Рассказ драгунского тайное становится явным тема рассказа

Сказки

Тайное становится явным — Драгунский В.Ю.

Забавная история о мальчике, который не хотел есть манную кашу. Мама пообещала сводить его в Кремль, если он съест всю кашу. Дениска добавляет в кашу сахар, соль, воду и даже хрен, чтобы сделать ее более вкусной. Но ничего не помогает, и он решает выбросить кашу в окно. Мама довольна, что сын все съел. Однако через некоторое время к ним приходит милиционер с гражданином, облитым кашей из окна…

Тайное становится явным читать

Я услышал, как мама в коридоре сказала кому-то:
— Тайное всегда становится явным.

И когда она вошла в комнату, я спросил:

— Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

— А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему очень стыдно, и он понесет наказание, — сказала мама. — Понял. Ложись-ка спать!

Я вычистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.

Сначала я съел яйцо. Это было еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.

— Ешь! — сказала мама. — Безо всяких разговоров!

— Видеть не могу манную кашу!

— Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.

Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:

— Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?

Ну еще бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:

— Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!

Тогда мама улыбнулась:

— Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни — ты должен съесть все до дна!

И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал — ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно.

Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.

В это время вошла мама. Она сразу посмотрела на тарелку и обрадовалась:

— Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! — И она меня поцеловала.

В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:

— Здравствуйте! — и подбежал к окну, и поглядел вниз. — А еще интеллигентный человек.

— Что вам нужно? — строго спросила мама.

— Как не стыдно! — Милиционер даже стал по стойке «смирно». — Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!

— Не клевещите. Ничего я не выливаю!

— Ах не выливаете?! — язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: — Пострадавший!

И вот к нам вошел какой-то дяденька.

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.

На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал мекать:

— Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… мм… фото, когда я весь в каше?!

Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.

Читайте также:  Рассказ как я ловил человечков житков ответы на вопросы

— Извините, пожалуйста, — сказала она тихо, — разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!

И они все трое вышли в коридор.

А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:

— Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!

Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

— Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:

Источник

Конспект интегрированного урока чтения и кулинарии с презентацией, 6 класс. Рассказ Драгунского «Тайное становится явным»

1. Учитель:
Прочитайте на доске, как называется рассказ, который мы будем читать.
Слайд № 1. В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»

2. К какому разделу можно отнести этот рассказ? («И в шутку, и всерьёз»).

4. Работа по теме урока. Обыгрывание портрета писателя.
Учитель: Посмотрите на портрет В.Ю.Драгунского.
Слайд 2. Портрет В.Ю. Драгунского.
Большие умные глаза. Задумчивый взгляд. Добрая грустная улыбка. Друзья называли В. Драгунского писателем щедрым и радостным.

Слайд 3. Книга «Денискины рассказы»

6. Учитель даёт краткую аннотацию книг.
Слайд 4. Книги В.Ю.Драгунского.
Все рассказы разные: над одними мы смеёмся до слёз, над другими грустим, но над всеми задумываемся. Читайте книги Драгунского, и вы будете добрее, честнее, у вас появится хорошее настроение, чувство юмора.

3. Первичное восприятие текста.
Чтение ( инсценирование) хорошо читающими детьми.
Задача читающего: выразительно прочитать отрывок из рассказа. Представить своего героя при помощи интонации, мимики, жестов. Представление героев. (Назначение ролей).
Задача слушающих ребят: внимательно послушать и оценить чтение товарища.
Чтение рассказа с начала до слов: « И мама ушла на кухню».

5. Сообщение учителя кулинарии о крупах и кашах, их пользе для здоровья.
Хотите ли вы знать, что произойдёт дальше?
6. Чтение и инсценирование рассказа до конца. Дети – актёры выходят из класса ; «мама» убирает стол.
Спасибо, ребята!

6. Но обман Дениски раскрылся. Каким образом? ( Вошёл милиционер, а потом гражданин, у которого одежда и шляпа были в манной каше).
И когда Денис увидел этого гражданина, он испугался. Он понял, что его маленькая тайна, обман раскрылись. И мальчик понял, что в Кремль ему не пойти.

7. Мог ли Денис признаться в своём обмане? ( Мог, но он этого не сделал. Уж очень ему хотелось пойти в Кремль).

9. Учитель: Нельзя лгать не только другим людям, нельзя лгать и самому себе. Это и будет главная мысль рассказа «Тайное становится явным». Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт. Правду не скроешь. Обязательно то, что ты пытаешься скрыть, станет явным.
— Почему опасна ложь? ( Узнав, что нас человек обманул, мы ему больше не верим, теряем доверие).
— Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? ( Честным, надо уметь признаться).
— Каким человеком вырастет Денис? ( Честным, совестливым).
— Страдал ли Дениска от своего поступка?
— А что почувствовал, когда признался в своём обмане? ( Облегчение, чувство победы над собой. Он стал сильнее).
— Что же вы узнали о Дениске? Какой он? (Весёлый, остроумный, находчивый, хитроватый, любит маму. Но может обмануть, но потом исправиться).
ИТАК, Дениска постепенно начинает оценивать себя, свои мысли, поступки, продвигается к пониманию, что рядом существует другой человек.
— А взяли бы вы Дениску в друзья?
— А какая у Дениски мама? ( Называем по очереди: добрая, трудолюбивая, весёлая, заботливая, мудрая, ласковая, серьёзная, наблюдательная, чуткая, бескорыстная).
— Какую деталь в портрете мамы подчёркивает автор? ( Зелёные глаза. Когда мама сердилась, её глаза становились зелёными).
— Какие отношения между мамой и Дениской? ( Доверительные, дружественные).

10. Учитель обобщает. НО ведь Дениска обманул маму. Поэтому в рассказе раскрывается проблема взаимоотношений родителей и детей, воспитания детей.

12. Работа с пословицами.
Учитель раздаёт карточки с пословицами: 2 группы по 2 штуки. Поработайте в группах и подумайте, какая пословица могла бы быть заголовком к рассказу.
• Никто так детям не верит, как мать родная.
• Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.
• Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.
• Ветра не удержишь, правды не скроешь.
• После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.

1. Рефлексия. Учитель говорит предложение.
• Мне понравилось на уроке… ( Что?).
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• Хорошее, солнечное настроение было на уроке?

2. Выставление оценок. При выставлении учитывается и ваша оценка, выставленная одноклассникам за чтение и раскрытие роли в сценке.

3. Домашнее задание: Выбрать из книг на этой выставке одну книгу, прочитать рассказ по выбору.
Задание по желанию: нарисовать иллюстрацию к этому рассказу.

5. Возвращение к эпиграфу урока, его толкование.
— Почему я повесила на доску солнышко?

6. Учитель читает стихотворение.
Никогда, нигде не забывай,
Что улыбка украшает наше детство.
И почаще щедро применяй
Это главное техническое средство.
Учитель благодарит ребят за урок и вешает на доску « ромашку» со словом «Молодцы!» Под запись песни В.Шаинского «Улыбка» учащиеся уходят с урока.

Читайте также:  Рассказ про квартиру на английском для 4 класса

Использованная литература:
«Библиотека мировой литературы для детей.М. Алексеев. В. Драгунский. В.Медведев. М.Прилежаева. Ю Яковлев». Москва. «Детская литература», 1985

Источник

Конспект урока В. Драгунский «Тайное становится явным»

специалист в области арт-терапии

урока по литературному чтению

Макрушиной Анны Вячеславовны

Преподавание в начальных классах

Консультация методиста: дата 05.04.2018 подпись_______________

Консультация учителя: дата___________подпись_______________

Допуск к уроку. Учитель____________________

Дата проведения урока__________________

Оценка за урок_________________________

Класс: 2-В Дата: 10.04.2018г.

Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным».

Цель: образовательная: познакомить детей с творчеством В. Драгунского и его рассказом «Тайное становится явным»; учить прогнозировать текст, воспринимать рассказ на слух;

развивающая: развивать внимание, навык правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста, умение анализировать поступки героев и прогнозировать текст, расширять и обогащать словарный запас;

воспитательная: воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим и честность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: презентация, иллюстрация с изображением сказочного персонажа.

1.Организация начала урока- 1 мин.

2.Проверка домашнего задания- 6 мин.

3.Сообщение ученикам темы, цели и задач урока- 1 мин.

4.Восприятие и осознание учениками фактического материала- 12 мин.

5.Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами- 14мин.

6.Обобщение и систематизация знаний- 4 мин.

7.Итоги урока- 1 мин.

8.Сообщение домашнего задания- 1 мин.

1. Организация начала урока.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Вячеславовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем друг друга. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение к человеку. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья. Присаживайтесь.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация и коррекция знаний.

-Ребята, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? («Будем знакомы»)

-Кто является автором этого произведения? (Г. Остер)

-К какому литературному жанру относится это произведение? (к рассказу)

-Почему именно к рассказу, а не к сказке или стихотворению? (небольшой объём произведения; сюжет построен на одном эпизоде из жизни нескольких персонажей)

-Чему учит этот рассказ? (тому, что приятно знакомится и заводить новых друзей)

-Давайте разыграем диалог «Знакомство». Вы сейчас будете работать в парах и разыграете ваше знакомство, на подготовку даю 1 минуту, кто готов поднимите руку.

— Молодцы. Вы отлично выполнили домашнее задание. Произведение Г.Остера «Будем знакомы» учит нас любить и ценить своих друзей, радоваться тому, что они у нас есть, а также пополнять круг приятных знакомств. При знакомстве нужно употреблять вежливые слова.

3. Сообщение ученикам темы, цели и задач урока. Мотивация учения школьников.

— Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать раздел «И в шутку, и в серьез…», также будем думать, размышлять, прогнозировать, понимать смысл услышанного, а также делать для себя какие-то выводы.

-Какое произведение будем читать, прочитайте на экране («Тайное становиться явным»).

— Прочитайте имя автора ( Виктор Юзефович Драгунский)

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Правильно, тема нашего урока – Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным».

-Ребята, пока я шла к вам в класс, я встретила Золушку, она просила у меня помощи, сестры спрятали её туфельку и сказали, что отдадут её только тогда, когда она выполнит все их задания, а без вас мы с Золушкой не справимся. Вы поможете нам? (да)

Тогда начнем работать, чтобы быстрее вернуть Золушке туфельку.

4.Восприятие и осознание учениками фактического материала.

-Первым заданием сестер является пословица, которую нужно прочитать весело, шёпотом, грустно, строго, волнительно.

«Правда всегда поднимается над ложью»

-Молодцы, ребята. Вы отлично выражали эмоции.

Но эта пословица всё равно осталась непонятна сестрам, и они просят её объяснить, после чего они могут дать следующее задание.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (тайное становится явным)

-Правильно, ребята, в пословице говорится о том, что правда, лучше лжи, ведь она всё равно станет изввестна.

-Молодцы! Сестры довольны и теперь они дают нам следующее задание- ознакомиться с биографией В. Драгунского и ответить на вопрос: «Какую известную книгу написал автор?»

В. Драгунский прошел большой творческий путь. Он писал веселые сценки для концертов и цирка, песни и детские произведения. И лишь когда юные читатели познакомились с его героем Дениской Кораблевым в его известной книге «Денискины рассказы», только тогда за В. Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.

И я, и ваши родители выросли на произведениях В. Драгунского. И я очень надеюсь, что он станет и вашим любимым писателем. Его рассказы читаются легко, т.к. в них юмор, шутки, они веселые. Но в них есть глубокий смысл, они очень поучительны.

Всего было написано около 90 (девяноста) очень весёлых рассказов. Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. Его книги читают в многих странах.

-Итак, ребята, какую известную книгу написал автор? («Денискины рассказы»)

Правильно, известная книга В. Драгунского «Денискины рассказы»

-Хорошо! Сестры довольны, что теперь мы знаем о таком чудесном писателе. И дают новое задание – объяснить значение слов.

Читайте также:  Рассказ про птиц 2 класс окружающий мир зимой кормушка

— Давайте прочитаем непонятные слова, фразы, которые будут встречаться в тексте.

-Итак, мы выяснили значение слов.

4.4. Мотивация учебной деятельности

— Теперь мы будем знакомимся с рассказом Виктора Драгунского «Тайное становится явным».

-А что такое тайна? (то, что скрывают от других, что не всем известно; нечто неразгаданное, неясное; скрытая причина чего-нибудь)

-Назовите синоним к слову тайна. (секрет)

-А что значит «явное»? (не скрываемый, открытый, известный, всем доступный.)

-Как вы думаете, о чём будет рассказ? (о тайне, которую узнают)

-Чтобы узнать, о чем рассказ, давайте послушаем аудиозапись, которую нам прислала Золушка. Она хочет, чтобы мы прослушали аудиозапись, следили пальцем и после ответили на вопросы. В процессе прослушивания я буду останавливать и задавать вопросы.

-Также внимательно слушайте весь рассказ, после чего ответьте на вопрос: «Кто является главным героем рассказа?» (дети слушают рассказ по частям)

-Что может произойти дальше? Подумай (…)

— Чем, по-твоему, может закончиться рассказ? (…)

-Так кто же является главным героем рассказа? (мальчик Дениска)

-Молодцы! Вы внимательно слушали рассказ В. Драгунский «Тайное становиться явным», главным героем которого является мальчик Дениска. Вы справились с заданием, и мы можем выполнить следующее.

5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами ( беседа по прослушанному )

-Ребята, что мешало Дениске заснуть? (слова мамы)

-В каком городе происходят события? (Москве)

-А как вы догадались? (т.к. Кремль находиться в Москве)

-Почему Дениска очень хотел пойти в Кремль? (там очень интересно)

-Какое условие мамы он должен был выполнить? (съесть невкусную кашу)

-Какие чувства вы испытывали, когда Дениска пытался сделать кашу вкуснее? (ответы детей)

-Почему у нашего героя глаза на лоб полезли? (от вкуса каши)

-А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу? (избавиться от нее)

-Как мальчик избавился от каши? (вылил ее в окно)

-Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста? (обрадовался)

-Почему милиционер был удивлен, что мама вылила кашу за окно? (Все удобства, мусоропровод, интеллигентный человек)

-Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал? (да, плохо, потому что плохо поступил, обманул маму)

-Почему Дениска понял, что они не пойдут в Кремль? (потому что тайное стало явным)

— Какие чувства испытывала мама, когда все выяснилось? (расстроилась)

-Из-за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? (Дениска обманул маму, а она об этом узнала)

-На чьей вы стороне? (ответы детей)

-Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться)

-В какой момент вам было смешно? (ответы детей)

-А кому вы сочувствовали? Почему? (дяденьке и Дениске)

-Рассказал бы маме? Спокойно ли было бы на душе у мальчика? (нет)

-Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? (совесть)

-Была ли у Дениса совесть? Докажите. (ответы детей)

-Наверное, и у вас в жизни были ситуации, когда вам приходилось обманывать? Вспомните, какие чувства вы испытывали.

-Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)

-Почему мама не наказала сына? (поняла, что он раскаивается)

-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.

-Какая же главная мысль рассказа? (нельзя врать, ведь правда станет известной)

-Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? (честным)

-Каким человеком вырастет Денис? (честным, совестливым)

— Правильно, ребята. Никогда не надо врать, ведь правда рано или поздно станет известной. Нужно быть честным. Если вы будете врать, все будут думать, что вы обманщики, и не будут с вами дружить.

6. Обобщение и систематизация знаний.

6.1. Работа с иллюстрацией на с.163.

-А сейчас откройте учебники на странице 163. Посмотрите на иллюстрацию. Ой, у сестер же нет учебника, а им так интересно узнать, что же там изображено. Расскажите сестрам, какой момент из рассказа изображён здес (когда Дениска остался с кашей наедине)

6.2. Работа с иллюстрацией на с.166.

-Хорошо, теперь откройте страницу 166. Посмотрите на иллюстрацию. Прочтите сестрам, какой момент из рассказа изображён здесь (когда в гости пришел дяденька с милиционером)

— Молодцы, ребята, вы хорошо умеете работать с иллюстрациями.

-С каким произведением мы сегодня познакомились? («Тайное становится явным»)

-Кто является его автором? (В. Драгунский)

-Прекрасно! Ребята, мы большие молодцы! Мы помогли Золушке вернуть свою туфельку.

8. Сообщение домашнего задания.

-Теперь откройте ваши дневники. Найдите следующий урок литературного чтения. Запишите домашнее задание. Вам нужно будет прочитать рассказ и подготовиться к выразительному чтению (Лит. чт. – с.161-167 – выраз. чит.)

-Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: « Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Даргинский »

-Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

Источник

Познавательное и интересное