Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
04.10.2018
Голявкин В. «Никакой я горчицы не ел»
Голявкин В., рассказ «Никакой я горчицы не ел»
Жанр: рассказы о детях
Читайте краткое содержание других рассказов Голявкина:
«Как я писал стихи»
«Как мы на самолете летали»
Главные герои рассказа «Никакой я горчицы не ел» и их характеристика
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 4 класс», Климанова, Горецкий, смотрите по ссылке.
Чему учит рассказ «Никакой я горчицы не ел»
Рассказ учит заниматься своим делом и не мешать другим делать их дело. Учит тому, что прежде чем кем-то стать, нужно долго учиться. Учит пользе знаний. Учит не быть бездельником и лодырем.
Отзыв на рассказ «Никакой я горчицы не ел»
Мне очень понравился этот поучительный рассказ. Мальчик рассчитывал хорошо провести время, пока другие ребята учили уроки, но он просчитался. Никому не было до него дела и мальчик страшно скучал. Он был один и ему нечего было делать. А скука убивает в человеке любую радость.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Никакой я горчицы не ел»
Мальчик спрятал сумку под лестницу и пошел гулять по улицам. Первым он увидел шофера, который что-то высматривал в моторе машины.
Мальчик попытался завязать разговор, но шофер предложил ему чинить машину вместе и мальчик ушел. Чинить машины он не умел.
Дальше мальчик увидел двух мужчин, которые разговаривали про патент. Что такое патент мальчик не знал и застыл рядом, открыв рот. Мужчины увидели его и предложили подтолкнуть кривой дом. Мальчик решил, что они над ним смеются, но мужчины не смеялись.
Тогда мальчик увидел забытую дворником метлу и хотел ее взять. Но дворник коршуном налетел на него и отобрал метлу. Тогда мальчик полез на строительные леса, но кто-то сверху заругался на него. Он перешел на другую сторону и увидел наверху лесов штукатуров.
Мальчик сел в трамвай, доехал до кольца и вернулся на тоже самое место. Он не знал что еще делать, ведь домой идти было рано. А все вокруг куда-то спешили.
Кондукторша вдруг сказала мальчику, чтобы он заплатил за проезд, но денег у мальчика не было. А кондукторша сказала, что он вероятно сбежал из школы, потому что у ребят, которые бегут из школы лица веселые, а у мальчика такое, словно он горчицу ел.
Мальчик обиделся и сказал, что никакой горчицы он не ел.
Мальчик сошел в незнакомом месте. С одной стороны шла стройка и пять экскаваторов рыли яму. Яма была глубокой и мальчик засмотрелся. К нему подошел экскаваторщик и спросил, не хочет ли мальчик в ковш. Но мальчик ответил, что хочет в кабину и, вспомнив про лицо, стал улыбаться.
Экскаваторщик спросил, чего он рожи корчит, и пояснил, что чтобы работать на экскаваторе надо учиться.
Мальчик подумал, что экскаваторщик говорит про школу и снова стал улыбаться.
Вокруг была весна, светило солнце, воробьи купались в лужах, но мальчик не понимал, почему ему так скучно.
Галявкин Виктор «Никакой горчицы я не ел»
Читательский дневник по рассказу «Никакой горчицы я не ел» Виктора Голявкина
Автор: Голявкин, Виктор Владимирович
Название: «Никакой горчицы я не ел»
Главные герои: Мальчик.
Второстепенные герои: Кондукторша, Шофёр, Экскаваторщик.
Характеристика главных героев:
Рассказчик — беззаботный, весёлый мальчик.
Прогульщик и лентяй.
Любопытный — везде суёт свой нос.
Характеристика второстепенных героев:
Кондукторша, Экскаваторщик, Шофёр — занятые люди, серьёзные.
Краткое содержание рассказа «Никакой горчицы я не ел»
Стоял прекрасный весенний день, и герой решил не ходить в школу.
Он спрятал портфель и отправился гулять.
Мальчик разговорился с шофёром, но тот прогнал его.
Герой слушал умные речи взрослых, а те подшутили над мальчиком.
Мальчика прогнал дворник и прогнали рабочие с лесов.
Он сел на трамвай, а кондукторша сразу поняла, что он прогуливает школу.
Она сказала, что у мальчика такое лицо, будто он ел горчицу.
Герой не понял этих слов и обиделся.
Он слез с трамвая и наблюдал за работой экскаватора.
Герой глупо улыбался экскаваторщику.
Ему было непонятно, почему всем вокруг весело, а ему одному скучно.
План рассказа «Никакой горчицы я не ел» :
2. Разговор с шофёром.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль рассказа
Главная мысль автора в том, что каждый человек должен заниматься своим делом, чтобы не скучать.
Основная идея произведения в том, что скучают бездельники и лентяи.
Даже хорошая весенняя погода не спасёт от скуки, если тебе нечем заняться.
Если все вокруг заняты своим делом и только ты один прогуливаешь школу.
Чему учит произведение
Рассказ учит нас тому, что бездельничать плохо и что у каждого должно быть своё дело.
У взрослых это работа, у детей учёба.
Если не заниматься своим делом, прогуливать уроки, то будет скучно и грустно.
Ведь такой прогульщик обречён на одиночество.
Краткий отзыв о рассказе «Никакой горчицы я не ел» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я долго смеялась над злоключениями его героя.
Автору удалось написать очень смешную историю, которая читается на одном дыхании.
Он рассказал о том, как скучно проводит своё время одинокий прогульщик.
Герой рассказа думал, что ему будет весело, но оказалось наоборот.
Весело было всем, кто был занят делом, а ему скучно.
Мне не понравился поступок мальчика.
Прогуливать уроки нехорошо.
Так делают только очень плохие дети.
Рассказ заставляет задуматься о том, чтобы ценить своё время и не тратить его на пустое.
Каждый должен заниматься положенным ему делом, и тогда всем будет хорошо.
Я всем советую прочитать этот рассказ и никогда не поступать так, как его герой.
Ведь к чему приводит такой поступок, мы уже знаем.
Пословицы к произведению:
1. Кто любит науки, тот не знает скуки.
2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
А сам за угол завернул, на проспект вышел.
Весна. Солнышко. Птички поют.
Неохота как-то в школу.
Любому ведь надоест.
Словарь неизвестных слов:
Патент — документ, подтверждающий право.
Ещё читательские дневники по другим произведениям Виктора Голявкина:
«Тетрадки под дождём»
Библиотека произведений автора пополняется.
Конспект урока литературного чтения в 4-м классе. Тема «Виктор Голявкин. «Никакой я горчицы не ел»
Цели: создать условия для:
Ход урока.
I. Орг. момент. (Слайд № 2-чистый)
У: Я улыбнусь вам,
Вы улыбнетесь мне,
Улыбнетесь друг другу
И мы начнем урок.
II. Актуализация знаний.
У: Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. (Его рассказывает подготовленный ученик)
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
(Стихотворение Юлиана Тувима «ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ». А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.)
У: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Д: О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д.
III. Постановка учебной задачи. (Слайд № 3)
У: Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».
— Биографию писателя расскажет нам …(подготовленный ученик)
Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.
У: О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.
У: Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы.(Слайд № 5)
Д: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.
Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.
У: Давайте сформулируем цель урока.
Д: Выявить причины грустного настроения героя. (Слайд № 6)
У: А какие есть предположения по этому поводу?
Д: Обидел кто-то. Не хотел учиться.
У: Давайте сформулируем цель урока и гипотезу.(Слайд № 7)
Д: Цель: Выяснить, почему мальчику грустно.
(Почему ему сказали, что он наелся горчицы?)
Гипотеза: Кто-то обидел.
IV. Работа с текстом.
У: Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план.
Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи.»
У: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте. (Слайд №8)
Д: Хотелось петь, испытывал радость.
У: Как вы думаете, что могло произойти дальше?
Д: Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.
У: Что даст ему встреча?
Д: Его могут отругать, сделать замечание и т. д.
У: Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.
№ | Название части. | Какие чувства испытывал герой? | Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? | Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? |
1 | Прогульщик | Хотел петь, радовался свободе. | ||
2 | Шофер | Вздохнул и дальше пошел. | Прогнал (Не умеешь, не надо). | Делай то, что умеешь. |
3 | Изобретатели | Удивление, обида, возмущение. | Смеются над ним, Иронизируют. | В мире много непознанного. Познай! |
4 | Дворник | Нечем заняться, скучно, обида. | Злится, прогнал. Метла для работы. | Не мешай другим работать. |
5 | Строители | Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) | Прогнали, накричали. | Знай правила безопасного поведения. |
6 | Кондуктор | Усталость, испуг, стыд, страх. | Определила, что он прогульщик, разоблачила. | Тайное становится явным. |
7 | Экскаваторщик | Удивление, желание работать на экскаваторе. | Не захотел разговаривать. | Учиться надо, чтобы стать профессионалом. |
V. Вывод.
У: Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели?(Слайд №10)
Д: Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.
У: Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?(Слайд № 11)
Д: Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.
VI. Творческая работа. (Слайд № 13)
У: Подумайте и скажите, какой рисунок подходит к этому рассказу? Кстати, это рисунки самого Виктора Голявкина к своим рассказам.
VII. Домашнее задание по выбору. (Слайд №14)
Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.
Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.
Подобрать пословицы или крылатые выражения.
Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»
Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения.»
специалист в области арт-терапии
Литературноре чтение 29.01.2019
Тема: В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения.
расширить знания детей о творчестве В.В. Голявкина;
познакомить с произведением В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»;
формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;
формировать навык осознанного чтения; развивать память, связную речь, обогащать словарный запас;
Оборудование : учебник, презентация, карточки с заданием.
1. Организационный момент.
— Доброе утро, уважаемые гости и ребята!
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Я улыбнусь вам,
Вы улыбнетесь мне,
Улыбнетесь друг другу
И мы начнем урок.
— Кто готов работать, ровненько сели, посмотрели на меня.
2. Актуализация знаний.
— Проведём р ечевую разминку
— Прочитайте скороговорку про себя.
Наши руки были в мыле —
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
— Кто прочитайте скороговорку медленно, быстрее, ещё быстрее.
— Прочитайте хором с радостью.
— Чем занимались дети? (Мыли посуду)
— Что они делали? (Помогали маме)
— Как сказать, одним словом? (Трудились)
— А как вы помогаете своим родителям дома?
— Молодцы. Вы настоящие помощники.
Работа над стихотворением Юлиана Тувима «Всё для всех».
— Послушайте внимательно стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Всё для всех» и скажите, какая основная мысль этого стихотворения?
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
— Какая основная мысль этого стихотворения? (Все должны трудиться)
3. Сообщение темы и цели урока
— Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы будем говорить, о труде, о том, какой ваш главный труд).
— Можете ли вы сейчас работать?
— Какая самая главная ваша обязанность?
— Молодцы. Желаю вам успеха на уроке. Мы сегодня продолжим изучать тему «Делу время – потехе час»
4. Изучение нового материала
1) Знакомство с биографией В.Голявкина
— Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».
— Знаком ли вам автор? (Нет, не знаком)
-Послушайте краткую биографическую справку рассказ о жизни Виктора Голявкина.
Виктор Владимирович Голявкин родился 90 лет назад в городе Баку в семье музыкальных педагогов. Родители мечтали видеть сына музыкантом, но он выбрал живопись. Сначала он окончил художественное училище с отличием, затем Институт живописи с дипломом театрального художника.
Умер в 18 лет назад.
— Кем по образованию был Голявкин? (Писатель и художник)
— Кем видели его родители? (Музыкантом)
— Для кого он писал свои первые произведения? (Для взрослых).
— Как назывался первый рассказ Голявкина, написанный для детей? («Как решался сложный вопрос»)
— Как называлась первая книжка детских рассказов? («Тетрадка под дождём»).
— Ваши одноклассники также подготовили интересные факты о жизни Голявкина. Послушайте их.
1 ученик: Большинство своих книжек Виктор Владимирович иллюстрировал сам. Он был принят в члены Союза художников. Его картины выставлялись на выставках, а первая персональная выставка прошла в 1990 году. Две его работы были приобретены Государственным русским музеем.
2ученик: Голявкин сюжеты для своих рассказов берет из жизни. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, озорники, но своими поступками заставляют задуматься читателя.
— Кто иллюстрировал книжки Голявкина. (Иллюстрировал книги сам)
— Продолжите предложение, Голявкин был принят в члены… (В члены Союза художников).
— Сколько его работ были приобретены Государственным русским музеем? (2 работы)
— Откуда автор брал сюжеты для рассказов? (Сюжеты брал из жизни.)
— Продолжите предложение: Чаще всего героями рассказов Голявкина были … (Мальчики- герои его рассказов.)
— Что нового вы узнали о Викторе Галявкине?
2) Работа над рассказом «Никакой горчицы я не ел».
— Откройте свои учебники на с.29 и прочитайте название рассказа.
— Покажите мимикой лицо, когда вы едите что-то горькое?
— Каким оно становится? (Хмурое, недовольное, скучное, грустное)
-Как вы думаете, почему произведение так называется?
(Кто-то обидел мальчика; обвинили в том, что он ел горчицу, не хотел что-то делать…)
(Предположения детей, записываю на доске).
В тексте вам встретятся незнакомые слова
— Прочитайте значение этого слова в словаре на с. 218 (документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение).
— Подберите синоним к слову патент. (Документ)
Проспект – большая широкая и прямая улица.
4) Первичное чтение
— Сейчас мы прочитаем рассказ и проверим, подтвердятся ваши догадки или нет.
— Начинаю читать я, а дальше продолжит кто-то из вас.
— Совпало ли наше предположение?
— Нет, не совпало. Ел ли горчицу мальчик? (Нет, не ел)
— Но выражение его лица было таким, как будто он съёл горчицу.
5) Музыкальная физминутка
6) Анализ произведения
— С каким настроением вышел мальчик из дома? (С хорошим, ему хотелось петь)
— Почему это настроение стало меняться? (Ему было скучно, его разоблачили, что он лентяй)
— На самом ли деле он наелся горчицы? (Нет)
— Почему же окружающие подумали, что он ел горчицу? (Было грустное, глупое выражение лица)
— А какое лицо у детей, которые идут из школы? (Радостное, потому что они общались с одноклассниками, с учителями, узнали что- то новое, интересное)
— Кто первым указал мальчику, что у него лицо, как будто он ел горчицу? (Кондуктор)
— С людьми, каких профессий встретился мальчик? (строитель, дворник, кондуктор, шофёр, экскаваторщик)
— Каково же название болезни мальчика? (Лень)
— Кто, прежде всего, может и должен помочь главному герою? (он сам)
7) Выборочное чтение
— Почему мальчик не пошёл в школу?
(Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест…)
— Каким же был наш мальчик? (Ленивый)
— Что первое привлекло внимание мальчика на улице. Зачитайте.
(Смотрю машина, шофёр стоит в моторе что-то ковыряется…) (Разговорчивый)
— Прочитайте, что привлекло внимание мальчика в разговоре ученых? (Вот двое стоят…)
— Как каким был мальчик? ( Любопытным )
— Как изобретатели подшутили над мальчиком? (Тебе нечего делать? Видишь, вон дом кривой)
— Каким мальчик показался изобретателям. (Глупым, бездельником)
— О чём думал мальчик, после встречи с дворником? (Эх, чем бы заняться. )
— Каким сейчас он изображен? (Скучающим).
— Я попрошу вас смоделировать содержание текста. (На доске схема рассказа)
Разговор двух людей
— Подумайте, соответствует ли эта схема построению рассказа
— Правильно, ребята. А теперь восстановите последовательность этих частей рассказа.
Дети выходят по – одному к доске и, выбрав правильный вариант, восстанавливают последовательность событий в текст.
На улице была весна, светило солнышко (верю)
Главный герой залез на строительные леса и любовался городом. (не верю)
Дворник разрешил взять метлу мальчику (не верю)
На трамвае мальчик доехал до кольца (верю)
Свой портфель герой носил с собой (не верю)
На улице мальчик громко пел. (верю)
Мальчик не пошёл в школу, потому что не выучил уроки (не верю)
10) Работа с пословицами
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
В молодости не учился – жизнь потерял.
— Как вы думаете: какая из пословиц больше подойдёт к содержанию данного рассказа. Объясните свой выбор.
— Ребята, созвучны ли стихотворение, с которым мы познакомились в начале урока, пословицы, наш рассказ. Какая между ними связь? (все должны трудиться, приносить пользу государству)
5. Подведение итогов урока
— Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали? (Поучительный.)
— Так почему у мальчика было грустное и плохое настроение? (Он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.)
— Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе? (Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться?)
— Чему учит этот рассказ? ( Нужно учиться, не прогуливать)
— Понравился ли вам рассказ?
— Хотите ли вы познакомиться ещё с рассказами Виктора Голявкина?
— Я вам советую прочитать….
6. Домашнее задание.
— Прочитать рассказ с.29-34 и подготовиться к инсценировке фрагмента рассказа.
— Написать письмо: чтобы я посоветовал главному герою (по желанию).