Краткое содержание Шукшин Горе для читательского дневника
Рассказ начинается с описания героем-рассказчиком летних ночей, которые запомнились ему еще с 12-летнего возраста. Особенно одна, о которой и будет идти повествование.
Во время наблюдения за луной, юный герой услышал тихий плач. Это был старик Нечай – сосед. Он шел тихо, бормоча себе что-то под нос, но даже так герой мог слышать его.
Жена Нечая умерла 3 дня назад, и он до сих пор не мог найти себе места от горя. Бродя в эту ночь, он разговаривал с ней. Описывал как проходили похороны, спрашивал у неё – как дальше быть. Говорил о странных снах, что снились ему. Он не понимал, как она могла оставить его одного, не сказав ни единого слова перед смертью. Он размышлял вслух о том, что возможно это была ошибка и её похоронили живой. Даже начал думать, раскопать могилу чтобы убедиться в этом, ведь были же случаи…
Испугавшись, маленький герой Шукшина побежал к своему дедушке и подробно поведал о происходящем с Нечаем. Дед героя решительно пошёл разбираться с этим делом.
При встрече с Нечаем, начал корить его за бесцельную грусть, утверждая, что так старик и сам сляжет, а от этого прока никакого нет. Соседу в начале очень не понравилось, что его так нахально отвлекают от грусти, но под конец сдался и пошел с дедом Шукшина в дом. По дороге последний успокаивал Нечая, объясняя, что это действительно большое горе, но его надо пережить. Уже дома, расположившись на полу, дед решил поведать старику историю своих военных лет.
В те времена дедушка служил санитаром, помогал отвозить раненых в тыл. Шофером был – Миколай Игринев. На пути в тыл студебеккер, на котором они ехали остановили и пришлось втискивать в итак переполненный кузов еще одного раненого. Это был лейтенант. Но пока машина доехала до госпиталя, лейтенант уже скончался. Помогая вытаскивать из кузова труп, шофер Миколай понял, что это был его сын. Вернувшись домой на отпуск, Миколай так и не смог сообщить жене о смерти сына. Она так и считала его без вести пропавшим.
Шокированный таким концом Нечай, понял, что он не одинок в своем горе. Сочувствие чужому горю, облегчило его собственные страдания.
Данный рассказ учит сопереживанию чужому горю, преодолению одиночества, показывает, что важно вовремя прийти в себя и продолжать жить, несмотря ни на что.
Читать краткое содержание Горе. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Шукшин. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Горе
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Маленькая басня Эзопа, которая содержит великий смысл. В этой басне рассказывается о том, как лисица сильно проголодалась и по пути нашла спелую гроздь винограда.
Лесник, расчищая лесную просеку случайно наткнулся на лисью нору. Раскопав ее, он увидел, что в ней находится только один маленький лисенок. Видимо, остальных лиса уже перетащила в другую нору.
В произведение автор показывает конец страшной и долгой войны, сравнивая ее с праздником. Радуются не только люди, но и природа. Ведь именно весной с ее оживлением приходит весть о скорой победе.
Описывается обычный день Андрея Комяги, начавшийся рано поутру и завершившийся далеко за полночь. Опричник наделен многими обязанностями, среди которых: сжигание усадьбы, повешение владельца на ворота
Р.П. Погодин родился в 1925 году. Основными жанрами его творческой деятельности были повести, рассказы и сказки. Кроме того, он писал сценарии.
Краткое содержание Шукшин Одни для читательского дневника
Антип Калачиков и его жена Марфа прожили вместе 40 лет, родили 18 детей, из которых выжили и выросли 12. Антип всю жизнь работал шорником, изготавливал уздечки, сбруи, хомуты, седелки. Работал Антип прямо на дому, сидя справа от печки, где у него был обустроен свой рабочий уголок. В доме всегда пахло выделанной кожей, варом и дегтем.
Но Марфа привыкла трястись над деньгами. Она следила, чтобы муж не тратил драгоценное время на пустое, как ей казалось, развлечение. Он должен был шить, шить и шить, чтобы заработать побольше денег, – и это все! За все долгие совместно прожитые годы между супругами так и не возникло настоящего взаимопонимания.
Однажды из-за пристрастия Антипа к игре на балалайке у них произошел нешуточный конфликт. Марфа «догадалась» схватить балалайку и бросить ее в печь. Балалайка сгорела у Антипа на глазах. Тот выскочил на двор и порубил топором все изготовленные им изделия. После пошел пить и пил целую неделю. А потом он принес и повесил в своем уголке новую балалайку.
Осенний вечер. Антип сидит за работой, Марфа вяжет. Больше никого в доме нет: дети давно разъехались. Супруги молчат, но вот Антип спрашивает Марфу, о чем та задумалась, не о деньгах ли опять. Так и возникает у них, вроде как ни с того ни сего, разговор о смысле жизни. Марфа считает, что жизнь им была дана для детей, а Антип – что не только для детей, но и для себя. Если бы он жил для себя, то пошел бы, возможно, в музыканты. Марфе не нравится эта тема, она хочет говорить про детей. Она даже просит мужа оторваться от работы. Тогда Антип говорит, что сможет развеять ее тоску, если сыграет ей на балалайке. Марфа неожиданно соглашается.
Антип начинает готовиться к выступлению. Он встает, умывается, причесывается, надевает новую рубаху, потом берет в руки свою балалайку и начинает концерт. Шуточные и лирические песни и плясовые, которые играет Антип, пробуждают в супругах воспоминания об их молодости. Они поют, пляшут, разговаривают. Некоторые песни трогают Марфу до слез. В конце супруги приходят к полному примирению и даже просят друг у друга прощения за невольные обиды.
И вот Марфа вдруг предлагает Антипу взять четвертинку водки в магазине и идет к сундуку, чтобы достать деньги. Тогда обрадованный Антип говорит жене, что ему еще нужны деньги на новую балалайку, т.к. старая уже потрескалась, дребезжит, а в магазине как раз есть, только вчера привезли.
Марфе очень не хотелось давать деньги на балалайку, но Антип все-таки выпросил. С сердитым видом Марфа протянула Антипу 6 рублей. Тот, схватил эти деньги и побыстрее вышел из дома, чтобы жена не успела передумать.
Рассказ учит тому, что счастье и все самые лучшие моменты в жизни купить за деньги невозможно, и в погоне за деньгами, люди, наоборот, не могут себя реализовать и многого лишаются.
Читать краткое содержание Одни. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Шукшин. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Одни
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
В народной сказке Лисичка со скалочкой рассказывается о лисе, которая была очень хитрой и обманывала других, но в итоге получила по заслугам.
Детство – самая прекрасная пора в нашей жизни, в жизни каждого человека, потому очень важно все то, что происходит в то время. Джонни, фамилия которого Воробьев
Лесник, расчищая лесную просеку случайно наткнулся на лисью нору. Раскопав ее, он увидел, что в ней находится только один маленький лисенок. Видимо, остальных лиса уже перетащила в другую нору.
Мальчик из деревни восхищается рыбалкой с глубокого детства. Опытные рыбаки периодически соглашаются взять малого с собой и после нескольких походов обнаруживают, что тот странным образом приносит им удачу.
«Горе», анализ рассказа Шукшина
Жанровые особенности
Рассказ «Горе» описывает то, что переживает каждый человек. Это не просто «рассказ-судьба» по классификации Шукшина, но это рассказ о судьбе каждого. Читатель или был на месте одного из героев, или понимает неизбежность горя в своей судьбе. Отдельная судьба, которую читатель надеется не повторить – судьба шофёра Миколая Игринева.
Проблематика
Сюжет и композиция
Рассказ состоит из двух историй утраты близкого человека. Дедушка Нечай три для назад потерял жену и тосковал по ней так, что напугал притаившегося недалеко мальчика, наслаждающегося лунной ночью. Старик Нечай разговаривал с умершей женой, рассказывал, как её похоронили, вспоминал, как она умерла, и сетовал, что она ничего перед смертью не сказала, не попросила позвать доктора. Когда Нечай стал рассуждать о том, что по ночам ходит на могилу, чтобы проверить, не заживо ли похоронили жену, и даже собирается её откопать для проверки, мальчик побежал к собственному деду.
Мудрый дед рассказчика делает единственно возможное в этом случае: поговорив со стариком и призвав его терпеть, дед мальчика оставляет Нечая у себя и рассказывает ему историю, случившуюся с ним на войне. Ретроспективный эпизод – рассказ о горе ещё большем, чем у Нечая (если горе вообще можно измерить). Шофёр санитарной машины, при которой санитаром работал дедушка в войну, привезя раненых в госпиталь, увидел, что в санитарной машине был его собственный сын, молодой лейтенант. И он умер по дороге. А шофёр, Миколай Игринев, так и не смог сказать жене о смерти сына – она считала его пропавшим без вести: «Так хоть какая-то надежда есть». Сочувствие чужому горю помогает Нечаю смириться со своим.
Герои рассказа
Рассказчик – чувствительный мальчик, который может ощутить и красоту ночи, вызывающую необъяснимую, тайную радость, и горе старика, которое заслоняет для ребёнка в этот момент весь мир. Ему жалко дедушку Нечая, он плачет о его горе. Очевидно, история той ночи повлияла на личность мальчика и когда-нибудь помогла пережить ему собственное горе.
Дедушку Нечаева (Нечая) рассказчик называет маленьким старичком. Он худой, в длинной холщовой рубахе ниже колен. Дед сам не ожидал от себя такого проявления горя: он не может унять слёз, третий день мается и не знает, куда себя деть, у него опустились руки. Дед Нечай близок к помешательству, он разговаривает с умершей и не соглашается поначалу идти с дедом мальчика.
Дедушка мальчика – человек крутого нрава. Он говорит с Нечаем грубо, обещает погнать его домой палкой, стыдит его. Мальчик даже боится плакать, чтобы дед не дал подзатыльника. Но старик может и утешить, взывая к логике Нечая: не будут же все ложиться рядом с умершими от горя. Дед мальчика находит нужные слова и жизненный пример, чтобы вернуть Нечая к жизни.
Стилистические особенности
В рассказах Шукшина важны детали. Запах полыни, появляющийся в первой строчке и возникающий снова в момент, когда мальчик осознаёт силу горя соседа, – это символ горечи жизненных утрат.
В рассказе особенно важен пейзаж, организующий композицию. Шукшин несколькими штрихами прорисовывает портрет Нечая. Длинная рубаха ниже колен, ослепительно белеющая под луной, делает маленького худого старика похожим на покойника. Когда дед мальчика приводит Нечая домой и они оба укладываются на полу, укрывшись тулупом, дед будто спасает Нечая от мёртвого света луны, оживляя его.
Рассказчик в произведении – мальчик-подросток и одновременно взрослый писатель. Такое сочетание позволяет не скрывать своих чувств, не сдерживать восторга от того, что вокруг прекрасно, что земля тёплая и родная, что на ней не страшно. Ведь 12-летний мальчик ещё не знает, что ему предстоит пережить войну, а взрослый рассказчик знает. Такая двойственная точка зрения делает рассказ жизненным и правдивым.
Краткое содержание Шукшин Обида для читательского дневника
Саша Ермолаев вместе с дочкой пошел в магазин. Купили все, что было необходимо. Продавщица, приняла Сашу за пьяного человека, который прошлым днем устроил скандал в магазине.
Она уверенно стала оскорблять Сашу и винить во всех смертных грехах. Тот всячески пытался объяснить женщине, что вчера был на работе и последние недели вообще не пил. Рассерженный мужик потребовал заведующего отделом. Его позвали. Стали выяснять все втроем. Каждый твердит свое. Очередь у отдела образовалась огромная. Им уже надоел скандал. Из очереди то и дело звучат обвинения в адрес Саши, что тот видимо не помнит вчерашнего. Саша и старик из очереди стали спорить. Тот пошел в милицию, а Саша с дочерью домой. Этот пожилой человек жил в противоположном доме. Сашка решил навестить его, узнав адрес и фамилию.
Старик, увидев у себя в дверях молодого человека с магазина, сразу же позвал сына, обвиняя Сашу в оскорблении и хамстве. Бедный Саша сам начал обвинять старика. Игорь – сын старого человека, стазу же налетел на Сашу, собрал в руки его рубашку и чуть не швырнул с лестницы. Бедняга еле-еле схватился, чтобы не упасть. Сашка хотел пойти за молотком и прибить обоих. Во дворе его ждала жена. Она сумела успокоить мужа и повела его домой.
Читать краткое содержание Обида. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Шукшин. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Обида
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Повествование данного рассказа ведётся об интеллигентном человеке, сильно злоупотребляющим спиртные напитки, а имя этого персонажа Веничка. По жизни он привык мерить всё в граммах
История, описанная в книге один из многочисленных драматичных сюжетов Великой Отечественной Войны. Действие происходит в Белоруссии оккупированной немцами.
Рассказ начинается со встречи с Рыбниковым, который имеет звание штабс-капитана. В первом томе события происходят в 1905 году, в самый разгар войны между русскими и японцами.
Царь Этиокл выступает перед своими подданными на площади. Он говорит об опасности, которая угрожает его государству. Царь надеется, что боги защитят Фивы от врага. Женщины плачут. Этиокл призывает мужчин сражаться за свободу, а женщин отправляет по домам.
Джек Торранс, учитель по образованию, решает поработать зимой сторожем в гостинице Оверлук, которая расположена в горах. Когда-то он преподавал и даже пробовал писать книги, но начал выпивать и драться.
Горе читать онлайн бесплатно
Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит тихо. Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже — не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли. Притаишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, — сердце замирает от необъяснимой тайной радости. Жалко, мало у нас в жизни таких ночей.
Одна такая ночь запомнилась мне на всю жизнь.
Было мне лет двенадцать. Сидел я в огороде, обхватив руками колени, упорно, до слез смотрел на луну. Вдруг услышал: кто-то невдалеке тихо плачет. Я оглянулся и увидел старика Нечая, соседа нашего.
Это он шел, маленький, худой, в длинной холщовой рубахе. Плакал и что-то бормотал неразборчиво.
У дедушки Нечаева три дня назад умерла жена, тихая, безответная старушка. Жили они вдвоем, дети разъехались.
Старушка Нечаева, бабка Нечаиха, жила незаметно и умерла незаметно. Узнали поутру: «Нечаиха-то… гляди-ко, сердешная», — сказали люди. Вырыли могилку, опустили бабку Нечаиху, зарыли — и все. Я забыл сейчас, как она выглядела. Ходила по ограде, созывала кур: «Цып-цып-цып». Ни с кем не ругалась, не заполошничала по деревне. Была — и нету, ушла.
…Узнал я в ту светлую, хорошую ночь, как тяжко бывает одинокому человеку. Даже когда так прекрасно вокруг, и такая теплая, родная земля, и совсем не страшно на ней.
Длинная, ниже колен, рубаха старика ослепительно белела под луной. Он шел медленно, вытирал широким рукавом глаза. Мне его было хорошо видно. Он сел неподалеку.
— Ничо… счас маленько уймусь… мирно побеседуем, — тихо говорил старик и все не мог унять слезы. — Третий день маюсь — не знаю, куда себя деть. Руки опустились… хошь што делай.
Помаленьку он успокоился.
— Шибко горько, Парасковья: пошто напоследок-то ничо не сказала? Обиду, што ль, затаила какую? Сказала бы — и то легше. А то-думай теперь… Охо-хо… — Помолчал. — Ну, обмыли тебя, нарядили — все, как у добрых людей. Кум Сергей гроб сколотил. Поплакали, Народу, правда, не шибко много было. Кутью варили. А положили тебя с краешку, возле Давыдовны. Место хорошее, сухое. Я и себе там приглядел. Не знаю вот, што теперь одному-то делать? Может, уж заколотить избенку да к Петьке уехать. Опасно: он сам ничо бы, да бабенка-то у его… сама знаешь: и сказать не скажет, а кусок в горле застрянет. Вот беда-то. Чего посоветуешь?
Я струсил. Я ждал, вот-вот заговорит бабка Нечаиха своим ласковым, терпеливым голосом.
— Вот гадаю, — продолжал дед Нечай, — куда приткнуться? Прям хошь петлю накидывай. А это вчерашней ночью здремнул маленько, вижу: ты вроде идешь по ограде, яички в сите несешь. Я пригляделся, а это не яички, и цыпляты живые, маленькие ишо, И ты вроде начала их по одному исть. Ешь да ишо прихваливаешь… Страсть господня! Проснулся… Хотел тебя разбудить, а забыл, что тебя нету. Парасковьюшка… язви тя в душу. — Дед Нечай опять заплакал. Громко. Меня мороз по коже продрал — завыл как-то, как-то застонал протяжно: — Э-э-э… у-у… Ушла. А не подумала: куда я теперь? Хошь бы сказала: я бы доктора из города привез… вылечиваются люди. А то ни слова, ни полслова — вытянулась! Так и я сумею… — Нечай высморкался, вытер слезы, вздохнул. — Чижало там, Парасковьюшка? Охота, поди, сюда? Снишься-то. Снись хошь почаще… только нормально. А то цыпляты какие-то… черт те чего. А тут… — Нечай заговорил шепотом, я половину не расслышал, — Грешным делом хотел уж… А чего? Бывает, закапывают, я слыхал. Закопали бабу в Краюшкино… стонала. Выкопали… Эти две ночи ходил, слушал: вроде тихо. А то уж хотел… Сон, говорят, наваливается какой-то страшенный — и все думают, што помер человек, а он не помер, а — сонный…
Тут мне совсем жутко стало, Я ползком — да из огорода. Прибежал к деду своему, рассказал все. Дед оделся, и мы пошли с ним на зады.
— Он сам с собой или вроде как с ней разговаривает? — расспрашивал дед.
— С ей. Советуется, как теперь быть…
— Тронется ишо, козел старый. Правда пойдет выкопает. Может, пьяный?
— Нет, он пьяный поет и про бога рассказывает. — Я знал это.
Нечай, заслышав наши шаги, замолчал.
— Кто тут? — строго спросил дед.
Нечай долго не отвечал.
— Кто здесь, я спрашиваю?
Мы подошли. Дедушка Нечай сидел, по-татарски скрестив ноги, смотрел снизу на нас — был очень недоволен.
— Тут… Я слышал, ты с кем-то разговаривал.
— Я вот счас возьму палку хорошую и погоню домой, чтоб бежал и не оглядывался.
Старый человек, а с ума сходишь… Не стыдно?
— Я говорю с ей и никому не мешаю.
— С кем говоришь? Нету ее, не с кем говорить! Помер человек — в земле.
— Она разговаривает со мной, я слышу, — упрямился Нечай. — И нечего нам мешать.
Ходют тут, подслушивают…
— Ну-ка, пошли, — Дед легко поднял Нечая с земли. — Пойдем ко мне, у меня бутылка самогонки есть, счас выпьем — полегчает.
Дедушка Нечай не противился.
— Чижало, кум, — силов нету.
Он шел впереди, спотыкался и все вытирал рукавом слезы.
Я смотрел сзади на него, маленького, убитого горем, и тоже плакал — неслышно, чтоб дед подзатыльника не дал. Жалко было дедушку Нечая.
— А кому легко? — успокаивал дед. — Кому же легко родного человека в землю зарывать? Дак если бы все ложились с ими рядом от горя, што было бы? Мне уж теперь сколько раз надо бы ложиться? Терпи. Скрепись и терпи.
— Конешно, жалко… кто говорит. Но вить ничем теперь не поможешь. Изведешься, и все. И сам ноги протянешь. Терпи.
— Вроде соображаю, а… запеклось вот здесь все — ничем не размочишь. Уж пробовал — пил: не берет.
— Возьмет. Петька-то чего не приехал? Ну, тем вроде далеко, а этот-то.
— В командировку уехал. Ох, чижало, кум. Сроду не думал…
— Мы всегда так: живет человек — вроде так и надо. А помрет — жалко. Но с ума от горя сходить — это тоже… дурость.
Не было для меня в эту минуту ни ясной, тихой ночи, ни мыслей никаких, и радость непонятная, светлая умерла.
Горе маленького старика заслонило прекрасный мир. Только помню; все так же резко, горько пахло полынью.