трое «приятно ошеломлены» тем, что их удостоил внимания такой важный вельможа.
Читать полный текст, слушать аудио
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Анализ рассказа
«Толстый и тонкий» — лаконичная зарисовка, похожая на анекдот. Писатель без лишних слов высмеивает способность некоторых людей мгновенно изменять отношение к кому-то в зависимости от социального статуса. Чехов, писавший о необходимости «выдавливать из себя по каплям раба», показывает, какое странное удовольствие некоторые люди получают от преклонения перед вышестоящими.
Название рассказа символично. Это не столько история двух конкретных людей, сколько притча о большом и маленьком человеке, о толстом и тонком. По иронии, важный чиновник хочет простого человеческого общения, но его друг не способен общаться на равных и умеет лишь стелиться перед начальством.
Герои и их характеристика
Толстый. Приятель при встрече ласково называет его Мишей и вспоминает, что в гимназии того прозвали Геростратом (за то, что прожег учебник папиросой). Теперь толстый дослужился до звания тайного советника — одного из высших в российской чиновничьей иерархии. При этом Миша не кичится титулом перед другом, хочет и дальше общаться с ним без церемоний. Вероятно, он давно устал от того, что перед ним все лебезят. Поняв, что и старый друг будет заискивать, толстый прощается и уходит.
Тонкий. Чиновник средней руки по имени Порфирий. Упоминается, что в гимназии он любил ябедничать. Порфирия только что перевели на работу в другой город, куда он и прибыл с женой и сыном. Последние два года тонкий служит в чине коллежского асессора. Это не самое низкое звание, но толстый стоит в иерархии неизмеримо выше. Жалование у Порфирия маленькое, им с женой приходится подрабатывать, чтобы свести концы с концами.
Узнав, что друг дослужился до высоких чинов, тонкий поражен до глубины души. Весь съежившись, он радуется, что столь важный человек одарил его своим вниманием. Мгновенно разучившись говорить нормально, он переходит на высокопарные выражения: «Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги…»
Жена тонкого Луиза. Описана как «худенькая женщина с длинным подбородком». Тонкий неоднократно повторяет, что жена лютеранка, урожденная Ванценбах, — очевидно, он этим гордится. Когда женщина слышит, что перед ними тайный советник, «ее длинный подбородок становится еще длиннее». При прощании с вельможей она улыбается в приятном ошеломлении, так же, как муж и сын.
Сын тонкого Нафанаил, или просто Нафаня, «высокий гимназист с прищуренным глазом», ученик третьего класса. Как и мать, за весь рассказ не произносит ни слова. Сначала при встрече с отцовским приятелем снимает шапку, потом прячется за спину отца. Узнав чин толстого, «вытягивается во фрунт и застегивает все пуговки своего мундира».
Сценарий постановки по рассказу А. П. Чехова «Толстый и тонкий»
Инсценировка по рассказу А.П. Чехова помогает детям раскрыть весь замысел писателя
Просмотр содержимого документа
«Сценарий постановки по рассказу А. П. Чехова «Толстый и тонкий»»
по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
Толстый (Михаил), тайный советник
Тонкий (Порфирий), коллежский асессор
Луиза, жена Тонкого
Нафанаил, сын Тонкого
Действие происходит на вокзале Николаевской железной дороги.
Звуки вокзала: разговоры людей, гудок
Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
Тонкий только что вышел из вагона, навьючен чемоданами, узлами и картонками. Из-за его спины выглядывает худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.
Толстый (удивленно, радостно восклицает). Порфирий! Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
Тонкий (изумляясь). Батюшки! Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
(Приятели троекратно целуются и устремляют друг на друга глаза, полные слез. Оба приятно ошеломлены)
Тонкий. Милый мой! Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! (рассматривает Толстого с разных сторон) Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь. (с гордостью показывает на жену) Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах. лютеранка. А это сын мой, (выставляет вперед сына) Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, (показывает на Толстого, радостно) друг моего детства! В гимназии вместе учились!
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
Тонкий. В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо. Детьми были! (обращается к сыну) Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе (выставляет вперед сына). А это моя жена, урожденная Ванценбах. лютеранка.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
Толстый (восторженно глядя на друга) Ну, как живешь, друг? Служишь где? Дослужился?
Тонкий. (с гордостью) Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. (с сожалением) Жалованье плохое. ну, да бог с ним! (рассказывает увлеченно) Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству. Здесь буду служить. Ну, а ты как? (Заигрывая с Толстым) Небось, уже статский? А?
Толстый. (просто, не хвастаясь) Нет, милый мой, поднимай повыше. Я уже до тайного дослужился. Две звезды имею.
Тонкий окаменевает, но скоро лицо его искривляется во все стороны широчайшей улыбкой; кажется, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились.
Жена тоже меняется в лице, ее длинный подбородок становится еще длиннее.
Нафанаил вытягивается во фрунт и застегивает все пуговки своего мундира.
Тонкий. (заискивая, наклоняясь вперед как бы кланяясь) Я, ваше превосходительство. Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
Толстый. (морщится, возмущенно) Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
Тонкий (еще больше съеживается, хихикает). Помилуйте. Что вы-с… Милостивое внимание вашего превосходительства. вроде как бы живительной влаги. Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил. жена Луиза, лютеранка, некоторым образом.
Толстый хочет возразить что-то, но видит на лице у тонкого столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайному советнику стало неприятно. Он отворачивается от тонкого и подает ему на прощанье руку.
Тонкий пожимает три пальца, кланяется всем туловищем и хихикает, как китаец: «хи-хи-хи».
Нафанаил шаркает ногой и роняет фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
Сценарий урока литературы на тему «А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: герои рассказа, роль детали в их изображении. Осмеяние подхалимства, низкопоклонства и чинопочитания».
Автор: Дементьева Оксана Андреевна,
учитель русского языка и литературы
Тема: сценарий урока литературы на тему «А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: герои рассказа, роль детали в их изображении. Осмеяние подхалимства, низкопоклонства и чинопочитания».
Аннотация: в настоящей статье представлен сценарий урока на тему «А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: герои рассказа, роль детали в их изображении. Осмеяние подхалимства, низкопоклонства и чинопочитания». Урок включает в себя знакомство с биографией писателя, чтение и обсуждение произведения.
Ключевые слова: рассказ, художественная деталь, юмор, низкопоклонство.
Духовно-нравственное развитие учащихся – одно из приоритетных направлений Российского образования. На каждом уроке учителя стремятся организовать такую деятельность, которая позволила бы школьникам не только получить знания по предмету, но и сделать шаг к становлению собственной гармоничной личности. Но всё же особую роль в этом процессе играет такой учебный предмет, как Литература. Специфика данного предмета заключается в том, что во главе обучения стоят не теория и практика, а чувства, эмоции, переживания. Работа над анализом художественных произведений, в которых поднимаются вечные проблемы добра и зла, чести и бесчестия, любви и ненависти, развивает эмоциональную сферу школьника, позволяет ему усвоить общечеловеческие нравственные принципы.
Особую роль в формировании представления о духовно-нравственных качествах и пороках человека играет творчество А.П. Чехова. Его короткие юмористические рассказы демонстрируют учащимся самые гнусные человеческие изъяны. Так, представленный в данной статье рассказ «Толстый и тонкий» направлен на осмеяние подхалимства, низкопоклонства и чинопочитания.
Стоит отметить, что биография самого писателя может стать для учеников настоящим примером нравственности, патриотизма и гражданственности. На уроках, посвященных творчеству А.П. Чехова, важно подчеркнуть его бескорыстное служение народу. Ведь, даже уже будучи известным писателем, Чехов не оставлял врачебную деятельность и лечил людей абсолютно бесплатно! Активно занимался он и благотворительностью, добровольно помогая жителям не только своего края, но и всей России.
Чтобы урок, посвященный обсуждению нравственных пороков, не превратился в урок-нотацию, в нравоучительную лекцию, вызывающую у школьников объяснимое отторжение, важно разнообразить их деятельность. Представленный сценарий урока включает в себя различные активные методы обучения: инсценировка, групповая работа, устное выступление с докладом, мини-спектакль по произведению и т.д.
1) познакомиться с рассказом А.П. Чехова «Толстый и тонкий»;
2) узнать, что такое художественная деталь ;
3) развить умение находить художественную деталь в тексте, определять ее роль в создании образа и в раскрытии авторского замысла в целом;
4) развить навык анализа эпического произведения;
а) личностные (умение оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности и на личный опыт);
— коммуникативные ( способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; умение строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; умение работать в группе);
— регулятивные (умение определять цель предстоящей деятельности, способность прогнозировать последовательность действий, умение адекватно оценивать достигнутые результаты);
— познавательные (умение находить в тексте требуемую информацию, умение устанавливать взаимосвязь описываемых в тексте деталей, делать выводы на основе наблюдений);
в) предметные (умение анализировать эпическое произведение, находить в тексте художественные детали и определять их роль, умение создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах).
I . Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний. Целеполагание.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Подготовьте, пожалуйста, учебники и письменные принадлежности.
Перед каждым из вас лежат два конверта с карточками. В первом конверте карточки с фамилиями писателей, во втором – с изображениями и названиями городов, сёл, усадеб и т.д., которые тем или иным образом связаны с этими литераторами. Ваша задача – соединить писателя и место. Будьте внимательны: в первом конверте карточек меньше, чем во втором. А это значит, какая-то местность пока останется без жителя.
(Проверка. Ребята озвучивают результаты, учитель на доске прикрепляет карточки писатель и место: Л.Н. Толстой – Ясная Поляна, А.С. Пушкин – Михайловское, С.А. Есенин – Константиново, И.С. Тургенев – Спасское-Лутовиново, Н.В. Гоголь – Великие Сорочинцы, М.Ю. Лермонтов – Кавказ, В.Г. Короленко – Житомир. Остается г. Таганрог).
Учитель. Итак, у нас остался город Таганрог. Кто знает, где расположен этот город и чем он примечателен? А кто-нибудь из вас помнит, с именем какого писателя связано это место?
Учитель. Да, действительно, в этом городе в 1960 году родился Антон Павлович Чехов, автор множества пьес, повестей и юмористических рассказов. С какими рассказами А.П. Чехова вы уже знакомы?
Учитель. Знаете ли вы, что сам писатель о своих рассказах отзывался так: «Они смешные, но невеселые»? Именно эта фраза станет эпиграфом к нашему уроку. И сегодня, познакомившись с рассказом А.П. Чехова «Толстый и тонкий», вы постараетесь объяснить, какой смысл автор вкладывал в данные слова. Как вы думаете, что вам нужно будет сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшний урок? (Ответы учащихся).
Знакомство с биографией писателя. Нравственное становление А.П. Чехова.
Учитель. Чтобы наиболее глубоко осмыслить то или иное произведение, необходимо, прежде всего, постичь душу его автора. Нужно знать, какую жизнь он прожил, под влиянием каких факторов складывался его характер.
И сейчас факты из биографии Чехова нам напомнит… сам Антон Павлович! Представьте, что мы перенеслись в 1872 год, когда писателю, как и вам, было 12 лет. (Выходит заранее подготовленный ученик и от первого лица рассказывает о детских годах А.П. Чехова).
Ученик. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Антон Чехов. Сегодня я хочу немного рассказать о себе. Родился я в 1860-ом году в городе Таганрог. Моего отца зовут Павел Егорович, он является владельцем бакалейной лавки. К сожалению, живем мы не очень богато, семья наша постоянно испытывает нужду. Из-за этого отец стал очень вспыльчивым. Недавно за обедом он закатил скандал из-за пересоленного супа. Но мне кажется, что ему потом было стыдно за это, ведь на самом деле он неплохой человек. Когда у отца бывает хорошее настроение, мы устраиваем игры, домашние спектакли, шутим и веселимся.
Пожалуй, самое сильное его увлечение – созданный им церковный хор, который отнимает у него много времени в ущерб коммерческим делам. Отец настойчиво добивается, чтобы его хор стал лучшим в городе, и привлекает к этому нас. Каждый день мы с братьями встаем в 5 утра и отправляемся в церковь. Нам очень не нравится столь ранний подъем, но отца это мало интересует. Поэтому иногда, стоя в церкви, я ощущаю себя маленьким каторжником.
Сейчас я учусь в гимназии, но мне приходится часто прогуливать, так как отец заставляет меня работать в лавке. Когда я напоминаю ему о необходимости выполнять домашнее задание, он отвечает, что это можно делать и на рабочем месте. Но на самом деле это невозможно, поэтому я часто получаю плохие оценки, а отец наказывает меня розгами. Но больше всего мне не нравится работать в лавке потому, что отец вынуждает меня обманывать покупателей. Мне очень стыдно, но я боюсь ослушаться главу семейства и вызвать его немилость.
Мою маму зовут Евгения Яковлевна. Я люблю проводить с ней время, но у нее так много дел по дому, что удается это крайне редко. Моя мама очень добрая, она жалеет всех-всех: и людей, и животных, и даже сорванные цветы. «Гораздо лучше, когда цветы растут на клумбе, а не стоят в вазе и медленно умирают», ̶ часто повторяет она.
Я еще не знаю, кем хочу стать, когда вырасту. Сейчас я очень люблю читать и сочинять всякие истории. Может, я стану писателем?
Учитель. Спасибо за интересный рассказ! Ребята, скажите, с какими нравственными испытаниями столкнулся будущий писатель уже в детстве? Как маленький Антоша справлялся с ними?
Учитель. А теперь давайте перенесёмся в 1907-й год и встретимся со старшим братом писателя, которого зовут Александр Павлович Чехов. Он поделится с нами воспоминаниями о своём брате.
Ученик. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хочу немного рассказать вам о школе, в которой обучался мой брат.
Когда Антоше исполнилось 6 лет, его вместе с братом Николаем определили в греческую школу. Почему именно в греческую? Дело в том, что в те годы в Таганроге было много контор, которыми владели греки-миллионеры. Отец мечтал, чтобы в будущем сыновья сделали там карьеру, а для этого надо было знать новогреческий разговорный язык.
Греческая школа была очень своеобразной. Она включала в себя шесть классов, которые помещались в одной аудитории. Одновременно там занимались ребята от 6 до 20 лет. Обучали их всего два человека: Николай Спиридонович Вучина и его помощник Спиро Липуди. Ученики мало интересовали этих «горе-педагогов», они явились в Таганрог за лёгкой наживой. Брат рассказывал мне, что за малейшую шалость они подвергали учеников телесным наказаниям: били линейкой, ставили коленями на крупную соль. Не наказывали лишь тех детей, чьи родители подносили им подарки: вино, табак, различные продукты.
Естественно, ребята так ничему и не научились в этой школе. Однажды отец решил похвастаться перед гостями и попросил Антошу прочитать текст, написанный на греческом языке, но тот не смог произнести ни единого слова. Павел Егорович был поражён. К счастью, на этом образование Антоши не закончилось. С 1868 по 1879 год он обучался в таганрогской гимназии, и именно в эти годы в нем сформировалась любовь к книгам и театру, здесь он написал свои первые произведения, здесь же получил первый литературный псевдоним «Чехонте».
Учитель. Какие еще псевдонимы А.П. Чехова вы знаете? (Человек без селезенки, Врач без пациентов, Брат моего брата, Архип Индейкин и т.д.)
Учитель. Как видите, детство А. П. Чехова было наполнено множеством трудностей. Пока его товарищи, сделав уроки, играли, бегали на улице и проказничали, он вынужден был или петь в церковном хоре, или помогать отцу в бакалейной лавке. Павел Егорович считал, что детям не нужно шалить и бегать, ведь от этого только обувь портится. В итоге, став взрослым, Чехов писал: «В детстве у меня не было детства».
Знаете ли вы, что Чехов был не только писателем, но и врачом? Он окончил медицинский факультет Московского университета и на протяжении всей своей жизни занимался врачебной практикой, причём делал это абсолютно бесплатно! Без всякого вознаграждения он работал даже во время эпидемии холеры! Кроме того, Антон Павлович активно занимался благотворительностью. Когда из-за сильной засухи в Воронежской и Нижегородской губерниях наступил голод, он организовал в своем имении сбор средств. Чехов внес большой вклад и в развитие родного Мелихова: на его деньги были построены три школы, пожарный барак и колокольня.
О каких чертах характера писателя говорят эти поступки?
Выразительное чтение и первичное осмысление рассказа «Толстый и тонкий»
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами будем анализировать рассказ
А.П. Чехова «Толстый и тонкий». А познакомят нас с этим произведением специально приглашенные актёры! (Выходят заранее подготовленные ученики в образе героев рассказа, показывают одноклассникам мини-спектакль. Учитель предварительно обсуждает с актерами особенности речи, мимики и артикуляции героев. В слабом классе учитель может сам прочитать рассказ, чтобы произведение прозвучало ярко, выразительно, смешно).
Учитель. Мы прочитали рассказ под названием «Толстый и тонкий». Как вы объясните смысл заглавия? Какое художественное средство лежит в его основе? Каким показался вам рассказ – смешным, грустным или смешным и грустным одновременно? Как вы думаете, какой человечески порок осмеивает А.П. Чехов в своем произведении?
Система образов в рассказе. Роль художественной детали. Работа в группах.
Учитель. Литературоведы называют А.П. Чехова мастером художественной детали. В рассказе «Толстый и тонкий» его мастерство проявилось в полной мере. О том, что такое художественная деталь и каковы ее функции, нам расскажет известный литературовед (ФИО ученика).
Ученик. Художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или художественное значение. Художественная деталь способна заменить целый ряд подробностей. Например, в рассказе А.П. Чехова «Хирургия» отношение дьячка Вонмигласова к вере и к его сану можно понять по одной-единственной детали: не найдя иконы в кабинете врача, он крестится на бутыль с карболовым раствором. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. Деталь может быть портретной, словесной, психологической, предметной, пейзажной и т.д.
Учитель. Хорошо, большое спасибо! Ребята, сейчас вас предстоит выполнить работу в группах. Задача каждой группы – раскрыть характер одного из героев и выяснить, какие художественные детали использовал А.П. Чехов для создания его образа.
1-я группа. Образ тонкого. Роль детали в его изображении.
2-я группа. Образ толстого. Роль детали в его изображении.
3-я группа. Образ Луизы и Нафанаила. Роль детали в их изображении.
Но, прежде чем вы начнете работу, давайте обратимся к словарикам, которые лежат на ваших столах, и познакомимся с лексическим значением непонятных слов. Все они тем или иным образом помогают понять замысел автора, позволяют раскрыть характеры и социальное положение персонажей.
Херес – сорт дорого вина.
Флер-д’оранж – цветочный одеколон.
Навьючить – нагрузить (животное) вьюками. Навьючить ишака. Навьючить караван верблюдов. // Нагрузить (человека) какой-либо ношей.
Лютеранство – христианское протестантское вероисповедание, возникшее в Германии в 16 веке в противовес католицизму; основатель – Мартин Лютер.
Герострат – житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки.
Эфиальт (предатель) – сын Эвридема, который во время Фермопильского сражения указал персам тайный обходной путь, что привело к гибели большого количества спартанцев.
Коллежский асессор – один из младших рангов чиновников;
Статский советник – ранг чиновника среднего звена;
Тайный советник – один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.
Орден Святого Станислава – орден, самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников.
Вопросы для первой группы
Найдите портрет тонкого. Какие детали портрета свидетельствуют о низком социальном статусе героя?
Почему А.П. Чехов назвал героя тонким? Почему в детстве его дразнили именно Эфиальтом?
Как ведет себя тонкий в начале встречи? Что свидетельствует о его искренней радости?
Как меняются портрет и речь тонкого к концу произведения? Почему тонкий представляет свою семью два раза? Что подтолкнуло его к лицемерию?
Вопросы для второй группы
Найдите портрет толстого. Какие детали портрета свидетельствуют о высоком социальном статусе героя?
Почему А.П. Чехов назвал героя толстым? Почему в детстве его дразнили именно Геростратом? О каких жизненных устремлениях свидетельствует это прозвище?
Как ведет себя толстый в начале встречи? Что указывает на его искреннюю радость?
Как меняются портрет и речь толстого к концу произведения?
Вопросы для третьей группы
Найдите детали портрета жены и сына тонкого. Что автор подчёркивает этими деталями в характере героев? Прокомментируйте их имена.
Почему тонкий подчёркивает, что его жена — лютеранка? ƒ
Как ведёт себя сын? Какие жесты подчёркивают его рабское воспитание? ƒ
Что изменилось в жене и сыне к концу рассказа? Как внутреннее состояние героев подчёркивается деталями внешности?
Учащиеся выполняют групповую работу. Затем к доске выходят представители от каждой группы, делятся собранным материалом.
V. Итоговая беседа. Осмеяние подхалимства, низкопоклонства и чинопочитания в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
Учитель. Молодцы, ребята! Вы все отлично поработали, а теперь давайте обобщим собранный вами материал. Скажите, как А.П. Чехов относится к героям своего рассказа? Как вы думаете, сочувствует ли он тонкому, его бедности? Кто в этой истории сохранил человеческое лицо: толстый или тонкий? Над чем смеется А.П. Чехов в своем рассказе? Какой это смех? (Ответы учащихся)
Учитель. Действительно, в рассказе происходит словно две абсолютно разных встречи: сначала герои встречаются как старые школьные друзья, а затем как два чина, причем один гораздо выше другого. Как только тонкий услышал, что его приятель дослужился до тайного советника, между героями пролегла непреодолимая пропасть. Тонкий «съежился, сгорбился, сузился», в нем сработала привычка, вырабатываемая годами: угождать тому, кто выше его по чину. Он больше не может держаться свободно, тонкий видит теперь не личность, а лишь мундир, чин и звание, хотя толстый искренне рад встрече, его не смущает общение с человеком более низкого статуса. Но поведение тонкого в итоге вызвало в толстом отвращение, он поспешил отвернуться от своего собеседника, хотя все же подал ему на прощание руку, видя в нем не только чиновника 8-го класса, но и бывшего товарища по гимназии.
Мы привыкли, что писатели в своих произведениях сочувствуют именно простому, бедному человеку, жизнь которого наполнена множеством трудностей, но который, несмотря на притеснения со стороны вышестоящих, сохраняет свои лучшие качества. Но в данном рассказе все наоборот – человеческий облик сохраняет не «маленький человек», а высокопоставленное лицо.
Учитель. Скажите, как можно назвать нравственный порок, который высмеивает А.П. Чехов в своем рассказе? (Подхалимство, низкопоклонство и чинопочитание). Встречали ли вы людей, ведущих себя подобным образом, в реальной жизни? В каких ситуациях? Какую реакцию вызвало у вас подобное поведение?
Учитель. В начале урока мы говорили, что А.П. Чехов считал свои рассказы смешными, но невеселыми. Можете ли вы прокомментировать его точку зрения, опираясь на рассказ «Толстый и тонкий»? Сформулируйте ответ в 5-6 предложениях и запишите в тетради, это станет неким итогом нашего сегодняшнего урока (несколько учеников озвучивают свои ответы).
Рефлексия. Домашнее задание.
Итак, наш урок подошел к концу. Скажите, ребята, понравился ли вам рассказ «Толстый и тонкий»? Актуален ли он в наши дни? Захотелось ли вам прочитать и другие произведения писателя? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание: описать встречу толстого и тонкого от лица одного из героев (о чем он думает в этот момент, как объясняет свое поведение, что произошло после встречи и т.д.)
Абрамова Н.С., Вебер Г.С., Тишина З.В. Из школьных лет Антона Чехова. М: Детгиз, 1962. 128 с.
Большой толковый словарь русского языка: [БТС: А-Я] / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.; гл. ред. С.А. Кузнецо. СПб.: Норинт, 2004. 1534 с.
Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе: кн. для учителя / О. А. Ерёмина. – М.: Просвещение, 2008.