Хорошее стр. 95
1) Обсудите с другом смысл пословиц. Составьте диалог на тему одной из них.
Главная мысль, которая заложена в этих поговорках очень похожа.
В них говорится о том, как важно поступать правильно и хорошо.
И важно, что именно поступки красят человека, а не пустые разговоры.
Пример диалога с другом на тему: «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить».
— Вова, ты вчера говорил что нужно заботиться о животных, особенно в зимнее время. И рассказывал, что все должны делать кормушки для птиц. А сейчас сидишь, и не помогаешь ребятам?
— Да, говорил, но сегодня мне купили новую книгу, такая интересная.
— Вова, нужно не только говорить о хороших делах, но и поступать так же. А ты ленишься.
— Ладно, я согласен. Книга никуда от меня не денется. Сейчас пойду помогать ребятам мастерить кормушки.
Пример диалога с другом на тему: «Добрый человек добру и учит».
— Привет, как дела в школе?
— Всё хорошо. Сегодня к нам пришёл новенький мальчик и я сразу с ним подружился. Его зовут Петя.
— Это хорошо. И что Петя о себе рассказывает?
— Мы говорили о том, как проводим свободное время. И он рассказал, что любит помогать младшей сестричке с заданиями и своей маме по дому. Я удивился, потому что моё любимое занятие это играть и гулять. Но Петя объяснил, что помогать близким тоже интересно.
— Очень хороший у тебя появился друг. Потому что добрый человек так и поступает в жизни.
2) Какое желание однажды утром появилось у Юры?
У мальчика возникало много разных мыслей и желаний.
Он придумывал разные ситуации, в которых приходил на помощь своим родным и близким.
Сначала он решил, что спасёт свою сестру, которая тонула бы.
Потом выдумал, что на няню нападут волки, и он их прогонит, тем самым спасёт сестру.
И ещё своего пса бы обязательно спас и вытащил из колодца.
3) О чём он мечтал? Выбери подходящие строки и прочитай их выразительно.
Он мечтал совершать героические поступки в ситуации, когда очень нужна подмога.
Однако на деле мы видим совсем другую картину.
Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас?
Вот если бы на няню волки напали, а я бы их застрелил
Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил
4) Почему мальчик не осуществил своей мечты?
Он был настолько занят своими мыслями, что просто не замечал никого вокруг.
Мальчик фантазировал и придумывал такие ситуации, которые могли и не произойти вообще.
Поэтому фокусируясь на невозможном, он не замечал настоящего.
А также тех дел, которые нужно было сделать сейчас.
5) Как ты думаешь, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали?
В его мыслях он спасает жизни всех своих родных.
А по факту даже не смог выполнить простой просьбы.
Он мог сделать меньшее, но именно то, что нужно.
Вместо этого, он только в своих мыслях герой, а по факту просто грубый мальчишка.
6) Объясни смысл названия рассказа.
Главная цель этого рассказа донести до людей то, что каждый день у нас есть возможность совершить доброе и хорошее дело.
Чтобы быть героем, необязательно ждать какой-то ситуации, нужно просто присмотреться вокруг.
И тогда можно увидеть, что всегда есть кому помочь.
И пускай это будет мелочь, но ты это сделаешь.
А значит человек тебе будет благодарен.
7) Прочитайте с друзьями рассказ по ролям. Сколько действующих лиц в рассказе? Отметьте слова, которые нужно читать за автора.
В этом произведении есть один главный герой — мальчик Юра, и несколько второстепенных — сестра, няня, собака, мама.
Все они взаимодействуют друг с другом.
Однако главным выступает всё равно мальчик.
Его мысли и поступки в центре картины.
Автор выступает главным повествователем.
А именно его фразы: «Проснулся Юрик утром» «А сестрёнка тут как тут» и др.
8) Запиши в «Рабочую тетрадь» названия произведений В. Осеевой, которые ты прочитал в учебнике. Какие рассказы этого автора ты ещё прочитал? Составь список произведений В. Осеевой.
В этом учебнике я прочитал такие рассказы, как Волшебное слово, Хорошее, Почему.
Помимо этого, я читал произведения «Динка» и «Синие листья».
Ещё есть сборник рассказов Лукошко сказок.
Все они очень интересные и поучительные.
Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 2 класс 2 часть. В. Осеева рассказ «Хорошее» стр. 95.
Осеева Валентина рассказ «Хорошее»
Читательский дневник по рассказу «Хорошее» Валентины Осеевой
Автор: Валентина Александровна Осеева
Главные герои: Юра, мама, сестрёнка, няня, Трезор.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Юра — глупый мальчик, который так хотел сделать нисколько что-то хорошее, сколько героическое.
Ленивый и капризный.
Никому в итоге не помог.
Мама — добрая, умная.
Няня, сестра, Трезор — нуждались в помощи.
Краткое содержание рассказа «Хорошее»
Мальчик Юра мечтал сделать что-то хорошее.
Думал о том, что спас бы от смерти сестрёнку, няню от волков, Трезора вытащить из колодца.
Но, когда они просили у Юры помощи в обычных делах, он отказывал.
Мальчик спросил у мамы, что бы ему сделать.
Она посоветовала выполнить просьбы сестры, няни и Трезора.
План рассказа:
5. Трезорка и колодец.
6. Разговор с мамой.
Основная мысль рассказа «Хорошее»
Главная мысль рассказа в том, что добрые дела необязательно должны быть подвигами.
Основная идея рассказа в том, что хорошее заключается не в фантазии, а в реальных поступках, даже если они простые.
Чему учит рассказ
Произведение учит понимать, что хорошие поступки заключаются не только в спасении жизни.
Учит быть отзывчивым, трудолюбивым и помогать окружающим.
Краткий отзыв по рассказу «Хорошее» для читательского дневника:
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что нельзя мечтать о хорошем, и при этом ничего не делать.
А именно так поступал Юра.
Он мечтал о великих подвигах, забывая помочь в малом.
Это поучительный и интересный рассказ.
Автору удалось показать, как важно постоянно делать хоть что-то доброе, полезное для окружающих.
Мне понравилось то, о чём мечтал мальчик.
Но мне не понравилось, что он отказывал в самых простых вещах своим близким.
Хорошо, что мама научила его, как следует поступать.
Я всем советую прочитать этот рассказ и всегда быть внимательным к просьбам близких людей.
Пословицы к рассказу:
Без дела жить — только небо коптить.
Меньше слов — больше дела.
Добра желаешь — добро и делай.
Дорога помощь вовремя.
За доброе дело берись смело.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
— Убери сама — некогда мне!
Ещё читательские дневники по произведениям Валентины Осеевой:
Библиотека произведений автора пополняется.
Осеева «Хорошее»: как написать отзыв о произведении?
Напишем своё отношение к произведению, по сути, отзыв о прочитанном, где обязательно укажем автора, если таковой имеется, название, главных героев и личные впечатления.
Вот примерный вариант:
Дополнительную информацию о произведении можно посмотреть, пройдя по ссылкам (нужно нажать на фразу, которая обозначена синим цветом):
Напишу свое видение рассказа Осеевой про «Хорошее», то, как мне открылась эта история, сделав свой отзыв по предлагаемому для задания произведению.
И примерный отзыв от школьника начальных классов:
Валентина Осеева в своих маленьких поучительных рассказах даёт уроки нравственного воспитания.
Юра мечтатель, он хочет помочь тем, кто в этом нуждается – тонущей сестре и собаке Трезорки, но это было только в фантазиях, ведь никто не тонул на самом деле. Юра мечтая о помощи другим, еще не понимает, что помогать нужно в обычных делах, это гулять с сестренкой, убирать посуду, ухаживать за собакой и это каждодневная помощь так же важна.
Мама, советует Юре начинать помогать именно с таких, казалось бы простых вещей, ведь правильно все понимать и делать хорошее, нужно с самого простого.
Думаю, что Юра правильно понял свою маму и поступит так как она посоветовала.
Отзыв к рассказу Овсеевой «Хорошее»:
Этот рассказ очень поучительный и интересный. У Юры было много возможностей сделать что-то хорошее, но он их не использовал. Мальчик считал, что для хорошего поступка нужно спасти чью-то жизнь, но это не обязательно. Иногда трудолюбие и отзывчивость бывают незаменимы и все намного проще чем кажется. Рассказ простой, но хорошо выражает главную мысль, поэтому он мне очень понравился и хорошо запомнился.
Отзыв на рассказ Осеевой «Хорошее».
Из этого рассказа мы узнаем, что оказывается очень тяжело человеку, который никогда не делал ничего хорошего самому придумать какое-нибудь хорошее дело.
Вывод, который можно сделать после прочтения этого рассказа в том, что хорошее дело не обязательно должно быть героическим подвигом, гораздо больше хороших дел мы совершаем просто помогая близким.
Отзыв к рассказу «Хорошее»:
Рассказ «Хорошее» очень коротенький, но в тоже время он очень поучительный.
Мальчик Юра мечтает и фантазирует, как бы он спас сестру, няню и Трезора.
Но когда его просят помочь, он отвечает отказом. Так ничего толком и не придумав мальчик отправляется к маме и спрашивает у нее совета, мама подсказывает Юре, что нужно погулять с сестрой, помочь няне с посудой и напоить Трезора.
Рассказ нас учит тому, что и мелкие повседневные дела могут быть хорошими и приносить пользу для всех, необязательно совершать подвиги, чтобы сделать что-то хорошее.
Мне этот рассказ понравился, советую и вам его прочитать.
Урок литературного чтения во 2 классе «В. Осеева «Хорошее»
Урок литературного чтения
1. познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой «Хорошее»;
2. способствовать осознанному чтению целыми словами;
3. развивать речевые умения и творческие способности детей.
4. воспитывать лучшие нравственные качества ребенка: честность, чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям.
Оборудование: учебник с текстом В. Осеевой «Хорошее»
тетрадь по литературному чтению
выставка книг В. Осеевой
пословицы на доске
тесты для каждого ученика
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
2. Сообщение темы, целей и задач урока.
Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями В. Осеевой, познакомимся с произведением «Хорошее». Но начнем урок с проверки домашнего задания.
3. Проверка домашнего задания.
Пересказ рассказа Н. Носова «На горке». ( дети самостоятельно оценивают пересказ детей с помощью вееров с цифрами).
Сегодня мы познакомимся с новым произведением В. Осеевой «Хорошее»
— Какие рассказы мы уже читали на уроках?( дети отвечают)
Но прежде я хочу прочитать письмо В. Осеевой, обращенное к вам, детям.
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
— Понравился тебе рассказ?
— Не знаю. Я о нем не думала.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.
В. Осеева. (Из предисловия к книге:
Три сына. М. Детская литература, 1975.)
Поэтому, читая, думайте, что хорошего и полезного можно получить, читая данное произведение?
— дети читают название.
Как вы думаете, что может быть хорошим?(подбор синонимов и антонимов к слову хороший).
Каких людей называют хорошими?
— чтение рассказа В. Осеевой «Хорошее». ( цепочкой)
К какому жанру относится данное произведение?
v Беседа по содержанию по вопросам.
— Сделал ли Юра что-то хорошее?
— Прочитайте, как Юрик с утра задумал сделать хорошее дело.
— О чем попросила сестренка? Что он ей ответил? Прочитайте.
— О чем попросила няня? Что он ей ответил? Прочитайте
— О чем попросил Трезорка Юру? Что он ответил ему? Прочитайте.
-Почему Юрику не удалось сделать хорошего дела?
— Прочитайте, какой вопрос задал Юра маме.
— Как она ему ответила?
— Как ты думаешь, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали?
— Каких детей вы считаете хорошими? (дети отвечают. В т. ч.кто выполняет правила дорожного движения).
6. Физминутка. (по правилам дорожного движения).
Работа по тестам (проверка детей, как они внимательно читали текст.) Что такое тест? Где можно прочитать правильное определение? (в толковом словаре).
1. Почему Юре захотелось сделать хорошее?
а) надоело сидеть дома;
б) Хороший денек. Солнце светит.
2. Сестренка звала Юру
3. Няня попросила Юру
а) убрать в комнате;
4. О чем Трезорка думал и просил Юру?
5. Что хорошее в рассказе
б) поступки мальчика.
— Взаимопроверка тестов, выставление оценок, проверка при помощи доски.
8.Физминутка для глаз.
— Сколько персонажей в данном рассказе? ( 5)
— Как надо читать мысли Юры? (с мечтой)
-А слова, обращенные к няне, сестре, собаке? (грубо, сердито)
— дети сами оценивают выразительность чтения по ролям.
10. Работа с пословицами.
— Какие пословицы подходят к рассказу В. Осеевой «Хорошее».
На доске: Словами и туда, и сюда, а делами никуда.
Не верь словам, а верь делам.
Под лежачий камень и вода не течет. и тд.
11.Итог урока: 1.С каким произведением познакомились на уроке?
2.Какая главная мысль этого рассказа?
3. Чему учит нас этот рассказ?
12.Игра – закрепление «Откуда эти строки?»
— Учитель читает отрывки из рассказов В. Осеевой, дети отгадывают название рассказа.
Урок литературного чтения во 2-м классе. Тема: «В. Осеева «Хорошее»»
Коррекционные задачи. Повышать интерес к учебе, расширять словарный запас, развивать зрительную и смысловую память.
Оборудование урока: учебник с текстом В. Осеевой “Хорошее”, иллюстрации к рассказу, выставка книг В. Осеевой.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Метод: эвристическая беседа.
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.
II. Сообщение темы и задач урока.
1. Работа над скороговоркой.
На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.
2. Работа над дыханием.
Накачивание воздуха – Ф-ф-ф
Заканчивается работа над дыханием тем, что дети вдыхают аромат цветка.
б) Работа с полосками бумаги:
Дети ставят полоски на уровне губ, набирают больше воздуха и начинают выдыхать его на полоску так, чтобы она не шевелилась. Дети учатся сдерживать дыхание.
2. Жужжащее чтение. (Чтение рассказов В.А.Осеевой)
(Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут.)
3. Развитие внимания. (Запись пословицы в тетрадь). Не мил и свет, когда друга нет.
4. Вступительная беседа.
Звучит музыкальная заставка.
Учащиеся: Это позывные сигналы радиопередачи.
Учитель: Для кого звучит радиопередача? (Радиослушателей)
Учитель: Итак наши микрофоны установлены во 2г классе. У нас в гостях радиослушатели-учителя нашей школы.
Тема нашей радиопередачи рассказы Валентины Александровны Осеевой, обсудим проблемы, которые она поднимает в этих рассказах и подумаем как надо вести себя в подобных ситуациях.
Наши корреспонденты познакомят с творчеством писательницы.
Лента жизни писательницы. (На доске)
1902 г. 1923 г. 1937 г. 1951 г. 1969 г.
1 корреспондент. Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств. В 1923 году семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937 года она начинает печатать свои книги. Ее стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело”.
2 корреспондент. Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она работала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.
Заслуги В.А. Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Василек Трубачев и его товарищи”. Это трилогия. По 2 части создан кинофильм “Отряд Трубачева сражается”. В.А.Осеева прожила 67 лет.
6. На доске записан кроссворд, давайте проверим, хорошо ли вы знаете рассказы В.А. Осеевой.
— Как звали мальчика из рассказа “Волшебное слово”? (Павлик)
— Как называется рассказ, в котором Алеша упал с ветки? (Отомстила)
— Мальчик не умел играть с игрушками. (Сторож)
— Как называется рассказ, в котором мама мешала ложечкой неначатый чай, а бабушка жевала корочку черного хлеба? (Печенье)
— О ком разговаривали женщины около колодца? (Сыновья)
— Как называется рассказ, в котором Валя не пришла в класс, а дома лежала с завязанной щекой? (Навестила)
Корреспонденты рассказывают по рисункам рассказ Валентины Осеевой “Волшебное слово”.
1 Бабушка дала Павлику… (Пирожок)
2. Павлик попросил у Лены… (Краски)
3. У старшего брата была… (Лодка)
4. У старика была длинная седая. (Борода)
5. В руках старик держал… (Зонтик)
6. Когда говоришь “Волшебное слово” нужно смотреть в… (Глаза)
— Изменилось поведение мальчика после того, как он узнал волшебное слово?
— Каким стал Павлик? (Вежливым)
Растает ледяная глыба
От слова теплого… спасибо.
Зеленеет старый пень,
Когда услышит … добрый день.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… здравствуйте.
Когда нас бранят за шалости,
Говорим… прости, пожалуйста.
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят… до свидания.
Всегда я маме говорю: “За обед…” благодарю
Перед сном приятно очень услыхать:… спокойной ночи
— Почему эти слова называют волшебными?
— Как еще иначе называют эти слова. (Вежливые)
Добрый день Доброта Благодарю
10. Восстановление деформированных пословиц, объяснение значение их. (Работа на доске)
Жизнь на дана дела добрые. (Жизнь дана на добрые дела.)
Мудрым не родился, никто а научился. (Мудрым никто не родился, а научился)
(Вежливости открываются все двери.)
— Что значит быть вежливым? (Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, не делом)
Звучит песня “Если добрый ты” слова Хайта, музыка Б. Савельева.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.
Изучение нового материала.
— Мы прочитаем сегодня рассказ с очень приятным названием “Хорошее”.
— О чем может говориться в этом рассказе? Что означает слово “хорошо”? Мы посмотрим в словаре Ожегова. (“Хорошо” — это как?) В каких случаях мы употребляем слово “хорошо”?
1. Имеющие положительные приятные свойства, качества.
— Неплохой, недурной, славный, что надо, хоть куда (разговор).
— Плохой, нехороший, дурной.
1. Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.
— Оправдались ли ваши ожидания? Какой это рассказ — веселый или грустный? Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?
2. Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и беседа по рассказу.
Исследовательская работа по тексту проводится в парах. После прочтения дети самостоятельно должны отметить в тексте, о чем мечтал Юра.
— О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
— В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
— Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры.
Смелый.
Заботливый.
Умный.
Думающий о себе.
Добрый.
Грубый.
— Как автор относится к своему герою? Найдите подтверждение своих мыслей в тексте.
— В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: “Что бы мне такое хорошее сделать?” — спрашивает Юра. А мама и отвечает: “Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку”.
— Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа?
3. Самостоятельное чтение текста с использованием упражнения “Бросок-засечка”.
(Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте).
4. Игра-соревнование “Спринт”. Награждение победителей соревнования.
(К доске выходят несколько учеников (3-5). Им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.)
5. Выполнение творческого задания.
— Сейчас нам предстоит прочитать этот рассказ по ролям. Для этого разделимся на группы: одни будут режиссерами (в их работу входит давать советы, как прочитать ту или иную фразу), другие — актерами, которые будут играть роли.
Чтение рассказа по ролям.
— Послушайте высказывание героев, отгадайте, кому они принадлежат.
— Погуляй со мной, Юра! (Сестра)
— Убери посуду, Юрочка! (Няня)
— Дай мне попить, Юра! (Трезор)
— Погуляй с сестренкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору. (Мама)
7. Найди в таблице действующих лиц рассказа. (Сестра, няня, Трезор, мама)
н | б | с | е | с | т | р | а | ю | а | ф | о |
и | т | е | ц | у | н | я | н | я | щ | ъ | г |
т | с | щ | е | Т | р | е | з | о | р | х | ъ |
к | м | а | м | а | к | у | ш | ч | о | л | ж |
8. Какие пословицы подходят к этому рассказу? (На доске)
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Не спеши языком, торопись делом.
— Будете ли вы ждать награды?
— О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы В.А.Осеевой? А вас хочет поблагодарить солнышко. Какое слово спрятало солнышко? (Доброта)
Добрым быть, совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются и взрослые и дети.
Эти чудные цветы
Добавят красоты,
И станет в мире меньше зла
И больше доброты.
9. Творческая работа.
Я попрошу вас нарисовать эти чудные цветы и на их лепестках написать вежливые слова. (Самостоятельная работа). Подарите друг другу на память эти цветы.
10. Песня “Улыбка”. Музыка Шаинского.
Радиопередача закончена, тема следующей радиопередачи знакомство с рассказом В.А. Осеевой “Почему”.