Ермолаев Юрий рассказ «Два пирожных»
Читательский дневник по рассказу «Два пирожных» Юрия Ермолаева
Автор: Ермолаев, Юрий Иванович
Название произведения: «Два пирожных»
Главные герои: Оля, Наташа, мама девочек.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Мама — хитрая и находчивая.
Преподнесла дочери урок.
Оля — младшая дочь и сестра.
Весёлая, игривая и забавная.
Ответственная и хозяйственная.
Наташа — старшая дочь и сестра.
Умная и начитанная. Фантазёрка.
Ленивая и медлительная.
Краткое содержание рассказа «Два пирожных»
Сёстры Оля и Наташа сидели дома и занимались своими делами.
Наташа читала книжку, Оля что-то лепила.
Но тут пришла мама и попросила девочек помочь ей с мытьём посуды.
Оля вздохнула, но встала и пошла помогать, решив, что вернётся к лепке позже.
Наташа осталась сидеть, сказав, что дочитает и придёт.
Оля приходит за Наташкой и спрашивает сестру, почему та не идёт помогать.
Наташка отвечает, что она в Африке, что здесь её нет, а вокруг неё растут пальмы и летают попугайчики.
Через некоторое время Оля приходит с тарелками и расставляет их в сервант.
Она говорит, что съела два пирожных, за себя и за сестру.
Ведь крем мог испортиться, пока Наташа в Африке.
План рассказа:
7. Наташа расстроилась.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль рассказа «Два пирожных»
Главная мысль рассказа в том, что дети должны помогать взрослым по дому.
Основная идея рассказа в том, что если мама просит помочь, то следует отложить свои дела.
Чему учит рассказ
Рассказ учит нас помогать по хозяйству, брать на себя какую-то часть работы.
Краткий отзыв о рассказе «Два пирожных» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала, что каждый ребёнок должен помогать родителям по мере своих сил.
Наташа поленилась помочь маме и осталась без пирожных.
Оля помыла посуду и получила заслуженную награду.
Это очень правильный, смешной и поучительный рассказ.
Автору удалось показать, что помощь всегда вознаграждается, а лень остаётся не у дел.
Мне понравилась работящая и ответственная Оля.
Она хорошая дочь, которая понимает, что мама тоже устаёт и ей надо помогать.
А Наташа мне не понравилась.
Она хотела жить на всём готовом.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, какие обязанности по дому мы можем взять на себя, чтобы помочь своим родителям.
Необязательно делать всю работу по дому, но то, что по силам, можно.
Пословицы к рассказу:
Кто не работает, тот не ест.
Работе время, а досугу час.
Родители трудолюбивы и дети не ленивы.
По заслугам и почёт.
Доплясались, что без хлеба остались.
Словарь неизвестных слов:
Конго — название африканской реки.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
– Я два пирожных съела. Одно за себя, а другое за тебя.
— Зачем же за меня? – нахмурилась Наташа.
— Мама велела. Она сказала, что ещё неизвестно, когда ты вернёшься из Африки: Африка – то далеко, а пирожное с кремом может испортиться.
Ещё читательские дневники по произведениям Юрия Ермолаева:
Библиотека произведений автора пополняется.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
22.10.2018
Ермолаев Ю. «Два пирожных»
Ермолаев Ю., рассказ «Два пирожных»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Два пирожных» и их характеристика
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 2 класс 2 часть» Климанова, Горецкий к этому рассказу можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Чему учит рассказ «Два пирожных»
Рассказ учит быть добрым и отзывчивым, учит слушаться маму и принимать посильное участие в домашних делах. Учит уметь расставлять приоритеты. Учит тому, что по заслугам и награда выдается.
Отзыв на рассказ «Два пирожных»
Мне очень понравился этот хороший рассказ. Особенно мне понравилась девочка Оля, которая не поленилась выполнить просьбу мамы, и заслужила бонус. А ленивая Наташа так и осталась с выдуманными тропическими фруктами.
Пословицы к рассказу «Два пирожных»
Кто не работает, тот не ест.
По делам и почет.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Всякая помощь хороша вовремя.
Не затем руки даны, чтобы даром болтались.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Два пирожных»
Однажды в комнату к девочкам вошла мама и попросила помочь ей помыть посуду. В это время старшая девочка Наташа читала книгу про Африку, а младшая девочка Оля лепила из пластилина. Им не хотелось помогать маме, но Оля решила, что быстро поможет, а потом будет весь вечер лепить.
Она пошла за мамой, а Наташа крикнула, что только дочитает интересную главу и тоже придет.
Немного погодя в комнату заглянула Оля и позвала Наташу, она сказала, что они с мамой уже почти всю посуду вымыли. Но Наташа сказала, что ее здесь нет, а она сейчас в Африке и путешествует по долине Конго среди тропических лиан и диких зверей.
Оля вздохнула и ушла. Потом она снова вернулась в комнату, расставила в шкаф вымытую посуду и села лепить.
Спустя некоторое время Наташа захлопнула книгу и объявила, что она уже дома. И тут же рассмеялась, заметив, что Оля чем-то вымазала губы.
А Оля объявила, что это крем, такой вкусный. И похвасталась, что съела два пирожных, одно за себя, а второе за Наташу. Наташа обиделась и спросила, зачем она съела ее пирожное. А Оля ответила, что ей разрешила мама, потому что Африка далеко и неизвестно было, когда Наташа вернется. А ведь пирожные могли испортиться.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Два пирожных»
Как ответить на вопросы по рассказу Ермолаева «Два пирожных»?
Литературное чтение 2 класс
Юрий Ермолаев «Два пирожных»
Перескажи рассказ от лица Наташи.
Почему Наташа решила, что Оля поступила плохо?
Что автор хотел сказать своим читателям?
В рассказе читатели знакомятся с сетрами Наташей и Олей.
Со стороны Наташи история выглядит так:
Я читала очень интересную книгу об Африке, Оля играла. Мама позвала нас мыть посуду. Я сказала, что приду, когда дочитаю главу.
Вскоре прибежала Оля и сказала, что они с мамой почти все вымыли. Но я была в далекой Африке вместе с автором книги.
Когда я закончила чтение, то заметила, что у Оли губы в креме. Оказывается, она съела, два пирожных: и свое, и мое.
Не понимаю, почему мама сказала ей так постпить!
Я уверена, что сестра поступила неправильно. Нельзя быть жадиной и эгоисткой. Нужно делиться, особенно с друзьями и близкими.
А не помогла я на кухне, потому что занята была, очень уж книжка интересная. В следующий раз обязательно помогу.
Но на месте сестры я бы так не поступила.
Я играла, а сестра Наташа читала. Мама попросила нас помыть посуду.
Я решила сначала помочь, а затем поиграть. Наташа сказала, что дочитает и к нам присоединится.
Мы почти все вымыли.
Я опять пошла с Наташе, но она сказала, что путешествует по Африке.
После того, как все было сделано на кухне, мама сказала мне съесть и мое, и Наташино пирожное. А то ведь крем может испортиться, пока Наташа из Африки вернется.
Рассказ небольшой, но учит многому:
Отвечаем на вопросы к сказке Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке».
Правильно расставить картинки нужно так.
Первой картинкой должна следовать иллюстрация к сказке, когда старик закидывает невод в море.
Затем, старик общается с золотой рыбкой. Эта картинка под номером 2.
На третьей картинке изображена старуха царицей.
Четвертая картинка с бушующим морем. Старик забросил невод в последний раз в море. Взбунтовалось морская пучина.
Хронология в сказке такова:
Рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта».
Жила-была девочка Оля. Была она очень требовательной и капризной, её всегда что-то не устраивало. Девочка была очень капризной. Мама старалась угодить девочке, постоянно исполняла её желания. Только Оле все было не по душе, она говорила, что теперь она этого уже не хочет, подавай ей что-то другое.
Устала мама плясать под Олину дудку и решила она, что теперь для того, чтобы Оля что-то получила, она должна это заслужить.
С тех пор мама Олю больше не баловала.
Сказки очень часто заканчиваются словами
Но, в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» таких слов нет, автор не применил их, так сказка поучительная.
Сказка не содержит таких слов, ведь конец у нее для старухи не счастливый. Концовка в этой сказке поучительная.
У Пушкина есть другие сказки, которые заканчиваются такими фразами.
Ответим на вопросы к рассказу Толстого «Котенок» в рабочей тетради.
Рассмотрим рисунки. На первом мы видим как дети играют с найденным и оставленным котенком, кормят его молоком. Под этим рисунком мы видим как дети взяли котенка с собой в поле. Третий рисунок показывает как котенка заметили огромные собаки, которые бежали рядом с охотником. И на последнем рисунке Вася с риском для жизни закрывает маленького котенка грудью от собак.
Сделаем подписи к рисункам словами из рассказа:
Теперь посмотрим на план. Он неверно отражает последовательность событий. Ведь сперва пропала кошка, потом она нашлась с котятами, затем дети пошли на прогулку и потом чуть не случилась беда:
Выпишем опорные слова к пунктам плана:
Выбрать часть для пересказа каждый должен индивидуально. Пересказ выполняется по опорным словам.
С этим разобрались, переходим далее.
Переходим к статье-воспоминание Чуковского о Чехове. Ответы:
Следующим пунктом у нас идет статья Льва Николаевича Толстого.
Урок «Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Тема. Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Цель: познакомить учащихся с произведением Ю. Ермолаева «Два пирожных»
развивать умения осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста, учить находить в читаемом произведении поучительный смысл, формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;
Расширять словарный запас, наглядно-образное мышление, концентрацию и распределение внимания
воспитывать уважительное отношение к окружающим
Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.
— Ребята, а к какому уроку вы приготовились? (проверка готовности к уроку)
2. Артикуляционная гимнастика
Статические упражнения ( «Лопаточка», «Иголочка», «Дудочка», « Парус»)
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
3.Вступительная беседа.
Загадка
Может быть оно песочным,
А порой и с кремом.
Иногда бывает сочным
А в глазурной кожуре
Может быть оно картошкой,
Только вовсе не пюре.
(Пирожное)
Если дети не могут отгадать загадку, ведётся анализ загадки:
— Что значит песочное? Разве оно из песка?
— Нет, оно мягкое, рассыпчатое.
— Что значит в глазурной кожуре?
— Конечно, оно в шоколаде.
— Как же оно может быть картошкой? Разве это какой-то овощ?
— Это название лакомства – пирожного.
— Все ли из вас кушали пирожные? Поднимите руку те, кто ел пирожное.
— Какое оно на вкус? (Сладкое, приятное)
— А где можно попробовать пирожные? (Можно купить в магазине, можно приготовить самим)
— А что такое пирожное?
4. Этап целеполагания.
— Ребята, сегодня мы начинаем новый раздел «Я и мои друзья»
Как вы думаете, о чем мы будем читать произведения?
В этом разделе мы познакомимся с произведениями о дружбе, узнаем, кого можно назвать настоящим другом,
Научимся объяснять поступки героев, выделять главную мысль, соотносить основную мысль рассказа с пословицей.
А начинает этот раздел произведение Юрия Ивановича Ермолаева. Итак, мы в гостях у автора.
5. Биография автора
Юрий Ермолаев – современный детский писатель.
Он родился в 1921 году в Москве.
С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером, его не покидала мечта стать детским писателем.
– Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Первая книга рассказов «Почему рассердились бумажные полоски» вышла в 1960 году. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах.
Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они всегда верят в справедливость
Перед вами книги Ермолаева (перечислю названия).
А СЕЙЧАС ОТГАДАЙТЕ НАЗВАНИЕ РАССКАЗА.
Итак, рассказ «Два пирожных».
— Ребята, обратите внимание на рисунок и на название рассказа.
— О чем может пойти речь в рассказе?
— Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях? (Учитель читает весь рассказ)
— Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (предположения детей)
— Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте и готовьтесь ответить на мой вопрос: почему одна из девочек осталось без пирожного?
7. Словарная работа
Чтоб легче читать, кое-что нужно узнать
— В произведении встретились новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить (учитель сначала выслушивает ответы учеников)
Прочитаем слова на доске.
– Кто сегодня «дежурный по словарю»?
Вам задание, узнать значения таких слов, как «крендельки» «Африка», «тропические лианы», «
Тропические лианы – вьющиеся растения, которые растут в жарких странах (длина достигает 300м)
8. Первичное чтение, проверка первичного восприятия
Чтение рассказа учителем.
Книги детей закрыты.
Беседа на основе слухового восприятия.
— Итак, ребята, почему же одна из девочек осталась без пирожного? (потому, что другая девочка съела её пирожное)
– Какие чувства вы испытали?
– Понравились вам сёстры?
9. Повторное чтение, анализ
а) Работа со сложными для чтения словами. Предотвращение ошибок при чтении.
Чтение по слогам хором.
На доске слова: пу-те-шест-ви-е, плас-ти-лин, крен-дель-ки, вдо-гон-ку, Кон-го, ли-а-ны, пе-ре-вер-ну-ла, рас-сме-я-лась, пи-рож-но-е
б) Приём «Чтение с остановками»
Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)
-Кто вошёл в комнату?
-О чём попросила мама? Сколько у мамы было дочерей? Как их звали?
-Что делала старшая дочь Наташа? младшая Оля? Что решила сделать Оля?
Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)
-Что пообещала сделать Наташа? Выполнила ли она своё обещание?
— Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)
— Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)
— Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)
— Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)
— Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)
— Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)
— Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)
— Сколько пирожных съела Оля? (два)
— Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)
— Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)
— Кто разрешил Оле съест два пирожных? (мама)
— Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)
— Какое у неё выражение лица?
— Как изображена Оля?
— Прочитай, к какому эпизоду относится рисунок?
Нужно рассказать по каждую девочку, используя слова-подсказки
(дети получают разрезанные на слова карточки)
Оля, Наташа, читала книгу, лепила из пластилина, ленивая, себялюбивая, отзывчивая, добрая, трудолюбивая, нечуткая, помогла маме, не помогла маме
Следующее задание для каждой пары:
Тест по произведению Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Конспект урока литературного чтения. Программа «Школа России». Ю.Ермолаев «Два пирожных» (2-й класс)
Класс: 2
Тип урока: Изучение нового материала.
Портрет писателя, его книги, учебник. Исследовательские работы: “Тропические деревья”, “Африка”, “Попугаи”. Карточки с заданиями, толковый словарь, рисунок домика, карта полушарий.
ТСО: Компьютер, диск с презентацией, экран, проектор.
а) Рассказ о творчестве Ю.Ермолаева.
б) Первичное знакомство с текстом.
в) Словарная работа.
г) Проверка первичного восприятия текста.
д) Чтение и анализ произведения.
е) Исследовательские работы учащихся (Заранее выполненные дома). Темы работ: “Африка”, “Тропические деревья”, “Попугаи”.
а) Подготовка к выразительному чтению по ролям.
б) Распределение ролей и выразительное чтение по ролям (читаем по ролям).
в) Работа по учебнику.
д) Чтение правил поведения в семье.
е) Творческая работа. (Написать пожелание своей семье).
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
— Работа на карточках.
Проверка выполненной работы.
— Как вы думаете, какое отношение имеют эти группы пословиц к рассказу “ Два пирожных”.
— Прочитав рассказ, мы и ответим на вопрос.
3. Изучение нового материала.
I. Подготовительная работа
а) Прочитайте скороговорку 3 раза ( Медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая, все звуки).
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
— Прочитайте скороговорку радостно, грустно.
— Прочитай слова по слогам, затем плавно, целыми словами.
II. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева.
— Прочитайте, название произведения.
— Кто написал этот рассказ?
— Читали ли мы его произведения?
а) Рассказ о творчестве Ю.Ермолаева.
Ермолаев Юрий Иванович (1921-1998г.г.), русский писатель. Окончил театральное училище им. Щепкина в г. Москве в 1943 г. Но прославился Ермолаев Юрий Иванович не как драматический актёр, а как детский писатель. Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году. Она называлась “Почему рассердились бумажные полоски”. С тех пор книги
Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Ермолаев Юрий Иванович писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых и “106 пропавших часов”, и “Дом отважных трусишек”, и “Нежданно – негаданно” и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”. Некоторые свои произведения он назвал “ Грустными шутками”, забавность которых таит в себе много важного и поучительного. (Презентация к уроку с применением ИКТ, см. Приложение 1 ).
б) Первичное знакомство с текстом
— Чтение рассказа учителем. Учебник с.85.
Учебники у детей открыты. По ходу чтения производится словарная работа.
в) Словарная работа. (Презентация к уроку с применением ИКТ, см. Приложение 1 ).
Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго.
Река Конго- название реки.
Попугай – птица тропических стран с ярким оперением.
Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.
Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.
— Что объяснить смысл этих слов, куда я и вы сможем обратиться? Как вы поступите?
(Можно спросить у взрослых, поискать сведения в библиотеке, в Интернете.)
— Какие книги вы будете искать? (Энциклопедии)
Энциклопедия – научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знаний в форме словаря.
г) Проверка первичного восприятия текста.
— Понравились ли вам дети, о которых говорится в рассказе?
— Почему Оля съела два пирожных?
д) Чтение и анализ произведения.
— Чтение “по цепочке”. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.
— О чём попросила мама дочек?
— Чем занималась старшая сестра Наташа?
— Хотелось ли им мыть посуду?
— Кто из сестёр пошёл помогать маме?
— Что заметила Наташа у Оли?
— Чем были вымазаны губы?
— Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?
— Можно ли сказать, что они поступили справедливо?
-Определите главную мысль рассказа.
-Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?
е) Исследовательские работы учащихся (Заранее выполненные дома).
Темы работ: “Африка”, “Тропические деревья”, “Попугаи”.
А мы отправимся отдыхать.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре.
Вот так славно осветились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой.
И отправились домой.
4. Закрепление изученного.
а) Подготовка к выразительному чтению по ролям.
— Определите, сколько действующих лиц в этом рассказе?
— Назовите действующих лиц.
— Возле слов Оли поставьте карандашом “О”, Наташи – “Н”, мамы – “М”.
— А кто должен прочитать остальные слова? (Автор).
— Какие чувства вы хотели бы выразить, читая роль мамы? А Оли? А Наташи?
б) Распределение ролей и выразительное чтение по ролям.
в) Работа по учебнику.
— Рассмотри иллюстрацию в учебнике с.86. Обратите внимание на выражения лиц героев.
— Какое выражение лица у Наташи?
— К какому эпизоду относится рисунок?
— чтение текста справа налево.
: алазакс и утанмок в алшов амаМ”
— Как вы должны ответить маме?
д) Чтение правил поведения в семье.
Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение, тепло.
— Надо относиться друг к другу с уважением;
— Не кричать друг на друга;
— Называть друг друга по имени;
— Не давать братьям и сестрам обидные клички;
— Во время разговора нельзя перебивать друг друга;
— Нельзя вступать в разговоры старших, если вас не пригласили к разговору;
— Младших сестёр и братьев нельзя обижать.
е) Творческая работа. Написать пожелание своей семье.
— Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?
— Передайте своё отношение к девочкам. Кто вам больше понравился? Почему?
— Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа?
— Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в раздел “ Я и мои друзья”?
6. Домашнее задание.
Стр.85-86, читать, кратко рассказать.
Самым любознательным: Найти по карте и записать в тетрадь 5 рек, которые протекают в Африке; 5 государств Африки.