Чехов Антон Павлович.
Yandex.Share
Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.
— Так ты кусаться, окаянная? — слышит вдруг Очумелов. — Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А… а!
Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.
— Никак беспорядок, ваше благородие. — говорит городовой.
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнаёт золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.
— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец. Кто кричал?
— Иду я, ваше благородие, никого не трогаю… — начинает Хрюкин, кашляя в кулак. — Насчёт дров с Митрий Митричем, — и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…
— Гм. Хорошо… — говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать. Елдырин, — обращается надзиратель к городовому, — узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная… Чья это собака, спрашиваю?
— Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы.
— Генерала Жигалова? Гм. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождём… Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину. — Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!
— Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!
— Врёшь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врёт, а кто по совести, как перед богом… А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… У меня у самого брат в жандармах… ежели хотите знать…
— Нет, это не генеральская… — глубокомысленно замечает городовой. — У генерала таких нет. У него всё больше легавые…
— Ты это верно знаешь?
— Верно, ваше благородие…
— Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…
— А может быть, и генеральская… — думает вслух городовой. — На морде у ней не написано… Намедни во дворе у него такую видел.
— Вестимо, генеральская! — говорит голос из толпы.
— Гм. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… Ты отведёшь её к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашёл и прислал… И скажи, чтобы её не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват.
— Повар генеральский идёт, его спросим… Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку… Ваша?
— Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!
— И спрашивать тут долго нечего, — говорит Очумелов. — Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и всё.
— Это не наша, — продолжает Прохор. — Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…
— Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления.— Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?
— Ишь ты, господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми её… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцык этакий…
Прохор зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада… Толпа хохочет над Хрюкиным.
— Я ещё доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.
«Хамелеон» — краткое содержание и анализ рассказа А. П. Чехова
Известный писатель Антон Чехов в своих произведениях всегда обращался к порокам общества, стараясь показать их так, чтобы человек мог смеяться над собой, одновременно искореняя их. Его произведения актуальны и в наше время. Рассказ Чехова «Хамелеон», краткое содержание которого часто используют девятиклассники, загруженные домашними заданиями и подготовкой к экзаменам, нравится всем читателям.
История создания
Известно, что юмористическое произведение «Хамелеон» Антон Чехов написал на раннем этапе творчества, когда ещё обучался в мужской гимназии города Таганрога. Точная дата написания неизвестна. В то время свои рассказы никому не известный писатель печатал в различных юмористических журналах. Он публиковал короткие и смешные миниатюры под псевдонимом Антоша Чехонте.
Весёлый рассказ «Хамелеон» был создан Антоном Чеховым в 1884 году. В это время он как раз закончил учебу и поступил работать врачом, но своё сотрудничество с журналами продолжал. Впервые эта юмористическая миниатюра была опубликована в 36 номере журнала «Осколки», который вышел в свет 8 сентября 1884 года.
В 1886 году вышел сборник писателя Чехова, куда было помещено и это произведение, но только уже с небольшими изменениями. Позднее, ещё при жизни писателя, этот рассказ Антона Павловича был переведён на многие языки:
Характеристика главных героев
Персонажи в чеховской миниатюре — разные люди, которые отличаются не только своим внешним видом и поведением, но, прежде всего, характером. Так как рассказ «Хамелеон», краткое содержание которого изложено ниже, — небольшой по объёму, и у автора нет возможности дать каждому герою произведения характеристику, то он использует для этого такой литературный пример, как «говорящие фамилии». В произведении есть несколько главных героев:
Хрюкин, как называет его писатель, — «золотых дел мастер», любит выпить и поскандалить. Не прочь поживиться за чужой счёт, поэтому легко может и обманывать, и лицемерить. Животных не любит. Не любит он и работать — заниматься своим ювелирным делом. Толпа, которая собирается вокруг него, смеется над Хрюкиным, так как не уважает его и совершенно не жалеет.
Интересна роль и другого главного героя — полицейского надзирателя Очумелова, предстающего перед читателем в новой шинели и с узелком, которым кто-то его «отблагодарил». Кажется, шинель — это символ власти, но уже вскоре читатель понимает, что у этого человека нет никаких принципов, он труслив и правда для него всегда будет у тех, кто выше чином и богаче.
Если же проанализировать ещё и речь этого действующего лица, то можно увидеть, что она бедна, невыразительна, а порой даже несвязна и нелогична. В ней много просторечных слов и речевых штампов. Поэтому можно сделать вывод, что Очумелов — необразованный человек, хотя и представляет власть.
Его помощник Елдырин также глуп. Автор и к полицейскому надзирателю, и к городовому обращается только по фамилии, чтобы подчеркнуть не только их официальный статус, но и безликость. Елдырин появляется перед читателем с решетом, наполненным крыжовниом. Это тоже взятка Очумелова, а городовой покорно носит за ним вещи и исполняет все его приказания. Елдырин описан Чеховым рыжим, жалким и смешным.
Второстепенные действующие лица
Для того чтобы понять кратко сюжет произведения «Хамелеон», автор вводит в текст не только главных героев, но и второстепенных персонажей:
О первом герое известно немного: он брат генерала и пользуется уважением у народа. Сам же генерал внушает всем окружающим не только уважение, но и трепет. Это видно уже по тому, как сам народ защищает генеральскую собаку.
Прохор — генеральский повар, который по своему характеру прост и бесхитростен. Он помогает полицейскому надзирателю понять, чья же всё-таки эта собака. И при этом говорит правду.
Есть в рассказе ещё один герой — это собака, вокруг которой и происходит действие. Видно, что за время рассказа её статус постоянно меняется. Описание животного автор даёт более детально. Так, вначале она просто «главная подозреваемая», а уже вскоре её называют «скотиной» и «подлой». А когда узнают, что это животное принадлежит генералу, то становится «собачонкой» и «нежной тварью».
Краткий пересказ
В «Хамелеоне» Чехова действие происходит на базарной площади, которую ранним утром пересекают полицейский надзиратель и городовой. Вдруг неожиданно они слышат крики и собачий визг. Вскоре они уже видят, как к ним бежит собака, которая выскочила из-за склада купца Пичугина. Она бежит на трёх ногах, а её преследует полупьяный мужчина — Хрюкин, который, догнав собаку, тут же хватает её за задние лапы.
На этот шум быстро собирается народ. И тогда Очумелов решает разобраться в том, что же происходит. Оказалось, что возле складов стоит Хрюкин, который всем известен как «золотых дел мастер». Он поднял правую руку вверх, чтобы все могли видеть его окровавленный палец. В центре всей толпы сидит щенок породы борзых белого окраса и с жёлтым пятнышком на спине.
На вопросы полицейского Хрюкин объясняет, что бродячая собака вдруг неожиданно укусила его за палец. А ведь он ювелир, работа у него мелкая и может работать только целыми руками. А теперь из-за этой собаки он не сможет пальцем пошевелить целую неделю, поэтому и понесёт ущерб.
Надзиратель сразу же стал выяснять, кому принадлежит собака, чтобы оштрафовать хозяина и выплатить компенсацию Хрюкину, а животное — истребить. Но тут кто-то неожиданно из толпы высказывает предположение о том, что, скорее всего, этот пёс — генеральский. После этого известия Очумелову становится жарко и он тут же просит своего помощника снять с него пальто.
Очумелов набросывается с упрёками на Хрюкина, обвиняя его в том, что тот сам палец гвоздиком наверняка расковырял, а затем стал всем врать, указывая на бедное животное. Даже была версия о том, что Хрюкин «тыкал» сигаретой в бедное животное. Но вот тут начинает сомневаться помощник Очумелова, говоря о том, что у Жигалова такой породы нет, вроде бы у него «все больше легавые».
Услышав это, полицейский надзиратель тоже меняет своё поведение. Он начинает спокойно рассказывать ювелиру, что просто так не стоит этого дела оставлять, а собаку стоит всё-таки проучить. Новый выкрик из толпы о том, что всё-таки собака генеральская, приводит Очумелова в трепет и ему вдруг становится холодно. Он приказывает накинуть на него пальто и опять грозит Хрюкину. Тут же отдает распоряжение отвести собаку генералу.
Мимо этой толпы проходит повар Прохор, который работает у генерала. Он сразу говорит, что собака не генеральская. Очумелов, услышав это, тут же делает вывод о том, что собаку нужно истребить. Но после такого заявления Прохор тут же говорит, что к генералу приехал брат, и это его собака.
Такое заявление тут же приводит Очумелова в другое состояние, так как он с умилением начинает смотреть на этого щенка, говорит, что Хрюкин очумел, под смех толпы прогоняет его, продолжает своё шествие, а собаку распоряжается доставить генералу.
Анализ произведения
Подробный анализ и краткое содержание «Хамелеона» Чехова поможет понять тему, основную мысль и идею этого рассказа. Итак, тема чеховской миниатюры заключается в том, чтобы обличить чинопоклонство, подхалимство, пороки и приспособленчество, которое царит и в современном мире.
В тексте Антон Павлович Чехов поднимает несколько проблем, которые тесно между собой переплетены:
Это произведение можно отнести к такому литературному направлению, как реализм. По жанру это рассказ, который написан сатирически. Основные признаки жанра рассказа:
Композиция строится на основе реплик полицейского надзирателя, Хрюкина и толпы. В зависимости от того, какую реплику бросает кто-то из толпы, определяется и поведение Очумелова. Так проявляется «хамелеонность» полицейского надзирателя. Строение рассказа построено так, чтобы показать, как люди пытаются угодить начальству и подстраиваются под них.
Чехов основной идей своего произведения решил показать, как низок человек, который обладает психологией раба. Поэтому основная мысль приводит читателя к тому, что человек в любой ситуации должен поступать справедливо, придерживаться одной выбранной позиции, чтобы не быть таким смешным и жалким, как Очумелов и его помощник.
Все чеховские герои не имеют индивидуальных чёрт, что позволяет говорить о том, что таких людей всегда было много, ведь каждый человек может оказаться хамелеоном. А характеристика персонажей чеховского рассказа может быть использована для написания творческих работ и для читательского дневника.
Экранизация повести
Впервые чеховский рассказ был экранизирован в 1929 году, когда режиссёр Яков Протазанов выпустил киноальманах «Чины и люди». Эта немая кинолента состояла из трёх отдельных новелл. Одна из них и была снята по произведению «Хамелеон» Антона Чехова. В этом фильме роль Очумелова сыграл известный актёр Иван Москвин, который сравнивал своего персонажа с медведем. А вот роль злоумышленника Хрюкина была талантливо сыграна актёром Владимиром Поповым.
Следующая экранизация романа состоялась в 1971 году, когда режиссёры Юрий Сааков и Игорь Ильинский сняли киноленту «Эти разные, разные, разные лица…». Теперь в эту кинокартину вошло семь новелл, и все роли в них исполнял Игорь Ильинский.
Несмотря на то что на сцене уже была поставлена пьесе по чеховскому произведению, в 2004 году режиссёр Миливое Милошевия снял киноленту «Хамелеон». А уже через пять лет по этому юмористическому рассказу Чехова был снят и российский мультипликационный фильм-сказка «Очумелов» режиссёра Алексея Демина.
Чеховский рассказа «Хамелеон» занимает почётное место не только в русской литературе, но и в мировой. Каждый школьник знает, кто написал «Хамелеон». А сюжет произведения остаётся актуальным и в наше время, поэтому так легко читается полностью эта книга.
Рассказ хамелеон по ролям кто что говорит
Нина Филипенко запись закреплена
СЦЕНАРИЙ + РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ: ЧЕХОВ «ХАМЕЛЕОН»
АВТОР (АЛЕНА):
Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой Елдырин… Кругом тишина. На площади ни души. Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.
ОЛЯ: Крыжовник! А вот крыжовник! Кому спелого крыжовнику?!
Елдырин: Конфискация! Обирает у Оли крыжовник.
Оля: Э! ТЫ ЧЁ это?! А.
Елдырин: Конфискация!
МУЗЫКА. Бежит собака.
Хрюкин: Так ты кусаться, окаянная? Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А. а!
Музыка. ТОЛПА. ВСЕ ЛОВЯТ СОБАКУ-ТАМАРУ.
ХРЮКИН: «Не пущай!»
ВСЕ: НЕ ПУЩАААЙ.
ЕЛДЫРИН: Никак беспорядок, ваше благородие?!
Хрюкин подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец.
ОЧУМЕЛОВ: По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец. Кто кричал?
ХРЮКИН: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю. — Насчет дров с Митрий Митр
Ичем… и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец. Вы меня извините, я человек, который работающий. Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну. Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть. Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете.!
ОЧУМЕЛОВ: Гм. Хорошо.. Хорошо. Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать. Елдырин,— обращается надзиратель к городовому,— узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная. Чья это собака, спрашиваю?
НАСТЯ: Это, кажись, генерала Жигалова!
ОЧУМЕЛОВ: Генерала Жигалова? Гм. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто. Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем. Одного только я не понимаю, ХРЮКИН: как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь. известный народ! Знаю вас, чертей!
ОЛЕГ: Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни. Вздорный человек, ваше благородие!
ХРЮКИН: Врешь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом. А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано. Нынче все равны. У меня у самого брат в жандармах. ежели хотите знать.
ОЧУМЕЛОВ: Не рассуждать!
ЕЛДЫРИН: Нет, это не генеральская. У генерала таких нет. У него всё больше легавые.
ОЧУМЕЛОВ:Ты это верно знаешь?
ЕЛДЫРИН:Верно, ваше благородие.
ОЧУМЕЛОВ: Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида. подлость одна только. И этакую собаку держать. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй. Нужно проучить! Пора..
ВСЕ:НУЖНО ПРОУЧИТЬ! ПОРА.
Елдырин: А может быть, и генеральская. На морде у ней не написано. Намедни во дворе у него такую видел.
ВСЕ: ВЕСТИМО, ГЕНЕРАЛЬСКАЯ!
ОЧУМЕЛОВ: Гм. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто. Что-то ветром подуло. Знобит. Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал. И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу. Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь. А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват.
ВСЕ: САМ ВИНОВАТ!
НАСТЯ: Повариха генеральская идет, её спросите.
ЕЛДЫРИН: Эй, УЛьяна! Поди-ка, милая, сюда! Погляди на собаку. Ваша?— УЛЬЯНА: Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!
ОЧУМЕЛОВ: И спрашивать тут долго нечего!Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать. Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая. Истребить, вот и всё.
ВСЕ: ИСТРЕБИТЬ! ВОТ И ВСЁ.
УЛЬЯНА: Это не наша! Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч.
ОЧУМЕЛОВ: Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?
УЛЬЯНА: В гости.
ОЧУМЕЛОВ: Ишь ты, господи. Соскучились по братце. А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад. Возьми ее. Собачонка ничего себе. Шустрая такая. Цап этого за палец! Ха-ха-ха. Ну, чего дрожишь? Ррр. Рр. Сердится, шельма. цуцык этакий.
Уля зовет собаку и идет с ней от дровяного склада
ОЧУМЕЛОВ: Я еще доберусь до тебя!
ВСЕ СМЕЮТСЯ НАД ХРЮКИНЫМ.МУЗЫКА, ХРЮКИН ПЛЯШЕТ. ВСЕ ПЛЯШУТ. Общий поклон.
По ролям чехов хамелион
Хамелеон главные герои:
Главные герои рассказа Хамелеон — полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин и др.
Главные герои «Хамелеон» — люди самые разные, представляющие народ, «улицу», человека толпы. Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать персонажам развернутые характеристики (о жанровых особенностях рассказов Чехова см. выше), имя, фамилия приобретают особый вес: они сразу и полностью представляют тех, о ком идет речь. Перечислим «полные» имена, как они даны в тексте. «Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке» — это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия). «Елдырин — рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником», он «шагает», следовательно, высокого роста. И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.
Генерал Жигалов — внесценический персонаж, слово “генерал” как бы является частью его имени, причем имя и отчество у генерала Жигалова отсутствуют: они невозможны в глазах тех, кто находится ниже него на ступеньках общественной и служебной лестницы.
Владимир Иванович Жигалов — брат генерала Жигалова, ему как человеку с высоким общественным положением дана привилегия иметь имя и отчество.
Остальные персонажи: Прохор — генеральский повар, люди из толпы и — «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса
Главный герой Хамелеона
Главный герой рассказа Чехова «Хамелеон» — Очумелов, полицейский надзиратель.
Главный герой «Хамелеона» Очумелов постоянно меняет свои взгляды не из беспринципности. Напротив, в основе его поведения лежит очень устойчивый принцип, заключающийся в превосходстве «генеральского» над «прочим».
ОЧУМЕЛОВ — главный герой Чехова «Хамелеон». Образ Очумелова представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты «хамелеона» — подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя — это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О., полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, — генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. «Да разве братец ихний приехали?» — заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления». Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец. Кто кричал?