Административная контрольная работа по литературному чтению в 4 классе
Административная контрольная работа по литературному чтению.
Ученика/ученицы Ф.И._____________________4 «Б» класса. Дата_______
УМК «Планета знаний» Автор: Э.Э.Кац.
Часть 1. Теоретическая.
1. Каким словом можно дополнить предложение?
2. Каким словом можно дополнить предложение?
3. Назови автора произведения «Корзина с еловыми шишками».
4. Подбери синонимы и антонимы к словам. Заполни таблицу.
5. Назови автора и произведение, в котором путешественники-придворные ставили соловья, жившего в лесу, выше всего? Какие сказки этого автора ты читал?____________________________________________________________
6. Объясни значение слов:
7. Как звали главных героев произведения А.П.Чехова «Мальчики»?
8. Соедини автора с названием его произведения.
М.И. Цветаева «Крестьянские дети»
И.А. Бунин « Ножичек с костяной ручкой»
В.А. Солоухин « Приключение Тома Сойера»
Н.А. Некрасов «Наши царства»
9. Какие произведения (рассказы) о Великой Отечественной войне ты знаешь?_____________________________________________________________________________________________________________________________
10. Кто такой Николай Михайлович Пржевальский?______________________
Часть2. Работа с текстом.
Что сказала бы мама
Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.
— Ступай,ступай, — сказала бабушка. Наберёшь — зелёные щи сварим.
Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы — и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.
Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.
— Что-то здесь пчёл много!
— Правда, здесь пчёл много, — сказал и Ваня. — Всё время гудят.
— Эй, ребята, закричал издали Гринька, — поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят!
Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.
— Ребята, отступай! — скомандовал Гринька. — Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.
Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.
— Ребята! — крикнул Ваня. — Васятку пчёлы закусали!
— А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька. — И нас пчёлы закусают.
— Надо его отца позвать, — сказал Федя. — пойдём мимо их дома его отцу скажем.
И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.
— Иди сюда! — крикнул он Васятке.
Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.
Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:
— Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил?
Мне ничего, — сказал Ваня.
И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
— Ну и хорош! сказала бабушка. Это кто же тебя так разукрасил?
— Пчёлы, — ответил Ваня.
— А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?
— Они убежали, а я Васятку вёл, — сказал Ваня. — А что ж такого? Поболит перестанет.
Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
— Федя с Гринькой от пчёл убежали, сказала бабушка, а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела — что бы она сказала?
Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?
А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
— Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!
1. Какая из пословиц наиболее точно передаёт главную мысль текста?
Доброе дело без награды не остаётся.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Жизнь дана на добрые дела.
4. Доброе слово человеку что дождь в засуху.
2. Выбери все предложения, соответствующие содержанию текста.
Ребята пошли за щавелем на луг.
Федя услышал, как кто-то плачет.
Гринька знает, как себя надо вести, чтобы пчёлы не покусали.
Васятка стоял спокойно, но пчёлы его всё равно кусали.
У Вани распухли губа и веко, а глаз закрылся.
З. В каком порядке должны следовать пункты, чтобы получился план текста?
Б) В поход за щавелём.
В) Что сказала бы мама?
Запиши в таблицу выбранные цифры.
4. Почему Гринька и Федя не пошли вместе с Ваней за Васяткой?
Им надо было быстрее вернуться домой.
Испугались, что их искусают пчёлы.
Решили, что Ваня один справится.
Они побежали за отцом Васятки.
5. Выбери предложение, которое объясняет, почему Ваня не ушёл с ребятами.
1) Ваня не боится пчёл.
2) Он решил дождаться отца Васятки вместе с мальчиком.
З) Хотел, чтобы его похвалили.
4) Ваня не может оставить человека в беде.
6. А как бы ты назвал этот текст?
1) Нападение пчёл З) Простофиля
2) Поступок Вани 4) Верные друзья
7. Какие черты характера, качества тебе понравились у Вани? А какие не понравились у Гриньки и Феди?
8. Почему бабушка назвала Ваню «простофилей»? Как ты понял её слова?
9. Замени слово «разбрелись» из 9-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
10. Определи жанр этого произведения:
3) художественный рассказ
4) исторический рассказ
11. Представь, что тебе пришло такое письмо от друга.
Недавно я прочитал интересный рассказ Валентины Осеевой «До первого дождя». В нём рассказывается о дружбе, о друзьях, о том, что очень хорошо, когда у человека есть надёжный друг, который во всём помогает и не предаёт.
Напиши своему другу такое же письмо из 3—4 предложений с рекомендацией прочитать рассказ «Что сказала бы мама».
12. Какую пословицу ты вспомнишь, если с тобой случится несчастье и к тебе на помощь придут твои друзья?
14. Среди перечисленных словосочетаний найди фразеологический оборот и объясни его.
Воронкова «Что сказала бы мама?»
Л. Воронкова «Что сказала бы мама?»
Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.
— Ступай, ступай, — сказала бабушка. — Наберёшь щавелю — зелёные щи сварим.
Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы — и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.
Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.
— Что-то здесь пчёл много!
— Правда, здесь пчёл много, — сказал и Ваня. — Всё время гудят.
— Эй, ребята, — закричал издали Гринька, — поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят!
Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.
— Ребята, отступай! — скомандовал Гринька. — Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.
Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.
— Ребята! — крикнул Ваня. — Васятку пчёлы закусали!
— А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька. — И нас пчёлы закусают.
— Надо его отца позвать, — сказал Федя. — Вот пойдём мимо их дома — его отцу скажем.
И оба пошли дальше.
А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.
— Иди сюда! — крикнул он Васятке.
Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.
Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:
— Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчёлы искусали! — Посмотрела на Ваню. — Ах, батюшки, Ванёк, — сказала она, — и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну да ничего, ты не бойся — поболит — перестанет!
— Мне ничего, — сказал Ваня.
И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
— Ну и хорош! — сказала бабушка. — Это кто же тебя так разукрасил?
— Пчёлы, — ответил Ваня.
— А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?
— Они убежали, а я Васятку вёл, — сказал Ваня. — А что ж такого? Поболит — перестанет.
Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
— Федя с Гринькой от пчёл убежали, — сказала бабушка, — а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидала — что бы она сказала?
Отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
— Она сказала бы: «Молодец у меня сынок!» Вот бы что она сказала!
Вопросы для обсуждения
• Как звали героев рассказа Л. Воронковой «Что сказала бы мама?» Как получилось, что они оказались на пчельнике? Что сделали ребята, когда увидели пчелиные домики? Почему Ваня вернулся на пчельник? Ему было больно от укусов пчёл? Почему отец Вани сказал, что мама похвалила бы своего сына? Кто понравился тебе в рассказе больше всего? Почему? А как бы ты поступил на месте Вани?
Презентация для начальных классов «Л.Воронкова. «А что сказала бы мама»»
Описание разработки
Содержание:
Слайд 1. Содержит информацию о теме и авторе презентации.
Слайд 2. Распределите на группы. На какие группы распределите слова? ( литературные приемы и литературные жанры)
Слайд 3. Назовите лишнее.
Слайд 4. Вставь пропущенное слово. Объясни смысл.
Слайд 5. Знакомство с автором. Какие названия книг вам знакомы?
Слайд 6. Словарная работа.
Слайд 7. Запоминаем произношение слова «щавель».
Слайд 8. Найди отрывок к илюстрации.
Слайд 9. Выбери пословицы к рассказу.
Слайд 10. Работа в группах. Каждая группа работает над своим вопросом.
Слайд 11. Как выглядит улей диких пчел.
Слайд 12. Напутствие детям.
Подумай
Когда происходят события? Почему вы так думаете?
Что вы знаете о жизни пчел и их поведении?
Почему Гринька и Федя не вернулись за Васяткой?
Почему Ваня вернулся за Васяткой?
Почему бабушка назвала Ваню простофилей?
Почему мама сказала бы: «Молодец, сынок?»
Содержимое разработки
Урок литературного чтения по произведению Л. Воронковой «Что сказала бы мама?» 2 класс
Учитель начальных классов
высшей категории, Золотарёва В.Ю.
Казахстан, г. Алматы,
ЭПИТЕТ РАССКАЗ СРАВНЕНИЕ БАСНЯ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СКАЗКА МЕТАФОРА ПОВЕСТЬ
Твоя ………….. есть твоя известность.
Живи по …………… минуешь горести.
Коня гонит кнут, а джигита – совесть.
Доброе дело два века живет.
Когда совесть раздавали – его дома
За доброе дело жди похвалы смело.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
Развивающие и занимательные задания к рассказу Л. Воронковой «Что сказала бы мама?»
Л. Воронкова. Что сказала бы мама?
Расшифруй название рассказа, который мы будем сегодня читать:
Вопросы по содержанию
О ком этот рассказ? Как зовут героев рассказа?
С чего начинается рассказ?
Как описывается луг?
Почему цветы названы веселыми? Как вы это себе представляете?
Как ребята определили, что они забрели на пчельник?
Каким словом можно заменить слово пчельник? (Пасека)
Почему нельзя размахивать руками, когда вокруг летают пчелы?
Что сделали ребята, когда поняли, что забрели на пасеку?
Почему Ваня остановился?
Что случилось с Васяткой?
Что предложили сделать Федя и Гринька?
Кто встретил ребят у дома Васятки?
Что сказала Васяткина мама?
Как выглядел Ваня, когда дошел до дома? Почему?
Как встретила Ваню бабушка?
Почему бабушка назвала Ваню простофилей? Что означает это слово? Каким словом его можно заменить? (Глупый, несообразительный человек, разиня.)
А что сказала бы мама? Почему?
Каким словом можно заменить слово молодец в этом рассказе?
Как вы оцениваете поступок Вани? Как вы бы поступили на месте старших ребят?
Действие рассказа происходит зимой.
Ребята отправились на пчельник за медом.
Пчелиные домики называются ульи.
На пчельнике плакал Федя, сын пчеловода.
Мальчик плакал, потому что потерялся.
Ваню не укусила ни одна пчела.
Гринька и Федя убежали и не помогли малышу.
Папа назвал Ваню простофилей.
Мама гордилась бы своим сыном.
Ответы: 001 000 101.
За чем пошли на луг Гринька и Федя?
Куда забрели ребята?
Как называются пчелиные домики?
Кого закусали пчелы?
Гриньку, Федю, Васятку?
Как бабушка назвала Ваню?
Простофиля, молодец, непослушный?
Как мама назвала бы Ваню?
Простофиля, молодец, непослушный?
Разгадай слова, найди лишнее в каждой строчке.
Меслый, важотный, гродый
(Смелый, отважный, гордый)
Пчалет, дарыет, кахихиет.
(Плачет, рыдает, хихикает)
Челап, козастре, куап.
Профилясто, зираня, динажа
(Простофиля, разиня, жадина)
Графический диктант (Получается пчелка.)
Отсчитай 5 клеток вправо от края листа, 4 вниз и поставь точку.
Дорисуй усики и полоски на спинке, раскрась черным и желтым цветом.
Собери пословицы из частей. Выбери пословицу, выражающую главную мысль рассказа:
Один за всех люби и саночки возить.
Друзья все за одного
Любишь кататься познаются в беде.
Подбери четвертое слово:
Переставь буквы, получи новое слово (для сильных детей и с целью перечитывания рассказа можно дать задание: найди в тексте (в отрывке или предложении) слова, в которых можно заменить порядок букв и получить новое слово.) :
Задания для рисования : нарисуйте понравившегося героя, цветущий луг (прочитать описание луга еще раз), нарисуйте пчельник или улей и пчелок вокруг улья, нарисуйте пчелу на цветке, нарисуйте цветущие липы и/ или акации.
ель, ельник, ил, киль, клен, клин, клип, клич, лень, лик, линь, пень, печник, печь, челн, чин.
Кто встретил Васятку и Ваню на крыльце дома?
Как называется пчелиная семья?
Куда у кусила пчела Ваню, что у него закрылось?
Кто рассмеялся, увидев Ваню?
Кто не бросит тебя в беде?
Растение, из которого варят зеленые щи.
Они на лугу были синие, белые и красные.
Л. Воронкова. «Что сказала бы мама?»
Рассказ размещен в книге для внеклассного чтения «Родничок» для 1 класса.
Материалы можно использовать выборочно на уроке, внеклассном мероприятии.
вопросы к тексту, тест (правильные ответы выделены жирным шрифтом – перед распечаткой необходимо его убрать);
цифровой диктант (ответ да – 1, нет 0);
Номер материала: 534764
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
В школах Подмосковья появятся предпринимательские классы
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
В рейтинг лучших вузов мира Quacquarelli Symonds вошли 48 российских университетов
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
В российском регионе отменили выпускные вечера в школах из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Любовь Воронкова — Что сказала бы мама: Рассказ
Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.
— Ступай, ступай,- сказала бабушка.- Наберёшь щавелю — зелёные щи сварим.
Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы — и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.
Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.
— Что-то здесь пчёл много!
— Правда, здесь пчёл много,- сказал и Ваня.- Всё время гудят.
— Эй, ребята,- закричал издали Гринька, — поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят!
Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.
Ребята, отступай! скомандовал Гринька. — Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.
Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.
Ребята! крикнул Ваня. — Васятку пчёлы закусали!
— А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька.— И нас пчёлы закусают.
Надо его отца позвать,- сказал Федя. — Вот пойдём мимо их дома — его отцу скажем.
И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.
— Иди сюда! — крикнул он Васятке.
Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.
Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:
— Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчёлы искусали! — Посмотрела на Ваню. — Ах, батюшки, Ванёк, — сказала она — и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит — перестанет!
— Мне ничего, — сказал Ваня.
И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
— Ну и хорош! — сказала бабушка. — Это кто же тебя так разукрасил?
— Пчёлы,- ответил Ваня.
— А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?
— Они убежали, а я Васятку вёл,- сказал Ваня.- А что ж такого? Поболит — перестанет.
Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
— Федя с Гринькой от пчёл убежали, — сказала бабушка, — а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела — что бы она сказала?
Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?
А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
— Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!