Что написать в читательском дневнике о рассказе «Черепаха» (Лев Толстой)?
«Черепаха»: краткое содержание рассказа, истории Льва Толстого для читательского дневника?
Что написать в читательский дневник о книге «Черепаха»?
Краткое содержание рассказа, произведения, истории «Черепаха» (Лев Толстой)?
Заполним читательский дневник на рассказ Толстого «Черепаха».
Лев Толстой написал много историй и рассказов про животных, про природу. Вот и в своём рассказе «Черепаха» автор написал историю про то, как охотник, который рассказывал эту историю от своего лица однажды отправился со своей охотничьей собакой Мильтоном на охоту на куропаток.
Мильтон кого-то увидел в траве и рассказчик подумал, что это куропатка, но это оказалась обыкновенная черепаха. Рассказчик отобрал у собаки черепаху и бросил её в траву, но собака не хотела её отпускать и несла её в своих зубах. Затем Мильтон откопал ямку и стал закапывать черепаху в землю. Авто рассказывает нам небольшую историю строения черепахи и что представляет собой её панцирь, который защищает её от нападения.
В читательский дневник можно написать:
Как и многие рассказы Льва Толстого рассказ «Черепаха» пытается показать нам различные жизненные ситуации и случаи произошедшие на охоте, этот история не исключение.
Автор возвращался с охоты и собака увидела черепаху, он пытался ее укусить, но та скрылась в своем домике, а Милтон (собака) закопал ее в ямке.
Дальше идет рассказ о строении этого животного, о ее более подробном внешнем виде, можно сказать автор рассказывает энциклопедические сведения об черепахе.
Рассказ больше научный. Рассказчиком выступают все герои(автор, собака и черепаха), Главная мысль рассказа: все животные разные и каждый защищается по своему.
Учит эта история: всегда быть наблюдательным и рассматривать и запоминать животных.
И последнее это как вам понравилась и была ли интересна эта история.
Автор стал свидетелем поучительной истории, героями которой были ласточки и воробей. Воробей не утруждал себя работой, не вил гнезда, но когда домик ласточек был готов, занял его. И вот как поступили ласточки. Они собрались небольшим табунком и стали по очереди приносить к гнёздышку в клювах грязь и с её помощью замуровывать воробья в занятом им доме. В конце концов воробья совсем не стало видно, а ласточки кружили над гнездом и свистели. Эта история рассказывает о том, что наглость наказуема, и о том, что победить врага можно, если вы едины и дружны. Не хотелось бы оказаться на месте этого воробья.
В рассказе Виктора Драгунского «Чики-Брык» два мальчика Дениска и Мишка поехали загород на электричке вместе с родителями Дениски.
Мальчики скучали и то и дело высовывались в открытое окно. И тогда папа Дениски решил показывать ребятам фокусы. Он и «отрывал палец» и «втирал монету в рукав» приговаривая при этом:»Чики-брык».
Затем Денискин папа одел Мишке шляпу. А когда Миша опять высунулся в окно, то папа Дениски незаметно снял ее, а затем показал фокус с «возвращением шляпки». Мишка захотел ещё раз увидеть этот фокус и выкинул шляпу в окно.
Вывод: хорошо быть ребёнком и верить в чудеса, а взрослые иногда тоже ведут себя как дети и не задумываются над тем к чему могут привести их игры с детьми. Зато было весело! И над концовкой рассказа Виктора Драгунского «Чики-Брык» по-доброму посмеялись и взрослые и дети.
Как заполнить свой дневник читателя по рассказу-описанию Л. Н. Толстого «Фазаны»?
Данный рассказ представляет собой небольшую зарисовку из жизни охотников и диких кур, где читателю открываются некоторые особенности ловли этих птиц и особенности их жизнедеятельности. Поэтому предлагаю написать в своем дневнике краткий сюжет в виде вопросов, составленных по тексту произведения. Например, таким образом:
Из моего дневника
Второй в-нт из 5-6 предложения для ч/дневника
На Кавказе много диких фазанов, поэтому охотится на них можно несколькими способами.
С кобылкой принято охотится на заре, когда дикие куры кормятся на полянках.
С подсаду берут дворовую собаку, которая ищет птицу и загоняет ее на дерево, а человек с ружьем идет на лай и отыскивает дичь в ветках.
Конспект по литературному чтению на тему «Л.Н. Толстой. Рассказ «Черепаха» (4 класс, УМК «Начальная школа 21 века»)
Тема: «Научно-популярные рассказы». Л.Н. Толстой. «Черепаха».
Цели урока : 1. Продолжать знакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толстого
2. Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного,
выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.
3. Обогащать читательский опыт и интерес детей через систему упражнений с литературным произведением. Воспитывать интерес к литературному чтению.
Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
— Что такое мораль басни?
— Что такое аллегория?
— В какой форме может быть написана басня?
— Какую структуру имеют басни?
— Как называют автора басен?
— Назовите особенности басен Л.Н. Толстого
— Какие пороки высмеивают басни?
— В чём мудрость басен Л.Н. Толстого?
— Молодцы вы прекрасно справились с домашним заданием.
— Произведения каких жанров писал Л.Н. Толстой?
— Как называют такого писателя?
3. Постановка учебнойзадачи
— Отгадайте загадку и определите тему сегодняшнего урока
Что за зверь, скажите братцы,
Может сам в себя забраться?
— Тема урока – рассказ «Черепаха» Л.Н. Толстого
— Какие виды рассказов вы знаете?
— Ваша цель определить к какому виду рассказов можно отнести рассказ «Черепаха»
— Прочитайте рассказ «Черепаха» и определите, какой это рассказ: юмористический, художественный, научно-познавательный или публицистический.
— Какой это рассказ? Докажите.
— На какие 2 части можно разделить данный рассказ?
— Прочитайте часть научно познавательного текста и докажите свою правоту.
— Перечитайте описание черепахи.
— Как вела себя черепаха когда увидела собаку?
— Как автор описывает панцирь черепахи?
— Что такое Пуд и Аршин в рассказе?
— Как автор описывает поведение собаки? Прочитайте.
— Как вела себя черепаха, когда увидела собаку? Прочитайте.
— Каким представляете автора рассказа? Объясните свой ответ.
— Прочитайте рассказ ещё раз и составьте план.
Этот рассказ можно разделить на 2 части: художественный текст и научно-популярный текст.
Автор описывает панцирь черепахи как сросшиеся ребра, причем отмечает, что мясо находится внутри этих ребер. Этот панцирь служит черепахе для защиты от многочисленных врагов.
«Подле леса Мильтон начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться». Заметив черепаху, «Мильтон схватил её и стал грызть». Когда черепаха укусила пса, «он так рассердился, что стал лаять и опять схватил её». Потом стал рыть лапами землю, завалил черепаху в яму и закопал землёю.
«Когда черепаха увидала собаку, она спрятала ноги и голову и опустилась на траву, так что видна была только одна скорлупа».
Автор рассказа представляется человеком очень внимательным и любознательным. Он — любитель охоты. Его интересует всё, что находится вокруг.
Автор идет с собакой по лесу
Мильтон что-то учуял и побежал в поле
Мильтон не мог добраться до черепахи и понес ее в зубах
Черепаха лапой поцарапала ему рот
Автор выбросил черепаху
Включение в систему знаний
1. Автор произведения «Черепаха»:
а) Лев Кассиль;
б) Алексей Толстой;
в) Лев Толстой.
2. Определить жанр произведения «Черепаха»:
а) рассказ;
б) басня;
в) очерк.
3. Рассказ «Черепаха»
а) художественный;
б) научно-познавательный;
в) документальный.
4. Подле леса Мильтон
а) начал лаять;
б) стал торопиться лапами рыть яму;
в) начал искать, поднял уши и стал принюхиваться.
5. Впереди его
а) ползла черепаха, величиною с блюдечко;
б) бежала небольшая черепаха, величиною с шапку;
в) двигалась большая черепаха.
6. Когда черепаха увидала собаку, она
а) спрятала ноги и голову и опустилась на траву;
б) побежала и спряталась в траве;
в) спрятала голову и замерла от страха.
7. Мильтон не мог прокусить её, потому что
а) стало жаль черепаху;
б) я отнял черепаху;
в) у черепахи на брюхе скорлупа, как и на спине.
8. Черепахи живут
а) в море;
б) на земле и в воде, как ужи и лягушки;
в) на земле.
9. Детей они выводят
а) личинками;
б) икринками;
в) яйцами.
10. Черепахи кладут яйца
а) на земле, и не высиживают их;
б) в гнезде, и высиживают их;
в) в воде.
Проверка по образцу на экране. Слайд 4. Взаимопроверка
— У кого такой же ответ?
Ключ: 1-в, 2-а, 3-б, 4-в, 5-б, 6-а, 7-в, 8-б, 9-в, 10-а.
— Подготовить небольшое сообщение о любом животном (самые интересные факты)
Конспект урока чтения на тему «Научно – популярные рассказы Л.Н.Толстого «Черепаха»
Тема: Научно – популярные рассказы Л.Н.Толстого «Черепаха»
Учитель: Фоменко Ольга Павловна
Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать; применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; сравнивают, осуществляют анализ, синтез, обобщают, классифицируют по признакам; устанавливают аналогии и соответствия.
Регулятивные: знают, с какими учебными задачами могут успешно справиться самостоятельно; планируют решение учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций; оценивают значимость приводимых доказательств и рассуждений; корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения.
Коммуникативные: описывают объект, передавая его внешние характеристики; характеризуют качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу(виду) ; составляют небольшие устные монологические высказывания, удерживают логику повествования, приводят убедительные доказательства.
Основное содержание темы, понятия и термины.
Л.Н.Толстой «Черепаха».Научно – познавательный (научно – популярный)рассказ. Виды текстов:художественный, научно – популярный, учебный. Особенности описания героев.
— Проверим готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
2. Проверка домашнего задания.
1)Проверить навык выразительного чтения.
2) Проверить как усвоили, что такое скрытая мораль.
— Выразительно прочитайте басню Л.Н. Толстого «Мужик и водяной». Определите кто читал лучше всех и почему?
-Что вы можете сказать о баснях Л.Н.Толстого?
Чем они отличаются от басен Крылова, Измайлова, Эзопа?
-Как понять мораль, если она скрыта?
Читают несколько раз. Определяют кто прочитал лучше.
В баснях Толстого есть скрытая мораль.
Ответить на вопрос: «Чему учит басня?»
3.Подготовка к основному этапу урока.
Антиципация(предугадывание предстоящего чтения).
Определение темы урока.
Постановка учебной задачи.
Определение темы урока.
-Отгадайте загадку и узнаете название произведения, которое будем сегодня читать.
Носит домик на себе
И на суше и в воде.
Домик крепкий, без калитки
Ходит чуть быстрей улитки…
-Называю тему урока: Л.Н.Толстой «Черепаха».
-Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Слушают учителя. Предугадывают содержание произведения. Формулируют учебные задачи.
4. Усвоение и применение знаний и способов действий.
Работа с текстом, анализ текста. Овладение термином научно – познавательный (научно – популярный) рассказ. Выборочное чтение. Самостоятельное применение знаний.
Закрепление нового материала.
Первичная проверка знаний.
1.Читаю рассказ Л.Н.Толстого «Черепаха».
-Определите жанр произведения?.
2. Прочитайте в рубрике «Обратите внимание» объяснение понятия научно – познавательный (научно – популярный) рассказ.
3. Выразительное чтение текста учащимися.
4. Беседа по вопросам:
-Как автор озаглавил рассказ? Почему?
-«Подле леса». Как сказать по – другому?. Объясните.
5. Прочитайте в толковом словаре значение слов «аршин» и «пуд»
-Где происходили описанные события?
-С кем охотился автор?
-Где живут черепахи?
-Как размножаются черепахи?
-Сколько яиц откладывает одна черепаха?
-Какого размера бывают черепахи?
-Перечитайте описание черепахи. Какие новые факты вы узнали о черепахе? Расскажите.
-Как вела себя черепаха, когда увидела собаку? Прочитайте.
-Л.Н.Толстой описывает поведение собаки и черепахи. Как защищалась черепаха? В каких абзацах это описано? Прочитайте.
-Что говорится о скорлупе черепахи. Прочитайте.
-Запишите фамилию, имя, отчество автора рассказа «Черепаха»
Работа с мультимедийным проектором.
Подумайте, какой это рассказ. Укажите стрелочкой.
Слушают чтение рассказа учителем.
Знакомятся с литературным термином. Извлекают необходимую информацию из учебного текста.
Осознанно, выразительно читают текст рассказа.
Отвечают на вопросы. Находят в тексте рассказа необходимую информацию.
Конспект урока на тему: «Нравственный выбор Васи (по рассказу Ю. Нагибина «Старая черепаха»)». 6-й класс
Разделы: Литература
Класс: 6
Оборудование: работы учащихся (рисунки, коллажи, исследовательские работы, сочинения), оценочные листы.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Форма урока: защита проектов.
В основе урока – метод проектов.
Согласно требованиям, предусмотренным данной технологией, дети за неделю до проведения урока разделились на группы и выбрали себе задания:
Тема “Нравственный выбор Васи”
Федоров Н.
Исследовательская работа.
Васильева В.
“Старый друг лучше новых двух”?
“Мир существует для тебя, но и ты для мира”?
Объяснить значение слов “нрав”, “нравственность”, “нравиться”. Что в них общего?
Коллаж “Свершение – подвиг”.
Письменный ответ на вопрос.
Орехова А.
Данный урок является итоговым в работе учащихся, которая проводилась во внеурочное время. Здесь представлены материалы, подготовленные учащимися.
Участники творческих групп поочередно защищают свои проекты, учитель же является связующим звеном в этой цепи и обеспечивает логическую стройность урока. Он же корректирует работы, задавая дополнительные вопросы ученикам, если есть необходимость.
Ход урока.
I. Объявление темы урока.
Выступление первой творческой группы.
К доске выходит ученик.
— Я Вася. Мне всего 6 лет. Я маленький, худенький мальчик. В книге нет описания моего портрета, поэтому читатели представляют меня по-разному: кто – светлым, кто – темным (показывает на рисунки с его портретами). Автору важно было показать не внешность, а характер. А характер мой изменился после одной истории. Вот как это начиналось. Я пришел с мамой в зоомагазин… (Ученики инсценируют эпизод рассказа)
Сценка прерывается комментариями ученицы по теме “Какие черты характера раскрываются в поступках Васи?” Она отмечает, что главный герой в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе.
Дальнейшее выступление ученицы:
— Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе.
Учитель: поступки – это внешнее выражение состояния человека. А что происходит в душе Васи?
Проект ученика “Душевное состояние Васи”.
— Чувства мальчика постоянно меняются. Увидев черепашек, Вася издает “ликующий вопль”. Но тут же его душевное состояние омрачается: мама не разрешает купить черепашек. Расстроенному мальчику везде видятся черепашки (цитата). В своей рассеянности мальчик даже не ощутил обычной радости купанья, равнодушно вышел из воды и медленно побрел за матерью.
Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо…” Вася переживает.
В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.
Учитель: мы познакомились с главным героем рассказа “Черепаха”. А теперь давайте подумаем над проблемами, которые ставит автор перед нами, читателями, рассказывая историю Васи.
Выступает II группа учащихся.
Одна ученица называет проблемы, обозначенные в рассказе, а вторая ученица записывает их на доске:
Далее поочередно выходят к доске учащиеся “защищать” свои коллажи по двум названным проблемам: “Милосердие” и “Свершение – подвиг”.
Ученица: некоторые проблемы сформулированы самим автором. Так он заставляет нас задуматься над словами мамы “Старый друг лучше новых двух?”
Чтение сочинения-рассуждения по обозначенной проблеме.
Чтение сочинения-рассуждения по данной проблеме.
Учитель: а как перечисленные проблемы связаны с темой урока? Чтобы это понять, обратимся к словарику. (Разворачивается доска, где записаны определения слов “нрав”, “нравиться”, “нравственность”. Ученица объясняет значения слов – класс пишет в тетрадях). Делается вывод о том, что значения однокоренных слов связаны с правилами поведения человека в обществе.
Учитель: то, о чем мы говорим: душевное состояние Васи, его поступки, проблемы произведения – все связано с нравственностью, а значит с темой урока.
Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к милосердию, от безответственности к чувству долга, от свершения к подвигу.
Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”?
Ответ: солдат – это защитник, а Вася защищает Машку, спасает ее от возможной беды.
Учитель: мы часто, помимо главного героя, называем автора. Какую роль играет автор в произведении?
Ответ: автор объясняет поведение героя, помогает понять душевное состояние мальчика, отношение самого автора к нему.
Проект “Отношение автора к Васе”.
Учитель: ребята, в своих проектах вы все отмечаете, что Вася в начале рассказа один, а в конце – другой. Давайте посмотрим, а связано ли содержание рассказа с его композицией?
Проект “Особенности композиции рассказа Ю. Нагибина “Черепаха”
— В основе рассказа прием антитезы. Противопоставлены черепахе: старая, ставшая ненужной Машка и молодые резвые маленькие черепашата. Противопоставлено отношение к ним как мальчика, так и его мамы. В начале рассказа Вася перед нами безответственный человек, а в конце в нем появляется “неотвратимое веление, название которого – долг”. Взаимоотношение главного героя с мамой также противоречивы. Вася никогда ни в чем не знал отказа, а теперь ему мать отказала. На приеме антитезы построены и взаимоотношения мальчика с природой (цитата). Противопоставлены и поступки Васи, поэтому в начале рассказа автор называет его поведение “едва ли не самым трудным испытанием”, а в конце – “первым добрым подвигом Васи”.
III. Домашнее задание: составить кроссворд к рассказу “Черепаха”.
Сочинение рассуждение на тему старая черепаха
10 вариантов
Главный герой Вася в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе.
Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо… ” Вася переживает.
Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе.
В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.
Вывод, к которому приходит мальчик бессонной ночью: “Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира? ”
Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к милосердию, от безответственности к чувству долга, от свершения к подвигу.
Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”? Солдат – это защитник, а Вася защищает Машку, спасает ее от возможной беды.
СТАРАЯ ЧЕРЕПАХА
(1)– Мама, смотри! — раздался ликующий Васин вопль.
(2)Она подошла к сыну. (3)В углу зоомагазина, на дне выстланного соломой ящика, шевелились две крошечные черепашки. (4)Они были не больше Васиного кулака, удивительно новенькие и чистенькие. (5)Черепашки бесстрашно карабкались по стенкам ящика, проворно двигая светлыми лапками с твёрдыми коготками.
(6)– Мама! — проникновенно сказал Вася, он даже не добавил грубого слова «купи».
(7)– Хватит нам возни с Машкой, — устало отозвалась мать.
(8)– Мама, да ты посмотри, какие у них мордочки!
(9)Вася никогда ни в чём не знал отказа, ему всё давалось по щучьему веленью. (10)Это хорошо в сказке, но для Васи сказка слишком затянулась. (11)Осенью он пойдёт в школу. (12)Каково придётся ему, когда он откроет, что заклинание утратило всякую силу и жизнь надо брать трудом и терпением? (13)Мать отрицательно покачала головой.
(14)– Нет, три черепахи в доме — это слишком!
(15)– Хорошо, — сказал Вася с вызывающей покорностью. (16)– Если так, давай отдадим Машку, она всё равно очень старая.
(17)Не было на свете более ненужного существа, чем Машка, но и она на что-то годилась: на ней можно было сидеть и даже стоять. (18)Днём старая черепаха всегда хоронилась в укромных местах, но сейчас Васе повезло: он сразу обнаружил Машку под своей кроватью. (19)Вася спрятал Машку под рубаху и быстро вышел на улицу.
(20)Над поредевшим, полусонным от жары базаром высоко и печально звучал детский голос:
(21)– Черепаха! (22)Продаётся черепаха!
(23)Вася произносил эти слова всё глуше, он словно и боялся, и хотел быть услышанным.
(24)– Ого, черепаха! (25)Вот это-то мне и надо! (26)Продаёшь, малец?
(27)Перед Васей стоял рослый, плечистый человек и с каким-то детским восхищением глядел на старую черепаху.
(28)– Да…
(29)– Сколько просишь?
(30)– Девять… — смущённо сказал Вася, припомнив цену, какую в зоомагазине просили за двух черепашек.
(31)Мужчина отдал деньги, сунул Машку в широкий карман своей куртки и пошёл к дому с палисадником, в котором он жил, а Вася растерянно глядел ему вслед. (32)В носу у него странно пощипывало, но он нахмурил брови, задержал на миг дыхание, и пощипывание прекратилось. (33)Тогда он крепко зажал в кулаке деньги и со всех ног бросился к зоомагазину.
(34)Когда Вася принёс домой двух маленьких черепашек и в радостном возбуждении поведал матери о всех своих приключениях, она почему-то огорчилась, но не знала ни что сказать, ни как поступить в этом случае. (35)А раз так, лучше обождать и подумать — дети такие сложные и трудные люди…
(36)Ложась спать, он сказал матери счастливым, усталым, полусонным голосом:
(37)– Знаешь, мама, я так люблю этих черепашек!
(38)– Выходит, старый-то друг не лучше новых двух, — заметила мать, наклоняясь к сыну и накрывая его одеялом.
(39)Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, будучи сказаны ко времени, вновь и вновь возникают в памяти и не дают тебе жить.
(40)«Но что я такое сделал? — спрашивал он себя с тоской. (41)–Продал старую, совершенно ненужную мне черепаху». (42)– «Да, она тебе не нужна, — прозвучал ответ, — но ты ей нужен. (43)Всё, что есть хорошего на свете, было для тебя, а ты для кого был?» (44)– «Я кормлю птиц и рыб, я меняю им воду». (45)– «Да, пока тебе с ними весело, а не будет весело, ты сделаешь с ними то же, что и с Машкой». (46)– «А почему же нельзя так делать?»
(47)Вася не мог найти ответа, но ответ был в его растревоженном сердце, впервые познавшем простую, но неведомую прежде истину: не только мир существует для тебя, но и ты для мира. (48)И с этим новым чувством возникло в нём то новое неотвратимое веление, название которого — долг — Вася узнает гораздо позднее. (49)И это веление заставило Васю вскочить с кровати и быстро натянуть одежду. (50)Возможно, что мать сквозь сон уловила какой-нибудь непривычный шум или почувствовала тревожную пустоту комнаты, в которой больше не было её сына. (51)Мать заглянула в черепаший ящик — черепашек не было, и она сразу всё поняла. (52)Набросив на плечи плащ, она вышла из дому и быстро зашагала туда, где, по рассказу Васи, находился белый домик с палисадником. (53)Вскоре она увидела впереди фигурку сына.
(54)Она шла и думала о том, что очень трудно вырастить человека, для этого надо глубоко и трудно жить, и какое счастье, если у её мальчика будет сильное и верное сердце. (55)Мать не окликнула Васю, она решила охранять его издали, чтобы не помешать первому доброму подвигу своего сына…
(По Ю. Нагибину)
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
В рассказе Юрия Нагибина “Старая черепаха”поднимается проблема взаимодействия людей и домашних питомцев, особенно детей и уже старых, надоевших питомцев. Мальчик Вася засматривается на новых черепашек, а свою старую Машку решает продать. Но потом его начинает мучить совесть, все-таки к Машке он привязался, хорошо ее знает и он решает вернуть старую черепаху себе.
Главная проблема рассказа “Старая черепаха” в том, что мы в ответе за тех, кого приручили, даже если они уже ” в возрасте”. Домашние питомцы – не игрушка, с ними по принципу “надоело, выброшу” – нельзя обращаться. Это живые существа, они к нам привыкают, нуждаются в нашей опеке, защите, уходе.
Главные герои произведения:
Мальчик Вася – хозяин Машки, который захотел новых черепашек. Очень хороший мальчик, смелый и решительный в конце, он осознал свою ошибку и готов ее исправить.
Мама Васи – она не купила двух черепашек, она напомнила Васе про Машу и что сын с ней (черепахой) нехорошо поступил. Она не стала вмешиваться и исправлять Васину ошибку, лишь немного его подстраховала. Очень мудрая женщина.
Старая черепаха по кличке Машка, из-за которой это все и произошло. А еще двое маленьких черепашек, которых Вася купил взамен Машки.
Грузчик, который купил черепаху.
Краткое содержание рассказа “Старая черепаха” Юрия Нагибина читайте здесь.
Главный герой Вася в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе.
Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо… ” Вася переживает.
Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе.
В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.
Вывод, к которому приходит мальчик бессонной ночью: “Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира? ”
Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к милосердию, от безответственности к чувству долга, от свершения к подвигу.
Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”? Солдат – это защитник, а Вася защищает Машку, спасает ее от возможной беды.
Главный герой рассказа Юрия Нагибина «Старая черепаха» — мальчик по имени Вася. Вася никогда ни в чем не знал отказа, всегда получал желаемое. Но когда он в очередной раз попросил у мамы купить ему двух новых черепашек, мама ответила отказом. Дело в том, что у Васи уже была черепаха по кличке Машка, но она была очень старой, и играть с ней Васе было уже неинтересно.
Но потом Вася придумал, как добиться желаемого. Пользуясь тем, что мама задремала во время чтения книги, мальчик взял черепаху и отправился на рынок, чтобы продать ее. Желающих долго не находилось, но Васе повезло и один человек купил у него черепаху для своего сына. Вот только с собой у него была не вся сумма, и Васе пришлось отправиться с этим человеком к его дому. Покупатель вынес из дома недостающие деньги, и Васе вдруг стало жалко расставаться с Машкой. Но желание заполучить новых черепашек было сильнее, и Вася только сказал этому человеку, чем лучше всего кормить Машку.
Потом он побежал в зоомагазин и вернулся оттуда домой с черепашками. Мама не стала его ругать, а только сказала, что старый друг вовсе не лучше новых двух, как гласит пословица.
Вася до конца дня играл с черепашками, которые были более резвыми в сравнении со старой черепахой. Но когда он лег спать, мысли о Машке не дали ему уснуть. Мальчик пытался разобраться со своими чувствами, и никак не мог понять, что же не дает ему покоя? Но потом он понял, что хоть ему уже и не нужна была старая черепаха, но зато он был нужен ей! Только Вася знал, как правильно ухаживать за Машкой, он знал, что по ночам ее надо устраивать в темном месте, а на зиму оборудовать для черепахи теплое гнездо, чтобы она могла впасть в спячку.
Думая о черепахе, Вася понял, что недоволен собой. Всю сознательную жизнь он видел, что окружающие заботятся о нем, но сам он никогда ни о ком не заботился. Поняв это, Вася среди ночи встал с кровати, оделся, взял новых черепашек и еще несколько любимых игрушек и отправился к тому дому, где теперь обитала Машка.
Мать каким-то неведомым образом почувствовала, что сына нет в его комнате. Она увидела, что черепашек тоже нет, и поняла, куда Вася направился. Вскоре мать сумела нагнать Васю на одной из улиц, но она не стала к нему подходить, чтобы не мешать сыну совершать свой первый в жизни добрый поступок.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Нагибина «Старая черепаха» заключается в том, что не только мир существует для человека, но и человек существует для мира. Мальчик Вася понимал, что о нем все заботятся, но ему никогда не приходило в голову, что он тоже обязан заботиться о других. И только после продажи старой черепахи Машки Вася осознал, что черепаха нуждалась в его заботе и внимании, а он отдал ее чужим людям.
Рассказ Нагибина «Старая черепаха» учит не быть эгоистом, и всегда заботиться о тех, кто нуждается в поддержке и внимании.
В рассказе мне понравился главный герой, мальчик Вася, который без помощи взрослых сумел понять, что такое хорошо и что такое плохо. У Васи хватило решимости, чтобы исправить свою ошибку, и он среди ночи отправился возвращать домой старую черепаху Машку.
Какие пословицы подходят к рассказу Нагибина «Старая черепаха»?
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
Доброта без разума пуста.
Сумел ошибиться, умей и исправить.
Разделы:
Литература
Цели:
обучающая: осмысление текста, позиции
автора в нем через анализ произведения,
формирование навыков исследования как способа
освоения действительности; обучение
самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;
развивающая: развитие логического мышления;
коммуникативной функции, исследовательских
умений, творческих способностей;
воспитательная: формирование чувства
ответственности, сопереживания и взаимопомощи в
работе по группам; воспитание нравственных
ценностей, бережного отношения к слову в работе
над текстом; привитие интереса к предмету,
эстетического вкуса при подготовке проектов.
Оборудование: работы учащихся
(рисунки, коллажи, исследовательские работы,
сочинения), оценочные листы.
Форма организации учебной деятельности:
групповая.
Форма урока: защита проектов.
В основе урока – метод проектов.
Согласно требованиям, предусмотренным данной
технологией, дети за неделю до проведения урока
разделились на группы и выбрали себе задания:
Тема
“Нравственный выбор Васи”
Подтемы в теме проекта
Состав творческой группы
Вопросы для раскрытия подтемы
Форма выражения итогов проектной
деятельности
Вася – главный герой рассказа.
Ванеев Д.,Бузулуков Д.,
Журавлева М.,
Скороход Р.,
Холоднов М.,
Ярцева М.,
Федоров Н.
Портрет литературного героя. Чего хочет
Вася и как ведет себя при этом? (Примеры из текста)
Какие черты характера раскрываются в поступках
Васи? Как меняется душевное состояние мальчика?
(Сравнить, сделать выводы, опираясь на текст.)
Отношение автора к Васе (Лексическая работа).
Словесное рисование, рисунок-портрет.
Инсценировка фрагментов рассказа.Устное
выступление.
Исследовательская работа.
Проблемы, поставленные в рассказе.
Бобылева Н.,Обухова И.,
Ифутина К.,
Рычкова Т.,
Васильева В.
Как автор изображает черепаху и почему?
Почему Вася решил вернуть себе черепаху? Как он
приходит к этому решению? Почему в начале
рассказа автор называет поступок мальчика
свершением, а в конце – подвигом? Почему автор
сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”?“Старый
друг лучше новых двух”?
“Мир существует для тебя, но и ты для мира”?
Объяснить значение слов “нрав”,
“нравственность”, “нравиться”. Что в них
общего?
Коллаж “Милосердие”.Коллаж
“Свершение – подвиг”.
Сочинение.
Сочинение.
Письменный ответ на вопрос.
Особенности композиции рассказа.
Карпукова О.,Самигулин Э.,
Орехова А.
Традиционно ли построение рас-сказа?
Определить его части. Вспомнить известные
стилистичес-кие приемы. Подумать, какой
стилистический прием лежит в основе рассказа.
Привести аргу-менты. Объяснить роль данного
стилистического приема.
Исследовательская работа
Данный урок является итоговым в работе
учащихся, которая проводилась во внеурочное
время. Здесь представлены материалы,
подготовленные учащимися.
Участники творческих групп поочередно
защищают свои проекты, учитель же является
связующим звеном в этой цепи и обеспечивает
логическую стройность урока. Он же корректирует
работы, задавая дополнительные вопросы ученикам,
если есть необходимость.
Ход урока.
I. Объявление темы урока.
Выступление первой творческой группы.
К доске выходит ученик.
– Я Вася. Мне всего 6 лет. Я маленький, худенький
мальчик. В книге нет описания моего портрета,
поэтому читатели представляют меня по-разному:
кто – светлым, кто – темным (показывает на
рисунки с его портретами). Автору важно было
показать не внешность, а характер. А характер мой
изменился после одной истории. Вот как это
начиналось. Я пришел с мамой в зоомагазин… (Ученики
инсценируют эпизод рассказа)
Сценка прерывается комментариями ученицы по
теме “Какие черты характера раскрываются в
поступках Васи?” Она отмечает, что главный
герой в начале рассказа капризный, упрямый,
равнодушный к своей черепахе.
Продолжение сценки.
Дальнейшее выступление ученицы:
– Мальчик совестливый, переживает случившееся.
Бессонной ночью осознает ответственность перед
старой черепахой. Вместо равнодушия появляется
сострадание и не только к Машке, но и ко всей
природе.
Учитель: поступки – это внешнее
выражение состояния человека. А что происходит в
душе Васи?
Проект ученика “Душевное состояние Васи”.
– Чувства мальчика постоянно меняются. Увидев
черепашек, Вася издает “ликующий вопль”. Но
тут же его душевное состояние омрачается: мама не
разрешает купить черепашек. Расстроенному
мальчику везде видятся черепашки (цитата). В
своей рассеянности мальчик даже не ощутил
обычной радости купанья, равнодушно вышел из
воды и медленно побрел за матерью.
Старая черепаха кажется мальчику самым
“ненужным существом” на свете. Вася продает ее и
обижается на то, “что она так равнодушно с
ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг
испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он
натворил, но в душе у него стало плохо,
поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед
уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него
странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать,
думы одолевали его “не о том, какой вот он
молодец, сумел раздобыть этих двух веселых
малышей… а все о той же некудышной Машке.
Думается тревожно, нехорошо…” Вася переживает.
В конце концов все чувства мальчика сменились
одним – недовольством собой. Он понимает, что
поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.
Учитель: мы познакомились с главным
героем рассказа “Черепаха”. А теперь давайте
подумаем над проблемами, которые ставит автор
перед нами, читателями, рассказывая историю Васи.
Выступает II группа учащихся.
Одна ученица называет проблемы, обозначенные в
рассказе, а вторая ученица записывает их на
доске:
Проблемы
– милосердия
– совести
– долга
– подвига
Далее поочередно выходят к доске учащиеся
“защищать” свои коллажи по двум названным
проблемам: “Милосердие” и “Свершение –
подвиг”.
Ученица: некоторые проблемы
сформулированы самим автором. Так он заставляет
нас задуматься над словами мамы “Старый друг
лучше новых двух?”
Чтение сочинения-рассуждения по обозначенной
проблеме.
Ученица: следующая проблема,
сформулированная автором, – это вывод, к которому
приходит мальчик бессонной ночью: “Не
только мир существует для тебя, но и ты
существуешь для мира?”
Чтение сочинения-рассуждения по данной
проблеме.
Учитель: а как перечисленные
проблемы связаны с темой урока? Чтобы это понять,
обратимся к словарику. (Разворачивается доска,
где записаны определения слов “нрав”,
“нравиться”, “нравственность”. Ученица
объясняет значения слов – класс пишет в
тетрадях). Делается вывод о том, что значения
однокоренных слов связаны с правилами поведения
человека в обществе.
Учитель: то, о чем мы говорим:
душевное состояние Васи, его поступки, проблемы
произведения – все связано с нравственностью, а
значит с темой урока.
Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к
милосердию, от безответственности к чувству
долга, от свершения к подвигу.
Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с
“солдатом с ружьем за спиной”?
Ответ: солдат – это защитник, а Вася
защищает Машку, спасает ее от возможной беды.
Учитель: мы часто, помимо главного
героя, называем автора. Какую роль играет автор в
произведении?
Ответ: автор объясняет поведение
героя, помогает понять душевное состояние
мальчика, отношение самого автора к нему.
Проект “Отношение автора к Васе”.
В начале рассказа автор описывает Машку
глазами мальчика, который хочет избавиться от
своего маленького друга. Поэтому перед нами
предстает не черепаха, а как говорит автор,
“что-то”, словно бы ненужная вещь (цитата). В
описании черепахи нет любви, об этом говорят
метафоры: “приплюснутая голова”, “мертвая
птица”. Рисуя черепаху глазами Васи, автор тем
самым заставляет задуматься о главном герое,
какой он человек. Очевидно, сам автор им
недоволен. Вася совершил проступок и стремиться
исправить его. После бессонной ночи, когда
открылась мальчику истина, мы видим иное
отношение автора к герою. Если, отдав Машку, Вася
проявил бессердечность, то в конце рассказа в
тексте появляются фразы, говорящие о его
милосердии: “Ответ был в его растревоженном
сердце”, “Нет” – сказало Васе его новое, мягкое,
горячее сердце”, “…защемило сердце мальчика”.
Учитель: ребята, в своих проектах вы
все отмечаете, что Вася в начале рассказа один, а
в конце – другой. Давайте посмотрим, а связано ли
содержание рассказа с его композицией?
Проект “Особенности композиции рассказа
Ю. Нагибина “Черепаха”
– В основе рассказа прием антитезы.
Противопоставлены черепахе: старая, ставшая
ненужной Машка и молодые резвые маленькие
черепашата. Противопоставлено отношение к ним
как мальчика, так и его мамы. В начале рассказа
Вася перед нами безответственный человек, а в
конце в нем появляется “неотвратимое веление,
название которого – долг”. Взаимоотношение
главного героя с мамой также противоречивы. Вася
никогда ни в чем не знал отказа, а теперь ему мать
отказала. На приеме антитезы построены и
взаимоотношения мальчика с природой (цитата).
Противопоставлены и поступки Васи, поэтому в
начале рассказа автор называет его поведение
“едва ли не самым трудным испытанием”, а в конце
– “первым добрым подвигом Васи”.
II. Подведение итогов:
заполнение учащимися индивидуальных карт, в
которых они оценивают свою деятельность.
совместное обсуждение работ учащихся.
III. Домашнее задание: составить
кроссворд к рассказу “Черепаха”.
3.03.2006
Главный герой Вася в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе. Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо… ” Вася переживает. Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе. В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку. Вывод, к которому приходит мальчик бессонной ночью: “Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира? ” Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к милосердию, от безответственности к чувству долга, от свершения к подвигу. Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”? Солдат – это защитник, а Вася защищает Машку, спасает ее от возможной беды.
Сочинение на тему старая черепаха
Ответы:
Главный герой Вася в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе.
Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо… ” Вася переживает.
Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе.
В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.
Вывод, к которому приходит мальчик бессонной ночью: “Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира? ”
Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к милосердию, от безответственности к чувству долга, от свершения к подвигу.
Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”? Солдат – это защитник, а Вася защищает Машку, спасает ее от возможной беды.