Рассказ елка зощенко читательский дневник главная мысль

Сказки

Михаил Зощенко: рассказ «Елка» для читательского дневника

Произведение Михаила Зощенко «Елка» написано в 1932 году. В своем поучительном рассказе автор раскрыл темы зависти, жадности, умения отвечать за свои поступки и брать на себя ответственность. Он описал историю брата и сестры, которые бесцеремонно испортили праздник, но получили жизненный урок. Краткое содержание «Елки» Зощенко для читательского дневника поможет понять основную мысль, а также что хотел передать писатель своим читателям.

Анализ произведения

В рассказе описана семья, в которой дети испортили подарки, предназначавшиеся не им. Когда пришли гости, произошла ссора, отчего праздник не состоялся. Но папа преподал урок своим чадам, его слова они запомнили на всю жизнь.

Краткое содержание

Дети с нетерпением ждали праздника. В гостиной комнате стояла красивая наряженная елка с подарками. Минька и его сестра Леля смотрели на нее, разглядывая бусы, вкусные украшения и фонарики. Девочка сразу сказала, что не стоит трогать подарки, так как они предназначены для гостей. Дети решили полакомиться сладостями, которые висели на елке. Леля съела пастилу, а Минька откусил яблоко. Так как девочка была выше брата, то могла достать больше вкусностей. Она съела вдобавок конфету, еще одну пастилу, а потом сняла орех и хлопушку.

Минька был разочарован такой несправедливостью, даже хотел разреветься от обиды. Но передумал, вместо этого приставил стул к красавице елке, и уже было собрался полезть за вкусностями повыше, но стул упал на подарки и разбил ручку фарфоровой кукле.

Вдруг дети услышали шаги и сразу же убежали.

Немного погодя пришли гости, мама позвала всех к елке. Она хотела раздать подарки. Взяв яблоко, женщина увидела, что оно надкусано, и сразу же позвала своих детей. Брат с сестрой начали обвинять друг друга в случившемся. Тогда мама сказала, что поставит девочку в угол, а паровозик, который предназначался Миньке, подарит другому ребенку. Увидев, что с его подарком кто-то играет, мальчик ударил малыша, а тот расплакался. Другой ребенок расстроился, что ему досталась кукла со сломанной ручкой. В итоге мамы детей поругались, гости ушли.

Минька с Лелей обрадовались такому событию, так как теперь все подарки достались им.

Папа был недоволен их поведением. Он сказал, что детям нельзя ссориться и прогонять гостей, иначе они умрут в одиночестве, а утром подарки будут переданы их владельцам. С тех пор прошло много лет, а Минька никогда больше никого не бил, не обижал и не брал чужого.

План пересказа

По краткому содержанию рассказа можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:

Описание героев и главная мысль

В произведении Зощенко «Елка» главные герои — семья, которая состоит из родителей, сына и дочери. Дети — Минька и Леля — имеют следующие черты:

Мама этих ребят — добродушная и заботливая женщина. Она всегда заступается за них. Папа — справедливый и строгий человек.

На примере детей автор показал, что нельзя быть эгоистичным и жадным, иначе можно остаться в одиночестве. Главной мыслью этого произведения является то, что к людям нужно относиться, как к самому себе, быть справедливым, честным, внимательным. Капризы и жадность ни к чему хорошему не приведут. Также необходимо быть радушным и гостеприимным человеком.

Отзывы о книге

Я очень сильно люблю Зощенко. Он всегда описывает забавные истории с долей юмора. Читать интересно, захватывающе. В школе записывали краткий пересказ «Елки» для читательского дневника, основные идеи. Вот какие выводы я сделал: каждый человек с детства должен уметь вести себя в обществе, уважительно относиться к другим людям, быть честным, справедливым. Советую.

Почему-то этот рассказ мне напомнил произведение Заходера «Хрюк на елке». В этой сказке похожий смысл. Важно не зазнаваться, уважать других людей, прилично вести себя в обществе. Советую прочитать оба этих произведения, а также «Новогодний сюрприз». Это сборник, в него входят сказки Андерсена, Чарской и Бальмонта, пословицы, приметы, поговорки и загадки. Тоже много поучительного и интересного.

Произведения Зощенко всегда поучительные и интересные. У него (в основном) один жанр — рассказы. Их легко читать, но зато можно много пользы для себя вынести. У меня целый сборник его рассказов. Книга с красивыми иллюстрациями. Картинки помогают более полно прочувствовать историю, представить героев, ситуацию, в которой они находятся. Еще мне нравятся два рассказа этого автора: «Веселые истории» и «Некрасивая девочка». Рекомендую.

Источник

Краткое содержание рассказа Михаила Зощенко «Ёлка»

Михаил Михайлович Зощенко – известный и популярный писатель, чьи юмористические произведения нравятся и взрослым, и детям. Самым известным его циклом является «Леля и Минька», в который помещены восемь небольших рассказов. Начинается этот сборник известным и занимательным рассказом «Ёлка», краткое содержание которого представлено в этой статье.

План рассказа «Ёлка»

Для понимания содержания необходим его план. Содержание для читательского дневника и пересказа легко можно будет восстановить по следующему плану:

Основная мысль рассказа

Михаил Зощенко в своём рассказе показывает поведение двух детей накануне Нового года. Все дети любят Новый год, так как обычно этот праздник приносит не только веселье и прекрасное настроение, но и показывает, что родители всегда должны объяснять детям о том, как правильно нужно поступить в любой ситуации.

Прочитав рассказ Зощенко «Ёлка», все читатели поймут, о каких отрицательных чертах характера и поведения рассказывает автор. Он повествует легко и спокойно, эмоционально и интересно.

Валентина Ивановна, учитель

Автор рассказа «Ёлка» показывает, что все ребята должны понять и знать, что есть отрицательные черты характера, среди которых и жадность, злость, и нежелание находить общий язык с другими детьми.

Читайте также:  Рассказ на тему восточные славяне в древности

Меня очень заинтересовала история, рассказанная автором. Она произошла с ним давным-давно, когда ему было всего лишь пять лет. Автор и его сестра съели украшения с ёлки и испортили подарки, которые были предназначены другим детям. Все эти поступки привели к тому, что между взрослыми людьми тоже вспыхнул конфликт. Это немного необычно, но часто бывает и в жизни.

Главную мысль своего произведения автор вложил в речь папы, который, узнав о новогоднем происшествии, не только наказал детей, но и сказал о том, что им с таким поведением трудно будет жить на свете и такое отношение к людям приведёт к тому, что они будут умирать в одиночестве и сильно страдать от этого.

Я считаю, что только папа правильно смог поступить в этой ситуации. Он раздал все хорошие игрушки чужим детям, а своих детей отправил спать. Это послужило прекрасным уроком для Лели и Миньки. Больше они никогда не брали чужого.

Стоит жить не для себя, а для других. Эгоистов не любят и не уважают. Поэтому большую радость человек получает лишь только тогда, когда делится с другими.

Главные герои

Главными героями произведения М. Зощенко являются дети:

Сестра была старше брата на два года, но она была очень бойкой и всегда учила брата чему-нибудь, хотя и сама не всегда знала, как нужно правильно поступить.

Узнав, что ёлка наряжена, что подарки уже подготовлены она уговорила своего младшего брата, от лица которого ведётся рассказ, пробраться в закрытую комнату и немного пошалить там с подарками.

Леля ни в чём не хотела уступать брату и подавала тому не очень хороший пример для подражания. Но то, что с ними произошло, повлияло и на дальнейшую жизнь ребят, так как они больше никогда так не поступали и всегда делали в своей жизни лишь только правильный выбор.

Краткое содержание

Автор рассказа готовится к Новому году, который он будет встречать в сороковой раз. Он вспоминает, что в начале своей жизни он не понимал, что такое новогодняя ёлка, хотя мама, держа его на руках, постоянно выносила его к ней. Но в пять лет это «разукрашенное дерево» уже воспринималось автором рассказа совсем по-другому. Им он восторгался и радовался. Новогодний праздник автор рассказа всегда ждал с нетерпением.

Ёлку всегда украшала мама, а дети подглядывали в дверную щёлку за тем, как это она делала. Сестре автора в то время было уже семь лет, да ещё она была очень шустрой девочкой. Однажды она предложила брату пойти в комнату, где стоит ёлка, чтобы посмотреть, пока там нет никого из взрослых.

Ребята осторожно зашли в комнату, увидели красивую ёлку и подарки, которые уже лежали под ней. Леля предложила съесть по одной пастилке, которые висели на ёлке. А Минька решил ещё и откусить яблоко. Лелька, обидевшись на брата, взяла тогда и конфету, а затем взяла орех и хлопушку. Миньке стало обидно, поэтому он подставил стул к ёлке, но тут упал прямо на подарки. Вскоре выяснилось, что у фарфоровой куклы была отбита рука.

Но ребята были вынуждены убежать в свою комнату, так как раздались шаги мамы. Ничего изменить уже было невозможно, так как уже пришли гости, и мама позвала всех к ёлке. Мама сказала, что все дети по одному должны были подходить к ней, а она давала бы им угощение с ёлки и подарок. Сначала все дети, которые получали подарок, были довольны. Но вот мама сняла с ёлки яблоко, которое откусил Минька, и подозвала своих детей. Она сразу же спросила, кто это сделал.

Лелька, не задумываясь, сразу же рассказала, что это сделал её брат. Но Минька сразу же сказал, что этому его научила сестра. А мама спокойно ответила, что их обоих накажет, а тому ребёнку, которому она хотела подарить это яблоко, она теперь отдаст подарок Миньки. И это был заводной паровозик, о котором Минька так давно мечтал. Видя, как мальчик играет с игрушкой, которая должны была быть его, Минька ударил мальчика. Тот заплакал. А мама его, возмутившись, увела своего сына.

Но поругались не только дети, но мамы. Мама обиженного мальчика обозвала Миньку разбойником, а мама Миньки стала на его защиту. Вскоре выяснилось, что и другие родители недовольны и желали уйти, так как им достались испорченные игрушки. Минька и Леля стали прогонять всех гостей, чтобы все игрушки достались только им. Но тут в комнату вошёл папа и сказал, что такое воспитание лишь только губит детей. Он потушил свечи на ёлке и отправил всех спать, а игрушку он собирался завтра раздать детям.

И вот уже прошло с того времени более тридцати лет, но автор до сих пор помнит эту ёлку и то, что произошло тогда. За эти годы он больше никогда не брал и не ел чужого, а также никогда не обижал слабого. Поэтому все окружающие считают, что автор очень весёлый и добродушный человек.

Анализ произведения Михаил Зощенко

Рассказ «Ёлка» имеет глубокий смысл, так как несёт в себе нравственные уроки для детей. Автор прекрасно рисует, используя эпитеты и метафоры, как прекрасно выглядит ёлка, как в ожидании новогоднего чуда живут дети и как суетятся родители, чтобы устроить детям большой и прекрасный праздник.Читать все это описание приятно, так как читатель сам погружается в эту атмосферу.

Читайте также:  Сказки на ночь индийские

Но всю эту атмосферу нарушает один эгоистичный поступок, который совершают дети. Они не только без разрешения взрослых заходят в комнату с ёлкой, но и поедают конфеты, которые были предназначены для всех. Стул, который постоянно падает у Миньки, ломает игрушки, которые также с нетерпением ждали другие дети. И из-за такого поведения детей новогодний праздник оказывается испорченным. Прекрасно читать финальные строки в рассказе о том, что дети всё-таки сделали выводы и никогда в жизни больше не поступали так, чтобы окружающие их люди страдали от их поступков.

Источник

Зощенко «Елка»: как заполнить читательский дневник? Где найти?

Михаил Зощенко «Ёлка».

Как заполнить читательский дневник по плану:

Где найти готовый пример заполнения.

Автор: Михаил Зощенко.

Главные герои: Минька, Леля его сестра, их мама.

Писатель вспоминает сколько новогодних ёлок он видел в жизни.

В канун Нового года, когда ему было пять лет, Леля подговорила его тайно пробраться к елке. Исполнив задуманное, девочка съела несколько пастилок, а Минька надкусил яблоко. Мальчик хотел попробовать и другие сладости, но не мог до них дотянуться. Тогда он решил подтащить к елке стул. Но ничего не вышло. Стул в итоге упал на подарки из-за чего рука форфоровой куклы разбилась, и тут дети услышали шаги мамы. Дети тайком пробрались обратно к себе в комнату.

Пришли гости. Мама Миньки и Лели стала раздавать детям подарки и сладости. Она нашла надкушенное яблоко. Леля сразу свалила вину на Миньку. Ее брат сказал, что его сестра научила. Мама поставила дочь в угол, а подарок, предназначенный для сына, отдала другому мальчику. Его обиженный Минька ударил по руке. Мамы детей начали ссориться. Потом все гости обиделась и разошлись.

В комнату вошел папа и сказал, что так его дети останутся одиноким. Миньку и Лелю он отправил спать, а сам обещал отдать подарки гостям.

С тех пор писатель никогда не обижал маленьких и не брал чужого.

Главная мысль: с людьми надо обращаться вежливо; рассказ учит тому, что нельзя обижать других людей и брать чужое.

Отзыв: рассказ показался мне немного грустным, ведь дети испортили самый главный праздник в году, но произведение без сомнения очень поучительно.

В этом коротком рассказе для детей, Михаил Зощенко пишет о ситуации, когда мальчик со своими сестрами Лелей и Юлей собирали цветы в поле и их настигла гроза.

Брат, от имени которого ведется повествование, собирал желтые цветы, сестра Леля – голубые, а Оля, младшая сестра – белые.

Леля увидела на небе грозовую тучу и сказала, что нужно быстрей идти домой, чтобы успеть там очутиться до дождя. Дети побежали домой, но это оказалось как раз по направлению к туче и их застигает дождь с грозой.

Мальчик первый добежал до дома и оглянувшись увидел, как Леля тащит за руку плачущую Юлю.

На вопрос Лели, зачем мальчик выбросил свой букет, он ответил, что в грозу цветы не нужны.

В этом рассказе главными героями являются сам рассказчик, брат двух сестер и девочки Леля и Юля.

Главная мысль этого рассказа заключается в том, что отправляясь гулять нужно быть бдительными и нужно всегда приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.

Этот рассказ учит нас взаимовыручке, помогать младшим.

Мне не понравилось поведением мальчика, он зная, что сильнее и быстрее, бросил своих сестер, да и видя, что девочки отстали не побежал к ним на помощь. Так нельзя поступать.

Совсем короткий рассказ, в котором главными героями выступает старушка, несущая огромные корзинки с тюками, и франтоватый тип с усиками, который покрикивает на женщину и указывает на то, что и как она должна делать в вагоне поезда.

Образец отзыва для читательского дневника по рассказу Зощенко «Гримаса НЭПа»

Совершенно парадоксальная развязка, где хочется сказать о двойных стандартах общества: разве не чудовищен тот факт, что никто не воспринимает отношение мужчины к старушке, как к пожилому человеку! Есть две грани: семейные отношения, куда не принято лезть, и общепринятой морали, в частности описываются времена НЭПа, когда существование такого понятия, как прислуга, было узаконено, но в силу революционных перемен, не должно было страдать от небрежного к себе отношения. Но, позвольте, а куда пропало то самое чувство уважения к старости? Какая разница: мамаша это или посторонняя тетка, разве родственные связи дают право оскорблять, унижать человека или понукать им? Устарело произведение? По-моему, нет, актуальности ему не занимать.

В своем произведении Зощенко пишет о праздности ума. Мальчик Степка предлагает шестилетнему Миньке и его сестренке Лельке отправится в кругосветное путешествие:

По-видимому, знание о том, что планета круглая и лавры великого путешественника на настолько не давали Степке покоя, что он решал тайком от родителей, выйдя из своей деревни «Пески», обогнуть земной шар и вернуться домой:

Конечно, незадачливых путешественников в процессе реализации задуманного подстерегало множество трудностей:

Такую ношу Степка смог тащить около часа, еще быстрее «выбилась из сил» Леля, а Минька прошел с грузом только десять шагов. Все вместе ребята протащили мешок

В первый день путешествия интересно, пожалуй, было только Тузку. Он гонялся за птицами и лаял. Во второй день знакомая дорога и деревня очень впечатлили Степку. А когда он увидел знакомую пристань, то и вовсе поверил, что они обогнули Землю.

Источник

Краткое содержание Зощенко Ёлка

В юмористическом рассказе советского писателя Михаила Михайловича Зощенко рассказывается о праздновании Нового года. В то время рассказчику только исполнилось пять лет. Встречи новогодних праздников до этого времени не запомнились мальчику, ведь он был совсем крохой. Рассказчик с огромным нетерпением ждет весёлого торжества. Вместе с семилетней сестрой Лелей мальчуган подглядывает, как мать украшает елку красивыми игрушками, свечами и сладостями. Затем, пользуясь отсутствием взрослых, дети пробираются в гостиную с нарядной зеленой красавицей.

Читайте также:  Придумать рассказ о добром деле 1 класс

Сладости манили настолько, что девочка, не выдержав искушения, съедает пастилку. Мальчик не отстает от нее и откусывает яблоко. Леля была на удивление высокой девочкой, поэтому могла брать сладости даже с верхушки. Её брат наоборот был слишком низкий, поэтому дотягивался лишь до нижнего яблока. Поедание новогодних угощений с ёлки продолжается. Обиженный на сестру, Минька пытается встать на табуретку, чтобы взять пастилки и конфетки с более высоких веток, но вместо этого падает на подарки, лежащие под елкой. Увидев, что у подарочной фарфоровой куклы отбита ручка, дети убегают.

В этот момент в красиво украшенную комнату заходит множество приглашённых маленьких детей с их родителями. Взрослые и ребятня устремляются в центр нарядной гостиной, к елке, где мама Миньки и Лели раздает сладости с елки и подарки. Тут хозяйка обнаружила покусанное нетерпеливым сыном яблоко. Рассерженная женщина заругала своих детей. Чтобы наказать ослушавшегося сына, родительница отдала паровозик, который предназначался Миньке, одному мальчику четырёх лет. Тот обрадовался и сразу же стал играть с новой игрушкой. Это так разозлило рассказчика, что он ударил чужого мальчугана по руке. Разразился скандал, в который оказались вовлечены и хозяева, и гости. Взрослые стали обвинять друг друга в использовании неправильных методов воспитания. Лелька с братом, желая получить все подарки детей, стали выгонять гостей из дома. Закончилась история тем, что в комнату пришёл папа и пригрозил отдать все игрушки гостям.

Сейчас рассказчику уже больше семидесяти лет, но он до сих пор вспоминает этот случай из детства. После того Нового года мальчик ни разу не взял чужого и ни разу не ударил слабого человека.

Главная мысль

Этот рассказ Михаила Михайловича Зощенко учит детей не быть жадными и делиться всем с окружающими.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Зощенко. Все произведения

Ёлка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Действие романа происходит во Франции 20-х годов. Рассказ ведется от имени молодого русского эмигранта Николая, который влюблен во французскую женщину – Клэр. Женщина болеет, и молодой человек посещает ее каждый вечер.

В старом запущенном цветнике майским утром расцвела роза. Аромат ее разносился далеко вокруг, и не было здесь цветка прекраснее.

Книга Эриха Фрома «Бегство от свободы» посвящена нескольким аспектам психологии. Издана книга в 1941 году. Именно поэтому описываемая им личность человека, отличается от современной личности.

Действие трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир» начинается в Британии, в замке короля. Герой одноимённого произведения представлен человеком, имеющим неограниченную власть. Осознавая своё превосходство над окружающими

Однажды друзья Мартышка, Осёл, Козёл и Медведь решили создать музыкальную группу. Раздобыли всё, что необходимо: ноты, бас, альта, скрипки. Уселись они на лужайке, чтобы начать радовать всю округу своей игрой.

Источник

Зощенко М.М. «Елка» — Кратко содержание для читательского дневника

Краткое содержание — Елка — Зощенко М.М.

Автор, жанр, год издания, главные герои

Автор: Зощенко Михаил Михайлович

Название: “Елка”

Жанр: рассказ

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

Минька, мальчик пяти лет. Маленький, глупый, наивный. Жадный, эгоистичный, несдержанный. Капризный и самовольный.

Леля, девочка семи лет. Хитрая, умная, расторопная. Любит быть в центре внимания. Жадная и невоспитанная.

Папа. Очень умный, мудрый и спокойный человек.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Леля и Минька плохо себя вели с гостями, и мама их поддержала. Но папа восстановил справедливость, объяснив, в чем дети ошибались.

Краткое содержание

Минька и Леля оказываются в гостиной, около рождественской елки с подарками и начинают объедать вкусные подарки.

Леля выше Миньки ростом и ей достается самое вкусное, а обиженный Минька роняет стул и разбивает куклу.

Приходят гости вместе с детьми и, когда мама начинает раздавать подарки, она находит обкусанное яблоко.

Мама пытается наказать Миньку и Лелю, но те начинают ссориться с детьми, а маме приходится поссориться с родителями.

Обиженные гости уходят, а довольные Минька и Леля делят оставшиеся подарки.

Папа забирает подарки и объясняет детям, что если они будут всех обижать, то останутся одни.

Понравившийся эпизод

Мне понравились заключительные слова папы, когда он сказал, что ссорится с гостями, обижать гостей и драться с маленькими нельзя, иначе дети останутся в одиночестве, ведь никто не будет с ними дружить

План произведения для пересказа

Главная мысль (вывод, мнение)

Главная мысль

Нельзя быть жадным эгоистом, чтобы не остаться одному на всю жизнь. Нужно относится к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.

Чему учит эта книга

Рассказ учит не быть жадным, не быть капризным, не думать только о себе. Учит быть гостеприимным, быть хорошим товарищем, быть щедрым и добрым.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравился этот рассказ Зощенко. Его герои — совсем маленькие дети, которые временами поступают плохо, потому что не знают, как правильно себя вести. Но на то и существуют родители, чтобы научить своих детей поступать правильно и расти хорошими людьми.

Источник

Познавательное и интересное