Рассказ для детей о хохломской росписи

Сказки

Хохлома – история возникновения творчества для дошкольного возраста

Хохлома – это старинный русский промысел, который зародился в XVII веке в селениях Нижнего Новгорода. Этот вид народного творчества представляет собой яркую декоративную роспись предметов мебели, но главным образом – посуды. История хохломы для детей, место зарождения творчества и его разновидности, кратко для дошкольного возраста.

Что относится к народному творчеству

Народное творчество, к которому относятся хохлома, является способом выражения характера народа, его культуры. Оно представляет собой совокупность произведений народа, его художественной деятельности. По сути, народное творчество – это вид искусства, созданное самим народом и для народа.

Разнообразие произведений творчества народов в первую очередь связано с его культурными ценностями. Каждый народ, как единый большой коллектив, обладает конкретным этносом, внутри которого существуют мифы, сказки, песни, танцы, а также декоративные изделия, присущие только ему.

Народное творчество отличается от прочей художественной деятельности тем, что оно прочно связано с мировоззрением конкретного народа. Можно заметить, что в каждой стране, регионе творчество населения имеет отличный от других почерк, оригинальные краски и формы. Знакомство с творчеством своего народа позволяет лучше понимать наше происхождение.

Что такое хохлома и ее отличительные признаки

Хохлома – один из народных промыслов России. Фон изделий всегда черного цвета, но, несмотря на это, все предметы, расписанные в стиле хохлома, выглядят очень ярко. Обязательный элемент росписи – присутствие золота. К другим традиционным чертам хохломы относят изображения ягод, ветвей и листочков, а также птиц, животных и даже рыб.

На Руси дерево играло очень большую роль. Из него строили добротные избы, предметы мебели, посуду. Среди обычной посуды, изготовленной ремесленниками, существовали особые предметы сервировки, которые подавались на пирах и царских приемах. Они были окрашены особым ртутьсодержащим природным материалом, который назывался киноварью. Сверху посуду покрывали золотом. Медово-золотистый оттенок достигался неоднократной обработкой в печи при воздействии высокой температуры. Такой цвет придавал деревянным приборам массивности.

Изначально производство было налажено при монастырях на Руси. Например, среди большинства ремесленников Троице-Сергиевой лавры работали крестьяне из некоторых заволжских сел. Считается, что хохлома получила развитие благодаря старообрядцам, переселенцам с других земель, которые занимались посудным промыслом.

Разновидности хохломы

Известно несколько видов росписи в стиле хохломы. Они отличаются способом нанесения и изображением на деревянных предметах. По типу нанесения хохлому делят на следующие виды:

Техника имеет различные способы росписи. Наиболее сложная методика – нанесение росписи под фон. Изначально на заготовку из дерева наносят контуры узора, а затем начинают закрашивать некоторые части черным или красным фоновым цветом. После нанесения фонового слоя приступают к выполнению узоров и других сложных деталей.

«Пряник»

Самый простой способ называется «Пряник». В центре изделия представлено изображение геометрической фигуры, например, ромба или квадрата. Внутри ее дополняют солнцем, вьющимися растениями, разнотравьем.

«Травка»

«Травка», или травяная роспись, наносится отрывистыми мазками. Крупными мазками выполняют листья, более мелкими – травинки или капельки росы. Такой элемент верховой росписи позволяет заполнять всю поверхность изделия ажурным рисунком. Это один из наиболее сложных видов, который требует от мастера терпения и особого внимания.

«Ягодка»

Очень напоминает «Травку» еще одна техника под названием «Ягодка». Однако стиль выглядит богаче и более декоративнее предыдущего. В его основе переплетение из крупных ягод и разнотравья. Как правило, мастера изображают землянику, крыжовник, виноград, а из цветов — ромашку и колокольчик.

«Кудрины»

Для «Кудрины» характерна некая витиеватость растительных узоров. При этом орнамент выполняют золотой краской. Особенность нанесения — в работе очень тонкой кисточкой.

Как и когда возникла хохлома

Архивы показывают, что впервые о красивой расписной посуде упоминают в 1659 году. Именно тогда некий боярин по фамилии Морозов потребовал собрать с Заволжских земель посуду разнообразных размеров и мастеров по оловянному делу. В те времена олово применяли для золочения. Морозов в те времена владел селом Семеновское. В нем, а также в соседнем селе под названием Хохлома был сформирован промысел по росписи деревянных изделий.

Развитию подобного промысла на Руси способствовала близость крупного торгового пути (волжского) и соседство с ярмаркой – Макарьевской. Качество посуды было настолько высоким, что ее производство сделали главным для жителей промыслом, а село Хохлома – торговым пунктом, где продавалась уникальная посуда с необычным рисунком. После 1916 года было принято решение об открытии Школы художественной обработки деревянных изделий. Так хохлома получила новый виток развития.

Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи

Деревянные основы для росписи называют «бельем». Для изготовления предметов из дерева необходима не только краска разных оттенков, но и специальная очищенная глина (вапа), которая выполняет роль грунтовки. Также необходима олифа (льняное масло), от правильного нанесения которой зависит прочность нанесения узора.

Следующий этап называется лужение, которое выполняют алюминиевым порошком. Его интенсивно втирают в изделие, после чего предметы приобретают блеск и готовы к дальнейшей росписи. Краски, которые используют мастера в работе только масляные, а кисточки для нанесения узора преимущественно беличьи.

Роспись на предметах быта

Деревянная расписная посуда «под хохлому» популярна и сегодня. Это довольно стильное украшение интерьера. Кроме этого, посуда с хохломскими узорами отличается экологичностью. Спросом пользуются кухонные наборы, отдельные предметы утвари. Расписывают мебель, бытовую технику и даже автомобили. Оценили хохлому в мире высокой моды. Некоторые элементы рисунка используют для создания целой коллекции модной одежды.

Читайте также:  Сказки про правила русского языка

Иметь в своем доме предметы, украшенные хохломской росписью – это означает ценить традиции русского народа. Хохлома способна украсить каждый дом и внести уют в семейный очаг.

Источник

Рассказ для детей о хохломской росписи

о хохломской росписи

В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города.

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Позже стали делать и детскую мебель.

Техника Хохломской росписи:

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание

Цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый. Основной элемент узора: «травка» Элементы: листья, цветы, ягоды

Хохлома. Хохломская роспись.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.

Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.

Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.

В росписи «под фон» чаще используется элемент «кудрИна». Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

По материалам сети Интернет

195427, Санкт – Петербург,

Светлановский проспект, дом 46, корп. 2

тел. 555-26-91; тел./факс 555-85-41

Для просмотра размещенных на сайте файлов

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы Вы можете посмотреть здесь http://bus.gov.ru/pub/independentRating/list

Источник

«Золотая Хохлома». Интегрированное занятие по первичному знакомству с хохломской росписью. Средняя группа

Наталия Смирнова
«Золотая Хохлома». Интегрированное занятие по первичному знакомству с хохломской росписью. Средняя группа

Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; познавательное развитие; социально- коммуникативное развитие.

Методические задачи: продолжать знакомить детей с народными промыслами; познакомить детей с хохломской росписью; с историей возникновения и особенностями данной росписи; познакомить детей с простейшими элементами росписи и техникой их выполнения; воспитывать бережное и уважительное отношение к народному наследию.

Материалы к занятию: предметы хохломского промысла; иллюстрации, дидактические картинки изображающие предметы хохломского промысла; мультимедийные презентации о хохломском промысле; полоска желтой бумаги; кисти; краски ; банки с водой.

Методика проведения: Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по Стране народных мастеров. (Кадр презентации)

Предметы из дерева делали в Семенове и других селах Нижегородской области, однако называется промысел Хохломским. Интересно, почему? (кадр презентации)

Яркие, красивые, расписные изделия народных умельцев из нижегородских сел продавались весной на ярмарке в большом торговом селе Хохлома, так и стали они называться хохломскими. Почти в каждом доме есть эти нарядные изделия: ложки, вазы, панно. (кадр презентации, воспитатель предлагает детям рассмотреть хохломские изделия).

Существует легенда. (кадр презентации). Жил в одном из нижегородских сел искусный мастер. Резчик по дереву. Делал он чашки ложки, ковши да плошки. Кашу варил, из тех плошек ее ел да не жалел каши для птиц в саду- кормил их. Как то прилетела к нему в сад сказочная птица- жар, золотое перо. Поклевала каши, а улетая задела крылом посуду и стала она золотой.

Это, конечно, сказка. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия (кадр презентации) так и кажется, что тут сказочная птица постаралась.

Воспитатель предлагает детям подробно рассмотреть хохломские изделия, обращает внимание детей, что данный вариант орнамента растительный, травный. Рассказ сопровождается кадрами презентации.

Сейчас мы, как всегда, поучимся у мастеров приемам росписи.

Посмотрите у нас на столах лежат «заготовки». Сегодня мы поучимся рисовать главный стебель росписи, называется он «криуль». (Примечание: при первом, ознакомительном занятие допускается наметка ведущего стебля карандашом-делает взрослый заранее- дети обводят его, делают утолщения на концах завитков и подрисовку листочков).Обмакнем кончик кисточки в краску, мягким плавным движением прорисуем завиток (показ, демонстрация кадра презентации). Дети работают,

Теперь на конце завитка делаем утолщение- листочек (показ, дети работают).

На стыках завитков другим цветом рисуем листочки (показ, дети работают).

Источник

«Хохломская роспись». Конспект занятия с детьми 4–5 лет с участием родителей

Татьяна Бурдиян
«Хохломская роспись». Конспект занятия с детьми 4–5 лет с участием родителей

(Работа по «детским календарям». Дидактический материал для развития детей 4-5 лет под общей редакцией Дороновой Т. Н.)

«Хохломская роспись»

Занятие проводится с участием родителей. Приглашаются родители у кого в отношениях с детьми есть недопонимание.

На занятие родитель с ребенком приходит по собственной воле и желанию.

Необходимое условие: создать непринужденную обстановку.

1. Взаимодействие, поддержка и сопровождение, а также профилактика семейных взаимоотношений с детьми дошкольного возраста.

2. научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной.

— укрепление и улучшение межличностных отношений на индивидуальном уровне и в семье;

— направление развития эмоционально-положительного фона ребенка и семьи,

— научить выделять элементы хохломской росписи.

— отработать простейшие приемы кистевой росписи.

— отрабатывать навыки лепки из соленого теста.

— развивать чувство ритма, творческие способности детей.

— воспитывать эстетический вкус, интерес к народным художественным промыслам.

Знакомство с русскими народными художественными промыслами хохломская роспись. Работа с родителями.

Что такое семья? Из кого состоит семья? Место ребенка в семье.

Имеет представления о русском народном творчестве хохломской росписи, описывает его, делает выводы, владеет диалогической речью и конструктивными способами общения с детьми и взрослыми.

Проявляют (дети и родители) интерес к занятиям.

Гуашь, кисти, соленое тесто, демонстрационный материал «хохломская роспись», заготовка (круг из картона).

Ход занятия

Дети с родителями рассаживаются. Воспитатель вкратце рассказывает о истории хохломской росписи.

Очень давно, в городе Семенов Нижегородской области, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий.

У каждой группы деревень был центр – крупное село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле.Когда у купца спрашивали: «Откуда такое диво,он с гордостью отвечал: «Из Хохломы».Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Чтение стихотворения: (стихотворение читает мама с ребенком)

Как волшебная жар-птица

Золотая Хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чашки и ковши,

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета.

И узорчатый орнамент

Тренинговое упражнение: «Тепло семьи».

Попросить ребенка и родителя взяться за руки. Акцентировать внимание ребенка. «Какие у мамы руки?» (теплые, нежные, красивые)

Родителя попросить почувствовать тепло рук ребенка.

Посмотреть на друг друга улыбнуться, обнять друг друга.

Далее воспитатель предлагает родителям и детям выполнить необычную работу, хохломскую роспись с элементами лепки из соленного теста и расписать работы красками.

Для этого Вам понадобиться соленное тесто, стеки и заготовка из картона. Для начала лепим лепесточки, а далее ягодки. После этого берем кисть и гуашью расписываем (раскрашиваем) наши работы.

Если б все на свете было (вращательные движения

Одинакового цвета, головой)

Вас бы это рассердило (наклоны головы вперед-

Или радовало это? назад)

Видеть мир привыкли люди (руки на поясе,

Белым, желтым, синим, красным наклоны влево вправо)

Пусть же все вокруг нас будет (прыжки на месте

Удивительным и разным на левой, правой.)

Молодцы ребята присаживайтесь!

Рефлексия: Ребята что мы сегодня делали?

Что у нас получилось?

Уважаемые родители понравилось ли вам наша творческая деятельность, что больше всего понравилось?

«Хохломская роспись — это просто». Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования «Хохломская роспись – это просто».Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования: гуашью по восковым.

Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка» Рисовать мои дети любят все без исключения, даже те, кто в начале года не особо горели этим желанием. За семь месяцев плодотворной работы.

Фотоотчет о занятии по рисованию «Хохломская роспись» в подготовительной группе Программные задачи: 1. Уточнить знания о хохломской росписи; 2. Развивать умение вырисовывать элементы хохломской росписи; 3. Развивать.

Конспект занятия «Хохломская роспись» Конспект на тему «Хохломская роспись». Ход: Дети, послушайте внимательно: И богаты и красивы, Гостю рады от души Кубки, чаши и ковши И.

Конспект ООД по рисованию «Хохломская роспись» (старшая группа) Конспект ООД по рисованию (старшая группа) «Хохломская роспись». Задачи: Воспитательные: Воспитывать у детей способность к сопереживанию.

Конспект по художественно-эстетическому развитию рисование «Хохломская роспись» старшая группа Рисование на тему: «Хохломская роспись» Программное содержание: Образовательные задачи: учить замечать художественные элементы, определяющие.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 5–6 лет «Городецкая роспись деревянной доски» Цель: познакомить детей с техникой городецкой росписи. Задачи: учить детей выполнять узор в стиле народной росписи (городецкой, передавая.

Лэпбук «Хохломская роспись» Лэпбук- это собирательный образ энциклопедии на определенную тему. У данного пособия очень много преимуществ: многофункциональность,вариативность,.

Мастер-класс по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка» Для проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5-7 лет на тему «Роспись каргопольского петушка» необходимо для начала самой.

Викторина по декоративно-прикладному искусству «Хохломская и дымковская роспись» Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Викторина по декоративно-прикладному искусству» Цель: Формирование.

Источник

Конспект занятия «Хохломская роспись»

Екатерина Корнышева
Конспект занятия «Хохломская роспись»

Конспект на тему «Хохломская роспись».

И богаты и красивы,

Гостю рады от души Кубки, чаши и ковши

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин, маки солнечного лета

— О каком виде росписи говорится в этой загадке? хохломе)

— Правильно ребята, давайте еще раз вспомнит из чего состоит хохломской узор.

Рассказ о хохломских узорах.

Хохломская роспись— это прежде всего растительный орнамент: стебли, листья, цветы, ягоды. Фон в основном жёлтый или чёрный, а иногда красный. Мастер выполняет роспись сразу кистью, без простого карандаша. Узор состоит из главной линии, которая похожа на завитки. Посмотрите, вот она. И около неёрасполагаются элементы: листочки, травки, усики, осочки (маленькие листочки, ягодки, завитки.

— Ребята, на что похож элемент «завиток»?

(дети сравнивают его с усиками бабочки)

А сейчас я вам предлагаю потренироваться в хохломских узорах.

Но сначала я хочу посмотреть, как работают ваши пальчики. Достаточно ли они гибки, чтобы красиво рисовать? Вот мы сейчас покажем.

Пальчиковая гимнастика «Большие и маленькие»

Были маленькие мы (пальцы согнуты, прижаты к ладони)

Стали вдруг большие (расправить пальцы, растопырить)

Шалунишки, шалуны (движение «фонарики»)

А дружные какие! (сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты.)

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать.

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы

(на каждое слово дети делают хлопки)

Разминать (на это слово пальцы сжать в кулаки)

Это Ваня (показывают большие пальцы обеих рук)

Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами показывать из стороны в сторону)

Стёпа нужен для того, чтоб показывать его

(большие пальцы остаются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются)

А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине

(выводят средние пальцы из кулаков)

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый

(выводят безымянные пальцы)

А Никита, хоть и мал (вывести мизинцы)

Очень (прижать к ладоням большие пальцы)

Ловок согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках, прижать к ладоням)

Роспись хохломские узоры

Воспитатель: А теперь давайте попробуем нарисовать хохломские узоры. (показ на образце).

Воспитатель: Молодцы! У вас получились замечательные узоры!

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода.Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота.Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.

Конспект по художественно-эстетическому развитию рисование «Хохломская роспись» старшая группа Рисование на тему: «Хохломская роспись» Программное содержание: Образовательные задачи: учить замечать художественные элементы, определяющие.

Конспект занятия «Городецкая роспись» Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно.

Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись» Программное содержание: Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть.

Лэпбук «Хохломская роспись» Лэпбук- это собирательный образ энциклопедии на определенную тему. У данного пособия очень много преимуществ: многофункциональность,вариативность,.

Викторина по декоративно-прикладному искусству «Хохломская и дымковская роспись» Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Викторина по декоративно-прикладному искусству» Цель: Формирование.

Конспект занятия «Роспись дымковских лошадок» Цель: учить детей украшать фигурки игрушек элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию.

Конспект занятия «Роспись кувшина хохломской росписью» Область: «Художественно-эстетическое развитие» Рисование «Роспись кувшина хохломской росписью» Цель: расширение знаний о народном промысле.

Источник

Читайте также:  Рассказ о заимствованных словах в русском языке
Познавательное и интересное