Чему учит рассказ «Дневник Фокса Микки» главные герои и их характеристика?
Чему учит рассказ «Дневник Фокса Микки», главная мысль и отзыв
Краткое содержание рассказа «Дневник Фокса Микки» для читательского дневника
Характеристика героев рассказа «Дневник Фокса Микки», описание собаки
Жанр «Дневник Фокса Микки» повесть, рассказ
Произведение Саши Черного «Дневники фокса Микки» состоит из 12 записей, написанных от имени удивительного пса, который умеет читать и писать. Но здесь не просто личный дневник, сам автор Микки желает, чтобы его записи были найдены и прочитаны.
В своих дневниках фокс описывает события своей жизни, свои мысли и чувства, также присутствуют и элементы «собачьей философии»: Микки удивляется жизни и привычкам людей, рассуждает о их несправедливости по отношению к животным, даёт оценку представителям животного мира и мечтает о карьере директора академии для собак, сценариста и т.д.
Вторая запись: фокс сочиняет первые стихи; рассказывает о любви к котятам и играм с мячом, о ненависти к кошке, граммафону и блохам.
Третья запись: здесь риторические вопросы и мысли о людях и животных, которые не дают покоя Микки, его мечты о академии для собак.
Четвертая запись: мысли о том, почему люди и собаки не молодеют, как деревья весной; описание подготовки к переезду в Париж.
Пятая запись: Микки остаётся на попечении сторожа, который кормит его только ненавистной овсянкой; о симпатии к мышам; голод, одиночество, переживания о том, что Зина его забыла.
Запись шестая: о любви к чердаку; Микки описывает свою жизнь в Париже; посещение кино и мечты о «синема для собак».
Запись седьмая: восторг от пребывания на море, описание отдыхающих, мечты о «курорте для фоксов», переживания из-за отсутствия кошек.
Запись восьмая: рассуждения о деньгах; Микки в зоологическом саду, который называет «тюрьмой для животных», описывает свое отношение к животным в клетках.
Запись девятая: Микки заблудился и нашел временное пристанище в доме у девочки, которая называла его Фифи; фокс скучает по хозяйке; радостная встреча с Зиной на пляже.
Запись десятая: фокс Микки описывает цирковые представление: ему не нравится оркестр жирный жеребец, номер с львами; зато нравятся клоуны, эквилибристы, антракт, морж и лошадка.
Запись одиннадцатая: Микки описывает неприятную для него прогулку на пароходе.
Запись двенадцатая: прощане с морем; возвращение к серым парижским будням; холод и осенняя хандра; в конце Микки выражает надежду, что его дневники будут опубликованы.
Главная мысль: отсутствие взаимопонимания между животными и людьми.
Повесть учит нас внимательно и с любовью относится к своим питомцам, ведь они тоже чувствуют и умеют думать.
Отзыв: мне очень понравилась повесть Саши Черного. Особенно меня впечатлило умение автора смотреть на мир газами собаки и способность так правдоподобно и живо описывать мысли и переживания животного.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о книге Саши Черного «Дневник Фокса Микки»
Главный герой книги Саши Черного «Дневник Фокса Микки» — необычный пес по кличке Микки, который умеет думать, читать и даже писать. Свои мысли и впечатления Микки записывает в дневнике, держа карандаш в зубах.
Записи в дневнике Фокса Микки начинаются с того момента, когда он со своей хозяйкой, девочкой Зиной, жил в загородном доме неподалеку от Парижа. Жизнь за городом была веселой и беспечной, вот только Микки удивляло отношение людей к еде. Ему казалось, что люди едят очень часто и тратят на это слишком много времени. А еще Микки казалось непонятным, зачем люди варят еду. Однажды он попробовал сырое мясо, кусочек которого упал на пол, и оно ему показалось гораздо вкуснее супов и котлеток.
Фоксу Микки очень нравилось, когда Зина читала вслух. Однажды он обратил внимание, что некоторые тексты она читает ритмично, точно котлетки рубит. А строчки в этих текстах заканчиваются одинаково. Оказалось, что это стихи. Стихи понравились Фоксу Микки, и он даже сочинил свое стихотворение, которое записал в дневнике. А вот музыка, звучащая из граммофона, Микки была не по нраву. Ему казалось, что лучше слушать мычащую корову, чем грампластинки.
В голове у Фокса Микки живет множество вопросов. Он пытается понять, почему у Зининого папы глаза на лоб полезли? Еще ему хочется знать, живут ли собаки на Луне, зачем рыбы попадают в сети, и для чего женщины красят волосы. Также Микки не понимает, зачем выращивать хлеб, если его можно купить в булочной. Все свои вопросы и мысли Микки аккуратно записывает в дневник.
С приближением осени все семейство стало собираться обратно в Париж. А Микки оставили жить в загородном доме вместе с дворовым псом. Кормить Микки и приглядывать за ним должен был садовник. Но садовник кормил Микки овсяной кашей, а оставленные для пса продукты съедал сам. Еще Фоксу Микки было очень скучно одному в загородном доме. Настолько скучно, что он радовался даже мышонку, выбежавшему на середину комнаты. Микки старался не двигаться, пока мышонок бегал рядом, чтобы тот не испугался и не убежал.
К счастью для Микки, Зина вернулась в загородный дом и забрала любимого песика в Париж. В городской квартире хоть и было тесновато, но развлечений было гораздо больше. Особенно Фоксу Микки нравилось с балкона дразнить соседскую собачку, доводить ее до истерики, а потом прятаться обратно в свою комнату.
Незабываемые впечатления Фокс Микки получил от поездки вместе с Зиной на море. Там было много соленой воды, песчаные пляжи, огромное множество детей, с которыми было очень весело играть. Микки весело носился по пляжу и однажды даже потерялся на пару дней. Его приютила какая-то девочка, и он мог так и остаться у нее жить, если бы та девочка не встретила на пляже Зину. Зина очень обрадовалась тому, что Микки нашелся, и долго благодарила девочку, приютившую его.
Вместе с Зиной Микки посетил цирковое представление, которое ему очень понравилось. А вот путешествие на пароходе ему пришлось совсем не по душе. Пароход качался и Микки качался вместе с ним, что совсем не доставляло псу никакого удовольствия.
Но пришло время возвращаться в Париж. Наступила осень, Зина пошла в школу, а Фокс Микки целыми днями оставался дома, болтал с воробьем, грелся у батареи парового отопления и перечитывал свой дневник. Он мечтал о том, что его дневник когда-нибудь напечатают в виде книги, и люди будут читать эту книгу и улыбаться.
Таково краткое содержание книги.
Главная мысль книги Саши Черного «Дневник Фокса Микки» заключается в том, что в жизни нет ничего хуже одиночества. Это хорошо понял Фокс Микки, когда его оставили в загородном доме. Ему было там настолько одиноко, что он был рад даже мышонку, которого встретил в одной из комнат дома. И когда за Микки приехала его хозяйка, девочка Зина, пес был на седьмом небе от счастья.
Книга Саши Черного «Дневник Фокса Микки» учит быть любознательным, интересоваться тем, что происходит вокруг и уметь задавать самому себе вопросы, чтобы потом искать ответы на них.
В книге мне понравился главный герой, пес Фокс Микки, который научился думать, читать и писать. Ему интересна жизнь, он жаден до всего нового, увлекательного, забавного.
Какие пословицы подходят к книге Саши Черного «Дневник Фокса Микки»?
И в раю жить тошно одному.
Грамоте учиться всегда пригодится.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
четверг, 30 июля 2020 г.
Черный Саша «Дневник Фокса Микки»
Жанр: литературная сказка о животных
Читайте краткое содержание других сказок Саши Черного:
«Домик в саду»
Главные герои сказки «Дневник Фокса Микки» и их характеристика
Чему учит сказка «Дневник Фокса Микки»
Сказка учит любить домашних питомцев и собак в частности. Учит уважать их характер и привычки. Учит относиться к животным, как к личностям. Учит смотреть на себя со стороны.
Отзыв на сказку «Дневник Фокса Микки»
Мне понравился милый и самоуверенный фокс Микки, который научился писать. Мысли фокса кажутся иногда странными, но так и должно быть, ведь он собака. Мне очень нравится, что Микки много думает о разных вещах и пытается найти ответы, но мне не понравилась его излишняя страсть все драматизировать и капризничать. А в целом, Микки очень хороший и я бы не отказалась от такого друга.
Зина любит читать вслух и Микки заметил, что иногда она читает стихи. Он попробовал сочинить стихи и у него получилось. Микки пришел в полный восторг, ведь это были первые в мире собачьи стихи.
Кошка часто уходит из дома, а Микки приходится играть с ее надоедливыми котятами. Он сбегает от котят в аллею и мечтает стать бродячим фоксом.
Но Микки любит гонять мяч и терпеть не может блох. А еще Микки любит смотреть на огонь, но что это такое не знает.
Микки часто мучают разные вопросы. Он не понимает как у папы Зины глаза на лоб полезли. Его волнует живут ли на Луне фоксы, зачем рыба ловится в верши, и почему на Микки надевают намордник, когда он плохо себя ведет, а на пьяного садовника нет.
Микки приснилась собачья гимназия, в которой он был директор. И ученики повалили его и трепали страшным образом. Микки хотел бы узнать, что значит этот сон, но не мог посмотреть в соннике.
У Микки много мыслей. Его занимает, почему щенка тыкают в сделанную лужу, а брата Зины за то же самое целуют в пятку. Как драться с ежом и что будет если проглотил веревочку от колбасы.
Осенью постоянно идет дождь. Микки грустит и думает, что будь его воля, он все бы переделал на свете.
В доме начинается кавардак. Снимают ковры и они пахнут нафталином. Микки от этого чихает.
Микки не хочет ехать в Париж и думает спрятаться в соломе. Ему не нравятся большие города с миллионом улиц и автомобилями. А городские собаки очень гнусные.
Микки оставляют одного и Зина обещает раз в неделю его навещать. Микки поручают садовнику и у него кончается карандаш. Он не знает, как будет дальше писать дневник.
Микки остался один. На улице дует ветер и ему хочется плакать, но он держится, ведь он сам не хотел в город.
Микки любит мышей и когда один из мышат трогает его за лапу, решает всегда защищать мышей от кошки. Он отыскал коробку с карандашами и снова ведет дневник.
Садовник кормит его овсянкой, а вкусную еду съедает сам. Иногда Микки бегает в соседнее бистро и танцует фокстрот под музыку. Люди смеются и угощают Микки вкусностями.
Микки считает, что Зина его забыла и ему плохо. Он грязный, голодный, налетел на колючую проволоку и его клюнул петух.
Микки хотел устроить себе место на чердаке, но тут приехала Зина.
И вот Микки живет в Париже. Он лежит на подушечке, носит ошейник с адресом и дразнит собачку Джоконду с соседнего балкона. Когда та начинает заливаться лаем и прибегает ее хозяйка, Микки прячется и смеется.
Зина взяла Микки в кино, но фильм про любовь ему не понравился. Микки хотел бы сделать специальное кино для собак
Зина объявила Микки, что он едет к морю, а там ему будут бросать палки, которые он будет вытаскивать из воды.
Море понравилось Микки. Соленая вода до неба. Много детей, которые играют с Микки, можно целый день купаться. И Микки наконец выяснил, что у детей нет хвостиков.
Взрослые мужчины заплывали далеко и Микки всегда волновался. А вот дамы только и делали, что переодевались.
А еще Микки узнал, что на море бывают отливы и приливы.
Ему понравилось, что на море не было кошек, и он подумал сделать курорт для собак.
У людей всегда дела и за все нужно платить. А чтобы платить нужно делать дела. И пока папа Зины бегал по делам, Зина взяла Микки и повела его в зоологический сад.
В саду Микки не понравился верблюд, который съел булочку и плюнул Зине на бант. Зато ему понравилась белая медведица и он решил притащить ей плюшевого мишку, чтобы тот был ей вместо сына.
Обезьяны назвали Микки уродом, тигр показался просто большой кошкой, а лев милым старичком.
Были в саду и другие звери, но Микки понял, что хорошо, что он собака, ведь собак в клетки не сажают. А вот некоторых людей можно было бы посадить, например, садовника.
После посещения зоопарка Микки возбудился, стал носиться по берегу и заблудился. Море было другое, все вокруг незнакомое, а его ошейник с адресом остался дома.
Какая-то девочка пригласила Микки к себе, но почему-то назвала его Фифи. Ее мама угостила Микки, а папа хотел его выгнать, говоря, что Микки чахоточный. Но мама строго посмотрела на папу, и тот сдался.
Новая девочка, Лили, восхищалась Микки, но называла его Фифи. И Микки сложил из кубиков свое имя. Лили решила, что он показывает фокусы и дала ему шоколада.
А потом Лили повела Микки на пляж и он увидел Зину. Лили очень расстроилась, но отдала Микки хозяйке.
В город приехал цирк и Зина повела Микки на представление. Оркестр чуть не оглушил Микки, клоуны показались идиотами. И вообще в цирке было много обмана, даже львов манили кусками мяса.
Потом выступали эквилибристы и это Микки понравилось, он даже залаял от восторга, как хорошо все летало.
Наступил антракт и дети устроили на арене свой собственный цирк, изображая животных.
Потом выступал факир и прокалывал себя острыми предметами. А еще Микки понравилась пони, он даже хотел купить такую лошадь и запрячь ее в коляску, чтобы кататься с Зиной.
Зина занесла Микки на пароход, чтобы прогуляться по морю. Микки не понравилось, все качалось и он терял центр тяжести.
Потом Микки привык, полазил под скамейками, побывал на капитанском мостике, нашел кухню, где его попытались угостить омаром.
Но вот поднялся ветер и Микки встал на спасательный круг, чтобы если что спасать Зину и ее папу.
Вернувшись на землю, Микки пообещал себе, что его ноги больше не будет на пароходе.
Но вот хозяева собрали чемоданы и Микки попрощался с океаном. Они вернулись в Париж и квартира показалась Микки непривычно тесной. Ему стало скучно и он даже пытался поговорить с воробьями.
Приближалась зима, Микки мерз и тосковал. Ему снились жаркие Канны.
Тетрадка кончается и Микки заканчивает свой дневник. Его снова укусила блоха.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Дневник Фокса Микки»
Саша Черный. «Дневник фокса Микки»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Сегодня мы прочитаем произведение Саши Черного “Дневник фокса Микки”. Саша Черный – это псевдоним русского писателя Гликберг Александра Михайловича.
2. Давайте послушаем текст. (Чтение учителя)
Дневник фокса Микки
Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч (ртом она не умеет) и грызет сахар, совсем как собаченка. Все думаю – нет ли у нее хвостика? Ходит она всегда в своих девочкиных попонках; а в ванную комнату меня не пускают, – уж я бы посмотрел. Вчера она расхвасталась: “Видишь, Микки, сколько у меня тетрадок. Арифметика –диктовка – сочинения. А вот ты, цуцик несчастный, ни говорить, ни писать, ни читать не умеешь”. Гав! Я умею думать, – и это самое главное. Что лучше: думающий фокс или говорящий попугай? Ага!
Читать я немножко умею: детские книжки с самыми крупными буквами.
Писать. Смейтесь, смейтесь (терпеть не могу, когда люди смеются) – писать я тоже научился.
Правда, пальцы на лапах у меня не загибаются, я ведь не человек и не обезьяна. Но я беру карандаш в рот, наступаю лапой на тетрадку, чтобы она не ерзала, – и пишу.
Сначала буквы были похожи на раздавленных дождевых червяков. Но фоксы гораздо прилежнее девочек. Теперь я пишу не хуже Зины. Вот только не умею точить карандаши.
Когда мой иступится, я бегу тихонько в кабинет и тащу со стола отточенные людьми огрызочки.
Ставлю три звездочки. Я видел в детских книжках, когда человек делает прыжок к новой мысли, он ставит три звездочки.
Что важнее всего в жизни? Еда. Нечего притворяться! У нас полон дом людей. Они разговаривают, читают, плачут, смеются, а потом садятся есть. Едят утром, едят в полдень, едят вечером. А Зина ест даже ночью: прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает.
Как много они едят! Как долго они едят! Как часто они едят! И говорят, что я обжора.
Сунут косточку от телячьей котлетки (котлетку сами съедят!) нальют пол блюдца молока, и все.
Разве я пристаю, разве я прошу еще, как Зина и другие дети? Разве я ем сладкое, – клейстер, который называется киселем, или жидкую гадость из чернослива и изюма, или холодный ужас, который они называют мороженым? Я деликатнее всех собак, потому что я породистый фокс. Погрызу косточку, съем осторожно, взяв из рук Зины бисквит, и все.
. Я зеваю под столом до слез, привык около людей околачиваться, а они все сидят, сидят, сидят. Гав! И все говорят, говорят, говорят, точно у каждого граммофон в животе завели.
Новая мысль. Наша корова – дура. Почему она дает столько молока? У нее один сын – теленок, а она кормит весь дом. И чтобы давать столько молока, она весь день ест, ест свою траву, даже смотреть жалко. Я бы не выдержал. Почему лошадь не дает столько молока? Почему кошка кормит своих котят и больше ни о ком не заботится?
Разве говорящему попугаю придет в голову такая мысль?
Скребутся мыши. Хотя фоксам это не полагается, но я очень люблю мышей. Чем они виноваты, что они такие маленькие и всегда хотят есть?
Вчера один мышонок вылез и стал катать по полу прошлогодний орех. Я ведь тоже люблю катать все круглое. Очень хотел поиграть с ним, но удержался: лежи, дурак, смирно! Ты ведь большой, как слон: напугаешь малыша, и он больше не придет. Разве я не умница?
Сегодня другой до того осмелел, что взобрался на диван и понюхал мою лапу. Я прикусил язык и вздрогнул. Тяф! Как я его люблю!
Вот только как их отличать одного от другого?
Если кошка посмеет их тронуть, я ее загоню на самую высокую елку и целый день сторожить буду.
Трах! Карандаш надломился. Надо писать осторожнее – кабинет на замке, а там все карандаши.
В следующий раз сочиню собачьи стихи – очень это меня интересует.
Фокс Микки, первая собака, умеющая писать. (Пауза)
Ну, как вам дневник фокса Микки? (Ответы детей)
Хотите поближе узнать, познакомиться с фоксом Микки? Прочитайте текст про себя.
4. У кого из вас есть собака? Ваши собаки думают, размышляют как Микки?
А эти собаки о чем думают? Подумайте, пофантазируйте в группах и озвучьте их как в телепередаче “Сам себе режиссер” (озвучивание картин).
Какими глазами теперь вы, после этого урока, смотрите на собак? Поделитесь своими мыслями. Такой дневник кто из вас ведет? Что вы можете сказать об уроке?
Дневник фокса Микки» в контексте прозы Саши Черного для детей
Я давно подозревал, что собака гораздо умнее человека; я даже был уверен, что она может говорить, но что в ней есть только какое-то упрямство. Она чрезвычайный политик: все замечает, все шаги человека.
В 1918 году Саша Черный эмигрировал из России. Поначалу жил в Литве, потом в Берлине и, наконец, в Париже. В 1929 он приобрел себе участок на юге Франции, там они с женой и обосновались. Поэт-сатирик в эмиграции начинает писать по большей части для детей. Из-под его пера в это время выходит целый ряд произведений: сборник «Несерьезных рассказов», повесть «Чудесное лето», «Сон профессора Патрашкина», «Дневник фокса Микки», «Кошачья санатория» и др.
Несмотря на то, что литературе русского зарубежья среди критиков уделялось всегда особое внимание, о Саше Черном написано не так много.
Одной из тех, кто довольно глубоко занялся изучением творчества писателя, была Л.А. Спиридонова. Она на протяжении нескольких лет занималась анализом жизни и творческой деятельности Саши Черного. В статье Спиридоновой о периоде эмиграции поэта затронуты проблемы изучения детских произведений писателя.
За последнее время внимание к детским произведениям Саши Черного увеличилось. В учебниках по детской литературе даже появились отдельные главы о писателе.
У поэта было довольно трудное детство, что подробно описывается в книге В. Миленко «Саша Черный: печальный рыцарь смеха». Когда поэту было 15 лет, он сбежал из дома. Саша Черный, а тогда еще Александр Гликберг, не мог больше жить в атмосфере постоянного напряжения. Истеричные выходки матери и деспотизм отца не давали ему покоя.
Мендель Давидович, отец Саши, смирился с тем, что его сын живет в другом городе, и устроил его перевод в одну из гимназий Петербурга. В течение года он оплачивал учебу сына и высылал деньги на карманные расходы. Но, когда Саша «срезался» по алгебре, отец в буквальном смысле от него отказался и оставил его без средств к существованию. К счастью, один журналист написал об этом случае статью. Ее прочел К.К. Роше, статский советник, который сжалился над гимназистом и взял его к себе.
Саша Черный был сложным и закрытым человеком, многим приходилось держать с ним дистанцию, не смотря на несомненный интерес к личности писателя. Чуть ли не единственным человеком, которому удалось стать близким другом Саши Черного, была его жена Мария Ивановна. Она принимала писателя целиком и даже не тяготилась его выходками. Но, как и другие, она удивлялась поразительным изменениям, которые происходили с поэтом при появлении детей: «Глубокая нежность и ласка совершенно преображают обыкновенно брезгливое и недовольное лицо Саши Черного – оно просто светится добротой, всегда насмешливые глаза ярко блестят, он всей душой погружается в детский мир игры. Более того, он сам превращается в ребенка» (Андреева В. Эхо прошедшего)
У писателя с женой не было детей, поэтому свой «чемодан неистраченной доброты» он открывал перед другими детьми, которых хотел оградить от всего того, что довелось в прошлом испытать ему самому.
В 1920 году, когда Саша Черный оказывается в эмиграции, в его творчестве происходят значительные перемены. Можно сказать, что он из поэта-сатирика превращается в детского писателя.
В эмиграции для писателя Россия стала предметом ностальгии, хотя до отъезда Саша Черный говорил о ней по преимуществу с негативной оценкой. Возможно, там, за пределами Родины, он чувствовал себя изгнанником, а в России – своим, хоть недовольным ею, но своим.
По возращении из Италии в 1924 году Саша Черный пишет маленькую повесть «Кошачья санатория», где героями являются бродячие кошки. Писатель в повести демонстрирует тонкое знание кошачьих повадок. Как и многие другие детские прозаические произведения «Кошачья санатория» отличается наличием двух смысловых слоев, из которых внутренний понятен только взрослым. Дело в том, что бродячие кошки, для которых богатая и сердобольная американка организовала приют, являются аллегорией русской эмиграции. Жизнь, которую встретили русские в эмиграции, многих не устраивала, среди них был и Саша Черный. Он так же, как и Бэппо, хотел куда-нибудь убежать, но только ему в отличие от последнего бежать было некуда.
Действие повести происходит на Форуме Траяна, площади, представляющей собой историческое сооружение древнего Рима. Она располагалась на несколько сантиметров ниже окружающих ее домов. Посреди форума стояла колонна Траяна, которая была украшена барельефами из каррарского мрамора.
Главным героем повести является котенок Бэппо – сокращение от имени Джузеппе. Хозяина смелого котенка Саша Черный нарек именем, созвучным с названием макарон – Спагетти. Писатель не любил в итальянской кухне именно это блюдо, возможно, поэтому он так называет не очень-то приятного персонажа повести.
Скамаруччио – имя одной из масок итальянской комедии. Эта маска являлась воплощением светского хвастуна.
Имена других героев также имеют значение. Бимбо с итальянского – мальчуган, Брутто – грубиян, а Неро – черный.
— Полевые? – переспросила желто-бурая молодая кошка, приоткрыв левый глаз. – Как же, знаю…
— Коричневые шубки, брюшко посветлее. Уморительные. Когда я жила на вилле Торлония, – с гордостью протянула она, – там у нас их было невыносимо много. Садовник наш все, бывало, бранился: они ему какие-то гадости натворили в оранжерее. И все на меня ворчал. Не буду же я каких-то полевых мышей ловить. Фи. Я, которую кормили каждый день сливками и голубиными крылышками. ».
Следует отметить переклички повестей «Кошачья санатория» и «Дневник фокса Микки». Бэппо и Микки – кот и собака, которые в отличие от обычных представителей их родов имеют гораздо больше общего. И причиной этому сам автор. Герои часто являются непосредственными выразителями мыслей автора. Будь то Бэппо, стремящийся к свободе или Микки, ухаживающий за маленькими котятами, как за собственными детьми.
В 1927 году в свет выходит одно из лучших произведений эмигрантского периода Саши Черного – повесть «Дневник фокса Микки». Произведение было сделано в качестве пародии на мемуарную литературу того периода.
В русской литературе «собачьей» теме посвящен целый ряд произведений: «Муму» И.С. Тургенева, «Каштанка» А.П. Чехова, «Кусака» Л.Н. Андреева, «Песнь о собаке» С.А. Есенина и др. Принципиальным отличием всех этих произведений от «Дневника фокса Микки» является то, что собака Саши Черного обладает «голосом», при этом, она может не только говорить, но и писать дневник. До Саши Черного только Э.Т.А. Гофман обращался к теме «разумного» животного.
Впервые о фоксе Микки Саша Черный упоминает в стихотворении «Как я живу и не работаю»:
Иногда у консьержки беру на прокат
Симпатичного куцего фокса.
Я назвал его «Микки», и он мой собрат —
Пишет повести и парадоксы.
Он тактичен и вежлив от носа до пят,
Никогда не ворчит и не лает.
Лишь когда на мандоле я славлю закат,—
«Перестань!» — он меня умоляет.
«Дневник фокса Микки» состоит из двенадцати записей. Практически под каждой есть подпись. Названия записей отражают их тему, а подписи – настроение фокса.
В жанровом отношении повесть неоднородна, в ней, помимо личных записей, еще присутствуют элементы поэтических произведений:
Значит, скоро весна.
У Зининой мамы болят почки,
Поэтому она грустна.
Главными героями повести являются маленькая девочка Зина и ее собачка фокс Микки – любимые типы персонажей Саши Черного. Автор уже с первых строк подчеркивает их сходство:
«Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч (ртом она не умеет) и грызет сахар, совсем как собачонка. Все думаю – нет ли у нее хвостика? Ходит она всегда в своих девочкиных попонках; а в ванную комнату меня не пускает, – уж я бы подсмотрел».
Интересно отметить, что Микки в отличие от всех остальных одновременно является участником происходящего и наблюдающим со стороны «экспертом». Этот удивительный пес-интеллигент делает в своем дневнике массу проницательных наблюдений за жизнью людей, сравнивая их с жизнью собак: «Когда щенок устроит совсем-совсем маленькую лужицу на полу, – его тычут в нее носом; когда же то же самое сделает Зинин младший братишка, пеленку вешают на веревочку, а его целуют в пятку. Тыкать, так всех!».
Героям-животным Саши Черного присуще чувство собственной значимости. Это можно наблюдать как в дневнике собаки («Но, пожалуйста, не подумайте, что я какой-нибудь голодный бродячий»), так и в рассуждениях мыши: («—Не нуждаюсь! Я из солидной семьи и вертеть в кинематографе хвостом мне не пристало»).
Фокс Микки имел два прототипа. Один – фокс Микки, реальный питомец писателя, который, по легенде, умер вместе с хозяином у него на груди. Другой – сам Саша Черный, который среди людей был такой же непонятой собакой.
Для всей детской прозы Саши черного характерно использование общих средств создания комического эффекта. Шаржирование образов можно проследить на примерах отрывков из произведений. В «Дневнике фокса Микки» черты персонажей из сцены в цирке комически утрированы:
«Но когда один, скелет, плюет в флейту, а другой, толстяк, стоймя поставил огромную скрипку и ерзает по ней какой-то линейкой, а третий лупит палками по барабану, локтями о медные линейки и ногами в большой пузатый бубен, а четвертая, лиловая курица, разъезжает взад и и вперед по пианино и подпрыгивает. »
Или вот пример портрета белки из рассказа «Белка-мореплавательница», где также используется прием шаржа: «Любопытный зверек вытянул на камне усатое рыльце вперед, обнюхал бечевку. Нет, по бечевке не перейдешь — и тонка, и провиснет… Но белка не черепаха. Лапки на пружинках, хвост рулем».
Помимо шаржирования образов, Саша Черный в своих произведениях играет со словами, замещая в привычных фразеологизмах какие-то элементы. Вот, к примеру, в том же рассказе «Белка-мореплавательница»: «Рыжая спинка вздрогнула, но белка и виду не показала, что у нее душа в лапки ушла».
Характерной чертой для многих детских прозаических произведений Саши Черного является мотив дороги. Белка-мореплавотельница путешествует по свету на корабле-игрушке, пес-интеллигент эмигрирует в Париж, мышь путешествует в чемодане хозяина, а котенок Бэппо находится в поисках подходящего пристанища.
К своему реальному фоксу Микки Саша Черный относился с такой же любовью, как к детям, поэтому образ собаки присутствует во многих его произведениях. Создавая героев-животных для детей, Саша Черный являлся одновременно ребенком, героем книги и писателем. Недаром в стихотворении, которое открывает сборник рассказов «Детский остров», автор характеризует себя так:
Беззаботный и беспечный, как Барбос,