Доклад-сообщение «Части речи»
окружающий мир, филология
Части речи являются группой слов языка, определяемой синтаксисом и морфологией. Каждая единица обладает лексическим значением, являющимся его персональной определяющей характеристикой среди остальных слов. В языках существует имя и глагол. Также части речи разделяются на служебные и самостоятельные. Самостоятельными частями речи считаются слова, которые называют предметы, их состояние или действие и разные признаки. К служебным частям речи относятся слова, которые обозначают лишь позицию самостоятельных частей речи между друг другом.
Существительное
Существительное является самостоятельной частью речи, которая называет предмет. Данная часть речи может отвечать на вопросы кто? что? Они имеют отношение к определенному роду, а их изменение возможно по числам и падежам. Существительные могут быть одушевлены и неодушевлены.
Прилагательное
Прилагательное относится к самостоятельным частям речи и называет признак предмета. Существуют качественные прилагательные, называющие признак, который выражается с различной интенсивностью. Такие прилагательные обладают степенями сравнения и краткими формами. Есть относительные прилагательные, которые выражают признак одного предмета относительно действия или иного предмета. Имеются также притяжательные прилагательные, которые указывают на принадлежность предмета кому-либо.
Числительное
Числительное является самостоятельной частью речи, называющей численный показатель предметов. Существуют количественные, порядковые и собирательные числительные.
Местоимение
Местоимение является самостоятельной частью речи, которая указывает предмет, лицо или признак, но не называет их. Местоимения бывают личные, возвратные, притяжательные, вопросительно-относительные, указательные, определительные, отрицательные и неопределенные.
Глагол
Глагол является самостоятельной частью речи, называющей действие предмета. Данную часть речи склоняют по видам, лицам, залогам, временам, числам, родам и наклонениям. Глаголы делятся на несколько форм: начальная форма, причастие и деепричастие. Причастия бывают действительные и страдательные.
Наречие
Наречие является самостоятельной частью речи, называющей признак предмета, признак действия или признак качества. Наречие неизменяемо.
Предлог
Предлог относится к служебным частям речи и используется для того, чтобы соединять слова. Это неизменяемая часть речи.
Союз относится к служебным частям речи и используется для того, чтобы соединять члены предложения или части сложного предложения. Союзы бывают сочинительными и подчинительными.
Частицы
Частицы являются служебными словами, придающими смысл или эмоциональность определенному слову или предложению.
Связка также является служебным словом. Функция которого состоит в том, чтобы дополнительно указывать на синтаксические взаимоотношения главных членов двусоставного предложения. Связкой может быть слово, словосочетание, спрягаемые глаголы, а также формы глагола быть. Зачастую данную часть речи опускают, и вместо нее в предложении появляется тире.
Тема урока: «Части речи». 4-й класс
Класс: 4
Цели:
Формируемые УУД:
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные: Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Тип урок: урок развития умений и навыков.
Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. 1 ч.; мультимедийный проектор; карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
— Ребята, у нас сегодня обычный урок, но к нам пришли гости.
Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
— Начнем скорей урок!
II. Актуализация опорных знаний
1. Работа в тетрадях
Пальчиковая гимнастика
Двадцать третье октября. Классная работа.
2. Минутка чистописания
— Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.
Запись буквосочетаний м мм
3. Словарный диктант
Каникулы, пассажир, багаж, календарь, горизонт, хозяйство, библиотека, комбайнёр, хозяин, шофёр, костюм, железо, пассажирский.
4. Взаимопроверка
(Слайд 2)
5. Оценивание
III. Самоопределение к деятельности
Жили-были в стране Русского языка разные слова. Одни из них называли предметы: солнце, река, трава, птица, ветер. И назывались эти слова? (Существительными.)
А также в этой стране жила очень странная семья. У них у всех были странные имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и существительное сундук – он, золото – оно, семья – она. (Местоимение).
И когда они не могли всех сосчитать за обеденным столом к ним в гости приходила, та которая знала все обо всем, например, сколько людей в стране, сколько земель и замков, их порядок. И конечно же это? (Числительное)
Благодаря этим словам люди научились выражать и передавать свои мысли, чувства, из них состоит речь Человека, поэтому и называют их ЧАСТЯМИ РЕЧИ.
— Назовите тему нашего урока.
Давайте определимся с нашими целями на урок.
(Повторим части речи и их признаки, научимся распознавать изученные части речи).
III. Работа по теме урока
1. Составление кластера «Части речи»
— На какие 2 большие группы можно разделить слова русского языка?
Перечислите самостоятельные части речи?
Перечислите служебные части речи?
2. Работа в группах
Вспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Отгадать часть речи и подготовить ответ по плану. Каждой группе дается 5 минуты для сбора информации. Затем каждая группа выступит с сообщением. (Ответ готовят по плану.) учебник стр. 68-69, доп. материал
План выступления.
Конспект урока-проекта по русскому языку на тему «Части речи» (4 класс)
I .Сказка про части речи
На вопросы отвечает:
И КАКАЯ? И КАКОЙ?
И КАКОЕ? Означает
Признак от предмета. Стой!
Двор зелёный, дверь косая,
Дворник вредный, день хорош!
Хоть дорога скоростная
Сущ. и прил. теперь найдёшь.
———-
Вот касаемся ГЛАГОЛа,
Он немного в стороне,
Из особого помола:
Действие предмета. Мне.
Здесь он видится вопросом,
Сделанным весь из «труда»,
С любопытным длинным носом,
Лезет всюду без вреда:
«ЧТО мне ДЕЛАТЬ? ЧТО мне СДЕЛАТЬ?»
Он талдычит до сих пор.
Я уже аж покраснела,
Точно алый помидор.
Всем указывают строго
На предметы, свойства штрих,
Но назвать не могут слога,
Даже слога имён их!
———-
Вон ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ тоже,
Частью речи назовём.
На число оно похоже,
И количество поймём.
Те вопросы. Заковырка
Помогает всё понять,
Три дыры иль третья дырка,
Ведь не сложно различать?
———-
Вот НАРЕЧИЕ обсудим,
Не всё просто у него.
В дебри лезть сейчас не будем,
А запомним лишь всего:
У НАРЕЧИЯ нет рода,
Нет числа и падежа.
Нет склонений (мимоходом),
И спряжений ни гроша.
Говорим сейчас о главном,
Не меняется оно!
И запомним то исправно!
Знаний в голове полно.
На вопросы отвечает
КАК? КУДА? КОГДА? И ГДЕ?
ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? Стенает
В КАКОЙ СТЕПЕНИ? К среде
Всё запомним без ошибок,
Или может к четвергу.
Ум пластичен, очень гибок.
Захочу и всё смогу.
———-
Есть частицы и предлоги,
И ещё союзы есть.
Подведу свои итоги:
Был настрой, но сгинул весь.
Части речи мне перечат,
Всё мешают их учить
И себе противоречат,
Чтоб запутать, с толку сбить.
Я учу, учу все части,
В голове одна бурда,
Надоели мне напасти,
Их так много, вот беда.
— Части речи нужно помирить и подружить, ведь им долго еще вместе жить. Поэтому мы решили изучить три типа текстов (повествование, описание и рассуждение) и проверить, какая часть речи является доминирующей. И вот что у нас получилось…
II . Наше исследование
Цель исследования: выяснить, какая часть речи нужнее и важнее.
дать определение частям речи;
рассмотреть три типа текстов;
определить доминирующую часть речи (в зависимости от типа текста).
Нас разделили на 3 группы, каждая из которых получила текст одного из типов речи. Мы должны были распределить слова по частям речи и записать их в таблицу. Затем мы посчитали количество выписанных слов и выявили закономерность их употребления. Вот что у нас получилось:
Как показывает диаграмма, в тексте-описании больше имен существительных и имен прилагательных, а в тесте-рассуждении больше имен существительных и глаголов, а вот в тексте-повествовании количество употребленных имен существительных и глаголов совпадает. Это является закономерным, ведь в повествовательном тексте мы рассказываем о тех или иных событиях (для этого нам необходимы глаголы), а вот в описательном тексте важная роль отводится именам прилагательным, так как именно они помогают нам описать предмет или явление. В тексте-рассуждении обычно доминирует употребление глаголов, но в нашем тексте они на втором месте по частоте употребления. Но что же получится, если мы выразим употребление частей речи в процентном соотношении от количества слов в тексте?!
Результаты исследования показали, что в тексте-описании больше, чем в других типах текста употребляются имена существительные и имена прилагательные, а в повествовательном тексте количество употребленных имен существительных и глаголов практически совпадает. Но во всех трех типах текста доминирующее положение занимают имена существительные.
Для чего же нам нужно знать все части речи?
Очень впечатлительное
Имя существительное.
Убедят его легко
Два вопроса: кто? и что?
Обозначит все предметы:
Кто? ворона, что? кометы,
Кто? зайчонок, что? гроза,
Книга, речка, стрекоза.
Так предметы называй,
По вопросам узнавай.
Знаю я теперь отныне-
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя.
Джинсы, майки и штиблеты
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные,
Сильно любознательное
Имя прилагательное.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Что без меня предметы?
А я приду – всё в действие придет.
Люди строят здания,
И хлеб в полях растет.
Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:
Встал, умылся и пошёл.
Что же делает предмет?
Даст такой глагол ответ:
Смотрит, думает, читает,
Любит, знает, сострадает.
СОСТОЯНИЯ души
Ты в глаголы запиши.
Не задать вопрос к предлогу.
Просто выйдет на подмогу,
Свяжет грамотно слова —
Служба в дружбу такова.
Служит связи слов союз.
Нет прочнее этих уз.
Перечислит, уточнит,
Предложения скрепит.
С тех пор самостоятельные и служебные части речи подружились и стали приезжать друг к другу в гости. А междометия и звукоподражательные слова перестали всех пугать, но остались жить в лесу.
Существительное — школа,
Просыпается — глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы — местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомнения,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни — у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья: ох и ах!
А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!
А теперь посмотрите спектакль в исполнении наших одноклассников.
III СПЕКТАКЛЬ «Лесная школа» по мотивам немецкой сказки «Зайчики и Лиса», перевод О. Б. Садовой
Действующие лица:
Картина первая
Звучит мелодия песни В. Шаинского «Учат в школе».Медленно открывается занавес. На сцене декорации, изображающие лесную поляну. На стволе дерева висит большая красивая картина, на которой изображена Лисица. На пеньках сидят зайчата. Музыка прекращается. Звенит школьный звонок. На поляну выходит учитель Ворон, в руках у него журнал и указка. Он подходит к столу. Зайчата встают.
Картина вторая
Звучит лирическая мелодия в исполнении оркестра народных инструментов. Медленно открывается игровой занавес, на котором изображен зимний лес, лесная опушка. Сцена оформлена следующим образом: красочное зимнее панно; деревья в снегу, много снега. На сцену выходит Лиса.
Лиса. Я голодна. Не идет ли там зайчишка? Я хочу поймать зайчишку, и тогда у меня сегодня будет хороший, аппетитный обед.
(Лиса слышит пение зайчат и прячется под елочкой со словами: «Я быстро, быстро спрячусь». (Из-за дерева виден рыжий хвост.)) Скок-поскок. Здесь замечательно, верно, Быстренок. Не поиграть ли нам в снежки?
Смышленок и Быстренок. Давайте играть! Играть в снежки?
Быстренок (видит хвост Лисы). Смотрите, какой замечательный цветок. Я хочу сорвать его.
Быстренок тянет хвост Лисы. Лиса выпрыгивает и пытается поймать его.
Звучит мелодия песни В. Шаинского «Учат в школе». Медленно закрывается основной занавес. Перед занавесом остается Быстренок. Он обращается к детям в зале:
Быстренок: «Ребята! Честное слово, больше я плохо вести себя на уроках не буду. Вы мне верите?»
Ребята хлопают и говорят: «Верим!»
Быстренок. Спасибо! (Убегает со сцены.)
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
Тема: Какие бывают части речи?
Я вспомню: изученные части речи
определять по изученным признакам слова различных частей речи;
распознавать изученные части речи;
находить изученные части речи в тексте;
подбирать примеры слов изученных частей речи
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Словарные слова: одИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Электронные ресурсы по теме урока:
Прочитайте стихотворение О. Высотской.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы ― местоименье.
Бьёт числительное семь ―
За ученье без сомненья
Приниматься надо всем!
Мы наречием отлично
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у тёплой печи
Повторяем части речи.
Как вы думаете, почему автор О. Высотская назвала своё стихотворение «Веселая грамматика»?
Назовите выделенные слова. Какой общей темой можно объединить выделенные слова? (Части речи.).
Сегодня мы будем говорить о частях речи.
Тема: Какие бывают части речи?
Я вспомню: изученные части речи
определять по изученным признакам слова различных частей речи;
распознавать изученные части речи;
находить изученные части речи в тексте;
подбирать примеры слов изученных частей речи
1. Работа с правилом.
Слова в русском языке делятся на группы так, что в одной группе оказываются слова, обладающие общими признаками.
На какие две большие группы можно разделить части речи? (Самостоятельные и служебные части речи.)
Перечислите самостоятельные части речи. (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.)
Перечислите служебные части речи. (Предлог, союз, частица.)
Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают самостоятельные части речи.
Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? Например, ученики, школа.
Имена прилагательные ― это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, радостный, холодная, белое, новые.
Имена числительные ― это слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?) Например, сколько? девять; который? девятый.
Местоимения ― это слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них. Например: я, ты, она, вы.
Глаголы ― это слова, которые, обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например, читать, написать.
Наречия ― слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? Например, хорошо.
Назовём общие грамматические признаки знакомых нам частей речи и приведём примеры.
Имена существительные могут быть собственными и нарицательными (Москва, город);
одушевлёнными и неодушевлёнными (ребёнок, машина);
женского рода, среднего и мужского рода (девочка, облако, мальчик).
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
И.п. что? земля кто? собака
Рп. (нет) чего? Земли кого? собаки
Д.п. (дать) чему? Земле кому? Собаке
В.п. (вижу) что? землю кого? собаку
Т.п. (творю) чем? Землёй кем? Собакой
П.п. (думаю) о чём? о земле о ком? о собаке
Имена прилагательные изменяются по числам (школьный (ед.ч.) – (мн.ч.) школьные),
в единственном числе изменяются по родам (ж.р. школьная, с.р. школьное, м.р. школьный).
Имена числительные могут быть количественными (один, два, . десять, двадцать) и порядковыми (первый, второй, …, десятый, двадцатый).
Порядковые числительные изменяются, как имена прилагательные, по родам и числам (второй номер, вторая запись, второе задание, вторые занятия).
Произносите слова правильно:
восемь [м’] восемнадцать [м]
Местоимение может иметь грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного.
Личные местоимения указывают на лицо.
Я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего.
Ты, вы – местоимения 2-го лица, указывают на собеседника.
Он, она, оно, они – местоимения 3-го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.
Например, Пошёл дождь. Он громко стучит по крышам.
Личные местоимения изменяются по числам:
Личные местоимения 3-го лица изменяются по родам (он – м.р. она – ж.р., оно – с.р.).
Глаголы изменяются по числам.
Глаголы изменяются по временам, то есть обозначают события в прошлом, настоящем или будущем.
Прошедшее время что делал? что сделал? писал, написал;
Настоящее время что делаю? что делаешь? что делает? и др. пишу, пишешь, пишет;
Будущее время что сделаю? или что буду делать? буду писать, напишу.
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам. Например, плыл, плыла, плыло.
Наречие – это неизменяемая часть речи. Например, сверху, снизу, сегодня, впереди.
Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.
Предлоги: на, к, с, по, об, о, при, около, у, без.
Например, побежал по (предлог) двору; не (частица) лениться; не (частица) терять; птицы и (союз) звери.
Вспомните, глаголы с частицей «не» пишутся раздельно.
Прочитайте предложение. Обозначьте части речи.
предлог числ. сущ. сущ. гл. союз гл. наречие
На четвёртой ступеньке Катя споткнулась и упала навзничь.
Прочитайте пословицу. Обозначьте части речи.
мест. пр. сущ. гл. прил. сущ. союз. пр. сущ. союз сущ. част. гл.
Ты с правдой обойдешь огромный мир, а без правды и шагу не ступишь.
Все слова можно разделить на две большие группы: самостоятельные и служебные части речи.
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
Самостоятельные части речи называют предметы, явления, их признаки, действия и т.д. Они являются членами предложения.
Служебные части речи: предлог, союз, частица.
Служебные части речи сами по себе ничего не означают, они связывают слова самостоятельных частей речи в предложении, части предложения. Они не являются членами предложения.
4. Тренировочный модуль.
Пропишите буквы безударных гласных в корне.
Выпишите из отрывка сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» слова с орфограммой «безударные гласные в корне слова». Напиши проверочные слова.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Выпишите числительное и глагол.
2. Словарная работа.
ОдИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.
3. Запишите словами числа: 6, 7, 8, 16, 17, 18
4. Спишите наречия в алфавитном порядке.
Сегодня, здесь, однажды, потом, громко, редко, изредка, широко, туда, упорно, дружно, далеко, везде, быстро, направо, ярко, блестяще, медленно, чётко, выразительно.
5. Определите, к каким частям речи относятся данные слова. Распределите слова на 3 группы. Обозначьте орфограмму «проверяемая безударная гласная в корне».
Существительное прилагательное глагол
Добрый, укрепление, зимовка, светает, гореть, перелить, колючий, вредители, багряный, грустный, погрузить, наводнение, повар, погрузка, ночлег, утренний, зацепился, грузовой, заскрипел.
6. Восстановите текст. Обозначьте части речи в первом предложении.
Большую помощь оказывают агрономы. Почётна их работа на селе.
Среди важных дел – уход за посевами. Промедлишь – потеряешь значительную часть урожая. Пойдут в рост сорняки, налетят вредители. Болеть будут растения. Много работы летом. Нужно умело подкормить посевы, вовремя прополоть.
С удивительной быстротой листает лето сельский календарь. Набирают силу, меняют краски поля, луга, огороды. Лето несёт людям новые заботы.
7. Образуйте от данных имён существительных в единственном числе множественное число. Поставьте ударение.
8.Соберите предложение из стихотворения В. Жуковского. Укажите части речи.
лес, зардел, солнце, на, тёмный
9. Определите число и род имён прилагательных.
О пасмурной погоде, по зеркальной воде, белые берёзы, о нижних полках, красный мяч,
на голубом небе, семицветная радуга, высокими домами, радостной улыбкой.
10. Соберите предложения. Укажите части речи. Подчеркни главные члены предложения.
тучка, утёса-великана, на, золотая, груди, ночевала (М. Лермонтов)
долине, в, белеет, пар, тонкий (В.Жуковский)
11. Найдите имена числительные. Выделите количественные имена числительные зелёным цветом, а порядковые – жёлтым.
Семь, тройник, пять, пятерня, трилогия, три, пятиклассник, семилетний, однорукий, седьмой, одиночный, пятый, семиглавый, одиннадцатый.
12. Прочитайте предложения. Обозначьте части речи выделенных слов.
Три морковь хорошо
Ты возьми для супа три больших моркови.
Бабушка поставила пирожки в печь.
Сестра блины стала печь.
Цветное покрывало всю кровать покрывало.
Рабочая неделя только началась, а рабочая уже выполнила план.
13. Восстановите последовательность предложений. Найдите и обозначьте глаголы, предлоги и союзы. Подчеркните однородные члены предложения.
Он выбрался из чащи и направился к опушке леса. Охотник возвращался вечером с охоты. На крыльцо сторожки вышел дедушка Семён. Он прошёл немного вдоль опушки и увидел сторожку лесника. Охотник подошёл к сторожке и бросил собакам кусок хлеб. Залаяли собаки.
14. Решите кроссворд.
6. Как называются слова, которые обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?