Рассказ для проверки техники чтения 3 класс 3 четверть

Сказки

Техника чтения в 3 классе. Тексты для проверки техники чтения в 3 классе (1 и 2 полугодие)

Навык чтения во многом определяет эффективность обучения по другим предметам. Именно поэтому очень важно отслеживать развитие навыка чтения у каждого ученика, проводить необходимую работу по совершенствованию техники чтения.

Контроль техники чтения в 3 классе осуществляется не реже одного раза в полугодие.

У учащихся третьих классов проверяется:

Требования к чтению

На конец обучения в третьем классе у детей должно быть сформировано правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, логического ударения, громкости, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.

Нормы техники чтения в третьем классе

Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 3 классе должна составлять:

· в 1 полугодии — 60-70 слов в минуту;

· во 2 полугодии — 70-80 слов в минуту.

Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС

При выставлении оценок за технику чтения в 3 классе, необходимо придерживаться определенных критериев:

Оценки за технику чтения 3 класс

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

Следует заметить, что сама процедура проверки техники чтения в 3 классе вызывает у многих детей стресс и чувство страха, которое, конечно же, сказывается и на результатах. Поэтому важно настроить ребенка на предстоящую работу, успокоить его, чтобы он не волновался и не переживал.

Тексты проверки чтения в 3 классе

Проверка в первом полугодии

Текст №1

Распушились в садах цветы. Загудели, засновали на солнечном свету пчелы. Садятся на венчики цветов, ощупывают их хоботком и потом срываются, летят поскорее к ульям. Томный запах разливается вечерами по улицам.

Словно в подвенечном наряде разметалась по лесным просекам черемуха. Надушилась, напудрилась. Обволакивает сладким ароматом. Не ломайте ее, друзья! Берегите эту красоту — для всех она предназначена!

Текст №2. Тукан

Тукан — птица из Южной Америки. Удивителен своим необыкновенным клювом. Клюв у него несоразмерно большой. У некоторых туканов он длиннее самой птицы! А раскрашен многоцветно, словно радуга: оранжевый, красный, зеленый и желтый. У иных туканов до пяти разных тонов в окраске!

Тукан — не хищник. Ест фрукты и орехи, которые в изобилии растут в тех лесах, где он живет.

58 слов (И. Акимушкин)

Текст №3. Соревнования

У нас сегодня спортивный день. У нас — соревнования. Мы прыгаем через скакалку. Кто дольше всех проскачет, тот и победил. Лучше всех скакала Оля. Она победила.

А еще мы бегали по дорожке. Как только Марина Викторовна махнет красным флажком, надо бежать. Я прибежала самая первая. Мне дали приз: большую шоколадную конфету. Я не жадина. Конфету мы съели втроем? я, Миша и Катя.

Текст №4. Сентябрь

Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и ручьев. Однако к полудню солнышко все еще прогревает воздух, и тогда становится по-летнему тепло. Сентябрь — самый красивый месяц осени. В лесу неповторимая тихая торжественная прелесть. Особенно заметно отсутствие птичьих голосов. Разве только синица свистнет. Если же подует ветер, лес обрушит на нас водопад золотисто-багряных листьев. Они пестрым мягким ковром устилают землю.

Текст №5. Ежи

Вот кто-то громко зашуршал в кустах. Еж проснулся — значит, день кончается. Расправил иголки, потянулся и пошел топать, шуршать прошлогодними листьями, искать червячков, личинок, гусениц. Роется в лесной подстилке, вынюхивает. Вдруг зафыркал, ощетинился иглами — значит, почувствовал что-то подозрительное. Иголки — надежная защита.

Да это мама-ежиха! Вон за ней колючими шариками катятся ежата. Им все интересно, все надо обнюхать, многому научиться, а к осени они станут взрослыми, самостоятельными ежами.

(71 слово. А. Тамбиев)

Текст №6. Ручей

В чаще леса, возле тонкой березки, родился весной ручей. Шустрый был ручей, совсем не уставал, бежал себе да бежал. Выглянул из-за куста заяц, потрогал лапой — журчит вода! Кружились над ручьем легкие снежинки последнего снега, до самого дна просвечивал его солнечный луч. И было от светлой журчащей воды хорошо.

Пришли в лес два мальчика. Младший воскликнул:

Воду ладошкой погладил малыш:

— Мал, ручеек, а славно журчишь!

(72 слова. А. Потапова)

Текст №7. Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.

Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьет.

Сколько дупел, столько загадок.

(74 слова. По Н. Сладкову)

Проверка во втором полугодии

Текст №1. Ливень

Проливной дождь хлынул, как из ведра. И сад, и улица сразу потонули в ливневом потоке.

Куры стремительно кинулись в сарай. На дороге с обрывком ремня на шее металась заблудившаяся собачонка.

А гуси… гуси будто и не заметили, что начался дождь. Они спокойно пощипывали траву, важно переступая красными лапами. Только один гусак поднял голову и слушал, как дождь барабанил крупными каплями…

Потом гуси начали пить из лужи и, вытянув шеи, загоготали:
«Га, га-га-га …»

Какое удовольствие — хороший ливень!

84 слова (А. Тумбасов)

Текст №2. Вестница весны

Молчалив зимний лес. Тихо и в полях, покрытых сплошной снежной пеленой. Кажется, природа навсегда погрузилась в сон.
Но дни становятся длиннее. Сильнее пригревает солнышко. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.
В ясный мартовский день, когда на крышах начнет подтаивать снег и зазвучит первая капель, в парке послышится веселый голос.

«Ци-фи ци-фи», — точно маленький молоточек отбивает по стальной наковальне. Это большая синица, большак. И хотя кругом еще снег, можно уверенно сказать: весна пришла!

Текст №3. Помощник

Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Алешины руки папа называл деревянными. Почему?

Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются.

Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, напильник, сверло, долото.

— Эти инструменты обязательно вылечат твои руки — сказал отец.

(87 слов. По Е. Елинсону)

Текст №4. Первый снег

Падает мягкий снег. Он сыплется крупными хлопьями, ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви деревьев и кустов.

Если выйти в сумерки и снегопад за околицу — такая кругом тишина, кажется, все живое замерло, спит непробудным сном.

А наутро все бело кругом. Хорошо в такой тихий денек в лесу. Вы идете по узкой лесной тропинке. С обеих сторон над ней нависают мохнатые белые ветви деревьев.

Где-то невдалеке стучит дятел, выколачивая из шишки крылатые семена, да попискивают, перелетая с дерева на дерево, хлопотливые синицы.

(85 слов. По Т. Скребицкому)

Текст №5. Журавль

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.

(95 слов. По С. Аксакову)

Тексты подобрали: Ткачева Ирина Алексеевна, Борщ Оксана Геннадьевна.

Полный текст материала Техника чтения в 3 классе. Тексты для проверки техники чтения в 3 классе (1 и 2 полугодие) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ 3 четверть

ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

1 класс (3 четверть)

Медвежата

Медвежата родились в берлоге в январе. А первый раз вылезли из берлоги в апреле, когда таял снег. Тогда в лесу ещё не было ягод.
Наступит лето. Черника поспеет и малина. Мама-медведица накормит медвежат ягодами, сладким мёдом. (37 слов)

Вопросы м задания

1. Когда у медведицы появляются медвежата?
2. Когда впервые они видят солнышко?
3. Чем любят лакомиться медведи? Прочти это предложение

1 класс (3 четверть)

Говорит Филин Жабе:
– Жалобы на тебя, Жаба! Скользкая ты, ядовитая.

Обиделась Жаба:
– Конечно, ядовитая, если меня зубами схватить. Или языком лизнуть. Ты, Филин, станешь меня языком лизать?
– Что ты! – охнул Филин. – Пусть лучше Сорока.
– Ни за что! – задохнулась Сорока.
А Жаба урчит:
– Не трогайте меня руками – вреда не будет. (50 слов)

Вопросы м задания

1. В чём обвинял Филин Жабу?
2. Как ты понимаешь слово «ядовитая»?
3. Как защищалась Жаба? Найди и прочти эти слова.
4. Знаешь ли ты, какую пользу приносит Жаба? Если сможешь, расскажи.

2 класс (3 четверть)

Садовник и сыновья

Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал их и сказал: «Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду поищите, что там спрятано».
Дети подумали, что там клад, и, когда отец умер, стали рыть и всю землю перекопали. Клада не нашли, а землю в винограднике так хорошо перекопали, что стало плоRда родиться много больше.

Вопросы м задания

1. О ком ты прочитал в рассказе Л.Толстого? Кто такой садовник?
2. Как мудро поступил старый садовник, чтобы приучить своих детей к полезному ремеслу?
3. Вспомни, какой ещё рассказ Л.Толстого учит детей жить в семье в дружбе и согласии?

Читайте также:  План пересказа рассказа заячьи лапы

2 класс (3 четверть)

Большое счастье

Однажды два мальчика решили слепить снеговика. Скатали комки, вместо носа сунули картошку, а на голову надели горшок. Снеговик получился таким смешным, что над ним стали все смеяться. Когда наступила ночь, он решил уйти в лес, но в лесу над ним тоже все смеялись.
«Пойду я на детскую площадку, – подумал он. – Может быть, там кому-нибудь приглянусь». Наутро снеговик пришёл к самым маленьким детям. Но и они стали над ним смеяться. От огорченья у снеговика появились слёзы.
Маленькая Маша подошла к снеговику и увидела слёзы. Она побежала домой, взяла самое красивое своё ведёрко и самую красную морковку. Платочком утёрла она снеговику слёзы, сделала ему красивый нос и шляпу.
Снеговик стал самым счастливым снеговиком в мире!

Вопросы и задания:

1. Как ты читал самое начало рассказа? Настороженно? Весело? Удивлённо? Почему так?
2. Как чувствовал себя снеговик после своего рождения?
3. Почему он пошёл к самым маленьким детям? На что он надеялся?
4. Оправдались ли его надежды? Расскажи, что произошло с ним.
5. Какое чувство возникло у тебя после прочтения этого текста?
6. Определи жанр этого произведения:

2 класс (3 четверть)

Спор животных

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.
– Конечно, меня, – говорит лошадь, – я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит; пропал бы он без меня совсем.
– Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова, – я всю его семью молоком кормлю.
– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
Послушал хозяин этот спор и говорит: «Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте».

Вопросы и задания:

1. О чём спорили лошадь, собака и корова?
2. Какую пользу приносят человеку все эти животные? Расскажи.
3. Что хозяин ответил животным? Найди в тексте эти слова и прочти их.
4. Объясни значение выражения «спорить по-пустому».

2 класс (3 четверть)

Волчишко

Жил в лесу волчишко с матерью. Вот как-то раз ушла мать на охоту. А волчишку поймал человек, сунул его в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок положил. Долго не шевелился мешок. Потом за-ба-рах-тал-ся в нём волчишко и вылез. В одну сторону посмотрел – испугался: человек сидит, на него смотрит. В другую сторону посмотрел – чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс зубы скалит. Совсем забоялся волчишко. Полез в мешок обратно, да не влезть – лежит пустой мешок, как тряпка. Забился волчишко под кресло и стал там жить дрожать. Утром ушёл человек. Вылез из-под кресла волчишко, а дверь-то открыта! Из двери на лестницу, в огород, в лес. А в лесу мать-волчиха. Обнюхались, обрадовались и в лес побежали.

Вопросы и задания.

1. Почему волчишко боялся человека?
2. Почему он испугался кота и собаку, ведь они его не трогали?
3. Какое место досталось волчишке для житья? Найди слова, которые подтверждают, что житьё его у человека было несладким?
4. Расскажи, как повезло волчишке.
5. Какое место в рассказе тебе понравилось? Объясни почему.

3 класс (3 четверть)

Я потихоньку выглянул и вижу: это кто-то большеголовый, на длинных ногах, ростом с жеребёнка.
Пригляделся и узнал: это лосёнок.
А лосёнок наклонился над колодой с горькой водой и пьёт, причмокивает, потом взял в губы кусок горькой осиновой коры и стал жевать.
Эх, вот бы мне его поймать!
Я выглянул и стал причмокивать губами, звать его.
Насторожил тут уши лосёнок. Посмотрел, да как прыгнет в туман. Только дыра в тумане осталась, заплывает.
Но я всё-таки этого лосёнка поймал на осиновую кору, на корыто с осиновым настоем.
Очень славный был этот лосёнок. Горбоносый, длинноногий, мягкий. Наверно, сиротка.
Лосёнок научился, есть хлеб, и кашу ел, и картошку. А посолишь посолонее – и ест лосёнок пожаднее.
Вот так мы и жили. Но однажды я выпустил лосёнка из стойла. И что бы вы думали? Лосёнок ко мне сам залез в шалаш. Вот какой стал ручной да ласковый.
Так прошло лето. А к осени лосёнок ушёл. Видно, в лесу увидел своих.

Вопросы и задания

1. Чем лосёнок так приглянулся человеку? Найди и прочти эти слова в тексте.
2. Как охотник приручал маленького лосёнка?
3. Почему ласковый и ручной лосёнок всё-таки ушёл в лес?

3 класс (3 четверть)

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, словно зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище. но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу.
Я успел отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед её любовным порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь. (194 слова)

(И.Тургенев) Вопросы м задания

1. Расскажи о встрече охотничьей собаки и маленького воробья. Как чувствовали себя оба персонажа?
2. Кто наблюдал за их встречей? Найди и прочитай эти места в тексте.
3. Используя текст, расскажи об отважном старом воробье. Какие чувства он испытывал при спасении своего птенца?

4 класс (3 четверть)

На лунной дорожке

Хорошо плыть ночью по лунной дорожке! Справа и слева от тебя чёрная стена, а впереди дорожка золотая – прямо на луну.
Плывёшь и бросаешь в темноту полные пригоршни лунного золота.
Если голову окунуть и посмотреть под воду, то и на дне увидишь светлую тропинку, неясные тени движутся по ней.
Я плыл и вглядывался в диковинный, извилистый след. В конце следа я увидел большую чёрную раковину. Створки у раковины приоткрыты.
Рыбаки говорят, что в лунные ночи, когда жемчужница приоткрывает створки, туда проникает капелька лунного света, из него-то и вырастает жемчуг. Жемчужина похожа на капельку ртути или воздуха: вся она светится и переливается. Это так и не так.
Действительно, что-то проникает в раковину, и действительно вокруг этого «чего-то» нарастает жемчужина. Но только это не капля лунного света, а. простая песчинка. Ловцы жемчуга говорят, что одна жемчужина приходится на целую тысячу раковин.
Но мне повезло. Я проверил и сразу же нашёл жемчужину.

(Н.Сладков) Вопросы и задания

1. Расскажи, что можно увидеть под водой в свете лунной дорожки.
2. Какую раковину называют жемчужницей?
3. Как рыбаки объясняют происхождение (появление) жемчуга? А как это происходит на самом деле?
4. Подчеркни в тексте словосочетания, которые украсили текст.

4 класс (3 четверть)

Мангуста

Я очень хотел, чтобы у меня была настоящая живая мангуста. Своя собственная. И я решил: когда наш пароход придёт на остров Цейлон, я куплю себе мангусту и отдам все деньги, сколько они спросят.
И вот наш пароход у острова Цейлон. Я хотел скорей бежать на берег. И вдруг к нам на пароход приходит чёрный человек и все товарищи обступили его, толпятся, смеются, шумят. И кто-то крикнул: «Мангуста!» Я бросился, всех растолкал и купил клетку с двумя серыми зверьками.
Я совсем запыхался от радости, что забыл спросить человека, чем кормить мангуст, ручные они или дикие.
Мне скорей захотелось взять их на руки, погладить эту, что кусает для шутки. И только я приоткрыл клетку, эта самая мангуста – юрк! – и уже побежала по каюте. Я хотел её поймать, нагнулся, и вмиг мангуста мимо моей руки и уже в рукаве. Я поднял руку – и готово, мангуста уж за пазухой. Быстро-быстро она кусает меня, но не больно. Это она так играет.
Вот выглянула из-за пазухи, крикнула весело и снова спряталась. Лапки у неё цепкие, с коготками. И вот слышу – она уже под мышкой, пробирается в другой рукав и выскочила на волю, смотрит на меня весёлыми глазками. Глазки у них чёрные и блестящие.
Я выпросил у повара мяса, накупил бананов, притащил хлеба, блюдце молока. Сам залез на койку и стал глядеть. Из клетки выскочила дикая мангуста, за ней ручная, и они вместе бросились на мясо. Потом ручная ухватила банан и потащила его в угол. Дикая – прыг! – и уже рядом с ней. Скоро мангусты вернулись. Они облизывали мордочки, а от банана остались на полу шкурки, как тряпочки. (261 слово)

Читайте также:  Рассказы из библии для детей 4 класса

(Б.Житков) Вопросы м задания

3. О чём беспокоился новый хозяин мангустов и как он вышел из этого положения?
4. Раздели текст на логически законченные части, озаглавь их. Запиши план.

4 класс (3 четверть)

Тема и Жучка

Тёма подбежал к отверстию старого заброшенного колодца, вполголоса позвал:
– Жучка! Жучка!
Тёма замер в ожидании ответа.
Сперва он ничего, кроме биения своего сердца да ударов молотков в голове, не слышал.
Но вот откуда-то издалека, снизу, донёсся до него жалобный, протяжный стон. От этого стона сердце Тёмы мучительно сжалось и у него каким-то воплем вырвался новый громкий оклик:
– Жучка, Жучка!
На этот раз Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно завизжала.
Тёму до слёз тронуло, что Жучка его узнала.
– Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу! – кричал он ей.
Прежде всего он решил выяснить положение дела. Он почувствовал себя бодрым и напряжённым, как всегда.
Болезнь куда-то исчезла. Привязать фонарь, зажечь его и опустить в яму было делом одной минуты.
Тёма, наклонившись, стал вглядываться, фонарь тускло освещал потемневший скользкий сруб колодца и наконец осветил дно.
Каким-то ужасом смерти пахнуло на него. С замиранием сердца заметил в углу чёрную шевелящуюся точку и едва узнал в этой беспомощной фигурке свою некогда резвую, весёлую Жучку. У Тёмы удвоилась энергия. Он быстро вытащил фонарь назад и радовался, что Жучка отвечает ему постоянно тем же радостным визгом. При помощи вожжей фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. Жучка сделала попытку схватиться за приспособление, но петля бесполезно соскочила, а Жучка свалилась в грязь.
Она стала барахтаться и искать оставленный ею выступ.
Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучка может погибнуть, заставляет Тёму решиться на следующий шаг – самому спуститься в колодец. (251 слово)

Вопросы и задания

1. Просмотри начало текста и выпиши предложение, которым заканчивается первая часть отрывка.
Озаглавь первую часть отрывка.
2. Расскажи, какие препятствия преодолевал Тёма, спасая Жучку?
3. Попробуй рассказать, какие чувства испытывал Тёма при спасении своего друга?

Источник

Тексты для проверки техники чтения 3 класс

специалист в области арт-терапии

В октябре Сережа и Витя ловили с лодки рыбу в лесной речке. Забросил Витя удочку и застыл от изумления.

По реке плыли белки. Зверьки пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их от берега. Белки стали тонуть.

Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили белок. Пассажиры смело сидели в лодке.

Лодка наполнилась. Витя причалил к берегу. Белки живо помчались в лес. Больше часа трудились мальчики, пока выловили из воды белок.

Ребята помогли животным спастись от голода. Ведь белки шли искать другие леса, где в этом году уродилось много орехов, шишек, желудей.

Вопросы и задания:

1. Что удивило мальчика во время рыбалки?

2. От чего стали тонуть белки?

3. Как мальчики помогли спасти животных?

КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ.

Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят, переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листу и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку; и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Вопросы и задания:

1. Расскажи где и когда можно увидеть росу.

2. На что она похожа?

3. Почему росинка эта вкуснее всякого напитка кажется?

Много лет назад две Утки и одна Лягушка были в большой дружбе между собой. Но вот настал день, когда в озере стало мало воды, и Утки решили перебраться в другое место. Узнала об этом Лягушка и стала просить, чтоб подруги взяли её с собой: она так привыкла к ним, что даже считает себя одно с ними рода. Утки согласились выполнить просьбу Лягушки. Нашли они дощечку, посадили на неё Лягушку и, взяв дощечку лапками за оба конца, полетели. Лягушке строго приказали, чтобы она во время полета не кричала.

Пролетали они над одним аулом. Лягушке захотелось пить, и она заквакала. Кваканье услыхали люди аула и стали смотреть вверх. А когда увидели Уток, подняли шум, стали бросать в них камнями. Испуганные Утки разлетелись в разные стороны и уронили Лягушку.

(Казахская народная сказка) (129 слов)

1.Почему утки решили перебраться в другое место?

2.Каким способом Утки решили переправить Лягушку?

3 Почему Лягушка нарушила наказ Уток?

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

1. Почему луг называли золотым?

2. В какое время суток луг зеленел?

3. Почему одуванчик стал для детей одним из самых интересных цветов?

КАК БАРСУК И КУНИЦА СУДИЛИСЬ

Однажды барсук и куница бежали по лесной тропинке и увидели кусок мяса. Подбежали они к своей находке.

– Я нашёл кусок мяса! – кричит барсук.

– Нет, это я нашла кусок мяса! – кричит на весь лес куница.
Барсук своё:

– Это я нашёл! Нечего зря спорить!
Куница своё:

– Я первая увидела!
Так они спорили-спорили, чуть не разодрались.
Тогда барсук сказал:

– Пойдём к судье. Пусть судья нас рассудит.

А судьёй в этом лесу была лиса. Выслушала лиса барсука и куницу и говорит:

– Дайте-ка мне сюда вашу находку.

Отдали спорщики судье кусок мяса. Лиса сказала:

– Надо этот кусок разделить на две равные части. Одну часть пусть возьмёт себе барсук, другую – куница.
С этими словами лиса разорвала кусок на две части.

– Это несправедливо, – заскулил барсук.

– У куницы кусок больше.

– Мы сейчас эту беду исправим, – сказала хитрая лиса и откусила от доли куницы изрядную часть мяса.

– Теперь у барсука кусок больше, – закричала куница.

– Ничего, мы и эту беду исправим! Я люблю, чтобы всё было, по справедливости.
Сказав так, лиса опять откусила кусок мяса, только уже от доли барсука. Теперь оказалось, что у куницы остался кусок больше, чем у барсука. Но лиса не растерялась и откусила от куска куницы.
И так она выравнивала кусок до тех пор, пока от находки ничего не осталось.
Видно, правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.

Вопросы и задания:

1. Где, в каком месте происходит события, описанные в тексте?

А) На лугу;
Б) в лесу;
В) в поле;
Г) в деревне.

2. Из-за чего у животных возник спор?

А) Не знали, как поделить находку;
Б) боялись обделить друг друга;
В) выясняли, кто нашёл кусок мяса.

3. Определи, какое значение автор вкладывает в выражение чуть не разодрались?

А) Чуть не разорвали на части;
Б) чуть не подрались сильно;
В) чуть не сделали дырку.

4. Кто вершил суд в этом лесу?

А) Лиса;
Б) медведь;
В) волк.

5. Какое определение даётся лисе в этом тексте?

А) Хитрая;
Б) плутовка;
В) рыжая разбойница.

6. Какой человеческий порок осуждает народ в этом произведении?

А) Жадность;
Б) хитрость;
В) трусость.

М ЕЧ И РОЗА.

Поспорили как-то Меч и Роза. Меч сказал:
– Я сильнее! Меня не согнут самые злые ураганы и бури. А ты слабая и тоненькая. Быстро пропадёшь!
– За что же ты так меня обижаешь? – сказала Роза. – Ведь я такая красавица!
– Что толку в твоей красоте? – заметил Меч с издёвкой.
В это мгновение на дороге показался старый человек, и Роза сказала Мечу:
– Давай спросим у старца!
Меч согласился и спросил у Мудреца:
– Рассуди нас, скажи, в ком больше пользы для человека – в мече или в розе?
Мудрец задумался на мгновение и сказал так:
– Человеку на земле нужны и роза, и меч вместе. Меч оберегает его от опасностей, а роза приносит человеческому сердцу радость.
Меч с Розой обрадовались тому, что сказал Мудрец, и перестали спорить.

1. Почему Меч так пренебрежительно отнёсся к пышной Розе?
2. Как Мудрец рассудил спор Меча и Розы?
3. Прочти самые главные слова текста. Как ты их понимаешь?

Читайте также:  Рассказ про хамелеона каковы особенности его внешнего вида чем питается где живет как размножается

ДЯДЮШКА АУ.

История вторая «Господин Ау и больное дерево».

Утром дядюшка Ау проснулся бодрым.
Он посмотрел в окошко. Жёлтый лист пролетел мимо окна. Господин Ау вздрогнул.
«Что? Яблоня, должно быть, болеет. Каждую осень это дерево теряет листья. Я должен помочь ему».
Он разыскал в ящиках пластырь, иголку, нитку, ножницы, дедушкино лекарство от кашля и от облысения и вышел на улицу.
На улице было удивительно светло. Жёлтый лист зацепился за шип розы. Под яблоней лежали и другие жёлтые, красные листья.
Дядюшка Ау принёс лестницу и осторожно взобрался на неё. Он приклеивал листья пластырем, пришивал их к веткам, приматывал нитками и красил в зелёный цвет. Потом он вылил все лекарства на корни дерева и вернулся домой.
«Молодец я!» – хвалил себя дядюшка.
Он даже написал плакат на листе бумаги: «ДЕРЕВУ БЫТЬ ЗЕЛЁНЫМ!» – и ходил с этим плакатом вокруг яблони, пока не стемнело.
К вечеру он настолько устал, что лёг спать. Он лежал и мечтал: «Если дерево будет с листьями всю зиму, значит, у меня будут зимние яблоки».
Он был доволен собою, господин Ау!

1. Как ты думаешь, кто такой господин Ау, или дядюшка Ау? Опиши его.
2. Что показалось тебе забавным в его поведении?
3. Найди и прочитай лозунг дядюшки Ау. Какое благородное чувство он вложил в свой лозунг?
4. Какую закономерность в природе пытался доказать этот сказочный герой? Чем закончится его идея?
5. Советуем тебе прочитать эту интересную книгу.

Стояла отвратительная погода. Темнели последние осенние лужи. Возле одной лужицы стоял задумчивый воробей. Он так напряжённо размышлял, что его перышки шевелились. Воробей не мог понять, почему те снежинки, что падают на асфальт, лежат – сверкают, а те, что в лужу, – исчезают. Почему? Непонятно.
Разгадывая загадку, воробей ни на что не обращал внимания. Напрасно: за ним давно следил тощий бродячий кот.
«Сейчас, – думал кот, – прыжок и. » Он собрался в тугой комок и прыгнул.
Воробей был так занят снежинками, что даже не испугался.
– Не мешайте! – воробей махнул крылышком и попал коту в глаз.
Кот удивился и возмутился.
– Ты понимаешь, кто я? – прошипел он.
Воробей, наконец, понял и испугался, но продолжал следить за снежинками. «Ну и ну, – удивлялся голодный кот. – Что же я не съем его?» Что-то мешало коту кинуться на воробья.
– Съем ведь. – нерешительно сказал он и вдруг заинтересовался: – Ты что в лужу уставился?
– Чудо получается, – робко пятился воробей. – Лужа снежинки глотает. – И неожиданно взлетел.
А коту было уже не до воробья. Его очень заняла загадка снежинок. Он сидел у лужицы и думал: «Почему так? Упала снежинка на асфальт – сверкает, упала в лужицу – исчезла. Почему же так? Ну почему? Непонятно».

1. Каким автор показал нам воробья? Расскажи.
2. Какая загадка увлекла вдумчивого воробышка?
3. Каким автор показал кота в начале текста?
4. Какое чудесное превращение произошло с котом? Почему?
5. Каков жанр этого произведения?
6. Как бы ты решил эту загадку?

Однажды семья жаворонков свила своё гнездо посреди засеянного поля. Когда прошло лето, малыши-жаворонки подросли. Пшеница тоже выросла.
И вот однажды хозяин вышел в поле, посмотрел на пшеницу и сказал своему сыну: «Я думаю, что пора убирать хлеб. Завтра я попрошу соседей, чтобы они пришли помочь мне».
Маленькие жаворонки услышали эти слова и побежали к матери: «Хозяин хочет завтра собирать урожай. Мы боимся, что он разрушит наше гнездо. Давай сегодня улетим с этого поля!» – «Сегодня мы ещё вне опасности, – сказала мама-жаворонок. – Мы можем остаться здесь ещё на один день».
На следующее утро хозяин и его сын вышли в поле. Они ждали долго-долго, но ни один сосед не пришёл помочь им. Все были заняты на своих полях.
На следующий день хозяин и его сын опять вышли в поле. Хозяин посмотрел на пшеницу и сказал: «Действительно, пора убирать её. Теперь попрошу моих братьев и сестёр, чтобы они пришли помочь мне».
Маленькие жаворонки услышали эти слова. Они испугались и побежали к маме. «Мама! – закричали они. – Хозяин хочет завтра убирать хлеб. Он собирается позвать на помощь своих братьев и сестёр».
«Не пугайтесь, – сказала мама-жаворонок. – Пока ещё опасности нет. Мы можем спокойно оставаться здесь ещё один день».
Действительно, на следующий день ни братья, ни сёстры хозяина не пришли. Все они сказали, что, к сожалению, очень заняты на собственных полях. На третий день хозяин встал рано утром, вышел в поле и стал работать один.
Когда мама-жаворонок увидела это, она сказала: «Вот теперь нам пора улетать. Потому что дело делается только тогда, когда человек делает его сам, а не ждёт, что ему сделают другие».

1. Как ты понимаешь выражение: Семья жаворонков свила своё гнездо?

2. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

3. Каким злаком было засеяно поле?

4. Почему маленькие жаворонки предложили матери улететь с поля?

5. Почему соседи и родственники отказали хозяину поля в помощи?

6. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста?

Шли два школьника по лесу. Поймали в лесу белку. Их много в наших лесах. Белка красивая, хвост большой, пушистый.
Заспорили школьники, кто из них первым белку поймал. Белка терпела, терпела да и укусила школьника, который держал её в руках. И убежала.
Заплакал школьник.
Тут я подошёл и спросил:
– А зачем белке хвост?
– Для красоты, – неуверенно сказал один из них.
– Для того чтобы с дерева на дерево летать, – сказал второй.
– Правильно. – сказал я. – А ещё?
Ничего не могли они мне ответить.
Прошло два или три дня. Смотрю – мои знакомые мальчишки.
– Пойдёмте с нами, – сказал один.
– Мы вам что-то покажем, – добавил второй.
На улице шёл дождь. Мы вошли в лес.
– Смотрите! Смотрите туда! – шептали ребята.
На ветке сидела белка. Шёл дождь, но белка прикрылась своим хвостом, и ей, кажется, не было страшно.
– Наша, – шептали ребята. – Теперь мы знаем, зачем белке хвост.
– Вот видите, – сказал я, – и для красоты, и для того, чтобы летать с дерева на дерево, и для тепла нужен белке хвост-зонтик и хвост-шуба.

1. Почему ребятам удалось поймать белку?
2. О чём спорили дети?
3. Почему ребятам очень хотелось знакомому человеку показать белку ещё раз?
4. Кратко перескажите текст.

Л ЕСНОЕ ЭХО.

Мне было тогда лет пять или шесть. Мы жили в деревне.
Однажды мы с мамой пошли в лес за земляникой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла на старой лесной вырубке.
Как сейчас помню я этот день, хотя прошло с тех пор более пятидесяти лет. День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя кудрявая тучка. Из неё посыпался частый крупный дождь.
А солнце всё светило. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Потом повисли они на траве, на ветвях кустов и деревьев. В каждой капле отражалось, играло радужное лучистое солнце.
Мы с мамой встали под дерево, а тёплый дождик уж и кончился.
– Погляди-ка, Юра, как красиво, – сказала мама, выходя из-под веток.
Я взглянул. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один её конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.
– Ух, здорово! – сказал я. – Прямо как мост. Вот бы по нему пробежаться!
– Ты лучше по земле бегай, – засмеялась мама, и мы пошли в лес собирать землянику. От земли шёл лёгкий пар.
– Ау! Ау! – кричал я.
«Ау! Ау!» –,отозвалось из лесной дали.
– Не бойся, это эхо! – сказала мама.
С мамой мне хорошо и спокойно.

1. О каких детских воспоминаниях поведал нам автор?

2. Когда возникла радуга и как она выглядела?

3. Какие чувства и желания возникли у мальчика?

4. Почему улыбалась мама и чему учила своего сына?

5. Какие черты характера в детстве помогли мальчику впоследствии стать великим писателем?

П ОД ЁЛКОЙ.

Расскажу, как это было в лесу перед самым дождём. Наступила такая тишина, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя.
Я увидел ёлку. Росла она в тени, и оттого сучья у неё были опущены вниз. Под ёлкой получился хороший шалашик.
Невозможно передать прелесть пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождём, ворвался в середину нашей густой ёлки и уселся под самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ёжик пришёл. Проковылял мимо заяц. И долго ещё дождик шептал, шептал что-то нашей ёлке.
И мы долго сидели, и всё было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас выделил уютное местечко и отдельно каждому шептал, шептал, шептал в ушко.
Но дождь закончился, и выглянуло тёплое нежное солнышко.

1. Как автор описывает лес, ожидающий дождь?

2. Кто спрятался от дождя под густой гостеприимной елью?

3. Пофантазируй: если бы ты оказался в таком шалашике, о чём тебе хорошо думалось бы под елью?

Источник

Познавательное и интересное