Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор Куприна сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Пирогов, представленный писателем в образе дружелюбного и отзывчивого доктора, прототип известного хирурга Пирогова Николая Ивановича.
Доктор описывается в рассказе как седовласый пожилой мужчина небольшого роста с умным, серьезным лицом, выражающим спокойствие и внушающим исключительное доверие. Пирогов отличается мягким, ласковым, спокойным старческим голосом, передающим его ласку и доброту.
По характеру доктор Пирогов является сострадательным и великодушным человеком, свято исполняя клятву, данную им еще в юности, о постоянной помощи ближнему.
По сюжету произведения доктор Пирогов, направляющийся холодным зимним вечером в гости к друзьям, встречает незнакомого человека, находящегося в состоянии крайнего отчаяния, попав в безвыходную ситуацию, связанную с потерей работы главой семейства, тяжелой болезнью супруги и дочери, отсутствием средств к существованию.
Будучи бескорыстным и отзывчивым человеком, доктор Пирогов, забыв о приятном вечере с друзьями, направляется в подвальное помещение, где ютится несчастная семья Мерцаловых. Пораженный нищетой отчаявшихся людей, Пирогов осматривает больных женщин, назначая им лечение, и, хотя сам не является богачом, нося потрепанный и старомодный сюртук, тайком оставляет под чайным блюдцем крупную сумму денег для нуждающихся Мерцаловых.
Пытаясь успокоить членов семьи и внушить им надежду на счастливое будущее, Пирогов уверяет Мерцаловых в правильности мнения о том, что никогда не нужно падать духом, несмотря на тяжелую ситуацию.
Бескорыстие совершенно чужого и неизвестного для них врача помогает семье Мерцаловых выбраться из одолевшей нужды и наладить свою жизнь в лучшую сторону, постоянно вспоминая святого и чудесного доктора, имеющего мощную милосердную силу.
Повествуя о сказочном, добром, чудесном докторе Пирогове, писатель нацеливает читателей порассуждать на тему существования в обществе людей, нуждающихся в протянутой руке помощи, теплом слове поддержке и одобрения, которые вселяют в человеческой душе надежду и веру в лучшее светлое будущее.
Сочинение про Доктора Пирогова
Произведение Куприна, Чудесный доктор, остается в памяти надолго его невозможно забыть. Вот именно такие произведения необходимо добавлять в обязательный список для прочтения, каждому человеку.
Кроме того что произведение основано на реальных событиях, еще и доктор Пирогов, существовал в реальной жизни, это был известный русский хирург.
В данном произведении доктор оказался ангелом спасителем семьи Мерцаловых, который пришел им на помощь в Рождество. Ведь у всех людей были нерядные елки готовы праздничные обеды. А у семьи Мерцаловых не было ни елки, ни ужина, у них вообще не было еды.
Еще и младшая дочь заболела, ее не могли вылечить, так как денег на лекарства не было. Отец семьи потерял работу, запасы все истощились, своего жилья у них не было. Жила вся семья в маленькой, убогой подвальной комнате.
Вот именно из-за этого сырого воздуха и болели все члены семьи, еще и угля у них не было, для того чтобы отопить это помещение. И вот случайно Мерцалов пошел побродить по улице.
Шел в скверике сел на лавочку, от мыслей и безысходности не зная, что делать, обхватил голову руками и закрыл глаза. Тут услышал голос, его поздравили с праздником и тут его как прорвало, он высказал человеку, который сидел рядом все свои проблемы и переживания.
Этот молчаливый собеседник не перебивал, слушал, а потом сказал, пойдемте, Мерцалов пошел с ним. Собеседник объяснил что он доктор, сколько радости было в глазах у Мерцалова не передать словами. Но тут же взгляд его потух, у меня не чем вам заплатить, сказал он, на это доктор ответил, что ему не нужны деньги.
Когда они пришли в комнату к Мерцалову, доктор осмотрел больную, выписал лекарства, рассказал, куда идти за лекарствами. Он сказал, что там его знакомый работает, он его предупредит и лекарство приготовят в соответствии с рецептом.
Одному из детей доктор дал денег, тот побежал, купил дров, вскоре в комнате стало тепло. Доктор распрощался и ушел, фамилии своей не назвал, а когда сели пить чай под блюдцем нашли крупную сумму денег, которую доктор подарил этим людям.
Вскоре дочь была вылечена, отец семейства нашел работу. И вот благодаря помощи этого обычного доктора, который не был богат или известен, был обычным человеком, просто помог тем, кто нуждался в его помощи.
И может он, что то не купил себе, или не подарил кому то подарков, зато он спас самое дорогое в жизни, это жизнь других людей. И вот благодаря именно таким самоотверженным и щедрым людям, до сих пор живет в мире добро и люди верят в сказки.
Верят в Деда Мороза, в Рождество и просто в чудо, ведь именно благодаря этой вере и появляется волшебство в нашей жизни.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор
Популярные сегодня темы
Очень правильно, я считаю, что появился день и пожилого человека. Есть женский день, мужской… День детский тоже есть – летом. А вот про день стариков я слышу впервые. Да, и название правильное – лучше, чем старик, звучит.
Иосиф Абрамович Левинсон является центральным персонажем романа под названием «Разгром», он является командиром отрядов партизан. С виду он выглядит достаточно неказистым, он не обладает высоким ростом
В романе Лермонтова «Герой нашего времени» представлены приключения молодого мужчины Григория Печорина. Он был богат и жаден на приключения, не боялся рисковать жизнью, играл с судьбами людей. По мере повествования
Ценить собственные игрушки, беречь воспоминания детства учит рассказ «Друг детства» В. Драгунского из цикла произведений «Денискины рассказы». Сюжет основан на происходящем в семье Дениса, ребенку исполнилось 6 лет
В конце ноября появился на свет замечательный и талантливый человек Владимир Даль. Его прославила работа по собранию «Толкового словаря», но помимо этого труда в его жизни происходили разные интересные события.
«Чудесный доктор»: ключевые мысли, образы и герои рассказа А.И. Куприна
Разберем главные мысли рождественского рассказа А. И. Куприна, рассмотрим главных героев, их поступки и жизненную позицию. Поделимся методическими советами, которые пригодятся учителю литературы для завершения цикла занятий по произведению.
Репродукция картины Люка Филдса «Доктор», 1891 г.
Смысл названия
В самом начале повествования автор спешит нас заверить, что его история совершенно правдива. Название рассказа же содержит некоторую установку на вымысел — всё чудесное, как и само чудо вообще, мы привыкли встречать в сказках. В них всегда есть место добру, справедливости, миру. В реальной жизни этим благам приходится туго — они оказываются в условиях борьбы с равнодушием, бессердечностью, злом. Как многие считают, среди этой борьбы чему-то (или кому-то) чудесному просто не хватает места. Однако А. И. Куприн заставляет поверить в наше сожительство с чудом. Не с проста он даёт своему рассказу именно такое название. Чудесный доктор — один из главных героев — похож на волшебника из сказки. Вот только чудотворность его слов и поступков не связана с магией. Причина — в человеческой чуткости, душевной доброте и желании помочь ближнему. Всё это может совершить настоящее чудо. А значит, каждый человек может стать чудесным доктором — тем, кто исцелит другого от недуга отчаяния.
Художественные образы
В рассказе представлены две реальности, контрастные друг другу. Первая — это городская реальность с её богатством красок: огнями на ёлках, бликами в стекле гастрономического магазина, золотом мандаринов, румяными лицами весёлых прохожих. Городу противопоставлен ветхий дом Мерцаловых, представляющий собой серую, мрачную, обледенелую бедность. Однако среди этих тёмных красок, даже вопреки им мерцает огонёк воли к жизни, веры в лучшее. В этом смысле фамилию главных героев можно назвать говорящей. Подземелье Мерцаловых — это тюрьма, в которую попали те, кого отвергла городская роскошь. Праздничная зимняя суета должна источать атмосферу радости, человеколюбие, однако она становится предлогом горожан не замечать чужие горести, отгородиться от несчастных. Городские жители представляют собой однородную массу безучастных к горю людей. К примеру, господин в енотовой шубе, повстречавшийся Мерцалову, считает своим долгом прочитать тому наставление, отчитать за бедность. Это демонстрация того, как городская интеллигенция свысока относится к неимущим.
Ключевые герои
Рассмотрим подробнее главных героев рассказа:
Мерцалов — отец, глава семьи, оказавшийся в труднейшем положении. Он видит бессилие своей жены и изнеможение детей. Его существование — медленная погибель. Осознавая свою бесполезность в помощи семье, Мерцалов задумывается о смерти: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке».
Дети Мерцаловых, конечно, лишены беззаботной поры. Володя и Гриша, как старшие, полностью вовлечены в спасение маленькой Машутки. Выполняя поручение матери, они оказываются в городе, дивятся его обычаям и красотам. Условия жизни Мерцаловых или закаляют детей для дальнейшей суровой жизни или пытаются сломить, как это произошло с Машуткой.
Профессор Пирогов становится спасителем Мерцаловых. Это человек гуманных взглядов, делающих его добрым избавителем семьи от ужасных перепитий жизни. Как известно, прототипом этого героя является настоящий учёный. Это наполняет историю, рассказанную А. И. Куприным, реалистичностью.
Основная мысль
Главной проблемой в рассказе является взаимоотношение людей. В нашем мире с человеческим милосердием сосуществует безразличие и равнодушие. Победа последних может означать для некоторых людей потерю веры в лучшее. Одна из главных мыслей «Чудесного доктора» состоит в том, что люди не должны быть безучастны к несчастью окружающего, ведь каждый из нас может сотворить чудесное — спасти от отчаяния. Доктор исцелил семью Мерцаловых. Человеческая отзывчивость — вот важнейшее средство «По рецепту профессора Пирогова». Также в рассказе присутствует мысль о том, что нельзя терять надежду. Мерцалов-отец был сокрушён внешними обстоятельствами и признал свою беспомощность перед ними. Но и в жизни происходят чудеса — всегда найдётся тот, кто протянет руку помощи, как говорит Пирогов, «. главное — не падать никогда духом». Методические советы для учителя
Перед тем как говорить о творчестве А. И. Куприна, о его рассказе конкретно, лучшим решением будет познакомить ребят с биографией писателя. В этом плане хорош учебник «Русский язык и литература. Углублённый уровень. 11 класс. Часть 1» под редакцией В. В. Агеносова (с. 172-188), так как он ещё и анализирует хронологию творчества, рассказывает о многих других произведениях писателя.
После прочтения и обсуждения «Чудесного доктора» рекомендуем предложить школьникам творческое задание — написать эссе на одну из следующих тем (напомнить ребятам об особенностях жанра сможет учебник «Русский язык» для 9 класса под редакцией М.М. Разумовской, с. 154):
Конспект урока «Куприн А. «Чудесный доктор»
Тема «А. И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». Жанр произведения. Герои рассказа. Реальная основа и содержание рассказа»
Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать умение строить монологическое высказывание; развивать навык анализа художественного произведения;
Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать чувство патриотизма; воспитывать интерес к родному слову
Сегодня наш урок мне хочется начать со знакомства с притчей
Притча о доброте и милосердии.
Ясным майским утром один молодой человек увидел у стены парка мужчину, примерно его возраста, просившего милостыню. Рядом с ним стоял плакат, представлявший собой надпись от руки на обломке доски: «Я слепой».
Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших мимо. Если не считать нескольких монеток, миска для сбора подаяния была пуста.
Тронутый этим печальным зрелищем, прохожий подумал о том, чего лишён этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошёл к нищему.
— Я не могу дать вам денег, — виновато объяснил он нищему, — потому что сам несколько месяцев без работы. Но, если вы не против, я могу помочь вам другим способом. Я бы хотел внести кое-какие изменения в вашу просьбу о помощи.
Удивлённый нищий некоторое время колебался, а затем пожал плечами:
— Ладно, делайте, что хотите. Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся слова, способные пробудить жалость у жителей этого города к очередному попрошайке.
Молодой мужчина извлёк из кармана маркер, приписал на плакате несколько слов и продолжил свой путь.
К концу дня он возвращался через парк и, проходя мимо нищего, с удовлетворением отметил, что новый плакат доказал свою эффективность в раскрытии сердец и кошельков прохожих. Миска была полна денег, причём не только мелких монет, но даже пяти- и десятидолларовых купюр.
— Дела у вас пошли гораздо лучше, — сказал он нищему.
— Точно, — ответил тот, а затем, узнав голос молодого человека, озадаченно спросил: — Что вы сделали с моим плакатом?
— Я всего лишь добавил несколько слов, — объяснил прохожий. — Но ничего такого, что было бы неправдой. Теперь там написано: «Я слепой — а на улице весна…
о доброте и милосердии.
— Как тема притчи связана с темой нашего урока? О чем пойдет наш разговор на уроке7
-Какие задачи стоят сегодня перед нами, определите цель нашего урока? (ответы учащихся).
Вступительное слово учителя.
Сегодня наш урок называется урок-размышление.
Мы поговорим о нравственных ценностях, которые необходимы каждому из нас- это милосердие и сострадание, сочувствие и доброта.
— Как вы думаете, что обозначают слова «доброта», «милосердие», сочувствие», «сострадание»?
ТАБЛИЦА
План статьи учебника «Александр Иванович Куприн»
Вопрос
Пункт плана
В чём литературовед О. Н. Михайлов видел главную особенность таланта Куприна?
Какие трудности испытал будущий писатель в детстве?
Во вдовьем доме и сиротском пансионе
В кадетском корпусе и юнкерском училище
Какие душевные качества сохранил в себе Куприн в годы учёбы?
Сочувствие и человеколюбие — главные черты характера Куприна
Почему Куприна тяготила военная служба?
Служба в армии и скорая отставка
Какие профессии сменил Куприн? Какая из них помогла ему в писательской деятельности?
Выбор профессии журналиста
Как началась писательская жизнь Куприна?
Начало писательской деятельности
Какова история создания рассказа «Чудесный доктор»?
«Чудесный доктор» как рождественский рассказ
Надежда Тэффи как-то вспоминала: «Внешность у Куприна была не совсем обычная. Был он среднего роста, крепкий, плотный, с короткой шеей и татарскими скулами, узкими глазами, перебитым монгольским носом.. носил расписной халат и цветную тюбетейку»
А. Белов: «Большое значение для его литературной деятельности имели знакомства с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, А. М. Горьким. Творчество этих выдающихся писателей несомненно оказало влияние на Куприна»
Человек удивительной судьбы, обладавший редким даром цепко и страстно любить жизнь и торопиться испытать в ней все возможные роли.
По воспоминаниям К. Чуковского («Портреты и этюды»): «В то время, Александр Иванович производил впечатления человека даже чрезмерно здорового: шея у него была бычья, грудь и спина — как у грузчика; Коренастый, широкоплечий, он легко поднимал за переднюю ножку очень тяжелое старинное кресло. Ни галстук, ни интеллигентный пиджак не шли к его мускулистой фигуре…Лицо у него было широкое, нос как будто чуть-чуть перебитый, глаза узкие, спокойные, вечно прищуренные – неутомимые и хваткие глаза, впитавшие в себя всякую мелочь окружающей жизни».
H.A. Тэффи сказала в первой главе своих замечательных воспоминаний об А. И. Куприне: «Он был романтик. Он был капитаном юношеских романов, морским волком с трубочкой-носогрейкой в зубах, завсегдатаем портовых кабачков. Он чувствовал себя храбрым и сильным, грубоватым внешне и поэтически-нежным душевно».
К. Г. Паустовский не без основания писал: «По размаху своего таланта, по своему живому языку Куприн окончил не только «литературную консерваторию» но и несколько литературных академий». Л. Толстой не раз восхищался рассказами Куприна «Ночная смена», «В цирке», хорошим знанием армейского быта в «Поединке». «У него настоящий, прекрасный настоящий талант», — сказал Л. Толстой о Куприне в 1906 году. И. Бунин восторженно говорил о многих рассказах Куприна, восхищался их «разнообразными достоинствами… тем, что преобладает в них: свободой, силой, яркостью повествований, его метким и без излишества щедрым языком…».
Какие его произведения читали, можете кратко пересказать?
( Действие в рассказе, о котором пойдет речь. происходит в Сочельник, праздничные дни накануне Рождества)
— Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый год и Рождество?
— Какие чувства испытываете при их приближении?
( Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда на Новый год.)
— А раньше дети ожидали чуда перед Рождеством, на святки. В эти дни в доме наряжалась елка, и ночью, пока дети спят, под елку кто-то клал подарки. Это было чудо!
Ни телевизора, ни радио, ни Интернета и мобильн. телефона тогда не было, и в долгие святочные вечера родители или бабушки-дедушки читали детям небольшие святочные рассказы. В них обязательно говорилось о чуде, которое произошло во время святок или на Рождество. Рассказы эти счастливо заканчивались и приносили слушателям надежду, радость, веру в чудо. Рассказ Куприна «Чудесный доктор» – один из таких святочных рассказов
Почему эти произведения называются рождественскими?
Рождественский или Святочный рассказ- один из самых сложных, но в то же время один из самых «русских жанров в нашей литературе.
Главная идея святочного рассказа— возрождение доброты и милосердия в людях.
Традиция рождественского рассказа, как и всей календарной литературы в целом, берёт своё начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением.
Из мистерии в рождественский рассказ перешла подразумеваемая трёхуровневая организация пространства (ад — земля — рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в фабуле рассказа все три ступени мироздания. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.
Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и как счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже в парадигме значений календарной прозы видятся как знак свыше.
Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика
Реальная основа и содержание рассказа.
Предположите, почему рассказ А. И. Куприна называется «Чудесный доктор»
Опережающее домашнее задание Смысл названия рассказа
(Имя)работала со словарем И вот какое объяснение слову «чудесный» она нашла. Найдите в словарях значение слова «чудесный».
Чудесный- это Являющийся чудом, заключающий в себе чудо, волшебный,небывалый,необычный.удивительный,фантастический.2. То же, что чудный.
Работа с текстом
-Это вымышленный рассказ или события, отражённые в нем, произошли с героями произведения на самом деле
( События реальные и хранятся свято в семье)
— Почему вы так решили? Где, в каком городе происходили события? Когда?
(В Киеве зимой, 6 января в сочельник, задолго до написания рассказа)
— От чьего лица ведется рассказ о жизни семьи Мерцаловых?
(От лица рассказчика)
-А сам рассказчик от кого узнал?
(от одного из членов семьи Мерцаловых, Григория Мерцалова)
-Как называется такая композиция рассказа, когда в одном произведении два рассказчика?
(рассказ в рассказе Сам рассказчик услышал историю судьбы героев и решил о ней написать рассказ)
— Давайте, ребята, обратимся к тексту и познакомимся с героями рассказа.
(Два брата Володя и Гриша Мерцаловы по поручению мамы должны были отнести письмо 6арину, у которого их отец работал управляющим домом до болезни.)
— Почему они забыли о важном поручении? Что привлекло их внимание и почему?
(Володя и Гриша очень долго стояли у красивых праздничных витрин магазинов и не могли оторвать глаз от изобилия различной еды. Столько еды давно им не приходилось видеть, не то, что есть) Найти слова, передающие ощущение праздника вокруг.
Как можно озаглавить этот эпизод? (У витрины магазина)
( В центре города красуются прекрасные магазины с великолепными и освещенными ярким светом витринами. На улицах стоят сияющие елки, гуляют празднично оживленные толпы. Отовсюду слышен веселый гул. В домах стоят елки с гроздьями ярких, сияющих пятен, слышны звуки веселой польки)
— Какие чувства испытывают люди, за которыми наблюдают мальчики,
(Радость, веселье, праздничное ликование, счастье)
— Почему Грише и Володе невесело, почему они не надеются на подарки в Рождество?
(Семья переживает очень сложный период, они бедствуют. Отец заболел брюшным тифом, потерял из-за этого работу, не стало денег, умерла одна сестра, другая тяжело заболела, нет денег ни на лекарства, ни на еду.)
— Где жила семья Мерцаловых? Абзац «Но они мужественно гнали от себя…
(На окраине города, в подземелье, в ветхом доме, в подвале каменном.)
Малолюдные, кривые, узкие, мрачные, неосвещенные переулки, косогоры наполняли окраины города. Грязный д вор с ветхим домом стоял особняком . В подвале, где жила семья Мерцаловых, было темно, стены закоптелые, плачущие от сырости, повсюду развешено грязное белье. Стоял ужасный запах. Тишину нарушал крик грудного ребенка. На грязной постели лежала больная девочка. Сердце сжималось от острого, недетского страдания.)
Что чувствуют герои, живущие в таких условиях?
(горе, несчастье, страдание)
— Посмотрите, какие противоположные описания. Как называется такой художественный прием в литературе?
(антитеза – противопоставление )
-Почему автор использует антитезу, описывая витрины магазина и жилище семьи Мерцаловых?
(На фоне жизни богатых людей нищета семьи Мерцаловых выглядит очень плачевно)
«Чудесный доктор»: ключевые мысли, образы и герои рассказа А.И. Куприна
В своем творчестве Александр Иванович Куприн старался как можно полнее раскрыть тему милосердия, человеколюбия, доброты. Одной и наиболее трогательных литературных работ писателя стал рассказ «Чудесный доктор». Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который поможет ученикам 6 класса при подготовке к уроку по литературе, а выпускникам позволит лучше подготовиться к ЕГЭ.
История создания
25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.
Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.
«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.
Основная мысль
«Чудесный доктор» очень краток: в книге он занимает чуть более двух страниц печатного текста, но эта короткая святочная история наполнена глубоким христианским смыслом, она воплощает в себе извечную надежду человека на лучшее, которая помогает выжить даже тогда, когда жизнь кажется невыносимой.
Терять надежду нельзя никому, говорит писатель, потому что всё может измениться буквально в один момент.
Как подтверждают отзывы читателей, рассказ Александра Ивановича Куприна полон такой светлой жизнеутверждающей силы, что его можно назвать своеобразным литературным антидепрессантом, помогающим человеку пережить наиболее трудные моменты и не впасть в отчаяние.
Дополнительную силу произведению придает тот факт, что его сюжет – не плод писательской фантазии, а случай из жизни.
Жанр и направление
«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.
Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.
Второстепенные персонажи
Таковых в рассказе всего двое, да и о них становится известно лишь со слов главных героев.
Один из них – швейцар в богатом доме, которого мальчики просили передать хозяину дома написанное их матерью письмо с призывом о помощи. Но швейцар не берет письмо и гонит мальчишек прочь.
Еще один второстепенный персонаж – некий господин в енотовом пальто, встреченный Мерцаловым-старшим на улице. В ответ на просьбу последнего подать милостыню, господин советует ему идти работать.
Из рассказа можно узнать и об отношении автора к своим персонажам. Так, писатель на всём протяжении повествования называет отца семейства по фамилии – о его имени читатель узнаёт, лишь познакомившись с рассказчиком, тем самым мальчиком Гришей, который вырос и стал Григорием Емельяновичем.
Жену же Мерцалова он называет Елизаветой Ивановной. Таким образом, Куприн подчеркивает, что упорный характер этой женщины вызывает в нем большое уважение.
Говоря, что Мерцалову отказал в милостыне господин в енотовом пальто, он дает понять, что это был очень обеспеченный человек – пальто с енотовым воротником стоило в то время весьма недешево.
Этим мелким штрихом автор выказывает свое отношение к людям, которые, не пережив никаких трудностей в собственной жизни, имеют привычку поучать тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию, вместо того, чтобы просто помочь им. В таком случае приходит на память известная пословица о том, что сытый голодного не разумеет.
Композиция
Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.
Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.
Краткий анализ
Год написания – 1897 год.
История создания – В основе сюжета лежит реальная история, рассказанная писателю знакомым банкиром.
Тема – Милосердие и доброта, борьба с отчаянием и безнадежностью.
Композиция – Композиция произведения построена на контрастах. Экспозиция – описание предпраздничного великолепия, завязка – бесконечные лишении семьи Мерцаловых, кульминация – тяжелая болезнь девочки и спасение ее таинственным доктором, развязка – чудесные изменения в жизни всего семейства.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.
В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.
Чудесный доктор — анализ рассказа
Рассказ напоминает классический святочный со счастливым концом, но, по уверению автора, основан на событиях, которые произошли в реальности. С большой вероятностью можно утверждать, что Куприн не лукавил, так как, в произведении не содержится ничего неправдоподобного.
Семья Мерцаловых оказалась в ужасной нищете, из-за того, что Емельян (муж и отец) лишился работы вследствие болезни. Затем стали болеть его дети. Пытаясь найти денег на лекарство и еду, глава семьи посылает своих детей просить помощи у знакомых и малознакомых людей и делает это сам. Однако его усилия не увенчиваются успехом, никто не хочет помочь несчастной семье, а система социальной защиты в России конца девятнадцатого века находилась в зачаточном состоянии.
Емельян Мерцалов, дочь которого может умереть, вступает в разговор со случайным знакомым, встреченным им в городском саду. Рассказ старика о купленных рождественских подарках вызывает вспышку ненависти у отчаявшегося человека. Однако и сам Мерцалов и его новый знакомый врач Пирогов смогли сдержаться и не дать конфликту разгореться. Оба они сохранили в себе человеческие качества, которые оказались сильнее обиды одного и раздражения другого.
Доктор Пирогов сохраняет спокойствие и просит рассказать своего собеседника о проблемах его семьи. Он видит сложность положения и без всякой просьбы идет помочь больной девочке. Врач, выступивший в роли благодетеля, не только не бесплатно ставит диагноз, выписывает рецепт и незаметно оставляет деньги, но принципиально отказывается назвать свое имя. Он показан не просто приверженцем медицинской этики или лицемером, готовым жертвовать своим временем и деньгами рад и благодарности и повышения репутации. В его действиях также не прослеживается религиозная мотивация или следованием принципам абстрактного гуманизма. Чудесный доктор оказался просто хорошим человеком, который помог попавшим в тяжелую ситуацию.
Мерцаловы также показаны с положительной стороны. Они не предпринимают чрезвычайных усилий, чтобы отплатить тем или иным образом за оказанное благодеяние. При этом они не просто приняли помощь, как должное, чувство искренней благодарности сохранилось на многие годы.
Описав реальную (или несколько приукрашенную историю) Куприн напомнил своим читателям о доброте и милосердии, о которых люди должны забывать, если не желают потерять человеческий облик.
Главные герои и их характеристика
Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.
Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.
Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.
Содержание начальной части
Действие рассказа разворачивается в 70-е годы XIX столетия. Жители Киева вовсю готовятся к рождественским праздникам, кругом царит атмосфера радости и веселья. Два брата, Володя и Гриша Мерцаловы, возвращаясь домой, останавливаются возле стеклянной витрины продуктового магазина. Перед их взором предстают всевозможные сладости и мясные деликатесы, о которых мальчуганы могут лишь мечтать, глотая голодную слюну.
Родители приказали ребятам отнести барину письмо с просьбой о помощи, однако миссия не была выполнена. В подвальном помещении полуразрушенного здания их ждут мать с грудным младенцем и находящаяся на волосок от смерти сестренка. Как только мальчики переступили порог, Елизавета Ивановна кинулась спрашивать сыновей, выполнили ли они столь ответственное поручение. Володя признался, что они сделали все так, как им было велено, но хозяйский швейцар в грубой форме прогнал мальчишек.
Вскоре вернулся отец, худой и бледный мужчина с впалыми от недоедания щеками. Износившееся до дыр пальто, истрепанная и помятая шляпа, отсутствие перчаток, несмотря на декабрьский мороз, — все в его внешнем облике говорило о бедственном положении семьи. Доведенный до крайней степени отчаяния, он не может без боли смотреть в голодные глаза детей и супруги, поэтому в спешке покидает жилище.
Проблемы
А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.
Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.
Главные действующие лица
В произведении «Чудесный доктор» автор подробно описывает главных персонажей. Характеристика каждого поможет читателю ближе познакомиться с ними:
Смысл
Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.
Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные – выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.
Чему учит?
Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.
Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.
Автор: Млада Рудницкая
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Пересказ концовки
Погрузившись в депрессивные мысли, Мерцалов отправляется в зимний сад, где решает свести счеты с жизнью, поскольку у него нет никакого плана, как спасти своего больного ребенка и элементарно достать еды. Неожиданно к мужчине, потерявшему всякую веру в лучшее, подходит облаченный в теплую шубу старик, садится рядом на скамейке и заводит разговор о подарках, которые он приготовил знакомым детишкам.
Вскочив, несчастный отец разражается гневной тирадой о том, что ему безразличны чужие дети, когда его собственные ничего не видят, кроме корки хлеба. Неравнодушный незнакомец внимательно выслушивает историю отчаявшегося человека. Ему становится известно про больную девочку. Старик предлагает без всяких раздумий ехать к Мерацаловым, чтобы осмотреть ребенка, а заодно купить им продуктов.
Войдя в подвал, мало чем отличающийся от подземелья, незнакомец просит старшего растопить самовар, попросив хотя бы пару дров у соседа, а сам приступает к осмотру девочки.
Доктор ставит ей согревающий компресс, выписывает рецепт, подробно указывая схему приема лекарства, и советует в ближайшее время посетить его знакомого врача, после чего уходит.
Взволнованный глава семейства просил доброго человека представиться, чтобы знать, чье имя упоминать в молитвах, но незнакомец не посчитал нужным это делать. После ухода доктора Мерцалов обнаружил под чайным блюдцем:
Придя в аптеку, мужчина узнает от фармацевта, что в их доме побывал знаменитый хирург Пирогов. Словно благодетельный ангел, сошедший с неба, великий врач появился в жизни Мерцаловых. С тех пор их дела стали постепенно налаживаться:
Прошло много лет. Гришка, который когда-то плакал над пустым закоптелым чугунком, теперь стал крупным банкиром. Слывя образцом честности и отзывчивости, он никогда не жалел денег, чтобы помочь другим.