Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группы «Ознакомление с полезными ископаемыми»
Татьяна Рыбинцева
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группы «Ознакомление с полезными ископаемыми»
Цель: закрепление знаний о разнообразии полезных ископаемых, их свойствах и применении.
познакомить с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами и применением в жизни человека;
развивать память, мышление, речь и исследовательскую деятельность;
самостоятельно оценивать ответы детей и высказывания других детей.
Карта земли, образцы полезных ископаемых (гранит, уголь, песок, глина – на каждого ребенка, увеличительные стекла, 2 сосуда – лейки, молоток, стаканчики на каждого ребенка, лист бумаги.
Ход занятия.
Ребята, мы с вами поговорим о богатствах, которые находятся глубоко под землей. Как они называются? (полезные ископаемые). Какими словами их можно еще назвать? (сокровища земли, недра земли, хранилище земли и т. д.). Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин Земли или с ее поверхности и используют в народном хозяйстве. Какие полезные ископаемые вы знаете? (глина, каменный уголь, соль, мрамор и т. д.). Это только часть полезных ископаемых, а в природе их гораздо больше. Сейчас давайте рассмотрим коллекцию с полезными ископаемыми. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадайте и найдите этот экземпляр в нашей коллекции, если он присутствует.
Если встретишь на дороге.
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу. (Глина)
Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы, станут и заметны. (Гранит)
Он очень нужен детворе,
Он на дорогах есть и во дворе. (Песок)
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий,
Он несет в дом тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Правильно, дети. Молодцы! Отгадали все загадки и отыскали их в коллекции.
Скажите мне, а какими бывают полезные ископаемые? (Твердые, жидкие, газообразные).
А какие вы знаете жидкие полезные ископаемые? (Нефть, минеральная вода).
А газообразные? (Природный газ).
Наша коллекция, к каким ископаемым относится? (К твердым).
А теперь давайте рассмотрим образцы полезных ископаемых которые у вас на столах.
Сначала мы свами рассмотрим песок и глину, проведем несколько экспериментов и выясним их свойства, чем они отличаются друг от друга.
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? (легко)
А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? (песок)
Почему? (Песок – «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Песок – рыхлый, в отличие от глины).
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек – песчинок). Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются?
Теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? (в песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички). Следовательно, песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.
Берем две прозрачные емкости со вставленными в них воронками с песком и глиной. Наливается в воронки вода. Дети наблюдают, как в емкость через песок быстро просачивается вода. А в емкость, где воронка с глиной – медленно. На поверхности глины долго остается вода. Делают вывод, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.
Общий вывод: глина состоит из мелких частичек, во влажном состоянии не рассыпается, пластична, плохо пропускает воду. Песок рассыпается, состоит из полупрозрачных крупинок, хорошо пропускает воду.
А теперь давайте чуть- чуть отдохнем.
По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.
Проходим и присаживаемся на свои места.
Теперь мы с вами будем сравнивать уголь и гранит.
Посмотрите на гранит. Какого он цвета?
Давайте рассмотрим гранит через увеличительное стекло. Что вы видите? (вкрапления трех цветов: белый, черный, розовый). Воспитатель объясняет,что это составные части гранита: кварц, слюда, полевой шпат. Оттенок камня зависит от того, какого составляющего больше.
Теперь давайте рассмотрим уголь. Какого он цвета? (черного).
Рассмотрим уголь через увеличительное стекло. (блестящий, слоистый).
Возьмите в одну руку уголь, а в другую гранит. Сожмите сильно – сильно.
Сломались ли наши уголь и гранит? (нет) Значит, о них можно сказать, что они твердые.
А как вы думаете прочные или нет? (ответы, предположения детей).
Завернем уголь и гранит в платочки и ударим по ним молотком.
Что произошло с гранитом? (ничего)
А что произошло с углем? (он раскрошился).
Значит, о граните можно сказать, что он прочный, а уголь – хрупкий.
Общий вывод: гранит – твердый, прочный, имеет неоднородную окраску; уголь – твердый, хрупкий, черный.
Ребята скажите, где используют песок, глину, уголь, гранит? (ответы детей)
А нужно ли беречь их?
«Дети мои, любите и берегите Землю-матушку. И она ответит вам щедростью и заботой о вас!
Прикреплённые файлы:
Конспект организованной образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы» Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие». Раздел: «Ознакомление с миром.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшей группы «В гости к бабушке Агафье» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшей группы на тему: «В гости к бабушке Агафье» Цель: создать условия.
Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре с детьми старшей группы «Спортивная эстафета» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по физической культуре «Спортивная эстафета» в рамках проведения.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Прогулка в лес» Цель: Воспитание экологической культуры личности. Задачи: Образовательные Расширить представления детей о разнообразии растительного мира,.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Водные ресурсы Земли» Цель: расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, реки, моря и т. д. Задачи: Формировать познавательный интерес.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие по зоопарку» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие по зоопарку» Оздоровительные задачи: Оздоровление.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по ФЭМП «Путешествие в сказочную страну». Эсупова Р. А. Тема: «Путешествие в сказочную страну». Цель: Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений.
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми второй младшей группы «Сундучок сказок» Задачи: 1. Совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим;.
Конспект открытой организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В звуках мир наш отражен» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Гармония» станицы Подгорной» Конспект открытой организованной.
Сказки, добытые из-под земли — Кривин Ф.
Рассказы о том, из чего сделаны все предметы вокруг. Человек научился находить полезные ископаемые, добывать и перерабатывать их чтобы сделать свою жизнь легче.
Чего только нет у нас на земле!
Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.
Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…
Самолёты и звездолёты…
Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!
Правда, не в готовом виде.
В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь— разве что его сначала туда зароешь.
Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде — в виде полезных ископаемых.
Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.
Кто самый полезный?
Под землёй, в темноте, где ничего не видно, попробуй отличить полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
-Я — соль земли, — говорит Соль. — Без меня на земле каши не сваришь.
— А без меня сваришь? — спрашивает Алюминий.—Кастрюли-то делают из алюминия.
Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.
— А на чём варить будете? — спрашивает Уголь.
И Природный Газ подхватывает:
— Без топлива в этом деле не обойдётесь.
— А чем огонь разожжёте? — спрашивает Сера, без которой ни одна спичка не загорается.
— И надо ещё крупу привезти,— говорит Нефть, без которой не будет бензина для транспорта.
Простую кашу сварить — и вон сколько их набралось! Кого ни возьми— без него каши не сваришь…
— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать, — Говорит Железо, из которого делают лопаты. — Прежде чем кашу варить, всех вас нужно ещё из земли выкопать.
Медная сказка
По виду не скажешь, что Медь такая старая. А ведь знали её ещё в Каменном веке — такую же красную, румяную, как сейчас.
Никаких других металлов не знали. А Медь знали. И в хозяйстве использовали. Кувшины из неё делали. Миски. Ножи. Это в Каменном-то веке!
Потому он и кончился, Каменный век, что слишком много в нём накопилось медного. А когда в Медном веке слишком много накопилось бронзового, кончился Медный и наступил Бронзовый век (хотя Бронза — это была та же Медь, только соединённая с Оловом). А потом, когда в Бронзовом веке слишком много накопилось железного, на смену Бронзовому пришёл Железный век.
Вот как всё это было.
Даже не верится, что столько времени миновало, что Медный век давным-давно прошёл…
Потому что Медь сейчас и в машиностроении, которого не было в Медном веке, и в электротехнике, которой не было в Медном веке… И в телевизорах, не известных Медному веку, и в самолётах, и в космических ракетах — всюду Медь, Медь…
Такая старенькая, а везде поспевает.
Алюминиевая сказка
Было время, когда металлы не умели летать. Слишком они тяжелые, трудно им от земли оторваться
Тогда на Земле ещё ничего не знали об Алюминии. Хотя он уже был и на каждом шагу встречался.
Бывают такие незаметные герои, которые никому не заметны, Рока на них не посмотрят внимательно. А как посмотрят, увидят —и сразу они прогремят на весь мир.
Так прогремел в прошлом веке металл Алюминий.
Но греметь, конечно, легче, чем летать. Для полётов не только лёгкость, но и твёрдость нужна. Алюминию же не хватало твёрдости.
— Соедините его со мной,— предложила Медь.—Со мной он в два счёта станет твёрдым.
— С тобой? Но ты же сама мягкая!
— Это я мягкая, пока одна. В сплавах я не такая. Вспомните Бронзу, Латунь…
Соединили Медь с Алюминием. Получился Дюраль, твёрдый сплав. И лёгкий, и твёрдый.
Вот из него и построили самолёты. И на этих самолётах нашлась работа для многих металлов, которые прежде, до Алюминия, не умели летать.
Важно, чтоб кто-то первый полетел. А за ним полетят и все остальные.
Глиняная сказка
Жила на свете Твёрдая Глина, и никому от неё не было радости. Сухая она была, чёрствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро.
Пришла к Твёрдой Глине Вода.
— Надо, — говорит, — тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро.
Прикоснулась к Глине Вода— и та сразу стала мягче. Так размягчилась от Воды, что из неё даже кружку вылепили.
— Будем с тобой вместе людей поить,— говорит Вода.— А пока я испаряюсь.
— Будем вместе, а сама испаряешься?
— Пока, — говорит Вода.— Чтобы поить людей, кружка должна быть твёрдой, непромокаемой. А со мной ты не станешь твёрдой. Поэтому — прощай!
— Ты же говорила, надо быть мягкой, чтобы делать добро. А теперь говоришь: надо быть твёрдой…
— Всё правильно,— сказала Вода.— Пока ты просто Глина, тебе необходимо быть мягкой, чтоб из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда стала кружкой, тут уже твёрдость нужна.
Вода испарилась, а Глина задумалась.
Оказывается, не так это просто — делать добро. Чтобы делать на земле добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда — твёрдым.
Гипсовая сказка
Когда выйдешь наверх из глубин земли, приятно похвастать своими земляками.
— Мой земляк врачом стал. Травматологом. Помогает переломам срастаться.
— А мой земляк — скульптор. Его работы на выставках.
— А мой по сельскому хозяйству знаменитый специалист.
— Знаменитый? А зовут его как?
— Ты смотри! И моего — Гипс!
Да, Гипс на все руки мастер. И гипсовую повязку наложить, и скульптуру из гипса вылепить, и заштукатурить что надо, и почву удобрить, и сделать ещё множество дел…
Выходит, все одним земляком хвастались.
С таким земляком не стыдно выйти из-под земли, не стыдно на белый свет показаться.
Асфальтовая сказка
Асфальт кажется серым, но он чёрный, как смола. Его даже называют горной смолой, потому что он настоящая горная порода. Конечно, настоящий Асфальт, не искусственный.
Настоящий Асфальт вышел из недр земли, не подозревая, что им станут покрывать дороги. Он даже не знал, что на свете существуют дороги. Жизнь в недрах земли — без дорог.
А здесь, на земле, все куда-то спешат, колёса стучат, ноги топают, и не могут они стучать и топать по бездорожью. Земле нужны дороги, чтоб легче было двигаться по земле, потому что если живёшь — надо двигаться.
Правда, Асфальт сам не двигается, он только покрывает дороги, но это значит, что он помогает общему движению, а это бывает важнее, чем двигаться самому.
А то, что он серый, так это просто дорожная пыль. Рабочая пыль. Ведь нельзя же работать так, чтоб не запылиться!
Ох, как много нужно земли ископать, пока добудешь то, что для нас на земле полезно!
Рассказ для детей о полезных ископаемых
СКАЗКА ПРО ЯНТАРЬ
Однажды водолаз нырнул под воду очень глубоко и его внимание привлек камушек. Он его взял. Это оказался янтарь. Водолаз Гена много дней пытался из него сделать украшение. Однажды у него это получились бусы. Водолаз был очень горд. Бусы он подарил своей маме. Она никогда их не снимала.
И однажды ночью она услыхала, что камушки разговаривают между собой. Один камушек вспоминал, что когда-то они были простой мягкой смолой на дереве. Но дерево спилили и сплавили в озеро. Смола затвердела и упала на дно. Один камушек говорил:
— Смотрите я яркого желтого цвета.
— А я с красными крапинками.
— А во мне остался комарик.
И тут зазвонил будильник, мама проснулась. Она стала бережнее относится к своим бусам.
СКАЗКА ПРО МЕДЬ
Маленькой девочке Наде подарили кольцо. Оно было сделано из меди. Надя очень гордилась своим кольцом. Но однажды она узнала, что кольцо не золотое, а медное и выкинула его. Кольцо покатилось и упало на дорогу. Его нашел мальчик Коля. Он хотел оставить это кольцо себе, но оно вдруг заговорило: «Отнеси меня, пожалуйста, к девочке Наде. Она меня потеряла»
Коля послушался и отнес кольцо девочке. Она не хотела его брать, но Коля положил ей его в ладошку и ушел. Надя опять хотела выкинуть кольцо. Но кольцо рассердилось и превратило Надю в жабу.
СКАЗКА ПРО НЕФТЬ
Глубоко-глубоко под землей жила госпожа Нефть. Она ходила в темных одеждах и от нее очень резко пахло. Она удивляла подземных жителей тем, что легко могла ходить по воде и не тонуть. А на воде оставались ее масляные следы, что очень раздражало подводных жителей. Ее родители не разрешали ей играть со спичками, так как боялись, что она может сгореть.
Однажды нефть со своими друзьями решила убежать из дома. Она залезла в трубу и оказалась на поверхности Земли. И у госпожи нефти и ее друзей начались различные приключения. Они отправились в цистернах по железной дороге в разные уголки страны. Наша госпожа Нефть попала к волшебникам и они превратили ее в бензин, керосин. Нашу госпожу Нефть можно встретить в вазелине, лаке, пластмассе и даже в различных красках. После превращения началась новая и интересная жизнь у госпожи Нефти, только надо внимательно присмотреться, что бы с ней встретиться. Желаю удачи.
СКАЗКА ПРО ГЛИНУ
СКАЗКА «СПОР ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ»
Однажды ночью случился в местном краеведческом музее большой переполох, а все потому что сошлись в жестоком споре между собой полезные ископаемые, выставленные в этом музее.
Не могли они никак решить, кто из них полезнее для человека.
Первым начал спор уголь. Он сказал:
-Я, уголь, самое полезное ископаемое из полезных. Без меня человек бы мерз зимой и не мог бы согреться.
Ему возразила нефть, налитая в сосуд:
-Это я, нефть, самая полезная из полезных. Меня человек ценит больше тебя и добывает в больших количествах. Без меня встали бы его машины, не ездили бы поезда, не летали бы самолеты.
Тут из-за стены подало голос золото:
СКАЗКА «Как поспорили полезные ископаемые, о том, кто из них полезнее?»
Выслушав эти хвастливые аргументы, железо не сдержалась.
В некоторых древних странах, например, в Древнем Египте железо было ценнее золота: его называли «металлом неба», потому что египтяне получали его главным образом из фрагментов упавших на землю метеоритов.
Только благодаря мне, железу, смогла свершиться Промышленная революция и человечество сделало громадный скачок в своем развитии.
-Молчишь, медь, нечем тебе опровергнуть мои аргументы? Так-то.