Сценарий спектакля по рассказам А.П. Чехова «Мелочи жизни» для школьного театра.
специалист в области арт-терапии
Сценарий спектакля по рассказам А.П. Чехова «Мелочи жизни».
Музыка. М. Бонзаниго. «Послание доктору Чехову»
1вед. Короткие рассказы-сценки Антона Павловича Чехова, смешные и одновременно грустные, хорошо знакомы нам с детства. Чеховский герой – это самый обыкновенный средний человек в обыкновенной, повседневной жизни, и события, которые происходят с героями – самые обыкновенные. Так – мелочи жизни.
2 вед. Действующие лица:
1 вед. Его супруга, Клеопатра Петровна.
2 вед. Их дочь Наташенька.
Вступление к романсу «Очаровательные глазки»
Марфа. Жених ваш опять пришёл. Там в зале с Натальей Ивановной разговаривают.
Пеплов. (Решительно встаёт) Нет, это так продолжаться не может. Что-то нужно делать! Безобразие! Сколько можно! Ходит, ходит! Пора и честь знать! Честный человек уже давно должен предложение сделал! Нехорошо! Непорядочно!
Значит так. Входим, ты ближе к жениху, чтоб отступать ему некуда было. Ты, Марфа не опоздай. Я слово скажу, благословление и всё прочее, потом ты. Пошли.
Муз. Фрагмент. «Собачий вальс».
Наташа. Нет, признайтесь, это вы мне написали письмо! Оставьте ваш характер.
Щупкин. Сказали! Что там стихи? Я тоже могу написать, ежели желаете…
Наташа. Вы? О чём же вы можете написать?
Наташа. Хорошо, хорошо. Уговорили. Что бы такое вам спеть? А хотя бы это.
Поёт романс «Очаровательные глазки»
Очаровательные глазки,
Очаровали вы меня!
В вас много жизни, много ласки,
В вас много страсти и огня.
С каким восторгом я встречаю
Твои прелестные глаза,
Но в них я часто замечаю —
Они не смотрят на меня.
Я опущусь на дно морское
И поднимусь на облака,
Я все отдам тебе земное,
Лишь только ты люби меня!
Да, я терпела муки ада
И до сих пор ещё терплю.
Мне ненавидеть тебя надо,
А я, безумная, люблю.
Очаровательные глазки,
Очаровали вы меня!
В вас много жизни, много ласки,
В вас много страсти и огня.
Вбегают папенька и маменька. Муз. фрагмент. М.Мусоргский «Прогулка гнома».
Пеплов. Клюёт! ( кричит Марфе) : Снимай образ! Быстрей, быстрей!
Марфа бежит за образом. Пепловы хватают жениха. Он бледнеет, коленки трясутся, пытается вырваться. Маменька крепко держит.
Пеплов. Как я рад… Очень рад…Благословляю вас. Дети мои, дети…Господь вас благословит, живите. Плодитесь, размножайтесь.
Мать И я благословляю… О! Вы отнимаете у меня единственное сокровище! Любите же её! Жалейте её! Дочь моя!
Пеплов. Марфа! Где образ? (берёт образ) благословляю. Дети мои. Все, замерев, смотрят на «святой образ». Пеплов, увидев замешательство, смотрит, что у него в руках.
Все начинают громко кричать, перебивая друг друга. Жених, пользуясь случаем, сбегает.
Музыка немого кино.
Марфа. Всё я виноватая. Марфа сюды, Марфа туды! Марфа быстрее, Марфа бегом!
Пеплов. Я ж тебе говорил: Марфа, не перепутай. Дура необразованная – не разберёшь, где икона святая, а где писатель!
Клеопатра Петровна. Так оконфузились перед женихом. Что он подумает? Нарассказывает всем вокруг!
Наташа. Что вы наделали! Спугнули жениха! Теперь он точно не придёт.
Пеплов. Надо же. Сбёг, подлец! Вот неудача! Ну, впрочем, это всё мелочи жизни! Он ещё придет, голубчик. Мы от своего не отступимся. Пойду Наташу успокою…
Муз. фрагмент. «Очаровательные глазки».
Хозяин. А Юлия Васильевна! Присаживаетесь, присаживайтесь, голубушка!
Юлия Васильевна. Нет. Спасибо, я постою.
Ю.В. А…а…я…( Пытается что-то сказать, краснеет, робеет ).
По вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок… Сюртучок новый, хорошей ткани. С вас ещё 10 рублей. Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы, Юлия Васильевна, за что жалованье получаете? То-то! Извольте за детьми смотреть. Значит ещё 5рублей долой.
Х. 10 января вы взяли у меня 10 рублей.
Ю. В. Я не брала, честное слово…
Х. Но у меня записано!
Х. Да вы что! А у меня и не записано! Значит, из 14 ещё долой 3 рублика. Остаётся 11. Вот ваши деньги, милейшая Юлия Васильевна. Три, три, три, один, один. Извольте получить-с.
Ю.В. Мерси . ( Поклонилась, уходит)
Х. А Постойте. За что же мерси?
Х. Но ведь я же обобрал вас, чёрт возьми…Ограбил! Я украл их у вас! За что же мерси?
Х. Не давали! И вы не просили… А впрочем, с вашим характером неудивительно. Юлия Васильевна! Я пошутил над вами! Я дал вам жестокий урок! Я отдам вам все ваши 80! Вот они, в конверте для вас приготовлены. Но как можно быть такой размазнёй! Отчего вы не протестуете! Чего молчите! Почему не можете постоять за себя! Отчего не даёте отпор наглости, хамству! Разве можно на этом свете не быть зубастой.
На вашем лице написано: можно. Эх, Юлия Васильевна…
(Юлия Васильевна уходит)
Шостакович. «Танец кукол».
1 вед. Компания остановилась и начала думать… Так начинается рассказ с очень выразительным названием «Невидимые миру слёзы».
Невидимые миру слёзы.
Шостакович. «Танец кукол».
Улица. Ребротёсов, Двоеточиев, Пружинский выходят из клуба.
Ребротёсов: Славно время провели! А теперь, господа, недурно бы поужинать. В хороших городах, В Саратове, например, в клубах всегда можно хороший ужин получить.
Двоеточиев: И вправду, так кушать хочется! Сколько сейчас?
Ого! Два часа. Конечно, немудрено проголодаться. Когда ужинали! Сейчас бы недурно селёдочку, грибочков! Или чего-нибудь такого… Шевелит в воздухе пальцами, чмокает губами.
Пружинский: Ещё чего-нибудь такого. Размечтались! Трактиры-то давно закрыты.
Ребротёсов: А вот мы в Польше стояли тоже, так столько пельменей съели. Зараз по 200 штук! Наложишь полную тарелку, поперчишь, укропцем, петрушкой посыплешь, маслицем сбрызнешь…- нет слов выразить. Язык проглотишь.
Нюхает воздух, изображает блаженство на лице.
Ребротёсов: Ох, никакого терпения нет! Как есть хочется! Пойду к себе домой, душу отведу. А вот, что господа! Пойдёмте ко мне. Ей богу! Спать не хочется. Закусим, чем бог послал. Огурчиком, колбаской, грибочками. Самоварчик изобразим… Поговорим, старину вспомним. Пойдёмте, господа!
Пружинский: Да как-то нехорошо: 2 часа ночи. Поздно. Жена-то как?
Ребротёсов: Да она ничего. Она у меня сущий ангел! Так обрадуется! Так обрадуется! Всё спрашивает, когда товарищи к нам заглянут. Да мы её и будить не станем. Потихонечку сядем. Пойдёмте, господа, очень прошу, не пожалеете.
Ребротёсов (гостям ): Сейчас, сейчас. Сядем потихонечку. Ирина всё принесёт. Маша моя не совсем здорова. Извините уж.
Ребротёсов: М-да… да… Гм… Тэкс.. Ну это, впрочем, пустяки. Я сам.
Простите, господа, я на минуточку отлучусь, вы уж располагайтесь. Маша моя ключи от кладовой и погреба с собой забрала от прислуги. Придётся побеспокоить – ну это пустяки.
Ребротёсов поднимается к жене в спальню.
Спальня жены. Маша спит. Ребротёсов долго ходит вокруг кровати, не решаясь разбудить жену.
Жена: Ты чего? Спать хочу…
Ребротёсов: Манечка, тут такое дело. Ангелочек мой, товарищи ко мне зашли. Поесть просят. Дай, ангелочек, ключи и не беспокойся… Я сам похлопочу, а ты спи. Дам по огурчику, много расходовать не буду. Покушают и уйдут. Есть люди захотели. Двоеточиев, Пружинский. Сама знаешь, люди уважаемые обществом. Пружинский Владимира 4 степени имеет. Как они тебя уважают! Марь Петровна, говорят, не просто женщина, а ангел! Завидуют мне, что такое сокровище имею. Дай ручку поцелую!
Жена наконец просыпается
Жена: Ты что? Который час смотрел? Иди спать!
Ребротёсов: Манечка, ты уже и сердишься! Ну, глупо, право. Из-за чего? Дам по огурчику и уйдут. Тебя больше не побеспокоят. Сам распоряжусь. Лежи себе на здоровье, куколка ты моя, ангелочек!
Ребротёсов: Как твоё здоровье? Товарищи беспокоятся.
Маша грубо обрывает его.
Жена: Ты ещё долго будешь городить? А ну ложись! Просидишь в клубе со своими шалаберниками, а потом бурлишь всю ночь! Постыдился бы! Детей имеешь!
Я… я… детей имею. Манечка, … ты чего? Раздражаешься. Я про детей не забываю. Даст бог, пристрою. Митю скоро повезу в гимназию. Маша, пойми, не могу же я их прогнать. Зашли, есть просят.
(всё больше раздражаясь) Какие гости! Что ты несёшь! Спят все кругом. Какой ужин в эту пору.
Ребротёсов: Неловко. Что о нас завтра в городе будут говорить? Ребротёсовы гостей, уважаемых людей, прогнали!
Есть попросили: «Дай, говорят, что-нибудь поесть…» Ну дам им по грибочку, по огурцу. Пусть с богом идут.
Жена: Вот наказанье! Сколько тебе говорить! Ты что? Ошалел? Какие гости в эту пору! Постыдились бы, черти рваные, по ночам людей беспокоить! Где это видано, чтоб по ночам в гости ходили! Трактир им здесь, что ли? Пусть проспятся, а утром приходят!
Ребротёсов: ( испуганно ) Маша, не кричи! Услышат. Тихо. (Умоляюще ) Ну не могу я их выгнать, пойми же ты.
Ну как уговорить бабу?
Дай ключи! Сейчас же. Муж тебе говорит!
Всё больше злясь, так же твёрдо, с издёвкой. Не дам! Дура буду, ежели дам!
Показывая раздражение и гнев.
Так. Так-с. Ага! Не дашь, значит? Я перед тобой унижаюсь, а ты, выходит, не подруга жизни, не утешительница своего мужа, как сказано в святом Писании. Лучше бы я был неженатый, как Пружинский.
Маша: Ты ляжешь, наконец?
Маша: Ты ещё ругаться! Вот тебе!
Ребротёсов: А ты ещё и драться! Змея!
Яга! Яга всегда была, Яга и осталась! Как люди живут! Посмотришь, душа радуется! Один я такой несчастный!
Маша прогоняет его (за занавес). Возвращается и падает на кровать.
Ребротёсов : выглядывает из-за занавеса.
С Ягой всю жизнь живу!
Жена бросает в него тапочку. Ребротёсов прячется. Жена ещё какое-то время прислушивается. Тихо. Со вздохом ложится.
Ребротёсов (опять выглядывает) Мерси! Говорят же: «В людях- ангел, не жена, дома с мужем сатана». Истинная правда: сатана!
Жена порывисто встаёт с постели. Ребротёсов кидает ей тапку и скрывается. Тихо. Жена сидит на кровати, прислушивается. Успокоившись, ложится, потом испуганно привстаёт, сидит, вглядывается в занавес. Тихо. Ложится, затихает. Ребротёсов неслышно на цыпочках выходит, крадётся к постели. Дай ключи.
Жена вскакивает. Бежит за ним, убегают за занавес. Занавес ходит ходуном. Музыка?
Крики Ребротёсова ; Дерись, дерись, позорь собственного мужа! Дай ключи!
Жена выходит растрёпанная, падает на кровать. Следом плетётся растрёпанный, исцарапанный муж с синяком под глазом.
Жена садится на кровати.
Жена: Господи! Видно сегодня не суждено поспать. Вижу, конца не будет моим мучениям! Где моё платье?
Ребротёсов подаёт ей платье, ещё раз получает оплеуху и уходит к гостям.
Двоеточиев: А это чей портрет? Ну писатель, положим, он хороший, спору нет. А отправь его на войну, так он и с ротой не справится. А генералу хоть целый корпус дай, так ничего.
Ребротёсов (выходит к гостям) Сейчас моя Маша выйдет.
Пружинский: Вы, Фёдор Акимович, что-то долго. Мы, право, вас очень побеспокоили.
Ребротёсов: Да это я с женой заигрался.
Пружинский: Ой, что это у вас со щекой? И под глазом синяк… Где это вы так угостились?
Ребротёсов: Щека? А щека.. А это.. Это я подкрадываюсь к Манечке, хочу её испугать, пошутить, да как стукнусь в потёмках о кровать! Вот смешно… Ха-ха! Манечка так испугалась за меня. Беспокоится.
Появляется Маша, милая, приветливая.
Жена (падаёт руку гостям, говорит умильно, растроганно)
Господа! Ах, господа, как я рада, что вы зашли! Если днём не заходите, то спасибо, что хоть ночью зашли! Я уже сказала мужу спасибо, что затащил вас к нам. Правда, Федя?
Ребротёсов: Да, Манечка. Какая ты у меня растрёпанная, чистая Луиза Мишель…( Целует ей ручку )
Жена Маша: А я сплю, слышу голоса. Думаю: кто это мог быть? Федя велел лежать, но я не вытерпела. Вот радость, какая! Я сейчас, сейчас, всё устрою. Вы, конечно же, проголодались. Музыка немого кино.
Всё завертелось, закрутилось в доме. Забегали слуги с подносом, несколько раз Маша пробежала по сцене в разные стороны «Ужин», проходит за занавесом. На сцене изображают хлопоты по его устройству.
Пружинский и Двоеточиев «на улице» после ужина у Ребротёсовых.
Пружинский: Как хорошо быть женатым. И ешь, когда захочешь, и пьёшь, когда захочешь, и на фортепьянах тебе сыграют. Счастливчик этот Ребротёсов. Жена-ангел!
Двоеточиев: А моя, стыдно сказать, только и умеет, что браниться! Поглядела бы, как Ребротёсовы живут! Глядишь на них – плакать от чувств хочется. Жена – ангел! Подруга жизни! Настоящая утешительница! Ни слова худого не скажет. Не бранится. Живут же люди! Это я такой несчастный. Яга! Яга была, Яга и осталась! Живут же люди! Живут же люди! Шостакович. Танец кукол.
М.Бонзаниго. Вальс доктору Чехову.
Выходят все участвующие в спектакле.
Он близок духом, современник, нам,
Хоть жил в далеком позапрошлом веке.
Он стал сродни грядущим временам
Мечтой о гордом и прекрасном человеке.
Антон Павлович – тоже Россия:
И улыбка её, и слеза…
Увлажнялись и самые злые
От его сочинений глаза!
Он любил всех живущих в России:
Даже злобных, бесчестных, тупых…
Будь они сколь угодно плохие,
Нет презренья – жалеет он их!
У него нет героев, злодеев –
Все лишь жертвы неправды земной:
И прощая, любя и жалея,
Как бы просит: жалейте со мной!
Будто совесть больная стучится
К нам в сердца со страниц его книг…
И живою водою струится
Слов его драгоценный родник.
Драгоценный родник чеховских слов, мыслей
1.В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли.
2.Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
3.Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
7.Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом.
8.Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!
9. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.
Сценарий спектакля для школьного театра (11-14 лет)
специалист в области арт-терапии
Сценарий спектакля для школьного театра
возраст 13 – 14 лет
«И невозможное – возможно»
Автор: Лобач Вадим Петрович
Учитель истории, руководитель театрального кружка
МБОУ «Тигильская СОШ»
Алиса – девочка робот
Учитель Валерия Павловна
Ученики: Сергей, Дима, Юля, Света, Ангелина, Ксения, Катя, Лена.
На сцене расстановка как в классе школы. Директор стоит читает бумагу. Рядом стоит ученый. Директор дочитав, помахивая в воздухе рукой в которой бумага, обращается к ученому.
Директор 🙁 возмущаясь)- Все я поняла, чего тут не понять! Школу превращаете в черт знает что!
(Входит девочка. Останавливается, около взрослых и очень вежливо обращается к директору)
(Директор, от удивления роняет бумаги на пол. Алиса поднимает их и отдает директору)
Директор :- Что. Это. Не может быть!( Разглядывает Алису со всех сторон)
Ученый :(улыбаясь) – Алиса, универсальный биоробот! Новейшая разработка! Создана по образцу и подобию 12-ти летнего ребенка. Запрограмированна на самые лучшие качества и знания присущие этому возрасту.
Алиса вопросительно смотрит на ученого.
Оба выходят из класса. Через некоторое время звучит звонок. В класс входят, вбегают ребята. Готовятся к уроку. Учитель. Входит Директор с Алисой.
Я хочу вам представить Алису. По семейным обстоятельствам, она временно в течение месяца будет учиться в вашем классе.
( одобрительный шум в классе).
Валерия Павловна, где Алисе можно сесть?
(Ксения сидит слушает в наушниках)
Ксения! Я их сейчас заберу и только родителям отдам.
(Алиса проходит между партами, в это время Ангелина)
Звучит музыка «Кукушка». В классе происходят определенные эпизоды, сопровождаемые словами автора.
Эпизод 1. ( Дети в классе поднимают руки, встают, отвечают. Учитель, что то рассказывает, спрашивает. Чаще остальных отвечает Алиса. Остальные с недовольством смотрят на нее).
Эпизод 2. (Перемена. Кто то из класса вышел, кто то остался. В класс вошли три подружки из другого класса – Катя, Лена. Они окружили Алису и о чем то с ней разговаривают ).
Эпизод 3. (Ребята входят в класс. Снова идет урок. Они сидят и выполняют письменную работу. Сдают. Учитель их проверяет ).
Музыка заканчивается. Валерия Павловна с листками зачитывает результаты проверочной работы.
— Что ты Алиса хочешь сказать.
Сергей: (растерянно, опустив глаза) – Нет.
( Учитель подходит смотрит тетрадь Сергея. Достает листок)
( Сергей садиться за парту. Поворачивает голову в сторону Алисы и что то зло шепчет). Ангелина и Ксения, у вас тоже есть ответы? (Сидят молчат) Я спрашиваю, у вас тоже ответы?( звучит тихое – Да!). Не слышу, громче!
Ксения :- Ага, умней тебя никого нет. Помолчи пожалуйста, достала!
Юля: (возмущенно) – Кто, я достала? Да, это вы всех в классе достали!
(Звучит звонок. Все вскакивают собираться).
(Уходит. Ангелина подходит к Алисе. И со злостью обращается к ней)
Карина: (обращается к Алисе) – Теперь Алиса тебе они жизни не дадут. Ладно всем пока!
Света:- Интересная ты девочка, Алиса. Все у тебя как то по правилам, по порядку. Таких сейчас не любят.
(Юля и Света, посмотрев друг на друга, рассмеялись).
(Уходят. В класс входят девчонки – Катя, Лена, Полина)
Лена:- Мы тебя заждались. Что ты тут делаешь одна?
Алиса:- Я что-то делаю не так! Меня ни кто здесь не любит! Где-то в программе допущена ошибка!
( Девочки уходят, уводя за собой Алису. Звучит музыка).
( В класс входит Валерия Павловна. Ложит сумку на стол. Заглядывает в нее).
(Уходит. Заходят Сергей, Ангелина и Ксения)
(В это время раздается звонок телефона в сумке учителя. Ребята переглянулись.)
Сергей:- Ну, вали отсюда.
(Подходит к сумке, вытаскивает телефон).
(В это время в класс вбегает Дима)
Дима:- Да, ладно! Я же пошутил. Что сразу обзываетесь!
(Выходят. Алиса подходит к своей парте. В это время в класс входит учитель).
(Раздается звонок. Ребята забегают в класс рассаживаются по местам)
(Набирает. Раздается звонок. Все оглядываются. Смотрят под парты)
( учитель подходя к Алисе)
(Юля набирает номер. В сумке у Алисы играет музыка).
Ангелина:- Ну, да нам все это сниться. Защитница нашлась!
(Алиса опускается за парту и берется за голову).
(Разворачивается и начинает уходить в начало класса. В это время вокруг Алисы полукругом встают одноклассники, и на перебой между ними идет перепалка. Алиса, сидит взявшись руками за голову)
( Ксения резко встает)
(Открываются кулисы. Ребята стоят группой около Валерии Павловны. В класс входит директор и Алиса. Все поворачиваются и радостно приветствуют Алису. Сергей, Ангелина остаются в стороне, опустив головы).
( Валерия Павловна и ребята обступают Алису).
Все поворачивают головы в сторону Сергея и Ангелины.
Подходят к Алисе Сергей и Ангелина.
Вытягивает руку ладонью вверх и все дружно кладут руки на ее.
Звучит музыка «Эпилог».
Музыка усиливается. Ребята веселые что – то рассказывают Алисе. Смеються. Она в ответ машет головой и постоянно улыбается!