Краткое содержание повести Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»
В 1883 году была написана повесть Дмитрия Григоровича «Гуттаперчевый мальчик». Краткое содержание произведения поможет подготовиться к уроку русской литературы. Трогательная история о непростой судьбе мальчика-сироты Пети, который зарабатывал на хлеб выполнением опасных трюков на арене цирка, не оставит равнодушным ни одного читателя.
Начало истории
Во время масленичной недели жизнь цирковых артистов кипела. Выступления давались каждый день, поэтому актеры не успевали даже отдохнуть. Режиссер попросил зайти к себе в кабинет клоуна Эдвардса и фрау Браун, дочь которой выступала на арене наездницей. Он накричал на женщину за то, что ее девочка три раза падала с лошади во время выступления и сильно напугала зрителей.
Режиссер с досадой смотрит и на Эдвардса: он боится, что клоун в очередной раз сорвется и уйдет в недельный запой. Он просит его, чтобы тот продержался хотя бы до конца недели. Когда наступит пост, артистам можно будет отдохнуть.
У восьмилетнего Пети жизнь оказалась непростой. У мальчика была взбалмошная мать, которую звали Анной. Она работала кухаркой. Женщина вышла замуж за швейцара и переехала в его крошечную каморку. Вскоре на свет появился их сын. Через какое-то время отец ушел служить, а спустя несколько месяцев Анна получила похоронку на него. Жизнь Пети и его матери заметно усложнилась, женщину не брали на работу из-за малолетнего ребенка.
Вскоре мать нашла нового ухажера — сильно пьющего и вечно ругающегося мужчину. Он с первых дней невзлюбил мальчишку, постоянно обижал его, шпынял и даже грозился утопить в проруби. Отчим пропивал все заработанные деньги, поэтому семья частенько голодала. Анна не выдержала такой жизни и умерла, а Петю взяла сердобольная подруга матери Варвара.
Соседями Варвары были цирковые артисты. Она и поведала циркачам грустную историю жизни сиротки. Женщина часто намекала, как было бы хорошо, если бы кто-нибудь из них взял Петю к себе в ученики. Но особого желания ни у кого не возникало, только акробат Беккер печально взглянул на паренька и о чем-то задумался.
Развитие событий
Однажды Варвара взяла подопечного за руку и отвела в цирковой павильон. Оказывается, акробат согласился его взять к себе, но сначала хотел провести смотр. Он сразу обратил внимание на прекрасную гуттаперчивость мальчика — тот был невероятно гибким от природы.
Мальчишка очень боялся строгого Беккера, но самое сложное ждало его впереди. Ежедневные тренировки выматывали маленького артиста. К тому же во время акробатических трюков нужно было улыбаться, а у него от страха лицо становилось каменным. Жизнь Пети в новых условиях практически не изменилась, он:
Совсем другая обстановка была в доме графа Листомирова — там было тепло, комфортно и весело. Для детей были созданы все условия. За хорошее поведение и отличные оценки тетка обещала отвести ребят на цирковое представление, поэтому в комнате наблюдалась возбужденная атмосфера, все пребывали в ожидании сказки. Отпрысков в семье было трое:
Старшая девочка внимательно следила за младшими, чтобы они не хулиганили. Она опасалась, что родители отменят поход в цирк. Но все-таки долгожданный день настал: они надели красивые наряды и отправились смотреть представление.
Заняв свои места, дети с большим интересом разглядывают зал. Открывает шоу веселый клоун Эдвардс. За ним поочередно выступают:
Завершают представление Беккер и маленький Петя. Мальчик выполняет опасные прыжки на шесте, который удерживает его наставник, а затем демонстрирует самый сложный трюк. Но вдруг что-то идет не по плану, и юный акробат падает с большой высоты.
Несчастный случай до глубины души трогает зрительницу Верочку, она весь вечер льет слезы и думает о несчастном акробате. Цирк продолжал работать в прежнем режиме, но уже без маленького Пети. Так выглядит рассказ «Гуттаперчевый мальчик» в сокращении.
Основная мысль
Главная идея, которую преследовал автор при создании своей повести, — социальное неравенство. Один ребенок растет в абсолютной нищете, имеет мать, с которой вряд ли можно брать пример, но и она рано уходит из жизни.
Мальчику приходится зарабатывать на хлеб путем тяжелых и изнурительных тренировок, слушать постоянные приказы и беспрекословно их выполнять. Он работает наравне со взрослыми артистами и погибает по их вине.
Ему противопоставляют детство детей Листомировых, которые живут в уютных комнатах с голубыми занавесками, игрушками и книжками. Для их игр отведена половина дома, там всегда царит веселье. Единственное, что от них требуют родители, — не хулиганить, не конфликтовать и не привлекать к себе внимания. За хорошее поведение их всегда ждет вознаграждение. Трагический случай шокирует старшую девочку — она впервые в жизни сталкивается с настоящей драмой и смертью.
Писатель в своей книге старается показать, как важно чувство сопереживания. Нужно учиться понимать чужое горе, не оставаться равнодушным к нему и протягивать руку помощи при виде жесткой несправедливости. Ведь однажды на этом месте может оказаться любой читатель.
Читать «Гуттаперчевого мальчика» детям предстоит в средних классах. Ученики делают по тексту краткий пересказ, заполняют читательский дневник, дают описание героям.
Григорович Дмитрий рассказ «Гуттаперчевый мальчик»
Читательский дневник по рассказу «Гуттаперчевый мальчик» Дмитрия Григоровича
Автор: Григорович Дмитрий Васильевич
Название произведения: «Гуттаперчевый мальчик»
Главные герои: Петя, Эдвардс, Беккер, Верочка.
Второстепенные герои: Анна, Варвара, Паф.
Характеристика главных героев:
Петя — Сирота 8 лет. Гибкий и худенький.
Ученик акробата. Несчастный ребёнок, которого часто бьют.
Эдвардс — Клоун. Добрый, но бесхарактерный.
Беккер — Акробат.
Жестокий, чёрствый, бездушный.
Верочка Листомирова — Девочка добрая и отзывчивая.
Характеристика второстепенных героев:
Анна — мать Пети. Несчастная больная женщина.
Варвара — прачка, отдала Петю акробату.
Паф — младший сын Листомировых. Апатичный, тяжёлый мальчик.
Краткое содержание рассказа «Гуттаперчевый мальчик»
Клоун Эдвардс часто уходит в запой, и директор просит его продержаться до конца Масленицы.
Эдвардс опекает Петю, прозванного за свою гибкость гуттаперчевым. Но наставник Пети, акробат Беккер, гонит Эдвардса прочь.
Когда-то Беккер взял сироту у прачки и тренировал, постоянно наказывая.
Теперь он хотел, чтобы Петя выполнил особо опасный трюк.
На представление приводят детей графа Листомирова, которые ждут выступление мальчика.
Но Петя падает, дети плачут и их срочно уводят.
На следующий день имени Пети уже не было на афишах, а Эдвардс запил.
План произведения:
1. Просьба директора.
2. Эдвардс и Беккер.
7. Дети Листомировых.
Основная мысль повести «Гуттаперчевый мальчик»
Главная мысль рассказа в том, что дети должны иметь счастливое детство и не знать равнодушия.
Основная идея произведения в том, что нельзя использовать детский труд.
Чему учит рассказ
Рассказ учит отзывчивости и состраданию.
Учит всегда помогать тем, кто нуждается в помощи.
Учит заступаться за тех, кто несправедливо обижен.
Учит проявлять доброту, учит презирать трусов и эгоистов, бороться за справедливость.
Краткий отзыв по произведению «Гуттаперчевый мальчик» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я была поражена трагической судьбой мальчика.
Петя оказался сиротой и за ним некому было ухаживать, никто о нём не заботился.
И Петя попал к жестокому акробату, практически садисту.
Беккер мучил и истязал ребёнка, заставлял выполнять опасные трюки.
И один из таких трюков заканчивается печально.
Это очень грустная история.
Автор специально использует контраст между счастливой, беззаботной жизнью детей Листомировых, и судьбой сироты Пети.
Он показывает, как действительно должны жить все дети на свете.
Мне понравилась Верочка Листомирова, добрая и отзывчивая девочка, которая впервые столкнулась с суровым миром взрослых.
Мне жаль Петю, несчастного мальчика, который был лишён детства.
Мне ненавистен равнодушный Беккер.
Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, что мы живём гораздо в более прогрессивные и гуманные времена.
Сейчас даже о сиротах заботится государство и они имеют возможность получить образование, а не трудиться с малолетства.
Пословицы к произведению:
Сироту каждый обидеть может.
Делая зло, на добро не надейся.
Ни слова ласкового, ни хлеба мягкого.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Мальчик продолжал скользить на спине и тихо-тихо спускался вниз головою.
Внезапно что-то сверкнуло и завертелось, сверкая в воздухе; в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену.
В один миг всё заволновалось в зале.
Часть публики поднялась с мест и зашумела; раздались крики и женский визг; послышались голоса, раздражённо призывавшие доктора.
Словарь неизвестных слов:
Гуттаперча — особая растительная смола.
Гуттаперчевый — гибкий.
Труппа — цирковые артисты.
Голиаф — мифический великан, силач.
Апатичный — равнодушный.
Тафта — дорогая ткань.
Антон-Горемыка, Григорович Дмитрий Васильевич
Краткое содержание, краткий пересказ
Краткое содержание повести
Антон, пятидесятилетний крепостной мужик, сухощавый и сгорбленный, глядящий на мир Божий потухшими глазами, занят заготовкой топлива на зиму.
Возвратившись в свою избенку, Антон застает там гостью, нищую старуху Архаровну, которая не столько побирается, сколько высматривает добро у обитателей села. Ужинать Антону приходится одной тюрей из кваса и хлеба, однако же он не ропщет и еще ухитряется из своей доли половину отдать детям. Растабарывая с бабкой, Антон вспоминает о своем брате и сыне Архаровны, которых взяли в солдаты, — давно уж от них никаких вестей нет.
Речи мужика обращены не столько к гостье, сколько к самому себе: в какой уже раз обдумывает он свое горькое житье. Заедает его век злодей-управляющий, пришло время подушное платить, а денег ни полушки; грозится Никита Федорыч сдать Антона в солдаты, а кто тогда жену и малолеток прокормит?
Не успел Антон из-за стола выйти, как его зовут к управляющему. Никита Федорыч, человек плотный и приземистый, похожий на бульдога, грозно встречает недоимщика и, не слушая его жалобных оправданий, требует продать последнюю лошаденку, чтобы расплатиться с барином.
Как ни плачет, как ни убивается жена, приходится Антону ехать на ярмарку в город и продавать кормилицу.
В довершение напастей в дороге встречает Антон мельника, которого он давно избегает (и мельнику должен он за помол). Мельник, понятно, тоже требует свое.
На ярмарке и без того небойкий и запуганный мужичок и вовсе растерялся. А тут еще цыгане-лошадники и промышляющие возле коней мошенники (они делают вид, что хотят помочь Антону) совсем заморочили крестьянину голову. День проходит впустую — Антон так и не решается продать пегашку, боясь продешевить.
Новые «друзья» Антона ведут его ночевать на постоялый двор, где и подпаивают разомлевшего от усталости и голода мужика. Утром же бедолага обнаруживает пропажу лошади.
Хозяин постоялого двора, бывший в сговоре с грабителями, требует, чтобы Антон расплатился за ужин и водку. Приходится ему последний полушубок с себя отдать.
«Знающие люди» советуют Антону идти на поиски лошади в одну из близлежащих деревень, хотя и смекают, что без выкупа он только ноги зря собьет.
Удобно расположившиеся на лавке советчики долго еще обсуждают несчастье, приключившееся с Антоном. Их слушают вновь прибывшие постояльцы, один из которых знаком с горемыкой. Он объясняет главную причину бедствий Антона. Его невзлюбил управляющий, уверенный, что жалоба господину на своеволие Никиты Фе-дорыча исходит от Антона.
В то время как Антон бредет неведомо куда по непролазной грязи, Никита Федорыч балует себя чаем, закармливает и без того толстого неповоротливого сыночка и перебранивается с женой, От этих приятных занятий его отрывает мельник, вместе с которым управляющий обделывает темные делишки. Мельник жалуется все на того же Антона — не хочет расплачиваться за помол.
С мельником Никита Федорыч поладил и собрался было возобновить чаепитие, но тут на него с новой силой напускается супруга, не без оснований подозревающая, что её благоверный утаивает деньги, полученные от мельника.
Трое суток скитается Антон в поисках украденной клячонки по промозглым осенним проселкам. В горе не замечает он ни студеного дождя, ни усталости, ни голода и холода.
Поиски, как и следовало ожидать, оказываются тщетными. Почти обеспамятевший возвращается Антон ранним утром в свою деревню и первым делом направляется к Никите Федорычу. Караульщики его не пускают — управляющий еще почивает.
Как полоумный бежит несчастный мужик домой и наталкивается на Архаровну. Ему вспоминаются ходившие по деревне слухи о её потаенном богатстве, и Антон решает, что она может выручить его. «Помоги, коли хочешь спасти душу христианскую от греха, — дай денег!» — кричит он в полном отчаянии.
Испугавшаяся старуха ведет его за собой в овраг, в котором, по её словам, у нее в кубышке спрятана малая толика рублевиков.
Однако в овраге Антона хватают два дюжих молодца. В одном из них он узнает своего брата Ермолая. Другой оказывается сыном старухи — и оба они беглые солдаты, теперь промышляющие воровством и разбоем.
Ермолай рассказывает, как они вчера ограбили купца, и обещает помочь брату. Нужно только сначала для встречи в кабак зайти.
В кабаке Антона ожидает новая беда, горше прежних. В кабаке Ермолая и его напарника опознают и задерживают, а вместе с ними как сообщника вяжут и Антона.
Неделю спустя после этих событий на улице толпится почти весь деревенский люд. Каждому хочется видеть, как повезут разбойников в острог. Особенно интересуются зеваки тяжелыми березовыми колодками, которые будут набивать преступникам на ноги.
В толпе обсуждают участь Антона и сваливают на него все кражи, случившиеся в округе. «Знамо, окромя своего некому проведать, у кого что есть. «
Наконец появляется процессия в составе Никиты Федорыча, конвойных солдат и арестантов. За Антоном, который идет последним, тащатся жена и дети, ревущие во весь голос. Когда подошла очередь набивать колодки Антону, бедолага, «сидевший по сю пору с видом совершенного онемения, медленно поднял голову, и слезы закапали у него градом».
Ермолай и сын Архаровны на людях хорохорятся и пошучивают, но напоследок Антонов брат кричит односельчанам уже без прибауток: «Не поминайте лихом! Прощайте, братцы, прощайте, нас не забывайте!»
Телеги с арестантами приближаются к околице, и, как бы скрывая их от людских взоров, пушистые хлопья снега начинают покрывать промерзшую землю, а холодный ветер принимается дуть еще сильнее.
И лишь только Никита Федорыч провожает уезжающих взглядом, довольный, что таки разделался с «разбойниками».
«Гуттаперчевый мальчик» — краткое содержание рассказа Д.В. Григоровича для читательского дневника
«Гуттаперчевый мальчик» — известная повесть в творчестве Дмитрия Григоровича. Современники высоко ценили книги этого писателя о крестьянском быте. Трогательная история, выдержанная в традициях европейской литературы тех лет (в частности, книг Чарльза Диккенса) и сегодня находит отклик в сердцах читателей. А краткое содержание «Гуттаперчевого мальчика» для читательского дневника поможет понять смысл произведения.
Жанр и история создания
Повесть была написана уже после того, как к Григоровичу пришел первый литературный успех в 1860-е годы. Он перестал писать, вернулся к своим занятиям живописью, и лишь в 1883 году выпустил новую повесть — такова история создания «Гуттаперчевого мальчика». Сразу после того, как книга увидела свет, она стала очень популярной, очень быстро вошла во все хрестоматии для школьников, хотя читали ее, конечно, и взрослые. И после революции она стала обязательным пунктом школьной программы.
Произведения касается социокультурной проблематики, по жанру это психологическая повесть. Это книга о детстве, причем оно рассмотрено как бы с двух сторон:
Краткое содержание
Краткое содержание для читательского дневника можно свести к следующему. Главные герои «Гуттаперчевого мальчика» — Петя и дети графа Листомирова — Верочка, Зина и Павел. История Пети обыденна для его эпохи. Его матерью была любвеобильная кухарка, которая родила сына от одного из своих кавалеров. Не сказать чтобы с матерью мальчику жилось хорошо, но по крайней мере о нем кто-то заботился. Но когда она умерла, он остался на попечении ее землячки, прачки Варвары.
Женщина по-своему позаботилась о ребенке. Она отдала его в ученье к цирковому гимнасту Беккеру. Петя боялся его и не хотел к нему идти, но выхода у него не было. Беккер, который и по-русски говорит недостаточно хорошо, не может добиться от ученика каких-либо результатов иначе, чем угрозами. Даже беглая характеристика, которую дал этому персонажу сам автор, показывает, что перед нами грубый, жесткий, вечно чем-нибудь недовольный и раздраженный человек.
Пожалуй, единственный человек, которому есть дело до несчастного Пети — это уже немолодой клоун Эдвардс (Василий Васильевич). Он — главное украшение цирковой программы, и ему позволяется многое. Но когда клоун просит Беккера, чтобы он отпустил Петю прогуляться с ним, тот не соглашается.
С другой стороны — дети графа Листомирова. Казалось бы, Вера, Зина и Павел живут просто роскошно, особенно если сравнить их с Петей. Но на самом деле их родителей заботит только одно — чтобы они были тихими и послушными детьми, удобными для мамы, папы и прочей родни, чтобы всячески стремились понравиться взрослым.
На масленичной неделе дети в семье Листомировых вели себя хорошо. Поэтому в награду их обещают сводить в цирк. Тем более что Верочка уже прочитала афиши и хочет посмотреть именно на гуттаперчевого мальчика. Она даже пристает ко взрослым с вопросами, почему мальчика назвали гуттаперчевым (а назвали его так из-за его необычайной гибкости). Наконец-то дети оказываются в цирке.
И вот во время последнего выступления они видят Петю. Мальчик, как обычно, забирается вверх по шесту, а затем начинает выполнять трюки:
Что касается Пети, то ему обмотали тряпками переломанные ребра, положили на тюфяк и оставили. Цирк опустел, и только клоун Эдвардс оставался с умирающим мальчиком. На следующий день номер Пети уже не значился на афише — ведь исполнитель погиб.
Вот такую пронзительную историю рассказывает произведение Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», которому, в отличие от ее маленького героя, была суждена такая долгая жизнь. И лучше ее полностью читать онлайн или с бумажного источника, без сокращений, чтобы лучше понять жизнь героев и оценить удивительно точный и образный язык автора.
Анализ произведения
Хотя аннотация произведения обычно составляется так, что читатели думают, будто бы книга будет посвящена исключительно проблемам неравенства, на самом деле это не так. Эта книга рассказывает о том, каким может быть детство. Особое значение она имеет для тех, кто интересуется эпохой, в которой все это происходит.
Те, кто будут писать сочинение, наверняка отметят, что автор искусно в книге противопоставляет детей и их миры. Так, Петя обладает от природы многими талантами. Когда автор ведет рассказ, он упоминает, что все было бы гораздо лучше, если Петя не должен был бы трудиться в цирке с пятилетнего возраста.
Автор очень хорошо играет на контрастах, он описывает гимнаста Беккера как огромного и хорошего откормленного, которому гибкий и тщедушный Петя просто не может противостоять. Цирк, в котором работает герой, наполнен детскими криками, но это не просто выход энергии. Дети кричат от боли страха, пока взрослые артисты продолжают их буквально дрессировать. На манеж маленькие артисты выходят так же, как большие, и это никого не удивляет.
В доме графа Листомирова к детям, на первый взгляд, относятся хорошо. Им отведена специально половина дома, и здесь всегда царит веселье, дом наполнен смехом. Однако все это просто видимость. Здесь от детей требуется только одно качество — послушание. Они должны быть неконфликтными, комфортными в общении, не привлекающими к себе излишнего внимания. Это особенно ярко демонстрирует одна деталь, которую критики выпускают из виду.
Это голубые занавески, которые висели в детских комнатах детей Листомировых. Они закрывали окна от яркого солнечного света и должны были уберечь детей от перевозбуждения.
Но на самом деле дети, которые не видят солнца, то есть родительской ласки и тепла:
Бить их за это, конечно, не будут, но достаточно суровое наказание все равно последует.
Старшая дочь Верочка — фантазерка. Она постоянно сочиняет сказки и басни. Однако это занятие в доме, мягко говоря, не поощряется. Точнее, находится под прямым запретом, хотя такие выдумки все-таки явно были частью ее натуры. Иногда девочка начинала сочинять даже по ночам, что-то нашептывая себе под нос. В таких случаях гувернантка делала ей строгий выговор.
Так что в Верочке постоянно борются две стороны:
Другие герои
Павел Листомиров (его домашнее прозвище — Паф) является полной противоположностью гуттаперчевого Пети, который никогда в своей короткой жизни не спал вволю и не ел досыта. Паф маленького роста, пухлый, с круглым лицом, он отличается крайне спокойным нравом и вообще мало реагирует на то, что происходит вокруг.
Он находит поход в цирк интересным, и родня этому даже удивляется, поскольку обычно мысли Пафа сосредоточены только на еде. При этом как раз сыну граф Листомиров уделяет больше внимания. Наедине с самим собой он, впрочем, не думает, чему учить сына, а только мечтает о том, как тот сделает карьеру на государственной службе.
Нельзя назвать счастливой и шестилетнюю Зизи. Ее буквально пичкают лекарствами, среди которых, как утверждает автор, важную роль игра тресковый жир. От него бедная девочка только бьется в истерике. Хотя, по сути, все, что ей нужно — это просто движение и прогулки на воздухе, но как раз этого в доме графа и не позволяется.
Можно сказать, что главная мысль «Гуттаперчевого мальчика» заключается в том, что именно дети — будущее страны. Но в ней просто нет счастливых детей. Даже те, что растут в тепличных условиях, в богатстве и комфорте, не чувствуют себя счастливыми. Что же касается всех прочих сословий, то в них на плечи детей ложится такая же нагрузка, как и на взрослых, и зачастую она ощущается острее.
А между тем, именно то, как относятся в обществе к детям, является показателем развития общества в целом. Григорович старается привлечь внимание читателей к тому, что в России той эпохи это было огромной проблемой, что в итоге и привело к социальному взрыву и революции.
Отзывы читателей
Думаю, что каждый согласится, что это хорошее произведение. Оно многому учит и сможет подарить непередаваемые чувства, когда представляешь главных героев. Рекомендую прочитать — очень полезная информация содержится в издании для любого возраста.
Автор хорошо раскрыл тему отношений, да и не только. Если смотреть на описание произведения, начинаешь понимать, что есть и другая сторона жизни, которую многие даже представить не могут. Книга хорошая, и много чего означает, если читать вдумываясь.
Прочитав текст, до конца и не понял главную мысль, но автор четко рассказывает по плану. Здесь каждый сможет получить ответ о непростой судьбе героев и понять, что не все живут хорошо. Рекомендую прочитать каждому, причем не только в классе по школьной программе, но и взрослым.