Что такое рассказ
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Всем известно, что рассказывать истории, произошедшие с нами, бывает очень увлекательно.
Пока мы вспоминаем, что было в начале, что потом и чем всё это закончилось, события обрастают интересными подробностями, и – раз! – наша жизнь становится произведением словесного творчества.
Много веков назад именно так, перейдя из устной речи в письменную, зародился жанр рассказа – один из самых востребованных в литературе. Что же отличает рассказ от других видов и форм повествования? Давайте подумаем вместе!
Определение рассказа — что это
Термин имеет два значения. Первое касается бытового обихода, разговорной речи.
В обиходе рассказ – это краткое последовательное изложение событий, пересказ некой истории, случившейся с самим рассказчиком или кем-то из его знакомых в тех или иных обстоятельствах.
Преимущественно такое произведение существует в устной форме.
Рассказ в литературе — это малый жанр эпической прозы, отличающийся от повести и романа меньшим объёмом. К данному жанру близки другие формы эпоса: очерк, новелла, эссе. От них рассказ отличается нейтральным характером подачи материала.
Правда, это не значит, что он скучнее и чопорнее «малых» собратьев. Бывают фантастические, приключенческие, детективные рассказы, «рассказы в рассказе», рассказы-загадки, как у Эдгара По или Милорада Павича. Жанр настолько разнообразен, что назвать его общие черты непросто. И всё-таки попробуем это сделать.
Отличительные особенности жанра
Как было сказано, рассказ меньше повести и романа. Но и этот критерий не всегда позволяет с уверенностью сказать, что перед нами именно он.
Например, «Гранатовый браслет» А.И.Куприна так насыщен переживаниями героев и размышлениями автора о проблеме истинной любви, что тяготеет к жанру повести, а многие «романы» начинающих авторов так бесхитростны, что их скорее можно сравнить с небольшими эссе.
Неудивительно, что И.А.Бунин советовал молодым писателям оттачивать мастерство именно в рассказе. Глубокое и ровное дыхание, необходимое, чтобы написать роман, вырабатывается на ежедневных интенсивных тренировках по рассказыванию всевозможных историй.
А.П.Чехов называл краткость сестрой таланта и на собственном примере показал, какие большие художественные и человеческие задачи может решить даже самое скромное по объёму литературное произведение.
Вот ещё несколько признаков, намекающих, что перед нами рассказ:
Для примера проанализируем по одному образцу творчества русских и зарубежных авторов.
Рассказы зарубежных писателей
Перечислить всех, кто писал в интересующем нас жанре, невозможно: для этого придётся назвать имена абсолютного большинства литераторов, творивших в период от античности до наших дней.
Непревзойдёнными мастерами в этой области считаются Дж.Чосер, Дж.Боккаччо, О.де Бальзак, С.Моэм, Ги де Мопассан, О.Генри, Р.Бредбери, Р.Акутагава.
Проанализируем по плану рассказ О. Генри «Дары Волхвов».
Рассказ в русской литературе
В России пик популярности жанра пришёлся на вторую половину 19 века.
Его мастерами стали Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Горький, И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.П.Платонов, М.А.Шолохов, А.И.Солженицын.
Рассмотрим рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».
Попробовать силы в написании рассказа может каждый. Этот полезный навык пригодится, даже если вы не собираетесь стать писателем. Замечайте, запоминайте, рассказывайте – и мир вокруг станет ярче!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Комментарии и отзывы (2)
Обычно рассказ — это что-то основанное на реальных событиях. И не очень длинное, в пределах 30-50 страниц машинописного текста.
Безусловно в любом деле, как и в написании рассказов или романов нужна практика. Однако без хорошей задумки и таланта все равно действительно качественное произведение не получится.
Рассказ
Расска́з — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.
Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Для рассказа, прежде всего в силу объема, характерно наличие одной главной проблемы, в отличие от повести или романа, которые могут описывать множество конфликтов и широкий круг проблем.
Хотя почти все прозаики так или иначе писали рассказы, особенно в начале своего творчества, сравнительно не многие авторы стали известны именно благодаря рассказам.
Разграничение рассказа и «крупных форм» в значительной степени условно. Так Один день Ивана Денисовича считается рассказом, хотя имеет характерные признаки (объем, множество персонажей, масштаб рассматриваемой проблемы) романа. И, напротив, не большие по объему произведения Паоло Коэльо считаются романами.
Содержание
Основоположники жанра
Знаменитые мастера рассказа
Детектив
Научная Фантастика
Ужасы
Ссылки
Смотреть что такое «Рассказ» в других словарях:
Рассказ — РАССКАЗ. Термин «Р.» в его жанровом значении обычно применяется ко всякому небольшому повествовательному прозаич. литературному произведению с реалистической окраской, содержащему развернутое и законченное повествование о каком либо отдельном… … Литературная энциклопедия
Рассказ — РАССКАЗ. В русской литературе обозначение более или менее определенного повествовательного жанра подзаголовком «рассказ» утверждается сравнительно поздно. Н. Гоголь, и Пушкин предпочитают название «повесть», там где мы могли бы сказать… … Словарь литературных терминов
рассказ — См. анекдот, книга, сказка по рассказам. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рассказ анекдот, книга, сказка; повествование, описание, история, эпопея, повесть, очерк; притча … Словарь синонимов
РАССКАЗ — [аск], рассказа, муж. 1. Действие по гл. рассказать рассказывать (редк.). «Началось чаепитие, разговоры, рассказы губернских новостей.» Лесков. 2. Словесное описание, изложение каких нибудь событий. Рассказ очевидца. «Печален будет мой рассказ.»… … Толковый словарь Ушакова
РАССКАЗ — РАССКАЗ, малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. и очерка.… … Современная энциклопедия
РАССКАЗ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. и очерка. Иногда… … Большой Энциклопедический словарь
РАССКАЗ — РАССКАЗ, а, муж. 1. Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Сборник рассказов. 2. Словесное изложение каких н. событий. Р. очевидца. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Рассказ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии
РАССКАЗ — номер раз. Жарг. мол. Шутл. О неправдоподобном сообщении. Смирнов 2002, 184. Остаться на рассказах. Новг. Ирон. Не добиться желаемого. НОС 7, 29. Рассказывать рассказы. Кар. Лгать, рассказывать небылицы. СРГК 5, 467 … Большой словарь русских поговорок
РАССКАЗ — РАССКАЗ. 1. Вид монологической речи, словесное изложение каких л. событий, повествование о виденном, слышанном или пережитом говорящим. Ср. лекция, доклад, речь, выступление. 2. Один из словесных методов обучения (общедидактическое понятие),… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
«Музыка в рассказах» комплект для проведения урока музыки в 5 классе
Выбранный для просмотра документ 9 урок.docx
5 класс 3 четверть
Тема урока: Музыка в рассказах.
Тип урока: Углубление и расширение знаний.
Цель урока: Определение роли музыки в литературе, в частности в рассказах.
Познакомить с произведением К. Паустовского “Старый повар”.
Проследить влияние музыки на восприятие детьми рассказа.
Познакомить с краткой историей возникновения инструмента – клавесин.
Закрепить слуховое восприятие тембра инструмента.
Формировать у учащихся понятия о соблюдениях правил пения, охране здоровья, голоса.
Воспитывать интерес к литературе и музыке.
Пробуждать стремление к творчеству.
Воспитывать у школьников интерес и любовь к искусству.
Музыкальный материал : фрагменты произведений В.А. Моцарта
рассказ К. Паустовского “Старый повар”.
Сообщение темы урока.
“ Музыка и литература
не иллюстрируют одна другую,
а дополняют и обогащают,
усиливают наши переживания”
Как и в сказках, стихах, баснях, музыка часто бывает главной действующей особой в повести, рассказе. Она звучит во многих повестях К.Г. Паустовского – одного из самых “музыкальных” писателей России. Кто внимательно читает книги этого автора, всегда отмечает его восторженную любовь к искусству. Любовь писателя скромна, сдержанна, глубока. Для его героев музыка – помощник в жизни. Она помогает побеждать недуги, дарит радость, обогащает духовно, вселяет веру.
Сегодня на уроке пойдет речь об одном из таких произведений – “Старый повар”.
Работа по теме урока.
Слушание рассказа «Старый повар» К. Паустовского с музыкой В. А. Моцарта
Кто главный герой? Моцарт? Старый повар? Музыка, искусство?
Какой грех на душе старика?
«Слушайте, смотрите!» В чём смысл слов, обращённых к старику?
Какое чудо сотворила музыка великого австрийского композитора?
Какой инструмент прозвучал в рассказе?
Клавесин – клавишно-струнный щипковый инструмент. По струнам ударяют стерженьки от вороньева пера. Именно благодаря птичьему перу получается сильный и выразительный звук. Клавесины были очень дорогими и красивыми. Им придавали разную форму – от ящика, инкрустированного позолотой, перламутром и слоновой костью, до лиры или арфы на ножках, плюс, конечно, клавиатура. Но главное – именно от него фортепиано заимствовало свою форму, обусловленную тем, что внутри клавесина струны, натянуты по разной длине.
смерть до сих пор окутаны тайной. Глубина его музыки, динамизм делают его композитором
скорее 20 века, нежели 18 века, от которого он оторвался и ушёл в будущее.
«Счастье! Звучит нестареющий Моцарт!» – так мог сказать о себе не один поклонник его таланта.
Исполнение песни «Волшебный смычок»
Исполнение песни «Колыбельная» В. А. Моцарта
Словарь по музыке (5 класс)
А капелла — исполнение музыкального произведения без инструментального сопровождения.
Аккорд — одновременное сочетание нескольких звуков.
Ансамбль — небольшая по составу группа музыкантов, исполняющих одно произведение (от 2-х до 8-ми человек: из двух — дуэт, из трех — трио,
из четырех — квартет, из пяти — квинтет, из шести — секстет, из семи — септет, из восьми — октет)
Ария — сольный номер в опере, законченный музыкальный эпизод, где герой выражает свои мысли и чувства, а также дается
характеристика образа героя.
Альт — низкий женский и детский голос.
Балет — музыкальный спектакль, где все действующие лица только танцуют.
Баритон — средний по диапазону мужской голос.
Баркарола — песня на воде.
Бас — низкий по диапазону мужской голос.
Бетховен Л.В. ( 1770-1827) — немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков», ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX века.
Бельканто (итал.) — красивое, прекрасное пение.
Вариационная форма — форма музыки, основанная на повторении одной и той же темы с различными изменениями
Вокализ — жанр вокальной музыки, песня, исполняемая голосом без слов (песня без слов )
Вокальная музыка — музыка, исполняемая голосом (жанры вокальной музыки: песня, романс, ария,вокализ, опера, оратория, кантата, масса, реквием)
Вивальди А. (1678-1741) — венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник, один из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе, создатель жанра инструментального концерта, автор 40 опер, наиболее известной работой является серия из 4 скрипичных концертов «Времена года».
Гармония (созвучие) — средство музыкальной выразительности, акордовая цепочка, сопровождающая мелодию.
Глинка М.И.(1804-1857) — русский композитор 19 века, основоположник русской музыки, создатель первой русской оперы («Иван Сусанин») и первого симфонического произведения (Вальс-фантазия).
Дебюсси К. ( 1862-1918) — французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке, автор фортепианных прелюдий, симфонической сюиты «Море»
Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур.
Динамика -средство музыкальной выразительности, сила звука.
Дискант — высокий детский голос.
Дуэт — ансамбль, состоящий из двух исполнителей.
Духовный концерт — это многоголосное вокальное полифоническое произведение для солистов и хора. В жанре духовного концерта писал Д.Бортнянский, М.Березовский
Знаменный распев — основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от слова знамя (др.-рус. «знамя», то есть знак).
Знаки похожие на крючки использовались для записи распева. Особенность его звучания — мужское одноголосное звучание a capella .
Искусство — творческое отражение действительности в художественных образах художественными средствами.
Импрессионизм (франц. впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
Камерная музыка — музыка, предназначенная для исполнения в небольшом помещении небольшим составом музыкантов.
Канон — двухголосие, при котором один голос ведет мелодию, а другой его догоняет.
Кант — многоголосная бытовая песня ( Хвалебные канты исполнялись на торжествах в честь победы русского оружия).
Кантата — большое вокально-симфоническое произведение торжественного характера с солистами, хором и симфоническим оркестром.
Капелла —
в средние века называли хор, исполнявший духовную музыку,
большой по составу хоровой коллектив.
Кардебалет — массовая сцена в балете.
Контральто — низкий по диапазону женский голос.
Контрапункт — тип полифонии, многоголосия с одновременным звучанием нескольких мелодических линий, не нарушающих общего благозвучия.
Концерт (соревнование)- произведение для солирующего инструмента с оркестровым сопровождением.
Куплетная форма — форма музыки, основанная на чередовании запева и припева, применяется в песенном жанре
оперетты)
Мелодия — средство музыкальной выразительности, главная мысль музыкального произведения, выраженная звуком.
Меццо-сопрано — средний по диапазону женский голос.
Музыкальная форма — построение музыкального произведения, основанное на чередовании контраста и повтора (одночастная форма,двухчастная форма, трехчастная форма, форма родно, вариационная форма, куплетная форма)
Музыкальный образ — творческое отражение действительности в музыке. это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках, музыкальных интонациях.
Мусоргский М.П. ( 1839-1881) — русский композитор, входил в содружество русских композиторов «Могучая кучка», автор опер «Хованщина» и «Борис Годунов», фортепианной сюиты «Картинки с выставки», романсов и песен
Миниатюра — небольшая пьеса.
Одночастная форма — музыкальная форма, состоящая из музыки одного характера (1 часть)
Оркестр — большой коллектив музыкантов-инструменталистов (симфонический оркестр, духовой оркестр, джазовый оркестр, оркестррусских народных инструментов, камерный оркестр).
Песня — жанр вокальной музыки.
Перголези Д. (1710-1736) — итальянский композитор, скрипач и органист, представитель Неаполитанской оперной школы и один из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы), автор кантаты «Stabat mater».
Полифония — тип многоголосного изложения, при котором все голоса равнозначны.
Прокофьев С. (1891-1953) — один из крупнейших и самых исполняемых композиторов XX века (кантата «А.Невский», балеты «Золушка» и «ромео и Джульетта», оперы «Война и мир» и «Повесть о настоящем человеке», симфоническая сказка «Петя и волк», 7 симфоний, фортепианные миниатюры «Мимолетности»
Прелюдия (вступление) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.
Рапсодия (рапсод) — странствующий музыкант, воспевающий свою родину)- жанр инструментальной музыки, музыкальное произведение выстроенное в свободной форме на основе народных мелодий.
Регистр — средство музыкальной выразительности, относительная высота звуков, диапазон.
Регтайм (рваный ритм) – танцевальная музыка особого склада – это попытка негритянских музыкантов использовать перекрестные ритмы африканской музыки при исполнении полек, кадрилей и других танцев. Это фортепианный жанр, основатель – Скотт Джоплин.
Романс — жанр вокальной музыки, музыкальное произведение для голоса с сопровождающим инструментом, написанное на небольшоестихотворение лирического содержания (песня о любви). В романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.
Рондо — музыкальная форма, основанная на чередовании постоянно повторяющегося фрагмента и нового эпизода (рефрен и эпизод)
Реквием ( лат. покой) — музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром.
Римский-Корсаков Н.А. ( 1844-1908) — русский композитор, по профессии морской офицер, входил в содружество русских композиторов «Могучая кучка»,
написал 15 опер, большинство из них на сказочный сюжет (Садко, Снегурочка, Золотой петушок и др.)
Симфония (созвучие)- крупное инструментальное многочастное произведение для симфонического отркестра.
Соната — жанр камерной музыки для соло инструмента.
Состав симфонического оркестра :
особое место занимает арфа.
Состав оркестра русских народных инструментов :
струнные щипковые инструменты — балалайка, домра, гусли, бас-балалайка.
духовые инструменты — свирель, рожок, жалейка, береста, свистульки.
ударная группа — бубен, деревянные ложки,трещетка, коробочка, ксилофон, рубель.
особое место занимает баян.
Сопрано — высокий женский голос
Средства музыкальной выразительности (музыкальный язык произведения) — интонация, мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, регистр, гармония, оркестровка, характер.
Симфоджаз (англ. sympho-jazz) — стиль, сочетающий в себе элементы джаза и легкой симфонической музыки.
Спиричуэлы — песни североамериканских негров религиозногно содержания, госпелы (трудовые песни).
Сюита — музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общим названием.
Тембр — средство музыкальной выразительности, окраска звука.
Темп — средство музыкальной выразительности, скорость звука.
Тенор — высокий мужской голос.
Трехчастная форма — музыкальная форма, состоящая из музыки трех характеров (неповторная трехчастная
Увертюра —
самостоятельное произведение программного характера, несущее в себе идею названия
Фуга — высшая форма полифонии, многоголосное полифоническое произведение, которое строится на проведении одной или нескольких музыкальных тем во всех голосах.
Хор — большой коллектив музыкантов-певцов. Хор в опере — массовая сцена в опере.
Хорал (хоровое песнопение) — одноголосное песнопение, являвшееся частью богослужения в церкви Западной Европы.
Хабанера — народный кубинский танец, по своему ритму близо танго.
Чайковский П.И. (1840-1893) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний, четыре сюиты, программная симфоническая музыка (Увертюра-нтазия «Ромео и Джульетта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Чюрлёнис М.К. (1875-1911) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки.