ПОМОГИТЕ ОЧЕНЬ СРОЧНО УЖЕ СЕГОДНЯ НУЖНО. УМОЛЯЮ ПОМОГИТЕ. ОЧЕНЬ ВЫРУЧИТЕ МЕНЯ. ДАЮ 30 БАЛЛОВ.
А.И.Куприн «Чудесный доктор»
Рассказ учит нас сострадать, сочувствовать. Как вы думаете каково значение приставки «со» в этих словах? Приведите примеры других слов, в которых приставка «со» имеет то же значение.
Это послужило поводом к серьезной ссоре, закончившейся судебным разбирательством. Из-за этой жестокой судебной тяжбы Андрей Гаврилович сильно заболел. Он слег. Няня, ходившая за ним, решила написать обо всем сыну помещика – Владимиру Дубровскому.
Этот молодой человек воспитывался в Кадетском корпусе и теперь служил в гвардейском полку в Петербурге. Отец баловал Владимира, ни в чем ему не отказывал. Молодой Дубровский кутил, влезал в долги и мечтал о богатой невесте.
Владимир стал считать Троекурова своим кровным врагом. Да и тот, увидев дерзкого сына соседа, продолжал войну. Она закончилась тем, что Кистеневку вместе со всеми людьми отдали во владение Троекурова.
Последний вечер в имении был для Владимира полон печали и воспоминаний. Автор часто упоминает о том, что молодому Дубровскому не хватало семьи, домашнего уюта. У него рано умерла мать, он плохо знал своего отца, но испытывал к нему большую привязанность. После смерти родителя Владимир чувствовал глубокое одиночество. В последний вечер он сел перебирать отцовские бумаги и случайно нашел письма покойной матери. Зачитавшись этими письмами, он окунулся в атмосферу семейного уюта и позабыл про все на свете.
Для Владимира была невыносима мысль о том, что его родовое имение может отойти врагам. Поэтому он принял решение поджечь дом. Герой не хотел жертв, велел отпереть все двери перед поджогом, но крепостной Архип не послушался своего барина. Из-за него в пожаре сгорели и приказные.
Дубровский забрал своих верных крепостных крестьян, к которым относился по-отечески, и ушел с ними в лес. Этот герой сделался благородным, но жестоким разбойником. Удивительно было одно – он щадил поместья Троекурова, всегда обходил их стороной. Позже мы узнаем, что уже тогда Владимир полюбил Машу Троекурову и поэтому не трогал имение ее отца.
Я считаю, что симпатии автора на стороне Дубровского. Ведь это благородный, честный, добрый человек, умеющий любить и прощать. Он хорошо относится к своим крестьянам, видит в них не слуг, а людей. Это очень важно.
Даже став разбойником, Владимир не преступал свои стойкие моральные принципы. В Дубровском оказалось достаточно мудрости, чтобы разглядеть в Маше Троекуровой ее самые лучшие качества, несмотря на то, что она дочь его злейшего врага. Недаром Пушкин подчеркивает все самое хорошее в Дубровском, называя его «благородным разбойником»
Урок по литературе «Доброта и милосердие по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»
Разделы: Литература
Урок-размышление.
Цель урока: Понять, почему рассказ называется «Чудесный доктор». В чём чудо?
Задачи урока:
Предварительная работа:
Ход учебного занятия
I. Мотивационно-установочный этап
1. Вступительное слово учителя.
Мы временем умеем дорожить,
Часы бывают лишними едва ли.
И всадник друга ждет на перевале
не потому, что некуда спешить.
И ношу со спины того, кто хил
берет на спину человек прохожий
не потому, что слишком много сил
и он растратить их никак не может.
В морских волнах, в пороховом дыму
безвестный мальчик за святое дело
жизнь отдает совсем не потому,
что жить ему на свете надоело.
Ни у кого нет жизни запасной,
Как век ни долог — не хватает века,
Но все же люди жертвуют собой,
оправдывая званье человека.
Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное добро обращается замечательный писатель начала ХХ века Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор» А.И.Куприна основан на реальных событиях, даже когда он вышел в первый раз в газете, в скобках было написано «истинное происшествие». Это мы узнаем в самом начале и в конце произведения. Данный рассказ Куприн услышал непосредственно от самого героя рассказа Гриши Мерцалова. В произведении говорится об известном докторе, который еще и был очень хорошим человеком, это Николай Пирогов. История произошла в 1867 году в Киеве, а написана Куприным была через 30 лет, т.е. в 1897 году.
Автор написал о человеке, который не желал славы, он хотел только помогать людям, которым так нужна помощь.
II. Объявление темы урока. Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор»
Совместное целеполагание. Попробуйте сформулировать цели урока.
Понять, почему рассказ называется «Чудесный доктор». В чём чудо?
1. Биографическая; лента времени
2. Историческая (святочный рассказ)
3. Интеллектуальная. (блефтур)
4. Литературоведческая (анализ эпизодов)
5. Художественная (вернисаж)
6. Исследовательская (кластер)
7. Рефлексивная
III Организационно-деятельностный этап
1. Биографическая остановка
“Добрый талант. ” Знакомство с писателем. А.И.Куприн жил в иное, чем мы, время, многое из которого безвозвратно ушло.Он открыто защищал слабых, воспевал святую любовь и бескорыстную дружбу, он учил быть лучше, красивее, благороднее даже в самых трудных житейских обстоятельствах. И не беда, что нет сегодня ни юнкеров, ни бродячих артистов, ни городовых, ни писцов в казённой палате. Ведь честность и ложь, отвага и трусость, благородство и низость по-прежнему ведут между собой непримиримую борьбу. И здесь добрым наставником и старшим другом нашим останется Александр Иванович Куприн.
Чтобы лучше понять рассказ, о котором мы будем говорить, вспомним четыре эпизода из его жизни по ЛЕНТЕ ЖИЗНИ
1877
1880
1894
1897
Сиротский пансион
Кадетский корпус
Ушёл в отставку
Напечатан рассказ
(рассказывают представители от каждой микрогруппы.)
2. Историческая остановка
Учитель. Рассказ «Чудесный доктор» относится к жанру «святочный рассказ».
В новогоднюю ночь и на Рождество мы зажигаем на елке. В момент Рождества Христова воссияла на небе Вифлеема звезда. И пришли на ее свет волхвы, и принесли подарки Младенцу. Потому исстари принято ходить на Рождество со звездой и дарить подарки. Самая тихая, самая светлая ночь в году – Рождественская.
По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.
(Презентация: Жанр святочного рассказа. Индивидуальное сообщение.)
3. Интеллектуальная остановка
Интеллектуальная разминка. Блеф тур
4. Литературоведческая остановка
Рассказ «Чудесный доктор» — это одно из самых замечательных и трогательных произведений, который заставляет по-новому посмотреть на окружающий тебя мир и задуматься. Вот и сегодня мы перенесемся в 1867 год. (тысяча восемьсот шестьдесят седьмой) год по григорианскому календарю — не високосный год, начинающийся во вторник и посмотрим, какое чудо произошло тогда в заснеженном Киеве.
Выделение главных эпизодов рассказа (презентация работы группы):
Анализ эпизода «Мальчики у витрины магазина»
1. Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.
3. Какой мир они открыли для себя?.
4. Куда поспешили мальчики?
5. Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?
Совместный вывод. Куприн показал читателю, как жесток мир. Беззащитность детей и бездушие города. Сытость богатых и голод бедных. Рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюбленно-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.
Инсценирование отрывка «Безысходность» со слов «Мальчики молчали…» до слов «…разогреть-то нечем…» и обсуждение.
1. Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
2. Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он, по вашему мнению, этого не сделал?
3. Как случилось, что семья попала в беду?
4.. Как вы понимаете, что обозначает слово «милосердие»? Подберите к нему синонимы. (Милосердие — готовность помочь кому-нибудь).
Синонимы: милосердие, сострадание, человеколюбие, доброта.
Обсуждение эпизода встречи Мерцалова и пожилого незнакомца в парке.
1. Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?
2. Найдите портрет незнакомца
3. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора?
4. Что же произошло в парке?
Совместный вывод. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. И у него возникают мысли о самоубийстве. Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а проходящий мимо незнакомец остановился, присел рядом и внимательно выслушал отчаявшегося человека. И помог ему.
Обсуждение эпизода: Доктор принес в дом свет и надежду
Выразительное чтение отрывка учителем до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.
1. Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?
2. Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?
3. Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?
Совместный вывод. Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.
Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.
Сообщение о Пирогове (индивидуальное задание).
5. Художественная остановка (вернисаж)
Перед вами иллюстрации к рассказу художника Натальи Салиенко. Кого вы здесь узнаете? Какие краски использовал художник? Почему? Совпадают ли иллюстрации с вашими собственными представлениями?
6. Исследовательская остановка
(Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный).
— Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?
— Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? К чему он призывает нас?
Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Домашнее задание (на выбор)
Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А.И. Куприн)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 09.05.2020 · Обновлено 09.05.2020
Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ рассказа «Чудесный доктор» по плану. Здесь он изложит смысл, тематику, проблематику и художественные особенности произведения А.И. Куприна. Книга интересна и лаконична, а ее разбор полезен на уроках и во время экзаменов.
История создания
В основе рассказа «Чудесный доктор» лежит достоверная история, которую поведал один из героев произведения автору. Куприн в 1897 году находился в Киеве, где и услышал трогательную повесть от банкира. В том же году 25 декабря в газете «Киевское слово» выходит рассказ. Прототипом чудесного доктора является знаменитый хирург Николай Пирогов.
Жанр, направление
Произведение «Чудесный доктор» создано на основе реальных событий, поэтому относится к реалистическому направлению. Автор также был представителем реализма.
Жанр – рассказ, но многие уточняют, что относится он к святочному или рождественскому. Данный жанр предполагает быструю завязку с определенной проблемой и такую же развязку с применением чуда. Произведение имеет свой чистый и светлый финал: добро побеждает зло, и вера в чудо оправдывается.
Смысл названия
Автор назвал свой рассказ «Чудесный доктор» по двум причинам:
Суть: о чем рассказ?
Действие разворачивается в 60-е годы 19 века в городе Киев. Повествование начинается с двух мальчиков, которые пристально смотрят на витрину с поросенком. Они весело толкают друг друга, улыбаются и смеются. Но не так все радостно, как оказалось. Семья Мерцаловых живет за счет любых найденных копеек. Дом в подземелье, денег нет, главу семьи выгнали с работы, год назад умер ребенок, а теперь еще болеет семилетняя сестра, которой нужны деньги на лечение. Надежд никаких уже не осталось, вся семья готовилась к худшему исходу.
Отец не мог сидеть дома, так как «сидением ничего не поможешь» и отправился просить милостыню. Мысли о самоубийстве начинают посещать его все чаще и выглядят не так трагично и ужасно. Наоборот, ему проще быстро умереть, чем смотреть на голодную и беспомощную семью. Но тут Мерцалов увидел огонек, который то и дело погасал и зажигался. Человек радостно подходит к отцу и делится новостью о подарках. Мерцалов не в силах больше терпеть, он начал яростно кричать о своей нелегкой жизни.
Но судьба повернулась к нему лицом и помогла встретить доктора. Они сразу же едут обратно домой. Врач осматривает Машутку и выписывает лекарство, деньги на которое оставляет подле записки на рецепт. Кроме этого, он оставил несколько крупных купюр. Не называя своего имени, доктор поспешил уйти. И только на самом рецепте было написано, что это знаменитый врач – Пирогов.
Главные герои и их характеристика
Главными действующими лицами являются глава семейства Мерцалов и доктор Александр Пирогов. Главные герои рассказа «Чудесный доктор», по мнению Многомудрого Литрекона, должны занять свое место в таблице.
Пирогов | знаменитый врач хирургии. Он знает, как нужно общаться с людьми, что им сказать. Его взгляд и мягкая интонация в голосе сразу же вызывают доверительное отношение. Ему верят и его одобряют люди. Он не стал раздумывать: стоит помогать или нет. Сразу направился к дому Мерцаловых, чтобы сделать все возможное и спасти его дочь. Герой, который поведал эту историю автору, называет доктора святым. Он действительно таким был и будет. |
Мерцалов | сломленный мужчина, у которого когда-то было все: работа, деньги, здоровая семья. Теперь он потерял это. Но он устал бороться с цинизмом и подлостью людей. Его семья одна против всех, никто не хочет им помогать. Единственный выход для главы семейства – покончить жизнь самоубийством. Мерцалову стыдно и обидно, что он не может помочь своим детям и жене. Доктор спас его от страшной ошибки, которая привела бы всю его семью к погибели. |
В своем рассказе «Чудесный доктор» автор поднимает важные темы: милосердие, человечность и доброта. Это и есть тематика произведения:
Проблемы
Автор раскрывает несколько проблем в маленьком рассказе «Чудесный доктор», которые в настоящее время присутствуют в жизни каждого человека.
Основная идея
Главная мысль рассказа «Чудесный доктор» заключается в одной фразе, произнесенная доктором: «Не падайте никогда духом». Всегда есть выход из ситуации, какая бы она не была. Опускать руки, впадать в уныние и отчаяние – последнее дело. Нужно бороться за жизнь, а не тянуться к веревке с мылом.
Нужно надеяться на чудо, которое обязательно случится. И такое чудо может совершить любой человек, который не останется в стороне. Доброта спасет каждого и поможет не осуществить безрассудные поступки. Всегда нужно быть честным, искренним и добрым по отношению к другим.
Автор говорит о том, что в наше время таких людей стало ничтожно мало. Всякое милосердие воспринимается чудом, а такого не должно быть. В этом и состоит смысл рассказа «Чудесный доктор».
Чему учит?
Произведение «Чудесный доктор» учит тому, чтобы каждый из нас не оставался равнодушным к людям. Проходя мимо бездомных, нищих, старых, больных, мы не замечаем, что им нужна помощь. Люди забывают о сострадании и милосердии. Все могут оказаться в подобной ситуации, как Мерцалов. Важно не пройти мимо и поддержать в любой ситуации. Если не деньгами, то хотя бы словом. Такое действие может изменить непоправимое решение человека.
Помощь одному не изменит в корне весь мир, но хотя бы направит одну жизнь на правильный вектор. Куприн заставляет задуматься об этом читателя. Такова мораль рассказа «Чудесный доктор».
Художественные особенности
А. Куприн прибегает к стилистическому приему, как антитеза. В начале он описывает красочную рождественскую улицу, которая украшена громадной елкой. Резкая смена эпизода, и автор уже рассказывает о жутком подвале, в котором живут герои. Детали еще больше погружают читателя в этот мир: плачущие от сырости стены, запах нищеты, крик ребенка, летнее пальто зимой и так далее.
А также применение эпитетов, которые раскрывают и описывают картину того дня: «ветхий дом», «грязная широкая постель», «душная промозглая комната», «Красных крепких яблок», «Мандаринов, нежно золотившихся», «толстым слоем розового сала».
Критика
Критики о рассказе «Чудесный доктор» высказывались так:
В. Лилин: «В ряде его [Куприна] произведений 1900-х годов видно стремление к показу хорошего, доброго, положительного начала в жизни. Но это стремление не приводит к примирению с окружающей действительностью, к восхвалению сложившихся общественных отношений… И хотя в таких рассказах, как «Чудесный доктор», «Тапер», есть отпечаток «благотворительного, рождественского жанра», но в основе этих рассказов лежит не проповедь мнимого братства имущих и неимущих, а восхваление славных деятелей русской культуры. Благотворителем в рассказе «Чудесный доктор» является великий русский медик Н. И. Пирогов в рассказе «Тапер» — замечательный пианист Антон Рубинштейн.»
Т. Л. Александрова: «…многие его [Куприна] произведения (например, рассказы «Тапер», «Чудесный доктор») свидетельствуют о том, что веры в высшее милосердие и жажды восстанавливающего справедливость чуда Божия Куприн не утратил.»
А. А. Волков: «Напряженные поиски положительного начала, острое внимание к проблескам хорошего, доброго проявились… в ряде… произведений, созданных Куприным во второй половине 90-х годов. Однако эти поиски положительного никогда не приводят его к примирению с действительностью, к утверждению или воспеванию сложившихся общественных отношений… »
Проблема доброты и отзывчивости по рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор» (ЕГЭ по русскому)
Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление приносить пользу другим. Добрый человек обладает щедрой душой, готов прийти на помощь даже к незнакомому человеку, который нуждается в поддержке. Тот, кто делает добро другому, прежде всего совершает добро по отношению к самому себе, потому что сознание того, что он совершил добрый поступок, создаёт ощущение счастья, доставляет радость, которая намного выше, чем удовольствие, получаемое от материальной выгоды.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
В рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор» мы знакомимся с таким бескорыстным и душевно щедрым человеком. Он не смог пройти мимо чужого горя. Семья Мерцаловых оказалась в бедственном положении. Глава семьи заболел, все скудные сбережения ушли на его лечение, а затем он лишился работы. Дети стали болеть, умерла одна девочка, другая лежала в жару. В отчаянии Мерцалов пошёл в парк, и в его голове возникла мысль о самоубийстве. Но рядом с ним оказался незнакомый старичок, который, узнав о бедственном положении семьи, бросился несчастным людям на помощь. Он выписал лекарство, дал денег на продукты. Фамилию своего неожиданного благодетеля Мерцалов узнал, прочитав на аптечном ярлыке: «По рецепту профессора Пирогова». С этого момента жизнь бедной семьи наладилась.
В рассказе Куприна доброта доктора Пирогова раскрывается в его поступках. Он приходит на помощь беднякам, ничего не требуя взамен, даже имя своё не открывает. Великодушие, благородство, милосердие известного профессора восхищают, вызывают глубокое уважение.
Второй пример доброты связан с другим героем рассказа «Чудесный доктор». Это мальчик Гриша Мерцалов, который, став взрослым, выучился, занял крупный пост в банке и слывёт образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. Он никогда и никому не отказывает в помощи.
Семья Мерцаловых хранит светлую память о чудесном докторе, считая его святым человеком, который совершил чудо, спас их от гибели. Кроме того, профессор стал образцом для подражания для Гриши Мерцалова, который тоже стал совершать добрые и благородные поступки, помогая бедным.
В заключение хочу сказать, что нужно брать пример с таких людей, как доктор Пирогов, расти добрым и великодушным человеком, думать о тех, кто рядом с нами, помогать тем, кто нуждается в поддержке.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id93807
Анализ «Чудесный доктор» Куприн
В своем творчестве Александр Иванович Куприн старался как можно полнее раскрыть тему милосердия, человеколюбия, доброты. Одной и наиболее трогательных литературных работ писателя стал рассказ «Чудесный доктор». Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который поможет ученикам 6 класса при подготовке к уроку по литературе, а выпускникам позволит лучше подготовиться к ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1897 год.
История создания – В основе сюжета лежит реальная история, рассказанная писателю знакомым банкиром.
Тема – Милосердие и доброта, борьба с отчаянием и безнадежностью.
Композиция – Композиция произведения построена на контрастах. Экспозиция – описание предпраздничного великолепия, завязка – бесконечные лишении семьи Мерцаловых, кульминация – тяжелая болезнь девочки и спасение ее таинственным доктором, развязка – чудесные изменения в жизни всего семейства.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Во время пребывания в 1897 году в Киеве, Александр Иванович услышал от знакомого банкира удивительную историю, приключившуюся с ним более тридцати лет назад.
Казалось, все возможные несчастья по какой-то неведомой причине свалились на одну несчастную семью. У родителей не хватало денег на еду и огонь, чтобы накормить детей и согреть их в холодную зиму. Они были вынуждены все вместе ютиться в крошечной коморке, и их верными спутниками были постоянные лишения.
Но ситуация гораздо ухудшилась, когда серьезно заболела младшая сестра рассказчика. В отчаянии родители обращались за помощью к состоятельным людям, но везде получали лишь отказ. Когда глава семейства, доведенный до крайней степени отчаяния, уже собирался покончить с собой, неожиданно судьба преподнесла его семье щедрый подарок – доктора, который навсегда изменил их жизнь к лучшему.
Пирогов Николай Иванович, а именно так звали доктора, имел славу доброго и бескорыстного человека, который никогда не отказывал в помощи нуждающимся. Он вылечил девочку, и помог семье встать на ноги. С его приходом жизнь, наконец, обернулась к ним своей светлой стороной, и с тех пор в ней не уже не было места горестям и печалям.
Смысл названия произведения заключается в настоящем чуде, которое произошло в Сочельник, и тем самым еще более усилило волшебную атмосферу и веру в то, что добро всегда побеждает зло – именно к такому краткому выводу приводит этот рассказ.
Посмотрите, что еще у нас есть:
В своем произведении автор поднимает проблематику сострадания, человечности и милосердия. Благодаря этим прекрасным качествам мир вокруг можно сделать гораздо лучше и добрее. В этом заключается суть «Чудесного доктора».
Доктор Пирогов выступает в рассказе настоящим спасителем, единственным человеком, протянувшим руку помощи Мерцаловым. Он уберег главу семейства, доведенного до крайней степени отчаянии, от самоубийства, вылечил больную девочку, и оказал существенную материальную поддержку семейству. При этом доктор даже не назвал своего имени, и Мерцаловы смогли узнать, кем же был их таинственный благодетель только по фамилии на рецепте лекарства. Для него имело значение лишь одно – помочь людям и вселить в них надежду на лучшее, не дать упасть духом.
Своим соучастием и искренней добротой он излечивает искалеченные души и раскрывает перед ними смысл жизни, согласно которому только добро порождает добро. Повзрослев и добившись высокого положения в обществе, Гриша следует этой заповеди и также помогает нуждающимся людям.
Основная мысль произведения заключается в том, что чудо может совершить каждый человек, если не останется в стороне и не закроет глаза на горе своего ближнего. Даже малая крупица доброты и сострадания способна изменить жизнь к лучшему, наполнить ее светом и радостью. Открыть свое сердце, быть милосердным и отзывчивым – вот чему учит рассказ Куприна.
Однако автора печалит тот факт, что искреннее милосердие в современном мире стало настолько большое редкостью, что многим воспринимается как чудо, как нечто невозможное. Он призывает читателей не черстветь душами и почувствовать себя настоящими «чудотворцами», делясь с окружающими своей любовью и добротой.
Композиция
В «Чудесном докторе» анализ произведения включает в себя и разбор композиционной структуры. Особенность композиции данного рассказа заключается в контрастах. В преддверии долгожданных рождественских праздников люди украшают свои дома, владельцы магазинов и лавок стараются придать своим витринам как можно более нарядный и праздничный вид. Но в это же время перед читателем открываются ужасные условия жизни семейства Мерцаловых, вынужденного ютиться в тесной грязной коморке.
Пока люди в радостном предвкушении заканчивают последние приготовления перед праздниками, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами и прокормить своих детей. Ни о каком празднике в их семье не может быть и речи. Столь резкий контраст призван показать, с какими проблемами приходиться бороться главным героям.
В рассказе Куприна «Чудесный доктор» экспозиция построена на демонстрации предпраздничного великолепия, в завязке описываются бесконечные лишении семьи Мерцаловых, кульминация – тяжелая болезнь сестренки и спасение ее таинственным доктором, который берет под свое покровительство несчастную семью, развязка – чудесные изменения в жизни всего семейства.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Чудесного доктора».
«Чудесный доктор» написан в жанре рассказа, а, если быть точнее, в жанре рождественского или святочного рассказа. По всем законам этого жанра главные герои оказываются в сложнейшей жизненной ситуации, и помочь им может только чудо. И этим чудом становится встреча с доктором, который оказывает ощутимую помощь несчастному семейству.
Данная история может показаться рождественской сказкой и даже подвергнуться критике, однако ее правдивость не подлежит никаким сомнениям. Поскольку все события происходили на самом деле, данное произведение принадлежит направлению реализм.