Рассказ для детей о равноапостольной ольге

Сказки

Святая княгиня Ольга

Старинное предание рассказывает, что устав от раздоров между их разными племенами, славяне решили поставить себе князя и пригласили князя Рюрика из варяжского (скандинавского) племени «Русь» княжить в Новгороде. После него стал княжить его сын Игорь.

Понемногу до славян стали доходить слухи и о другой вере, о христианстве. Известно, что в 9 веке в Киеве была уже христианская Церковь. Первой княгиней, принявшей христианскую веру, была княгиня Ольга, жена Игоря. Вот какие предания сохранились о ее жизни.

Сын их Святослав был еще малолетним, когда был убит Игорь и за него стала управлять русской землей Ольга. Она объезжала все области, наводила порядок, судила мудро и справедливо. За это ее все полюбили, и она приобрела славу мудрой правительницы.

Для этого она отправилась в Византию, столицу тогдашнего славного греческого царства. С нею поехала многочисленная свита. Русскую княгиню в Византии встретили с честью и торжественно. Крестил ее сам Патриарх, а император был ее крестным отцом. Вместе с княгиней крестились и многие из ее свиты.

Вернувшись в Киев, Ольга сразу начала строить церкви. По преданию, ею были построены храмы в Киеве, в Витебске и в Пскове. Это были, по всей вероятности, небольшие деревянные церковки, где могла поместиться сотня-другая людей. Убранство этих первых храмов на Руси было не особенно богатое и красивое, но это были свечечки, зажженные рукою Ольги во тьме языческой, и светили они тихим светом Христовой веры, и звали наших предков служить Богу живому.

Княгиню Ольгу очень огорчало, что сын ее Святослав оставался язычником. Она говорила ему:

— Я, сын мой, познала Бога и радуюсь; если ты познаешь Его, ты тоже радоваться начнешь!

Воинственный Святослав отвечал ей:

— Как я могу принять другой закон? Моя дружина будет смеяться надо мной!

Утешалась Ольга тем, что Святослав не запрещал другим принимать христианскую веру.

На попечении княгини находились ее внуки: Владимир, Олег и Ярополк. Она воспитывала их по-христиански, но не смела крестить, боясь сына-язычника. Труды ее оказались не напрасными. Летопись упоминает о Ярополке, что он «был муж кроткий, милостивый ко всем, любил христиан. Сам не крестился народа ради, но никому не запрещал». Владимир гораздо позднее сам крестился и крестил весь народ в христианскую веру. Люди тогда вспоминали княгиню Ольгу и говорили:

Конец жизни своей Ольга провела в молитве, посте и заботе о бедных и больных. Умерла она в 969 году, когда ей было больше восьмидесяти лет.

Похоронили ее как христианку, а при князе Владимире тело ее перенесли в каменную церковь. В летописи написано об Ольге:

«Она первая вошла в царство небесное от Руси. Ее славят все сыны русские, потому что и по смерти она молится Богу за Русь».

Святая равноапостольная княгиня Ольга,
моли Бога о нас!

Перепечатано из книги: Рассказы о святых. Составлено С.Куломзиной. М., 2008.

Источник

Подробная биография княгини Ольги

В отличие от предшествующих ей правителей-мужчин, Ольга не организовывала походов, предпочитая решать внешнеполитические задачи дипломатическими методами. В течение правления занималась преимущественно внутренними делами государства, в чем достаточно преуспела и после взросления Святослав Игоревич нередко оставлял мать в Киеве, сам полностью посвящая себя походам и сражениям.

Во время посещения Константинополя в 957 году Ольга стала первой правительницей-христианкой, что существенно укрепило позиции новой религии среди подвластных ей племён.

Родители и происхождение

О матери Ольги информации не сохранилось, начало истории жизни княгини до сих пор вызывает споры между историками — летописи не упоминают никаких фактов из детства княгини, или других её родственниках. Фактически, Ольга появляется при упоминании свадьбы Игоря Рюриковича, устроенной Олегом Вещим в 903 году.

Свадьба Игоря и Ольги

Согласно краткой записи Повести Временных Лет в 903 году Олег поженил молодого князя на Ольге, которой было на момент свадьбы 10-12 лет:

В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу. [5] «Повесть Временных Лет»

И увидел он некоего плывущего по реке в лодейце, и призвал плывущего к берегу, и повелел перевезти себя через реку. И когда плыли они, взглянул Игорь на гребца того и понял, что это девица. То была блаженная Ольга, совсем еще юная, пригожая и мужественная.

Пораженный красотой девушки, князь попытался было завести разговор и склонить её к любовной связи, однако получил отпор:

“Что всуе смущаешь себя, о княже, склоняя меня к сраму? Зачем, неподобное на уме держа, бесстыдные словеса произносишь? Не обольщайся, видя меня юную и в одиночестве пребывающую. И не надейся, будто сможешь одолеть меня: хоть и неучена я, и совсем юна, и проста нравом, как ты видишь, но разумею все же, что ты хочешь обидеть меня… Лучше о себе помысли и оставь помысел свой. Пока юн ты, блюди себя, чтобы не победило тебя неразумие и чтобы не пострадать тебе от некоего зла. Оставь всякое беззаконие и неправду: если сам ты уязвлен будешь всякими постыдными деяниями, то как сможешь другим воспретить неправду и праведно управлять державой своей? Знай же, что если не перестанешь соблазняться моей беззащитностью, то лучше для меня будет, чтобы поглотила меня глубина реки сей: да не буду тебе в соблазн и сама поругания и поношения избегну.”

О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены. Вплоть до 945 года имя княгини Ольги не упоминается в летописях.

События накануне начала активной политической жизни княгини Ольги

Согласно традициям восточных славян того времени, победитель имел право претендовать на политический статус и все имущество побеждённого, поэтому после расправы над Игорем древляне решили направить своих послов в Киев:

«Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». [7] «Повесть Временных Лет»

Всего навправленная делегация сватов насчитывала двадцать человек, спустившись вниз по реке в ладье они пристали к берегу близ Киева и направились к городу.

Месть древлянам за убийство мужа

Первая месть

Приняв послов, Ольга поинтересовалась о цели визита, на что получила ответ:

«Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, — пойди замуж за князя нашего за Мала»

Княгиня проявила выдержку и притворилась исполненной покорности судьбе:

«Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите:
«Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», — и вознесут вас в ладье»

А сама, когда воодушевлённые древляне ушли, приказала вырыть широкую и глубокую яму во дворе перед княжеским теремом.

Читайте также:  Рассказ по английскому как проходит мой день

Древляне сокрушённо ответили:

После чего княгиня приказала закопать их живьём.

Вторая месть

Расправившись таким образом с самоуверенными древлянскими сватами, Ольга уже сама направила к ним послание:

«Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди».

Древляне избрали наиболее благородных представителей и направили в Киев. По приходу княгиня предложила гостям сходить в баню после долгой дороги и после прибыть к ней на приём. Пока новые послы мылись, Ольга приказала своим людям зажечь баню и сожгла древлян.

Вторая месть Ольги за убийство Игоря: сожжение вновь пришедших древлянских послов в бане.

Третья месть

После этого Ольга вновь направила к древлянам посланников:

«Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже».

Прибыв на место княгиня велела насыпать высокий холм на месте могилы мужа, затем начался похоронный пир. Древляне на тризне стали спрашивать, где их ранее посланные делегации, на что получили заверения Ольги о скором их прибытии вместе с частью её дружины.

Когда древляне опьянели, княгиня приказала своим воинам перебить их (летописец указывает 5000 убитых древлян, отдельно отмечая, что были перебиты наиболее знатные представители племени [8] В. Н. Татищев, «История Российская», кн 2, гл 4 ), после чего возвратилась в Киев и начала собирать войска для похода по древлянской земле и подавления оставшихся очагов восстания.

Третья месть Ольги за убийство Игоря: обильное угощение древлянских воинов вином и расправа с ними.

Четвертая месть

В 946 году Ольга собрала большое войско и вместе с сыном Святославом выступила в поход на древлян. Несмотря на предыдущую кровавую расправу на тризне, древляне собрали достаточно воинов, чтобы дать сражение киевлянам. Когда полки сошлись перед битвой, княжич Святослав первым по традиции метнул копьё в сторону противника, но так как был слишком мал — копье лишь пролетело между ушей его коня и ударило в землю перед ним.

Святослав с воеводами Свенельдом и Асмундом

Воеводы Асмунд и Свенельд призвали дружину к атаке:

«Князь уже начал биться, поступим и мы, братия, как он».

В открытом сражении древляне были разбиты и отступили в свои города, ожидая долгой осады.

Первый поход Святослава В. Пингачёв

Ольга в сопровождении сына направила войска на осаду столицы древлян — Искоростеня, ведь именно близ него был убит её муж Игорь, а другие города приказала осаждать своим воеводам.

Древляне, понимая, что на милость княгини рассчитывать не приходится, отчаянно отбивались из-за высоких стен своей столицы всё лето и спустя множество штурмов Ольга решила, что если силой взять Искоростень невозможно, значит придется вновь идти на хитрость.

Во время очередной передышки между штурмами к древлянам был направлен посланник, передавший от Ольги сообщение:

Княгиня Ольга у стен древнего Искоростеня» (художник А.А. Туранский, 1982)

«До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода».

Изможденные долгой осадой древляне ответили, что и рады бы заключить мир, но боятся новой мести княгини, на что та отвечала:

«Я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий — когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, — хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь».

Когда древляне ответили, что у них нет никаких запасов, которые можно было бы отдать в качестве дани, Ольга проявила притворное великодушие:

«Если ныне у вас нет ни меда, ни шкуры, я не хочу тягости налагать, как муж мой возложил на вас, но мало требую, дайте мне от двора по три голубя и по три воробья, и этим я буду довольна».

Ольга тем временем, раздала своим воинам — кому по голубю, кому по воробью, велела привязать каждой птице пучки сухой травы. Когда же стало смеркаться, Ольга приказала поджигать траву перед отпусканием птиц. Весь город почти одновременно загорелся, выбегающих в панике из-за стен защитников лекго хватали княжеские воины.

Чать городских старейшин убили, некоторые из древлян были розданы людям княгини в качестве рабов, а прочие оставлены для выплаты дани.

Княгиня Ольга покидает сожженный Искоростень
Худ. Volodymyr Shvachko

Дань была назначена в размере 2/3 для Киева и 1/3 для Вышгорода, которым правила сама Ольга. После сожжения Искоростеня, княгиня вместе с сыном объехала все древлянские земли и обложила их новой данью, после чего вернулась в Киев.

Изменение налогообложения

Княгиня понимала, что злоупотребления во время сбора дани могли вновь привести к восстанию на подконтрольной рюриковичам территории и приняла решение четко зафиксировать сроки и объемы собираемых в натуральной форме налогов. По современным понятиям Ольга провела налоговую реформу.

Под 947 годом летописи описывают путешествие Ольги на север, к Новгороду:

«Ольга, оставив в Киеве во управлении сына своего, сама со многими вельможами пошла к Новгороду и устроила по Мсте и по Полю погосты, и по Лугу оброки и дани уложила.» [9] В. Н. Татищев, «История Российская», кн 2, гл 4

Погосты — бывшие села и торговые места — становились теперь и административными центрами княжеского управления. Один из таких погостов на Луге — Городец раскопан в последние годы ленинградскими археологами. На месте небольшого родового градка, не имевшего искусственных укреплений, в X веке сооружается настоящая крепость. Укрепляются склоны холма, насыпаются валы, поверх которых ставят частоколы.

Соответственно, если ранее князь с дружиной проезжал по территориям племён, обложенных данью, и собирал её, то теперь данникам необходимо было самим привозить меха и мёд (или любые другие ресурсы) на обозначенные по уставу погосты, без необходимости терпеть пребывание на своей территории не очень вежливых княжеских дружиников.

Читайте также:  Рассказ про мое хобби на английском с переводом 5 класс

При погостах учреждалась должность тиуна — княжеского подчинённого, ответственного за прием, учет и дальнейшую транспортировку дани в столицу.

Уроки и уставы определяли объем и срок подвоза дани на погост, что должно было исключить злоупотребления.

Строительство и укрепление городов

Изменение налоговой системы стимулировало развитие и поддержание дорог (чтобы дань доставлялась от погостов как можно быстрее), возникновение новых укреплённых поселений на месте погостов и общее укрепление власти на подконтрольной территории.

Иоакимовская летопись сообщает о строительстве по приказу княгини нового города под 948 годом:

«Ольга послала в отечество свое, область Изборскую, с вельможами много злата и серебра и повелела на указанном от нее месте построить град на берегу Великой реки и, назвав его Плесков, населить людьми, отовсюду призывая.» [10] В. Н. Татищев, «История Российская», кн.2 гл.4

Местная же церковная легенда дополняет этот эпизод мистическим знамением: якобы во время остановки на левом берегу реки Великой, Ольга увидела, как три солнечных луча сошлись в одной точке на высоком, заросшим лесом, скалистом мысу противоположного берега и сказала:

«На месте сем будет храм Пресвятой Троицы и град велик зело и славен будет».

Первые жилища на территории Пскова возникли, безусловно, задолго до рождения Ольги, однако именно в её княжение Псков из укрепленного поселения превращается в административный и торгово-ремесленный центр.

Не забывала Ольга и про Вышгород. Этот город княгиня любила особо и частно проводила там время, занимаясь его обустройством (не случайно часть собираемой дани она велела древлянам отправлять именно туда).

«Историко-ландшафтная реконструкция городища-детинца и части окольного города древнерусского Вышгорода XI-XII вв.». Макет в 2005 году создал художник О.М. Распопин, консультируясь с Р.С. Орловым.

Путешествие в Византию

Период между 949-955 годом не содержит каких-либо данных в летописях. В 955/957 [11] У Константина Багрянородного в сочинении «О церемониях»
дата визита обозначена 957-м годом. году Ольга отправилась в Константинополь. Свое путешествие она рассматривала одновременно и в качестве религиозного паломничества, и в качестве дипломатической миссии, и в качестве демонстрации военного могущества Руси. Сход льда и начало навигации по реке Днепр происходили весной, однако скорее всего, её корабли вошли в Суд (константинопольскую гавань) в конце июня – начале июля, так как первые месяцы были сложны для путешестия ввиду непогоды и бурного течения полноводных после таяния снега рек.
Ладья на воде
худ. С. Гилев
В. Н. Татищев сообщает, что Ольга исключила прохождение обряда крещения в Киеве, где была в наличии церковь, так как опасалась гнева местных жителей:

«…хотела в Киеве креститься, но учинить то было ей того без крайнего страха от народа никак невозможно. Того ради советовали ей ехать в Цареград, якобы для других нужд, и там креститься, что она за полезно приняла и ожидала удобного случая и времени.» [12] В. Н. Татищев, «История Российская», кн 2, гл 4

«Ладьи на пути в Византию».
Худ. Н. Фомин
Состав посольства насчитывал более ста человек: в свиту княгини Ольги входили 8 её приближенных, знатнейших киевских бояр, возможно родственников, 22 «апокрисиария», так греки называли титульных представителей от русских князей и бояр, 44 торговых человека, люди Святослава, священник Григорий, 6 человек из свиты знати, 2 переводчика и приближенные женщины княгини. По мнению историков-византинистов, всего вместе с княгиней Ольгой прибыло в Царьград около 1 тыс. человек, включая охрану, корабельщиков, челядь и пр. В результате в Константинополь прибыла целая русская флотилия.

«Паломничество в Константинополь»
худ. И. Машков

Первый приём у императора состоялся только 9 сентября, соответственно княгиня должна была прождать приёма около двух с половиной месяцев, что наверняка объяснялось греками необходимостью соблюдать этикет, но фактически было оскорблением.

Ольга вступает в храм св Софии, Константинополь
худ. И. Машков

Деловая часть встречи состоялась во внутренних покоях императрицы, в присутствии Константина, его жены Елены и их детей. Василевс пригласил Ольгу сесть, после чего «она беседовала с ним, сколько пожелала».

Затем, во второй половине дня русскую делегацию пригласили на званый обед, после которого состоялось вручение подарков от императора:

«получили: анепсий ее — 30 милиарисиев [14] *Милиарисий — мелкая серебряная монета, одна тысячная
золотого фунта. 12 милиарисиев составляли одну номисму
(солид). , 8 ее людей — по 20 милиарисиев, 20 послов — по 12 милиарисиев, 43 купца — по 12 милиарисиев, священник Григорий — 8 милиарисиев, 2 переводчика — по 12 милиарисиев, люди Святослава — по 5 милиарисиев, 6 людей посла — по 3, переводчик архонтиссы — 15 милиарисиев». [15] Константин Багрянородный «О церемониях»

Принятие крещения в Константинополе

«Достойна ты царствовать с нами в столице нашей».

Она же, поразмыслив, ответила царю:

«Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь».

Принятие крещения в Константинополе при содействии самого императора добавляло политического веса как самой Ольге (становящейся таким образом крестной дочерью императора), так и союзу с Византией, торговля с которой была одним из существенных каналов дохода киевских князей.

Крещение княгини Ольги в Константинополе
худ. И. А. Акимов

В крещении Ольге было дано имя Елена, и согласно летописям после обряда перехода в новую веру «русской архонтиссы» император Византии Константин VII Багрянородный предложил Ольге стать его женой, однако она ответила отказом:

«Как же меня хочешь взять, окрестив сам и нареча себе дщерью? У христиан же такого закона нету, как сам знаешь».

«Люди мои и сын мой язычники, — да сохранит меня Бог от всякого зла».

Благословение Ольги
Второй прием состоялся 18 октября и был совсем кратким: делегации русов вновь были преподнесены дары и после прощального пира Ольга отправилась домой.

Ответный визит византийских послов

В 958 году в Киев прибыли доверенные лица от императора — Константин просил Ольгу направить ему в помощь войско и товары, как и было обещано на прошедших переговорах:

«Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь».

Ольга понимала, что её подрастающему сыну сильные воины и ресурсы пригодятся не меньше чем предприимчивому греку, и нашла достойный ответ, не отказав прямо, но и не дав желаемого императору:

«Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе».

Распространение новой религии и разрушение капищ славянских богов

Смена религии первым лицом государства была сильнейшим пропагандистским фактором — Ольга исполняла обязанности регента при своём ещё не достигшем совершеннолетия сыне Святославе, и её крещение подталкивало подданных к повторению поведения лидера. Согласно «Житию», вернувшись из Константинополя княгиня-неофитка принялась рьяно распространять новое учение среди восточных славян:

«И посемъ святая нача требища и кумиры сокрушати по многимъ мѣстомъ, и въ тѣхъ мѣсто нача кресты Христовы поставляти…» [17] «Житие святой равноапостольной княгини Ольги»

Фактически, по приказу Ольги уничтожались места справления культов восточных славян, разрушались статуих древних славянских богов, а вместо них устанавливались символы новой религии — кресты.
Уничтожение статуй славянских богов и строительство символов новой религии

Читайте также:  Рассказ о пропавшем щенке 2 класс литературное чтение

Привлечение миссионеров из Германии

Очевидно, что продвигать христианство было проблематично, поэтому в 959 году Ольга направила к германскому королю Оттону I посланников с просьбой прислать епископа в помощь:

«Пришли к королю (Оттону I Великому) … послы Елены, королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников.» [18] Адальберт Магдебургский «Хроника Продолжателя
Регинона»

Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщается в под 962-м годом:

«962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чём том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся.» [19] Адальберт Магдебургский «Хроника Продолжателя
Регинона»

Неудачная попытка обратить сына в христианство

«Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». [20] «Повесть временных лет»

Несмотря на споры с матерью по этому вопросу, Святослав не препятствовал крещению своих воинов, если кто-то из них изявлял такое желание.

Опала Малуши

Где-то около 962 года княгиня в гневе отослала свою рабыню-ключницу [21] Ключник — в Древней Руси это был человек, ведавший
продовольственными запасами дома (поместья) и ключами
от мест их хранения. Малушу в село Будятино. Причиной стала связь Малуши со Святославом, от которого у неё уже в ссылке родился Владимир. Этому будущему князю киевскому суждено было погрузить Русь в кровопролитную междоусобицу, а затем крестить её огнём и мечом.

Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, — и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици [22] Никоновская летопись

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетнего Владимира отправили в Киев, где он находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери воевода Добрыня, так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследников старшим дружинникам.

Начало правления Святослава и его походы

О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает с 964 года:

С 964 по 968 годы молодой князь подчинил Киеву платившие до того дань хазарам племена вятичей, совершил поход на хазарскую столицу Итиль, вторгся в Болгарию. Княгиня же, пока сын воевал, находилась в Киеве и фактически продолжала управлять государством.
Княгиня Ольга провожает Святослава в поход, 964 год.
Худ. А. О. Орленов

Осада Киева печенегами в 968 году

Кочевники обступили город огромным войском, перекрыв доступ к воде и не давая осаждённым возможности покинуть столицу для передачи сообщения с просьбой о помощи.

Наконец, когда жители внутри Киева совсем стали изнемогать от жажды и голода, нашёлся один храбрый юноша, который вызвался попытаться проийти через стан печенегов и доставить послание стоявшему неподалёку от Киева княжескому воеводе Претичу.

«Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам».

«Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав».

Подготовившись ночью к переправе, перед самым рассветом воевода приказал спускать ладьи на воду и громко трубить в боевые рога. Со стен осаждённого Киева закричали обрадованные люди, а печенеги бросились прочь от города в страхе быть разбитыми вернувшися Святославом. Ольга с внуками поспешила к ладьям.

«Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество».

Не желая рисковать печенег предложил Претичу перемирие, и в знак мирных намерений они обменялись снаряжением: кочевник отдал коня, лук и стрелы, а воевода свои кольчугу, щит и меч.

Кочевники не ушли прочь, лишь остановились неподалёку от города, выжидая:

…отступили печенеги от города, и нельзя было коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди.

Тем временем Святославу доставили сообщение из Киева:

«Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?».

Вскоре молодой князь прибыл вместе со всем своим войском и прогнал кочевников обратно в степи.

Смерть

Как и ранее, Святослав не горел желанием находиться в Киеве больше необходимого:

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

«Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?»

— ибо она уже разболелась. И сказала:

«Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь»,

Через три дня, 11 июля 969 года, княгиня Ольга умерла. Согласно её завещанию тризна не справлялась, обряд похорон проходил по христианскому обычаю при содействии её личного священника.

После смерти матери Святослав продолжил свои боевые походы, сотрясающие границы сопредельных государств. Он, как и прежде, во всём проявлял храбрость, порой безрассудную, и в конце концов поплатился за это — весной 972 года печенеги убили князя во время переправы на днепровских порогах.

Список литературы

Чесноков Константин Иванович

Добрый день! Интересуюсь историей ещё со школы и убеждён, что изучение биографий выдающихся личностей не только обогащает знаниями, но и помогает лучше прочувствовать дух разных эпох.

Помните совет Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

Источник

Познавательное и интересное