Тексты для проверки техники чтения в 4 классе
специалист в области арт-терапии
Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика: «Куда он меня гонит; лучше бы домой». Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, в лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дёрнул лошадь: она пошла на мостовую и думает: «Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта обломаешь. Тут под ногами жёстко».
Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает: «Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чём он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы не ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овёс».
Вёрст пятьсот проскакал Колин пакет, точно торопясь за каким-нибудь важным делом. Вот он и в Петербурге, а через несколько минут и в сумке почтальона, который бежит по улицам, звонит у подъездов и раздаёт письма по адресам.
Он равнодушно разносил по домам радость и горе, смех и печаль, любовь и злобу, дружбу и ненависть, правду и ложь, важные известия и глупые, пустые фразы. Дошла, наконец, очередь и до Колиного письма: почтальон отдал его дворнику, дворник – горничной, горничная – старой бабушке, которая сидела у окошка и, смотря в четыре глаза, вязала чулки. Бабушка распечатала пакет, вынула пустой лист и смотрела на него с удивлением, не понимая, кто это так глупо подшутил над нею.
На удивительном месте стоит наша дача! Ещё бы, Волга, лесок, поляны, цветы, птицы… Хорошо! Одна незадача: слепцы. Все участки переворошили. Морковь обдирают, картофель…
Слепцы – это кроты такие, только они совсем не видят ничего.
Конечно, от слепца и пользы немало: личинки вредных насекомых съедают, землю рыхлят…
Дачникам не до раздумий о пользе слепца. Слёзы донимают, когда видят его проказы.
Погоревал. А дальше что? Решил поскорее выкопать оставшийся картофель…
Вечерело. Усталый, присел я на пенёк.
В лесу куковала кукушка. И по небу плыли редкие и сравнительно небольшие облака. По народным приметам – назавтра дождя не предвиделось. А картофелю нужна просушка. Отважился оставить картофель хотя бы на сутки, тем более что ночи пока ещё тёплые, сухие.
Сижу на пеньке, отдыхаю. Вдруг… Вот он, дружок! Здрасте-пожалуйста!
Слепец был неподалёку. Отлично разглядел его. Вальковатый, без ушей, передние лапы маленькие, мех короткий, ровный, бархатный. Глаза затянуты кожистой перепонкой.
Слепец постоял-постоял у норки, потом, задрав голову, втянул воздух, протопал к разбросанным картофелинам и вдруг сиганул в своё подземное царство.
Картошку я на другой день на дачу перенёс. А слепца часто потом вспоминал. И уже не злился на него: звери ведь не знают, что растущее на земле может принадлежать не всем, а кому-то одному.
Тексты для техники чтения (4 класс)
специалист в области арт-терапии
Техника чтения в 4 классе
На летние каникулы Василиса любит приезжать к своему 10
дедушке Кузьме в деревню. У него есть много домашних 19
животных. В конюшне живёт лошадка Рыжуха. У Рыжухи 27
маленький жеребёнок Рыжик. В коровнике живёт корова 34
Милашка. У Милашки маленький телёнок Гаврюша. В будке 42
живёт пёс Черныш. Он охраняет дом от непрошенных гостей. 51
Животные живут дружно. 54
Однажды Черныш обнаружил во дворе нового жителя. Это 61
был огромный кот с пушистым хвостом и жёлтыми глазами. 70
Дедушка решил не прогонять, а наоборот, приветить нового 78
жильца. Василиса предложила назвать животное Гришей. Имя 85
пришлось коту по душе. Частенько Гриша нежился у Василисы 94
на коленях. В конце лета девочка отправится обратно в город. 104
Но она всей душой будет скучать по дедушке и по его 115
зоопарку. 116
Душистой смолою пахнет бор. 7
У старой сосны резвятся весёлые белки. Радуются они тёплому 16
солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые 24
серые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты.34
Всю зиму жили белки в лесу. От ветра и стужи прятались в 46
тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки 55
на ёлку носились они по лесу. Грызли смолистые шишки. 64
Много забот будет летом у белок. Нужно выкормить маленьких 73 бельчат. Надо спрятать в дуплах деревьев запасы орехов, 81
насушить грибов. 83
В голодные годы белки отправляются в далёкие и опасные 92
путешествия. Смело переплывают они широкие реки, забегают 99
в города. 101
бегают белки по деревьям. Так они встречают тёплую весну. 121
Радостно играют у старой сосны проказницы – белки. 128
Жалейкин — мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень 9
страдает. И хочется ему вмешаться, всё исправить и сделать 18
доброе дело. 20
весь мусор и брошу в пруд. 66
Снова стал бережок чистеньким и славным. И пруд красивый: 75
мусора на дне никому не видно. 81
Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. 91
Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о 100
А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и 114
задыхаться. 115
Всякое дело с умом делать надо, но уж если одно делаешь, то 139
другое не порть! 142
Господин Ау и больное дерево
Утром дядюшка Ау проснулся бодрым. 10
Он посмотрел в окошко. Жёлтый лист пролетел мимо окна. 19 Господин Ау вздрогнул. 22
«Что случилось? Яблоня, должно быть, болеет. Каждую осень 30
это дерево теряет листья. Я должен помочь ему». 38
Он разыскал в ящиках пластырь, иголку, нитку, ножницы, 46
дедушкино лекарство от кашля и от облысения и вышел на 56
улицу. На улице было удивительно светло. Жёлтый лист 64
зацепился за шип розы. Под яблоней лежали и другие жёлтые, 74
красные листья. Дядюшка Ау принёс лестницу и осторожно 82
взобрался на неё. Он приклеивал листья пластырем, пришивал 90
их к веткам, приматывал нитками и красил в зелёный цвет. 100
Потом он вылил все лекарства на корни дерева и вернулся 110
домой. 111
«Молодец я!» – хвалил себя дядюшка. 116
Он даже написал плакат на листе бумаги: «ДЕРЕВУ БЫТЬ 125
ЗЕЛЁНЫМ!» – и ходил с этим плакатом вокруг яблони, пока не 135
стемнело. 136
К вечеру он настолько устал, что лёг спать. Он лежал и мечтал: 148
«Если дерево будет с листьями всю зиму, значит, у меня будут 159
зимние яблоки». 161
Он был доволен собою, господин Ау! 167
( Х.Мякеля, Э.Успенский )
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор 11
о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, 22
решились померяться силами с путешественником, который в 29
это самое время ехал верхом по большой дороге. 37
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву 47
Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался 61
Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он 70
ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. 79
Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и 87
снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в 95
рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что 106
ему плаща не сдёрнуть. 110
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, 116
выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с 125
тем и бедного полузамёрзшего путешественника. 130
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, 136 поблагодарил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и 145
привязал к седлу. 148
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, 156
– лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом. 165
(К. Д. Ушинский)
Тексты для проверки техники чтения (4 класс)
специалист в области арт-терапии
для проверки техники чтения в начальных классах
ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА – ДЛИННЫЕ УШИ,
КОСЫЕ ГЛАЗА, КОРОТКИЙ ХВОСТ
Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
– Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи, – все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост, – слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.
– Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?
– И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого-никого не боюсь!
1. Объясни название сказки.
2. Вспомни, какие слова использует автор, чтобы передать сбор всех
животных на поляне.
3. Если бы тебя попросили нарисовать этого зайца, каким бы ты
для проверки техники чтения в начальных классах
Однажды шёл по тропе охотник. Сел он недалеко от тропы у самого оврага отдохнуть и разглядывал ползающих по земле жуков и букашек. Но вот взгляд задержался на дне оврага.
Охотник разгрёб камешки. Земля под ними была сырая и прохладная. Он взял в валежнике сук и стал рыть землю. Работал он долго, а когда вырыл ямку, стал глядеть в неё. Из дна ямки медленно сочилась вода. Охотник вытер о траву руку, не сводя глаз с ямки. А ямка наполнилась до краёв, вода из неё потекла по дну оврага тонкой извилистой струйкой.
Вода всё светлела и, наконец, сделалась прозрачной, как хрусталь. Охотник опустился на колени, припал к воде ртом и пил её жадно, словно не пивал ничего вкуснее.
Напившись, охотник ушёл, а родник продолжал жить. Струйка из него пересекла тропу и побежала дальше по оврагу.
1. Расскажи, как охотник открыл родник.
2. Какой была вода в роднике? С чем её сравнивал автор?
для проверки техники чтения в начальных классах
Расскажу, как было в лесу перед самым дождём. Наступила такая тишина, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя.
Я увидел ёлку. Росла она в тени, и оттого сучья у неё были опущены вниз. Под ёлкой получился хороший шалашик.
Невозможно передать прелесть пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождём, ворвался в середину нашей густой ёлки и уселся под самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ёжик пришёл. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей ёлке. И мы долго сидели, и всё было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал.
1. С кем из животного мира познакомился автор, прячась под ёлкой от дождя?
2. Как ты понимаешь или представляешь себе смысл предложения:
для проверки техники чтения в начальных классах
Синицы – самые разговорчивые птички – ни минуты не помолчат.
Найдут синицы дерево, где на ветвях гусеницы, на коре жуки, и сразу сзывают других.
Мы записали на магнитофонную ленту их призывные крики.
Как заметим в саду гусениц и жуков, так и включаем звук.
Запищит наша лента синичьим голосом. Синицы в сад непременно прилетят. Налетят и очистят сад от насекомых. Ещё и спасибо за угощение скажут.
А мы им – за помощь.
1. Почему так назван текст?
2. Для чего записали на магнитофонную ленту призывные крики синиц?
3. За что люди говорят синицам «спасибо»?
для проверки техники чтения в начальных классах
Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах, под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.
Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны – странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие.
Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пенёчке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку. Полон лес диковинных птиц и зверей.
1. Расскажи, какие чудеса стали происходить в лесу с приходом зимы.
для проверки техники чтения в начальных классах
Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали 12 ноября праздник – День синицы.
В наших парках, да и лесах, живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек.
Самая крупная и заметная – большая синица. Она отличается от всех других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. По середине брюшка и горла – чёрная полоса с синеватым отливом, на голове – чёрная шапочка. Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала – всё для неё годится.
Вся синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами.
1. Что ты нового для себя узнал о синицах?
2. Почему текст назван «Праздник синиц»?
для проверки техники чтения в начальных классах
Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день!
В небе вспыхнул первый луч солнца – ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой – точно говорят мягким теням ночи:
– Не бойтесь – это солнце!
Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:
– Приветствуем вас, владыка мира!
Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.
– Добрый день! – говорит солнце, поднимаясь над морем.
– Добрый день, красавицы! Но – довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?
1. Расскажи, как наступило утро. С какого момента оно началось?
Что последовало затем? А потом что произошло?
2. Как ты понимаешь предложение:
Вершины гор улыбаются ласковой улыбкой?
для проверки техники чтения в начальных классах
Луга украшают родной край. Пройди по лугу в тёплый солнечный день. Полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение шмелей, пчёл. И ты поймёшь, как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей.
Часто бывает, что ребята рвут на лугах цветы, ради забавы ловят бабочек, а то и разоряют гнёзда шмелей (шмели устраивают свои гнёзда в ямках на земле). Но разве не жалко губить цветы и замечательных, красивых насекомых? К тому же без бабочек и шмелей многие растения останутся неопылёнными, у них не будет плодов и семян. Бабочка-махаон, многие виды шмелей уже стали редкими и нуждаются в строгой охране.
Некоторые ребята уничтожают на лугу гусениц, считая их «вредными». Это ошибка! Большинство гусениц никакого ущерба хозяйству человека не приносят. Зато в каких красивых бабочек превращаются!
Весной некоторые ребята и даже взрослые поджигают на лугах сухую, прошлогоднюю траву. Нельзя этого делать! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчезают с лугов.
Тексты для проверки техники чтения учащихся 4 класса.
специалист в области арт-терапии
Тексты для проверки техники чтения 4 класс.
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши, снегу натащат, а мать — убери. И рыбу на реке мать сома ловила. Тяжело ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец, захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Тут побежали дети за матерью:
— Мама, мы тебе водички принесли.
-Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.
Навсегда бросила детей мать кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре стой поры красный мох стелится.
Как-то вечером к нашему костру пришёл дед из ближайшей деревни и стал нам рассказывать о лосях охотничьи истории.
— Огромные, а ножки тонкие, голова носатая, рога — как лопаты.
— Так вот и забыл, как мне руки связали. Такие они хорошенькие.
(М. Пришвин. 191 слово)
Кормили мы их червяками, кузнечиками, булкой. Старые сороки рядом крутились, в окна заглядывали, стучали носом в стекло. Но сорочата не в окна смотрели, а в дверь: ждали, когда мы в дверь с едой войдём. И тогда так разевали красные рты, что чуть пополам не разрывались! Бились в истерике и орали. Жутко были прожорливые.
(Ю. Качаев. 103 слова)
Дыхание поздней осени.
Распуганные шорохом листвы трусливые беляки. снова вернулись в лесные чащи. Идёшь и пристально всматриваешься в подёрнутое туманом редколесье. Ни шороха, ни звука. Не трещит на ветру мятущая листва. Отзвучала на пролёте птичья симфония осени. Сгорели и погасли холодные костры жёлто-пламенных берёз. Померкли краски листопада.
Отзвенел покинутый певчими птицами, раздетый ветром лес. Он утих под сизым пологом тумана.
Невозмутим дремучий бор. Кострелью ощитинились навстречу ветру хвойная скала сосны. Само предзимье как бы остановилось в глубине еловых чащ. Последний покой умолкшей природы перед мятежным натиском ветра-снеговея.
(А. Каминская. 101 слово)
Г.Скребицкий « Счастливый жучок».
Был тёплый весенний вечер. Бабушка Дарья вышла из дома и уселась на крылечко.
Этого только и ждали ребята. Будто, воробьи, слетелись они с разных концов деревни.
Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично. Попросила Весна Красное Солнышко:
Согрей получше землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном всю долгую зиму. Пусть выбираются из своих трещёнок, щёлок.
Пригрело Солнышко землю. Вылезли разные насекомые: кто из щелей, кто из земляной норки, кто из-под древесной коры, и все поползли, побежали, полетели на просторную лесную полянку. Там их ждала Весна со своими разноцветными шелками, золотыми, серебряными нитями и другим убранством.
Переполох в игрушечном городе.
Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:
Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.
173 слова (Т. Александрова)
Как снегирь деревце посадил.
Жил-был зимой в лесу розовогрудый снегирь. Летал-летал он по своим делам и проголодался. Сел снегирь на высокую рябину и стал мороженные ягоды клевать. А ягоды крупные, спелые, сладкие. Так в клюв и просятся!
Пришла весна. Растаял снег. Пригрело ягодку солнышко. Пустила она корешок, а потом листочек. А потом и деревце выросло. Сидит на нём снегирь и сам себя хвалит: «Теперь в лесу зимой вкусных ягод ещё больше будет!»
Тексты для проверки техники чтения
1 класс – 25-30 слов в минуту
2 класс – 30- 40 слов в минуту в конце первого полугодия,
40-50 слов в минуту в конце второго полугодия.
3 класс – 50- 60 слов в минуту в конце первого полугодия,
65-75 слов в минуту в конце второго полугодия.
85-95 слов в минуту в конце второго полугодия.
для проверки техники чтения в начальной школе
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.
(К. Ушинский) 38 слов
У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идет к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.
(А. Седугин) 41 слово
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.
31 слово (Л. Толстой )
Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.
Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.
Лев, медведь и лисица
Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.
После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?
Весну цветов открывает ранний первенец – мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.
Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.
В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила ее на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звездная дорога.
С тех пор эта звездная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.
Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.
61 слово (Г. Скребицкий, В. Чаплина)
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!
52 слова (Е. Чарушин)
А еще мы бегали по дорожке. Как только Марина Викторовна махнет красным флажком, надо бежать. Я прибежала самая первая. Мне дали приз: большую шоколадную конфету. Я не жадина. Конфету мы съели втроем? я, Миша и Катя.
Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и ручьев. Однако к полудню солнышко все еще прогревает воздух, и тогда становится по-летнему тепло. Сентябрь – самый красивый месяц осени. В лесу неповторимая тихая торжественная прелесть. Особенно заметно отсутствие птичьих голосов. Разве только синица свистнет. Если же подует ветер, лес обрушит на нас водопад золотисто-багряных листьев. Они пестрым мягким ковром устилают землю.
Распушились в садах цветы. Загудели, засновали на солнечном свету пчелы. Садятся на венчики цветов, ощупывают их хоботком и потом срываются, летят поскорее к ульям. Томный запах разливается вечерами по улицам.
58 слов (И. Акимушкин)
Проливной дождь хлынул, как из ведра. И сад, и улица сразу потонули в ливневом потоке.
Куры стремительно кинулись в сарай. На дороге с обрывком ремня на шее металась заблудившаяся собачонка.
А гуси… гуси будто и не заметили, что начался дождь. Они спокойно пощипывали траву, важно переступая красными лапами. Только один гусак поднял голову и слушал, как дождь барабанил крупными каплями…
Потом гуси начали пить из лужи и, вытянув шеи, загоготали:
84 слова (А. Тумбасов)
Молчалив зимний лес. Тихо и в полях, покрытых сплошной снежной пеленой. Кажется, природа навсегда погрузилась в сон.
Но дни становятся длиннее. Сильнее пригревает солнышко. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.
В ясный мартовский день, когда на крышах начнет подтаивать снег и зазвучит первая капель, в парке послышится веселый голос.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Тусклы и коротки дни поздней осени. Непроглядно темны длинные ночи. Хмурится низко нависшее небо. «Дохнул ноябрь осенним хладом…».
Только серому волку поздняя осень и зима не в диковинку. Привольно зверю разгуливать по безлюдным полям. В ноябре волки не живут в большом лесу, бегают стаями из чащ в травянистые болота, в мелколесья, в овраги и ближе к деревне.
Быстро убывает короткий ноябрьский день. Темнеет. Стелется дымчатая вуаль сумерек, затуманились окрестности.
ПЕРЕПОЛОХ В ИГРУШЕЧНОМ ГОРОДЕ.
Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:
Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки
173 слова (Т. Александрова)
В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.
Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.
Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.
112 слов. Африканская сказка
Сидит соловей в густой зелени деревьев, не сразу его и увидишь. Хорошо ему в родном лесу, и песня запелась сама собой.
Заслушался соловья старичок, сидевший возле дома на скамеечке. Вышла старушка, неся в руках кухонное полотенце. Готовила она, да песня ее во двор выманила.
Перестала играть в мячик маленькая внучка. Стоит, песню слушает.
Даже облака в небе остановились, даже ветер притих. Только курица, копавшая червяков, обиделась:
А песня соловья летела над лесом, над домом и двором. И была в той песне радость и грусть, и звала она кудо-то ввысь, к счастью.
Даже курица не заметила, как, склонив голову, сама стала слушать лесного чародея…
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши, снегу натащат, а мать — убери. И рыбу на реке мать сома ловила. Тяжело ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец, захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Тут побежали дети за матерью:
— Мама, мы тебе водички принесли.
-Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней
и ночей по камням, по болотам по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.
Навсегда бросила детей мать кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре стой поры красный мох стелится. (206 слов)
— Так вот и забыл, как мне руки связали. Такие они хорошенькие. (М. Пришвин. 191 слово)
Выпали из гнезда сорочата. Уж как крутились над ними старые сороки, уж как кричали, но посадить сорочат в гнездо так и не смогли. Тогда мы их поймали и принесли домой. Сперва сорочата нас боялись, но уже к вечеру обжились и забыли своих родителей. Словно их и небыло!
Кормили мы их червяками, кузнечиками, булкой. Старые сороки рядом крутились, в окна заглядывали, стучали носом в стекло. Но сорочата не в окна смотрели, а в дверь: ждали, когда мы в дверь с едой войдём. И тогда так разевали красные рты, что чуть пополам не разрывались! Бились в истерике и орали. Жутко были прожорливые. (Ю. Качаев. 103 слова)