Рассказ Чехова «Хамелеон»: краткое содержание и анализ, 7 класс
«Хамелеон», рассказ А.П. Чехова. Краткое содержание. Русская литература, 7 класс. Читать произведение полностью. Аудиокнига и пересказ. Анализ: тема, герои, смысл названия.
«Хамелеон» — юмористический рассказ А.П. Чехова, опубликованный в 1884 году под псевдонимом «А. Чехонте». В центре повествования — полицейский надзиратель, несколько раз меняющий отношение к происшествию с щенком из-за сомнений, бродячая перед ним собака или генеральская.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Полный текст рассказа «Хамелеон» можно прочитать в «Викитеке». Аудиоверсию можно послушать на YouTube.
В 2009 году режиссер Алексей Дёмин снял по мотивам чеховского рассказа мультфильм «Очумелов».
Краткое содержание чеховского «Хамелеона»
Через рыночную площадь в сопровождении городового шагает полицейский надзиратель Очумелов. Вдруг он слышит собачий визг: это борзой щенок до крови цапнул за палец золотых дел мастера Хрюкина.
Очумелов возмущен: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!». Он велит городовому Елдырину составить протокол, а собаку «истребить немедля».
Из толпы говорят, что собака, возможно, принадлежит генералу Жигалову. Заслышав о генерале, надзиратель тут же начинает ругать покусанного Хрюкина: «Как она могла тебя укусить. Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком…».
Из толпы подсказывают, что Хрюкин тыкал собаке «цыгаркой в харю для смеха». Мастер спорит, уверяя, что это ложь.
Иллюстрация Сергея Герасимова
Но тут рыжий городовой заявляет, что собака не очень-то похожа на генеральскую. Очумелов снова ругает щенка: «Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…».
Однако городовой начинает сомневаться в собственных словах: может, собака и генеральская, недавно похожую он видел у Жигалова во дворе. Очумелов опять говорит про пса с почтением: велит отвести к генералу и узнать, не его ли это щенок.
Мимо идет генеральский повар Прохор. Он сообщает, что это не их собака. Очумелов в очередной раз меняет указание: собаку истребить. Но повар продолжает: собака не генерала, а его брата.
Очумелов расплывается в улыбке: «Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха…».
Повар уводит борзого щенка, а толпа смеется над Хрюкиным. Погрозив мастеру напоследок, полицейский надзиратель уходит.
Иллюстрация Дмитрия Кардовского
Анализ произведения
Тема рассказа
Тема «Хамелеона» — беспринципность, готовность бесконечно менять свою точку зрения и поведение в зависимости от кажущейся выгоды.
Смысл названия
Хамелеон — это ящерица, способная менять окраску ради маскировки. Точно так же полицейский надзиратель Очумелов ежеминутно меняет взгляд на ситуацию. Он то ругает собаку и велит ее «истребить», то заступается за щенка и грозит пострадавшему Хрюкину. При этом меняется даже манера разговора, а сам надзиратель то снимает, то надевает пальто.
Создается впечатление, что в Очумелове нет ничего постоянного — только желание ненароком не обидеть генерала.
Герои
Чехов традиционно не раздает героям авторских оценок и даже не приводит подробных описаний. Он показывает небольшой эпизод из жизни, позволяющий читателям самим составить мнение о персонажах по их словам и действиям.
Главный герой рассказа — полицейский надзиратель Очумелов, человек необразованный и косноязычный. С лавочниками он демонстрирует строгость, ведет себя как самодовольный начальник. Но при словах о генерале он резко становится подобострастным и скромным. Очумелов то и дело говорит о порядке, но вместо стремления разобраться в ситуации демонстрирует отсутствие принципов и желание выслужиться перед генералом.
Хрюкин — полупьяный мастер, которому прокусил палец борзой щенок. Сначала он врет полицейскому, что собака укусила его просто так, но потом выясняется, что Хрюкин дразнил щенка, тыкая ему сигаркой в морду.
Городовой Елдырин — безликий подчиненный Очумелова. О нем известно лишь то, что он рыжий. В рассказе работа полицейского сводится к тому, что он несет сито с конфискованным крыжовником и помогает надзирателю снять пальто. Он то говорит, что собака не похожа на генеральскую, то вдруг соглашается, что она может принадлежать Жигалову.
Повар Прохор не описывается вообще. Он лишь сообщает толпе, что собака принадлежит не генералу, а его брату. Благодаря этому Очумелов успевает еще дважды сменить тон и отношение к делу.
Иллюстрация Кукрыниксов
В чем идея рассказа
Чехов, как и во многих других произведениях, высмеивает рабское сознание соотечественников, их раболепство и угодничество. Как и в рассказе «Толстый и тонкий», в центре внимания автора — человек, который полностью меняется, едва речь заходит о высоких чинах.
А поскольку этим «хамелеоном» оказывается полицейский начальник, который должен обеспечивать порядок и законность, читатель невольно задумывается о том, что именно из-за таких беспринципных людей в России вечно творятся глупость и несправедливость.
Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”? Над чем смеется Чехов и что его огорчает в рассказе «Хамелеон»? Приведите примеры случаев «хамелеонства» в современной жизни. Как закончился рассказ у Чехова? А как закончили бы его вы?
Заранее спасибо
Противоречия в характере Онегина делают его образ жизненным, далеким от схематизма. Он ни положительный, ни отрицательный, а почти реально существующий: Как ты да я, да целый свет… На протяжении романа образ Онегина кардинально меняется. В конце повествования это уже не тот повеса, который, устав от пиров и балов, все критикует. Евгений узнал жизнь настоящую, а не карнавал. Он научился подчиняться обстоятельствам, а не игнорировать их. Глубокие и искренние переживания делают героя богаче духовно. Наблюдательный человек и тонкий психолог, Онегин при первой же мимолетной встрече оценил Татьяну. Но обстоятельства, его эгоизм и покорность традициям того общества, которое он презирает, разлучают их. Встретившись безнадежно поздно, герои понимают, что «счастье было так возможно», но они сами его упустили. Онегин поступил с героиней благородно, но недальновидно. Ему и в голову не могло прийти, что через несколько лет он будет умирать от любви к этой «простушке», «сельской девочке». Да, такова его судьба. Он везде лишний, страдающий сильно и от души от своей ненужности
Проект Мой любимый писатель-сказочник
Подбери фотографии писательницы, а также иллюстрации из книг о Муми-троллях, кадры из мультфильмов и т.д.
А текст вот:
======================================
На свете есть много замечательных писателей-сказочников. Их сказки вошли в сокровищницу мировой культуры.
Однако самой любимой писательницей-сказочницей для меня всегда была и остается Туве Янссон. Ее серия книг о муми-троллях и других чудесных существах не просто увлекательна и интересна, но и имеет глубокий философский смысл. Туве Янссон — всемирно известная писательница и художница, она родилась и жила в Финляндии, но писала на шведском языке. Ее книги переведены на десятки языков и любимы во всем мире.
Издание 1996 года. Сохранность отличная. В романе известного американского писателя Майкла Крайтона читатель снова встретится с героями книги «Парк Юрского Периода». После трагедии, проиизошедшей в Парке, прошло шесть лет. После гибели динозавров заповедник подвергся реконструкции, а остров закрыли для посторонних лиц. Но слухи о том, что на острове сохранилась жизнь, все-таки имеют основания. Перевод с английского А.А.Марченко и С.И.Минкина.
Ломоносов, Михаил Васильевич
Михаил Васильевич Ломоносов
Прижизненное изображение, 1757Дата рождения:
деревня Мишанинская (ныне — село Ломоносово),
Архангелогородская губерния,
Русское царство
4 (15) апреля 1765(53 года)
естествознание, химия,физика, минералогия,история, филология,металлургия, опто-механика, астрономия
Академия наук и художеств(c 1747 — Императорская Академия наук и художеств)
академик СПбАН
член Академии художеств
почётный член Стокгольмской и Болонской академий наук
Санкт-Петербургский государственный университет, Марбургский университет[3] и Славяно-греко-латинская академия[3]
Христиан фон Вольф
учёный-энциклопедист,основатель Московского университета
Произведения в Викитеке Михаил Васильевич Ломоносов наВикискладе
Запрос «Ломоносов» перенаправляется сюда; о других людях с фамилией Ломоносов и о названиях, основанных на ней, см. Ломоносов (значения).
Запрос «Михайло Ломоносов» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов(8 [19] ноября 1711[5], деревня Мишанинская[4] (ныне — селоЛомоносово), Архангелогородская губерния, Русское царство —4 [15] апреля 1765, Санкт-Петербург,Российская империя) — первый русскийучёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химииопределение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований[6][7][8]; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики[9]; заложил основы науки о стекле.Астроном, приборостроитель, географ,металлург, геолог, поэт, филолог,художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проектМосковского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера[10][11][12].
Статский советник, профессор химии (с1745), действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук. Яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).
над чем смеется чехов и что его огорчает (рассказы : хамелеон, злоумышленик, хирургия) сочинение
Рассказ «Хамелеон»смешон, но за смешным просматривается
невесёлый порядок вещей.
Комический эффект достигается в рассказе – повторением.
В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?).
Шесть раз. меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз
меняется реакция полицейского надзирателя.
Над чем смеётся Чехов?
Очумелов-честный хамелеон.
По глупости ли, по неумению, не хватает ума прикинуться
принципиальным.
Не умеет прикрыть своё хамелеонство.
Отсутствие порядочности и благородства.
Чехов показывает своё негативное отношение к
чинопочитанию и выслуживанию; смеётся над рабской
психологией.
В рассказе юмор носит саркастический характер.
В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное
содержание.
Особенные чеховские приемы создающие комический эффект
в рассказе.
Это достигалось ярким заглавием.
Название рассказа «Злоумышленник» звучит как насмешка.
Значащими именами, фамилиями
Сюжетом, который строится на необычном положении;
Выразительной деталью;
Сценичностью диалога и речью героев
(Сочетания в речи персонажей разностилевой лексики не
только создает комический эффект, но и помогает Чехову
открыть истинное лицо героев)
Писатель раскрывает проблему русского национального
характера: халатность, надежду на «авось», желание выкрутиться
всеми возможными способами;
объясняет темноту, невежество, необразованность
мужика; логику выживания в тех социальных условиях,
в которых человек превращается в дикое, нелепое,
забитое существо.
«Хирургия»
Писатель показывает своих героев смешными при
помощи описания одежды, портрета, поведения героев,
их речи, а также при помощи «говорящих» фамилий.
Вонмигласов-служитель церкви.
Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий.
Он смешон, потому что его кощунственное поведение не с
оответствует поведению священника.
Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек,
но хочет казаться культурным, умным, образованным.
Жил-был Денис, да ещё Григорьев. Раньше так называли деревенских мужиков. Он жил около железнодорожной станции и небольшой речки под названием Нева, которая впадала в Карское море, а обратно никак не могла выпасть, потому что речки не выпадают, а только впадают. Нева тоже впадала. В ней жили караси и шелешпёры и ещё всякая дрянь. Это такие птицы, только они живут под водой. А Григорьев был заядлый рыбак, он каждый день таскал домой шелешпёров, жрать-то было больше нече. А надо было кормить поросёнка и корову. Денис ловил рыбу сетями и ему были нужны грузила, чтобы рыба не могла утащить сети к себе домой. И он стал откручивать гайки, коими рельсы были прикреплены к шпалам. Долго надо было крутить, да ещё оглядываться, чтобы не поймал урядник, боязно было, что ты! Григорьев всегда выпивал полведра водки, а потом уже шёл на «железку», чтобы не боязно было. Но однажды его всё-таки поймал урядник и затолкал в кутузку и сказал, что так и было. В кутузке было плохо и Денис загоревал по корове с поросёнком, да и жрать захотел. Тогда он отпросился у урядника, мол де мне надо заткнуть хайло своим животинам, те уже давно базлали на всю поскотину, да так громко, что стрелочник не услышал гудка паровоза и не перевёл стрелку, куда надо и поезд повернул, куда не надо и улетел в речку с полным вагоном соли, где у Дениса стояли сети с шелешпёрами. На этом пути Григорьев уже давно открутил все гайки и привязал к своим сетям, чтобы было красиво. Был большой бульк и пшик, паровоз то был горячий. Долго ещё шипело в речке. А когда подбежал народ вытаскивать паровоз, то уже на этом месте сварилась настоящая уха. И все побежали домой за ложками, а кто и за ведром, чтобы похлебать на дармовщинку Григорьевой ухи. Но Денис был не такой, он выломал жердину с прясла и сделал шлагбаум, и стал по одному пропускать мужиков к речке за 2 копейки. Так он стал богатым и смог откупиться от урядника, чтобы не попасть в тюрьму. А паровоз до сих пор там лежит, всю речку перегородил и она повернула обратно, потому что не могла переползти через него. И стала она называться Москвой-рекой. В ней уже не стало шелешпёров, потому что от паровоза шёл нехороший запах и вонь и только когда паровоз изоржавел напрочь, только тогда появились маленькие рыбки в ней, которые сейчас пытаются поймать нынешние рыбаки, стоя на набережной в городе Москве, чтобы накормить своих поросят.
Рассказ «Хамелеон»смешон, но за смешным просматривается
невесёлый порядок вещей.
Комический эффект достигается в рассказе – повторением.
В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?).
Шесть раз. меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз
меняется реакция полицейского надзирателя.
Над чем смеётся Чехов?
Очумелов-честный хамелеон.
По глупости ли, по неумению, не хватает ума прикинуться
принципиальным.
Не умеет прикрыть своё хамелеонство.
Отсутствие порядочности и благородства.
Чехов показывает своё негативное отношение к
чинопочитанию и выслуживанию; смеётся над рабской
психологией.
В рассказе юмор носит саркастический характер.
В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное
содержание.
Особенные чеховские приемы создающие комический эффект
в рассказе.
Это достигалось ярким заглавием.
Название рассказа «Злоумышленник» звучит как насмешка.
Значащими именами, фамилиями
Сюжетом, который строится на необычном положении;
Выразительной деталью;
Сценичностью диалога и речью героев
(Сочетания в речи персонажей разностилевой лексики не
только создает комический эффект, но и помогает Чехову
открыть истинное лицо героев)
Писатель раскрывает проблему русского национального
характера: халатность, надежду на «авось», желание выкрутиться
всеми возможными способами;
объясняет темноту, невежество, необразованность
мужика; логику выживания в тех социальных условиях,
в которых человек превращается в дикое, нелепое,
забитое существо.
«Хирургия»
Писатель показывает своих героев смешными при
помощи описания одежды, портрета, поведения героев,
их речи, а также при помощи «говорящих» фамилий.
Вонмигласов-служитель церкви.
Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий.
Он смешон, потому что его кощунственное поведение не с
оответствует поведению священника.
Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек,
но хочет казаться культурным, умным, образованным.
Рассказ хамелеон над чем смеется автор и что его огорчает
Автор: Холстинина Ольга Юрьевна
Организация: Дубровская СОШ
Населенный пункт: п. Дубровка, Белохолуницкий район, Кировская область
— создать условия для понимания авторского замысла через анализ художественного текста;
-способствовать формированию коммуникативной компетенции : умений формулировать вопрос и давать аргументированный ответ, отбирать фактический материал и кодировать информацию, работать в режиме диалога;
— способствовать формированию жизненной позиции, умения делать выбор, приобретать личный духовный опыт
ФГОС (см. в программу 7 кл)
Оборудование: презентация, схемы-опоры для учащихся, портрет А.П.Чехова
Ход урока.
1.Доброе утро! Прежде чем приступить к чтению и анализу произведения мы как обычно с вами задаем вопросы к теме.
Смотрим на тему урока: ХАМЕЛЕОНЫ И ХАМЕЛЕОНСТВО (По рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»,1884 г.) Какие вопросы можно сформулировать?
Кто такие хамелеоны и что такое хамелеонство?
3) Какие вопросы можно сформулировать, к словам А.П. Чехов, рассказ, название, год издания?
—А.П.Чехов: вспомнить что мы говорили о Чехове, как личности и каковы особенности его творчества.
—Рассказ: вспомнить, что за жанр, его композицию.
-Название (почему так называется)
— Год издания важен (указывает на время, изображенное в рассказе)
Учитель : Это ваши задачи на урок!
Личность (какой)
особенности
— Юмор: большинство р-зов раннего Чехова юмористические, в том числе и»Хамелеон»
-Краткость: Чехов:»В маленьких рассказах лучше недосказать, чем пересказать»
1)экс-я:знакомство с Очумеловым и городовым,
2)завязка: Хрюкин показывает всем свой укушенный палец,
3)развитие :рассуждение о собаке, генеральская она или не генеральская,
4)кульминация: конфликт разрешился в пользу собаки,
5)развязка: Очумелов грозит Хрюкину и идет дальше,
6)финал:не ставит точку(вот так закончилась история с собакой…живет она сейчас припеваючи, А Хрюкин обходит стороной всех собак…). Во многих рассказах Чехов оставляет финал открытым: не навязывает читателю свое мнение, а просит подумать, приглашает читателя стать соавтором.
НА ДОСКЕ запись : открытый финал )
3.Год издания 1884. Почему издает этот рассказ именно в это время? Историческая справка: 80-е годы 19 века – сложная эпоха, наступившая после убийства Александра II. Это эпоха безвременья и торжества реакции. Вступает на престол АлександрIII. Для своей безопасности он усиливает охрану. Россия того времени напоминала тюрьму, в которой убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели. Это была власть! Помните в рассказе: «Нынче не велено кусаться», «Не рассуждать!) (Очумеловское) говорит об отстутствии свободы, уважения к человеческому достоинству. Чехов чувствовал это особенно остро и болезненно.
Учитель :Задали себе вопросы на урок? Идем дальше: анализ текста
Слайд 2. Вызов : ИКТ-картинка с изображением хамелеона.
-Что это за животное? Что характерно для этого животного? (Пресмыкающееся, которое имеет свойство менять окраску в зависимости от ситуации);
— Обратите внимание на название рассказа А.П.Чехова. В тексте автор ни разу не употребляет слово «хамелеон» и не упоминает это животное.
2. Осмысление: работа с текстом
Слайд 3. Картинка идет Очумелов с городовым
1.Кто такой Очумелов?
Слайд 4: Ситуации (проверка) Учащиеся получают рабочие листы с заданием : найти в тексте ключевые слова и заполнить таблицу в схеме – опоре:
Задание 1 : 1)Ситуации в таблице прописаны учителем, учащиеся в парах заполняют таблицу, находя ключевые слова,
1)Каковы решения в зависимости от ситуации? (найдите ключевые слова) Проверка.( слайд 4)
2)Как меняется состояние в зависимости от ситуации? Проверка.( слайд 4)
Каковы решения в зависимости от ситуации
Ситуации
Как меняется состояние героя в зависимости от ситуации
Каково отношение к людям в зависимости от ситуации
Собака укусила Хрюкина
Собака генерала Жигалова
«Собака не генеральская»
«Дорогая, …нежная тварь…»
«Вестимо, генеральская»
«Собака бродячая»
Эмоции (уверенность в решении)
«нечего долго разговаривать!»
«Собака генералова брата»
Улыбается с умилением
Вывод:1)какие слова Очумелова говорят о том, что он хамелеон(меняет свое отношение): его решения, состояние.
Учащиеся заполняют 4 столбик. Проверка.
Учитель: Но почему он меняет мнение? состояние?
Сам Очумелов тоже представитель власти. Кого ему боятся?
Почему люди так ведут себя? (потому что ими тоже движет страх) Не дай бог снимут с должности.
Задание 2 : Кого еще из рассказа Чехова можно назвать хамелеоном?
Кого из героев рассказа еще можно назвать хамелеоном? (Толпу)
Задание : найдите ключевые слова, аргументирующие ответ, сделайте вывод.
Схема – опора (2). Вывод : все участники сцены на базарной площади оказываются похожими на Очумелова.
Работа с таблицей 4 (3 мин.)
—Задание : сопоставьте состояние собаки и Очумелова, запишите в схему-опору ключевые слова (3). Сделайте вывод, какое чувство (собаки-вещи) и Очумелова (человека!) вызывают оба героя?
Какие слова определяют состояние героев
«дрожа всем телом», «в слезящихся глазах выражение тоски и ужаса»
Причина такого состояния
Какое чувство вызывает герой
Вывод : герои вызывают разные чувства, потому что собака –беззащитное существо, а Очумелов имеет власть, от него зависит чья-то судьба.
2)звуковые (тишина-хохот), Почему смеются над Хрюкиным?Он –потерпевший,(какой бы он ни был, он человек, Это трагедия человека в обществе хамелеонов.
3)базарная площадь –место,где собирается много людей (базарить-значит говорить..)-Это образ той России(где только властвуют, говорят, обсуждают, но ничего не делают в защиту униженного человека)
4)вещественные(шинель. ) Шинель (вначале:шинель6он себя несет как представитель власти, затем по ситуции, когда снимает и надевает –это пальто: не особо надо решать власти, как поступить-равнодушие), а в конце снова –шинель, да еще и «запахивает:(он чуть не лишился власти над человеком), «продолжает свой путь по базарной площади»» (хамелеонство в лице Очумелова продолжает свой путь по жизни, по России); фамилия – Очумелов (от слова «чума», хамелеонство –болезнь)
Ситуация : что произошло бы, если собака, в конечном итоге, оказалась не брата генерала? ( произошла бы трагедия)
Вывод : Хамелеонство –это страшное явление. Люди – хамелеоны выступают главными хранителями системы государственной власти в России, которая держалась на страхе, лжи, пресмыкании перед вышестоящими. А это трагедия далеко не одного человека, а всего общества. Чехов писал : «Мы устали от рабства и лицемерия.» убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели. Это была власть! (юмор рассказ превращается в трагедию общества.
Он задал вопрос: а что дальше будет с этой шинелью-Россией??С этой базарной площадью(Россией) Почему –открытый финал( верит в лучшее будущее России).
«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может,как прекрасна была земля наша»
4.Задание по схеме-опоре (4) выберите вопрос и обоснуйте ответ.
Рефлексия.Задание 4: выбери вопрос и обоснуй ответ.
-Хотели бы вы общаться с человеком-хамелеоном?
-Опасно ли хамелеонство для общества?
-Как человек должен поступать в спорных ситуациях, чтобы не оказаться хамелеоном?
5. Рефлексия (прием «Три З»)
-Сегодня я запомнил…
-Сегодня я задумался…
-Сегодня я задал вопрос…
6.Домашнее задание : 1) какие вопросы не были заданы на уроке? (например, «почему толпа смеется над Хрюкиным?»; 2)прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник» и ответить на вопрос «Над чем смеется и что огорчает Чехова?»
Приложение 1
Рабочий лист
Каковы решения в зависимости от ситуации
Ситуации
Как меняется состояние героя в зависимости от ситуации
Каково отношение к людям в зависимости от ситуации
Собака укусила Хрюкина
Собака генерала Жигалова
«Собака не генеральская»
«Вестимо, генеральская»
«Собака бродячая»
«Собака генералова брата»
Продолжи предложение : Задание : продолжите предложение в схеме – опоре «Человек-хамелеон – это человек, которому присущи такие качества характера, как:_________________________________________________
Какие слова определяют состояние героев
Причина такого состояния
Какое чувство вызывает герой