Рассказ друг в беде не бросит

Сказки

Друг в беде не бросит: популярные амурчане поделились историями о дружбе


Сергей Левицкий, глава ЗАТО Циолковский:

— Настоящий друг – это человек, который не предаст, не подведёт, а в трудную минуту всегда придёт на помощь и поддержит. У меня есть такой. С ним мы дружим 40 лет! Мы вместе занимались спортом, выступали за сборную команду Магаданской области по лыжным гонкам, а в 1978 году в эстафетной гонке в Кемерово стали чемпионами РСФСР, затем вместе учились в Магаданском государственном педагогическом институте. Он на математика, а я – на физика.


Надежда Багрова, генеральный директор ОКЦ:

— Друг – это человек, с которым ты вместе на протяжении многих лет. Говорят, что если живешь с человеком, то с ним нужно съесть не один пуд соли. Так и в дружбе. Потому что бывают и обиды, и недопонимания, и много чего еще. Но самое главное – это взаимопомощь и поддержка. В дружбе я ценю это больше всего. Ведь друг и должен быть другом, чтобы поддерживать тебя в каких-то начинаниях, проблемах. Причём поддерживать не столько материально, сколько словом.

У меня есть друзья, с которыми мы вместе с 14 лет. Всё начиналось ещё в школе, когда возникают компании по общим интересам. Потом через какой-то промежуток времени ты уезжаешь учиться, а друг остаётся. Но позже ваши судьбы всё равно сходятся, и на фоне тех теплых чувств вы продолжаете дружить, и уже во взрослой жизни дружба укрепляется.


Святослав Шевченко, священник:

— Есть у меня три друга. С одним мы дружим с ясельной группы детсада – Ваня Виноградов. Потом с ним окончили школу № 9, что во 2-й «микрашке». А после отучились в Благовещенском коммунально-строительном техникуме. С двумя другими друзьями наши жизненные дороги пересеклись лишь в начальных классах школы – с Саней Андреевым и Антоном Кидяевым. Потом появились и другие друзья.

Помните советский мультфильм «Мой друг зонтик»? Он как раз о том, что ты не должен заводить друзей только для того, чтобы потом ожидать от них помощи и поддержки. Это не дружба, а партнёрство или что-то ещё. Но однозначно, что друзья взаимно обогащают друг друга через общение, общие дела, отдых. Мы же не сферические кони в вакууме, а значит, формируемся как личности, в том числе, и через своих друзей. Берём от них все самое лучшее.


Алина Божко, диетолог:

— Дружба – это, во-первых, общение с людьми, которые мне нравятся, которые мне дороги. Это полное понимание. Обязательно длительное время общения. Чаще всего друзья появляются в детстве и студенчестве, и с тех времён у меня их очень много. В старшем возрасте уже появляются приятели.

Как сохранить дружбу? Нужно помогать, поддерживать морально. Друзья ведь познаются в сложные минуты, когда ты протягиваешь руку помощи. У меня есть подруга, с которой мы сидели за одной партой в школе. Она живет на Сахалине. Как-то мне понадобились деньги на квартиру, и она мне их перечислила в один миг, как только я ей позвонила. А потом подруга даже забыла, какую сумму (причём, она была с большими нулями). И даже не спросила, когда я ей их верну. Вот такая рука помощи.

В студенческие годы, когда я училась в мединституте, одна студентка родила ребенка. Так получилось, что избранник её бросил и помочь с малышом было некому. И этого ребёнка воспитывало всё общежитие. Девушка ходила на учёбу, а дежурный по этажу студент смотрел за мальчиком. Можно сказать, парня воспитал весь курс. Сейчас ему уже 30 лет, и он стал врачом, как мама.

Сейчас важно, будучи взрослым, транслировать своё отношение к друзьям своим детям. Большинство из них сидит в телефоне, и командный дух у них пропадает. Им становится сложно заводить друзей.

Дмитрий Кутека, министр физкультуры и спорта Амурской области:

— Дружба для меня точно не значит, что всё время нужно быть рядом. Это значит, что, несмотря на расстояние и годы, у вас всегда есть обратная связь от человека, который может выслушать, поддержать и дать совет, поделиться своим мнением. Это человек, который будет с вами не только в радости, но и в горе. Дружба может быть крепкая независимо от расстояния, и такие примеры у меня есть. И это главное: несмотря на годы и расстояние, прийти, поддержать, выслушать или порадоваться за друга.

У меня крепкие дружеские отношения завязались по линии спорта в 1999 году, когда я окончил школу и переехал в Благовещенск. Сейчас со многими мы находимся в разных городах, но поддерживаем связь. И это не может не радовать.

Историй поддержки всегда было много, и разных: например, когда нужно вставать в пять утра и бежать на тренировку, но не хочется. И делаешь это вместе с друзьями. Вместе с ними же готовишься к соревнованиям, и большую часть времени занимает тренировочный процесс. И всё время живешь с ними под одной крышей и ешь из одной тарелки, как говорится. Вместе с друзьями мы собирали деньги и выезжали на международные сборы для повышения спортивной квалификации. Совместные мероприятия лишь закаляли меня и воспитывали. Я думаю, друзья внесли свой вклад в становление моей личности.

Источник

Внеклассное мероприятие на тему «Друг в беде не бросит»

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Классный час стр1.docx

Внеклассное мероприятие: « Друг в беде не бросит. »

Цели: способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, сплочению коллектива, развивать творческую активность.

Оборудование: пословицы на листах, плакат «Законы дружбы», клубок ниток, презентация, карточки с заданием.

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Ребята, я предлагаю вам, показать ваше настроение, с которым вы пришли на урок. У каждого на столе лежат таблички с рисунками, выберите ту табличку, которая соответствует вашему настроению.

Я очень рада, что у многих из вас радостное, позитивное настроение.

Читайте также:  Презентация к сказке козлята и волк

Мне хочется, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

А сейчас я предлагаю определить тему нашего классного часа. Для этого вы в своих группах должны собрать из слов пословицы, прочитать их нам и объяснить, как вы их понимаете.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг, лучше новых двух.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш классный час?

Мы поговорим о дружбе, узнаем, кого можно назвать настоящим другом и сформулируем правила дружбы.

А как вы думаете, что такое дружба? Кого можно назвать другом?

— Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и в классе и во дворе. Но

Расскажите о своих друзьях.

Если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, то и дружба бывает настоящей, крепкой, верной и долгой. Умению дружить, общаться, нужно учиться с детства. С раннего детства мы смотрим сказки, мультфильмы, главные герои которых дружат друг с другом. А давайте вспомним

Игра «Кто с кем дружит»

Добрая Белоснежка и. (семь гномов).

Добрый малыш и..(Карлсон).

А сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку в исполнении ваших одноклассниц.

Стихотворение A. JI. Барто «Требуется друг»

Все живут, не тужат, а со мной не дружат!

Бант у Кати расписной, красные колготки,

И характер кроткий.

Я шепчу: «Дружи со мной, мы же одногодки.

Как сестрички мы почти, мы как две голубки из одной скорлупки».

Я шепчу: «Но ты учти, ты во всем должна идти другу на уступки».

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать. Дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявление: «Срочно требуется друг!»

— Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

(Она искала в дружбе выгоду для себя, а дружба должна быть бескорыстной)

А теперь вам предлагается разрешить нравственные проблемные ситуации:

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя списать.

Твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.

Твой друг предлагает тебе подраться с одноклассником.

Работа над понятием «настоящий друг»

Ребята, нам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю вам на экране слова. Выберите те качества, которыми должен обладать друг. Подумайте, какие качества лишние для настоящего друга.

Обсудите в группе и назовите, какие качества нужно убрать.

<На экране записаны слова: честный, злой, завистливый, доброжелательный, общительный, хвастливый, отзывчивый, добрый, жадный.)

Почему нужно убрать слова «злой», «завистливый», «хвастливый», «жадный»?(группа объясняет по одному слову)

Какие качества остались? Почему?

Чтение рассказа В. А. Осеевой «Три товарища»

Витя потерял завтрак. На перемене все ребята стали завтракать, а Витя стоял в сторонке.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок бутерброда и протянул товарищу:

Кого из мальчиков можно назвать настоящим товарищем? Почему?

А теперь давайте вместе сформулируем законы дружбы.

Помогай другу в беде.

Умей с другом разделить радость.

Не смейся над недостатками друга.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Умей принять помощь, совет.

Не обманывай друга.

Относись к другу как к себе.

Умей признавать свои ошибки.

Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!

(Дети встают в круг)

Наш сегодняшний разговор о дружбе подходит к концу.

А чтобы ваша дружба была ещё крепче, я предлагаю вам сплести паутину, связывающую вас всех вместе.

При этом каждый из вас может выразить свои добрые мысли и чувства и сказать добрые слова своим одноклассникам.

(Учитель берёт клубок ниток, обматывает нить вокруг своей ладони и передаёт клубок кому-то из детей. После чего говорит этому ребёнку фразу: «Коля! Ты мне нравишься, потому что. » Затем этот ребёнок также обматывает нить и передаёт клубок кому захочет. Каждый ребёнок говорит о том, чем ему нравится этот ученик, за что он хотел бы его поблагодарить.

Чтобы солнышко светило,

Чтоб на всех его хватило,

Чтоб цвели в лугах цветы,

Чтоб дружили я и ты.

За руки возьмемся, встанем в круг.

За руки возьмемся, пусть пойдет,

По земле огромный хоровод!

Я желаю вам иметь верных и преданных друзей.

Источник

Конспект «Друг в беде не бросит»

специалист в области арт-терапии

Тема: «Друг в беде не бросит»

1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

2. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.

3. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.

Светлячок предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма его любимую песенку: «Настоящий друг», музыка Б. Савельева (из, мультфильма «Димка и Тимка»).

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит —

Вот что значит настоящий

Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь —

Вот что значит настоящий

В конце песни педагог вместе со сказочным героем Светлячком отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».

Читайте также:  Рассказы про животных севера для подготовительной группы

Далее детям предлагается послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища».

«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать; он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

— Что произошло с мальчиками в лесу?

— Что чувствовал один из мальчиков, оставшись один на один с медведем?

— Как бы вы поступили в этой ситуации?

Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу». В начале беседы предложить детям послушать отрывок из стихотворения Г. Остер «Советы непослушным детям».

— Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит, лежа в луже, Ты ничуть не огорчен — Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

— Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему?

— Как правильно нужно поступить в этой ситуации? Задание детям:

1. Как можно переубедить героя стихотворения в его представлении о настоящей дружбе?

2. Как помочь стать добрее, внимательнее?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она была очень расстроена и готова заплакать. Заметив это, Максим подошел к ней, ласково попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерявшуюся заколку».

Во время обсуждения данной проблемной ситуации педагог должен обратить внимание детей на моральную помощь своему товарищу, которая может быть выражена в сочувствии в связи с потерей игрушки, ушибом, несправедливым отношением кого-либо из детей.

Другу всегда помогайте, друга всегда выручайте; не жди, когда тебя попросят о помощи, учитесь сами видеть, кому она нужна.

Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.

Добрые дела всегда нужны и приятны людям.

Упражнение «Помоги другу»

Светлячок рассказывает детям историю, которая произошла с одним мальчиком: «Дети раскрашивали закладки для книг. Когда работа подходила к концу, Ваня нечаянно пролил краски прямо на свою поделку. Он так расстроился, что готов был заплакать. ».

— Можно ли ему помочь?

Все варианты выслушиваются, и один наиболее эмпатийный, обыгрывается.

Игра «Веселая смесь»

Приготовьте много картонок (карточек) размером 10 х 10 см. Пусть дети поставят на каждую по пятну-кляксе основного цвета. Картонок должно быть столько же, сколько детей. Дайте краскам высохнуть. На середину стола положите закрытые (перевернутые) карточки с кляксами смешанного цвета (например, оранжевую — из красного с желтым, или зеленую — из желтого и синего, или фиолетовую — из красного и синего). Каждый ребенок вытягивает для себя из общей кучки карточку основного цвета. Откройте одну из карточек, лежащую в середине стола. Если это, например, карточка с оранжевой кляксой, дети, у которых карточки красная и желтая, должны объединиться и вместе нарисовать картинку, на которой видны как основные, так и смешанные цвета.

Если каким-то детям еще трудно определить, из каких цветов составляется смешанный цвет, то их можно попросить что-то нарисовать основными цветами. Если все хотят рисовать одновременно, можно раздать каждому по три карточки с основными цветами. Пусть дети сами придумают, какие краски нужно смешать, чтобы получилась краска, изображенная на карточке, лежащей посередине стола.

Тема:«Мы дружные ребята!»

Продолжать формировать представление о средствах и способах коммуникации с окружающими; вырабатывать понимание детьми ценности дружбы и дружеских взаимоотношений. Учить детей в распознавании эмоциональных состояний по схематическим изображениям, формировать позитивное отношение к сверстникам, продолжать учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.

Развивать мышление, внимание, воображение, память.

Воспитывать умение сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации, контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Активизировать словарь детей словами, обозначающими различные эмоциональные состояния.

Письмо, мешочек, карандаши, схемы – пиктограммы эмоций, карточки с изображением ситуаций / сюжетов к упражнениям: «Определи настроение детей», « Как поступить?»; мультимедийная установка, слайд- презентация «Мы дружные ребята!»

1. Игровая мотивация.

3. Работа со схемой – пиктограммой.

4. Дидактическое упражнение «Определи настроение детей»

5. Словесное упражнение «Закончи предложения»

6. Упражнение- рассуждение «Один или с друзьями?»

7. Моделирование и анализ заданных ситуаций « Как поступить?»

8. Просмотр презентации «Мы дружные ребята!»

9. Чтение педагогом стихотворения «Ничего тебе не дам». Н.Найденовой (просмотр слайдов презентации)

10. Подведение итогов занятия. Этюд «Скажи хорошее о другом»

Методы повышения активности:

Элементарный анализ,сравнение, прогнозирование.

Предварительная работа: Тематическое занятие «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?». Чтение детской художественой литературы ( В.Осеева,А.Барто). Беседы на темы: «Что такое дружба», «Хорошо ли быть одному», ознакомление с пословицами о дружбе и друге. Совместные игры на формирование коммуникативных навыков. Коллективная деятельность (трудовая, изобразительная) детей и взрослых.

1. Игровая мотивация

Текст письма: «Я подкинула в вашу группу мешок со злыми поступками.Теперь вы станете злыми, не сможете понимать друг друга, забудите правила дружбы,будете всех обижать.Попробуйте, откройте его и сами убедитесь ». Злюка.

Педагог: Ребята, как Вы считаете, сможет ли Злюка сделать так, чтобы мы перестали понимать друг друга и дружить?.Неужели всё зависит от того, откроем мы его или нет? От того,что лежит в этом мешочке?

Педагог: Да, верно если мы знаем и выполняем правила дружных ребят, то никакой мешочек со злями поступками нам не страшен. Проверим?

2. “Волшебные средства понимания”

Педагог: Кто такие друзья?

А как мы можем понять друг друга? При помощи чего можно рассказать о своём настроении, желаниях, о том, что ты хочешь сделать?

Читайте также:  Рассказ о семье мелеховых в романе тихий дон

Упражнение “Глаза в глаза” Детям предлагается поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга.

Педагог: Молодцы, вы правильно распознаёте настроение другого человека /ребёнка/ без слов.

Рассматривание карточек с изображением ситуаций произошедших с детьми, выражение лица которых передают разнообразные эмоциональные состояния (на каждого ребёнка).

Педагог: Ребята, посмотрите, здесь лежат карточки, на которых изображены ситуации, в которых находятся дети. Как вы считаете, могут ли так поступать друзья? Как вы считаете, поменяется ли настроение у детей? Какие правила дружбы были нарушены?

Задание: разложить пиктограммы в той последовательности как менялось настроение детей изображённых карточках в развивающемся сюжете, по направлению стрелки (взаимопроверка).

Во время выполнения работы уточнять у детей, почему ребенок подобрал данную пиктограмму. Просить объяснить свой выбор, привести аргументы.

Педагог. Ребята, с детьми и взрослыми происходят разные истории, которые могут изменить их, и только от вас зависит, как вы поступите, и что произойдёт дальше.

Я буду читать вам незаконченные предложения, а вы придумайте для них продолжение (Детям по порядку читаются незаконченные предложения)

1. Мальчик нашел забытую игрушку и…

2. Маша плакала, потому что потеряла игрушку, а дети …

3. Все дети убирали игрушки в группе, а Илья в это время…

4. В группу пришёл новый мальчик и …..

5. Серёжа сломал постройку девочек и …..

6.Упражнение-рассуждение «Один или с друзьями?» (просмотр слайдов презентации № 2,3,4)

Педагог: Кто же такой друг? Кого можно назвать своим другом? Как вы считаете, лучше быть одному, или с друзьями? В какие игры лучше (можно) играть в одиночку (с друзьями)? Как интереснее, веселее? Какие правила нужно соблюдать, когда ты общаешься, играешь с друзьями? Что же нужно делать, чтобы у тебя были друзья?

Педагог: Правильно, ребята! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом: добрым, щедрым, честным, дружелюбным. Дружить можно со всем, лишь бы ты сам был бы хорошим другом, умел ценить настоящую дружбу.

7.Моделирование и анализ заданных ситуаций « Как поступить?»

Педагог. Ребята, всё же иногда случается, что дети ссорятся? Что надо делать, чтобы это не происходило? Как вы себя чувствовали, когда это было с вами?

1. Мальчик играет с мячом. Грязный мяч летит в нарядно одетую девочку

2. Мальчики делят игрушки, один из них – взял себе больше./ и прочие ситуации/.

Педагог: ребята, посмотрите, может ли такое произойти с нами? Как вы считаете, как следует поступить? Можно ли исправить? Каким образом? Какие слова нужно сказать?

Педагог. Ребята, кто догадался, где здесь настоящие друзья? (Ответы детей.) Как вы догадались? А если у кого-то нет друга, можно ли его найти? (Ответы детей.)

8. Просмотр презентации «Мы дружные ребята!»

1. Беседа по картинке ( Слайд № 5)

• Посмотрите на мальчика, который уходит от корабля. Как вы думаете, что случилось?

• Почему он так расстроен?

• Может быть, он обиделся на своих друзей? За что? Не взяли играть? Почему?

• Могут ли все сразу быть капитанами? Кто же будет боц маном, матросом, коком?

• Кого ребята всегда выбирают на главную роль?

• Как, по-вашему, можно выбрать капитана, не ссорясь?

(Принимаются все варианты ответов детей).

• Чем же закончится эта история?

• Как можно убедить мальчика не обижаться, а вернуться и играть вместе с друзьями?

2. Беседа по картинке ( Слайд № 6 )

Какое у них настроение?

Как выдумаете, интересно ли детям играть вместе?

Как вы думаете, как ребята договорились, кто кем будет?

Педагог: посмотрите, что случилось с мальчиком Витей.

«Ничего тебе не дам» (Нина Найдёнова)

Есть у Вити новый мячик,

держит он свои игрушки

Говорит ему Наташа:

Есть матрёшка у меня.

Разреши моей матрёшке

Сесть на твоего коня.

Хочешь, дам тебе посуду?

Хочешь, с мишкой поиграй…

Витя ей сказал: Не буду!

Отойди, не приставай!

Ничего тебе не дам,

Я во всё играю сам!

Говорит ему Серёжа:

Есть автобус голубой.

Может, мы хоть ненадолго

Поменяемся с тобой?

Ты автобус покатай…

Витя даже не глядит

И насупившись твердит:

Отойди, не приставай!

Ничего тебе не дам,

Я во всё играю сам!

Галя тащит кран подъёмный:

Посмотри, какой огромный

Хочешь, Витя, строить дом?

Можем выстроить вдвоём!

Дай гармошку мне свою,

Нет, гармошку я не дам!

Я на ней играю сам!

Друг такой не нужен нам!

Есть у Вити балалайка,

Есть машина, серый зайка.

От чего ж скучает он?

Всё, что только захотите,

Но товарищей у Вити

Как вы считаете, друзья могут так поступать?

Весело мальчику играть одному?

Что ему нужно сделать, что бы с ним стали играть дети? А как вы поступаете, если дети просят вас поменяться игрушками, дать им поиграть вашу игрушку?

10. Подведение итогов занятия.

Педагог: Ну что ребята, хотя мы с Вами и открыли мешок, то, что лежит в нём, смогло нас изменить?

Педагог: Злюка не смогла навредить нам. Вы все знаете правила дружбы и стараетесь их всегда соблюдать.

Этюд «Скажи хорошее о другом».

По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. ( Следует обращать внимание детей на то, чтобы они не повторялись, можно дать образец). В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.

Педагог: А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь.

Литература и пособия:

1. Гин.С «Занятия по ТРИЗ в детском саду», учебное издание, Москва, 2008 г.

2.Минаева В.М. “Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры” – М.: “АРКТИ”, 1999 г.

3 Свистунова Е.В,.Горбунова Е.В,. «Арттерапия для дошкольников». Такие разные дети. Москва, Издательство «СтереоМИР» 2007г

4. Фесюкова Л. Б. «Я и другие» социально- личностное развитие. Демонстрационный материал наглядное пособие для воспитателей, учителей начальных классов и психологов. Издательство Творческий центр «Сфера».

Источник

Познавательное и интересное