Рассказ голявкина никакой горчицы я не ел какие чувства испытали герои рассказа

Сказки

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

04.10.2018

Голявкин В. «Никакой я горчицы не ел»

Голявкин В., рассказ «Никакой я горчицы не ел»

Жанр: рассказы о детях

Читайте краткое содержание других рассказов Голявкина:
«Как я писал стихи»
«Как мы на самолете летали»

Главные герои рассказа «Никакой я горчицы не ел» и их характеристика

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 4 класс», Климанова, Горецкий, смотрите по ссылке.

Чему учит рассказ «Никакой я горчицы не ел»
Рассказ учит заниматься своим делом и не мешать другим делать их дело. Учит тому, что прежде чем кем-то стать, нужно долго учиться. Учит пользе знаний. Учит не быть бездельником и лодырем.

Отзыв на рассказ «Никакой я горчицы не ел»
Мне очень понравился этот поучительный рассказ. Мальчик рассчитывал хорошо провести время, пока другие ребята учили уроки, но он просчитался. Никому не было до него дела и мальчик страшно скучал. Он был один и ему нечего было делать. А скука убивает в человеке любую радость.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Никакой я горчицы не ел»
Мальчик спрятал сумку под лестницу и пошел гулять по улицам. Первым он увидел шофера, который что-то высматривал в моторе машины.
Мальчик попытался завязать разговор, но шофер предложил ему чинить машину вместе и мальчик ушел. Чинить машины он не умел.
Дальше мальчик увидел двух мужчин, которые разговаривали про патент. Что такое патент мальчик не знал и застыл рядом, открыв рот. Мужчины увидели его и предложили подтолкнуть кривой дом. Мальчик решил, что они над ним смеются, но мужчины не смеялись.
Тогда мальчик увидел забытую дворником метлу и хотел ее взять. Но дворник коршуном налетел на него и отобрал метлу. Тогда мальчик полез на строительные леса, но кто-то сверху заругался на него. Он перешел на другую сторону и увидел наверху лесов штукатуров.
Мальчик сел в трамвай, доехал до кольца и вернулся на тоже самое место. Он не знал что еще делать, ведь домой идти было рано. А все вокруг куда-то спешили.
Кондукторша вдруг сказала мальчику, чтобы он заплатил за проезд, но денег у мальчика не было. А кондукторша сказала, что он вероятно сбежал из школы, потому что у ребят, которые бегут из школы лица веселые, а у мальчика такое, словно он горчицу ел.
Мальчик обиделся и сказал, что никакой горчицы он не ел.
Мальчик сошел в незнакомом месте. С одной стороны шла стройка и пять экскаваторов рыли яму. Яма была глубокой и мальчик засмотрелся. К нему подошел экскаваторщик и спросил, не хочет ли мальчик в ковш. Но мальчик ответил, что хочет в кабину и, вспомнив про лицо, стал улыбаться.
Экскаваторщик спросил, чего он рожи корчит, и пояснил, что чтобы работать на экскаваторе надо учиться.
Мальчик подумал, что экскаваторщик говорит про школу и снова стал улыбаться.
Вокруг была весна, светило солнце, воробьи купались в лужах, но мальчик не понимал, почему ему так скучно.

Источник

Галявкин Виктор «Никакой горчицы я не ел»

Читательский дневник по рассказу «Никакой горчицы я не ел» Виктора Голявкина

Автор: Голявкин, Виктор Владимирович

Название: «Никакой горчицы я не ел»

Главные герои: Мальчик.

Второстепенные герои: Кондукторша, Шофёр, Экскаваторщик.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — беззаботный, весёлый мальчик.

Прогульщик и лентяй.

Любопытный — везде суёт свой нос.

Характеристика второстепенных героев:

Кондукторша, Экскаваторщик, Шофёр — занятые люди, серьёзные.

Краткое содержание рассказа «Никакой горчицы я не ел»

Стоял прекрасный весенний день, и герой решил не ходить в школу.

Он спрятал портфель и отправился гулять.

Мальчик разговорился с шофёром, но тот прогнал его.

Герой слушал умные речи взрослых, а те подшутили над мальчиком.

Мальчика прогнал дворник и прогнали рабочие с лесов.

Он сел на трамвай, а кондукторша сразу поняла, что он прогуливает школу.

Она сказала, что у мальчика такое лицо, будто он ел горчицу.

Герой не понял этих слов и обиделся.

Он слез с трамвая и наблюдал за работой экскаватора.

Герой глупо улыбался экскаваторщику.

Ему было непонятно, почему всем вокруг весело, а ему одному скучно.

План рассказа «Никакой горчицы я не ел» :

2. Разговор с шофёром.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль рассказа

Главная мысль автора в том, что каждый человек должен заниматься своим делом, чтобы не скучать.

Основная идея произведения в том, что скучают бездельники и лентяи.

Даже хорошая весенняя погода не спасёт от скуки, если тебе нечем заняться.

Если все вокруг заняты своим делом и только ты один прогуливаешь школу.

Чему учит произведение

Рассказ учит нас тому, что бездельничать плохо и что у каждого должно быть своё дело.

У взрослых это работа, у детей учёба.

Если не заниматься своим делом, прогуливать уроки, то будет скучно и грустно.

Ведь такой прогульщик обречён на одиночество.

Краткий отзыв о рассказе «Никакой горчицы я не ел» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я долго смеялась над злоключениями его героя.

Читайте также:  Раздели на слоги и для переноса слова рассказ

Автору удалось написать очень смешную историю, которая читается на одном дыхании.

Он рассказал о том, как скучно проводит своё время одинокий прогульщик.

Герой рассказа думал, что ему будет весело, но оказалось наоборот.

Весело было всем, кто был занят делом, а ему скучно.

Мне не понравился поступок мальчика.

Прогуливать уроки нехорошо.

Так делают только очень плохие дети.

Рассказ заставляет задуматься о том, чтобы ценить своё время и не тратить его на пустое.

Каждый должен заниматься положенным ему делом, и тогда всем будет хорошо.

Я всем советую прочитать этот рассказ и никогда не поступать так, как его герой.

Ведь к чему приводит такой поступок, мы уже знаем.

Пословицы к произведению:

1. Кто любит науки, тот не знает скуки.

2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна. Солнышко. Птички поют.

Неохота как-то в школу.

Любому ведь надоест.

Словарь неизвестных слов:

Патент — документ, подтверждающий право.

Ещё читательские дневники по другим произведениям Виктора Голявкина:

«Тетрадки под дождём»

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Конспект урока литературного чтения в 4-м классе. Тема «Виктор Голявкин. «Никакой я горчицы не ел»

Цели: создать условия для:

Ход урока.

I. Орг. момент. (Слайд № 2-чистый)

У: Я улыбнусь вам,
Вы улыбнетесь мне,
Улыбнетесь друг другу
И мы начнем урок.

II. Актуализация знаний.

У: Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. (Его рассказывает подготовленный ученик)

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

(Стихотворение Юлиана Тувима «ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ». А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.)

У: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д.

III. Постановка учебной задачи. (Слайд № 3)

У: Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

— Биографию писателя расскажет нам …(подготовленный ученик)

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

У: О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.

У: Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы.(Слайд № 5)

Д: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.

Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.

У: Давайте сформулируем цель урока.

Д: Выявить причины грустного настроения героя. (Слайд № 6)

У: А какие есть предположения по этому поводу?

Д: Обидел кто-то. Не хотел учиться.

У: Давайте сформулируем цель урока и гипотезу.(Слайд № 7)

Д: Цель: Выяснить, почему мальчику грустно.

(Почему ему сказали, что он наелся горчицы?)

Гипотеза: Кто-то обидел.

IV. Работа с текстом.

У: Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план.

Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи.»

У: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте. (Слайд №8)

Д: Хотелось петь, испытывал радость.

У: Как вы думаете, что могло произойти дальше?

Д: Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.

У: Что даст ему встреча?

Д: Его могут отругать, сделать замечание и т. д.

У: Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.

Название части. Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?
1 Прогульщик Хотел петь, радовался свободе.
2 Шофер Вздохнул и дальше пошел. Прогнал (Не умеешь, не надо). Делай то, что умеешь.
3 Изобретатели Удивление, обида, возмущение. Смеются над ним, Иронизируют. В мире много непознанного. Познай!
4 Дворник Нечем заняться, скучно, обида. Злится, прогнал. Метла для работы. Не мешай другим работать.
5 Строители Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Знай правила безопасного поведения.
6 Кондуктор Усталость, испуг, стыд, страх. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Тайное становится явным.
7 Экскаваторщик Удивление, желание работать на экскаваторе. Не захотел разговаривать. Учиться надо, чтобы стать профессионалом.
Читайте также:  Рассказы носова живая шляпа читать с картинками

V. Вывод.

У: Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели?(Слайд №10)

Д: Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.

У: Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?(Слайд № 11)

Д: Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.

VI. Творческая работа. (Слайд № 13)

У: Подумайте и скажите, какой рисунок подходит к этому рассказу? Кстати, это рисунки самого Виктора Голявкина к своим рассказам.

VII. Домашнее задание по выбору. (Слайд №14)

Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.

Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.

Подобрать пословицы или крылатые выражения.

Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»

Источник

Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения.»

специалист в области арт-терапии

Литературноре чтение 29.01.2019

Тема: В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения.

расширить знания детей о творчестве В.В. Голявкина;

познакомить с произведением В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»;

формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;

формировать навык осознанного чтения; развивать память, связную речь, обогащать словарный запас;

Оборудование : учебник, презентация, карточки с заданием.

1. Организационный момент.

— Доброе утро, уважаемые гости и ребята!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Я улыбнусь вам,
Вы улыбнетесь мне,
Улыбнетесь друг другу
И мы начнем урок.

— Кто готов работать, ровненько сели, посмотрели на меня.

2. Актуализация знаний.

— Проведём р ечевую разминку

— Прочитайте скороговорку про себя.

Наши руки были в мыле —

Мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

— Кто прочитайте скороговорку медленно, быстрее, ещё быстрее.

— Прочитайте хором с радостью.

— Чем занимались дети? (Мыли посуду)

— Что они делали? (Помогали маме)

— Как сказать, одним словом? (Трудились)

— А как вы помогаете своим родителям дома?

— Молодцы. Вы настоящие помощники.

Работа над стихотворением Юлиана Тувима «Всё для всех».

— Послушайте внимательно стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Всё для всех» и скажите, какая основная мысль этого стихотворения?

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

— Какая основная мысль этого стихотворения? (Все должны трудиться)

3. Сообщение темы и цели урока

— Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы будем говорить, о труде, о том, какой ваш главный труд).

— Можете ли вы сейчас работать?

— Какая самая главная ваша обязанность?

— Молодцы. Желаю вам успеха на уроке. Мы сегодня продолжим изучать тему «Делу время – потехе час»

4. Изучение нового материала

1) Знакомство с биографией В.Голявкина

— Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

— Знаком ли вам автор? (Нет, не знаком)

-Послушайте краткую биографическую справку рассказ о жизни Виктора Голявкина.

Виктор Владимирович Голявкин родился 90 лет назад в городе Баку в семье музыкальных педагогов. Родители мечтали видеть сына музыкантом, но он выбрал живопись. Сначала он окончил художественное училище с отличием, затем Институт живописи с дипломом театрального художника.

Умер в 18 лет назад.

— Кем по образованию был Голявкин? (Писатель и художник)

— Кем видели его родители? (Музыкантом)

— Для кого он писал свои первые произведения? (Для взрослых).

— Как назывался первый рассказ Голявкина, написанный для детей? («Как решался сложный вопрос»)

— Как называлась первая книжка детских рассказов? («Тетрадка под дождём»).

— Ваши одноклассники также подготовили интересные факты о жизни Голявкина. Послушайте их.

1 ученик: Большинство своих книжек Виктор Владимирович иллюстрировал сам. Он был принят в члены Союза художников. Его картины выставлялись на выставках, а первая персональная выставка прошла в 1990 году. Две его работы были приобретены Государственным русским музеем.

2ученик: Голявкин сюжеты для своих рассказов берет из жизни. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, озорники, но своими поступками заставляют задуматься читателя.

Читайте также:  Рассказ про зиму для детей старшей группы

— Кто иллюстрировал книжки Голявкина. (Иллюстрировал книги сам)

— Продолжите предложение, Голявкин был принят в члены… (В члены Союза художников).

— Сколько его работ были приобретены Государственным русским музеем? (2 работы)

— Откуда автор брал сюжеты для рассказов? (Сюжеты брал из жизни.)

— Продолжите предложение: Чаще всего героями рассказов Голявкина были … (Мальчики- герои его рассказов.)

— Что нового вы узнали о Викторе Галявкине?

2) Работа над рассказом «Никакой горчицы я не ел».

— Откройте свои учебники на с.29 и прочитайте название рассказа.

— Покажите мимикой лицо, когда вы едите что-то горькое?

— Каким оно становится? (Хмурое, недовольное, скучное, грустное)

-Как вы думаете, почему произведение так называется?

(Кто-то обидел мальчика; обвинили в том, что он ел горчицу, не хотел что-то делать…)

(Предположения детей, записываю на доске).

В тексте вам встретятся незнакомые слова

— Прочитайте значение этого слова в словаре на с. 218 (документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение).

— Подберите синоним к слову патент. (Документ)

Проспект – большая широкая и прямая улица.

4) Первичное чтение

— Сейчас мы прочитаем рассказ и проверим, подтвердятся ваши догадки или нет.

— Начинаю читать я, а дальше продолжит кто-то из вас.

— Совпало ли наше предположение?

— Нет, не совпало. Ел ли горчицу мальчик? (Нет, не ел)

— Но выражение его лица было таким, как будто он съёл горчицу.

5) Музыкальная физминутка

6) Анализ произведения

— С каким настроением вышел мальчик из дома? (С хорошим, ему хотелось петь)

— Почему это настроение стало меняться? (Ему было скучно, его разоблачили, что он лентяй)

— На самом ли деле он наелся горчицы? (Нет)

— Почему же окружающие подумали, что он ел горчицу? (Было грустное, глупое выражение лица)

— А какое лицо у детей, которые идут из школы? (Радостное, потому что они общались с одноклассниками, с учителями, узнали что- то новое, интересное)

— Кто первым указал мальчику, что у него лицо, как будто он ел горчицу? (Кондуктор)

— С людьми, каких профессий встретился мальчик? (строитель, дворник, кондуктор, шофёр, экскаваторщик)

— Каково же название болезни мальчика? (Лень)

— Кто, прежде всего, может и должен помочь главному герою? (он сам)

7) Выборочное чтение

— Почему мальчик не пошёл в школу?

(Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест…)

— Каким же был наш мальчик? (Ленивый)

— Что первое привлекло внимание мальчика на улице. Зачитайте.

(Смотрю машина, шофёр стоит в моторе что-то ковыряется…) (Разговорчивый)

— Прочитайте, что привлекло внимание мальчика в разговоре ученых? (Вот двое стоят…)

— Как каким был мальчик? ( Любопытным )

— Как изобретатели подшутили над мальчиком? (Тебе нечего делать? Видишь, вон дом кривой)

— Каким мальчик показался изобретателям. (Глупым, бездельником)

— О чём думал мальчик, после встречи с дворником? (Эх, чем бы заняться. )

— Каким сейчас он изображен? (Скучающим).

— Я попрошу вас смоделировать содержание текста. (На доске схема рассказа)

Разговор двух людей

— Подумайте, соответствует ли эта схема построению рассказа

— Правильно, ребята. А теперь восстановите последовательность этих частей рассказа.

Дети выходят по – одному к доске и, выбрав правильный вариант, восстанавливают последовательность событий в текст.

На улице была весна, светило солнышко (верю)

Главный герой залез на строительные леса и любовался городом. (не верю)

Дворник разрешил взять метлу мальчику (не верю)

На трамвае мальчик доехал до кольца (верю)

Свой портфель герой носил с собой (не верю)

На улице мальчик громко пел. (верю)

Мальчик не пошёл в школу, потому что не выучил уроки (не верю)

10) Работа с пословицами

Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.

В молодости не учился – жизнь потерял.

— Как вы думаете: какая из пословиц больше подойдёт к содержанию данного рассказа. Объясните свой выбор.

— Ребята, созвучны ли стихотворение, с которым мы познакомились в начале урока, пословицы, наш рассказ. Какая между ними связь? (все должны трудиться, приносить пользу государству)

5. Подведение итогов урока
— Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали? (Поучительный.)

— Так почему у мальчика было грустное и плохое настроение? (Он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.)

— Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе? (Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться?)

— Чему учит этот рассказ? ( Нужно учиться, не прогуливать)

— Понравился ли вам рассказ?

— Хотите ли вы познакомиться ещё с рассказами Виктора Голявкина?

— Я вам советую прочитать….

6. Домашнее задание.

— Прочитать рассказ с.29-34 и подготовиться к инсценировке фрагмента рассказа.

— Написать письмо: чтобы я посоветовал главному герою (по желанию).

Источник

Познавательное и интересное