Виды жанры эпических произведений
Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.
ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.
ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.
ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).
ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):
ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.
ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
трагедия, комедия, драма (в узком смысле).
ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.
ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
ФАРС – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.
Эпос и его жанры
Видеоверсия лекции А. Назайкина » Эпос и его жанры «
(готовится к публикации)
Эпос (от греч. epos – слово, повествование) – это обобщенное название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события через рассказ о человеке и происходящем с ним. Изначально эпос ориентировался на показ героического и претендовал на объективность, правдивость описания. Повествование велось обычно по прошествии значительного времени после событий.
Эпические произведения не ограничены объемом, количеством описываемых событий и персонажей, используют весь языковых арсенал художественно-выразительных средств, могут широко раскрывать внутренний мир человека. Эпос отличает широта взгляда на жизнь, спокойное ее приятие. Автор в эпическом произведении может выступать в роли свидетеля и толкователя событий. Также автор может смотреть на мир глазами какого-либо персонажа. Одна из самых распространенных форм эпического повествования – рассказ от третьего лица.
К эпическим жанрам обычно относятся:
Эпопея
Эпопея (от эпос и греч. poieo – творю) – это обширное художественное произведение в стихах или прозе, повествующее о значительных исторических событиях. Обычно описывает ряд крупных событий в рамках определенной исторической эпохи. Изначально была нацелена на описание героических событий.
Широкоизвестные эпопеи: «Илиада», «Махабхарата».
Роман
Роман – это крупное повествовательное художественное произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц ( судьбы их переплетаются).
Роман может быть философским, историческим, приключенческим, семейно-бытовым, социальным, авантюрным, фантастическим и т.д. Выделяют также роман-эпопею, описывающий судьбы людей в переломные исторические эпохи («Война и мир», «Тихий Дон», «Унесенные ветром»).
Роман может быть как в прозе, так и в стихах, содержать несколько сюжетных линий, включать в себя произведения малых жанров (рассказ, басню, стихотворение и т.д.).
Роману свойственны постановка общественно-значимых проблем, психологизм, раскрытие через конфликты внутреннего мира человека.
Периодически жанру романа предрекают закат, но его широки е в озможности в отображении действительности и человеческой природы позволяют ему иметь своего внимательного читателя и в очередные новые времена.
Принципам построения и создания романа посвящено немало книг и научных трудов.
Повесть
Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета, построенное в виде повествования о событиях главного героя в их естественной последовательности. Как правило, повесть не претендует на постановку глобальных проблем.
Широко известные повести: «Шинель» Н.Гоголя, «Степь» А.Чехова, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына.
Рассказ
Рассказ – это небольшое художественное произведение с ограниченным числом персонажей, событий. В рассказе может быть всего один эпизод из жизни одного героя.
Известные авторы рассказов: А.Чехов, В.Шукшин, О.Герни.
Рассказ и новелла – это те жанры, с которых обычно начинают свое литературное творчество молодые прозаики.
Новелла
Новелла – это, так же как и рассказ, небольшое художественное произведение, которому присущи краткость, отсутствие описательности, неожиданная развязка.
Широко известны новеллы Дж. Боккаччо, Пр. Мериме, С. Моэма.
Видение
Видение – это повествование о событиях, которые открылись в (якобы) сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Этот жанр характерен для средневековой литературы, но используется и сегодня, обычно, в сатирических и фантастических произведениях.
Басня
Басня (от «баять» – рассказывать) – это небольшое художественное произведение в стихотворной форме нравоучительного или сатирического характера. В конце басни обычно содержится краткое нравоучительное заключение (так называемая мораль).
В басне высмеиваются пороки людей. При этом действующими лицами, как правило, выступают животные, растения или различные вещи.
Известные авторы басен: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов.
Притча
Притча, как и басня, содержит нравственное поучение в аллегорической форме. Однако притча в качестве героев выбирает людей. Также она преподносится в прозаической форме.
Пожалуй, самая известная притча – «Притча о блудном сыне» из Евангелия от Луки.
Сказка
Сказка – это художественное произведение о вымышленных событиях и героях, в котором фигурируют волшебные, фантастические силы. Сказка является формой обучения детей правильному поведению, соблюдению общественных норм. Также она передает важную для человечества информацию от поколения к поколению.
Современный вид сказки – фэнтези, – своеобразный историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному.
Известные авторы фэнтези: Дж. Р. Р. Толкин, К. С. Льюис, Д. К. Роулинг.
Анекдот
Анекдот (фр. anecdote – байка, небылица) – малая прозаическая форма, отличающаяся лаконичностью, неожиданной, абсурдной и смешной развязкой. Анекдоту свойственна игра словами.
Хотя у многих анекдотов есть конкретны е а вторы, как правило, имена их забываются или изначально остаются «за занавесом».
Широко известен сборник литературных анекдотов о писателях Н. Доброхотовой и Вл. Пятницкого, ошибочно приписываемый Д. Хармсу.
Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…
Особенности формы эпических произведений. Средние формы: новелла, повесть, рассказ
В эпических произведениях жизнь изображается как нечто внешнее по отношению к автору и персонажей Кажется, что автор стоит сбоку и рассказывает о том, что знает, видел по тому, как писатель описывает события, характер ктер, можем сделать вывод, как он относится к зображуваногго.
События в эпохе изображаются как, уже состоявшихся, поэтому о них рассказывается в прошедшем времени Настоящее и будущее время используется для предоставления динамичности и яркости рассказы Эпические тв воры пишут основном прозой Все они имеют повествовательный характетер.
Помимо рассказа, в эпических произведениях есть описания предметного мира, природы, быта К рассказу иногда \»подключаются\» авторские размышления Рассказ о событиях может сопровождаться высказываниями персонажей, й их монологами, диалогами Автор может характеризовать какие-то моменты из жизни персонажа, сообщать о том, что происходило в разное время и в разных местарізних місцях.
В эпических произведениях характеры раскрываются в действиях, поступках, жестах, мимике, речи
Эпос имеет три типа художественной формы: стихотворный, прозаический и синкретический
Возникновение эпоса достигает первобытных времен В народно-поэтическом творчестве существуют такие виды эпоса, как сказка, былина, народная дума, легенда, предание
Кроме народных, есть литературные сказки Известные сказки И. Франко, О Пушкина, братьев Я и В Гримм, Андерсена и другие
Максима Зализняка, Устима Кармалюка, Лукьяна Кобилицю раскрывается борьба крестьян против феодально-крепостнического гнета
Заметный след в литературе оставила древнегреческий, древнеримская мифология, германо-скандинавская Сюжеты античной мифологии использовали Данте (\»Божественная комедия\»), Дж Боккаччо (\»Фиезоланськи и мифы \»), П Корнель (\» Медея \»,\» Эдип \») Ж Расин (\» Андромаха \»,\» Ифигения в Авлиде \». Ж. Расін («Андромаха», «Іфігенія в Авліді»).
Ю Климьюк утверждает, что не каждая парабола является притчей, но каждую притчу можно считать параболой Трудно отличить притчу от параболы Некоторые литературоведы их отождествляют
Известный российский литературовед М Бахтин писал, что эпопея имеет три конструктивные черты:
1) предметом эпопеи выступает национальное эпическое прошлое, \»абсолютное прошлое\», по выражению Гете и Шиллера;
2) источником эпопеи служит национальное сказания, а не личный опыт;
В XIII в появляется два \»Романы о Розе\» Гийома де Лоррис и Жана де Меня пользователя старофранцузском языке Термин \»роман\» впервые использовал английский литературовед Джордж Патенхем в исследовании
\»Искусство английской поэзии\» (1589 г) Французский литературовед XVII ст Пьер-Даниэль Юэ дал такое определение романа: \»Это вымышленные любовные истории, искусно изложенные прозой для удовольствия и по овчання читателей \»повчання читачів»1.
Роман имеет сложную композицию, в нем используются рассказы, описания, авторские отступления, монологи, диалоги и т.д.
Как большая эпическая форма роман формировался на протяжении многих веков Он появился в Древней Греции в эпоху позднего эллинизма Античный роман имел развлекательный характер Он изображал препятствия на путь ху к любви влюбленных Во II-VI вв н е появились романы \»Эфиопика\» Гелиодора, \»Дафнис и Хлоя\» Лонга, \»Золотой осел\» Апулея, \»Сатирикон\» Петрониюк» Апулея, «Сатирикон» Петронія.
В эпоху средневековья стали популярными рыцарские романы Известны циклы романов о короле Артуре и рыцарях \»Круглого стола\» В этих романах рассказывалось о легендарных приключениях героев-рыцарей, в частности п о необычайных приключениях Александра Македонского В эту эпоху появляются популярные романы о любви Тристана и Изольды, романы, в которых пропагандировалась христианская религия, известный роман о Варлаама и Иосафата та Иосафата.
В литературной практике встречаются такие жанры, как роман-очерк, роман мемуарный, роман-фельетон, роман-памфлет, роман эпистолярный, роман-репортаж, роман-монтаж, роман-притча, роман-пародия, роман-е эс.
Роман испытания строится как ряд ситуаций, проверок на верность, благородство, смелость, доблесть Для героев этого романа мир с ареной борьбы Образцом такого романа является произведение греческого писатель ка эпохи античности Гелиодора \»Эфиопика\» Разновидностью романа испытания является рыцарский роман эпохи средневековья \»Роман о Тристане и Изольдерістана й Ізольду».
Биографический роман существует с XVIII века Его сюжет строится на основных моментах жизненного пути: рождение, детство, годы учебы, бракосочетания, устройство жизни, смерти В биографическом романе бы биографический время, события локализованы Становление героя является результатом изменений в его жизни Биографические романы могут иметь историко-биографический и автобиографический характер К историко-биографических романе в принадлежащих \»Петербургская осень\» О Ильченко, \»Ошибка Оноре де Бальзака\» Натана Рыбакльзака» Натана Рибака.
Автобиографические романы отличаются от историко-биографических прежде всего тем, что представляют собой своего рода семейную историю, участником которой является автор Таковы \»Рыцарь нашего времени\» М Карамзина, \»Детство\» \»,\» Отрочество \»,\» Юность \»Л Толстого,\» Наши тайны \»,\» Восемнадцатилетние \»Ю Смолич»Наші тайни», «Вісімнадцятилітні» Ю. Смолича.
Основой романа воспитания является педагогическая идея Становление героя происходит в связи с реальным историческим временем К лучших романов воспитания принадлежат \»Гаргаитюа и Пантагрюэль\» Ф Рабле, \»История Тома Д Джонса, найденыша \»Г Филдинга,\» Жизнь и размышления Тристана Шенди \»Л Стерна,\» Тарасу пути \»Оксаны Иваненко,\» Город \»В Пидмогильногuot; Оксани Іваненко, «Місто» В. Підмогильного.
Поскольку границы между романом и повестью смутные, одни и те же произведения относят и к романам, и к повестей (\»Борислав смеется\» И. Франко, \»Мария\» У Самчука, \»Старший боярин\» Т Осьмачки)
Историки литературы насчитывают до сотни жанров романа
В XX веке на Западе появляется \»новый роман\» или \»антироман\» Его создатели Натали Саррот, А Роб-Грийе, М Бютор заявили, что традиционный роман исчерпал себя считают, что новый роман должен быть и безфабульним и безгеройннзфабульним і безгеройннм.
К теории романа литературоведы обратились в XIX в Шеллипг отмечал, что романист может изображать всю действительность, различные проявления человеческой натуры, трагическое и комическое По мнению Шеллинга, персонажи рома ну являются символами, которые воплощают человеческие характерри.
Иногда писатели объединяют свои романы в дилогии (\»Мать\», \»Артем Гармаш\» Андрея Головко), трилогии (\»Альпы\», \»Голубой Дунай\», \»Злата Прага\» О Гончара), тетралогии (\»Детство Темы\», \»Студенты\», \»Инженеры\» М Гарина-Михайловского) Известны циклы романов (\»Человеческая комедия\» О Бальзака, \»Необыкновенные путешествия\» Жюля Вернаького). Відомі цикли романів («Людська комедія» О. Бальзака, «Незвичайні подорожі» Жуля Верна).
В древние времена повестями считали произведения, в которых о чем-то рассказывалось В литературе Киевской Руси повестями называли летописи (\»Повесть временных лет\») или жития святых (\»Повесть о Акире Премудром\») По овисты как вид эпоса приобретает свои признаков в XIX в Первыми повестями в украинской литературе были \»Маруся\», \»Бедная Оксана\» Г Квитки-Основьяненко Развитие повести связан с творчеством Марка Вовчка (\»Институтка\»), Т Шевченко (\»Художник\», \»Музыкант\»), и Нечуя-Левицкого (\»Николай Джеря\»), И. Франко (\»Захар Беркут\»), М Коцюбинского (\»Fata morgana\»(«Микола Джеря»), І. Франка («Захар Беркут»), М. Коцюбинського («Fata morgana»).
Этот вид эпоса используют О Гончар, В Шевчук, Есть Гуцало, В Яворивский, И Чендей
Жанры повести: историческая, социально-бытовая, историко-биографическая, фантастическая, детективная
Рассказ приобретает популярность в эпоху Возрождения Тогда появляются \»Кентерберийские рассказы\» Дж Чосера Расцвет этого вида эпоса приходится на XIX в Известными украинскими мастерами рассказы были М Коцюбинский, В Стефаник, Марко Черемшина, С Васильченко, О Кобылянская, и Франко, Николай Хвылевой, Григорий Косынкай, Григорій Косинка.
Есть рассказ социально-бытовые, социально-политические, социально-психологические, сатирические, юмористические, трагические, комические
Классическим образцом эссе является книга французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня \»Опыты\» В этой книге есть мысли, наблюдения, впечатления от прочитанного, пережитого Поднимаются проблемы обучения, воспитания я, славы, достоинства, богатства, смерти Монтень писал, что книга созданная им, а он создан книгой, которая является частью его жизни Он свободно излагает свои мысли о предметах, которые выходят за пределы его раз умения и кругозора, чтобы дать понятие о своих убеждениях Автор не идет прямо к предмету, а как бы проходит вокруг него Поэтому эссе всегда \»о\» Почти в каждой фразе \»Опытов\» является местоимение \»я\» (\»я считается ю \»,\» я согласен \»,\» для меня \»t;я» («я вважаю», «я згідний», «для мене»).
Во Франции фельетоном называли приложение к газете с политическим памфлетом Впоследствии фельетон стал органической частью газетного листа (\»подвала\»), отделенного жирной линией Позже фельетоном начали называется ать статью, вмишену в \»подвале\» Первым фельетонистом был аббат Жоффруа, который в газете \»Журналь де Деба\» напечатал театральную рецензию изобразительно-выразительные средства фельетона есть ирония, гипербола, г ротеск, каламбур, комическая ситуация, сатирическая издкомічна ситуація, сатирична деталь.
Рассказ и повесть как виды эпических произведений
Эпос и его виды
* ( Аристотель. Об искусстве поэзии, стр. 45.)
** ( В этом узком смысле эпос в настоящем учебнике рассматриваться не будет. Сведения о жанрах устного народного творчества, в том числе и о былинном эпосе, содержатся в пособиях по фольклору.)
В более широком истолковании эпосом называют произведения различных областей искусства, в которых судьба героев соотносится с судьбой народа, например «Богатырская» симфония Бородина или «Богатыри» В. Васнецова и др.
Эпическая полнота изображения достигается разносторонним показом героев на протяжении всей их жизни или важнейших этапов формирования их характеров. Автор сочинений этого рода не ограничен в возможностях изображения места и времени действия, в показе самых различных жизненных явлений, ситуаций, в изображении действительности с различных позиций (с точки зрения автора, участников событий, персонажей, наблюдающих их со стороны), в выборе и сочетании форм повествования (от автора, от участника, в виде переписки, дневников и т. д.). Все это способствует глубокому и всестороннему объяснению сложных жизненных процессов в эпосе.
В отличие от лирики и драмы, использующих средства и приемы из смежных областей искусства, эпос ориентируется целиком и полностью на возможности поэтического языка как основного элемента литературы. Отсюда и известные представления об эпизации театра или кино, как о сближении их с литературой, использовании ее специфических средств.
Классификация видов эпоса
При классификации эпических произведений обычно учитываются различные возможности отражения действительности в сочинениях разного объема. Отсюда разграничение на большую, среднюю и малую формы. Однако никаких четких критериев для подобного разграничения не существует. Поэтому одно и то же произведение (например «Мать» М. Горького) различные литературоведы относят то к роману, то к повести.
При классификации произведений по видам надо учитывать их эволюцию и многочисленные разновидности. Так, например, сочинения, называемые в XIX в. повестями (скажем, «Повести Белкина» Пушкина), сейчас могут быть определены как рассказы. Каждый из основных видов эпоса имеет свои разновидности (социально-политический, психологический, сатирический роман и др.). Границы между разновидностями бывают весьма условными и каждый раз принадлежность произведений к той или иной разновидности определяется по ведущим признакам.
Роман
Термин «роман» возник в период средневековья. Первоначально романами назывались самые различные художественные произведения, написанные на романских языках. Однако преобладание среди этих романских книг больших по объему эпических произведений, содержащих вымышленные истории, способствовало закреплению именно за этим жанром названия «роман», тем более, что для обозначения других, более кратких эпических видов появились соответствующие термины (фабльо, шванки и др.). Но и после обособления и выделения в самостоятельный вид роман с его многочисленными разновидностями продолжительное время игнорировался авторами поэтик. Не только классицисты, но и просветители XVIII в. не уделяли ему внимания в своих теоретико-литературных работах.
* ( Цит. по кн.: Б. А. Грифцов. Теория романа. М., 1926, стр. 15.)
* ( См.: В. Г. Белинский. Поли. собр. соч., т. 5, стр. 30-40.)
На протяжении многовековой истории развития этого вида постепенно выделялись его разновидности; одни из них (например, рыцарские и пасторальные романы) имели исторически ограниченный характер и быстро исчезли, другие эволюционировали и в своих устойчивых особенностях сохранились и в современной литературе. К последним относятся, например, сатирический, исторический, психологический романы. Границы между ними в современную эпоху являются весьма подвижными и во многом условными.
В XVI-XVIII вз. роман приключений претерпевает значительные изменения. Наряду с произведениями о похождениях рыцарей, которые продолжают появляться вплоть до середины XVIII в., создаются так называемые плутовские романы, воспроизводящие не менее запутанную богатую всевозможными осложнениями и неожиданными поворотами судьбу выходца из непривилегированных слоев общества, чаще всего безродного сироты-бродяги («Лосарильо из Тормеса» анонимного автора XVII в., «Жиль Блаз» Лессажа, XVIII в.).
Плутовской роман испытал сильное воздействие жанра новеллы, интенсивно развивающегося в период Возрождения. Многие романы такого рода, построенные по «циклическому принципу» и содержащее вполне завершенные эпизоды из жизни различных действующих лиц, трудно разграничить с циклами новелл, объединенных вокруг одного персонажа.
В русской классической литературе непревзойденными шедеврами сатирического романа являются «Мертвые души» Гоголя, «История одного города» и другие романы Салтыкова-Щедрина.
В советской литературе этот жанр начал интенсивно развиваться в конце 20-х годов, когда появились такие выдающиеся произведения, как «12 стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова. В последние десятилетия советскими сатириками Лагиным, Васильевым и другими предпринимаются энергичные попытки возродить сатирический роман.
В XVIII-XIX вв. получают широкое распространение романы путешествий. Эти произведения содержат обильный познавательный материал. Особенной популярностью пользовались романы Ф. Купера («Последний из могикан»), Майн-Рида («Всадник без головы»), Р. Стивенсона («Остров сокровищ»).
В творчестве Жюль Верна, особенно в его «Таинственном острове» (1875), роман приключений сближается с научнофантастическим. Специфической особенностью научно-фантастических романов является воссоздание таких жизненных явлений и событий, которые при всей своей фантастичности основываются на прогрессивных достижениях современной писателю науки и техники. В произведениях научных фантастов изображаются, например, еще не осуществленные сейчас, но вполне возможные в ближайшем будущем полеты космонавтов на Марс или на другие планеты. В «Туманности Андромеды» Ефремова описывается расцвет культуры в будущем коммунистическом обществе, гигантские достижения человечества, позволяющие установить постоянные связи с обитателями вселенной. Автор научно-фантастического романа может также намеренно заострять, преувеличивать, доводить до нарушения правдоподобия существующие в самой жизни события и характеры. Так, А. Беляев в «Человеке, потерявшем свое лицо» исходил из реальных достижений современной медицины, но явно преувеличил результаты косметической операции, превратившей урода в красавца, и предельно заострил сюжеты ситуации, связанные с этой метаморфозой.
В научно-фантастическом романе не только изображается загадочное, таинственное, неосуществленное и непознанное. Его специфическая особенность заключается в том, чтобы найти для всех этих явлений и событий научное объяснение и обоснование. Поэтому введение познавательного материала, основанного на новейших достижениях современной автору науки и техники, является его жанровой особенностью.
Советские прозаики не раз предпринимали удачные попытки обновить этот жанр (в значительной мере скомпрометированный сочинениями реакционных буржуазных писателей), сближая его с научно-фантастическим («Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого) и даже социально-паихологичеоким («Щит и меч» Кожевникова) романами.
Не только по своему содержанию, но и по композиции, сюжету, образам и языку психологический роман резко противостоит роману приключений.
Психологический роман связан, прежде всего, с глубоким раскрытием внутреннего мира действующих лиц. Стремление к детальнейшему показу душевных движений персонажей определило на раннем этапе эволюции этого жанра замедленность развития сюжета, сужение круга героев и событий.
Эта существенная ограниченность жанра романа в значительной мере преодолевается в литературе критического реализма. А. С. Пушкин, О. Бальзак и другие представители метода критического реализма создают социально-психологический роман, сочетающий психологическую тонкость и глубину в изображении характеров героев с социальным объяснением их формирования под влиянием окружающей среды, общественных условий. В этом отношении знаменательно определение Белинским «Евгения Онегина» Пушкина как энциклопедии русской жизни.
Социально-психологический роман не только возвращает присущую самому эпическому роду широту и объективность в отражении действительности, но и значительно раздвигает рамки раскрытия душевной жизни персонажей. В произведениях Тургенева, Достоевского, А. Толстого, Флобера и Мопассана психологический анализ душевных движений персонажей достигает невиданной глубины и тонкости. Через характеры героев раскрывались сложнейшие явления жизни эпохи.
Огромные достижения социально-психологического романа в XIX-XX вв. свидетельствуют о безграничных возможностях поисков и открытий в этой области.
Развитие романа в литературе социалистического реализма наглядно продемонстрировало плодотворность попыток Горького, Шолохова, Федина, Леонова и других художников подробно и обстоятельно проследить не только рост классового сознания героев, участвующих в революционной борьбе, но и серьезные изменения, происходящие под воздействием этого в сфере их чувств. Так, в романе Малышкина «Люди из захолустья» очень тонко и глубоко раскрыты резкие сдвиги в психологии героев Ивана Журкина и Тишки, приехавших из маленького далекого городка на строительство завода-гиганта. Эгоистическое стремление «выбиться в люди», собственнические инстинкты к обогащению изживаются у них по мере того, как они начинают проявлять интерес к строительству, увлекаться трудом, жить полноценной многогранной жизнью сплоченного рабочего коллектива.
Сложный процесс коренной переделки психологии крестьянина-собственника, вступившего в колхоз, с большим художественным мастерством раскрыт в романе Шолохова «Поднятая целина» на судьбах Майданникова и многих других героев.
Безграничные возможности этого жанра в раскрытии душевного мира героев способствовали его расцвету в послевоенной советской литературе, когда особенно возросла роль искусства в воспитании лучших качеств строителя коммунистического общества.
Современные же зарубежные модернисты, стараясь уйти от реальных противоречий действительности, пытаются создавать чисто психологические романы, углубляясь в сферы «подсознания», стремясь бесконтрольно и подробнейшим образом передать хаос мыслей и чувств своих персонажей. А это приводит уже к разрушению жанровой формы, превращает произведение в регистрацию потока представлений и ощущений. Таковы, например, «антироманы» Саррот, Роб-Грийе и др.
Своеобразной модификацией социально-психологического романа является очень близкий к нему «роман воспитан и я», прослеживающий основные этапы формирования личности с детских лет до поры зрелости- («Годы учения Вильгельма Мейстера», «Годы странствий Вильгельма Мейстера», «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» Гете; «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» Гарина-Михайловского и др.).
Многие «романы воспитания» написаны на основе подлинных событий из жизни автора и близких ему людей, выведенных под их собственными или измененными именами, и являются поэтому автобиографическими. Таков, например, роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Однако их основное отличие от художественных мемуаров заключается в широком использовании творческого вымысла. Даже в том случае, когда повествование ведется от первого лица и основные вехи жизненного пути рассказчика, его личные свойства совпадают с биографией художника, сам принцип отбора и обобщения жизненного материала не позволяет отождествлять автора и его героя. В произведениях этого жанра главной задачей писателей-реалистов является отражение типических черт людей своего поколения.
Излюбленной формой повествования в «романах воспитания» и в автобиографических произведениях являются воспоминания. Они дают возможность свободно, не подчиняясь строго логическому развитию сюжета, излагать события из жизни героев. Частые и пространные авторские отступления, в которых с позиций зрелости оцениваются люди и события далекого прошлого, широкое использование временных ассоциаций усиливают лиризм подобных произведений.
Семейно-бытовои роман настолько близок к социально-психологическому, что порой их невозможно разграничить. Семейно-бытовой роман характеризует, прежде всего, подробное воспроизведение истории одной или нескольких семей, обстоятельное описание их представителей. Стремление передать явление жизни в формах, близких самой действительности, определяет своеобразие композиции (очень замедленное развитие сюжета) и языка (обилие просторечий, диалектизмов и т. д.).
В лучших семейно-бытовых романах Бальзака («Евгения Гранде»), Гончарова («Обломов»), Диккенса («Домби и сын») показ семейно-бытовых отношений способствует глубокому раскрытию характерных особенностей жизни общества в целом.
Во многом сходен с социально-психологическим роман философский. В центре внимания его авторов анализ не только чувств, но и взглядов героев на коренные проблемы жизни. Его персонажи зачастую больше рассуждают на философские темы, чем действуют. Среда, в которой они находятся, раскрывается лишь как фон, а иногда приобретает характер чисто условного окружения. Зато внутренние монологи и пространные диалоги мыслителей занимают в них большое место. Многие из действующих лиц являются прямыми проводниками авторских идей, что усиливает публицистичность философского романа. К лучшим его образцам принадлежат, например, «Что делать?» Чернышевского, «Остров пингвинов» Франса, «Доктор Фаустус» Т. Манна.
В литературе социалистического реализма философский роман чаще всего смыкается ссоциально-политическим. Классическим его образцом является «Мать» Горького.
В историческом романе, по определению В. Г. Белинского, наука «сливается» с искусством. И не случайно многие исследователи и в прошлом, и в настоящем пытаются выделить исторические произведения в особый литературный род.
Однако и в этом жанре действуют общие законы художественного творчества, подразумевающие сочетание исторически достоверного с творческим домыслом, хотя художник и ограничен в последнем отношении известными рамками. Не допуская искажения общеизвестных фактов, писатель обладает неограниченными возможностями в самостоятельной трактовке второстепенных, а также не подтверждаемых документами событии, в особенности при изображении персонажей в быту, в их личных взаимоотношениях.
Жанр этот получил широкое развитие в литературе социалистического реализма. Обращение к нему связано со стремлением авторов рассмотреть события прошлого в соответствии с исторической правдой и в перспективном развитии, что возможно только с позиций самого передового, диалектико-материалистического мировоззрения. Таковы романы «Петр I» А. Толстого, «Цусима» Новикова-Прибоя, «Абай» Ауэзова и др.
Многие исторические романы близки к романам-эпопеям, отличающимся своей масштабностью. Их возникновение связывают с созданием «Войны и мира» Л. Толстого. В дальнейшем к этому жанру обращались Э. Золя («Разгром»), Р. Роллан («Жан-Кристоф») и другие выдающиеся художники. Подлинного расцвета роман-эпопея достиг в литературе социалистического реализма («Хождение по мукам» А. Толстого; «Первые радости», «Необыкновенное лето» и «Костер» Федина и многие другие).
Роман-эпопея является большим эпическим произведением, в котором изображаются важнейшие исторические события в жизни народа; при этом участием в них определяются судьбы центральных героев. Так, например, в «Войне и мире» личные отношения между Андреем Болконским, Наташей Ростовой и Анатолем Курагиным резко изменяются в связи с наполеоновским нашествием.
Это обусловливает масштабность, монументальность произведений подобного рода, исключительную широту охвата различных явлений эпохи, полноту и обстоятельность характеристик. То, что в произведениях других жанров может являться лишь фоном, необходимым для исторически-конкретного показа характеров героев, в романе-эпопее приобретает особое и очень важное значение. Роман-эпопея немыслим без оригинальной исторической концепции, не только изложенной ее автором с достаточной полнотой, но влияющей на самое развитие сюжета произведения, систему образов и всю его композицию. Такой зависимостью от философских представлений автора о сущности и ходе исторических событий и отличается роман Л. Толстого «Война и мир».
Стремление автора представить жизнь изображаемой эпохи в возможно большей полноте и широте обусловливает многочисленность действующих лиц (в «Войне и мире» их свыше 500).
Роман-эпопея всегда строится как произведение с многочисленными, параллельно развивающимися сюжетными линиями, с рядом относительно самостоятельных эпизодов и исторических лиц, необходимых для конкретного изображения эпохи.
Большой объем произведений этого жанра предусматривает использование самых разнообразных приемов ведения повествования (от третьего лица, от лица очевидцев, в виде дневников, писем и т. д.), многообразных средств раскрытия образов, различных лексических слоев языка.
Повесть
* ( В этом значении употребляли его многие русские писатели, например М. Горький, который почти все свои большие произведения, в том числе многотомную «Жизнь Клима Самгина», называл повестями.)
В русской литературе XVIII в. в связи с интенсивным развитием других жанровых форм, в том числе и романа, повесть начинает рассматриваться как особый литературный вид, хотя и с очень нечеткими, неясными специфическими чертами. Она получает довольно широкое распространение у сентименталистов («Бедная Лиза» Карамзина и др.) и у романтиков («Амалатбек», «Испытание» Бестужева-Марлинского; «Княжна Мими» В. Одоевского и др.). Однако ведущим жанром повесть становится в литературе критического реализма. В. Г. Белинский отмечает широкое распространение русской повести в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя».
Во второй половине XIX в. в связи с более четкой дифференциацией эпических жанров критического реализма повесть приобретает более определенные очертания. Основным признаком повести становится однолинейность развития сюжетных линий. Обычно изображается несколько важнейших эпизодов из жизни центрального героя; ограниченный круг других действующих лиц характеризуется лишь в отношениях с этим героем.
Так, например, в «Тарасе Бульбе» Гоголя воспроизводится один из эпизодов борьбы украинского казачества XVII в. против польских панов. Лишь в связи с участием в борьбе за национальную независимость раскрываются судьбы центральных героев произведения. В повести, по существу, одна сюжетная линия, включающая в себя изображение жизненных путей основных действующих лиц. Почти ничего не говорится о жизни Тараса Бульбы до приезда сыновей, совпавшего с его решением вместе с ними отправиться в Запорожскую Сечь. Очень сжато излагаются и основные события из «бурсацкого» прошлого его сыновей. Даже романтическая история любви Андрия к польской красавице освещается лишь в тех ее моментах, какие объясняют решение сына Тараса перейти на сторону врагов.
Разновидности, на которые подразделяется повесть в современном литературоведении, в основном совпадают с соответствующими разновидностями романа.
В творчестве современных писателей повесть занимает все большее и большее место. Этот эпический вид предоставляет большие возможности для отражения новых жизненных явлений, позволяя художникам сосредоточиться на самом главном и определяющем.
Рассказ и новелла
В советском литературоведении рассказ рассматривается как небольшое эпическое произведение с ограниченным кругом действующих лиц, воспроизводящее более подробно один или, реже, несколько эпизодов из жизни центрального героя. Внимание к рассказу активизировалось в период гражданской и особенно Великой Отечественной войны, когда именно он позволял прозаикам оперативно откликнуться на волновавшие народ исторические события (рассказы Серафимовича, А. Толстого, Шолохова и др.).
Естественно, что ограниченный объем произведений определяет сжатость фабулы, краткость характеристик, лаконизм языка. Краткость рассказа обусловливает особенности диалога, который иногда бывает сжат до двух-трех реплик.
* ( С. Антонов, Заметки о рассказах. В сб,: «Первая встреча».М., 1959, стр. 400.)
Еще большие возможности для быстрого и отчетливого выявления характера персонажей предоставляет прием «рассказа от первого лица» («Судьба человека» Шолохова).
Исключительно важное значение в рассказах имеет деталь, которая помогает избежать подробных описаний и выразительно, впечатляюще обрисовать природу, бытовой фон, окружение героя.
Все эти особенности рассказа позволяют писателю сосредоточить внимание на подробном, обстоятельном изображении того жизненного события, в котором наиболее отчетливо раскрываются характеры главных действующих лиц.
Разновидности рассказа совпадают с разновидностями повести и романа. Широко распространены рассказы бытовые («Телеграмма» Паустовского), психологические («Последний разговор» Чуковского), социально-политические («Октябрьская ночь» Никитина), исторические («Подпоручик Киже» Тынянова), юмористические («Рогулька» Зощенко), сатирические («Прохор семнадцатый» Троепольского).
Довольно широко распространены произведения, состоящие из цикла рассказов (иногда включающие и очерки). Таковы «Записки охотника» Тургенева, «Рассказы о героях» Горького.
Новелла очень близка к рассказу. Это небольшое повествовательное произведение с четким, целеустремленным развитием конфликта, динамичным сюжетом и неожиданной развязкой. Многие литературоведы отождествляют новеллу с рассказом (отметим, что во многих зарубежных странах они обозначаются одним и тем же термином). Однако развитие этих жанров в современную эпоху позволяет их дифференцировать.
В западноевропейской литературе новелла возникла в средневековой итальянской письменности. Сам термин novelle обозначал «новое» произведение. Утверждение этого вида в мировой литературе связано с творчеством Боккаччо и его гениальным «Декамероном».
Обостренный интерес к этому жанру проявляли немецкие романтики (Гофман, Тик и др.), разрабатывавшие и его теорию (Ф. Шлегель и Др.).
Известное развитие этот жанр получил и в творчестве советских писателей (Ильф и Петров, Катаев, Яновский).
Сказка
Сказка принадлежит к самым древним и самым распространенным, в литературах всех народов жанрам. Возникнув еще в доклассовом обществе, на первых ступенях развития устного творчества, она за многовековую историю своего развития претерпела настолько значительные изменения, что само определение этого жанра представляет сейчас исключительные трудности. Продолжительное время этим термином пользовались для обозначения произведений различных родов (в том числе драмы) с отчетливо выраженным фантастическим элементом.
Сказка продолжает существовать не только в фольклоре, но и в литературе письменной, как своеобразный вид эпоса. В этом узком смысле сказками называют небольшие прозаические (реже стихотворные) эпические произведения с установкой на фантастический вымысел. Все изображенное в них намеренно и подчеркнуто противостоит жизненной достоверности.
В сказке изображаются вымышленные существа (баба-яга, девятиглавый змей и т. д.), а реальные люди и звери наделяются такими качествами и поступками, которыми в действительности они обладать не могут.
Однако установка сказки на изображение небывалого, невероятного отнюдь не говорит о том, что этот литературный жанр вообще оторван от жизни и не отражает ее явлений. Как правило, сказки не только своеобразно показывали уже сложившееся и определившееся в жизни, они воплощали и реальные мечты людей о расширении и упрочении власти человека над природой, о возможности полетов по воздуху или беспрепятственном проникновении в морские глубины, обо всем том, что ныне стало явью.
Композиционные особенности, которые отличают сказку от наиболее близкого к нему жанра новеллы, заключаются в традиционном, исключающем эффект неожиданности (столь важный для новеллы) построении фабулы, обязательно завершающейся победой положительных героев над своими врагами.
Широко распространенная в устном творчестве всех народов мира, сказка оформилась как особый жанр еще на самой заре развития письменной литературы. Позднее Ш. Перро, братья Гримм, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Г.-Х. Андерсен утверждали этот жанр в различных художественных направлениях.
К наиболее распространенным разновидностям сказок относятся сказки о животных («Теремок» Маршака), волшебные («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина), бытовые («Сказка о попе и его работнике Балде» Пушкина), хотя признаки их в отдельном произведении чаще всего переплетаются.