Краткое содержание повести «Детство»
Повесть «Детство» – первое произведение Льва Толстого. Издано в 1852 году.
Главный герой повести, Николенька Иртеньев, вступает в ранний подростковый возраст, наполненный сложными психологическими переживаниями, новыми эмоциями и чувствами. Коле приходится впервые ощутить влюбленность, стыд, стеснение, несправедливость, досаду, радость больших ожиданий.
Володя Иртеньев, 12 лет – старший брат Коли.
Любочка, 11 лет – старшая сестра Коли и Володи
Papa, Петр Александрович («папа» по-французски)
Maman («мама» по-французски)
Карл Иваныч – домашний учитель Коли и Володи
Мими – гувернантка Иртеньевых, учитель Любочки
Наталья Савишна – экономка
Сонечка Валахина – первая любовь Николая
Гриша – юродивый, странник
Катенька – дочь Мими
Ивины – дальние родственники и друзья семейства
Николеньку Иртеньева рано утром бесцеремонно будит его учитель Карл Иваныч, и мальчик размышляет, за что ему такие издевательства. Он полагает: это оттого, что он самый младший (3 дня назад ему исполнилось 10 лет).
Досада на учителя сменяется, когда Коля начинает размышлять о том, как много добра сделал для него этот человек и какая трудная у него жизнь.
После утреннего одевания Коля с братом отправляются поздороваться с матушкой.
Утреннее чаепитие, где собралось все семейство, вспоминается Николеньке только из-за чудесной атмосферы, которую умела создавать его мама. Он смутно вспоминает ее глаза, черты лица, улыбку, от которой всем делалось хорошо. Также Николай отмечает ее почтительное обращение со стариком-учителем. В разговоре с матерью мальчик ощущает ее нежность и заботу.
Дети идут в кабинет отца, чтоб поздороваться, и застают его разговаривающим с приказчиком Яковом. Отец решает деловые, финансовые, хозяйственные вопросы и попутно объявляет сыновьям, что едет в Москву и забирает их с собой. Они должны продолжить учиться в гимназии. Мальчики расстроены.
Николенька расплакался из-за расставания с близкими.
Учеба после объявления об отъезде в Москву не клеится, Николенька не может сосредоточиться. Он сожалеет, что Карл Иванович воспринял эту новость как пренебрежение к его многолетнему труду в качестве наставника. Слушая его речи, мальчик сочувствует учителю.
Карл Иванович нагружает последний учебный день уроками, чтобы хоть как-то успеть вложиться в образование подопечных.
В дом к Иртеньевым пожаловал юродивый Гриша. Таких людей традиционно принято принимать и угощать, но все как будто недовольны его появлением. И отец, и мать расстроены от предстоящих событий, вдобавок появляются разногласия по поводу Гриши. Отец осуждает, мать понимает странника. Чтобы он не понял, при нем разговаривают по-французски. Контраст отношения подмечает Николенька.
Дети просят взять их на охоту, мать также готова присоединиться.
Приказчик Яков готовит для господ охотничьих лошадей, рессоры, собак и все необходимое для охоты. Мальчики обсуждают все, кроме отъезда. Володе и Коле подают лошадей, от этого они чувствуют себя более взрослыми и серьезными, как отец.
По дороге на охоту описываются пейзажи, уборка хлеба в полях, крестьянский быт.
Отец дает указание Коле подстеречь зайца на поляне, но не все получается гладко. Гончие выгнали зайца, но мальчик упускает зверя из-за азарта и страшно переживает, что подвел отца и допустил ошибку.
После охоты дети отправляются играть, но не могут определиться и скучают. Играть в Робинзона Володе уже не интересно, он важничает и чувствует себя взрослым. Коле неприятно такое поведение брата, он чувствует, что детские забавы теряют свое очарование.
Коля с интересом и чувством, похожим на первую любовь, наблюдает за Катенькой, дочкой гувернантки Мими. Поддавшись порыву, он целует девочку в голое плечо, чем вызывает ее смущение. Володя реагирует презрительно, хотя позднее оба мальчика пытаются произвести на Катеньку впечатление, гарцуя перед ней на лошадях.
Рассказ об отце совмещает в себе детское восхищение и отношение уже взрослого Николая. Мальчик характеризует отца как человека, который имеет «неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула».
Коля замечает, что отец закрыт и умеет скрывать трудную, неприглядную сторону жизни, что он умеет завоевывать расположение и уважение людей.
Вечерний досуг семья наполнила приятными занятиями: маман играла на рояле, а дети рисовали. Отец сообщает о решении взять Карла Иваныча с собой в Москву, чему тот очень рад.
Юродивый Гриша сообщил, что завтра уходит дальше странствовать, и детям захотелось увидеть цепи (вериги), которые он носил в знак смирения. Дети пробираются в чулан, чтоб подсмотреть за ним.
Гладя на то, как искренне молится Гриша, Коля чувствует странное чувство уважения к этому человеку. Религиозный восторг передается и ему. Спустя многие годы Николай вспоминает этот эпизод как момент величия и близости Бога к человеку.
Из-за душевного подъема Коля почти бессознательно целует руку оказавшейся радом Катеньки. Наделав шума в чулане, дети убегают.
Коля рассказывает о женщине, которая воспитала и его мать, и всех ее детей – о Наталье Савишне. Она служила в должности экономки, но ее участие в делах семьи было значительно больше, потому что она вложила всю свою любовь в воспитанников.
Николенька вспоминает ссору и примирение с доброй старушкой. Он понимает, как важна была ее роль в его жизни.
Утром следующего дня все собираются в гостиной, чтоб попрощаться. Коле «грустно, больно и страшно» от расставания с мамой. Он видит, с какой грустью прощаются мать и отец. Став взрослым, он понял, что уже тогда мать прощалась с ними навсегда, словно предчувствуя что-то.
Вспоминая свои детские годы, Николай перебирает в памяти самые нежные и трогательные эпизоды, своих родных и близких.
Братьям Иртеньевым предстоит поздравить с именинами бабушку, в доме которой они проживают в Москве. Коля решает написать стихи, но вдохновение никак не приходит. Найдя в бумагах Карла Ивановича его собственные стихи, мальчик вдохновляется. В то же время он ощущает страшную неуверенность в себе и пытается побороть застенчивость.
В итоге бабушке понравился подарок, который сам Коля раскритиковал.
В дом бабушки прибывают гости. Княгиня Корнакова, беседуя с бабушкой, сообщает неприятных вещи: наказывает розгами детей, не видит в них личности. Коля радуется тому, что он не ее сын, и что в их семье иные порядки. Под конец княгиня советует мальчику быть умным и добрым мальчиком, потому что за лицо его никто любить не будет. Так он осознает, что некрасив.
Князь Иван Иванович, старинный друг бабушки, беседует с ней о делах семьи и дает Коле повод для переживаний. Бабушка сообщает князю, что отец Коли нарочно оставил мать оду в имении, чтоб спокойно и свободно жить в Москве, «шляться по клубам и обедам». Она считает, что отец не понимает и не ценит жену, и с ним она несчастлива.
Приезд Ивиных, родственников Иртьеньевых, оживил Николеньку, ведь ему очень нравился старший Сережа. Он хотел ему подражать.
Но во время игр Сережа показывает другую сторону своей натуры: он унижает Иленьку Грапа. Это неприятно поражает Колю и меняет его отношение к Сереже.
Среди множества гостей коля отмечает «чудесную девочку», Сонечку Валахину. Ему доставляет удовольствие даже близость рядом, он впервые переживает бурю чувств.
Также Коле приходится столкнуться с ревностью: он не хочет, что Сонечка обратила внимание на Сережу.
Коля чувствует влюбленность и счастье, когда танцует с Сонечкой, поражаясь тому, что откуда-то у него «взялись… смелость, уверенность и даже дерзость».
Николеньке приходится танцевать мазурку с девочкой-княжной, в то время как мысли его были поглощены Сонечкой. Коля сбивается, останавливается и чувствует ужасный стыд, потому что реакция гостей кажется ему презрительной.
После ужина Коля проводит время с Соней: они танцуют, веселятся и чувствуют взаимную симпатию. Соня предлагает обращаться друг к другу на «ты», потому что так положено близким друзьям. Коля чувствует душевный подъем.
Уже после бала, Коля долго не может уснуть и размышляет о нахлынувшем на него чувстве. Он делится этим с Володей, а тот также рассказывает ему о симпатии и желании поцеловать Соню. Как ни странно, Коля чувствует, что все могут быть влюблены в эту чудесную девочку.
Через полгода после описанного события Коля получает известие от отца: необходимо срочно ехать к матери. Она писала о болезни, но пыталась успокоить всех, а потом и вовсе передумала отправлять письмо.
Тревожное письмо отправила Мими, которая хотела, чтобы дети успели повидать мать, пока та еще жива.
Приехав, мальчики застали мать без сознания в тяжелом состоянии. Перед кончиной она хотела увидеть детей, звала их, но в итоге не смогла узнать их. Она умерла в страшных страданиях, и это событие страшно подкосило Колю.
Николенька захотел попрощаться с матерью перед похоронами, но ему трудно дается понимание, что его прекрасная любимая мама стала такой.
Он смотрит на ее изменившееся лицо и осознает «горькую истину» смерти близкого человека. Горе и отчаяние переполняют героя.
«Счастливая пора детства» заканчивается после кончины матери, через 3 дня все возвращаются в Москву. Наталья Савишна ненадолго переживает свою любимицу. Николай, став взрослым, всегда приходит на могилы к этим двум женщинам, давшим ему так много любви.
После смерти матери окончательно разрушается гармония семейной жизни, мальчик начинает переживать своеобразное отделение от семьи.
Что автор хотел донести до читателей?
Толстой написал повесть о детских и юношеских годах, уже став взрослым человеком, в 24 года.
Поскольку Лев Николаевич всегда стремился к совершенствованию и «моральному анализу», ему важно было понять, какие люди и события его жизни оказали на него большее влияние.
В то же время, Толстой не стал придирчиво и критично оценивать детские годы, он постарался передать впечатления детства глазами ребенка с чистой душой и незамутненным взглядом.
Автор убежден, что дети обладают способностью к более правильным нравственным оценкам, чем взрослые. Их сознание еще не успело обрасти предрассудками «мира взрослых», они умеют отличать истинные ценности жизни от мнимых.
Это детское восприятие взрослые сохраняют на всю жизнь, но редко к нему прислушиваются в зрелом возрасте, считая его наивным. По мнению автора, людям стоит обращаться к своему детскому опыту, чтобы по-новому оценить текущие события своей жизни.
Новаторство и литературная ценность
Впервые в литературе 19 века начали говорить о том, как богат душевный мир детей и как он недооценен взрослыми. Толстой был одним из тех, кто развивал тему детства в своем творчестве.
Детский взгляд на развитие человека стал подлинным открытием в литературе. Повествование ведется через внутренний монолог юного героя, в нем отражены изменения его мыслей и чувств.
Внутренний монолог – художественный прием, в котором герой мысленно обращается к самому себе с целью разобраться в происходящем.
Позднее этот литературный прием был не раз использован Толстым в других его произведениях, а критики назвали его «диалектикой души».
Бережно описав богатый внутренний мир ребенка, Лев Николаевич заслужил славу вдумчивого психолога и художника слова.
Кратко «Детство» Л. Н. Толстой
Повесть «Детство» открывают автобиографическую литературную трилогию Льва Николаевича Толстого. Главная проблематика произведения — влияние семейной атмосферы на формирование привычек и характера человека в детском возрасте.
Очень краткий пересказ повести «Детство».
Главный персонаж повести — Николенька. Мальчишке 10 лет, у него есть сестра Люба и брат Владимир.
Родители обеспечили детям домашнее обучение и в свободное от занятий время они имеют возможность много играть и гулять.
Приходит день, когда детям сообщают, что для дальнейшего обучения, им придётся выехать в Москву.
Николенька опечален перспективой скорого расставания с отчим домом, с мамой и другими близкими людьми. Не помогла даже настоящая охота, на которую его взял отец, чтобы немного взбодрить. Маленький герой упустил зайца и очень переживал по этому поводу.
На следующее утро все домочадцы собрались в одной комнате, чтобы проститься с детьми. Николенька трудно расставался с матерью, он опасался перемен и жизни в большом городе.
Прошёл месяц. Маленький герой попробовал себя в стихосложении. Его первые стихи в честь бабушки, у которой именины. Вечером прибыло много гостей, среди них Николенька повстречал девочку Соню. Они танцевали и договорились перейти на «ты». Перед сном герой признался брату, что впервые влюблён.
Ещё спустя полгода, не смотря на то, что занятия были в самом разгаре, отец срочно увёз мальчишек домой. Оказалось мама Николеньки очень серьёзно заболела.
К несчастью, дети не успели застать матушку в сознании, её не стало в день их приезда, не приходя в себя и не успев проститься. Сердце Николеньки переполнилось болью. Дом осиротел. Отец увёз детей в Москву. Так закончилось детство Николеньки.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные персонажи и их характеристика:
Краткое содержание повести «Детство» подробно по главам.
Глава 1. Учитель Карл Иванович
Главному герою Николеньке всего 10 лет. Он растёт в семье дворян, вместе с ним ещё двое детей — брат Володя и сестра Люба. Каждое утро мальчишек будет учитель-немец. Он обучает их на дому, очень к ним привязан, но спрашивает выданные знания по всей строгости.
Глава 2. Maman
Николенька спустился к завтраку, где его ждёт его мама. Она добрая и ласковая. Матушка справляется о его делах, затем целует. Дети идут в кабинет отца, чтобы поприветствовать и его.
Глава 3. Папа
Отец сообщает сыновьям, что им нужно срочно переехать в Москву для продолжения обучения. Николенька жалеет старого учителя, понимая, что его уволят.
Глава 4. Классы
А пока продолжаются занятия с Карлом Ивановичем. Старик расстроен, что после 12-ти лет верной работы его увольняют. Николенька грустит по этому же поводу, учитель ему как второй отец.
Глава 5. Юродивый
Матушка стремится помогать бродягам и странникам. В этот день с семьёй, но за отдельным столом, обедает юродивый Гришка. Зимой и летом он носит лохмотья и ходит босой.
Глава 6. Приготовления к охоте
Обед закончен. Прислуга готовит всё к выезду на охоту.
Глава 7. Охота
Все выехали охотиться. Николенька увидел зайца, но упустил добычу. Очень расстроился.
Глава 8. Игры
Охота закончилась. Дети играют и едят вкусности на природе.
Глава 9. Что-то вроде первой любви
В процессе детских игр Николеньку захлёстывает приступ нежности к Катеньке, дочке Мими.
Глава 10. Что за человек был мой отец?
Глава-описание характера отца Николеньки. Он был человеком общительным, со связями. Любил женщин и карточные игры.
Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной
Дети рисуют, мать играет на рояле. Старый учитель просит оставить его на работе, он готов отказаться от жалования лишь бы не расставаться с детьми. Папа Николеньки решает взять Карла Ивановича с собой в Москву.
Глава 12. Гриша
Дети подглядывают за юродивым, когда он молится.
Глава 13. Наталья Савишна
Глава, посвящается пожилой прислуге в доме — экономке Наталье Савишне, которую Николенька любит всем сердцем за доброту и заботу об его семье.
Глава 14. Разлука
Братья собираются к отъезду. Все прощаются. Мама плачет.
Глава 15. Детство
Воспоминания о детстве героя, о маме.
Глава 16. Стихи
Спустя месяц. Москва. Дом бабушки. У бабушки именины. Николенька сочиняет в качестве подарка ей стихи. Ему они не нравятся, но бабушка остаётся довольна презентом.
Глава 17. Княгиня Корнакова
В честь именин бабушки состоялся приём. Приезжает княгиня, Николенька целует ей ручку.
Глава 18. Князь Иван Иваныч
Ещё один гость на банкете. Николенька подслушал разговор бабушки и князя. Именинница жаловалась на поведение отца главного героя. Она считала, что он не хранит жене верность и в Москве развлекается на всю катушку.
Глава 19. Ивины
Среди гостей — семья Ивиных с тремя сыновьями. Дети играют и обижают тихого мальчика Иленьку. Мальчишка плачет, Николеньке становится стыдно за то, что он принимал участие в унижении Иленьки.
Глава 20. Собираются гости
Вечером гостей становится больше, начинаются танцы. Николенька замечает 12-летнюю девочку. Её зовут Соня и она очень нравится герою.
Глава 21. До мазурки
Вечер в самом разгаре. Николенька танцует кадриль с Соней.
Глава 22. Мазурка
Мазурку герой танцует с молодой княжной. Сбивается и останавливается в процессе. Отец зол, а Николеньке стыдно и грустно, что рядом нет мамы, которая его бы утешила.
Глава 23. После мазурки
Все ужинают. Начинается танец гросфатер. Пара Николеньки вновь Соня. Дети договариваются говорить друг другу «ты». Николенька счастлив.
Глава 24. В постели
Николенька признаётся брату, что влюблён, а тот высмеивает его.
Глава 25. Письмо
Прошло полгода. Срочное письмо из дома потрясает отца мальчишек. Он не говорит им почему, но срочно собирает к отъезду домой. А дома смертельно больна мама.
Глава 26. Что ожидало нас в деревне
Дети возвращаются домой и застают мать очень плохой. Она умирает в муках.
Глава 27. Горе
День похорон. Николенька пугается вида лица мёртвой матери.
Глава 28. Последние грустные воспоминания
Через три дня семья Иртеньевых перебирается в Москву. Бабушка от горя на неделю впадает в беспамятство. Старая Наталья Савишна остаётся в деревенском доме совсем одна, вскоре и её не стало. Её похоронили рядом с матушкой Николеньки.
Характеристика героев повести «Детство» подробно.
В повести «Детство» Толстого есть основные персонажи и эпизодические.
Главный герой — 10-летний дворянин Николенька. Мальчик вырос в деревне, рядом с любящими людьми. Очень смекалистый, но ленивый.
Добрый и совестливый по отношению к окружающим. Характер ещё гибкий и податливый, но ранняя рассудительность помогает герою понять, где он поступил хорошо, а где нет.
Карл Иванович домашний учитель Николеньки и его брата. Он преподаёт детям немецкий язык, историю, грамматику.
Он добрый и любящий наставник, искренне привязанный к своим воспитанникам. При всей любви во время занятий педагог с детьми строг.
Наталья Николаевна Иртеньева — мама Николеньки. Ласковая, заботливая и добрая женщина.
Писатель уделил этой героини немного места в тексте, но по тому каким получился отзывчивым и совестливым её сын Николай, становится ясно, что материнская ласка не осталась без результата. Героиня рано умерла от тяжелой болезни.
Пётр Александрович Иртеньев — папа Николая. Мальчик любит отца, но несколько иначе, чем мать. Отец для него авторитет, хотя идеальным его сложно назвать.
У него много недостатков: он любит гулянки, не верен супруге, играет в карточные игры. Но хотя Пётр Александрович человек строгий, детей своих он очень любит и желает им только добра.
Пожилая женщина, крепостная крестьянка, бывшая няня при матери Николеньки. На момент повествования экономка в доме. В юности была полная и энергичная женщина, в старости — осунулась, стала болезненной.
Самая главная черта характера — самоотверженность. Даже когда дед Николая запретил Наталье Савишне стать супругой любимого человека, она не озлобилась.
Всю себя эта добрая женщина отдала во имя заботы о семье господ. Старушка умерла вскоре за матушкой Николеньки и была похоронена рядом с ней.
Кратко об истории создания повести «Детство».
Повесть «Детство» — первый литературный перл великого русского писателя 19-го века.
Толстой написал это произведение в 24 года на Кавказе, куда вместе с братом отправился на военную службу.
Повесть «Детство» стала первой в автобиографической трилогии: «Детство. Отрочество. Юность».
Первая публикация состоялась в 1852 году на страницах популярного в те времена журнала «Современник».
Краткое содержание «Детство»
Повесть «Детство» – первое произведение Льва Толстого. Впервые издано в 1852 году.
Жанр: автобиографическая повесть. Рассказ ведется от лица Николая Иртеньева, взрослого человека, который вспоминает отдельные события и глубокие переживания своего детства.
Основная идея: основа характера закладывается в детстве, человеку свойственно стремление к совершенствованию. Для знакомства с героями повести и основными событиями стоит прочитать краткое содержание «Детства» Толстого по главам.
Главные герои
Николенька Иртеньев – мальчик из дворянской семьи. Старается разобраться в своих чувствах, найти объяснение поступкам людей. Тонко чувствующая натура.
Другие персонажи
Семья Николеньки – мать, отец, брат Володя, сестра Любочка, бабушка.
Наталья Савишна – экономка, бескорыстно и нежно привязана к матери Николеньки и ко всей ее семье.
Карл Иванович – домашний учитель. Добрый и любящий семью Иртеньевых человек.
Мими – гувернантка Иртеньевых.
Гриша, юродивый. Бывал в доме Иртеньевых.
Сонечка Валахина – первая любовь Николеньки.
Иленька Грап – объект насмешек ровесников.
Краткое содержание
Глава 1. Учитель Карл Иваныч
Глава 2. Maman
Вспоминая мать, Иртеньев представляет ее светлый образ, улыбку и чудесные события детства, связанные с ней.
Главы 3-4. Папа. Классы
Придя к отцу поздороваться, дети услышали о том, что он решил забрать их с собой в Москву учиться.
Николенька переживал из-за расставания со всеми близкими, кто был ему дорог.
Главы 5-6. Юродивый. Приготовления к охоте
В дом к Иртеньевым к обеду пришел юродивый Гриша, и глава семейства был недоволен пребыванием его в доме. В преддверии отъезда дети попросили отца взять их на предстоящую охоту.
После обеда вся семья выезжает на охоту.
Глава 7. Охота
Отец направляет Николеньку на одну из полян стеречь зайца. Гончие выгоняют зайца на мальчика, но тот в азарте упускает зверя и переживает из-за этого.
Глава 8-9. Игры. Что-то вроде первой любви
Охота окончилась, вся компания отдыхала в тени. Дети – Николенька, Володя, Любочка и дочь Мими Катенька – ушли играть в Робинзона. Николенька с нежностью наблюдал за каждым движением Катеньки с чувством, похожим на первую любовь.
Глава 10. Что за человек был мой отец?
Главы 11-12. Занятия в кабинете и гостиной. Гриша
Вечером дома дети рисовали, мать играла на рояле. К ужину вышел Гриша. Дети захотели увидеть цепи, которые он носил на ногах, и пробрались в его комнату. Спрятавшись, они слушали молитвы вернувшегося странника, и их искренность поразила Николеньку.
Глава 13. Наталья Савишна
Глава 14-15. Разлука. Детство
Наутро после охоты семья Иртеньевых и вся прислуга собрались в гостиной, чтобы попрощаться. Николеньке было «грустно, больно и страшно» расставаться с матерью.
Глава 16. Стихи
Через месяц после переезда в Москву братья Иртеньевы, живущие с отцом в доме у бабушки, поздравляли ее с днем именин. Николенька написал для именинницы свои первые стихи, которые она с удовольствием прочитала во всеуслышание
Глава 17-18. Княгиня Корнакова. Князь Иван Иваныч
В дом начали съезжаться гости. Прибыла княгиня Корнакова. Николенька, узнав, что она наказывает детей розгами, был глубоко потрясен.
Поздравить бабушку приехал и ее старинный друг князь Иван Иванович. Услышав их разговор, Николенька был глубоко взволнован: бабушка говорила, что его отец не ценит и не понимает свою жену.
Глава 19. Ивины
Приехали на именины братья Ивины, родственники Иртеньевых, и Иленька Грапп, сын бедного иностранца, знакомого бабушки. Николеньке очень нравился Сережа Ивин, он во всем хотел быть на него похожим. Во время общих игр Сережа очень обидел и унизил слабого и тихого Илью, и это оставило в душе Николеньки глубокий след.
Главы 20-21. Собираются гости. До мазурки
Главы 22-23. Мазурка. После мазурки
Николенька танцует мазурку с девочкой – княжной, сбивается и останавливается. Гости смотрят на него, и ему становится очень стыдно.
Главы 24. В постели
Вспоминая бал и думая о Соне, Николенька не может уснуть. Он признается Володе, что влюблен в Соню.
Глава 25-26. Письмо. Что ожидало нас в деревне
Однажды, почти через полгода после бабушкиных именин, отец зашел к детям во время уроков с известием, что они едут в деревню, домой. Причиной отъезда явилось письмо от матери: она была тяжело больна. Дети застали мать уже без сознания, и в тот же день она умерла.
Глава 27. Горе
В день похорон Николенька прощается с матерью. Глядя на лицо, еще недавно красивое и нежное, мальчик осознал «горькую истину» смерти любимого человека, и душа его наполнилась отчаянием.
Глава 28. Последние грустные воспоминания
«Счастливая пора детства» закончилась для Николеньки. Прошло три дня, и все переехали в Москву. В опустевшем доме осталась только Наталья Савишна, но вскоре и она, заболев, умирает. Повзрослевший Иртеньев, приезжая в деревню, всегда посещает могилы матери и Натальи Савишны.
Вывод
Соприкасаясь с миром, Николенька Иртеньев взрослеет, знакомясь с разными сторонами жизни. Анализируя свои чувства и переживания, помня о любящих его людях, герой открывает для себя путь к познанию и совершенствованию самого себя. Краткий пересказ «Детства» Толстого, а затем чтение полного текста повести дадут возможность читателю не только познакомиться с сюжетом и персонажами, но и понять внутренний мир героев произведения.
Тест по повести
После прочтения краткого содержания предлагаем пройти тест: