Тайное становится явным — Драгунский В.Ю.
Забавная история о мальчике, который не хотел есть манную кашу. Мама пообещала сводить его в Кремль, если он съест всю кашу. Дениска добавляет в кашу сахар, соль, воду и даже хрен, чтобы сделать ее более вкусной. Но ничего не помогает, и он решает выбросить кашу в окно. Мама довольна, что сын все съел. Однако через некоторое время к ним приходит милиционер с гражданином, облитым кашей из окна…
Тайное становится явным читать
Я услышал, как мама в коридоре сказала кому-то:
— Тайное всегда становится явным.
И когда она вошла в комнату, я спросил:
— Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?
— А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему очень стыдно, и он понесет наказание, — сказала мама. — Понял. Ложись-ка спать!
Я вычистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.
Сначала я съел яйцо. Это было еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.
— Ешь! — сказала мама. — Безо всяких разговоров!
— Видеть не могу манную кашу!
— Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.
Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
— Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
Ну еще бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:
— Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!
Тогда мама улыбнулась:
— Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни — ты должен съесть все до дна!
И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал — ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.
А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно.
Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.
В это время вошла мама. Она сразу посмотрела на тарелку и обрадовалась:
— Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! — И она меня поцеловала.
В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:
— Здравствуйте! — и подбежал к окну, и поглядел вниз. — А еще интеллигентный человек.
— Что вам нужно? — строго спросила мама.
— Как не стыдно! — Милиционер даже стал по стойке «смирно». — Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!
— Не клевещите. Ничего я не выливаю!
— Ах не выливаете?! — язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: — Пострадавший!
И вот к нам вошел какой-то дяденька.
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.
На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал мекать:
— Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… мм… фото, когда я весь в каше?!
Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
— Извините, пожалуйста, — сказала она тихо, — разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!
И они все трое вышли в коридор.
А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
— Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
— Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:
Конспект интегрированного урока чтения и кулинарии с презентацией, 6 класс. Рассказ Драгунского «Тайное становится явным»
1. Учитель:
Прочитайте на доске, как называется рассказ, который мы будем читать.
Слайд № 1. В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»
2. К какому разделу можно отнести этот рассказ? («И в шутку, и всерьёз»).
4. Работа по теме урока. Обыгрывание портрета писателя.
Учитель: Посмотрите на портрет В.Ю.Драгунского.
Слайд 2. Портрет В.Ю. Драгунского.
Большие умные глаза. Задумчивый взгляд. Добрая грустная улыбка. Друзья называли В. Драгунского писателем щедрым и радостным.
Слайд 3. Книга «Денискины рассказы»
6. Учитель даёт краткую аннотацию книг.
Слайд 4. Книги В.Ю.Драгунского.
Все рассказы разные: над одними мы смеёмся до слёз, над другими грустим, но над всеми задумываемся. Читайте книги Драгунского, и вы будете добрее, честнее, у вас появится хорошее настроение, чувство юмора.
3. Первичное восприятие текста.
Чтение ( инсценирование) хорошо читающими детьми.
Задача читающего: выразительно прочитать отрывок из рассказа. Представить своего героя при помощи интонации, мимики, жестов. Представление героев. (Назначение ролей).
Задача слушающих ребят: внимательно послушать и оценить чтение товарища.
Чтение рассказа с начала до слов: « И мама ушла на кухню».
5. Сообщение учителя кулинарии о крупах и кашах, их пользе для здоровья.
Хотите ли вы знать, что произойдёт дальше?
6. Чтение и инсценирование рассказа до конца. Дети – актёры выходят из класса ; «мама» убирает стол.
Спасибо, ребята!
6. Но обман Дениски раскрылся. Каким образом? ( Вошёл милиционер, а потом гражданин, у которого одежда и шляпа были в манной каше).
И когда Денис увидел этого гражданина, он испугался. Он понял, что его маленькая тайна, обман раскрылись. И мальчик понял, что в Кремль ему не пойти.
7. Мог ли Денис признаться в своём обмане? ( Мог, но он этого не сделал. Уж очень ему хотелось пойти в Кремль).
9. Учитель: Нельзя лгать не только другим людям, нельзя лгать и самому себе. Это и будет главная мысль рассказа «Тайное становится явным». Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт. Правду не скроешь. Обязательно то, что ты пытаешься скрыть, станет явным.
— Почему опасна ложь? ( Узнав, что нас человек обманул, мы ему больше не верим, теряем доверие).
— Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? ( Честным, надо уметь признаться).
— Каким человеком вырастет Денис? ( Честным, совестливым).
— Страдал ли Дениска от своего поступка?
— А что почувствовал, когда признался в своём обмане? ( Облегчение, чувство победы над собой. Он стал сильнее).
— Что же вы узнали о Дениске? Какой он? (Весёлый, остроумный, находчивый, хитроватый, любит маму. Но может обмануть, но потом исправиться).
ИТАК, Дениска постепенно начинает оценивать себя, свои мысли, поступки, продвигается к пониманию, что рядом существует другой человек.
— А взяли бы вы Дениску в друзья?
— А какая у Дениски мама? ( Называем по очереди: добрая, трудолюбивая, весёлая, заботливая, мудрая, ласковая, серьёзная, наблюдательная, чуткая, бескорыстная).
— Какую деталь в портрете мамы подчёркивает автор? ( Зелёные глаза. Когда мама сердилась, её глаза становились зелёными).
— Какие отношения между мамой и Дениской? ( Доверительные, дружественные).
10. Учитель обобщает. НО ведь Дениска обманул маму. Поэтому в рассказе раскрывается проблема взаимоотношений родителей и детей, воспитания детей.
12. Работа с пословицами.
Учитель раздаёт карточки с пословицами: 2 группы по 2 штуки. Поработайте в группах и подумайте, какая пословица могла бы быть заголовком к рассказу.
• Никто так детям не верит, как мать родная.
• Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.
• Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.
• Ветра не удержишь, правды не скроешь.
• После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.
1. Рефлексия. Учитель говорит предложение.
• Мне понравилось на уроке… ( Что?).
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• Хорошее, солнечное настроение было на уроке?
2. Выставление оценок. При выставлении учитывается и ваша оценка, выставленная одноклассникам за чтение и раскрытие роли в сценке.
3. Домашнее задание: Выбрать из книг на этой выставке одну книгу, прочитать рассказ по выбору.
Задание по желанию: нарисовать иллюстрацию к этому рассказу.
5. Возвращение к эпиграфу урока, его толкование.
— Почему я повесила на доску солнышко?
6. Учитель читает стихотворение.
Никогда, нигде не забывай,
Что улыбка украшает наше детство.
И почаще щедро применяй
Это главное техническое средство.
Учитель благодарит ребят за урок и вешает на доску « ромашку» со словом «Молодцы!» Под запись песни В.Шаинского «Улыбка» учащиеся уходят с урока.
Использованная литература:
«Библиотека мировой литературы для детей.М. Алексеев. В. Драгунский. В.Медведев. М.Прилежаева. Ю Яковлев». Москва. «Детская литература», 1985
Конспект урока В. Драгунский «Тайное становится явным»
специалист в области арт-терапии
урока по литературному чтению
Макрушиной Анны Вячеславовны
Преподавание в начальных классах
Консультация методиста: дата 05.04.2018 подпись_______________
Консультация учителя: дата___________подпись_______________
Допуск к уроку. Учитель____________________
Дата проведения урока__________________
Оценка за урок_________________________
Класс: 2-В Дата: 10.04.2018г.
Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным».
Цель: образовательная: познакомить детей с творчеством В. Драгунского и его рассказом «Тайное становится явным»; учить прогнозировать текст, воспринимать рассказ на слух;
развивающая: развивать внимание, навык правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста, умение анализировать поступки героев и прогнозировать текст, расширять и обогащать словарный запас;
воспитательная: воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим и честность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: презентация, иллюстрация с изображением сказочного персонажа.
1.Организация начала урока- 1 мин.
2.Проверка домашнего задания- 6 мин.
3.Сообщение ученикам темы, цели и задач урока- 1 мин.
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала- 12 мин.
5.Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами- 14мин.
6.Обобщение и систематизация знаний- 4 мин.
7.Итоги урока- 1 мин.
8.Сообщение домашнего задания- 1 мин.
1. Организация начала урока.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Вячеславовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем друг друга. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение к человеку. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья. Присаживайтесь.
2. Проверка домашнего задания. Актуализация и коррекция знаний.
-Ребята, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? («Будем знакомы»)
-Кто является автором этого произведения? (Г. Остер)
-К какому литературному жанру относится это произведение? (к рассказу)
-Почему именно к рассказу, а не к сказке или стихотворению? (небольшой объём произведения; сюжет построен на одном эпизоде из жизни нескольких персонажей)
-Чему учит этот рассказ? (тому, что приятно знакомится и заводить новых друзей)
-Давайте разыграем диалог «Знакомство». Вы сейчас будете работать в парах и разыграете ваше знакомство, на подготовку даю 1 минуту, кто готов поднимите руку.
— Молодцы. Вы отлично выполнили домашнее задание. Произведение Г.Остера «Будем знакомы» учит нас любить и ценить своих друзей, радоваться тому, что они у нас есть, а также пополнять круг приятных знакомств. При знакомстве нужно употреблять вежливые слова.
3. Сообщение ученикам темы, цели и задач урока. Мотивация учения школьников.
— Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать раздел «И в шутку, и в серьез…», также будем думать, размышлять, прогнозировать, понимать смысл услышанного, а также делать для себя какие-то выводы.
-Какое произведение будем читать, прочитайте на экране («Тайное становиться явным»).
— Прочитайте имя автора ( Виктор Юзефович Драгунский)
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Правильно, тема нашего урока – Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным».
-Ребята, пока я шла к вам в класс, я встретила Золушку, она просила у меня помощи, сестры спрятали её туфельку и сказали, что отдадут её только тогда, когда она выполнит все их задания, а без вас мы с Золушкой не справимся. Вы поможете нам? (да)
— Тогда начнем работать, чтобы быстрее вернуть Золушке туфельку.
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала.
-Первым заданием сестер является пословица, которую нужно прочитать весело, шёпотом, грустно, строго, волнительно.
«Правда всегда поднимается над ложью»
-Молодцы, ребята. Вы отлично выражали эмоции.
— Но эта пословица всё равно осталась непонятна сестрам, и они просят её объяснить, после чего они могут дать следующее задание.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (тайное становится явным)
-Правильно, ребята, в пословице говорится о том, что правда, лучше лжи, ведь она всё равно станет изввестна.
-Молодцы! Сестры довольны и теперь они дают нам следующее задание- ознакомиться с биографией В. Драгунского и ответить на вопрос: «Какую известную книгу написал автор?»
В. Драгунский прошел большой творческий путь. Он писал веселые сценки для концертов и цирка, песни и детские произведения. И лишь когда юные читатели познакомились с его героем Дениской Кораблевым в его известной книге «Денискины рассказы», только тогда за В. Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.
И я, и ваши родители выросли на произведениях В. Драгунского. И я очень надеюсь, что он станет и вашим любимым писателем. Его рассказы читаются легко, т.к. в них юмор, шутки, они веселые. Но в них есть глубокий смысл, они очень поучительны.
Всего было написано около 90 (девяноста) очень весёлых рассказов. Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. Его книги читают в многих странах.
-Итак, ребята, какую известную книгу написал автор? («Денискины рассказы»)
— Правильно, известная книга В. Драгунского «Денискины рассказы»
-Хорошо! Сестры довольны, что теперь мы знаем о таком чудесном писателе. И дают новое задание – объяснить значение слов.
— Давайте прочитаем непонятные слова, фразы, которые будут встречаться в тексте.
-Итак, мы выяснили значение слов.
4.4. Мотивация учебной деятельности
— Теперь мы будем знакомимся с рассказом Виктора Драгунского «Тайное становится явным».
-А что такое тайна? (то, что скрывают от других, что не всем известно; нечто неразгаданное, неясное; скрытая причина чего-нибудь)
-Назовите синоним к слову тайна. (секрет)
-А что значит «явное»? (не скрываемый, открытый, известный, всем доступный.)
-Как вы думаете, о чём будет рассказ? (о тайне, которую узнают)
-Чтобы узнать, о чем рассказ, давайте послушаем аудиозапись, которую нам прислала Золушка. Она хочет, чтобы мы прослушали аудиозапись, следили пальцем и после ответили на вопросы. В процессе прослушивания я буду останавливать и задавать вопросы.
-Также внимательно слушайте весь рассказ, после чего ответьте на вопрос: «Кто является главным героем рассказа?» (дети слушают рассказ по частям)
-Что может произойти дальше? Подумай (…)
— Чем, по-твоему, может закончиться рассказ? (…)
-Так кто же является главным героем рассказа? (мальчик Дениска)
-Молодцы! Вы внимательно слушали рассказ В. Драгунский «Тайное становиться явным», главным героем которого является мальчик Дениска. Вы справились с заданием, и мы можем выполнить следующее.
5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами ( беседа по прослушанному )
-Ребята, что мешало Дениске заснуть? (слова мамы)
-В каком городе происходят события? (Москве)
-А как вы догадались? (т.к. Кремль находиться в Москве)
-Почему Дениска очень хотел пойти в Кремль? (там очень интересно)
-Какое условие мамы он должен был выполнить? (съесть невкусную кашу)
-Какие чувства вы испытывали, когда Дениска пытался сделать кашу вкуснее? (ответы детей)
-Почему у нашего героя глаза на лоб полезли? (от вкуса каши)
-А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу? (избавиться от нее)
-Как мальчик избавился от каши? (вылил ее в окно)
-Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста? (обрадовался)
-Почему милиционер был удивлен, что мама вылила кашу за окно? (Все удобства, мусоропровод, интеллигентный человек)
-Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал? (да, плохо, потому что плохо поступил, обманул маму)
-Почему Дениска понял, что они не пойдут в Кремль? (потому что тайное стало явным)
— Какие чувства испытывала мама, когда все выяснилось? (расстроилась)
-Из-за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? (Дениска обманул маму, а она об этом узнала)
-На чьей вы стороне? (ответы детей)
-Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться)
-В какой момент вам было смешно? (ответы детей)
-А кому вы сочувствовали? Почему? (дяденьке и Дениске)
-Рассказал бы маме? Спокойно ли было бы на душе у мальчика? (нет)
-Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? (совесть)
-Была ли у Дениса совесть? Докажите. (ответы детей)
-Наверное, и у вас в жизни были ситуации, когда вам приходилось обманывать? Вспомните, какие чувства вы испытывали.
-Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)
-Почему мама не наказала сына? (поняла, что он раскаивается)
-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.
-Какая же главная мысль рассказа? (нельзя врать, ведь правда станет известной)
-Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? (честным)
-Каким человеком вырастет Денис? (честным, совестливым)
— Правильно, ребята. Никогда не надо врать, ведь правда рано или поздно станет известной. Нужно быть честным. Если вы будете врать, все будут думать, что вы обманщики, и не будут с вами дружить.
6. Обобщение и систематизация знаний.
6.1. Работа с иллюстрацией на с.163.
-А сейчас откройте учебники на странице 163. Посмотрите на иллюстрацию. Ой, у сестер же нет учебника, а им так интересно узнать, что же там изображено. Расскажите сестрам, какой момент из рассказа изображён здес (когда Дениска остался с кашей наедине)
6.2. Работа с иллюстрацией на с.166.
-Хорошо, теперь откройте страницу 166. Посмотрите на иллюстрацию. Прочтите сестрам, какой момент из рассказа изображён здесь (когда в гости пришел дяденька с милиционером)
— Молодцы, ребята, вы хорошо умеете работать с иллюстрациями.
-С каким произведением мы сегодня познакомились? («Тайное становится явным»)
-Кто является его автором? (В. Драгунский)
-Прекрасно! Ребята, мы большие молодцы! Мы помогли Золушке вернуть свою туфельку.
8. Сообщение домашнего задания.
-Теперь откройте ваши дневники. Найдите следующий урок литературного чтения. Запишите домашнее задание. Вам нужно будет прочитать рассказ и подготовиться к выразительному чтению (Лит. чт. – с.161-167 – выраз. чит.)
-Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: « Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Даргинский »
-Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.