Что роднит музыку с литературой
На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов. Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник — это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.
Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации — ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, — мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.
Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.
По каким же направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы?
Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом.
Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов — все то, что композиторы слышат в жизни, побуждает их к созданию таких больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера. Во многих из них песни, мелодии, напевы получают как бы вторую жизнь, композиторы заново открывают их слушателям.
Литературную (словесную, нередко стихотворную) основу — программу — имеют многие инструментальные произведения. Создавая их, композиторы опираются на то содержание, которое изложено в литературном источнике или выражено в названии сочинения.
Во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. Подчас именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. В древних мифах, народных сказках, легендах и преданиях часто говорится о чудотворной силе музыки, о народных музыкантах.
Незабываемые образы различных музыкальных сочинений, жизнь и творчество знаменитых композиторов, музыкантов-исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.
И музыку, и литературу объединяет общность жанров. Нередко поэтические произведения получают названия песня, романс, запевка, а музыкальные — сказка, поэма, баллада и др.
Пусть поэтические строки, которыми названо большинство разворотов учебника, помогут тебе глубже почувствовать и понять изложенный материал.
Что роднит музыку с литературой?
Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
Полностью статью читайте по данной ссылке http://www.ref.by/refs/44/40630/1.htm
Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
Музыка и литература: две стороны одной медали
Музыка и литература
Музыка и литература – что же их объединяет? Сюжеты, образы, темы этих двух видов искусства берут начало из окружающей нас реальной жизни, именно поэтому мы видим столько общего между ними, правда выражается это общее в каждом из этих видов искусств по-своему, своими средствами, и на нас может оказывать разное влияние.
Что же роднит литературу и музыку? Единым основанием этих искусств служат чувства и эмоции человеческой жизни. Разнообразные чувства – любовь, радость, страх, ненависть – именно они наполняют литературные и музыкальные произведения смыслом и заставляют наши души трепетать от восторга.
Музыка как искусство звуков
Слово «музыка» произошло от греческого слова «муза», которое в то время означало «вдохновение». Согласно определению, музыка – это обычно приятное для слуха воспроизведение звуков в некой последовательности. Музыка включает в себя разнообразнейшее количество жанров от классической оперы до современного рэпа.
Искусство музыки состоит из звуков, тембра, ритма и мелодии. А звуки распределяются на гармонию и диссонанс. Таким образом, благодаря таланту и технике игры рождается мелодия. Когда именно произошло осмысление людьми музыки, точно неизвестно. Но музыка существовала в их жизни всегда – в пении птиц и других приятных звуках.
Музыка обладает большой магической силой (поэтому не зря в древние времена шаманы вводили племя в экстаз при помощи звуков): дарит успокоение или беспокойство, воодушевление или смятение, радость или грусть. Часто музыканты пользуются магией звуков, чтобы передать слушателям собственные переживания.
Музыка как искусство является неотъемлемой частью любого народа, наравне с литературой пишет историю его культуры.
Литература как источник вдохновения
Слово «литература» произошло от латинского «littera», что переводится как «буква». Именно буква ложится в основу любого литературного произведения. Буква за буквой, запятая за запятой – так и рождаются предложения, главы, романы, опусы и т.д. Литература уникальна тем, что позволяет перенимать опыт других людей, учиться на чужих ошибках, путешествовать, не выходя из дома. Это целый мир, который дарит нам невероятные приключения, позволяет перемещаться во времени, исследовать другие эпохи и народы.
Согласно определению, литература – это записанное произведение, носящее повествовательный, образовательный или другой характер. Как и музыка, литература владеет разнообразием жанров: от записанных легенд и романов до научных статей и некрологов. Литература подразделяется на прозу (малую и большую), поэзию, драматургию. Проза в свою очередь делится на детскую (юношескую), биографическую, научную, художественную и другие.
Первыми литературными произведениями считают иероглифы на стенах пещер. Древнейшими полноценными литературными произведениями стали философские трактаты, а также записи друидов. Это очень ценная в наше время литература, написанная рунным языком, которую почти невозможно расшифровать.
Связь музыки и литературы – это, в первую очередь, вокальные произведения. Ведь в их основе лежит и музыка, и литературное произведение. В единстве слов и аккордов рождаются романсы, оперы, оперетты, мюзиклы и т.д. Прекрасное сочетание, ведь плюс на плюс никогда не даёт минус!
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Что роднит музыку с литературой
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— связь двух видов искусства – музыки и литературы;
— влияние музыки на литературу;
— влияние литературных текстов на музыку;
Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
Интонация – ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.
Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. –1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В основе многих музыкальных произведений лежит литература. Без неё не существовало бы и половины музыкальных жанров.
Вокальные произведения (кроме вокализа) пишутся на основе стихов. На создание опер, балетов, мюзиклов и других сценических постановок композиторов вдохновляют литературные сюжеты сказок, мифов или известных пьес и романов.
Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Если инструментальная музыка опирается на литературный сюжет, её называют программной.
Программная музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
Например, симфоническая сюита «Антар» Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой сказке или «Метель» Георгия Васильевича Свиридова по повести Пушкина.
Музыка Свиридова переносит слушателя в Россию XIX века. Семь пьес отражают различные фрагменты и состояния повести «Метель»: «Тройка», «Весна и осень», «Вальс», «Венчание».
И вот уже герои Александра Сергеевича Пушкина кружатся в чудесном вальсе на балу, устроенном по случаю победы над Наполеоном.
В любом виде искусства авторы поднимают волнующие их темы. Только пользуются они для этого разными инструментами: художники – красками, музыканты – звуками, писатели – словами.
Литературу и музыку роднит такое понятие, как интонация.
В речи это слово означает манеру произношения, выражающую чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Например, можно говорить с сердитой интонацией.
В литературе интонация указывает на стиль какого-то писателя. Например, можно сказать, что в произведении прослеживается шекспировская интонация.
В лингвистике – науке, изучающей языки, интонация имеет более музыкальное значение. Это ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Например, в речи собеседника может быть слышна вопросительная интонация.
В музыке же интонация часто употребляется в отношении точности исполнения и чистоты спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты). Всем известно, что интонация может быть фальшивой.
А также про направление движения мелодии можно сказать, что в этом фрагменте слышна, например, восходящая или нисходящая интонация.
В музыке, как и в речи, могут быть ласковые и печальные интонации, спокойные и взволнованные, тревожные и торжественные. Голоса инструментов, как речь человека, говорят, поют, выражая какую-либо эмоцию с помощью интонаций.
Не зная иностранного языка, по интонации можно определить, в каком настроении собеседник, а с помощью музыкальных интонаций можно понять характер музыкального произведения.
Благодаря интонациям можно распознать, к какой эпохе и национальной культуре относится та или иная мелодия.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№ 1. Что такое программная музыка?
Варианты ответа: музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания; музыка, к которой выдают театральную программку; музыка, которая включена в школьную программу; музыка без слов.
В школьную программу включено множество музыкальных произведений, но они не всегда являются программными. Бумажный буклет с программой люди покупают в театрах и на концертах, там обычно указан состав исполнителей и содержание. Музыка без слов – любая инструментальная музыка или вокализ. Поэтому правильный ответ: программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
№ 2. К какому музыкальному термину подходит определение «вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках»?
Варианты ответа: опера; духовный концерт; ария; каватина; вокализ.
Духовные концерты пишутся на религиозные тексты. Опера содержит слова. Ария – это вокальная или инструментальная партия для одного голоса или инструмента, представляющая собой законченный эпизод или самостоятельный номер. Каватина – одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. Правильный ответ – вокализ.
Что роднит музыку с литературой? 5 класс
5кл. УРОК 1 Дата 5 / 09/14
Тема: Что роднит музыку с литературой
«Целый мир добра и зла с былями и сказками
Музыка рисует нам звуками, как красками»
Цель: закрепление понятий о музыкальной речи и музыкальном предложении; знакомство с историей возникновения слова музыка и содружеством искусств; воспитывать любовь и уважение к разным видам искусств.
К.Ц.: формирование навыков правильного пения, расширение словарного запаса, художественно – образного восприятия музыки.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ф-но, ПК
ИКТ: презентация «Мир волшебных звуков» из 17 слайдов.
Словарь: музыка, музы, миф, музыкальная речь, предложение, фраза
Вход в зал под музыку___________________________
Музыкальное приветствие «Здравствуйте»
Слайд 1. Знакомство с новым материалом. Мы продолжаем увлекательнейшее путешествие в мир музыки. Этот урок перевернёт первую страничку содружества музыки с разными видами искусств.
Слайд 2. Откуда пришло слово музыка? Иллюстрация слайда поможет учащимся ответить на вопрос (Древняя Греция).
Слайд 6. Итак, мы на Парнасе в содружестве муз. Сосчитайте всех муз на картине.
Слайд 7. Верно. Муз всего 9 + Аполлон. Но только союз 4 муз рождает музыку:
Полигимния, Эвтерпа, Терпсихора, Эрато.
Слайд 8. Восприятие и интропретация рассказа о изобразительных возможностях музыки; анимированные картинки в сопровождении музыки Чайковского, Мусоргского, Караманова.
Слайд 9. Музыкальный словарь:
Художественный образ – отображение жизни людей и окружающего мира в искусстве.
Искусство – отображение природы, жизни людей в художественных образах.
Слайд 10. Рефлексия. Рассмотрите картинки. Какие виды искусств они напоминают?
Слайд 11. Какого вида искусств не хватает в содружестве? (МУЗЫКА)
Слайд 12. Восприятие и интропретация : А. Ермолов. Мир волшебных звуков (фрагмент песни).
Слайд 13. Вспомните, на какие виды делится музыкальное искусство по способу исполнения? (работа с анимированными картинками слайда).
Слайд 14. Какой музыкальный жанр создан для пения, но исполняется без слов? ( Для ответа на вопрос используются слова слева на слайде и гиперссылками при клике на них. По завершение действий, кликом открывается текст для последующей работы).
Слайд 15. Восприятие и интропретация произведения С. Рахманинова «Вокализ» в исполнении и обработке В. Маркоса.
Слайд 16. Рефлексия.
Определите характер прослушанной музыки?
Какие чувства в ней переданы?
Какие виды искусств мы сегодня вспомнили?
Что отображают разные виды искусств? (гиперссылка – возврат на слайд со словарём)
ХПД. ст.Ю. Энтин, муз. М. Минков «Дорогою добра» 1-2 куплет.