Экология в картинках
Что такое кислый дождь
Время, в которое мы живём, — особенное. Никогда раньше не были люди такими могучими, как сейчас. Они посылают ракеты на Луну и на Марс, перегораживают реки, устраивают искусственные моря и во всех концах Земли возводят заводы, электростанции, города. Нередко эти стройки сильно влияют на природу, меняют её. А ведь главное правило экологии говорит: В ПРИРОДЕ ВСЁ СВЯЗАНО ДРУГ С ДРУГОМ. И всюду, где люди о нём не думают, природа сама напоминает им это правило.
На севере Европы, за прохладным Балтийским морем, лежит страна Швеция. Там растут дремучие еловые и сосновые леса, а в каменных берегах лежат озёра с прозрачной и чистой водой.
В этих озёрах и в реках, которые из них вытекают, водятся вкусные и ценные рыбы — лососи и форели. Шведы очень гордились своими озёрами и реками, не давали их загрязнять и замусоривать.
И вдруг стало происходить что-то неладное. Сначала в лесах начали сохнуть ветки деревьев. Одна ветка высохнет, вторая и третья, а там, глядишь, верхушка желтеет и сохнет, а потом всё дерево умирает. А затем начала болеть в озёрах рыба. В чём дело?
Учёные проверили воздух над лесами и воду в озёрах. И оказалось, что в облаках над Швецией много серной кислоты — вещества, которое вредно и для растений, и для животных. Вместе с дождём эта серная кислота проливалась на землю, обжигала ветки и корни деревьев, а потом с ручьями уходила в озёра и реки. Учёные так и стали говорить — «кислые дожди».
Как же могла попасть в облака серная кислота?
— С дымом фабрик и заводов, — ответили учёные.
Но в Швеции не так уж много заводских труб, и дым в них очищается специальными фильтрами. Не могут они наделать столько вреда. В чём же дело? И тогда учёные заметили, что серная кислота появляется в воздухе, когда ветер дует с юга, из-за моря. А там, в других странах, во многих сотнях километров от шведских лесов построили множество заводов. Чтобы не отравлять рядом воздух, над ними ставят огромные трубы, которые выбрасывают дым высоко в небо. Ветер подхватывает его и несёт за море. Значит, чтобы в Швеции не высыхали леса и не гибли озёра, нужно, чтобы и в других странах люди поставили фильтры на трубы своих заводов. Ведь на всю Землю у нас одна природа, и если люди портят её в одном месте, она станет гибнуть и в других.
Да что заводы — теперь даже корабли могут быть опасны для природы.
Нефть в море
Плыл по морю огромный корабль. Он вёз в трюмах столько нефти, что ею можно было целую зиму отапливать большой город.
Беда случилась перед рассветом. Корабль затрясся от удара — он наскочил на подводную скалу. Послышались грохот, скрежет металла, испуганные крики, а потом плеск воды, заливающей судно. Матросы спустили спасательные шлюпки и отчалили от гибнущего корабля. Вёсла ударяли по воде с непривычным глухим плеском, и от моря пахло не солью и водорослями, как обычно, а нефтью. Она широко разлилась по воде. А утром пляжи и прибрежные скалы были покрыты скользкой чёрной плёнкой.
Настало страшное время и для жителей прибрежных городков, и для всех обитателей моря.
Первыми пострадали птицы. Чайки, гагары, утки садились в воду, не подозревая об опасности, и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивала им перья. Люди пытались помочь птицам — ловили, отмывали в тёплой воде со стиральным порошком. Но спасти удалось несколько сотен, а погибли десятки тысяч. Повсюду, куда ни взглянуть, лежали мёртвые птицы.
Потом настала очередь мелководных ракушек — мидий, устриц. Они стали задыхаться, потому что нефть не пропускала в воду кислород. Затем погибли водоросли — они тоже не могли жить в отравленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные просто уплыли подальше.
Закрылись на берегу курорты и гостиницы — никто не хотел купаться в грязной воде. Нечего стало ловить рыбакам. Во всём мире газеты писали о том, что из-за гибели одного-единственного корабля побережье пострадало от страшной катастрофы. Не простой катастрофы, а ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ. Ведь погибло всё прибрежное сообщество морских растений и животных. Пройдут многие годы, прежде чем эти берега очистятся от нефти и в чистой морской воде снова будут жить водоросли, ракушки и рыбы. Эта катастрофа ещё раз заставила людей задуматься о том, как легко ранить природу и как трудно её вылечить.
Отчего погибли киты
Но разве только катастрофы вредят природе? Очень часто для неё бывает опасным и то, что кажется нам безвредным. Как ты думаешь, опасны ли для неё прозрачные пакеты из полиэтилена? Те самые, в которых носят и фрукты, и хлеб, и книги.
Сидел я как-то на большом пляже. На берегу играли два мальчика. Они отыскивали брошенные полиэтиленовые пакеты, надували их и пускали по ветру в море. Сначала пакеты плыли, как кораблики с раздутыми парусами, а потом медленно тонули.
Прошло несколько месяцев, и я прочёл в газетах о беде, случившейся у далёких берегов. Там стали гибнуть киты. Их осмотрели учёные и отыскали причину смерти. Думаешь, они погибли от какой-нибудь страшной болезни? Ничего подобного. Они просто задохнулись, потому что их дыхательные отверстия были забиты полиэтиленовыми пакетами или просто кусками полиэтилена, которые принесло морское течение. И я подумал — а ведь это могли быть и те пакеты, которые пускали по воде мальчики на пляже.
По-разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу или на пляже мусор. Но вредят они с каждым годом всё сильнее. Ведь не было раньше таких мощных заводов, как теперь. Никогда не плавали по морям такие огромные корабли. Да и столько людей, как сейчас, не было раньше на Земле.
Что же делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, а чище? Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озёра, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города.
Надо, начиная любое дело, сначала обдумать и рассчитать его так, чтобы оно не нанесло вреда природе. Для этого нужно знать и соблюдать строгие правила науки экологии.
Экология борется
Недалеко от Ленинграда, в крутых гранитных берегах плещется огромное Ладожское озеро. Оно замечательно и своими бурями, и красотой островов, и тем, что в нём водятся тюлени. Но больше всего оно славилось своей прозрачной и чистой водой. Эту воду несёт из озера широкая, полноводная Нева — недаром ленинградцы всегда гордились тем, что пьют самую чистую воду в мире.
Но не только людям нужна чистая вода. Без неё не могут работать многие заводы.
— Это просто замечательно, что на Ладоге такая вода! — сказали инженеры. — Мы построим здесь большой комбинат!
— Но ведь ваш комбинат будет загрязнять озеро, — возразили учёные-экологи, — вы можете вызвать экологическую катастрофу!
— Ничего подобного, — ответили инженеры. — Всю воду, которую комбинат возьмёт из озера, мы потом очистим.
И комбинат построили. Стоил он так много денег, что на очистку воды их не хватило. И потекла в Ладогу речка чёрных, вонючих отходов.
— Не беда! — говорили инженеры. — Озеро большое, наши отходы для него не страшны!
А экологи видели другое. Вода в озере мутнела, рыбы становилось меньше. Потом оказалось, что в некоторых деревнях и посёлках ладожскую воду уже нельзя пить, чистую воду туда привозили на автомашинах. И тогда учёные, писатели и просто люди, которые любили Ладогу, стали бороться. Они выступали на собраниях, печатали статьи в газетах и доказывали, что комбинат нужно закрыть, потому что вреда от него гораздо больше, чем пользы. Нелёгкая это была борьба. Но в конце концов комбинат закрыли, перестала течь в озеро ядовитая грязь.
Всё чаще пишут в газетах и говорят по радио о том, что пришлось закрыть какой-нибудь завод или прекратить стройку, потому что этого потребовали экологи. Всё чаще советуются с экологами инженеры и строители.
Ведь на Земле случилось уже слишком много экологических катастроф, больше их быть не должно. Чересчур дорого обходятся они и людям и природе.
Так тихая наука, изучавшая, к чему приспособлены лягушки и как построены пищевые цепочки, сделалась наукой-борцом.
Пройдёт не так уж много лет, ты вырастешь.
Наверно, другими станут тогда дома и заводы, автомобили и корабли. Но так же, как сейчас, будут шуметь леса, и весной в них будут петь птицы, а осенью трубить олени. Останутся в лесах ежи и белки, медведи и зайцы, боязливые ящерицы и работяги-муравьи. Так же, как сейчас, в озёрах и реках будут неторопливо плавать рыбы, а высоко в небе — кружить орлы. За то, чтобы всё это сохранилось на Земле, борется одна из самых важных наук — экология.
Интегрированная образовательная деятельность. Тема: Кислотный дождь.
Лариса Прокофьева
Интегрированная образовательная деятельность. Тема: Кислотный дождь.
Интегрированная образовательная деятельность
Экология,ознакомление с окружающим миром,художественная литература,художественное творчество-рисование.
воспитатель МБДОУ№32 № «Сказка»:Прокофьева Лариса Николаевна
Тема: Кислотный дождь.
Цель: познакомить детей с природным явлением дождь,дать понятие о кислотных дождях, с помощью опыта показать,что корешок растения всасывает воду,уточнить функцию корней растения,установить взаимосвязь строения и функции;закрепить знания о растительном мире;развивать любознательность,память,умение делать логические выводы о развитии природы и взаимоотношениях людей,животных и растений; продолжать воспитывать любовь и интерес к природе, бережное отношение ко всему живому.
Материал к занятию: иллюстрации о временах года,пособие для дидактических игр:деревья и смена,луговые, садовые,комнатные растения; повядшее комнатное растение и веточка от дерева; загадка и стихотворения о лесе,деревьях;для опыта росток герани с корнем,вода с пищевым красителем.
Ход занятия.
— Воспитатель читает стихотворение:
Голубые,синие небо и ручьи
В синих лужах плещутся
На снегу прозрачные льдинки- кружева
Первые проталинки,первая трава
— О каком времени года это стихотворение? (о весне)
— Правильно,о весне. Как вы думаете,а сейчас какое время года?
— Почему вы так думаете? Какие характерные особенности вы наблюдали на улице?
(начинается пробуждение весенней природы: снег потемнел,стал рыхлый,мокрый,сверху наст. День длиннее-ночь короче. Солнце греет теплее, небо чище,синее. Облака кучевые, на реках ледоход, просыпаются деревья,набухают почки.)
К нам пришла весна,мы с вами убедились в этом на прогулке:
— Как вы думаете,как чувствует себя растительный мир весной?
— Чувствуют ли весну комнатные растения. Как это случается?
(растительный мир и комнатные растения лучше растут,усиливается рост растений появляется много новых ростков,начинают цвести и распускаться бутоны,люди сажают рассаду….)
— Но почему же комнатные растения быстрее растут, распускают свои бутоны,появляются новые ростки?
(в комнате теплее,светлее,человек ухаживает,подкормливает,поливает)
— А если перестанем ухаживать за комнатными растениями,что с ними произойдет?
(показать не ухоженное комнатное растение).
— Вот,что может случится:растения повянут и погибнут.
— Комнатные растения не могут сами себя напоить,и если мы уж посадили росток,то мы несем за него ответственность и наша обязанность качественно ухаживать за ними.
— А за уличными растениями ухаживает природа –мать: дождь поливает,солнце греет, ветер охлаждает и рассеивает семена. Сама природа ухаживает за своими детьми-растениями и животными.
— Отгадайте мою загадку:
Осенью-питает,зимой согревает (лес)
— Представьте,что вы оказались в лесу,посмотрите сколько разных деревьев вокруг.
— Из каких частей состоит дерево? Какие вы знаете виды деревьев? Чем они отличаются друг от друга? Перечислите названия деревьев.
— Послушаете какие интересныестихотворения написали про деревья:
Вверх потянется орава,
и получится дубрава.
Липа на пасеке нашей растёт,
В соты стекается липовый мёд.
в красных ягодах вершина.
угощенье мигом съели.
За окном, в разгаре лета,
Побелела вся земля.
Неужели снег? Нет, это –
-Ой,ребята,посмотрите какая веточка у меня в руке (показываю вялую,блеклую веточку).
— Как вы думаете,что случилось с этой веткой, почему она так выглядит?
— Ребята,я догадалась,что могло с ней случится: родное дерево этой веточки растет около свалки мусора,где находится много ядовитых веществ,остатки различных порошков,сигареты,а еще деревья могут гибнуть от бензина,который капает с автомобилей, из-за плохого воздуха,который выпускают заводы и фабрики,из-за того, что не вовремя вывозят мусор в определенные места. Деревья отравляются через корешки,загрязненный снег тает и вместе с талой водой и с ядовитыми веществами попадает к корням деревьев. Грязные лужи превращаются в пар и улетают в небо,превращаются в загрязненные облака,а из облаков на землю будет капать кислотный,грязный дождь. Такой грязной водой питается и трава,и цветы, из луж пьют такую воду и птицы,и мы с вами будем дышать загрязненным воздухом.
— Посмотрите на опыт и убедитесь как меняются корни растений от грязной воды:
«Как увидеть движение воды через корешки?»
Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.
Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.
Итоги. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.
— Как же мы можем спасти наш растительный мир?
(мусор выбрасывать в специальные контейнеры,автолюбителям следить за своими машинами,чтобы не капал бензин,машинное масло….)
— Это наш с вами долг охранять и оберегать нашу природу. Если наша природа будет гибнуть, то и мы люди погибнем,задохнемся от грязного воздуха.
— Послушайте,пожалуйста,сказку,которую мне рассказали лесные звери.
Жил-был красивый,густой,зеленый лес,там росли деревья,кустики,цвели цветы,щебетали птицы,лесные звери наслаждались лесным чистым воздухом. Было жарко и всем хотелось сильно пить,но вдруг налетел ветер,появилась черная туча. И все живое в лесу стало ждать долгожданного дождя,ведь дождь всегда умывает землю,поит ее водичкой,освежает.
И дождь покапал. Но что это такое?
Маленький Василек,который хотел быстрее напиться,умыть свой бутончик,удивился и сказал: «Что-то не то,наша дождевая водичка почему-то стала совсем не вкусной и мой бутончик стал наоборот очень грязным.» И стал Василек очень грустным и начал вянуть.Вдруг деревья и кустики приуныли:листочки их не стали лучше дышать после такого дождя,да и на вкус вода была противной. Дождь закончился и к лужам подошли лесные звери,подлетели птицы и насекомые и стали пить водичку из лужи. Но вдруг у них сразу после питья заболели животики. Но почему?
— Вот такая печальная сказка. Но так бывает в жизни- это кислотные,вредные для всего живого, дожди.
— Давайте,попробуем изобразить этот дождь на листе бумаги,черным карандашом,а потом изомнем и выбросим этот рисунок. А когда вы вырастите,постарайтесь сделать так,что бы никогда не капал такой вредный,кислотый дождь. Ведь наша природа должна быть красивой,здоровой,тогда и мы с вами будем расти красивыми и здоровыми людьми.
— Давайте поиграем в игру: «Посади цветок».
— Красиво! Вот эту красоту мы должны защищать,оберегать. Если будут уничтожены они- На планете мы останемся одни!
Образец календарного планирования воспитательно-образовательной деятельности с учетом ФГТ. Данный образец календарного планирования составлен с учётом федеральных государственных требований. Форма плана отражает содержание образовательного.