Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Иллюстрации » Зощенко М.М. «Елка» Иллюстрации к произведению
Зощенко М.М. «Елка» Иллюстрации к произведению
Рассказ Михаила Михайловича Зощенко «Елка» входит в цикл рассказов о Леле и Миньке. Они были написаны в конце 30-х годов XX века. Затем автор отдал свои рукописи и семейный фотоальбом художнику Алексею Федоровичу Пахомову, сделавшему иллюстрации к первому изданию. Так что Минька и Лёля в этой книге — самые настоящие, написанные с натуры. А книга автобиографична. Иллюстрации к рассказу Михаила Зощенко «Елка» делали художники:
Алексей Федорович Пахомов (1900—1973) — график и иллюстратор. Родился в Вологодской области, в деревне Варламово. С раннего детства проявлял способности к рисованию. Окончил Начальное училище города Кадникова, затем Училище рисования барона Штиглица в Петрограде. После службы в армии, с конца 20-х годов начал работу в книжной графике.
Алексей Пахомов один из ярких самобытных художников детской книги, работавших в Ленинграде в 20-40 годах прошлого столетия. Помимо иллюстраций к книгам, рисовал для популярных детских изданий — «Чижа» и «Ежа», занимался живописью, был членом ленинградского художественного объединения «Круг художников», преподавал.
Работая над иллюстрациями к рассказам Михаила Зощенко о Леле и Миньке Алексей Федорович, чтобы представить облик людей начала века, пересмотрел много семейных фотографий и журналов того времени. Он с особым вниманием выискивал признаки наивного, готового быть честным, правдивым и благородным Миньки и более взрослой, опытной и несколько коварной и завистливой Лели. Художник писал: «Уже одно разглядывание семейных фотографий сильно обогатило представление, создавшееся после прочтения текста. И прежде чем приступить вплотную к рисункам, я некоторое время пытливо всматривался во всех встречающихся мне детей, пока Минька и Леля не стали в моем представлении совсем живыми». Также он стремился передать «колорит времени (1900-е годы), поэзию детства и красоту, пластичность и певучесть карандашного рисунка».
Анатолий Михайлович Елисеев (род. 1930) — художник, график, мастер книжной иллюстрации, актер. В 1952 году окончил Московский полиграфический институт и занялся книжной иллюстрацией; сотрудничал с популярными детскими журналами «Мурзилкой» и «Веселыми картинками», создавал эскизы для театра; рисовал карикатуры для юмористического журнала «Крокодил».
Виктор Александрович Чижиков (род. 1935) — художник и иллюстратор, его веселые иллюстрации знакомы практически каждому. В 1958 году окончил Московский полиграфический институт. Работал в детских журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», юмористическом издании «Крокодил» и во многих других периодических изданиях. Много лет работает иллюстратором в популярном журнале «Вокруг света».
С 1960 года занимается иллюстрацией детских книг. Является автором всем известного образа олимпийского мишки. Является обладателем большого количества премий и наград в области книжной детской графики и иллюстрации.
Известны две публикации рассказа Михаила Зощенко «Елка» в журнале «Мурзилка» с разными иллюстрациями Виктора Чижикова.
Александр Семенович Андреев (род. 1946) — художник-график, член Союза художников России. Родился в 1946 году в городе Рубежное на Украине, детство провел в Оренбурге. Окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого и Институт им. И.Е. Репина по мастерству книжной графики. Преподает в Институте им. И.Е. Репина. Работы художника находятся в Эрмитаже, Русском музее, Музее политической истории, Музее городской скульптуры Санкт-Петербурга и других музеях нашей страны, а также в частных собраниях России, в ряде европейских стран, Южной Корее, Австралии и других. Александром Андреевым иллюстрирован ряд произведений отечественной и зарубежной художественной литературы.
Наталья Юрьевна Демидова (род. 1960) — художник, иллюстратор, аниматор. Работала художником на Казанской киностудии. Училась во ВГИКе, где получила специальность художника-постановщика анимационного кино. После обучения работала на киностудии «Союзмультфильм». С 2000 года занимается, в основном, книжной графикой. Её работы известны не только в России, но и за рубежом. Среди проиллюстрированных ею книг — «Каштанка» А. Чехова, «Девочка со спичками» Х. К. Андерсена, «Принц и нищий» М. Твена, «Леля, Минька и другие» М.М. Зощенко.
Надежда Бугославская (род. 1967) — художник-иллюстратор. Рисовать начала в раннем детстве. Училась в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова. Проиллюстрировала множество детских книг — стихотворения Бориса Заходера, произведения Сергея Михалкова, Даниила Хармса, Михаила Зощенко, Владимира Маяковского, Евгения Шварца, «Пеппи Длинный чулок» Астрид Линдгрен и другие.
В своем рассказе «Елка» Михаил Зощенко не прячет мораль, а прямо о ней говорит. Однако рассказ от этого не становится дидактичным. Его спасает юмор, всегда неожиданный, а также особенная серьезность, присущая Зощенко. Милое, наивное детство изображено в рассказе изумительно верно. А назидание дано с такой подкупающей простотой, что кажется не только вполне уместным и нужным, но и приятным.
Лёля и Минька: Ёлка. Рассказы Михаила Зощенко
В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!
Ну, первые три года жизни и, наверное, не понимал, что такое ёлка. Манерно, мама выносила меня на ручках. И наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.
А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.
И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.
А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.
Она мне однажды сказала:
— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.
Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Лёля говорит:
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.
И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.
Я говорю:
— Леля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.
Лёля говорит:
— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.
А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.
Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.
А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
Я говорю:
— Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.
И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.
Лёля говорит:
— Если ты второй раз откусил яблоко. то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.
Тогда я чуть не заревел, Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.
Я ей говорю:
— А я, Лёлища, как подставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки.
Леля говорит:
— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.
Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату.
Лёля говорит:
— Вот теперь, Минька, и не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.
Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.
И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:
— Все входите.
И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.
Наша мама говорит:
— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.
И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.
И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:
— Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?
Лёля сказала:
— Это Минькина работа.
Я дёрнул Лелю за косичку и сказал:
— Это меня Лёлька научила.
Мама говорит:
— Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик и подарю тому мальчику, которому и хотела дать откусанное яблоко.
И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.
И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:
— С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.
И я сказал:
— Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.
И та мама удивилась моим словам и сказала:
— Наверное, ваш мальчик будет разбойник.
И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:
— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.
И та мама сказала:
— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться.
И тогда ещё одна, третья мама сказала:
— И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.
И моя сестрёнка Лёля закричала:
— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной рукой мне останется.
И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
— Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.
И тогда все гости стали уходить.
И наша мама удивилась, что мы остались одни.
Но вдруг в комнату вошёл наш папа.
Он сказал:
— Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.
И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:
— Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.
И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.
И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.
Ёлка — читать с картинками — Зощенко Михаил
Рассказ Ёлка Зощенко М. читать с картинками
В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!
Ну, первые три года жизни и, наверное, не понимал, что такое ёлка. Манерно, мама выносила меня на ручках. И наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.
А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.
И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.
А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.
Она мне однажды сказала:
— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.
Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Лёля говорит:
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.
И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.
Я говорю:
— Леля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.
Лёля говорит:
— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.
А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.
Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.
А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
Я говорю:
— Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.
И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.
Лёля говорит:
— Если ты второй раз откусил яблоко. то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.
Тогда я чуть не заревел, Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.
Я ей говорю:
— А я, Лёлища, как подставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки.
Леля говорит:
— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.
Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату.
Лёля говорит:
— Вот теперь, Минька, и не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.
Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.
И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:
— Все входите.
И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.
Наша мама говорит:
— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.
И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.
И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:
— Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?
Лёля сказала:
— Это Минькина работа.
Я дёрнул Лелю за косичку и сказал:
— Это меня Лёлька научила.
Мама говорит:
— Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик и подарю тому мальчику, которому и хотела дать откусанное яблоко.
И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.
И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:
— С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.
И я сказал:
— Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.
И та мама удивилась моим словам и сказала:
— Наверное, ваш мальчик будет разбойник.
И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:
— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.
И та мама сказала:
— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться.
И тогда ещё одна, третья мама сказала:
— И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.
И моя сестрёнка Лёля закричала:
— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной рукой мне останется.
И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
— Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.
И тогда все гости стали уходить.
И наша мама удивилась, что мы остались одни.
Но вдруг в комнату вошёл наш папа.
Он сказал:
— Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.
И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:
— Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.
И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.
И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.
Краткое содержание Ёлка :
Леля и Минька заинтересовались наряженной мамой елкой. Старшая Леля предложила попробовать развешанные на ней угощения. Леля съела несколько пастилок, а Минька понадкусал яблоко и в попытке достать угощения свысока уронил стул на фарфоровую куклу. Пришедшие в гости дети с родителями разочарованы испорченными подарками. Мама Лели и Миньки ссорится с гостями, заступаясь за своих детей, и те уходят. Леля и Минька рады, что им достанутся все подарки. Их радость прервана папой, который выключил елку и отправил детей спать. Все подарки он пообещал раздать гостям на следующий день.
Главная мысль Ёлка :
Нельзя брать чужое, нельзя обманывать и жадничать, нельзя обижать людей, чтобы не остаться одному, без друзей и близких.