Рассказ хитрая рыба ответы на вопросы
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ для детей 4-6 лет запись закреплена
Хитрая рыба.
Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.
(48 слов.)
(По Э. Шиму.)
1. Где сидел дедушка?
2. Почему у него шел лов?
3. Почему у мальчика сначала рыба не клевала?
4. Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?
Кит.
Кит — самое большое животное на свете. Он может жить только в океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов. Из жира печени и мяса кита изготовляют нужные нам продукты. Охотиться за китами трудно и опасно. Доверить это дело можно только очень сильным и храбрым людям.
(47 слов.)
1. Какое животное самое большое на свете?
2. Где могут жить киты?
З. Легко ли охотиться на китов?
Летучие мыши.
Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых.
Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой.
Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна.
(51 слово.)
( По Ю. Дмитриеву.)
1. Какую пользу приносит летучие мыши?
2. Как они проводят день?
3. Когда охотятся летучие мыши?
4. Как вы понимаете значение выражения «полезные зверьки»?
Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.
Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.
(50 слов.)
(По. В. Бианки.)
1. Озаглавьте текст.
2. Кто вышел на берег реки из леса?
З. Как медведица купала первого медвежонка?
4. Почему побежал в лес другой медвежонок?
5. Что сделала с ним его мать?
Летучая мышь.
О ней рассказывают много небылиц. Ведь летучая мышь очень необычна. Не то зверь, не то птица.
Этот зверек очень полезен. Летучая мышь поедает вредных насекомых.
Днем она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь.
Настает ночь. Летучая мышь летит на охоту. Ночью птицы спят, а мыши их заменяют.
(55 слов.)
( По Ю.Дмитриеву).
1. Чем необычна летучая мышь?
2. В начале рассказа сказано, что летучая мышь «не то зверь, не то птица». Так кто же она?
З. Чем полезна летучая мышь?
4. Когда она охотится?
5. Как летучая мышь проводит день?
6. Объясните значение слова «небылицы».
Текст для проверки техники чтения в 1 клаасе ( II четверь).
Проверка техники чтения учащихся 1-х классов
Долго сидел я с удочкой 5 на берегу. Не клюют у 10 меня пескари. А дед под 15 кустиком сидит и уже ведёрко 20 наловил. Сел и я в 25 тени. Сразу пескари клевать стали. 30 Оказывается, на чистом месте тень 35 от удочки видна. Вот и 40 не шла к крючку хитрая 45 рыба.
1. Где сидел дедушка?
2. Почему у него шел лов?
3. Почему у мальчика сначала рыба не клевала?
4. Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?
Проверка техники чтения учащихся 1-х классов
Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.
Номер материала: ДБ-958945
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Время чтения: 1 минута
Дети воспринимают голосовых помощников как живых существ
Время чтения: 3 минуты
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Рассказ хитрая рыба ответы на вопросы
Рассказы о родной природе. С вопросами и ответами для почемучек
© ООО «Издательство АСТ», 2018
Мокеич – старый охотник и рыболов. Все мальчишки наши учились у него премудростям ловли. Я тоже всегда старался на рыбалку ходить вместе с Мокеичем.
Многому мог научить дед. Знал он хорошо повадки всяких рыб и зверей, места, где они живут и кормятся.
Правда, в то время я мало что мог запомнить. Сам еще только учился держать удочку в руках, но к деду привязался крепко.
Потом случилось так, что в деревню я не приезжал подряд несколько лет.
После возвращения из Сибири, где мы с матерью прожили во время войны четыре года, – непременно захотелось побывать мне в родных местах.
Подъезжая к деревне, с нетерпением ожидал я встречи с Мокеичем. Был я уверен, что дед жив и по-прежнему ходит тёплыми вечерами на нашу маленькую речушку Корбу.
Мокеич действительно оказался живым и здоровым. Дед, на мой взгляд, совсем не изменился. Такой же ловкий, маленький, с дремучей бородой, доросшей до хитрых синих глаз. Только теперь на потёртом дедовом пиджачке сияет медаль «Партизану Отечественной войны», а на голове ловко сидит военная выгоревшая фуражка.
Дед меня сразу узнал, обрадовался моему приходу, схватил чемодан и повёл к себе.
Через минуту мы уже сидели в новой, пахнущей смолой горнице дедова дома.
Со страхом смотрел я на стол, который жена Мокеича – тётя Паша – уставляла рыбными пирогами, ватрушками и другой едой.
Знал я, что уйти от тёти Паши не удастся до тех пор, пока не отведаешь всех её кушаний.
Но зато и пироги были у Прасковьи Дмитриевны… На славу!
После обеда у нас с Мокеичем разговор пошёл сразу же о реке и лесах. Не смогли утерпеть.
С тех пор снова стал я бывать с дедом на рыбалках и в лесу.
Правда, теперь Мокеич ходил на рыбалку только вечером, потому что работал он в колхозе инспектором по качеству.
Но уменье Мокеича добывать рыбу даже повысилось. Впрочем, дед сам говаривал, что во время оккупации приходилось ему сиживать у реки частенько. Иногда и рыбку дед ловил, а иногда… и другие дела приходилось выполнять. После таких разговоров усмехался тихонько дед и, вроде как невзначай, притрагивался к медали…
Каждый вечер отправлялись мы в лес или на реку. Дедом я был восхищён. Он словно заранее знал, что делается в корбинёких лесах и реках, и попадал сразу на самое добычливее место.
Я готов был считать деда за самого настоящего чародея, если бы… если бы все его чудеса не стали постепенно мне раскрываться.
А началось это с того времени, когда, по его советам, стал я внимательно всматриваться в окружающее и осторожно выведывать секреты у леса, поля и реки.
Только тогда начал я понимать, что лист за листом читаю книгу природы.
И читаю не ради удовольствия, а для того, чтобы искать и найти полезное для человека, а с ненужным бороться и победить.
Повадки рыб определяются особенностями их образа жизни. Рыбы держатся в разных участках водоёма – одни у заросшего берега, другие на открытой воде, одни у дна, другие ближе к поверхности. Рыбы по-разному кормятся: одни хищники, другие питаются мелкими беспозвоночными, третьи – водной растительностью.
Смола – особый сок деревьев, главным образом хвойных. Она выступает наружу из раны в стволе, застывает и закрывает её. В составе смолы есть ароматические вещества, которые придают ей характерный запах. Поэтому свежезаготовленная строительная древесина обладает смоляным запахом, который наполняет только что построенный дом.
Активность рыбы определяется временем, когда она питается, причём время кормёжки меняется по сезонам. Летом многие рыбы наиболее активны утром и вечером, а ночью и днём отдыхают. Осенью, наоборот, активность выше днём, когда вода прогревается. Весной после спячки активна всё светлое время суток.
Пескари у нас в реке крупные, жирные.
Принесёт Мокеич ведёрочко и хвастает:
– Нету рыбы для жаркого лучше пескаря!
Соблазнился и я, отправился за пескарями.
Пришли мы на берег, размотали удочки.
Дед насадил червя, закинул одну удочку и воткнул её в берег.
Потом насадил вторую удочку, потом третью и тоже воткнул.
А после этого собирать начал.
Пока с одного крючка пескаря снимает, на другой удочке клёв начинается.
Приспособил и я свои две удочки невдалеке от дедовых.
Только – странное дело: время идёт да идёт, но мои поплавки и не думают качаться.
А дед, посмеиваясь, кидает да кидает в помятое ведёрочко пескаря за пескарём.
Наконец я не выдержал и спрашиваю Мокеича: отчего, мол, такое? И насадка одинаковая, и место рядом, и удочки такие же, а у меня и клевать рыба не собирается?
Покачал дед головой, да и говорит:
– Чудак ты! Погляди, – куда удильники воткнул? На чистом месте! Тень-то от них вся на воду! Да и лесу видно. А я в тени воткнул, под куст, вот у меня и клюёт!
Рыба-то она ведь тоже хитрая!
Пескарь – небольшая (до 15 см длиной) пресноводная рыба с вытянутым телом. По углам рта у него небольшие усики. Пескари плавают стаями в открытой воде около дна, питаются мелкими беспозвоночными, весной едят икру других рыб. Сами они служат пищей хищным рыбам. Это один из популярных объектом любительского рыболовства.
Ну, как тут не удивляться?
Иду я на реку без Мокеича – не везёт. Ходишь-ходишь, устанешь, пока счастливое место найдёшь.
С дедом пойдём – прямо куда надо попадаем! Закинет Мокеич удочку и с первого же раза вытягивает рыбину.
Начал я за дедом внимательно поглядывать и вроде догадался, в чём дело.
Рыба клюёт чаще на тех местах, где у берега в воду ёлки срубленные опущены или сушняк навален. «Ага, – думаю, – значит, вот какие рыба места любит! Теперь меня не проведёшь!»
Однако на следующий день опять задача.
Пришли мы на совершенно пустое место – ни ёлок, ни сушняку, а рыба и здесь целыми стаями ходит.
Думал я, думал, смотрел-смотрел – никак не догадаюсь.
Мокеич, видно, понял мои мысли:
– Считал я, – ты сам сообразишь, а оказывается, опять тебе объяснять надо! Смотри! – и вынимает из корзинки глиняный шар. Кинул шар в воду, а к нему со всех сторон рыбы бросились – вьются кругом, щиплют, теребят…
Я к корзинке скорей – посмотреть, что за чудесные шары.
Наклонился и рукой себя по лбу стукнул – до чего ж просто!
Всего-навсего закатаны в сырую глину дождевые черви: получилось вроде пирога с начинкой для рыб.
Ну, ясно, покидай денька два такие шарики в воду и приручишь рыбку.
Оказывается, счастливые места-то дед сам делает!
Рыбы видят в воде на расстоянии 10–12 м, ясно различают предметы на расстоянии 1,5–2 м. Предметы вне воды рыбы видят плохо, но хорошо различают цвета и тень. В солнечную погоду на открытой воде они боятся тени, которая может означать опасность. Поэтому при ловле рыбы с берега удочку лучше располагать среди растений, чтобы от неё не было тени.
Комплексная работа с текстом
Работа с текстом предназначена для учащихся 1 классов. Работа включает в себя различные виды заданий: чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, фонетический материал, задания на развитие логического мышления и внимания, иллюстрирование и др.
Содержимое разработки
Хвосты нужны всем животным. Коровы хвостом отгоняют разных насекомых. Лисице и белочке хвост помогает рулить. С помощью пушистого руля они могут быстро повернуть. Обезьяны цепляются длинными хвостами за ветки. Отпустят руки и ноги и висят на хвостах вниз головой. У кенгуру хвост служит опорой при движении. Крокодилы тяжёлым хвостом могут сильно ударить. Ящерицы оставляют свой хвост без обиды. А вот павлиний хвост – просто красота!
2.Ответь на вопросы
О чём этот текст? ______________________________________
Определи количество предложений в тексте. _______________
О каких животных говорится в тексте. Подчеркни их названия.
Зачем животным хвосты? Расскажи.
3. Соедини слова линией (зачем животным хвосты)
Обезьяны отгоняют насекомых
Лисицы цепляются за ветки
Коровы могут сильно ударить
Крокодилы используют как руль
4. Выпиши предложение к картинке.
_________________________________________________
5. Раздели слова на слоги, поставь ударение.
КОРОВЫ ЛИСИЦА ЯЩЕРИЦА ХВОСТ КРАСОТА
6. Выпиши согласные буквы ________________________________________
Жил- был доктор. Он был добрый. Звали его Айболит. И была у него злая сестра, которую звали Варвара. Больше всего на свете доктор любил зверей. В комнате у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка. В буфете жила ворона. На диване жил колючий ёж. В сундуке жили белые мыши.
2.Ответь на вопросы
1. Как звали доктора? __________________________________________
2. Какой по характеру был доктор? _______________________________
3. Как звали сестру доктора? ____________________________________
4. Кого любил доктор? __________________________________________
5. Соедини стрелками, кто где жил:
3.Соедини по точкам. Раскрась тех, кто жил у доктора?
Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дедушка под кустиком сидит и уже ведёрко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.
2. Ответь на вопросы
1. Где сидел дедушка? _________________________________________
2. Почему у него шёл лов?
3. Почему у мальчика сначала рыба не клевала? Найди в тексте ответ. Подчеркни.
4. Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?
3. Раздели слова на слоги, поставь ударение.
4. Выпиши слова с сочетанием ЧК.
5. Запиши названия рыб.
6. Соедини по точкам
Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся чёрная, только вокруг шеи серые пёрышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: всё туловище серое, чёрные только голова, шея, крылья да хвост.
2. Ответь на вопросы
1. О каких птицах вы прочитали? ____________________________________
2. Сопоставьте галку и ворону по величине, окраске перьев.
3. С чем у галки сравниваются серые перышки вокруг шеи? _____________
4. С чем можно сравнить серое туловище вороны? _____________________
3. Раздели слова на слоги, поставь ударение.
ВОРОНА, ТУЛОВИЩЕ, ПЁРЫШКИ, ГАЛКА, ШЕЯ, ПЕРЬЯ
4. Выпиши гласные, которые встретились в словах.
5. Сколько птиц на картинке? ______________Как они называются?
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол. Они выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки. Бабушка подала чай. Кучки печенья быстро уменьшались.
– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.
– Угу! – отзывался Вова. Мама и бабушка молчали.
Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доедал последний кусочек. Он посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба.
Ответить на вопросы:
2.Как звали мальчиков? _____________________________________________________
3. Что мама насыпала в тарелку? ______________________________________________
3. Как вели себя за столом ребята?
4. Можно ли сказать, что мальчики заботливые, внимательные? Почему?
5. Посмотри на картинку. Подчеркни в тексте соответствующие предложения.
Раздели слова на слоги, поставь ударение. Подчеркни согласные буквы.
БАБУШКА, ЧАШКИ, ПЕЧЕНЬЕ, МАЛЬЧИКИ,
В октябре Сережа и Витя ловили с лодки рыбу в лесной речке. Забросил Витя удочку и застыл от изумления.
По реке плыли белки. Зверьки пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их от берега. Белки стали тонуть.
Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили белок. Пассажиры смело сидели в лодке.
Лодка наполнилась. Витя причалил к берегу. Белки живо помчались в лес. Больше часа трудились мальчики, пока выловили из воды белок.
Ответить на вопросы:
Как звали мальчиков? _____________________________________________________
Что делали мальчики?
Что удивило мальчика во время рыбалки?
Почему белки стали тонуть? Подчеркни
Как мальчики помогли спасти животных?
Чем питаются белки? Найди в тексте. Запиши. __________________________________
Раздели слова на слоги, поставь ударение.
УДОЧКА, РЕБЯТА, БЕЛКИ, ЛОДКА, ЛЕС, ШИШКИ, БЕРЕГ
Выпиши из слов все согласные буквы.
__________________________________________________________________________Дорисуй картинку
Рассказы о живой природе. С вопросами и ответами для почемучек Текст
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
© ООО «Издательство АСТ», 2018
Рассказы
Встреча
Мокеич – старый охотник и рыболов. Все мальчишки наши учились у него премудростям ловли. Я тоже всегда старался на рыбалку ходить вместе с Мокеичем.
Многому мог научить дед. Знал он хорошо повадки всяких рыб и зверей, места, где они живут и кормятся.
Правда, в то время я мало что мог запомнить. Сам еще только учился держать удочку в руках, но к деду привязался крепко.
Потом случилось так, что в деревню я не приезжал подряд несколько лет.
После возвращения из Сибири, где мы с матерью прожили во время войны четыре года, – непременно захотелось побывать мне в родных местах.
Подъезжая к деревне, с нетерпением ожидал я встречи с Мокеичем. Был я уверен, что дед жив и по-прежнему ходит тёплыми вечерами на нашу маленькую речушку Корбу.
Мокеич действительно оказался живым и здоровым. Дед, на мой взгляд, совсем не изменился. Такой же ловкий, маленький, с дремучей бородой, доросшей до хитрых синих глаз. Только теперь на потёртом дедовом пиджачке сияет медаль «Партизану Отечественной войны», а на голове ловко сидит военная выгоревшая фуражка.
Дед меня сразу узнал, обрадовался моему приходу, схватил чемодан и повёл к себе.
Через минуту мы уже сидели в новой, пахнущей смолой горнице дедова дома.
Со страхом смотрел я на стол, который жена Мокеича – тётя Паша – уставляла рыбными пирогами, ватрушками и другой едой.
Знал я, что уйти от тёти Паши не удастся до тех пор, пока не отведаешь всех её кушаний.
Но зато и пироги были у Прасковьи Дмитриевны… На славу!
После обеда у нас с Мокеичем разговор пошёл сразу же о реке и лесах. Не смогли утерпеть.
С тех пор снова стал я бывать с дедом на рыбалках и в лесу.
Правда, теперь Мокеич ходил на рыбалку только вечером, потому что работал он в колхозе инспектором по качеству.
Но уменье Мокеича добывать рыбу даже повысилось. Впрочем, дед сам говаривал, что во время оккупации приходилось ему сиживать у реки частенько. Иногда и рыбку дед ловил, а иногда… и другие дела приходилось выполнять. После таких разговоров усмехался тихонько дед и, вроде как невзначай, притрагивался к медали…
Каждый вечер отправлялись мы в лес или на реку. Дедом я был восхищён. Он словно заранее знал, что делается в корбинёких лесах и реках, и попадал сразу на самое добычливее место.
Я готов был считать деда за самого настоящего чародея, если бы… если бы все его чудеса не стали постепенно мне раскрываться.
А началось это с того времени, когда, по его советам, стал я внимательно всматриваться в окружающее и осторожно выведывать секреты у леса, поля и реки.
Только тогда начал я понимать, что лист за листом читаю книгу природы.
И читаю не ради удовольствия, а для того, чтобы искать и найти полезное для человека, а с ненужным бороться и победить.
Что это за рыбьи повадки, которые надо знать на рыбалке?
Повадки рыб определяются особенностями их образа жизни. Рыбы держатся в разных участках водоёма – одни у заросшего берега, другие на открытой воде, одни у дна, другие ближе к поверхности. Рыбы по-разному кормятся: одни хищники, другие питаются мелкими беспозвоночными, третьи – водной растительностью.
Что такое смола? Почему смола пахнет? Почему в доме пахнет смолой?
Смола – особый сок деревьев, главным образом хвойных. Она выступает наружу из раны в стволе, застывает и закрывает её. В составе смолы есть ароматические вещества, которые придают ей характерный запах. Поэтому свежезаготовленная строительная древесина обладает смоляным запахом, который наполняет только что построенный дом.
Когда ловят рыбу? Почему вечером?
Активность рыбы определяется временем, когда она питается, причём время кормёжки меняется по сезонам. Летом многие рыбы наиболее активны утром и вечером, а ночью и днём отдыхают. Осенью, наоборот, активность выше днём, когда вода прогревается. Весной после спячки активна всё светлое время суток.
Хитрая рыба
Пескари у нас в реке крупные, жирные.
Принесёт Мокеич ведёрочко и хвастает:
– Нету рыбы для жаркого лучше пескаря!
Соблазнился и я, отправился за пескарями.
Пришли мы на берег, размотали удочки.
Дед насадил червя, закинул одну удочку и воткнул её в берег.
Потом насадил вторую удочку, потом третью и тоже воткнул.
А после этого собирать начал.
Пока с одного крючка пескаря снимает, на другой удочке клёв начинается.
Приспособил и я свои две удочки невдалеке от дедовых.
Только – странное дело: время идёт да идёт, но мои поплавки и не думают качаться.
А дед, посмеиваясь, кидает да кидает в помятое ведёрочко пескаря за пескарём.
Наконец я не выдержал и спрашиваю Мокеича: отчего, мол, такое? И насадка одинаковая, и место рядом, и удочки такие же, а у меня и клевать рыба не собирается?
Покачал дед головой, да и говорит:
– Чудак ты! Погляди, – куда удильники воткнул? На чистом месте! Тень-то от них вся на воду! Да и лесу видно. А я в тени воткнул, под куст, вот у меня и клюёт!
Рыба-то она ведь тоже хитрая!
Что за рыба пескарь?
Пескарь – небольшая (до 15 см длиной) пресноводная рыба с вытянутым телом. По углам рта у него небольшие усики. Пескари плавают стаями в открытой воде около дна, питаются мелкими беспозвоночными, весной едят икру других рыб. Сами они служат пищей хищным рыбам. Это один из популярных объектом любительского рыболовства.
Счастливые места
Ну, как тут не удивляться?
Иду я на реку без Мокеича – не везёт. Ходишь-ходишь, устанешь, пока счастливое место найдёшь.
С дедом пойдём – прямо куда надо попадаем! Закинет Мокеич удочку и с первого же раза вытягивает рыбину.
Начал я за дедом внимательно поглядывать и вроде догадался, в чём дело.
Рыба клюёт чаще на тех местах, где у берега в воду ёлки срубленные опущены или сушняк навален. «Ага, – думаю, – значит, вот какие рыба места любит! Теперь меня не проведёшь!»
Однако на следующий день опять задача.
Пришли мы на совершенно пустое место – ни ёлок, ни сушняку, а рыба и здесь целыми стаями ходит.
Думал я, думал, смотрел-смотрел – никак не догадаюсь.
Мокеич, видно, понял мои мысли:
– Считал я, – ты сам сообразишь, а оказывается, опять тебе объяснять надо! Смотри! – и вынимает из корзинки глиняный шар. Кинул шар в воду, а к нему со всех сторон рыбы бросились – вьются кругом, щиплют, теребят…
Я к корзинке скорей – посмотреть, что за чудесные шары.
Наклонился и рукой себя по лбу стукнул – до чего ж просто!
Всего-навсего закатаны в сырую глину дождевые черви: получилось вроде пирога с начинкой для рыб.
Ну, ясно, покидай денька два такие шарики в воду и приручишь рыбку.
Оказывается, счастливые места-то дед сам делает!
Рыба правда хитрая? Она видит из воды удочки?
Рыбы видят в воде на расстоянии 10–12 м, ясно различают предметы на расстоянии 1,5–2 м. Предметы вне воды рыбы видят плохо, но хорошо различают цвета и тень. В солнечную погоду на открытой воде они боятся тени, которая может означать опасность. Поэтому при ловле рыбы с берега удочку лучше располагать среди растений, чтобы от неё не было тени.
Кто такой дождевой червяк? Почему он так называется?
Речь идёт о земляных червях. У них длинное вытянутое тело без ног красноватого цвета. Они живут в почве, прокапывают узкие ходы в поисках сгнивших растительных остатков, которыми питаются. В дождливую погоду черви выползают на поверхность, поэтому их называют дождевыми. При засухе, наоборот, они закапываются поглубже, где достаточно влаги.
Утренняя красота
Давно звал меня Мокеич сходить пострелять тетеревов. У него и место выбрано, и шалашик поставлен. Одно плохо: надо на тетеревиную охоту до света вставать, а я всё просыпаю.
Ещё затемно дошли до берёзового колка на нашем овсяном поле. Отыскали шалаш, залезли, прикрылись ветками.
– Устраивайся удобней! – говорит дед. – Когда прилетят, – не шевелись, замри и дышать бойся, а то всю охоту испортишь!
Пообмял я вокруг себя солому, закрылся дедовой шубой, привалился на бочок и стал ждать.
Тишина стоит на поле, ветра нет, и слышно даже, как сзади нас капли крупные от ночной росы по листьям стучат: «Капп, капп… капп…»
Стал я представлять себе, как тетеревов увижу.
Рассветёт немного, думаю, и прилетят. Сразу штук пятнадцать… Рассядутся на зеленях, а тетёрки подальше на деревьях…
Надо будет Мокеича… предупредить, чтоб не стрелял… Предупредить… обождал… бы…
И сам не заметил, как заснул.
Проснулся оттого, что дед меня в бок толкает и одной рукой рот мне зажал.
Побоялся, что спросонья крикну.
Раздвинул я осторожно ветки, взглянул.
Уже светать стало, дымка лёгкая над полем.
А в дымке недалеко от нас – тёмные точки.
Пригляделся – шевелятся. Вдруг кинулись друг к другу, столкнулись. Крылья захлопали.
Протёр я глаза – да это же тетерева! Вот они, ясно видать. Пригнулись грудью к земле, крыльями по траве чертят, чёрные головы вперёд вытянуты. Потоптались, потоптались – и снова друг на друга! Рядом ещё двое сшиблись!
Интересно до чего! Я и про ружьё забыл.
А тут солнце вышло, у нас за спиной ударили первые лучи, скользнули по вершинам берёз, заблестели-заиграли на листьях тяжёлые капли.
Потом целый солнечный поток вырвался и облил наш пригорок живым сверкающим золотом.
Как всё засияло вокруг! Внизу трава серебряной пылью блестит, на кустах капли сверкают так, что глазам больно. Стволы у берёз розовыми стали будто насквозь просвечивают.
И на этой огненной поляне, в горячих лучах, бьются чёрные петухи, сшибаются грудь с грудью, ходят, распушились, один возле другого: «Чуф-шшш! Чуфф-шшш!»
Так и не выстрелили мы ни разу в это утро.
Что за птицы тетерева?
Тетерев – дальний родственник курицы. Самец покрыт иссиня-чёрными перьями, на голове над глазами красные «брови», боковые перья хвоста вытянуты и похожи на косички на голове, поэтому их зовут косачами. Самка-тетёрка рыжая с тёмными пестринами, чтобы быть незаметной на гнезде. Тетерева живут по лесным опушкам, зимой держатся небольшими стаями. Летом тетерева питаются ягодами, листьями, молодыми побегами, зимой в основном почками деревьев. Ранним летом самка устраивает гнездо на земле. Птенцы вылупляются хорошо развитыми и всюду следуют за матерью.
Что делали тетерева?
Ранней весной тетерева устраивают на опушке леса турниры. Такое место называется током, а турнир – токованием. Тетерева-самцы бегают по подтаявшему снегу, чертят по нему распущенными крыльями, подпрыгивают друг перед другом, издают громкие характерные звуки – бормотание, чуфыканье.