Рассказ далекая и близкая сказка ответы на вопросы
(10)На горящие развалины то и дело обрушивался артиллерийский или миномётный налёт, нудили в высоте самолёты, неровно вычерчивали линию фронта немецкие ракеты за городом, искрами осыпаясь из темноты в бушующий огненный котёл, где корчилось в последних судорогах человеческое прибежище.
(11)Мне чудилось: я один в этом догорающем городе и ничего живого не осталось на земле. (12)Это ощущение постоянно бывает в ночи, но особенно гнетуще оно при виде разора и смерти. (13)Но я-то узнал, что совсем неподалёку — только перескочить через зелёную изгородь, обжаленную огнём, — в пустой избе спят наши расчёты, и это немного меня успокаивало.
(14)Днём мы заняли город, а к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками на руках. (15)Они плакали у развалин, вытаскивали что-то из пожарищ. (16)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (17)И только пожары укрыть не смогла.
(18)Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, разлились звуки органа. (19)От дома этого при бомбёжке отвалился угол, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими святыми и мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами. (20)Неловко мне было за себя, за людей, под укоряющими взглядами святых, и ночью нет-нет да выхватывало отблесками пожаров лики с повреждёнными головами на длинных шеях.
(21)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган. (22)Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (23)Глупый был. (24)Малый был. (25)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (26)И потому, должно быть, музыка, которую я слушал в детстве, переломилась во мне, и то, что пугало в детстве, было вовсе и не страшно, жизнь припасла для нас такие ужасы, такие страхи.
(27)Да-а, музыка та же, и я вроде бы тот же, и горло моё сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской жалости. (28)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку, то рояль, то тряпки бедняка, убогое жилище нищего, скрытые от глаз людских — бедность и святость, — всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё подвергнуто унижению, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка повернулась иной ко мне стороною, звучала древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они в свой дом, под крышу, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывало взрывами и не сжигало адовым огнём.
(29)Музыка гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолётов, треск и шорох горящих деревьев. (30)Музыка властвовала над оцепенелыми развалинами, та самая музыка, какую, словно вздох родной земли, хранил в сердце человек, который никогда не видел своей родины, но всю жизнь тосковал о ней.
Задание 26. «В отрывке, завершающем рассказ «Далёкая и близкая сказка», В. П. Астафьев очень точно воспроизводит атмосферу войны. В этом ему помогают лексическое средство — (А)____ («нудили» в предложении 10, «разора» в предложении 12) и троп — (Б)____ («усталые кострища» в предложении 7, «адовым огнём» в предложении 28). Приёмы: (В)____ (предложения 23 и 24) и (Г)____ (предложения 28—30) — помогают передать чувства рассказчика».
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе Астафьева «Далекая и близкая сказка»
Главный герой рассказа Виктора Астафьева «Далекая и близкая сказка» — деревенский паренек, от лица которого ведется рассказ. Он рос сиротой, его мать и сестры давно умерли. Мальчик жил под присмотром бабушки. В гости к его бабушке иногда заходил человек, которого в деревне звали Вася-поляк.
Вася-поляк жил в сторожке на краю села, которая густо заросла зеленью. Неподалеку от сторожки, которая разместилась у подножия горы, бил ключ, который и давал растениям жизнь. Вася сторожил общественное имущество: сельскохозяйственную утварь и семена. Деревенские жители относились к Васе настороженно, для них он был чужим человеком. Ребятишки, хоть и любили заглядывать в окна его сторожки, тоже побаивались непонятного человека.
Вася единственный в селе носил очки, а еще у него была скрипка, на которой он изредка играл. Однажды герой рассказа находился неподалеку от сторожки, и он услышал звуки скрипки. Музыка настолько поразила паренька, что он слушал ее до самой темноты. В этой музыке было много печали и какой-то непонятной пареньку тоски.
Когда Вася-поляк закончил играть, мальчик вошел к нему в сторожку и попросил еще поиграть на скрипке. Вася сказал ему подбросить дров в печурку и снова начал играть. И вновь герой рассказа словно очутился в сказке, настолько волшебной для него показалась музыка.
Вася-поляк рассказал мальчику, что эту музыку сочинил его земляк Огинский, когда вынужденно покидал свою Родину, которую после уже не видел до конца жизни. Еще Вася сказал, что человек не может считать себя сиротой, если у него есть Родина.
Паренек уходил от Васи поздно ночью, потрясенный волшебными звуками скрипки. Сам не зная отчего, он по дороге домой зашел на кладбище и долго сидел у могилы матери. Бабушка не стала его ругать, когда узнала, что мальчик слушал скрипку. Она сказала, что от этой музыки деревенские бабы плачут, а мужики напиваются и буянят, настолько скрипка теребит им душу.
Бабушка рассказала внуку, что Вася – сын ссыльных поляков, которых еще при царе сослали в Сибирь за участие в восстании. Настоящее имя его – Стась, но деревенские жители переиначили имя на привычный лад. Вася родился по пути в ссылку и никогда не видел своей Родины. Всю жизнь он проработал сторожем и к старости начал слепнуть.
Прошло несколько лет. Общественные семена стали хранить на элеваторе, и Стась остался без работы. С годами он совсем ослеп, и за ним присматривали деревенские старухи, которые носили еду слепому старику. А потом Вася-поляк умер.
Герой рассказа в день похорон пришел в сторожку, где жил Вася. Он увидел, что на столе лежат Васины очки, а на стене висит его скрипка. Мальчик схватил очки и скрипку и побежал догонять похоронную процессию. Он положил очки и скрипку Васе на грудь. Так старика и похоронили с очками и скрипкой.
После смерти Васи его сторожка постепенно разрушилась, а ключ, бивший из подножия горы, засох. Казалось, что с уходом этого человека жизнь ушла и с того места, где он жил. А деревенские жители, которые при жизни Васи сдержанно к нему относились, стали часто вспоминать его добрым словом.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Астафьева «Далекая и близкая сказка» заключается в том, что Родина дорога человеку так же, как и мать с отцом. Вася-поляк родился и вырос вдали от Родины своих родителей, но он всю жизнь тосковал по ней.
Рассказ Астафьева «Далекая и близкая сказка» учит ценить и понимать музыку, которая может без слов рассказать о чувствах человека. Герой рассказа услышал, как играет на скрипке Вася-поляк, и эта музыка перевернула ему душу, он запомнил ее на всю жизнь.
Рассказ Астафьева учит любить свою Родину. Родина дает силу и защиту, спокойствие и уверенность. Счастлив тот, кто умеет ценить свою Родину, место, где вольготно и мирно душе.
В рассказе мне понравился главный герой, деревенский паренек, который понял, о чем тоскует Вася-поляк, понял его музыку и навсегда сохранил эту музыку в своей душе.
Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Далекая и близкая сказка»?
Чужая душа — потёмки.
Человек без Родины — соловей без песни.
Мир без музыки, что птица без крыльев.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Краткое содержание Астафьев Далекая и близкая сказка для читательского дневника
Автор рассказа «Далекая и близкая сказка» В. П. Астафьев повествует о том, что все жители одной из деревень с опаской относились к Васе-поляку – хромоногому мужчине, который безустанно ухаживал за могилками своих родителей. Лишь безбоязненные местные мальчишки посещали иногда его караулку, подглядывая в окна. Этот человек отличался от остальных тем, что носил очки, так как зрение его было слабым, а из окон его дома иногда слышались звуки скрипки. Все это вызывало у остальных жителей осторожность. Кроме того, его считали «не от мира сего», хотя ценили его трудолюбие и скромность, жалели и иногда помогали, кто чем мог.
Рассказчик вспоминает о первых своих трудовых днях, проведенных в этом местечке. Но главное его незабываемое впечатление было связано с игрой Васи на скрипке. Эта музыка казалась ему печальной, она будто рассказывала о многом, но казалась тревожной и нагоняла страх. В душе мальчика она вызвала боль о потере близких людей, которые покоились теперь на местном кладбище. Однажды, когда мелодия прекратилась, рассказчик решил посетить место, где жил Вася. По просьбе гостя музыкант вновь заиграл. От его музыки замирало сердце, казалось, что даже в печи веселее играл огонь. В этот вечер Вася поведал о том, что мелодия принадлежит тому, кого давно уже нет в живых. Однако память о родине, которой она была посвящена, осталась живой в этой музыке. Человек не может быть сиротой, если в его душе и памяти звучит эта мелодия. В эту ночь на берегу Енисея рассказчик не чувствовал страха и одиночества, так как был рядом с «близкой и чужой родиной».
Спустя некоторое время Вася умер. Его отсутствие теперь заметили все жители деревни. Даже через несколько лет «с печальным вздохом» вспоминал его каждый. После его ухода в мир иной стало понятно, что для многих он был защитником, который незаметно учил смирению и доброте окружающих. Рассказчик за несколько минут успел положить в гроб умершего его музыкальный инструмент, за которой зорко следила бабка богомолка, желая получить за нее деньги. После похорон Васи-поляка на душе стало пусто. У рассказчика не было сил продолжать свой путь, настолько он был поглощен горем, утратой этого человека, который стал ему родным. Но оказалось, что мальчик ничего о нем не знал. Единственным человеком, который подробно рассказал о судьбе Васи, стала бабушка рассказчика. Однажды вечером перед сном она поведала о его предках, которые оказались выходцами из Польши. Они давно погибли, поэтому сын чувствовал нестерпимую тоску по ним.
Очередное воспоминание рассказчика было связано с военными действиями, во время которых он, будучи военным человеком, посетил один польский разрушенный город. Это происходило гораздо позднее, много лет спустя. Тяжело ему было, стоя на посту, осознавать всю разруху, которую принесла война. В это время населенные пункты напоминали «горящие котлы», из которых выбирались не все.
Наблюдая толпы проходящих бездомных людей, вражеские самолеты, плачущих детей, рассказчик неожиданно услышал знакомые звуки. Игра органа доносилась из соседнего дома. Это оказалась та самая мелодия из детства, которая раньше пугала, вызывала восторг, печаль и слезы. При подобных обстоятельствах спустя много лет для рассказчика она открылась с другой стороны. Стала путеводной нитью в реальность, при этом мужчина безбоязненно воспринимал эту действительность. Это было напоминание Васиной скрипки, детских беззаботных лет. Автор осознавал в этот момент силу необыкновенной музыки, которая «глушила разрывы снарядов». Она успокаивала, настраивала на лучшее, придавала сил, и заставляла верить в то, что враг будет повержен.
Рассказ учит преданности родине, умению ценить и любить близких людей.
Читать краткое содержание Далекая и близкая сказка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Астафьев. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Далекая и близкая сказка
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Главный герой повести Иван Петрович пришёл уставший домой, услышал крики “ Пожар! Пожар!” и побежал на помощь, оказалось, что загорелись складские помещения.
В этом труде античный мыслитель обобщил принципы понятия искусства, средства их выражения. В отличии от других, он отвел значимую роль вымыслу творца. Он считал, что искусство не должно сухо передавать действительность.
Показан конфликт между отцом героя и «дядьями», которые отличались фанатичностью. Эти ярые коммунисты пели марши, когда все вокруг плакали. Дяди плохо влияли на юного Микшу
Произведение Гесоида описывает родословные богов, оно разделяется на три основные эпохи, от происхождения Земли и мира, когда правил Уран и древнейшие божества, до Титанов и Крона, которые в итоге были смещены
Рассказ далекая и близкая сказка ответы на вопросы
(1)Вечером я услышал Васину скрипку.
(2)В зарослях Фокинской речки кто-то искал корову и то звал её ласковым голосом, то ругал последними словами. (3)Я уже опёрся руками о брёвна, чтобы разом оттолкнуться, полететь до самых ворот и забренчать щеколдой так, что проснутся на селе все собаки. (4)Но из-под увала, из сплетений хмеля и черёмух, из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила меня к стене.
(5)И не стало ни Енисея, ни зимнего, ни летнего; забилась живая жилка ключа за Васиной избушкой. (6)Ключ начал полнеть, и не один уж ключ, два, три, грозный уже поток хлещет из скалы, катит камни, ломает деревья, выворачивает их с корнями, несёт, крутит. (7)Вот-вот сметёт он избушку под горой, смоет завозню и обрушит всё с гор. (8)В небе ударят громы, сверкнут молнии, от них вспыхнут таинственные цветы папоротника. (9)От цветов вспыхнет лес, зажжётся земля, и не залить уже будет этот огонь даже Енисеем — ничем не остановить страшную такую бурю!
(10)Но скрипка сама всё потушила. (11)Снова тоскует один человек, снова чего-то жаль, снова едет кто-то куда-то, может, обозом, может, на плоту, может, и пешком идёт в дали дальние.
(12)Мир не сгорел, ничего не обрушилось. (13)Всё на месте. (14)Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.
(15)О чём же это рассказывала мне музыка? (16)На что она жаловалась? (17)На кого гневалась? (18)Почему так тревожно и горько мне? (19)Почему так жалко самого себя?
(20)Музыка кончилась неожиданно, точно кто-то опустил властную руку на плечо скрипача: «Ну, хватит!» (21)На полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль. (22)Но уже, помимо неё, по своей воле другая какая-то скрипка взвивалась выше, выше и замирающей болью, затиснутым в зубы стоном оборвалась в поднебесье.
(23)Долго сидел я в уголочке завозни, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы. (24)Не было сил подняться и уйти. (25)Я приподнял нависшие над окошком перевитые бечёвки хмеля и заглянул в окно. (26)Чуть мерцая, топилась в избушке прогоревшая железная печка. (27)На топчане полулежал Вася, прикрывши глаза левой рукой. (28)На груди Васи покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке. (29)Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку.
(30)В печке щёлкнуло раз, другой, прогоревшие бока её обозначились красными корешками и травинками, качнулся отблеск огня, пал на Васю. (31)0н вскинул к плечу скрипку и заиграл.
(32)Прошло немалое время, пока я узнал музыку. (33)Та же самая была она, какую слышал я у завозни, и в то же время совсем другая. (34)Мягче, добрее, тревога и боль только угадывались в ней, скрипка уже не стонала, не сочилась её душа кровью, не бушевал огонь вокруг и не рушились камни.
(35)Тень музыканта, сломанная у поясницы, металась по избушке, вытягивалась по стене, становилась прозрачной, будто отражение в воде, потом тень отдалялась в угол, исчезала в нём, и тогда там обозначался живой музыкант, живой Вася-поляк. (36)Рубаха на нём была расстёгнута, ноги босы, глаза в тёмных обводах. (37)Щекою Вася лежал на скрипке, и мне казалось, так ему покойней, удобней и слышит он в скрипке такое, чего мне никогда не услышать.
(38)Я так засмотрелся, так заслушался, что вздрогнул, когда Вася заговорил.
— (39)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого, — Вася думал вслух, не переставая играть. — (40)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, — он ещё не сирота. (41)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине.
(42)Скрипка снова тронула те самые струны, что накалились при давешней игре и ещё не остыли.
— (43)Эту музыку написал мой земляк Огинский в корчме на границе, прощаясь с родиной. (44)Он посылал ей последний привет. (45)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор.
(46)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (47)Голос её становился тише, тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой.
Задание 26. «Язык рассказа В. П. Астафьева «Далёкая и близкая сказка», открывающего книгу «Последний поклон», очень эмоционален, как сама музыка, которой посвящён текст. Образ музыки становится центральным в повествовании, что подтверждает частое использование такого тропа, как (А)____ (предложения 15, 46). Нахлынувшие на рассказчика от звуков музыки чувства и посетившие его мысли передают троп — (Б)____(предложение 9), а также приём — (В)____(предложения 18—19). Объясняет силу воздействия музыки скрипач Вася, в речи которого встречается приём — (Г)____ (в предложениях 41, 45)».
специалист в области арт-терапии
Тема урока: О вечных нравственных ценностях
(План-конспект урока по повести В.П.Астафьева «Далекая и близкая сказка»)
Цель: обеспечить необходимое воспитательное и эстетическое воздействие на духовный мир учащихся поддержать у них интерес к литературе.
Перед началом урока на доске поместить два отрывка из романа М.Шолохова “Тихий Дон”:
“… Я до чертиков люблю Дон, весь этот старый, веками складывавшийся уклад
казачьей жизни. Люблю казаков своих, казачек – все люблю. От запаха степного
мне хочется плакать. И вот еще, когда цветет подсолнух и над Доном пахнет смоченными
“В чужих краях и земля и трава пахнут по-иному. Не раз он в Польше, на Украине и в Крыму растирал в ладонях сизую метелку полыни, нюхал и с тоской думал: “Нет, не то, чужое…”
Учитель. Объявляет тему урока и зачитывает эти прекрасные высказывания.
Первые – произносит Евгений Лестницкий, барин, образованный человек, владеющий
несколькими иностранными языками. Вторые – принадлежат Григорию Мелехову, он
простой казак, землепашец, человек от сохи, едва постигший начальную грамоту.
Вопрос классу. Что роднит этих людей?
Учитель. Да, любовь к родине, любовь к Дону роднит этих людей, делает равными.
Они оба любят родину нежной сыновней любовью, любят трепетно и преданно.
Они – патриоты. Ведь отношение человека к родине, отечеству просматривается через отношение человека к малой родине. У каждого из вас, ребята, есть своя малая родина. Я бы хотела, чтобы вы рассказали о своей малой родине.
Учитель: Давайте подумаем над такими вопросами: как вы понимаете чувство родины? Испытываете ли сами это чувство? Что для вас родина? Все ли так тесно связывают свою жизнь со своей родиной?
— За последние годы произошли большие изменения. Люди очерствели душой, волна равнодушия захлестнула многих. Вот почему умирают деревни, забывают в этих деревнях больных стариков. Утрачивается связь с родной землей, со своими корнями, появляется равнодушие друг к другу, к своим близким, к своей земле, искореженной железом, отравленной химией, всеми забытой и поросшей бурьяном. И стоят заколоченными дома, осыпаются в заросших садах переспелые яблоки, засоряются колодцы, разоряются могилы прародителей. Мы ощущаем, как из нашей жизни исчезают добро, бескорыстие и милосердие. Все меньше остается доброты, любви, копится лишь опыт жестокости и бессердечия. Как раньше при нашем молчаливом согласии разрушались храмы, созданные руками наших предков-творцов, так и сейчас порой без всякой нужды и смысла сносятся исторические памятники. Что же с нами происходит? Мы так любим свою родину, но в то же время зачастую так безучастны к ней.
— Спасение памяти начинается с выздоровления собственной души. Ведь у каждого есть отчий дом, где учили жить по совести и чести. Родина всегда была спасительницей, она давала силы на исцеление и возрождение души. И как хочется порой бросить все и уехать туда, в родные места, подышать воздухом радости и детства!
Учитель, да, чувство родины – одно из главнейших чувств, оно делает жизнь человека осмысленной, наполненной особым содержанием. Многие соединяют свою жизнь и судьбу с судьбой родины на всю жизнь, отпущенную человеку. Мы знаем массу тому примеров :
Пушкин и Михайловское.
Лермонтов и Тарханы.
Л.Толстой и Ясная Поляна.
М.Шолохов и Вешенская.
В.Астафьев и Сибирь.
Сегодня мы познакомимся с повестью Виктора Петровича Астафьева “Далекая и близкая сказка”. В ней рассказывается о трагедии человека, которого лишили родины. Речь идет о человеке, родиной которого была Польша. Он никогда не видел своей родины, так как родился уже вне ее. Но мысль о родине согревала его, помогала преодолевать тяготы и невзгоды на чужбине. Связующей нитью с далекой родиной для нашего героя была музыка польского композитора Огинского, особенно – полонез Огинского “Прощание с родиной”. Эту вечную музыку наш герой воспроизводил на скрипке, своем любимом инструменте. (Звучит в записи полонез М.Огинского “Прощание с родиной.”) Сообщение об Огинском: Огинский Михаил Андреевич (1765 – 1833) – граф, польский государственный деятель, композитор, скрипач. С 19 лет состоял на государственной службе, был депутатом четырехлетнего сейма. В 1793 – 1794гг. занимал должность государственного казначея. Участвовал в восстании под руководством Костюшко (1794г.). После подавления восстания был изгнан из Польши. Покидая родину, он написал свой знаменитый полонез “Прощание с родиной”.
Чтение повести В.Астафьева “Далекая и близкая сказка”.
Кто главный герой? Какие чувства он вызывает у вас?
Можем ли мы назвать его человеком высокого нравственным?
Какое главное чувство пронес через всю свою жизнь Вася – поляк?
Что помогало герою выстоять в этой тяжелой жизни и не растерять лучших человеческих качеств.
Заключительный вывод учителя. Да, ребята, мы познакомились с удивительным произведением. Наш герой всю жизнь прожил на чужбине, но горячее и нежно любил свою Польшу. Любовь к родине помогала ему выживать на чужбине. И ниточкой, связующей Васю с его родиной, была музыка, скрипка. В мучительные моменты жизни он брал в руки скрипку. Она плакала, уносясь далеко – далеко, плакала и душа Васи – поляка, обретая силы на жизнь.
Вопрос. Есть ли в произведении еще герой?
Ответ: да, есть. Это сам писатель, тогда мальчик- Витя Астафьев.
Что случилось с мальчиком Витей после, как он услышал скрипку?
Докажите ссылками в тексте, что Витя повзрослел, по-другому, уже по-взрослому, посмотрел на жизнь.
Как Витя стал относиться к Васе – поляку после прослушивания музыки?
Сможете ли вы поступить так, как поступил Витя?
Что произошло с мальчиком после всего, что он услышал и пережил?
Будет ли Витя настоящим сыном своего, Отечества? Будет ли он по-настоящему любить свою родину и служить ей?
Да, мальчик Витя Астафьев взрослеет на наших глазах. Он услышал необыкновенную музыку, по далекой родине Польше. Витя совсем по-другому взглянул на окружающую жизнь, он многое понял. Совсем другим мы видим Витю. Он способен на самостоятельный поступок. Витя многому учит нас.