Рассказ хитрюля что из леса просил сын принести отца

Сказки

Читать “Хитрюга”

Евгений Иванович Носов

Хитрюга

Давно приставал ко мне сынишка: принеси да принеси из лесу ежа. Они в школе живой уголок устроили: есть кролик, ящерица, воробей, даже морскую свинку где-то достали. А вот ежа нет. Раза два всем классом в лес ходили, да разве его скоро найдёшь? Вот сынишка и пообещал товарищам, что я обязательно поймаю. Я, мол, знаю, где какая птица, какой зверь прячется.

Слышу и я: кто-то бежит под кустами лещины. Топ-топ-топ… Присел на корточки, чтобы под ветки заглянуть. Вижу: прямо на меня катится возок, доверху нагруженный листьями. Точь-в-точь, как телега с сеном. Только величиной-то этот возок с шапку и движется он сам собой, без лошади.

— Ежик!-догадался я.- Тащит сухие листья в нору на подстилку.

Это было до того, как сын попросил ежа. к тому же я шёл к озеру, и брать зверюшку было не с руки. Ну и уступил ему дорогу.

— Нет, не принёс,- говорю.

Не надо было обещать! Нехорошо получается. Последняя надежда на следующее воскресенье. Если и тогда не встречу, там уже холода начнутся, все ежи по норам спрячутся до весны.

Но серый клубок не думал сворачивать. Наконец нагнал я его. Да ведь это же ёжик! Вот выручил, вот спасибо тебе, глупенький ты зверюшка. Припал ёж в углублении между шпалами, ощетинился. А бока так и вздымаются, колючки так и ходят. Видно, запалил я его. А перепрыгнуть через рельс не догадался, не видел края, что ли? Наверное, на переезде переходил пути, да я помешал, он и угодил между двух рельсов. Накрыл я ёжика шапкой и сунул в рюкзак. А потом сбежал с насыпи в лес, набрал побольше листьев и набил ими мешок. Думаю, передам сыну пленника вместе с листьями. Пусть устроит ему настоящее гнездо.

Сына дома не оказалось: он не ожидал меня так рано и пошёл^ к товарищу. Ну ладно, думаю, так ещё лучше. Придёт, а ёж уже будет бегать по комнате.

Налил я в блюдечко молока, накрошил в него булку, а рядом кусок сырого мяса положил. Выбирай, ёжик, что понравится! Но ежишка даже не взглянул на лакомства. Посидел тихонько взъерошенный, потом высунул из-под колючего чуба остренькое рыльце и затопал под шкаф.

В кухне света не стали зажигать, чтобы не беспокоить зверюшку, а сами перешли в столовую, закрыв за собой дверь.

Пришёл сынишка, увидел на полу рюкзак с листьями, рядом блюдечко с молоком, запрыгал, забил в ладошки:

— Принёс! Принёс! Ну-ка. покажись, ёжик, какой ты? Пап, где же ёжик?

— Под шкафом,- сказал я, включая свет.

— Ну как нету? Туда побежал. Тебе просто не видно.

— Хорошо видно. Там сзади стена освещена.

— Тогда, значит, в другое место перебежал. Посмотри под столом.

Сынишка, не вставая, на четвереньках дополз до кухонного с дверцами стола и заглянул под него.

— Может, кошка его съела?

— Выдумал! С ним собака и та не сладит…

Мы с сыном сидели на полу и, недоуменно глядя друг на друга, гадали,

Источник

Открытый урок по курсу «чтение с увлечением» на тему: Необычное в обычном. Н.Носов. Хитрюга

Тема. Необычное в обычном. Е.И.Носов «Хитрюга»

Цель: Продолжить знакомство с творчеством Е.И. Носова. Познакомить с рассказом «Хитрюга»

Обобщить знания учащихся о произведениях писателя;

Формировать читательские умения и навыки: личностный избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и осмысленно читать;

Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы;

Способствовать развитию речи и мышления учащихся, обогащению их словарного запаса;

Воспитывать книголюбов, прививать любовь к родной природе, внимательное отношение к животным, наблюдательность.

Тематическая выставка книг Е.И. Носова.

Выставка детских рисунков.

Видеоролик «Биография Е.И. Носова»

Слайд – шоу «Делай как мы» (физминутка)

Тип урока : комбинированный, тематический.

Форма проведения: творческая мастерская.

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Прозвенел звонок для нас.

Вы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Мы начнём урок, друзья.

Все: Будем отвечать активно,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

— Вспомните наш девиз: какими мы должны быть на уроке?

О: организованными, образованными,

— У: Я вам желаю сохранить такой настрой в течение всего урока.

Сообщение темы и цели урока.

— Готовясь к уроку внеклассного чтения, вы работали в творческих группах: «Журналисты», «Художники», «Затейники», «Эрудиты», «Писатели». Сегодня на уроке мы увидим результаты вашего труда и ещё раз окунёмся в удивительный мир рассказов Евгения Ивановича Носова. Но сначала расшифруйте название рассказа.

-Для этого вам нужно зачеркнуть все повторяющиеся буквы и прочитать ключевое слово. ДНХЗНГЛИМТЛРМЮДГЗА

-Если я скажу слово «хитрюга», о ком прежде всего можно подумать?

-Давайте подберем к этому слову родственные слова.

3. Обобщение и систематизация знаний.

— Для того чтобы понять идею автора, нужно знать его биографию. Слово предоставляется «Журналистам», которые подготовили интересные факты из жизни писателя Е.И. Носова. Слушайте внимательно, у вас будет возможность дополнить выступление.

Дополнение ответов учащимися и учителем.

— Как вы думаете, какие главные черты характера у Е.И. Носова?

-А теперь давайте проверим группу художников. Какие они иллюстрации подготовили. По этим иллюстрациям мы должны узнать рассказы Е.И.Носова.

В старину у запорожцев и украинских казаков: длинный клок волос, оставленный на бритом темени.

— Сейчас нам предстоит работа с текстом, поэтому мы сначала сделаем гимнастику для глаз.

5.Первичное чтение произведения.

— Определите жанр текста, который мы прочитали ( рассказ)

— Определите тип текста, который мы прочитали ( повествование)

— Что из леса просил сын принести отца?

— Зачем мальчику понадобился ежик?

— Какие еще животные жили в живом уголке класса?

Читайте также:  Рассказы с картинками вместо слов для детей 3 лет

— Зачем ежик собирает листья?

— Где спрятался ежик?

— Как после этого случая стали называть ежа?

Физминутка «Делай как мы»

6. Работа с фразеологическими оборотами.

Группе «Эрудитов» захотелось узнать, как появились некоторые фразеологические обороты, которые могли бы встретиться в этом тексте. В этом им помог «Фразеологический словарь».

Сбиться с ног- Хлопотать до изнеможения

7. Вторичное чтение. Выборочное чтение.

1. Для чего сын попросил у отца найти и принести ежа?

2. Что за «возок» увидел охотник? Почему на нём было так много листьев?

3. Почему рассказчик назвал ежа Хитрюгой?

-А теперь давайте проверим группу художников. Какие они иллюстрации подготовили. По этим иллюстрациям мы должны узнать отрывок рассказа Е.И.Носова и зачитать его.

8. Работа с деформированным текстом. Работа в паре.

9. Выступления писателей.

— У нас в классе есть ребята, которые, решили испытать себя в роли писателей и поэтов. Все очень старались. Я хочу предложить вашему вниманию рассказ и стихотворение о домашних любимцах.

(Двое учащихся зачитывают свои произведения)

10. Итог урока. Обобщение.

— Будете рекомендовать их для чтения своим друзьям?

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Носов Евгений Иванович

Книга «Хитрюга (с илл.)»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Евгений Иванович Носов

Давно приставал ко мне сынишка: принеси да принеси из лесу ежа. Они в школе живой уголок устроили: есть кролик, ящерица, воробей, даже морскую свинку где-то достали. А вот ежа нет. Раза два всем классом в лес ходили, да разве его скоро найдёшь? Вот сынишка и пообещал товарищам, что я обязательно поймаю. Я, мол, знаю, где какая птица, какой зверь прячется.

Слышу и я: кто-то бежит под кустами лещины. Топ-топ-топ… Присел на корточки, чтобы под ветки заглянуть. Вижу: прямо на меня катится возок, доверху нагруженный листьями. Точь-в-точь, как телега с сеном. Только величиной-то этот возок с шапку и движется он сам собой, без лошади.

— Ежик!-догадался я.- Тащит сухие листья в нору на подстилку.

Это было до того, как сын попросил ежа. к тому же я шёл к озеру, и брать зверюшку было не с руки. Ну и уступил ему дорогу.

— Нет, не принёс,- говорю.

Не надо было обещать! Нехорошо получается. Последняя надежда на следующее воскресенье. Если и тогда не встречу, там уже холода начнутся, все ежи по норам спрячутся до весны.

Но серый клубок не думал сворачивать. Наконец нагнал я его. Да ведь это же ёжик! Вот выручил, вот спасибо тебе, глупенький ты зверюшка. Припал ёж в углублении между шпалами, ощетинился. А бока так и вздымаются, колючки так и ходят. Видно, запалил я его. А перепрыгнуть через рельс не догадался, не видел края, что ли? Наверное, на переезде переходил пути, да я помешал, он и угодил между двух рельсов. Накрыл я ёжика шапкой и сунул в рюкзак. А потом сбежал с насыпи в лес, набрал побольше листьев и набил ими мешок. Думаю, передам сыну пленника вместе с листьями. Пусть устроит ему настоящее гнездо.

Сына дома не оказалось: он не ожидал меня так рано и пошёл^ к товарищу. Ну ладно, думаю, так ещё лучше. Придёт, а ёж уже будет бегать по комнате.

Налил я в блюдечко молока, накрошил в него булку, а рядом кусок сырого мяса положил. Выбирай, ёжик, что понравится! Но ежишка даже не взглянул на лакомства. Посидел тихонько взъерошенный, потом высунул из-под колючего чуба остренькое рыльце и затопал под шкаф.

В кухне света не стали зажигать, чтобы не беспокоить зверюшку, а сами перешли в столовую, закрыв за собой дверь.

Пришёл сынишка, увидел на полу рюкзак с листьями, рядом блюдечко с молоком, запрыгал, забил в ладошки:

— Принёс! Принёс! Ну-ка. покажись, ёжик, какой ты? Пап, где же ёжик?

— Под шкафом,- сказал я, включая свет.

— Ну как нету? Туда побежал. Тебе просто не видно.

— Хорошо видно. Там сзади стена освещена.

— Тогда, значит, в другое место перебежал. Посмотри под столом.

Сынишка, не вставая, на четвереньках дополз до кухонного с дверцами стола и заглянул под него.

— Может, кошка его съела?

— Выдумал! С ним собака и та не сладит…

Мы с сыном сидели на полу и, недоуменно глядя друг на друга, гадали, куда запропастился ёжик. Убежать он никуда не мог, разве только в столовую незаметно прошмыгнул. Но ведь дверь туда была закрыта.

Не меньше часа всей семьёй лазали на четвереньках по полу, по нескольку раз заглядывая во все углы.

— А не забрался ли он в поддувало?-с робкой надеждой предположил сын.

Снова собрались все в столовой, совещаемся. В самом деле, куда он мог спрятаться?

— Ведь не иголка же это,- возбуждённо всплёскивает руками сын.- А тысяча иголок сразу!

Опять принялись за поиски, но так и не нашли ежа. Поздно вечером улеглись и долго ещё не спали, прислушиваясь.

— Папа, а не спрятался ли он в твой охотничий сапог?-спросил сын и, не дожидаясь моего ответа, соскочил с кровати, побежал обследовать сапоги.

— Спи. завтра сам найдётся.

Но и утром ежа не было. Расстроенный, сын пошёл в школу.

Весь день я гадал, куда мог исчезнуть ёжик. Вернувшись с работы, я ещё с порога спросил, не отыскался ли о он. Но ежишка пропал бесследно.

Дня через два я зачем-то пошёл в кладовую. Увидев на стене туго набитый листьями мешок, я снял его с гвоздя, чтобы вытряхнуть: листья-то теперь не понадобятся. И что вы думаете? Вместе с листьями выпал на землю… ёжик. Он тотчас свернулся клубочком, будто сознавал всю вину за учинённый в доме переполох.

Читайте также:  Рерих мудрость в сказках и наставлениях

Как он мог оказаться в кладовой, в крепко затянутом рюкзаке, подвешенном на высоте двух метров?

Ответ мог быть только один. Когда мы оставили ежа в кухне, он, побегав среди незнакомых предметов, опять залез в рюкзак, откуда пахло родным лесом и его собственным запахом. А потом бабушка отнесла рюкзак в кладовую и повесила его на гвоздь…

Источник

Евгений Носов — Хитрюга: Рассказ

Давно приставал ко мне сынишка: принеси да принеси из лесу ежа. Они в школе живой уголок устроили: есть кролик, ящерица, воробей, даже морскую свинку где-то достали. А вот ежа нет. Раза два всем классом в лес ходили, да разве его скоро найдёшь? Вот сынишка и пообещал товарищам, что я обязательно поймаю. Я, мол, знаю, где какая птица, какой зверь прячется.

Пожурил я сына за поспешное обещание, которое может остаться и невыполненным, да делать нечего. Пришлось искать ежа. Правда, специально за ним я не ходил. Отправлюсь на охоту или рыбную ловлю, ну и про ежа помню: может, по пути встретится. А оно всегда так бывает: когда чего не надо-попадается, а когда ищешь — не найдёшь.

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру за окунями. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днём. Светло оттого, что листья осыпались и больше не затеняют землю, а тихо потому, что и ветер не шумит кроной, и птиц не слышно — они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними по-стлан мягкий ковёр из сухих листьев. Изредка попадаются молодые дубки с ещё не опавшей листвой. Освещённые солнцем, они вспыхивают в просветах между стволов, словно зажжённые факелы. И эхо. гулкое, раскатистое, блуждает в лесу тоже, как в большом пустом здании.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц или осторожно крадётся лисица — нет-нет да и хрустнет сухая ветка, зашуршат опавшие листья.

Слышу и я: кто-то бежит под кустами лещины. Топ-топ-топ… Присел на корточки, чтобы под ветки заглянуть. Вижу: прямо на меня катится возок, доверху нагруженный листьями. Точь-в-точь, как телега с сеном. Только величиной-то этот возок с шапку и движется он сам собой, без лошади.

— Ежик!-догадался я.- Тащит сухие листья в нору на подстилку.

Ежу очень удобно собирать листья. Найдёт местечко, где их побольше. растопырит иголки — и ну кататься, с боку на бок переваливаться. Листья и накалываются на его колючки. Встанет на лапки ёж. а его под листьями и не видать. Гак и бежит он в золотой одежде в свою нору.

Почуял меня ёж — остановился, припал к земле. Только листья шевелятся на его взъерошенной спинке.

Это было до того, как сын попросил ежа. к тому же я шёл к озеру, и брать зверюшку было не с руки. Ну и уступил ему дорогу.

Попадись он мне теперь — накрыл бы шапкой и в рюкзак! Но вот беда: хожу-хожу. а он всё не попадается. Едва я вечером на порог, а сын уже вопросительно смотрит: принёс?

— Нет, не принёс,- говорю.

Не надо было обещать! Нехорошо получается. Последняя надежда на следующее воскресенье. Если и тогда не встречу, там уже холода начнутся, все ежи по норам спрячутся до весны.

Повернул я домой. Чтобы быстрей идти, выбрался на железнодорожную насыпь. Шагаю по шпалам, а сам всё про сына вспоминаю. Сейчас открою дверь, а он — скок навстречу: «Принёс? Эх ты. охотник!»

Прошёл переезд. Скоро и лес должен кончиться, завиднеется город. И вдруг впереди между рельсами вижу, какой-то серый клубок катится, не прямо, а зигзагами: то к одному рельсу, то к другому жмётся и так ловко через шпалы прыгает. Снял я ружьё, прибавил шагу. Клубок ещё быстрее покатился. Я — бежать. Он тоже прибавил ходу. Чего бы ему через рельс не перепрыгнуть? Откос высокий, враз скатился бы, только его и видели.

Но серый клубок не думал сворачивать. Наконец нагнал я его. Да ведь это же ёжик! Вот выручил, вот спасибо тебе, глупенький ты зверюшка. Припал ёж в углублении между шпалами, ощетинился. А бока так и вздымаются, колючки так и ходят. Видно, запалил я его. А перепрыгнуть через рельс не догадался, не видел края, что ли? Наверное, на переезде переходил пути, да я помешал, он и угодил между двух рельсов. Накрыл я ёжика шапкой и сунул в рюкзак. А потом сбежал с насыпи в лес, набрал побольше листьев и набил ими мешок. Думаю, передам сыну пленника вместе с листьями. Пусть устроит ему настоящее гнездо.

Сына дома не оказалось: он не ожидал меня так рано и пошёл^ к товарищу. Ну ладно, думаю, так ещё лучше. Придёт, а ёж уже будет бегать по комнате.

Налил я в блюдечко молока, накрошил в него булку, а рядом кусок сырого мяса положил. Выбирай, ёжик, что понравится! Но ежишка даже не взглянул на лакомства. Посидел тихонько взъерошенный, потом высунул из-под колючего чуба остренькое рыльце и затопал под шкаф.

В кухне света не стали зажигать, чтобы не беспокоить зверюшку, а сами перешли в столовую, закрыв за собой дверь.

Пришёл сынишка, увидел на полу рюкзак с листьями, рядом блюдечко с молоком, запрыгал, забил в ладошки:

— Принёс! Принёс! Ну-ка. покажись, ёжик, какой ты? Пап, где же ёжик?

— Под шкафом,- сказал я, включая свет.

— Ну как нету? Туда побежал. Тебе просто не видно.

— Хорошо видно. Там сзади стена освещена.

— Тогда, значит, в другое место перебежал. Посмотри под столом.

Сынишка, не вставая, на четвереньках дополз до кухонного с дверцами стола и заглянул под него.

Читайте также:  Рассказ о барабане для 3 класса

— Ну как нет? — не поверил я и сам посмотрел под стол. Ежа и вправду не было.

— Может, кошка его съела?

— Выдумал! С ним собака и та не сладит…

Мы с сыном сидели на полу и, недоуменно глядя друг на друга, гадали, куда запропастился ёжик. Убежать он никуда не мог, разве только в столовую незаметно прошмыгнул. Но ведь дверь туда была закрыта.

Не меньше часа всей семьёй лазали на четвереньках по полу, по нескольку раз заглядывая во все углы.

— А не забрался ли он в поддувало?-с робкой надеждой предположил сын.

Пошарили кочергой в поддувале — нет. Вот задача!

Снова собрались все в столовой, совещаемся. В самом деле, куда он мог спрятаться?

— Ведь не иголка же это,- возбуждённо всплёскивает руками сын.- А тысяча иголок сразу!

Сидим молча, думаем. Вдруг слышу — кто-то на кухне лакает. Вскакиваем, бежим на кухню. А это наш кот Тишка. Съел мясо, которое ежу подложено, и молочком запивает…

Опять принялись за поиски, но так и не нашли ежа. Поздно вечером улеглись и долго ещё не спали, прислушиваясь.

— Папа, а не спрятался ли он в твой охотничий сапог?-спросил сын и, не дожидаясь моего ответа, соскочил с кровати, побежал обследовать сапоги.

— Спи. завтра сам найдётся.

Но и утром ежа не было. Расстроенный, сын пошёл в школу.

Весь день я гадал, куда мог исчезнуть ёжик. Вернувшись с работы, я ещё с порога спросил, не отыскался ли о он. Но ежишка пропал бесследно.

Дня через два я зачем-то пошёл в кладовую. Увидев на стене туго набитый листьями мешок, я снял его с гвоздя, чтобы вытряхнуть: листья-то теперь не понадобятся. И что вы думаете? Вместе с листьями выпал на землю… ёжик. Он тотчас свернулся клубочком, будто сознавал всю вину за учинённый в доме переполох.

Как он мог оказаться в кладовой, в крепко затянутом рюкзаке, подвешенном на высоте двух метров?

Ответ мог быть только один. Когда мы оставили ежа в кухне, он, побегав среди незнакомых предметов, опять залез в рюкзак, откуда пахло родным лесом и его собственным запахом. А потом бабушка отнесла рюкзак в кладовую и повесила его на гвоздь…

Ну и хитрюга этот ёж! Так и назвали его юннаты: Хитрюга.

Источник

Старый отец (белорусская сказка)

В давние времена было принят такой обычай среди людей: когда отец старел и оставалось ему недолго жить, завозил его сын в глухую пущу да и оставлял там.
Вот однажды случилось так. Сын повез отца в пущу. Конечно было жаль ему отца — сильно он его любил, да ничего не поделаешь, таков обычай! А на обычаях вся жизнь держится. Не повезешь — люди засмеют, скажут, что старых обычаев не почитаешь. Еще из села прогонят…
Едет сын невеселый, а отец и молвит ему:
— Неужто ты, сынок, меня, старого да хворого, одного в лесу бросишь?
Подумал сын, утер слезу и говорит:
— Нет, батька, не брошу. Но чтобы люди не прознали, вот что сделаю. Ночью я за тобой приеду и буду тебя до самой смерти в темной каморе держать, чтоб никто не видел.
Так сын и сделал.
Когда ночь наступила, и все село уже спало, он привез из пущи отца и спрятал его в темной каморе.
Но случилось несчастье — град все жито побил, и нечем было новое сеять, грозил голод.
Пришел грустный сын к отцу в темную каморку, жалуется:
— Что делать? Не посеем жита — в будущем году без хлеба останемся.
Ему отец говорит:
— Нет, сынок, доколе я жив, без хлеба мы не будем. Слушай меня. Когда ты был еще маленький, я гумно строил. А был в том году большой урожай. Вот я необмолоченным житом гумно и накрыл. Сними стреху, обмолоти — и будет у тебя зерно на посев.
Сын так и сделал. Снял стреху с гумна, обмолотил и посеял осенью жито.
Диву даются соседи, откуда это он зерно достал? А сын молчит, ведь нельзя ему признаться, что это старик-отец помог.
Подошла зима. Нечего есть. Опять идет сын к отцу в темную каморку и рассказывает про беду свою.
— Так, мол, и так. — говорит, — придется с голоду помирать…
— Нет, — отвечает отец, — с голоду мы не помрем. Слушай, что я тебе скажу. Возьми лопату да покопайся в хате под лавкою. Там, как я был молодой еще, закопал немного денег на черный день. Жизнь, сынок, прожить — не поле перейти: все может случится. Так я думал, так и делал.
Обрадовался сын, нашел и выкопал отцовы деньги, купил зерна.
И сам с семьей ест, да еще и своим соседям занимает. Вот как-то раз они и спрашивают у него:
— Скажи нам, брат, откуда ты хлеб достаешь?
Признался сын:
— Отец, — говорит, — кормит меня.
— Как же так? — удивляются соседи. — Ты же отвез своего отца в лес, как и все добрые сыновья!
— Нет, — говорит сын, — не стал я делать, как вы. Оставил я отца у себя век доживать. И когда пришла беда, отец помог мне и хлеба посеять и семью от голода спасти. У старых людей ума больше, чем у молодых.
С той поры перестали сыновья отцов своих в пущу отвозить, и было принято отцов своих под старость уважать да кормить.

Читайте также

Легкий хлеб (белорусская сказка)

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек,… Читать дальше

Источник

Познавательное и интересное