Главная мысль в рассказе Ю.Ермолаева «Два пирожных»
Содержимое разработки
Технологическая карта урока
Открытие новых знаний
Главная мысль в рассказе Ю.Ермолаева «Два пирожных»
познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения
Образовательные: учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;
Развивающие: способствовать формированию навыков чтения и правильной речи учащихся;
Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость
Методы, используемые на уроке
Технологии, используемые на уроке
— обучения в сотрудничестве,
— развития критического мышления
Формы работы, используемые на уроке
Планируемые образовательные результаты
— научатся воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять поступки героев, соотносить пословицы с главной мыслью.
Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в т.ч. творческого характера;
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания
Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2 класс ( 2-я часть).
ТСО (мультимедийный проектор, нетбук, проектор, экран), презентация к уроку, карточки для групповой работы, глобус, портрет писателя, 6 шляп; тюльпаны
Форма проведения урока
(название, время, цели)
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной обстановки на уроке)
Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Уж команду дал звонок:
— Давайте настроимся на урок (слайд). Прочитаем тихо, монотонно
Я начинаю работать, чтобы узнать новое.
Буду внимателен и активен.
У меня все получится
Если мне будет трудно, попрошу помочь
Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Цель: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания;
Проводит дыхательную гимнастику с детьми
Просит прочитать скороговорку вполголоса жужжащим чтением
Просит уч-ся прочитать скороговорку в разном темпе
Работает над выразительным чтением
Дыхательная гимнастика (одуванчик)
— А теперь представьте, что вы держите в руках много одуванчиков
2) Речевая разминка
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме. (слайд 2 )
— Прочитайте скороговорку вполголоса жужжащим чтением.
-Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро).
— Хорошо, а теперь поработаем немного над выражением. Прочитайте скороговорку, делая смысловое ударение на выделенные слова. (на слайде подчеркнуть слова)
— Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе урока в своих листах самооценки.
Выполняют дыхательную гимнастику, слушают задания учителя.
Читают скороговорку в разном темпе
Выразительно читают скороговорку, интонационно выделяя выделенные слова
Личностные: проявление интереса к выполнению задания
Регулятивные: умение оценивать выполнения действия.
Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности
Актуализация опорных знаний
Цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Организует актуализацию опорных знаний необходимых для усвоения нового материала.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деят-ность.
— Ребята, какой раздел мы начали изучать? (Я и мои друзья).
— Какое произведение читали дома? Кто автор?
— А вот, как вы внимательно работали с рассказом мы узнаем, выполнив тест.
Ребята, сверьте свои ответы с ответами на доске.
-У вас на столах лежат листы самооценки. Выберите правильный ответ и нарисуйте кружок нужного цвета
Тот, кто не допустил ни одной ошибки, рисует кружок зеленого цвета, 2 ошибки – желтого, 3 ошибки и более – красного цвета.
Слушают и отвечают на вопросы учителя
Выполняют тест самостоятельно
Проверяют правильность выполнения задания
Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Регулятивные: контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Формулирование темы и целей урока
Цель: организовать актуализацию умений определять тему урока и ставить перед собой цель
Задаёт вопросы и предлагает выполнить задания, способствующие формулированию темы и задач урока.
— Назовите тему урока. СЛАЙД 5. («Два пирожных»)
— Сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ивановича Ермолаева, который называется «Два пирожных».
— Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.
Познакомиться с автором и его произведением
Дать характеристику главным героям произведения
Определить главную мысль рассказа
Совершенствовать читательские навыки
Слушают и выполняют задания учителя
Называют тему урока
Пользуясь опорными словами, формулируют задачи урока
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.
Первичное усвоение новых знаний
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Знакомит детей с автором
Проводит словарно-лексическую работу с опорой на словари и знания учащихся
Выслушивает предположения детей
Проверяет первичное восприятие текста на слух учащимися.
Задает вопросы по содержанию
Знакомство с Ю.И.Ермолаевым
— В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы объяснить смысл этих слов, куда мы сможем обратиться? Как вы поступите?
Вдогонку — вслед за убегающим, водящим.
Река Конго- название реки в Африке.
Долина реки — это пониженная часть земной поверхности по которой протекает река. У долины широкие места чередуются с узкими.
Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.
Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.
Первичное чтение текста учителем (учебники закрыты)
— По названию произведения, словам, значение которых вы узнали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении.
— Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях?
Проверка первичного восприятия текста:
— Понравился ли вам рассказ? Давайте посмотрим, правы ли были мы в своих предположениях?
— Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?
— Почему Оля съела два пирожных?
— Чем не понравилось Оле поведение Наташи?
— Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
Слушают рассказ учителя об авторе, рассматривают портрет писателя
Объясняют лексическое значение слов с опорой на словарь
Прогнозируют содержание рассказа, высказывают свои предположения
Внимательно слушают учителя
Высказывают свое мнение о том подтвердились ли предположения, сделанные до чтения
Отвечают на вопросы учителя, выражают свои эмоции и чувства по отношению к услышанному
Личностные: Имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы
Регулятивные: умение прогнозировать
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Цель: снять утомляемость
Читает текст и выполняет движения
— Вы немножечко устали.
И теперь все ровно встали.
Вправо, влево наклонитесь (раз-два, раз-два),
Вправо, влево повернитесь (раз-два, раз-два),
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
И урок мы продолжаем.
Выполняют действия, повторяя за учителем
Закрепление знаний и способов действий
Цель: организация деятельности с применением новых знаний.
Просит прочитать детей слова, записанные на доске сначала по слогам, затем целыми словами
Предлагает учащимся прочитать текст по частям с остановками
Задает вопросы после чтения каждой части и выслушивает ответы детей
Пытается вместе с детьми определить главную мысль рассказа
Организовывает работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания
Организовывает работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания.
1) Предотвращение ошибок при чтении трудных слов
—Прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами
2) Чтение и анализ текста «с остановками» (учащиеся читают по цепочке)
Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)
— Что попросила сделать мама своих дочек? (вымыть посуду)
— Что в этот момент делала Наташа? (читала книгу)
— О чем была эта книга? (о путешествиях по Африке)
— А что же такое Африка? (Материк или большая часть суши, окруженная водой)
— Хотелось ли Наташе помогать маме? (нет, не хотелось)
— Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки)
— Готова ли была Оля помочь маме? (да, она решила помочь, а затем заниматься своими делами)
Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)
— Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше
— Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)
— Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)
— Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)
— Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)
— Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)
— Как называлась река, по которой путешествовала Наташа? (Река Конго)
— Что сделала Оля, после ответа Наташи? (ушла обратно на кухню)
— Через сколько минут Оля закончила мыть посуду? (через 20 минут)
— Что Оля делала после этого? (ушла лепить из пластилина)
— Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше
— Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)
— Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)
— Сколько пирожных съела Оля? (два)
— Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)
— Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)
— Кто разрешил Оле съесть два пирожных? (мама)
— Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)
— Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?
— Можно ли сказать, что они поступили справедливо?
-Определим главную мысль рассказа. Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? (Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях).
-Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?
(Автор хотел научить читателей быть добрыми, душевными, дружелюбными, проявлять взаимопомощь и поддержку. Важное качество в человеке – отозваться на чью-то просьбу, готовность помочь родным людям и окружающим).
3. Характеристика героев
— У вас на столах лежат конверты. 1 ряд выбирает слова, которые характеризуют Олю, а 2 ряд – Наташу. (ответы вывешиваются на доске)
4. Осмысление содержания прочитанного
— Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп.
1-белая – шляпа информации
-Как называется произведение?
-Кто герои этого рассказа? как звали дочерей? О чём попросила мама?
2-чёрная – критик (что плохого в поступках героев)
— Необходимо продолжить предложение.
Плохо……что старшая дочь не помогла.
Плохо…. что Наташе не досталось пирожное.
3-жёлтая –шляпа оптимиста
Здорово что… (Оля помогла маме. Съесть два пирожных. Читать интересную книгу. Побывать в Африке.)
Что вы чувствуете к герою
—Сейчас я не…. а Наташа.
-Как бы вы поступили, если бы вы были заняты чем-то интересным, а мама вас попросила о помощи?
Дайте совет герою или читателю
Читают слова по слогам, затем плавно целыми словами
Читают текст по цепочке с использованием приема «Чтение с остановками»
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного
Как написать, составить план к рассказу «Два пирожных» Ермолаева?
Задания по литературе для 2 класса напиши план пересказа рассказа «Два пирожных» Ермолаева.
В поучительном рассказе «Два пирожных» писатель Юрий Ермолаев использует традиционный мотив народных сказок о Ленивице и Рукодельнице.
К рассказу Юрия Ермолаева «Два пирожных» можно составить такой план для пересказа:
Как написать план для пересказа рассказа Ермолаева «Два пирожных». Прежде всего вспомним краткое содержание этого рассказа.
Мама зовет девочек помочь помыть посуду. Старшая, Наташа увлечена интересной книгой, младшая, Оля, лепит. Оля встает и идет помогать маме, Наташа обещает прийти позже. Но когда Оля приходит и повторно зовет ее помогать маме, Наташа отвечает, что ее нет и она сейчас в Африке. Мама и Оля сами вымыли посуду, и Оля вернулась лепить.
И теперь план пересказа:
Предлагаю свой вариант.
Для того, чтобы составить план к рассказу под названием «Ребята и утята» М. Пришвина, конечно необходимо его прочитать. Рассказ очень интересный и поучительный его проходят во втором классе на литературном чтении. В крации расскажем. Мама утка вышла на прогулку со своими утятами, им повстречались мальчишки, которые захотели поймать утят, но в итоге все благополучно закончилось.
Начнем составлять план к рассказу «Ребята и утята».
Во всяком случае разработаем алгоритм разделения пословиц.
Разобьем данные пословицы на группы:
«Знает кошка, чье мясо съела» это смысловое выражение известное в нашей стране с раннего детства, его так же можно увидеть в середине 19 века в книге Владимира Даля, в той где собрано большое количество подобных выражений и поговорок.
А если отвечать на вопрос почему в поговорке речь идет о кошке, хотя чаще всего она применяется к людям, то это просто, именно этот мелкий зверь может пробираться куда угодно и совершать маленькие диверсии.
Эта пословица очень часто применяется как литературный ход в различных произведениях, частично изменяя выражения перестановкой слов.
Есть несколько похожих поговорок, кроме того что-то общее есть и в других народах и в их поговорках, а это значит это изречение было популярно еще в древности.
Урок «Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Тема. Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Цель: познакомить учащихся с произведением Ю. Ермолаева «Два пирожных»
развивать умения осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста, учить находить в читаемом произведении поучительный смысл, формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;
Расширять словарный запас, наглядно-образное мышление, концентрацию и распределение внимания
воспитывать уважительное отношение к окружающим
Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.
— Ребята, а к какому уроку вы приготовились? (проверка готовности к уроку)
2. Артикуляционная гимнастика
Статические упражнения ( «Лопаточка», «Иголочка», «Дудочка», « Парус»)
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
3.Вступительная беседа.
Загадка
Может быть оно песочным,
А порой и с кремом.
Иногда бывает сочным
А в глазурной кожуре
Может быть оно картошкой,
Только вовсе не пюре.
(Пирожное)
Если дети не могут отгадать загадку, ведётся анализ загадки:
— Что значит песочное? Разве оно из песка?
— Нет, оно мягкое, рассыпчатое.
— Что значит в глазурной кожуре?
— Конечно, оно в шоколаде.
— Как же оно может быть картошкой? Разве это какой-то овощ?
— Это название лакомства – пирожного.
— Все ли из вас кушали пирожные? Поднимите руку те, кто ел пирожное.
— Какое оно на вкус? (Сладкое, приятное)
— А где можно попробовать пирожные? (Можно купить в магазине, можно приготовить самим)
— А что такое пирожное?
4. Этап целеполагания.
— Ребята, сегодня мы начинаем новый раздел «Я и мои друзья»
Как вы думаете, о чем мы будем читать произведения?
В этом разделе мы познакомимся с произведениями о дружбе, узнаем, кого можно назвать настоящим другом,
Научимся объяснять поступки героев, выделять главную мысль, соотносить основную мысль рассказа с пословицей.
А начинает этот раздел произведение Юрия Ивановича Ермолаева. Итак, мы в гостях у автора.
5. Биография автора
Юрий Ермолаев – современный детский писатель.
Он родился в 1921 году в Москве.
С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером, его не покидала мечта стать детским писателем.
– Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Первая книга рассказов «Почему рассердились бумажные полоски» вышла в 1960 году. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах.
Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они всегда верят в справедливость
Перед вами книги Ермолаева (перечислю названия).
А СЕЙЧАС ОТГАДАЙТЕ НАЗВАНИЕ РАССКАЗА.
Итак, рассказ «Два пирожных».
— Ребята, обратите внимание на рисунок и на название рассказа.
— О чем может пойти речь в рассказе?
— Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях? (Учитель читает весь рассказ)
— Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (предположения детей)
— Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте и готовьтесь ответить на мой вопрос: почему одна из девочек осталось без пирожного?
7. Словарная работа
Чтоб легче читать, кое-что нужно узнать
— В произведении встретились новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить (учитель сначала выслушивает ответы учеников)
Прочитаем слова на доске.
– Кто сегодня «дежурный по словарю»?
Вам задание, узнать значения таких слов, как «крендельки» «Африка», «тропические лианы», «
Тропические лианы – вьющиеся растения, которые растут в жарких странах (длина достигает 300м)
8. Первичное чтение, проверка первичного восприятия
Чтение рассказа учителем.
Книги детей закрыты.
Беседа на основе слухового восприятия.
— Итак, ребята, почему же одна из девочек осталась без пирожного? (потому, что другая девочка съела её пирожное)
– Какие чувства вы испытали?
– Понравились вам сёстры?
9. Повторное чтение, анализ
а) Работа со сложными для чтения словами. Предотвращение ошибок при чтении.
Чтение по слогам хором.
На доске слова: пу-те-шест-ви-е, плас-ти-лин, крен-дель-ки, вдо-гон-ку, Кон-го, ли-а-ны, пе-ре-вер-ну-ла, рас-сме-я-лась, пи-рож-но-е
б) Приём «Чтение с остановками»
Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)
-Кто вошёл в комнату?
-О чём попросила мама? Сколько у мамы было дочерей? Как их звали?
-Что делала старшая дочь Наташа? младшая Оля? Что решила сделать Оля?
Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)
-Что пообещала сделать Наташа? Выполнила ли она своё обещание?
— Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)
— Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)
— Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)
— Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)
— Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)
— Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)
— Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)
— Сколько пирожных съела Оля? (два)
— Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)
— Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)
— Кто разрешил Оле съест два пирожных? (мама)
— Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)
— Какое у неё выражение лица?
— Как изображена Оля?
— Прочитай, к какому эпизоду относится рисунок?
Нужно рассказать по каждую девочку, используя слова-подсказки
(дети получают разрезанные на слова карточки)
Оля, Наташа, читала книгу, лепила из пластилина, ленивая, себялюбивая, отзывчивая, добрая, трудолюбивая, нечуткая, помогла маме, не помогла маме
Следующее задание для каждой пары:
Тест по произведению Ю. Ермолаев «Два пирожных»