Окружающий мир 1 класс 2 часть Где живут слоны стр. 14 – 15
Практическая работа
Из учебника «Окружающий мир» первоклассник узнает о том, где живут слоны.
1) Вспомните, где находятся холодные районы Земли. Найдите на глобусе линию — экватор. По обе стороны от этой воображаемой линии на Земле располагаются жаркие районы. Что вы о них знаете?
Жаркие области планеты находятся на экваторе и по обе стороны от него.
Там жарко круглый год.
В некоторых жарких местах находятся тропические и экваториальные леса, очень густые и населённые многочисленными животными.
В других находятся саванны — покрытые травой огромные пространства, где также много животных.
2) Представьте, что вы отправились в экспедицию в саванну или тропический лес. Рассмотрите соответствующий рисунок. Подготовьте отчёт об экспедиции по плану:
Отчёт об экспедиции в тропический лес для 1 класса
Мы побывали в очень жарком регионе Земли, в тропическом индийском лесу.
Всё время, пока мы там были, стояла очень жаркая погода.
Светило яркое солнце, было очень душно и влажно.
Вокруг нас росли красивые огромные деревья, по которым были развешены лианы.
Везде было много цветов.
Мы встретили индийского слона, который вёл своего слонёнка через лес.
На ветках деревьев сидели красивые птицы — павлины.
По деревьям скакали шумные обезьяны, а откуда-то из-за веток выполз питон.
Мы убежали от питона и увидели крокодила, который лежал на краю болота.
А рядом бегали черепахи и совсем его не боялись.
В таком лесу животные научились отлично лазать по деревьям, как обезьяны или питон.
Крокодилы научились прятаться в болотах, чтобы подстерегать добычу.
Слон такой сильный, что легко ломает деревья и проходит сквозь лес.
Отчёт об экспедиции в саванну для 1 класса
Мы побывали в жарком регионе Земли — африканской саванне.
Погода была очень жаркой, сухой, почти безветренной.
Вокруг было много травы, а изредка попадались одиночные деревья.
Мы видели пасущихся в саванне слонов и жирафов.
Однажды мимо пробежало стадо зебр, за которыми гнались львы.
Потом мы видели носорога, который поедал траву.
А рядом бегали птицы-секретари и страусы.
На деревьях мы видели обезьян — мартышек и павианов.
В саванне травоядные животные либо научились быстро бегать, чтобы убежать от хищников, либо стали очень крупными, как слоны и носороги, чтобы не бояться львов.
Жираф обзавёлся длиной шеей, чтобы срывать сочные листья на верхушках деревьев.
Львы научились прятаться в густой траве, он также умеет быстро бегать.
Обезьяны отлично лазают по деревьям.
А птица страус разучилась летать, зато научилась быстро бегать.
Домашнее задание
1. Какие жаркие районы есть на Земле?
Они на Земле находятся возле экватора.
Это саванны и тропические леса.
2. Как найти эти районы на глобусе?
Надо найти середину глобуса, где проведена линия экватора.
Эти районы находятся сверху и снизу от неё.
3. Приведите примеры животных жарких районов.
Рассказ про саванну. Сообщение про саванну
Сообщение про саванну для детей расскажет об особенностях этой природной зоны, о ее животном и растительном мире. Доклад про саванну дополнен интересными фактами.
Рассказ про саванну. Сообщение про саванну
Саванны — пространства в субэкваториальном поясе, покрытые травяной растительностью с редкими деревьями и кустарниками.
Слово «саванна» происходит от тайнского слова «забана», которое использовалось для описания травянистой безлесной равнины.
Саванна покрывают приблизительно 20% земной площади.
Саванны встречаются в широкой полосе по всему земному шару, занимая большую часть земли в тропиках и полутропиках, которые не являются тропическим лесом или пустыней. Они встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды.
Самые большие просторы саванны находятся в Африке. Они покрывают почти половину Африки, более 13 миллионов кв. км.
Другие крупные саванны расположены в Южной Америке, Северной Австралии, Индии, регионе Мьянма (Бирма) — Таиланд в Азии.
Животный мир в саванне зависит от географического положения биома. Африканская саванна, саванна, с которой большинство людей знакомо, является домом для самых разных животных: антилоп гну, бородавочников, слонов, зебр, носорогов, газелей, гиен, гепардов, львов, леопардов, страусов.
Климат саванны имеет температурный диапазон от 20 ° до 30 ° C. Зимой температура, как правило, около 20-25 ° C. Летом температура колеблется от 25 ° до 30 ° C.
У саванн нет традиционных летних и зимних сезонов. В саванне времена года определяются количеством осадков. Из-за этого у них есть только два сезона вместо четырех: дождливый и сухой.
Сухой сезон, как правило, длиннее, чем влажный и длится — от 3 до 11 месяцев.
Некоторые животные так долго остаются без воды в течение сухого сезона, что они едва выживают до сезона дождей. Они вынуждены совершать длительные миграции в поисках еды и воды.
В саванне растут лишь несколько устойчивых к засухе деревьев, в том числе эвкалипт, акация и дерево баобаб, которое впитывает и накапливает воду в своем губчатом стволе.
Саванны — важная экосистема для человека, для животного и растительного мира и стабильности планеты. Саванны играют очень большую роль в хозяйственной жизни человека. Значительные площади здесь распаханы, выращиваются зерновые, хлопчатник, арахис, джут, сахарный тростник и другие. В более засушливых местах развито животноводство. Некоторые породы деревьев, произрастающих в саваннах, человек использует в своих целях. Так, тиковое дерево дает твердую ценную древесину, которая не гниет в воде.
Вызванное человеком изменение климата в результате парникового эффекта приводит к опустыниванию, к изменению структуры и функции саванн.
Конспект занятия «Путешествие в Африканскую саванну»
Мария тинькова
Конспект занятия «Путешествие в Африканскую саванну»
Конспект занятия «Путешествие в Африканскую саванну»
Цель: Знакомство с саванной. Овладение действием построения модели взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в природной зоне. Развитие экологических представлений.
Задачи: Создание условий для развития представлений детей о разнообразии природы, о планете Земля как об общем доме. Ознакомление детей с условиями жизни в саванне. Обучение детей действию использования модели, отражающей взаимосвязи растений, животных и условий жизни в саванне. Создание условий для формирования у детей чувства единства с природой, экологического воспитания.
Демонстрационный материал: карта природных зон Земли. Пейзажные картины саванны. Картинки с изображением растений и животных саванны.
Раздаточный материал: карточки с условными изображениями.
Ход занятия
Педагог использует сюрпризный момент, который стимулирует интерес детей к предстоящей деятельности.
Разложены картинки с изображением животных тундры и леса. Среди картинок картинка с изображением жирафа.
Ребята посмотрите кто у нас тут? Звери. Нам с вами надо этих зверей отправить домой.
По очереди дети размещают картинки с животными в той природной зоне где они обитают.
Остался жираф. Кто знает где живет жираф? В африке.
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие на родину жирафа.
Вот мы и оказались в Африканской саванне. Посмотрите на картинки.
Рассказ детям о саванне
Еще раз посмотрите на картинки и давайте поговорим как растения и животные приспособились к жизни в саванне.
Работа с карточками. дети строят модель квадрат оранжевый. Много света. Высокая температура. Достаточно воды. Хорошая почва.
Загадки Детям надо отгадать животное и поместить в ту природную зону. Где оно обитает.
Итог: В какую природную зону мы сегодня с вами путешествовали?
Что нового узнали? Нарисовать жителя саванны.
РАССКАЗ О САВАННЕ
В саваннах два резко выраженных сезона – сухая и жаркая зима и дождливое, жаркое лето. В сухой период очень жарко, желтеют и засыхают травы, опадают листья, трескается земля. Когда начинаются дожди почва впитывает влагу и земля покрывается высокой травой.
В саваннах произрастает высокие до 3 метров травы (слоновья трава). Деревья, например акации, баобабы здесь растут в одиночку или отдельными группами.
Баобаб по праву считается одним из символов Африки. Это дерево живёт 5 тыс. лет, высота его редко превышает 25 м, зато в обхвате –до 40 м. Баобабы не боятся пожаров так как их кора всегда влажная, но их врагами являются слоны. Они объедают влажную кору.
Еще есть дерево называется бутылочное.
Животный мир саванн очень разнообразен.
Главные любители трав –африканские буйволы, антилоппы, зебры. Сила буйвола в 4 раза превосходит мощь быка.
Зебра убегает по зигзагообразной траектории. Похоже на движения зайца. Зебра не столько путает следы, сколько усложняет поимку себя. Бросаясь на добычу, хищник плюхается на землю. Зебра же оказывается в стороне.
Броненосец имеет чешуйчатый панцирь. Животное бродило по планете еще миллионы лет назад. Охотясь на змей, броненосцы прижимают их к земле, перерезая острыми краями пластин своего панциря. Он может как ежик сворачиваться клубком. Они питаются червями, муравьями, термитами, змеями, растениями.
Львы живут обычно группами, в составе которых взрослые самцы и самки, а также их детёныши. Между ними очень чётко распределены обязанности: львицы занимаются добычей пищи, а крупные и сильные самцы охраняют территорию.
Носороги, являются вторыми по размеру наземными существами, уступая пальму первенства слонам. Высота носорогов равна 2-ум метрам, а длина 5-ти. Питаются животные исключительно травой.
На открытых участках обитает гепард, самое быстрое животное на Земле. Преследуя свою жертву, он может развивать скорость до 110 км/час. Особые летящие движения гепарда объясняются особенностями его бега, где животное опирается только на две лапы. Гепард одновременно силён и поразительно быстр, что позволяет ему настигать такую добычу, как антилопа или зебра.
Самый крупный среди нелетающих птиц страус. Страусы в Африке передвигаются 3-метровыми шагами. Взлететь птицы не могут не только из-за веса. У животных укорочены крылья, а оперенье напоминает пух, рыхлое.
В саваннах Африки живут настоящие великаны слоны. Они отличаются более мощными бивнями и широкими ушами. Как и копытные, слоны сильно вытаптывают растительную поверхность саванны. Животные живут группами во главе с крупной слонихой. Раньше африканские слоны жили на всём материке. Теперь их осталось мало. Они истреблены из-за ценной слоновой кости – бивней. Сейчас для сохранения слонов созданы заповедники.
Жирафы является украшением саванны. Помимо длинной шеи для жирафа характерен и язык длиной до 45 см. Жирафы защищаются от врагов бегством, а иногда им помогает скрыться пятнистая окраска. Несмотря на неуклюжий вид они бегают быстрее лошади. Они питаются листьями и побегами деревьев, которые легко достают благодаря высокому росту. Но чтобы взять корм с земли, им приходится либо становиться на колени, либо сильно расставлять ноги.
1. Может плавать целый день В ледяной воде. (тюлень)
2. Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут. (песец)
3. Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный. (олень)
4. Белоснежным я слыву
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
5. Если долго в брюшке пусто,
На луну он воет грустно. (волк).
6. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (медведь).
7. По деревьям ловко скачет,
И в дупло орешки прячет. (Белка)
8. Рыжий мех, а хвост – краса!
Подскажите, кто? (Лиса)
9. Животное, которое путает следы как заяц? (Зебра)
10. Самое крупное животное на суше? (Слон)
11. Самое быстрое животное на Земле? (Гепард)
12. Встал пятнистый Великан,
Как большой подъёмный кран! (Жираф)
13. Толст, морщинист, два клыка
Он похож на старика.
Он на льду лежит — и что ж?
Не мёрзнет толстокожий. (морж)
Физминутка «САВАННА»
По саванне мы гуляем
За природой наблюдаем.
Вверх на солнце посмотрели,
Вниз на травку поглядели,
Ветерок слегка подул
Солнце светит ярко
Нам в саванне жарко!
Конспект занятия «Путешествие в зоопарк» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Путешествие в зоопарк» Образовательные задачи: Расширить знания детей об обитателях.
Конспект занятия «Путешествие в лес» Воспитатель Шалыгина Татьяна Владимировна Тема: Путешествие в лес. Цель: формировать интерес детей к жизни диких животных в лесу. Задачи:.
Конспект занятия «Путешествие по России» Задачи: 1. Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут (территория, Президент,.
Конспект занятия «Путешествие в Грецию» в рамках проекта «Путешествие по странам мира» Подборка материала по ознакомлению детей старшего возраста с окружающим миром на тему «Путешествие в Грецию» Цели: Познакомить детей с Грецией.
Конспект занятия «Путешествие в Осень» «Осень» (старшая группа) Цель занятия: Формирование у детей старшей группы интереса и любви к родной природе. Программное содержание: Закрепить.
Конспект занятия «Путешествие в прошлое» Конспект составила воспитатель МДОУ ДС «Дружба» г. Волгодонск, Шалыгина Антонина Ивановна. Конспект на тему: Путешествие в прошлое. Программное.
Конспект занятия «Путешествие капельки» Цель: Углубить представление об условиях жизни на земле. Познакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой.
Конспект занятия «Путешествие в лес» Занятие «Путешествие в лес» Воспитатель: Колпакова Т. С. Цели: 1. Закрепить полученные знания по устному народному творчеству на развитие.
Конспект занятия «Путешествие в Африканскую саванну»
Наталья Хворова
Конспект занятия «Путешествие в Африканскую саванну»
Образовательная область:познание Возрастная группа: подготовительная
Тема: «Путешествие в Африканскую саванну»
1. Обобщить и уточнить знания детей о животных Африканской саванны.
носорог, используя таблицы-схемы. Разрезные картинки, «Монгольскую игру».
3. Учить использовать притяжательные прилагательные к существительным.
4. Называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе.
5. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления.
6.Активизировать словарь: саванна, фотоохота, фотокорреспондент.
7. Развивать мелкую моторику.
8.Развивать социальные умения: работать в микрогруппах, договариваться между собой,
учитывать мнения партнеров.
9. Развивать навыки самооценки и самоконтроля.
10. Воспитывать любознательность,
11. Воспитывать желание помочь персонажу.
— 3 шт. (32*32); конверт с фотографиями; газета с изображением растительности и
Педагог использует сюрпризный момент, который стимулирует интерес детей к предстоящей деятельности. Использует события, специально им смоделированное.
Ребята, когда я утром вошла в детский, мне вручили конверт. А что в нем я не знаю, давайте. Давайте посмотрим.
«Приглашаем детей на фотоохоту в Африканскую саванну»
Педагог задает вопросы детям:
— А что такое Африканская саванна?
— А, вы хотите отправиться на фотоохоту?
Сегодня вы будите фотокорреспондентами. Я вам прикреплю эмблемы фотокорреспондентов.
Раздается телефонный звонок.
— Да, мы получили приглашение на фотоохоту.
— Говорите, маленький бегемотик потерялся у бегемотов в саванне.
— Хорошо, мы поможем найти!
— А каких животных мы сможем увидеть, давайте попробуем отгадать?
— Когда он в клетке, он приятен
На шкуре много черных пятен
Он хищный зверь, хотя немножко
Как лев и тигр похож на кошку.
— В реках Африки живет
Злой зеленый пароход:
Кто б навстречу ни поплыл,
— Кто один имеет рог? Отгадайте.
— Молодцы! Ну, что ж, берем фотоаппараты, отправимся в путь и поможем найти бегемотика.
Шагаем мы в саванну так
Побывать там каждый рад
Там пони, зебры, крокодилы
Попугаи и гориллы там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы
А в руках у нас ружье
Вот охота, так охота!
Вот мы и оказались в Африканской саванне. Сейчас каждый фотокорреспондент займет место за столом, на котором установлена эмблема такого же цвета, как и у вас на груди.
• Посмотрите на макеты. Сколько здесь разных животных!
• А по таблице вы сможете узнать, какое это животное?
• Тогда вы сейчас посоветуйтесь между собой, определите, какое это животное, решите, кто будет отвечать. Обсуждение нужно закончить по сигналу второго звонка.
Напоминаю,что начать свой рассказ нужно так:
«Мы решили, что это (такое-то животное)», потому что….
(Если ребенок дает не полную расшифровку, другие дети могут дополнить).
• Ребята, а бегемотика вы встретили? Жаль. А давайте сфотографируем этих животных?
— Мы с вами сфотографировали много животных, но у меня с фотоаппаратом
что-то случилось. Получилась странная фотография «невиданного животного».
— А теперь, давайте, исправим ошибку фотоаппарата, может быть и бегемотик найдется!
-У кого в руке чья часть, значит и на столе вы ищите части этого животного. Берете и
идете на свое место за стол.
— А бегемотика вы не встретили?
Давайте еще раз вспомним, кто живет в африканской саванне.
В мире нет его сильней,
А смешные обезьяны
раскачали все лианы
А вот ушастый, добрый слон
Посылает всем поклон
Леопард так быстро скачет
Словно мой любимый мячик
Зебра головой качает, К себе в гости приглашает!
Ребята, а ведь бегемотик нам так и не встретился. Очень жаль! Саша подготовил для нас рассказ про бегемота, давайте послушаем.
Молодец, Саша, интересно рассказал про бегемота!
— А сейчас попробуйте выложить знакомое животное из тех фигур, которые у вас
лежат на столе. Может быть здесь вы найдете потерявшегося бегемотика?
— Ну вот и бегемотик нашелся!
— Так где же он живет?
— Молодцы, ребята, нашли бегемотика!
По саванне мы гуляем
За природой наблюдаем.
Вверх на солнце посмотрели,
Вниз на травку поглядели,
Ветерок слегка подул
Солнце светит ярко
Нам в саванне жарко!
Вот мы и вернулись из саванны.
— Молодцы, газета готова!
Вот мы и вернулись из саванны.
— Молодцы, газета готова!
О чем бы вы хотели рассказать дома?
Ребята, у нас получилось очень много фотографий, но, к сожалению не все из них
цветные. Раскрасьте их дома и этими фотографиями мы дополним нашу газету.
Попросите маму или папу помочь вам подобрать стихи, рассказы про этих животных.
• А в следующий раз мы с вами отправимся на Северный полюс.
Конспект занятия «Путешествие на морское дно» Тема: «путешествие на морское дно» Автор: Глухова Наталья Сергеевна МАДОУ №112 г. Тюмени Конспект НОД в средней группе на прогулке. Цель:.
Конспект занятия «Путешествие в сказку» Цель. Способствовать формированию интереса детей к русским народным сказкам. Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных.
Конспект занятия по развитию связной речи «Путешествие в страну знаний» Программное содержание: • Продолжать учить детей пересказывать небольшие произведения. • Составлять сложные предложения по опорным схемам.
Конспект занятия «Путешествие в мир предметов» Конспект занятия: «Путешествие в мир предметов». Цели: 1. Выявление качеств и свойств дерева и металла через опытно – экспериментальную.
Конспект занятия по развитию связной речи «Путешествие в сказку» Конспект открытого занятия по развитию связной речи «Путешествие в сказку» Цель: • Продолжать формировать умение слушать и отвечать на.
Конспект занятия «Лесное путешествие» Конспект занятия Тема: Лесное путешествие Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие Интеграция образовательных областей:.
Конспект занятия «Путешествие в мир игр» «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.
Интернет-урок по окружающему миру «Природная зона. Саванна»
На карте саванны обозначены салатовым цветом:
В отличие от настоящих степей в саваннах, кроме трав, растут также кустарники и деревья, растущие иногда целым лесом. Травянистая растительность саванн состоит из высоких (до 1 метра) сухих злаков, а деревья саванн обыкновенно низкорослы.
В саванне год разделен на два сезона: сухой и дождливый. В сухое время года растительность саванн замирает; саванны желтеют, а высохшие растения зачастую подвергаются пожарам.
С началом дождей саванны оживают, покрываясь свежей зеленью и многочисленными различными цветками.
Условия жизни в саванне очень суровые из-за того, что почва содержит мало питательных веществ, во время сухих сезонов она пересыхает, а во время влажных — заболачивается.
Растения, что приспособились к условиям саванн, очень жесткие. Там растут тысячи различных трав. А вот деревьям, чтобы выжить, необходимы некоторые специфические качества для защиты от засухи и огня.
Например, баобаб отличается толстым, защищённым от огня стволом, способным, словно губка, хранить в себе запасы воды. Его длинные корни всасывают влагу глубоко под землёй.
Акация имеет широкую плоскую крону, которая создаёт тень для растущих ниже листьев, предохраняя тем самым их от высыхания.
Многие районы саванн теперь используются для скотоводства и дикие формы жизни там полностью исчезли. Впрочем, в африканской саванне имеются огромные национальные парки, где дикие животные живут до сих пор.
Животные саванн тоже вынуждены приспособиться к выживанию в условиях засухи. Крупные травоядные, такие, как жирафы, зебры, антилопы гну, слоны и носороги, способны совершать переходы на огромные расстояния и, если в каком-то месте становится слишком сухо, они отправляются туда, где идёт дождь и где много растительности.
жираф
зебра
антилопа гну
слон — самое крупное млекопитающие на суше.
носорог
Хищники, такие, как львы, гепарды и гиены, охотятся на бредущие стада животных.
Лев. Львы живут прайдами. Прайд — это семейная стая львов. Хотя льва называют царём зверей, на охоту выходят львицы…
Гепард — самое быстрое в мире животное
И напоследок экскурсия в Африку (страна Кения) или африканское сафари. Раньше слово «сафари» — охотничьи поездки. Теперь слово «сафари» означает путешествие.