Рассказ для детей про честь и достоинство

Сказки

Сказки. Рассказы. Стихи

Рассказ Марины Дружининой для детей

На переменке Петька Редькин предложил Владику Гусеву:
– Давай с тобой заключимся на «сижу»!
– Это как? – спросил Владик.
– А очень просто. Ты всегда, когда будешь садиться на стул, стол, подоконник, в общем, всё равно куда, хоть на потолок, должен говорить: «Сижу». Если не скажешь, я начинаю считать: раз, два, три… до тех пор, пока ты не скажешь «сижу». Сколько я успею насчитать, столько ты должен будешь исполнить моих желаний. Ну а ты тоже смотри за мной и считай, если я не скажу «сижу». И я буду исполнять твои желания. Это очень интересно!
– Ну ладно, давай, – согласился Владик.
И они потрясли друг друга за мизинчики со словами:

Скажу, скажу, скажу:
«Сижу», «сижу», «сижу»,
Не скажешь мне «сижу» —
Исполнишь, что скажу!

– Ну всё, – провозгласил Петька, – заключились!
Прозвенел звонок, ребята побежали в класс. Владик уселся на своё место, начал доставать тетради и учебники. И вдруг до него донёсся быстрый шёпот: «…десять, одиннадцать…» Он тут же вспомнил, что не сказал заветное слово, и как закричит Петьке: «Сижу!»
Все удивлённо посмотрели на Владика. Некоторые ребята даже покрутили пальцем у виска. Хорошо, что учительница ещё не вошла в класс.
– А я уже насчитал тебе двенадцать желаний! – ехидно захихикал Петька. – Так что готовься.
Когда урок закончился, Петька, фыркнув, заявил Владику:
– Вот, значит, моё первое желание. Подойди к Катьке Плюшкиной и пропой приятным голосом, с чувством:

Свет мой, Плюшечка, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

– Да ты что, Петька! – ужаснулся Владик. – Меня же засмеют все! Не стану я это делать! Придумай лучше другое желание!
– Нет уж, – настаивал Петька, – такое моё желание. Выполняй! А то получится нечестно!
Владик понял, что влип в дурацкую историю. Как он себя ругал, что попался на удочку с этим «сижу»! Но теперь ничего не поделаешь – слово есть слово. Владик старался сдерживать своё слово и поступать честно.
Он собрался с духом, подошёл к Плюшкиной и пробурчал:

Свет мой, Плюшечка, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Плюшкина взглянула на бледного хлипкого Владика и прыснула со смеху.
– Ты на свете всех дурее! – еле выговорила она. – Совсем рехнулся!
Ребята вокруг тоже захохотали и спросили Владика:
– Ты чего это, Владька? Правда, рехнулся?
– Да не рехнулся я! – оправдывался Владик. – Это я Петькино желание выполнял! Я ему проиграл.
А Петька, приплясывая от восторга, кричал ребятам:
– Ещё одиннадцать желаний! Вот умора-то! Вот повеселимся! Ха-ха-ха!
Прозвенел звонок. Владик сел за парту и тут же подскочил как ужаленный и завопил: «Сижу!»
– А я тебе ещё одно желание насчитал, – ткнул Петька Владика ручкой в спину. – Так что опять двенадцать! Хи-хи-хи! А сейчас сделай вот что.
И Петька зашептал Владику своё задан ие…
В класс вошла учительница математики Алевтина Васильевна и сказала:
– Ребята! Как я вам обещала, сегодня будет контрольная работа.
И тут поднял руку Владик.
– В чём дело, Гусев? – спросила учительница.
– Алевтина Васильевна! – запинаясь, промямлил Владик. – Давайте лучше пойдём в кино фильмы ужасов смотреть. Они вам понравятся! Они очень познавательные!
Класс захлебнулся от хохота.
– Да ты что, Владик, в своём уме? – изумилась Алевтина Васильевна. – Ты меня просто поразил! Гораздо сильнее любого фильма ужасов!
Владик, красный как рак, сел, потрясённый собственной дерзостью. Однако успел сказать «сижу». Второе желание Петьки было исполнено. А Петька чувствовал себя героем дня и победоносно поворачивался во все стороны, делая ребятам знаки, что, мол, то ли ещё будет!
Алевтина Васильевна раздала всем задание, и контрольная началась. Владик ещё не успел опомниться от своей выходки, а Петька уже опять толкал его в спину.
– Реши мне задачку и пример!
– Подожди, Петь! Я ещё со своей задачей не разобрался.
– Ну и что? «Сам погибай, а товарища выручай». Поговорка есть такая. Знать надо. И моё желание выполняй. А то нечестно будет!
Владик вздохнул и принялся за Петькин вариант. Еле успел потом свою задачу решить.
Уроки закончились. Владик собрал портфель и вышел на улицу. Его догнал Петька.
– Подожди, Гусев! У меня ведь ещё десять желаний есть. Слушай мой план. Я хочу проучить Катьку Плюшкину. Уж очень она воображает в последнее время. Списывать не даёт. В общем, завтра принесёшь хороший мешок и поймаешь Плюшкиного Кузьку. И будет у нас кот в мешке! – Петька хихикнул. – А Плюшка пусть побегает, поищет. Может, меньше воображать будет. А потом мы подкинем ей записку, чтобы несла килограмм конфет. И тогда получит Кузьку. Здо́рово?
– Я это делать не буду, – насупился Владик.
– Интере-есно… – медленно произнёс Петька. – Ты дал слово, что, если проиграешь, станешь всё выполнять. Это дело чести – держать своё слово. Не сдержишь слово – значит, не будет у тебя чести. Береги, Гусев, честь смолоду! Поговорка такая есть. Знать надо. Раньше, между прочим, даже стрелялись, только чтоб честь была. Так что неси завтра мешок. А то я всем скажу, что ты врун и трепло.
Петька повернулся и побежал к своему дому. Владик медленно побрёл к себе. На душе у него скребли кошки. Точнее, это были не кошки, а только один котёнок, Кузька. Но скрёбся этот Кузька на душе у Владика изо всех сил, как дюжина здоровых котов, и приговаривал: «Почему это мы с Плюшкой должны страдать из-за твоей глупой игры? Это ты проиграл Петьке его дурацкое желание! Вот и отдувайся как можешь. А мы-то при чём? Мяу! Мяу!»
И Владик опять ругал себя за то, что связался с Редькиным.
На следующий день Петька спросил первым делом у Владика:
– Ну что, принёс мешок кота ловить?
– Нет, – ответил Владик.
– Это почему же?! – возмутился Петька. – Ишь какой! А выполнять мои законные желания? Забыл, что ли, про дело чести?
– Нет, Петька, – спокойно сказал Владик, – не забыл. Просто так получается, что дело чести – это как раз НЕ выполнять твои желания. Очень уж ты вредный. Ну прямо не Редькин, а Вредькин какой-то! И можешь говорить про меня кому угодно что угодно.
Владик пошёл в класс. Он сел на своё место и тут же неожиданно для себя громко крикнул: «Сижу!» Все засмеялись. И Владик тоже. И на душе у него стало легко.

Читайте также:  Сказки пушкина для начальных классов

Источник

Внеклассное занятие по теме «Честь и достоинство»

специалист в области арт-терапии

Тема. Честь и достоинство.

Цели: дать представление о чести и достоинстве человека; учить давать объективную оценку различным поступкам; учить держаться достойно в различных ситуациях; воспитывать человечность, развивать умение своевременно приходить на помощь.

Учить самостоятельно проектировать учебный материал, развивать у учащихся потребность в познавательной деятельности.

Оборудование: запись песни «По синему морю», 2 листа ватмана, маркер, таблички со словами «честь», «достоинство», зашифрованные слова, напечатанные на листочках, высказывания для обсуждения, лодочки для энергизатора «Аллигатор», молоточек для аукциона, запись на доске высказывания Д.С.Лихачёва, мягкая игрушка цыпленок.

I. Организационный момент.

Дети встают в круг. Учитель предлагает передать по кругу игрушку «Солнечного цыпленка» и что-то сказать друг другу.

— Почему вы сказали друг другу только приятные вещи, почему никто не сделал замечание, разве вы никогда не ссоритесь? (Дети отвечают, что не хотели обидеть друг друга)

Правильно, вы сейчас поступили как воспитанные, взрослые люди.

Какими же качествами должен обладать воспитанный человек? Объединитесь в пары и обсудите эти качества.

Оформим ваши ответы в виде ёлочки, поскольку скоро Новый год.

(спрашиваю по очереди по одному качеству, не повторяемся).

Посмотрите, какая пушистая ёлочка у нас получилась!

На сегодняшнем занятии мы продолжим разговор о том, каким должен быть культурный, воспитанный человек. Узнаем, что означают понятия честь и достоинство. (Вывешиваю на доску таблички со словами).

1.Рассказ учителем притчи «Честь».

Огонь, Вода и Честь вместе подошли к развилке, где им нужно было разойтись.

Огонь сказал: «Если потеряете меня и захотите найти, идите в ту сторону, где почувствуете тепло».

«А когда потеряете мой след,— промолвила Вода,— то ищите вместе с теми, кто хочет утолить жажду».

Честь стояла молча и слушала своих друзей.

«А тебя как найти, когда потеряем?» — спросили Огонь и Вода.

«Тот, кто потерял меня,— тихо ответила Честь,— найти уже никогда не сможет, я бываю только с теми, кто меня не теряет».

2.Беседа с элементами рассказа

-Как вы понимаете эту притчу?

-Что значит слово честь?

Физкультминутка-энергизатор «Аллигаторы» (звучит музыка «Песенка мамонтёнка», дети свободно двигаются, музыка замолкает, звучит сигнал «Аллигаторы!», дети должны занять места в лодках, проследив за тем, что бы никто не оказался за бортом).

-Как вы понимаете эти высказывания? (детям раздаю листочки с высказываниями).

а) Недостойно строить своё благополучие за счёт притеснения, огорчения, беспокойства других людей.

б) Недостойно оставлять товарища в беде, проходить равнодушно мимо чужого горя.

в) Недостойно пользоваться результатами чужого труда, прятаться за чужую спину.

г)Недостойно проявлять трусость.

д) Недостойно бросаться обидными словами, давать обещания, которые не можешь выполнить.

1. Аукцион интересных решений.

Детям предлагается обыграть ситуацию и найти интересное решение. Продается самое интересное, нестандартное решение.

1пара. Ты стал свидетелем того, что один твой одноклассник обидел другого.

2 пара. Ты случайно причинил зло другому человеку.

2. Игра «Расшифруй слово»

Расшифруйте слова, присущие воспитанному человеку.

3. Работа в группах. Составление Кодекса чести порядочного человека. Обсуждение.

-Очень хочется, чтобы вы в своей жизни следовали тем принципам, которые сами выработали как итог нашего занятия.

Хотелось бы закончить урок словами выдающегося учёного Д.С.Лихачёва: «Честь, порядочность, совесть-это качества, которые ценить нужно так, как мы ценим здоровье, потому что без этих качеств и человек не человек».

VII . Домашнее задание: Подобрать пословицы о чести и достоинстве.

Источник

Подобрать рассказы, сказки о чести и достоинстве

Ответ оставил Гуру

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

Котька пришел домой радостный:

— Мама, я тебе огурцов принес!

Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.

— Где ты их взял? — говорит мама.

— Там, у реки, на колхозном.

— Кто ж тебе позволил?

— Никто, я сам нарвал.

Читайте также:  Рассказ пришвина деревья в зимнем лесу

— Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.

Котька начал вынимать огурцы из карманов.

— Постой, постой! Не выгружай! — говорит мама,

— Сейчас же неси их обратно!

— Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.

— Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.

— Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

Котька стал плакать:

— Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

— Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?

— Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

— Ну как тебе не стыдно! — говорит мама. — Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

— И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

— Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

— Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.

Уже было совсем темно.

«Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, — решил Котька и стал оглядываться вокруг. — Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет».

Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.

«Павлику хорошо! — думал Котька. — Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно».

Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.

Сторож услышал и подошел к нему.

— Ты чего плачешь? — спрашивает.

— Дедушка, я принес огурцы обратно.

— А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.

— Вот оно какое дело! — удивился сторож. — Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

— Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

— А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

— Ну, все, что ли? — спросил старик.

— Нет… одного не хватает, — ответил Котька и снова заплакал.

— Почему не хватает, где же он?

— Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

— Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

— А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

— Ишь ты какое дело! — усмехнулся дедушка. — Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.

Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

— А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться — украл я его или нет?

— Гм! — сказал дед. — Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

— Ну, считай, что я тебе подарил его.

— Спасибо, дедушка! Я пойду.

Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Литература.

Источник

УРОК по ОРКСЭ «Честь и достинство»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО Подготовила учитель начальных классов ГБОУ Школы № 2057 Взнуздаева Наталья Александровна Основы религиозных культур и светской этики

ПРИТЧА Когда-то дружили Вода, Ветер, Достоинство и Честь. Они всегда были вместе, но как-то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Лишь Честь и Достоинство стояли молча. Все спросили, почему они не называют своих признаков. Они сказали: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а нам это не позволено. Тот, кто однажды расстался с нами, расстался навсегда и уже никогда не встретится»

Л. Пантелеев «Честное слово» Почему мальчик не покинул свой пост? Что значит для него «честное слово» Как часто вы даёте «Честное слово» Что оно значит для вас? Держите ли вы своё «Честное слово»?

ЧТО ТАКОЕ ЧЕСТЬ? Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни. Честь – внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и недобродетельных помыслов. Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь. Честь – это неприкосновенность тела, сила души и чистота помыслов.

ПРОЯВЛЕНИЕ ЧЕСТИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

КАК РАЗВИТЬ В СЕБЕ ДОСТОИНСТВО? Занятия спортом. Борьба (как физическая, так и душевная) с тяжелым спортивным снарядом или с тяжелыми нагрузками формирует у человека уважение к себе. Уважение к себе есть проявление чувства собственного достоинства. Получение знаний. С приобретением всё новых познаний у человек появляется всё более надежная платформа для развития чувства собственного достоинства. Бытовые отношения. Не поощряя и не допуская уничижительного обращения с собой со стороны окружающих человек обретает чувство собственного достоинства. Полемика (спор). Тренируясь в полемике, человек приобретает уверенность в себе и, следовательно, чувство собственного достоинства.

Читайте также:  Сказки пушкина видео на ютубе

Достойный человек Человек чести Умей сдержать своё слово Приди на помощь слабым Не изменяй своим моральным принципам Не совершай безнравственных поступков Не предай друзей, Родину Будь справедливым Отличай добро от зла Отличай добро от зла

Н.А.Взнуздаева, учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 2057 Новомосковский округ

Урок «Честь и достоинство»

Цель и задачи: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению; способствовать формированию понятий: честь и достоинство; учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли; способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;

Основные термины и понятия: стыд, вина, извинение, честь, достоинство, уважение.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.

1. Организация деятельности учащихся.

2. Проверка домашнего задания по теме «Стыд, вина, извинение»:

3. Работа по новой теме «Честь и достоинство» (с использованием презентации)

Дети читают притчу и отвечают на поставленный вопрос. (Честь и достоинство)

— Итак, наша задача сегодня понять, что же такое Честь и Достоинство и почему эти понятия неразделимы и идут по жизни вместе.

2)Давайте обратимся к учебнику и прочитаем первый абзац:

Каким меня воспринимают окружающие?

Каково моё положение среди людей? Ценят

ли они меня как личность? На эти и подоб-

ные вопросы позволяют ответить такие важ-

ные нравственные характеристики человека,

как честь и достоинство. Они помогают опре-

делить нравственную ценность человека.

Задумались ли вы над поставленными вопросами? Кто готов поделиться своими мыслями и ответитьна них? ( Выслушиваются ответы детей, если дети стесняются дать подобные ответы, прошу просто задуматься над ними и представить, какого положение каждого из них среди одноклассников, друзей).

3)-Что же такое честь? Давайте вспомним рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово» (дети читали рассказ дома) СЛАЙД №4

-Почему мальчик не покинул свой пост?

-Как это его характеризует?

-Какое качество ему присуще и почему?

-Что можно сказать о понятиях честные, честное и честь? Как часто и в каких ситуациях вы говорите «честное слово» и всегда ли вы его держите?

-Посмотрите на этих героев известных фильмов и книг. Знакомы ли они вам? По каким поступкам вы их помните? По каким законам они живут? Можно ли сказать, что им присуще понятие честь?

-Так что же можно сказать о чести? Что заключает в себе это понятие? (Ответы и примеры из жизни детей) СЛАЙД № 5

-Назовите примеры чести в нашей жизни. В помощь или для закрепления СЛАЙД № 6 (воинская честь, помогаем младшим, пожилым людям, защищаем слабых, героические поступки в экстремальных ситуациях).

-Что же говорит о чести наш учебник. (Чтение отрывка из учебника:

Честь — это достойные уважения и гор-

дости моральные качества личности, это

доброе имя человека, его незапятнанная

Если человек держит своё слово, не преда-

ёт друзей, не изменяет своим моральным

принципам, всегда приходит на помощь сла-

бым, то о нём говорят «человек чести».

5. Продолжение работы над новой темой.

1) Рядом с понятием Честь идёт понятие Достоинство. Как вы его понимаете?(Ответы детей). Что о достоинстве говорит наш учебник. Давайте прочитаем:

— это осознание своих прав,

своей моральной ценности и уважение к себе.

Достоинство стало правом каждого человека

на нравственное уважение. Это означает, что

независимо от возраста, пола, национальнос-

ти, богатства и всего прочего человек досто-

ин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает

безнравственных поступков, способен быть

В достоинстве выражено представление лю-

дей о равенстве. Задача каждого человека —

не умалять достоинство других и не терять

Достоинство помогает человеку быть уве-

ренным в себе, осознавать собственную

ценность. О человеке, который ведёт себя

сдержанно, вежливо, спокойно, говорят:

«Это достойный человек». Достоинство по-

зволяет избегать взаимных обид.

2) СЛАЙД № 8. – Давайте

Посмотрим на людей на фотографиях и попробуем понять в чём заключается их достоинство? За что они вызывают уважение? Какой пример они нам подают?

3) Понятие Достоинство СЛАЙД № 9.

4) – Как же развивать достоинство? (ответы детей, обсуждение с классом, подведение итогов СЛАЙД № 10)

-Давайте дочитаем текст учебника:

Честь и достоинство необходимы в те мо-

менты, когда надо выбрать, как поступить.

Именно эти качества не дадут человеку со-

вершить безнравственный поступок, помогут

избежать вражды, мести и взаимных обид,

потому что он уважает и себя и других.

— Давайте попробуем соотнесите понятия Достойный человек и Человек чести со следующими понятиями и характеристиками: Умей сдержать своё слово, Приди на помощь слабым, Не предай друзей, Родину, Не изменяй своим моральным принципам, Не совершай безнравственных поступков, Будь справедливым, Живи честно, Отличай добро от зла. СЛАЙД № 11

-В чём возникает трудность? (Эти понятия очень близки друг к другу).

7. Подведение итогов.

Давайте ответим на вопросы учебника

Как вы понимаете пословицу

«Береги платье снову, а честь смо-

Какие поступки известных вам ге-

роев книг, сказок, кинофильмов

соответствуют понятиям чести и

Назовите спортсменов, которые

защищают честь нашей страны на

8. Домашнее задание: подберите пословицы о чести и совести, Подберите высказывания о чести и достоинстве.

Источник

Познавательное и интересное