Конспект открытого занятия в под. группе по развитию речи и творческому рассказыванию на тему «Если бы я был художником. «
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия в под. группе по развитию речи и творческому рассказыванию на тему «Если бы я был художником. «»
Сурское муниципальное ДОУ №3
открытого занятия в подготовительной
Сурского детского сада №3
по развитию речи и творческому
Воспитатель: Тимофеева М.И.
Звуковая культура речи: учить дифференцировать звуки «р» и «рь», чётко произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом.
Закрепить умение делить слова на слоги, определять ударение в словах, определять место нахождение звуков «р» и «рь» в словах и делать звуковой анализ слов.
Связная речь – закреплять умение составлять рассказ-описание, развивать творчество, воображение.
Грамматика: учить использовать в речи глаголы в сослагательном наклонении. ( Если бы я был художником )
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивать память в игре « Мама купила в магазине…»
Воспитатель: Ребята, скажите, какой сегодня день недели?
Какой этот день по счёту?
Сколько всего дней в неделе?
Правильно, среда, и 1 занятие мы проведём
« Развитие речи и обучение грамоте.»
Сегодня мы с вами будем:
Говорить о звуках, о том что они бывают твёрдыми и мягкими, определять их местонахождение
Будем делить слова на слоги, ставить ударение в словах, составлять схемы звукового анализа слов.
Составим рассказ на тему « Если бы я был художником ».
Поиграем в игру на развитие внимания и памяти « Мама купила в магазине…»
Проведём графический диктант – т.е. закрепим умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот она – незаконченная картинка. Скажите, что успел нарисовать художник? Что это? Как вы думаете, что хотел нарисовать художник?
Воспитатель: Вот и сейчас, ребята, Вы будете художниками и вы дорисуете этот дом. Но дорисуем мы те части дома, в которых встречается звук «р».
Для начала скажите, какие звуки бывают?
Дети: Гласные, согласные.
— Звук «р» какой звук? ( согласный)
— Почему? ( он не поётся )
— А согласные, какие бывают? (твёрдые и мягкие )
Воспитатель: Ребята, назовите, какие части дома мы будем дорисовывать, но чтобы в этих словах слышался звук «р» или «рь». Назвать слово нужно чётко произнося звук «р» и определить какой он в этом слове твёрдый или мягкий.
— Что нарисуем сначала?
Воспитатель: Молодец Саша! (получает счётную палочку)
Кто пойдёт нарисует крышу? Иди Ирина.
Воспитатель: Что ещё нарисуем?
Воспитатель: А теперь подумайте: из какого материала будет сделан дом? Какой он будет? Не забывайте про звуки «р» и «рь».
Воспитатель: А ещё какой может быть?
Воспитатель: Подумайте, какой краской можно покрасить дом? Используйте в ответах звуки «р» и «рь».
Воспитатель: Дом готов! А теперь подумаем и назовём с Вами какую мебель поставим и другие предметы необходимые в доме. Вы должны назвать слова со звуком «р» и «рь» и определить, где находится звук. (в начале слова, в середине, в конце)
Воспитатель: Подумайте, кто будет жить в доме?
Воспитатель: назовите имена со звуками «р» и «рь» и определите местонахождение.
Дети: Маррина, Иррина, Ррома и т.д.
Воспитатель: Ребята, скажите – что можно нарисовать около дома (со звуком «р» и «рь»), назовите слово и определите количество слогов и на какой слог падает ударение?
Дети: тррава – 2 слога, ударение падает на 2 слог.
деррево – 3 слога, ударение падает на 1 слог.
доррожка – 3 слога, ударение падает на 2 слог.
И т.д. (даются счётные палочки).
Воспитатель: А сейчас ребята, такое задание: нужно на доске составить схему звукового анализа слова «трава». Иди Дима.
Дима составляет и анализирует. (в слове 5 звуков: 1 звук «т»-согласный, твёрдый, 2 звук «р»-согласный, твёрдый, 3 звук «а»-гласный, 4 звук «в»-согласный, твёрдый, 5 звук «а»-гласный.
Аналогично слово «дорога».
Подводится итог 1 части.
Воспитатель: Ребята, кем вы были в 1 части занятия? (художниками). Что делали? (придумывали слова со звуками «р» и «рь», определяли их местонахождение, делили слова на слоги, определяли ударение, составляли схему звукового анализа слов).
Определяется самый активный ребёнок (подсчитываются палочки).
Воспитатель: Во 2 части занятия ребята, вы должны придумать рассказ на тему «Если бы я был художником…». Вы должны составить сложный рассказ, но помните чтобы в рассказе было начало, середина и концовка.
Выслушивается 2-3 рассказа и оцениваются самими детьми. (чем понравился? Что можно изменить? Почему?)
Итог 2 части занятия. Поощрение детей.
Воспитатель: А сейчас ребята мы с Вами поиграем в игру на развитие памяти «Мама купила в магазине…». Ребята в 1 части занятия мы рисовали дом, в котором живут ребята и родители. Представьте, что к ним в гости едет бабушка и мама пошла в магазин за покупками. Она купила…
(каждый ребёнок называет по одному слову – 10 слов. Затем 1 ребёнок должен назвать все слова. Выигрывает тот, кто больше назовёт названных слов)
Воспитатель: Поощряем детей.
Воспитатель: Ребята, помните Ксюша составила рассказ о зверях в зимнем лесу. Вот сейчас мы поиграем в игру «Угадай какой зверь спешил домой?». Для этого у каждого из вас на столе лежит лист бумаги в клетку, где нарисованы, что?
Дети: дерево, конура, нора.
Воспитатель: Вы знаете, что у каждого зверька своё жилище:
Но в своё жилище придёт только один зверёк. А кто это? Вы должны догадаться сами, если правильно выполните графический диктант.
Итог всего занятия.
Воспитатель: Ребята, что мы делали на занятии.
Составляли словесный рассказ «Если бы мы были художниками…»
Говорили о том, что звук «р»- бывает твёрдым и мягким.
Делили слова на слоги, ставили ударение, составляли звуковой анализ слов.
Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы. «Если бы я был художником»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
142171 г. Москва, г. Щербинка (495) 867-03-05
Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы.
«Если бы я был художником».
Воспитатель подготовительной группы:
г. Москва г. Щербинка
Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы.
«Если бы я был художником».
связная речь: дать представление о русских художниках, их произведениях. Учить детей составлять рассказ «Если бы я был художником»… с использованием глаголов в форме сослагательного наклонения.
грамматика: активизировать употребление в речи детей глаголов; учить восстанавливать исходную форму, от которой образовано название действующего лица; дать элементарные обобщённые сведения о способах образования названий действующего лица; сообщить знания о некоторых нормах словообразования, обусловленных традицией.
словарь: упражнять детей в употреблении форм единственного и множественного числа глагола хотеть.
Материал к занятию:
портреты русских художников и репродукции картин, ноутбук.
Воспитатель: В мире много профессий и каждая из них интересна по своему: одни профессии связаны с опасностью и приключениями, другие с помощью людям, кто-то руководит, кто – то выполняет поручения. Но каждая из профессий очень интересна…
Какие профессии знаете вы? Что делает человек этой профессии?
А теперь отгадайте загадки:
Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать (учитель).
С огнём бороться мы должны-
Мы смелые работники, с водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы?- (пожарники)
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому кто здоров, разрешит погулять (врач).
Все дороги мне знакомы, Я в кабине словно дома.
У пилота Боря друг
Красит краской всё вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет… (художник)
Проводится игровое упражнение « Кто что умеет делать».
Что делает человек, профессия которого пианист? (скрипач, строитель, учитель, продавец). Ответы детей
Как вы думаете, может ли писатель играть на скрипке? А можно ли его назвать скрипачом? ( Нельзя потому, что это не его профессия. Но иногда можно сказать и так: « Этот писатель хорошо играет на скрипке, он мог бы стать талантливым скрипачом »).
Подумайте и скажите, как называют писателя его дети? (папой).
А когда он помогает друзьям? (помощник). А когда он в библиотеке читает книги? (читатель).
Если человек каждое утро делает зарядку и бегает вокруг дома можно ли его назвать спортсменом? А если серьёзно занимается спортом, участвует в соревнованиях, можно его назвать так? (да).
Умеют ли писать ваши мамы, папы?
А пианисты, строители, учителя? (да).
А можем ли мы их назвать писателями? (нет). Почему?
Что обычно пишут грамотные люди? (письма, записки).
А что пишут писатели? (рассказы, сказки, стихи, повести).
Можем ли мы назвать строителя, который часто пишет письмо своему другу писателем? (нет).
А если строитель пишет книги о труде и людях труда, о строительстве новых городов. Можем ли мы назвать его писателем? (да, можно).
В нашей стране многие писатели были в прошлом и строителями, и музыкантами – людьми разных профессий.
Так кого мы с вами можем назвать писателем?
Закройте глаза. Представьте, что вы на зелёном лугу, вокруг красивые, яркие цветы:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Выполняется упражнение «Что вы хотите».
— Ребята, кто из вас хочет быть писателем? А кем вы хотите быть? А кто из вас хочет быть художником?
Вы заметили, что когда мы разговариваем о наших желаниях, некоторые дети ошибались, неправильно изменяя слово хотеть. А слово это изменяется очень просто: когда мы говорим о желании одного человека и когда о желании нескольких. Мы употребляем разные формы слова: я хочу, они хотят, мы хотим, вы хотите.
— Ребята, я сказала вам, что хочу быть художником. К нам сегодня пришёл в гости весёлый карандаш и принёс нам замечательные картины художников, а также их портреты. Вот, например русский художник, который жил очень давно Виктор Михайлович Васнецов. Он любил писать картины из народных эпосов: сказок, былин, преданий. А Айвазовский очень любил рисовать море, корабли. Суриков любил рисовать персонажей из сказки. (Показ картин и обсуждение увиденного). Все эти замечательные картины находятся в музеях и картинных галереях в больших городах, таких как г. Москва, г. Санкт- Петербург. И если вы будете в этих городах, то обязательно посетите картинные галереи.
А вот если бы я была художником, то нарисовала бы осенний пейзаж. А если бы вы были художниками, то вы бы что нарисовали?
Составьте короткий рассказ на тему: «Моя картина». Опишите, какие деревья, цветы, предметы будут там нарисованы. Кому бы вы подарили свою картину? Мы говорим «Я нарисовал бы», потому, что я ещё её не нарисовал, а только мечтаю об этом. Поэтому надо и говорить: нарисовал бы, а не рисую, или нарисовал.
Мне очень понравились ваши рассказы. Чьи рассказы понравились вам? Почему? Наше занятие подходит к концу. Спасибо всем.
Список используемой литературы: