Рассказ чехова злой мальчик главная мысль

Сказки

«Злой мальчик» Чехов анализ

«Злой мальчик» анализ рассказа Чехова Вы можете использовать при подготовке к уроку.

«Злой мальчик» Чехов анализ

Год написания — 1883

Жанр — рассказ

Главные герои — Иван Иваныч Лапкин, Анна Семеновна Замблицкая, мальчик Коля (брат девушки)

Тема – нелепая и безрассудная жизнь маленьких людей.

Проблематика: отсутствие нравственного стержня у людей, которых во времена Чехова называли обывателями.

«Злой мальчик» сюжет и композиция

Композиция данного эпического произведения традиционна: в экспозиции мы узнаем о том, что главные действующие лица – молодые люди, причем говорящая фамилия «Лапкин» определяет кроткий характер героя рассказа. Портрет девушки дан в одной детали – «вздёрнутый носик». Также в экспозиции определено место действия – «чудное местечко» на берегу водоёма. Завязка рассказа начинается с объяснения в любви, сентиментальная сцена постоянно прерывает репликами, связанными с рыбной ловлей. И здесь Чехову приходится смешать не только стили, но и художественные направления – сентиментализм и реализм. Возникновение конфликта с младшим братом девушки предшествует умышленный повтор – «нечаянно», который лишь подчеркивает, что действие происходит намеренно, а не случайно. Далее динамично развивающиеся в течение лета события приводят к развязке – Лапкин делает предложение девушке. И риторическое восклицание автора: «О, какой был счастливый день!» — казалось бы, должно было привести к воссоединению юных сердец и всепрощению. Но кульминация рассказа, как всегда у Чехова, парадоксальна: герои не целуются на радостях, что родители дали согласие на свадьбу, а устраивают экзекуцию их маленькому мучителю. «А Коля плакал и умолял их…»
И в развязке мы видим, что наивысшим блаженством для влюбленных было отнюдь не то, что они нашли свою половинку, а месть злому мальчику.

Главная мысль рассказа «Злой мальчик»

В рассказе «Злой мальчик» нам описывается мальчишка, который в силу своего возраста еще не понимал, что все в жизни наказуемо и может вернуться бумерангом. Такова главная мораль книги.

Какими бы родственными связями ты не обладаешь с человеком — относись к нему так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Источник

Сочинение Анализ рассказа Злой Мальчик Чехова

Произведение является одним из ранних рассказов писателя, повествующим об истории двух влюбленных, являющихся типичными представителями нелепого, тихого, обывательского мира.

Сюжетная линия рассказа выстраивается вокруг тайных встреч молодых людей Анны Зямблицкой и Ивана Лапкина, свидетелем которых становится младший брат девушки, Коленька. Недобрый мальчик начинает шантажировать сестру возможностью обнародования их с Лапкиным встреч, заканчивающихся страстными поцелуями в чудном местечке, получая от своих угроз желаемые подарки и денежные вознаграждения.

Шантаж ребенка продолжается достаточное долгое время до того момента, как Лапкин решается сделать Анне предложение руки и сердца с родительского благословения. Однако кульминацией произведения становится не радость от предстоящей свадьбы и восторженное настроение, а устроенное наказание злому мальчишке за его шантаж, демонстрирующее удовольствие и наивысшее блаженство влюбленной парочки в виде мести своему мучителю, который в силу своего возраста не осознает последствий собственных поступков и не понимает неотвратимость жизненного наказания. Оттаскав Коленьку за уши, жених и невеста испытывают безудержную страсть от расправы над ненавистным шантажистом и исполнения собственной абсурдной мечты.

На примере взаимоотношений героев рассказа писатель демонстрирует обывательское отношение маленьких людишек к собственной жизни, проявляющееся в их глупости, недалекости, глупой любви, не имеющей ничего общего с красивыми, возвышенными, чистыми чувствами.

Герои рассказа отличаются полным отсутствием нравственности и истинных человеческих качеств в виде всепрощения, милосердия, искренности, доброты и любви, довольствием своей убогой, ограниченной жизнью.

Писатель раскрывает в произведении смысл печальной истории, в которой главной целью героев становится не ощущение любви друг к другу, а отмщение ненавистному шантажисту, являющемуся их близким человеком.

Рассказ включает в себя смешение художественных направлений, сентиментализма и реализма, сочетающихся с писательским остроумием, сатирической направленностью, ироничностью, внутренним подтекстом, изложенных кратко, сжато и подчеркнутых изобразительной силой таланта художника, способного в малом видеть сложное, значительное жизненное понимание.

Сочинение по произведению Злой Мальчик

Как говорит Чехов, да и смогли убедиться многие читатели рассказа Злой мальчик, в этом мире не существует чего-то счастливого полностью. Практически всегда извне следует какое-то несчастье или сами счастливые минуты носят в себе отраву несчастья.

Рассказ предлагает историю любви между молодым человеком и девушкой, за которыми украдкой наблюдал злой мальчик Коля. Он не только не стесняется подглядывать за целующимися людьми, но и шантажирует возлюбленных, так как ощущает неуверенность таковых. Помимо этого мальчик пользуется социальным уставом своего времени, он понимает порочность отношений до брака.

История заканчивается положительным образом, хотя главным героям и предстоит пройти через трудности. Мальчик Коля всячески нервирует молодых людей и молодому человеку Ивану Лапкину требуется платить разный «выкуп» за его молчание. В итоге, когда молодые объявляют о помолвке и получают благословение, они могут открыто проявлять взаимную симпатию и не стесняться своих отношений.

Первым делом молодые люди отправляются в сад, где ищут мальчика и дерут его за уши. Они испытывают нескрываемую радость от свершенного возмездия и возможности отплатить своему злому гению по заслугам.

В целом структура рассказа довольно банальная, однако, Чехов умело описывает человеческую психологию. Молодые люди выглядят довольно неопытными и в какой-то степени сами повергают себя на такое невыгодное положение. Лапкин чрезмерно нерешительный и податливый, его интеллигентность мешает ему сохранить покой.

Анна Семеновна в этом рассказе практически никак не описывается. Поэтому трудно рассуждать о характере этой героини. Эпизод с тем как она убегает из-за стола может говорить о стеснительности и скромности.

Автор указывает на то, как счастье может омрачаться внешними факторами и особенностями социального устройства. Такое возвышенное чувство как отношения между двумя людьми, омрачается завистливой и злобной фигурой, которая думает только о собственном удовольствии. Злой мальчик тут наслаждается не только подарками, но и страданиями других, поэтому хорошо как его «воспитали» в раннем возрасте, чтобы он не вырос негодяем.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Злой Мальчик

Популярные сегодня темы

Как и усадьбы других помещиков, усадьба Плюшкина выражает его внутреннюю сущность. У Плюшкина большая деревня, с тысячью крепостных крестьян. На въезде в деревню находилась опасная бревенчатая мостовая, давно требующая замены.

Название произведения «Война и мир» так же масштабно, как и его содержание. Эта книга описывает жизнь во всем ее разнообразии и непредсказуемости, что объясняет множество значений ее названия.

Иван Сергеевич Тургенев, является автором произведения, Отцы и дети. Именно в нём автор показывает, своему читателю, проблемы взаимоотношения отцов и детей в конце 19 века.

Старушка, давшая франту взаймы 15 тысяч рублей, заложив свой дом, предстает у Лескова в классической роли жертвы. Писатель подчеркивает ее слабость, еще в начале, описывал главную героиню как маленькую.

Рассказ описывает Россию в те времена, когда действовало крепостное право. Мальчик Митька Мышкин был крепостным и жил в деревне Закопанка. Хозяева решили продать несколько семей крепостных, в том числе семью Митьки

Источник

Какая тема и главная мысль рассказа «Злой мальчик» Чехова?

В рассказе Чехова «Злой мальчик» гимназист Коля застал свою сестру Анну, целующуюся со своим женихом Иваном Лапкиным. И стал их бессовестно шантажировать, постоянно намекая, что все расскажет маме. Молодые люди все лето мучились от его выходок, а затем Лапкие попросил руки Анны. Ее родители были рады такому жениху. Коля больше не мог ими манипулировать и ему Анна и Иван ему здорово накрутили уши.

Читайте также:  Рассказы на тему спасатели глазами детей

Тема и главная мысль рассказа в том, что шантаж ни к чему хорошему не приведет. Он рано или поздно заканчивается. Очень плохо издеваться над родными людьми, манипулировать, шантажировать, заставлять их страдать.

Пожалуй, Ивану нужно было быть более смелым, раз он действительно любил Анну. Если бы он на следующий день попросил руки девушки, то кроме рубля в первый шантажный день ничего и не было: ни мучений, ни терзаний. С другой стороны, наверное это испытание еще сильнее сблизило Анну и Ивана.

Прекрасный, очень яркий рассказ написал А.П. Чехов, хотя он совсем небольшой. Сюжет рассказа очень прост. Мальчик-подросток наблюдает за своей сестрой и ее возлюбленным. Затем начинает их шантажировать, требуя подарков и денег за свое молчание. Все это прекращается только после того, как было сделано официальное предложение невесте и получено согласие родителей.

Этот рассказ является весьма поучительным. Человеческая натура к сожалению несовершенна, в любом возрасте люди могут совершать неблаговидные поступки. В рассказе речь идет всего лишь о мальчике гимназисте, который уже способен на подлость и шантаж, а ведь последний является уголовно наказуемым действием. Какой из него вырастет в будущем человек?

Поведение молодой пары тоже не является образцом правильных действий. Фактически они идут на поводу у юного шантажиста и поощряют его к шантажу и вымогательству, делая ему бесконечные подарки, показывая свой страх перед разоблачением. Лучше бы им было сразу все это остановить, поговорив с родителями невесты.

В рассказе «Злой мальчик» описана ситуация, когда гимназист Николай начинает шантажировать пару влюбленных. Он видел, как Николай целовал Анну и потребовал за это рубль, но дальше мальчишка вошел в раж и начал требовать подарки, а иначе он все расскажет родителям. Так продолжалось пока Иван не набрал смелости и не попросил руки Анны. В конце рассказа влюбленные дерут уши Николаю, за то что он их сколько мучил.

Главная мысль рассказа: не стоит идти на поводу у шантажиста. Ивану стоило быть более решительным и смелым и сражу же просить руки своей возлюбленной, тогда бы и Николай сколько времени их не изводил.

Пословицы не нужно стараться понять буквально, так как они основаны на многовековом народном опыте и являются емким выводом. Речь, однозначно, не идет о дровах.Выражение «Бесполезно дрова носить в лес» нужно понимать как выполнение бесполезной работы, совершение нецелесообразного поступка. Существует множество синонимичных выражений к данной пословице, например, «В Тулу со своим самоваром не ездят».

И в той и другой пословице есть указание на бессмысленность брать с собой предметы туда, где они в избытке. Пословицу можно применить в обращении к людям, которые занимаются бесполезным делом и даже не осознают этого. Однако, есть люди, которые сознательно возят или носят с собой массу вещей, которые легко бы нашлись в том месте, куда они прибывают. Видимо, так им спокойнее или они живут по принципу «Все свое ношу с собой». В любом случае, так поступают люди с ограниченным кругозором, они боятся рисковать, пробовать новое, решать проблемы альтернативными способами.

Мы узнаем о событиях прошлого, когда грамотность не была всеобщей, по ярким или скудным описаниям событий сначала в летописях, хрониках, а потом из часто публицистических сочинениях историков и писателей, ухвативших суть событий и передавших их на письме. Каждому времени нужен такой описатель.

Эта сказка написана достаточно давно, но она относится к разряду вечных сюжетов, потому что она не устарела и в наши дни. Мечта каждой девушки, особенно небогатой и скромной, да и всех остальных встретить достойного жениха в лице принца и устроить счастливо свою жизнь. Очень много фильмов и спектаклей поставлено на этот сюжет. Но вернемся к нашей сказке.

Но это сказка, а в сказках часто случаются чудеса, так получилось и у Золушки. Помогла ей изменить жизнь добрая Фея, которая дала Золушке роскошное платье, серебряные туфельки и карету для поездки на бал, куда Золушку не взяли. На балу ее заметил принц и много с ней танцевал. Но Золушке нужно было вернуться домой к определенному времени, так велела фея, по дороге домой она потеряла туфельку. Именно по ней позже принц и нашел Золушку и женился на ней. Вот краткий пересказ этой сказки.

Так какова тема и мораль этой сказки? Почему именно Золушке выпало такое счастье? Чем она отличалась от других девушек этой страны? Возможно не все это понимаю, думат, вот мол, просто выпала удача, лотеря. Но это совершенно не так.

Конь Сивко-бурко встречается в почти шестидесяти вариантах русских сказок, где он помогает своим хозяевам. В каждом варианте описывается по-разному и обладает разными свойствами. в основном делает то, что не под силу обычному коню. Сивко бурко стал прообразом Конька-горбунка в сказке Ершова. В «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» богатырский конь помогает Ивану-царевичу.

В сказке «Конь,скатерть и рожок» дурак получает в подарок от волшебного журавля коня, который может превращаться в груду серебряных монет.

Сказки с конями помощниками:»Сивка-б­ урка»,»Иван-дурак»,»Б­ уй-волк и Иван-Царевич», «Буря-Богатырь Иван коровий сын», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Жар-птица и Василиса-царевна», «Волшебный конь», «Золотой конь», «Иван-царевич и Серый волк», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Волшебный сундучок». Еще есть богатырские сказки про Илью Муромца с его Бурушкой, Алешу Поповича и Добрыню Никитича («Илья Муромец м Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»)

Источник

Чувства высокие и не очень

Антон Павлович Чехов — признанный мастер короткого рассказа. Не выходя за рамки жанрового признака, автор четко и полностью раскрывает сюжетную линию и характеры персонажей.

Маленькие истории писателя не только интересны по содержанию, но и всегда несут морально-нравственный посыл с изобличением косности внутрисемейных или общественных отношений. Рассказ «Злой мальчик» интересен еще и тем, что случайность стала ускоряющим и определяющим последующие события фактором, исключающим любую альтернативность.

Случайный свидетель

Действие происходит летом, где-то на загородной даче семьи Замблицких. Их старшая дочь Анна Семеновна в сопровождении гостя Ивана Ивановича Лапкина отправляется на реку. Они останавливаются в укромном месте, где возле самой реки в зарослях ивняка вкопана скамейка.

Конечная цель прогулки — рыбалка. Но когда удочки заброшены, молодой человек начинает объясняться в любви, одновременно комментируя процесс ловли рыбы.

Бросившись за сорвавшимся с крючка окунем, он словно случайно прикасается губами к руке девушки.

Последняя, соблюдая приличия, пытается освободить руку, но невидимая черта уже «нечаянно» пересечена:

Неожиданно раздается ехидный смех. Растерянные влюбленные оглядываются и видят, что в воде стоит Коля — младший брат Анны Семеновны, который, по всей видимости, следил за уединившейся парочкой.

Мальчик требует вознаграждения за сохранение тайны в виде одного рубля, в противном случае обещает все рассказать родителям.

Иван Иванович передает Коле требуемое, и тот уплывает. Однако романтика свидания и первого признания безвозвратно разрушена.

Наглый шантаж

Два первых летних месяца маленький вымогатель «терроризирует» влюбленных. Мало того, что он ходит за ними по пятам, но еще и требует новых подношений. Угрожая доносом, Коля заполучил в собственность:

Разохотившись, плохой мальчик стал намекать о подарке в виде карманных часов. И несмотря на то что Иван Иванович очень злится на Колю, он вынужден согласиться и на часы.

Читайте также:  Рассказ о моем домашнем питомце коте

Коля же откровенно глумится над попавшими в зависимость сестрой и ее ухажером. Однажды во время обеда подросток расхохотался и, подмигнув Лапкину, заявил, что хочет что-то всем рассказать, чем привел последнего в шоковое состояние.

Анна Семеновна и вовсе выскочила из-за стола и убежала к себе в комнату.

Сладкая месть

В августе Иван Иванович делает предложение и решительно беседует с отцом и матерью своей возлюбленной. Заручившись родительским благословением, новоиспеченный жених первым делом находит в саду Колю и в неописуемом восторге скручивает ему ухо. Подоспевшая невеста ловко вцепляется в другое.

На лицах влюбленных читается величайшее счастье и наслаждение. Они чувствуют, что такого «захватывающего блаженства» им еще не приходилось ощущать за все время их любовной истории.

Что скрывается в подтексте

Можно читать рассказ «Злой мальчик» и получать эстетическое наслаждение от выверенного литературного слога и изящной авторской иронии. Но если подвергнуть произведение глубокому психологическому анализу, можно обнаружить нечто остающееся за пределами ограниченной текстовой основы.

Коля — скверный мальчик и брат Анны Семеновны — стал настоящим стабилизатором и катализатором отношений между молодыми людьми. Кроме любовного влечения, пару объединило желание скорейшего отмщения. Вместо того, чтобы заниматься исследованием объекта любви и предаваться чувственным наслаждениям, они были вынуждены ублажать наглого подростка.

Неизвестно, насколько бы затянулся и чем завершился период ухаживания, если бы не эта случайная внешняя провокация. Вряд ли Иван Иванович был готов на тот момент к решительным действиям, иначе бы он не пошел на поводу у юного шантажиста, а, заручившись согласием девушки, отправился к ее родителям с предложением руки и сердца.

Как правило, молодые люди, вхожие в дом с дочерьми на выданье, рассматривались как возможные претенденты на брачный союз. Соответственно, родители подразумевали некоторые вольности, такие как ухаживания и флирт, и даже поощряли их в пределах разумного. Донос Коли о происшествии на реке не стал бы для них откровением, но вполне послужил бы поводом для серьезного разговора с Лапкиным о скором браке.

Можно сказать, что в настоящем произведении нет положительного героя. На первый план автор выводит эмоции и желания персонажей, которые или откровенно корыстны, или при всей возвышенности имеют примесь негатива, занимающего превалирующую позицию в конгломерате чувств.

Вряд ли союз, первичная основа которого столь неоднозначна, может быть безоговорочно счастливым, но это останется навсегда неизвестным.

Источник

Сочинение Анализ рассказа Злой Мальчик Чехова

Двое встречающихся молодых людей, Иван и Анна, решили немного порыбачить, чтобы побыть наедине друг с другом. Иван питался объясниться в любви, когда у девушки начало клевать. Она потянула удочку, — это был славный окунь, но он сорвался, упав на траву. Пока окунь дергался, парень и девушка устроили переполох, чтобы поймать его, но рыбка вернулась в воду. Иван в ходе всей этой ситуации нечаянно коснулся руки девушки, появилась искра и прикосновение переросло в страстные поцелуи и объяснения в чувствах.

Пока молодые люди поддавались страсти, на фоне своих слов и поцелуев услышали чей-то смех. По пояс в воде стоял мальчик Колька, младший брат Ани. Он хитро смотрел на влюбленных, а затем сказал, что все расскажет мамке. Влюбленные испугались, Иван начал объяснять мальчишке, что так нельзя, что не красиво ни подглядывать, ни тем более рассказывать о том, что видел. Взамен своего молчания Колька попросил рубль.

На следующий день Иван привез мальчику краски, сестра отдала Кольке все свои баночки, а затем и другие ценности. Взяточничество за молчание мальчика переросло в наглый непрекращающийся шантаж. Однажды Колька перед родителями за обеденным столом насмешливо обронил: «Сказать, а?». Молодой человек весь покраснел и вместо вафли начал жевать полотенце, Аня выбежала из-за стола, — не было покоя влюбленным от этого злого мальчика. А запросы мальчишки все росли, он заказал себе карманные часы.

Спустя два месяца Иван решается попросить руки Анны. Родители согласились отдать свою дочь замуж за Ивана, о причины для взяточничества прекратились сами собой. Собрались Иван да Анна, и надрали как следует Кольке уши, отчего испытали невероятное блаженство. А Колька плакал и просил их прекратить. Затем влюбленные вспоминали, что это лучшее, что с ними случилось за все время, пока они встречались.

Чехов. Все произведения

Сочинение по произведению Злой Мальчик

Как говорит Чехов, да и смогли убедиться многие читатели рассказа Злой мальчик, в этом мире не существует чего-то счастливого полностью. Практически всегда извне следует какое-то несчастье или сами счастливые минуты носят в себе отраву несчастья.

Рассказ предлагает историю любви между молодым человеком и девушкой, за которыми украдкой наблюдал злой мальчик Коля. Он не только не стесняется подглядывать за целующимися людьми, но и шантажирует возлюбленных, так как ощущает неуверенность таковых. Помимо этого мальчик пользуется социальным уставом своего времени, он понимает порочность отношений до брака.

История заканчивается положительным образом, хотя главным героям и предстоит пройти через трудности. Мальчик Коля всячески нервирует молодых людей и молодому человеку Ивану Лапкину требуется платить разный «выкуп» за его молчание. В итоге, когда молодые объявляют о помолвке и получают благословение, они могут открыто проявлять взаимную симпатию и не стесняться своих отношений.

Первым делом молодые люди отправляются в сад, где ищут мальчика и дерут его за уши. Они испытывают нескрываемую радость от свершенного возмездия и возможности отплатить своему злому гению по заслугам.

В целом структура рассказа довольно банальная, однако, Чехов умело описывает человеческую психологию. Молодые люди выглядят довольно неопытными и в какой-то степени сами повергают себя на такое невыгодное положение. Лапкин чрезмерно нерешительный и податливый, его интеллигентность мешает ему сохранить покой.

Анна Семеновна в этом рассказе практически никак не описывается. Поэтому трудно рассуждать о характере этой героини. Эпизод с тем как она убегает из-за стола может говорить о стеснительности и скромности.

Автор указывает на то, как счастье может омрачаться внешними факторами и особенностями социального устройства. Такое возвышенное чувство как отношения между двумя людьми, омрачается завистливой и злобной фигурой, которая думает только о собственном удовольствии. Злой мальчик тут наслаждается не только подарками, но и страданиями других, поэтому хорошо как его «воспитали» в раннем возрасте, чтобы он не вырос негодяем.

Анализ рассказа «Злой мальчик»

Рассказ Антона Павловича Чехова «Злой мальчик» написан в 1883 году, относится к его раннему периоду и напечатан в сборнике «Пёстрые рассказы», вышедшем в 1886 году. Темой этого небольшого произведения является нелепая, несуразная жизнь «маленьких людей».

Автор раскрывает проблему взаимоотношений между людьми, между взрослыми и детьми, проблему нерешительности, проблему нравственности и проблему мести.

Идеей рассказа является то, что автор высмеивает нерешительных, робких влюблённых, которые долго не могли признаться друг другу в любви поэтому стали жертвой шантажа «злого мальчика».

Кроме того, автор высмеивает и «злого мальчика», который не понимал, что его шантаж не может длиться вечно и что придёт час расплаты.

Сюжет рассказа концентрический (центростремительный), так как между эпизодами есть причинно-следственные связи, существует ярко выраженная завязка действия; сюжет можно назвать и двухлинейным, так как одна линия сюжета связана с нерешительностью героя, который не решается сделать предложение, в вторая линия сюжета связана с шантажом «злого мальчика», между этими линиями существует причинно-следственная связь.

Читайте также:  Рассказ о белке летяге на английском

Конфликт происходит между героями рассказа. С одной стороны — робкие влюблённые – Иван Иваныч Лапкин, «молодой человек приятной наружности» и Анна Семёновна Замблицкая, «молодая девушка со вздёрнутым носиком». С другой стороны – Коля, гимназист, брат Анны Семёновны. Коля шантажирует молодых людей тем, что расскажет «мамаше», как они целовались, и они вынуждены давать ему «мзду»: рубль, краски и мячик, коробочки из-под пилюль. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Мальчик постоянно грозил доносом и требовал подарков.

Рассмотрим структурные элементы сюжета. В экспозиции мы знакомимся с героями: Лапкиным и Анной Семёновной. В ней обрисовано место действия: крутой берег реки, скамеечка. Показаны взаимоотношения между влюблёнными: молодой человек пытается объясниться в любви и одновременно даёт советы девушке по ловле рыбы. Завязкой можно считать тот момент, когда в момент случайного поцелуя между влюблёнными появляется Коля и начинает шантажировать молодых людей. Развитие действия происходит так: гимназист угрожает рассказать тайну влюблённых, требует подарков, а молодые люди идут у него на поводу. Кульминацией можно назвать тот момент, когда Лапкин сделал предложение Анне Семёновне, и герои испытывают несказанное счастье. Развязка кажется неожиданной: «счастье, захватывающее блаженство» герои испытывают в тот момент, когда дерут злого мальчика за уши.

К внесюжетным элементам можно отнести небольшие лирические отступления: «Чудное место! Сели вы тут, и вы скрыты от мира – видят вас одни только рыбы да пауки-плауны, молнией бегающие по воде». Повествователь открыто проявляет себя, передаёт отношение к природе, к месту действия. Второе лирическое отступление в момент поцелуев героев: «Счастливые минуты! Впрочем, в этой земной жизни нет ничего абсолютно счастливого. Счастливое обыкновенно носит отраву в себе самом или же отравляется чем-нибудь извне». В этих лирических отступлениях явно чувствуется авторская ирония.

Композиция линейная, события развиваются последовательно. К композиционным приёмам можно отнести повторы. В трёх эпизодах повторяется слова «счастливый», «счастье»: 1) «счастливые минуты» в момент поцелуя»; 2) «счастливый день», когда Лапкин сделал предложение; 3) наказание маленького шантажиста: «наслаждение», «счастье», «блаженство» (контекстуальные синонимы).

Субъект повествования – личный повествователь – рассказчик, который открыто организует своей личностью сюжет.

Эффект комического создаётся с помощью речевой характеристики героя, он объясняется в любви: «… полюбил впервые, полюбил страстно» и затем даёт советы девушке по ловле рыбы: «Подождите дёргать… пусть лучше клюнет». Сюда же можно отнести «говорящую фамилию» Лапкина, которая характеризует его как робкого, стеснительного человека. На это же указывает и повтор однокоренных слов: «краснея», «страшно покраснел». В первый раз это слово используется, когда юный шантажист впервые начинает угрожать влюблённым. Во второй раз молодой человек покраснел за обедом, когда Коля подмигнул одним глазом и спросил у Лапкина: «Сказать? А?»

Полезный материал по теме:

А.П. Чехов Злой мальчик

Иван Иваныч Лапкин, молодой человек приятной наружности, и Анна Семеновна Замблицкая, молодая девушка со вздернутым носиком, спустились вниз по крутому берегу и уселись на скамеечке. Скамеечка стояла у самой воды, между густыми кустами молодого ивняка. Чудное местечко! Сели вы тут, и вы скрыты от мира — видят вас одни только рыбы да пауки-плауны, молнией бегающие по воде. Молодые люди были вооружены удочками, сачками, банками с червями и прочими рыболовными принадлежностями. Усевшись, они тотчас же принялись за рыбную ловлю.

— Я рад, что мы, наконец, одни, — начал Лапкин, оглядываясь. — Я должен сказать вам многое, Анна Семеновна… Очень многое… Когда я увидел вас в первый раз… У вас клюет… Я понял тогда, для чего я живу, понял, где мой кумир, которому я должен посвятить свою честную, трудовую жизнь… Это, должно быть, большая клюет… Увидя вас, я полюбил впервые, полюбил страстно! Подождите дергать… пусть лучше клюнет… Скажите мне, моя дорогая, заклинаю вас, могу ли я рассчитывать — не на взаимность, нет! — этого я не стою, я не смею даже помыслить об этом, — могу ли я рассчитывать на… Тащите!

Анна Семеновна подняла вверх руку с удилищем, рванула и вскрикнула. В воздухе блеснула серебристозеленая рыбка.

— Боже мой, окунь! Ах, ах… Скорей! Сорвался!

Окунь сорвался с крючка, запрыгал по травке к родной стихии и… бултых в воду!

— А-а-а… вы целуетесь? — сказал он. — Хорошо же! Я скажу мамаше.

— Надеюсь, что вы, как честный человек… — забормотал Лапкин краснея. — Подсматривать подло, а пересказывать низко, гнусно и мерзко… Полагаю, что вы, как честный и благородный человек…

— Дайте рубль, тогда не скажу! — сказал благородный человек. — А то скажу.

Лапкин вынул из кармана рубль и подал его Коле. Тот сжал рубль в мокром кулаке, свистнул и поплыл. И молодые люди на этот раз уже больше не целовались.

На другой день Лапкин привез Коле из города краски и мячик, а сестра подарила ему все свои коробочки из-под пилюль. Потом пришлось подарить и запонки с собачьими мордочками. Злому мальчику, очевидно, все это очень нравилось, и, чтобы получить еще больше, он стал наблюдать. Куда Лапкин с Анной Семеновной, туда и он. Ни на минуту не оставлял их одних.

— Подлец! — скрежетал зубами Лапкин. — Как мал, и какой уже большой подлец! Что же из него дальше будет?!

Весь июнь Коля не давал житья бедным влюбленным. Он грозил доносом, наблюдал и требовал подарков; и ему все было мало, и в конце концов он стал поговаривать о карманных часах. И что же? Пришлось пообещать часы.

Как-то раз за обедом, когда подали вафли, он вдруг захохотал, подмигнул одним глазом и спросил у Лапкина:

Лапкин страшно покраснел и зажевал вместо вафли салфетку. Анна Семеновна вскочила из-за стола и убежала в другую комнату.

И в таком положении молодые люди находились до конца августа, до того самого дня, когда, наконец, Лапкин сделал Анне Семеновне предложение. О, какой это был счастливый день! Поговоривши с родителями невесты и получив согласие, Лапкин прежде всего побежал в сад и принялся искать Колю. Найдя его, он чуть не зарыдал от восторга и схватил злого мальчика за ухо. Подбежала Анна Семеновна, тоже искавшая Колю, и схватила за другое ухо. И нужно было видеть, какое наслаждение было написано на лицах у влюбленных, когда Коля плакал и умолял их:

— Миленькие, славненькие, голубчики, не буду! Ай, ай, простите!

И потом оба они сознавались, что за все время, пока были влюблены друг в друга, они ни разу не испытывали такого счастья, такого захватывающего блаженства, как в те минуты, когда драли злого мальчика за уши.

Впервые опубликовано: Осколки. 1883. № 30. 23 июля, под заглавием «Скверный мальчик», с подзаголовком «Рассказ для маленьких дачников».

Антон Павлович Чехов (1860-1904) русский писатель, драматург, по профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900-1902). Является общепризнанным классиком мировой литературы. Один из самых известных мировых драматургов.

Источник

Познавательное и интересное