Рассказ главный инженер почему рассказ так назван

Сказки

Детский час

для детей и родителей

Отзыв о рассказе Пантелеева «Главный инженер»

Главные герои рассказа Пантелеева «Главный инженер» — ленинградский школьник Леша Михайлов и его товарищи. Во время войны, неподалеку от дома Леши, в роще на берегу пруда, стояла зенитная батарея, которая отражала налеты вражеских бомбардировщиков. Батарея была хорошо замаскирована, и враг ее не мог обнаружить, потому что днем батарея никак не реагировала на появление вражеского самолета-разведчика.

Местные мальчишки, которые давно разведали все подступы к батарее, даже выражали свое недовольство зенитчикам, что те не сбивают вражеский самолет. Но военные сказали ребятам, что они маскируются от врага, а потом прогнали их, потому что никому нельзя было подходить к зенитным орудиям.

Однажды, в конце ноября, ребята после школы стали играть в снежки, а потом Леша предложил построить на пруду копию зенитной батареи. Мальчишки все делали, как по-настоящему, и даже соорудили зенитное орудие из тележной оглобли. Когда прилетел немецкий самолет-разведчик, ребята стали наводить на него свое орудие и изображать стрельбу.

Наигравшись, мальчишки отправились по домам. Леша тоже пошел домой обедать. Но пока он обедал, прилетели вражеские бомбардировщики и разбомбили игрушечную зенитную батарею, приняв ее за настоящую.

Военные узнали о проказах мальчишек, и на следующее утро за Лешей приехал красноармеец на мотоцикле. Он отвез мальчика в штаб, где состоялся серьезный разговор между Лешей и пожилым полковником. Полковник был недоволен тем, что ребята построили свою игрушечную батарею рядом с настоящей. Потом он предложил ребятам помочь армии и построить еще несколько таких ложных батарей, но в безопасных местах.

Леша с радостью согласился, и вскоре под его руководством мальчишки стали строить из снега игрушечные зенитные батареи в местах, указанных военными. Теперь военные уважительно называли Лешу «главным инженером». Немецкие бомбардировщики регулярно сбрасывали бомбы на игрушечные постройки, считая, что они бомбят настоящие зенитные батареи.

Когда число построенных ребятами ложных батарей достигло дюжины, мальчишек вызвали в штаб фронта. Там Леше вручили медаль, а ребятам дали почетные грамоты за выполнение задания командования и помощь в обороне Ленинграда.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Пантелеева «Главный инженер» заключается в том, что не обязательно быть взрослым, чтобы делать серьезные дела. Мальчишки построили игрушечную зенитную батарею, а враг принял ее за настоящую и сбросил на нее бомбы. Этим воспользовались наши военные, которые поручили построить ребятам еще несколько таких ложных целей для обмана врага.

Рассказ Пантелеева «Главный инженер» учит быть осмотрительным и продумывать последствия своих действий. Свою первую постройку ребята затеяли на берегу пруда и тем самым подвергли опасности настоящую зенитную батарею, а также жилые дома. Военные вовремя среагировали на шалости ребят и взяли процесс сооружения игрушечных оборонительных сооружений под свой контроль. Самодеятельность на войне не допускается!

В рассказе мне понравился главный герой, школьник Леша Михайлов, который придумал отличный способ обмануть вражескую авиацию и тем самым принес большую пользу своей стране. Вот только побольше дисциплины, и дела пойдут лучше!

Какие пословицы подходят к рассказу Пантелеева «Главный инженер»?

Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
Смекалка на войне помогает вдвойне.
Мал, да удал.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме «Алексей Пантелеев «Главный инженер». Поход в «Музейный дом». Репродукция картины Александра Дейнеки «Окраина Москвы»

Тип урока: комбинированный.

Цель: обогатить учащихся знаниями, раскрывающими прошлое, историю своего Отечества, способствовать воспитанию патриотизма.

Задачи:

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник, карточки.

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Программное обеспечение: «Microsoft Office, PowerPoint».

Программа: УМК «Перспективная начальная школа».

Ход урока

I. Орг. момент

1. Психологический настрой на урок «Моё настроение»

– Давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть вас на уроке.

– С каким настроением вы начинаете урок, готовы активно работать? Покажите мне своё настроение.

– Спасибо. У меня тоже хорошее настроение. Я думаю, что урок у нас получится интересным и увлекательным.

2. Слушание песни «Баллада о солдате» (стихи М. Матусовского, музыка В. Соловьёва-Седого)

– О каком историческом событии идёт речь в этой песне?

II. Актуализация знаний.

– Какое историческое событие произошло в период с 1941–1945 год? (Великая Отечественная война)

– Почему она так называлась? (Великая война, потому что в ней сражались с врагом люди разных национальностей, разных организаций, участвовали и взрослые и дети.)

– С кем сражался наш народ?

III. Введение в тему.

– Эпиграфом урока я взяла слова А. Невского: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»

– Прочитайте тему урока.

– Что бы вы хотели узнать по теме? (Почему автор в начале рассказа говорит не только о награждении Лёши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?)

– Сегодня на нашем уроке мы продолжим знакомиться с историческим прошлым нашей Родины, обогатим свои знания по этой теме; продолжим знакомиться с творчеством А. Пантелеева и А.Дейнеки.

IV. Проверка домашнего задания. (Пересказ 1–4 части рассказа Алексея Пантелеева «Главный инженер».)

– Где происходит действие рассказа? (Действия рассказа происходит в Новой Деревне, которая расположена около города Ленинграда.)

– Рассказ написан в 1942 году. Пантелеев описывает ноябрь первого года войны, суровый и страшный период блокады Ленинграда. Ленинград представлял собой ужасающее зрелище. В городе царили голод и холод, его постоянно бомбили. Но город выстоял.

– Что изменилось в жизни Новой Деревни с приходом войны? (Военные действия сразу изменили облик деревни. «Около их дома – за огородами был пруд. На том берегу пруда в небольшой рощице стояла зенитная батарея. Почти каждую ночь батарея открывала огонь по немецким бомбардировщикам. От этого огня в домах давно уже не осталось ни одного стекла– окна были заколочены досками или фанерой, или заткнуты подушками.» Можно сказать, что деревенские жители оказались в непосредственной близости от фронта.)

– Как изменились интересы мальчишек и их поведение? (Деревенские ребятишки прекрасно понимают, что такое война. Появление настоящей зенитной батареи в их деревне производит сильное впечатление, ребята быстро выясняют про устройство и работу батареи во всех подробностях.)

– Осталось хоть что-то детское в этих мальчишках после того, как в их деревню пришла война?

– Радуются ли ребята обильному снегу, чем ещё, кроме наблюдения за батареей им интересно заниматься? (Война наложила на мальчишек неизгладимый след: им значительно интересней вылепить из снега зенитную батарею, а не снежную бабу.)

– К какой беде, чуть не привела такая, безобидная на первый взгляд, игра детей?

– Понимают ли мальчики всю суровость законов военного времени? Считают ли они, что должны нести такую же ответственность за свои поступки, как взрослые мужчины? (Дети понимают, что их детская неосторожность чуть не стала причиной трагедии, они готовы понести наказание за эту выходку. Леша полностью осознаёт свою вину и понимает взрослые законы войны, он не злится на Вдовина за то, что тот сообщил зенитчикам его адрес; он понимает, что его выходка заслуживает сурового военного суда, трибунала.)

– Какие чувства должен был испытывать Лёша накануне предполагаемого ареста? (Война вынуждает детей становиться взрослыми, в полной мере нести ответственность за последствия своих по-детски не обдуманных поступков: «Он чувствовал себя действительно виноватым.» Самое же сильное чувство пожалуй, – это чувство ожидающего позора: «А мысль о том, что судить его будут в Военном трибунале как какого-нибудь шпиона или предателя, совсем убивала его.» Во время войны не было большего оскорбления, чем обвинение в сочувствии или помощи врагу.)

V. Работа над новым материалом.

Читайте также:  Рассказ про северную америку 7 класс

1. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы продолжим изучать произведение А. Пантелеева «Главный инженер». Нам предстоит ответить на вопросы:

– Почему рассказ так назван?

– Почему автор в начале рассказа говорит не только о награждении Леши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?

2. Чтение по цепочке 5-7 частей.

3. Физ. минутка

4. Работа в группах.

5. Выступление групп.

6. Работа по содержанию.

– Достойно ли Лёша вёл себя беседуя с полковником?

– Какие качества Лёши помогли ему справиться с заданием? (Помимо качества лидера, руководителя, мальчик обладает честностью, прямотой, способностью нести ответственность и за себя, и за других людей. Он окрылён тем, что его не только не расстреляли, но и поручили действительно важное военное задание.)

– А сейчас ответим на вопросы которые мы поставили в начале урока (разрешение проблемы).

– Почему автор в начале и в конце рассказа говорит не только о награждении Лёши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?

– Какой приём он в данном случае использовал: сравнение или контраст?

7. Работа по картине А. Дейнеки «Окраина Москвы».

– Даже в условиях тяжелейших испытаний художники не падали духом. Не отгораживались от действительности, не прервали творческой работы, не опустили рук.

В период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряжённые и драматические произведения «Оборона Севастополя», «Окраина Москвы».

– Картина «Окраина Москвы» написана в ноябре 1941 года, в тот самый год, в котором происходит действие рассказа.

Рассмотрите репродукцию картины «Окраина Москвы».

– Что такое торчит из снега? (Это противотанковые «ежи». Рельсы вбивали в землю, чтобы вражеские танки не смогли проехать.)

– Судя по этим защитным сооружениям – «ежам» –, понятно ли, что враг подошёл совсем близко к Москве?

– По каким ещё приметам видно, что война подступила совсем близко к самой Москве? (Разрушенные бомбами здания, выбитые стёкла, пустынные, безжизненные улицы. Можно сказать, что поскольку Москва готовилась к обороне, с её окраин было эвакуировано всё население, небо окрашено отблесками далёких разрывов.)

Выделите с помощью рамки вертикальный фрагмент с грузовиком.

– Создается ли впечатление, что жизнь, несмотря на войну, идёт полным ходом? (В этом фрагменте грузовик оказывается почти в центре. Он представляется большим и значительным, наполняет улицу звуками, создаёт ощущение движения, жизни.)

Уберите рамку и снова посмотрите на картину.

– Это по сути дела новый тип пейзажа, вобравший суровый и героический дух того времени. Картина рисует грозный, настороженный облик готового к обороне города.

Заснеженная земля вздыбилась сугробами, ощетинилась стальными «ежами», опустевшие дома с хлопающими ставнями словно замерли в ожидании часа решающей битвы. Злой порывистый ветер бессилен разогнать сумерки неба, уже окрашенного отблесками далёких разрывов. Стремительный бег прыгающего по ухабам грузовика довершает впечатление тревожного ожидания. И, хотя пейзаж лишён людей, их воля и решимость выстоять незримо присутствуют.

8. Работа в парах. (Компетентностное задание).

Задание

На карточке записаны слова, характеризующие человека. Выберите, черты подходящие защитнику Родины. Расположите эти слова в сетке кроссворда и прочитайте выделенное слово.

Трусость, патриотизм, решительность, слабость, бдительность, смелость, находчивость, безответственность, храбрость.

(Выделенное слово «Победа»)

VI. Домашнее задание.

Стр. 130–146, ответить на вопросы

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какое открытие для себя сделали?

VI. Рефлексия.

– Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что-то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать. Поднимите сигнальную карточку соответствующего цвета.

– Кто хочет объяснить свой выбор?

– Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали на уроке.

– Спасибо всем. Урок окончен.

Список используемой литературы.

Источник

Л.Пантелеев «Главный инженер». ТЕКСТ, анализ

Просмотр содержимого документа
«Пантелеев Главный инженер»

Главные герои рассказа «Главный инженер» и их характеристика

Леша Михайлов, 13 лет. Заводила всех игр, веселый и бойкий мальчик, патриот своей Родины.

Полковник Шмелев. Умный, находчивый, с хорошим чувством юмора.

Костя Мухин. Муха. Друг Леши.

Валька Вдовин. Друг Леши.

Фридрих Буш. Немецкий лейтенант, летчик, разведчик.

В окрестностях деревни стоит хорошо замаскированная зенитная батарея. Немецкие самолеты-разведчики каждый день совершают вылеты, чтобы найти ее, но безрезультатно.

Однажды Леша Михайлов предлагает своим друзьям построить снежную батарею, да не простую, а такую, чтобы она не отличалась ничем от настоящей. Друзья соглашаются и на окраине деревни появляется снежная зенитная батарея.

Вскоре немецкие самолеты заметили ее с воздуха и разбомбили. Тем же вечером к дому Леши приехал полковник и куда-то увез его.

Гл.герои: Леша Михайлов, его мама, друзья и военный без имени, в чине полковника.

В то время возле деревни находилась зенитная батарея, которая была тщательно замаскирована от глаз противника. Но Леша и другие ребята не раз её видели и даже слышали, когда она открывала огонь по врагу.

Лешу вызвали в кабинет полковника и тут состоялся серьезный разговор с военным. Мальчик извинялся и говорил, что больше они с ребятам не будут играть в такие игры. Но неожиданно полковник Шмелев сменил гнев на милость и предложил пареньку продолжить возведение огневых точек из снега. Полковник оказался мудрым человеком, он понял, что инициативу ребят нужно развернуть в полезное русло.

С тех пор Леша с друзьями построили двенадцать военных снежных укреплений, на которые и «клюнули» немцы. Фашисты бомбили зенитки даже не представляя, что они не настоящие, а ледяные.

Главным героем является и полковник Шмелев, проявивший мудрость и дальновидность. Вместо того, чтобы наказывать ребят, он поручил им важное задание.

Кроме того, в рассказе имеются и второстепенные персонажи: немец Фридрих Буш, члены семьи Леши, и его друзья: Мухин Костя и Вдовин Валька.

Краткое содержание Пантелеев Главный инженер для читательского дневника

Немецкий летчик разведывательной авиации Фридрих Буш и русский школьник Леша Михайлов получили награды в один день. Лейтенант Буш – железный крест за уничтожение 12-ти зенитных батарей и отличную разведку, а Леша – медаль «За оборону Ленинграда». Он помог немецким самолетам обнаружить зенитки.

Жил мальчик в Новой Деревне и частенько бегал с ребятами поглядеть на тщательно замаскированные зенитные установки, которые открывали огонь по немецким бомбардировщикам, летящим на Ленинград. Солдаты сердились, видя детей рядом с орудиями, и прогоняли их.

Однажды зимним днем ребята играли в снежки. Но эта затея быстро всем надоела, и тогда Михайлов предложил построить снежную крепость, да не простую, а военную. Чтоб были там батареи, блиндажи и все, что полагается. Затея ребятам понравилась и они целый день строили снежную зенитную батарею рядом с настоящей. Вместо пушки приспособили оглоблю. Утром над их крепостью стал кружить вражеский самолет-разведчик. У детей появилась новая забава – расстреливать шпиона из импровизированной пушки.

Когда Леша узнал об этом от друга Коськи, то расстроился, а потом начал паниковать: Валика увели солдаты. Михайлов чувствовал себя виноватым и собрался пойти сознаться в своей затее, когда вернулся Валик. Мальчик сказал, что случайно выдал Лешу и теперь того ждет трибунал.

Вскоре приехал красноармеец, который привез Михайлова в штаб к седому строгому полковнику. Под его взглядом мальчик стушевался, заплакал и рассказал, как придумал построить снежную батарею.

Каково же было его удивление, когда полковник попросил построить еще несколько штук!

Много дней ребята строили крепости в разных местах, заманивая немецкого разведчика, вслед за которым налетали бомбардировщики и уничтожали ненастоящие зенитки.

Читайте также:  Рассказ как я поборол свой страх 2 класс

За что получил свою награду Фридрих Буш – неизвестно. Зато Леша стал настоящим маленьким героем, ведь возраст не может быть помехой великому делу.

Просмотр содержимого документа
«ТЕКСТ Главный инженер»

Лейтенант Фридрих Буш, летчик германской разведывательной авиации, и новодеревенский школьник Леша Михайлов в один и тот же день получили награды: лейтенант Буш — железный крест, а Леша Михайлов — медаль «За оборону Ленинграда».

Как сказано было в приказе германского командования, летчик Буш представлялся к награде «за отличную разведывательную деятельность над позициями противника у Ленинграда, в результате чего были обнаружены и уничтожены 12 зенитных установок русских». А Леша Михайлов получил свою медаль как раз за то, что помог немецким самолетам обнаружить эти двенадцать батарей…

Вы, я вижу, удивлены. У вас глаза на лоб полезли. Вы думаете небось, что это ошибка или опечатка. Что ж, выходит, значит, что Леша Михайлов предатель? Почему же тогда он получил советскую награду, а не какой-нибудь тоже медный или оловянный немецкий крест?

А между тем никакой ошибки тут нет. Леша Михайлов получил свою награду по заслугам. А вот за что получил ее лейтенант Фридрих Буш — это дело темное. Хотя — если разобраться — может быть, он и в самом деле неплохо выполнил свою боевую задачу. Ведь он действительно обнаружил на подступах к Ленинграду двенадцать зенитных батарей. Правда без помощи Леши Михайлова и других ребят он черта бы с два обнаружил. А хотя…

Ну да, впрочем, так вы все равно ничего не поймете. Надо все рассказать по порядку.

Леша Михайлов жил, как я уже сказал, в Новой Деревне. Около их дома — за огородами — был пруд. На том берегу пруда в небольшой рощице стояла зенитная батарея. Почти каждую ночь, когда с финской стороны летели на Ленинград немецкие бомбардировщики, батарея открывала огонь. Конечно, не одна батарея. Их там вокруг было много. От этого огня в Михайловском доме, как и в других, соседних домах, давно уже не осталось ни одного стекла — окна были заколочены досками или фанерой, или заткнуты подушками. Зато уж и немцам, конечно, тоже доставалось от этого огня.

Батарея была хорошо замаскирована. В обычное время, когда она помалкивала, не работала, ее не только с воздуха, но и с земли не разглядеть было. Но, конечно, это только взрослые не могли разглядеть. А от ребят разве что-нибудь скроешь?

Ребята еще давно, еще в самом начале войны, когда только появилась у них эта батарея, все, что им нужно было, разнюхали, разведали и знали теперь батарею, наверно, не хуже самих зенитчиков. Знали и сколько там орудий, и какого они калибра, и сколько у орудий прислуги, и кто командир, и где снаряды лежат, и как заряжают, и как стреляют, и как команду подают.

Работала батарея только по ночам. Наутро после налета бомбардировщиков почти всякий раз прилетал в деревню маленький, легкий, похожий на стрекозу немецкий самолет-разведчик «хеншель-126». Иногда он по полчаса и больше кружил над деревней, выискивая и вынюхивая расположение русских зениток.

Но батареи молчали. И «хеншель-126», повертевшись и покружившись, улетал восвояси.

Сначала ребята удивлялись:

— Что ж они не стреляют? Ведь он же прямо совсем на куриной высоте летит! Его с одного выстрела подбить можно.

Один раз они даже не выдержали и закричали через колючую проволоку командиру батареи, который в это время как раз разглядывал в бинокль вражеского разведчика:

— Товарищ старший лейтенант! Чего ж вы смотрите! Хлопните его из второго орудия. В самый раз будет.

Командир оторвался от бинокля и с удивлением посмотрел на ребят.

— Это что такое? — крикнул он строго. — Вы как сюда попали?!

Ребята переглянулись, и Леша Михайлов за всех ответил:

— Мы так… потихоньку… Замаскировались.

— Ах, вот как? Замаскировались? Ну, так и я вот тоже — маскируюсь. Понятно?

— Ага. Понятно, — сказал, подумав, Леша. — Чтобы, значит, не обнаружили и не засекли?

— Во-во, — сказал командир. — А вообще пошли вон отсюда! Разве не знаете, что сюда нельзя ходить?

— Знаем, — ответили ребята. — Да мы не ходим, мы ползаем.

— Ну и ползите обратно.

— Ах, вот как? — закричал командир, узнав Лешу Михайлова. — Опять это ты? Ну, погоди, попадись ты мне.

Леша и товарищи его убежали, но и после, конечно, подглядывали за батарейцами, только стали немного осторожнее.

А в ноябре месяце, перед самыми праздниками, случилась эта самая история, за которую Леша Михайлов с товарищами чуть не угодил в трибунал.

Ну, да, впрочем, не будем забегать вперед. Будем и дальше рассказывать по порядку.

Выдался как-то очень хороший зимний денек. Снегу насыпало — ни пройти, ни проехать. После школы выбежали ребята на улицу, гулять. Стали играть в снежки. Поиграли немного — надоело. Кто-то предложил лепить снежную бабу. А Леша Михайлов подумал и говорит:

— Нет, ребята, давайте лучше не бабу, а давайте — знаете что? — построим снежную крепость. Или батарею зенитную? С блиндажом и со всем, что полагается.

Затея ребятам понравилась, и вот на пруду, за Михайловскими огородами, по соседству с настоящей зенитной батареей началось строительство игрушечной, снежной и ледяной огневой точки.

Работали ребята весь день — до вечера. Катали снежные комья, возводили стены, брустверы, орудийные площадки… И получилось у них здорово. Все как настоящее. Даже пушку соорудили, и пушка у них была не какая-нибудь, а самая всамделишная — зенитная, из какого-то старого дышла или оглобли, и даже вертелась, и можно было из нее прицеливаться.

Источник

Урок литературного чтения на тему «Главный инженер» (4 класс)

специалист в области арт-терапии

заместителей директоров по воспитательной работе

Тема: «Межличностные отношения школьников»

Урок литературного чтения

Урок литературного чтения в 4-м классе

Тема: Алексей Пантелеев «Главный инженер».

Цель: обогатить учащихся знаниями, раскрывающими прошлое, историю своего Отечества, способствовать воспитанию патриотизма.

формировать коммуникативную и информационную компетентность через работу с текстом;

развивать умение анализировать литературное произведение, адекватно понимать и оценивать прочитанное, анализировать средства художественной выразительности;

воспитывать культуру учебного труда, учить планировать и оценивать свою работу

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, экран, учебник, карточки.

УМК «Перспективная начальная школа».

1. Психологический настрой на урок «Моё настроение»

– Давайте, ребята, поздороваемся с гостями, улыбнёмся друг другу.

– С каким настроением вы начинаете урок, готовы активно работать? Покажите мне своё настроение.

– Спасибо. Я очень рада видеть вас в хорошем настроении, и думаю, что урок у нас получится интересным и увлекательным.

2. Слушание песни «Баллада о солдате» (стихи М. Матусовского, музыка В. Соловьёва-Седого)

– О каком историческом событии идёт речь в этой песне?

II. Актуализация знаний.

– Какое историческое событие произошло в период с 1941–1945 год? (Великая Отечественная война)

– Почему она так называлась? (Великая война, потому что в ней сражались с врагом люди разных национальностей, участвовали и взрослые и дети.)

– С кем сражался наш народ? ( Наш народ сражался с немцами, которые хотели захватить нашу страну).

— А как вы думаете, почему наш народ победил в этой жестокой войне?

III. Введение в тему.

– Эпиграфом урока я взяла слова А. Невского: « Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»

– Как вы их понимаете? (Кто придёт к нам с войной, тот получит от нас достойный отпор. Немецкие войска без предупреждения напали на нашу страну, но, не смотря на это, в этой войне победил наш народ.)

Читайте также:  Сказки про лису советские

– Прочитайте тему урока.

Теперь давайте скажем, что мы будем сегодня делать?

– Сегодня на нашем уроке мы продолжим знакомиться с историческим прошлым нашей Родины, обогатим свои знания по этой теме; продолжим знакомиться с творчеством А. Пантелеева.

IV. Проверка домашнего задания. (Чтение 1–4 части рассказа Алексея Пантелеева «Главный инженер».)

– Где происходит действие рассказа? (Действие рассказа происходит в Новой Деревне, которая расположена около города Ленинграда.)

– Что изменилось в жизни Новой Деревни с приходом войны? (Военные действия сразу изменили облик деревни. «Около их дома – за огородами был пруд. На том берегу пруда в небольшой рощице стояла зенитная батарея. Почти каждую ночь батарея открывала огонь по немецким бомбардировщикам. От этого огня в домах давно уже не осталось ни одного стекла – окна были заколочены досками или фанерой, или заткнуты подушками.» Деревенские жители оказались в непосредственной близости от фронта.)

– Как изменились интересы мальчишек и их поведение? (Деревенские ребятишки прекрасно понимают, что такое война. Появление настоящей зенитной батареи в их деревне производит сильное впечатление, ребята быстро выясняют про устройство и работу батареи во всех подробностях.)

– Осталось хоть что-то детское в этих мальчишках после того, как в их деревню пришла война? (Война наложила на мальчишек неизгладимый след: им значительно интересней вылепить из снега зенитную батарею, а не снежную бабу.)

– К какой беде чуть не привела такая, безобидная на первый взгляд, игра детей? Считают ли они, что должны нести такую же ответственность за свои поступки, как взрослые мужчины? (Дети понимают, что их детская неосторожность чуть не стала причиной трагедии, они готовы понести наказание за эту выходку. Леша полностью осознаёт свою вину и понимает взрослые законы войны, он не злится на Вдовина за то, что тот сообщил зенитчикам его адрес; он понимает, что его выходка заслуживает сурового военного суда.)

– Какие чувства должен был испытывать Лёша накануне предполагаемого ареста? (Война вынуждает детей становиться взрослыми, в полной мере нести ответственность за последствия своих по-детски не обдуманных поступков: «Он чувствовал себя действительно виноватым.» Самое же сильное чувство – это чувство ожидающего позора: «А мысль о том, что судить его будут в Военном трибунале как какого-нибудь шпиона или предателя, совсем убивала его.» Во время войны не было большего оскорбления, чем обвинение в сочувствии или помощи врагу.)

V. Работа над новым материалом.

1. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы продолжим изучать произведение А. Пантелеева «Главный инженер». Нам предстоит ответить на вопросы:

– Почему рассказ так назван?

– Почему автор в начале рассказа говорит не только о награждении Леши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?

2. Словарная работа:

дзот – деревоземляная огневая точка

тщедушный — хилый, слабосильный

3. Чтение по цепочке 5-7 частей.

4. Физ.минутка ( движения под музыку )

5. Работа в группах.

Найдите в тексте описание внешности полковника?

Найдите в тексте подтверждение, что Лёша не пытается свалить свою вину на других, что он понимает, что чуть не сгубил и зенитчиков, и родную деревню?

Для чего, по мнению полковника, нужны фальшивые сооружения, которые вылепили из снега Лёша и его друзья?

Найдите в тексте, что предложил строить Лёше полковник?

Обладает ли Лёша такими чертами характера, которые необходимы для выполнения главного задания?

Найдите в тексте, кто из героев вместе с Лёшей выполнял задание полковника?

Найдите в тексте, чем были награждены ребята за свои успехи в строительстве фальшивых объектов из снега?

Найдите в тексте, что автор говорит о немецком лейтенанте Фридрихе Буше?

6. Выступление групп.

7. Работа по содержанию.

– Достойно ли Лёша вёл себя, беседуя с полковником?

(На допросе у полковника Лёша изо всех сил пытается вести себя по– взрослому, достойно: «Только бы не заплакать»– ещё раз подумал Лёша и шагнул через порог.» Он не пытается свалить свою вину на других, он и в самом деле понимает, что чуть не сгубил и зенитчиков, и родную деревню. Вероятно, потому полковник просит именно Лёшу стать «главным инженером» по строительству ложных объектов, фальшивых зенитных батарей, чтобы противник принял их за настоящие военные сооружения.)

– Какие качества Лёши помогли ему справиться с заданием? (Помимо качества лидера, руководителя, мальчик обладает честностью, прямотой, способностью нести ответственность и за себя, и за других людей. Он рад тому, что его не только не расстреляли, но и поручили действительно важное военное задание.)

– А сейчас ответим на вопросы, которые мы поставили в начале урока (разрешение проблемы).

– Почему автор в начале и в конце рассказа говорит не только о награждении Лёши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?

(Рассказ начинается и заканчивается одинаково. О немецком лётчике автор пишет с насмешкой «Видели мы и фотографию этого отважного лётчика. До чего же, вы знаете, глупое, самодовольное и счастливое лицо у этого прославленного героя…» Автор в восторге от того, что такая военная хитрость, придуманная простыми мальчишками, смогла обмануть «прославленного лётчика». Автор рассказа противопоставляет фашистских убийц и наших людей, обороняющих родную землю. Про Буша он говорит «Где он теперь, этот Фридрих Буш?; про Лёшу: « А Лёша Михайлов жив, здоров, по-прежнему живёт в Новой Деревне и учится уже в 9 классе» )

– Какой приём он в данном случае использовал: сравнение или контраст?

(Алексей Пантелеев использует приём контраста, чтобы подчеркнуть, что, несмотря на всё самодовольство, фашистской армии не удастся сломить силу духа защитников Родины. )

— Автор с гордостью пишет о Лёше и его товарищах. Такие произведения, как «Главный инженер», помогали людям пережить ужасы войны, продолжать надеяться на лучшее, на победу.

На карточке записаны слова, характеризующие человека. Выберите, черты подходящие защитнику Родины. Расположите эти слова в сетке кроссворда и прочитайте выделенное слово.

(Трусость, патриотизм, решительность, слабость, бдительность, смелость, находчивость, безответственность, храбрость .)

— Что значит быть патриотом?

— Какими чертами характера обладает патриот?

— Я могу сказать, что вы патриоты?

(Выделенное слово «Победа»)

— Какой праздник мы будем отмечать скоро?

— Ради победы наши дедушки и прадедушки прошли сквозь огонь и воду, они голодали, они мёрзли, их убивали, но они не отступали и не сдавались. Мы с вами не забудем этого и будем всегда чтить память героев Великой отечественной войны.

— Почему автор так назвал свой рассказ?

– Что нового узнали на уроке?

– Какое открытие для себя сделали?

Стр. 130–146, ответить на вопросы

Составить план рассказа

– Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что-то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать. Поднимите сигнальную карточку соответствующего цвета.

Красный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!

Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Зелёный – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

– Кто хочет объяснить свой выбор?

– Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали на уроке.

– Спасибо всем. Урок окончен. (Слайд 20)

Источник

Познавательное и интересное