специалист в области арт-терапии
Литературное чтение 2класс
УМК «Начальная школа ХХ I века» Бахвалова Т.Н. Средняя школа имени Мичурина
Тема: И.Соколов – Микитов «Узоры на снегу»
Предметные : использование разные виды чтения (ознакомительное, поисковое, выборочное);
Личностные: способствовать преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения, выражают своё отношение к прочитанному тексту;
Метапредметные: находить в тексте сравнения и соотносить слова текста с иллюстрацией.
Цель: Развитие умения находить в тексте сравнения с помощью поискового чтения на основе эстетического восприятия художественного текста.
1. Самоопределение к деятельности
(Дети сами определяют тему, над которой мы будем работать)
На доске картина «Зимний пейзаж»
Приём «Подзорная труба»:
— Назовите то, что вы увидели. (снег, сугроб, деревья…..)
— Как вы думаете, о чём сегодня будем читать на уроке? (…)
2. Введение в тему урока
1)Вхождение в картину
-Кто из вас захотел оказаться там? Но ведь в лесу много снега, идти трудно, холодно.
(предположительные ответы: можно встать на лыжи)
-Именно это я хотела от вас услышать: свежий зимний воздух, прогулка на лыжах доставит вам много радости и взбодрит ваш организм.
3. Образ желаемого результата
— Как узнать, а какие животные обитают в зимнем лесу? ( по следам)
— Что для этого надо знать, чтобы мы могли распознать следы? (слайд)
1) Знакомство с произведением.
-Послушайте, как описал жизнь зверей зимой в лесу И.Соколов-Микитов
( учитель читает рассказ «Узоры на снегу» с.159-160)
— Почему рассказ называется «Узоры на снегу»? ( слайд Следы на снегу )
2)Чтение по абзацам 1 часть » Жужжащее чтение». 1 абзац. Вопрос: О чём узнали из этого абзаца? ( О земле, о сугробах, о лесе)
— Что узнали о земле? (покрыта снегом)
— Найдите и прочитайте эти предложения в тексте.
Какие сугробы в лесу? (глубокие)
Когда они могут быть глубокими? (много снега)
Как автор говорит о лесе? (Накрылся снегом)
На что похож снег? (тяжёлые шапки)
4)Чтение по 1 предложению 3 абзаца
— У кого всё правильно, встаньте и похлопайте в ладоши
— Приходилось ли вам встречать в зимнем лесу следы животных?
— Могли ли вы определить, чьи это были следы?
— Почему они копытами поднимали снег?
— Вам знаком этот зверёк? (Информация о горностае – на слайде) Мех горностая летом красновато-бурый на спине и боках, а на груди и брюхе желтовато белый. Зимой весь мех чисто белый, лишь кончик хвоста остаётся чёрным. Это очень важно для зверьков. Они зимой будут незаметны на снегу.
6)Последняя часть. Читают самостоятельно.
— О чём эта часть?( птиц и зверей можно встретить в лесу )
— Каких птиц и зверей и чем они кормятся?
— Давайте договоримся, а по каким критериям будем оценивать таблицу.
— Проверим – какие сравнения вы выписали из текста.
Если всё правильно – игрушку повесьте на макушку ёлочки
Есть недочёты – повесьте игрушку на веточки в серединке ёлочки
Не получилось –на нижние веточки
— Рассмотрите иллюстрацию на стр.159 и подберите описание к ней из текста.
— Как точно описал автор.
5.Рассказ об авторе
— Что вы можете сказать об авторе как о человеке? Мог ли написать этот интересный рассказ человек, который редко бывает в лесу? Что может заставить человека часто бывать в лесу?
— Информация о писателе (слайд фото писателя)
-Ребята, посмотрите на меня и моргните, кто хочет побывать сегодня в роли охотника?
Давайте посмотрим, а какой след оставил урок в ваших душах?
— Вот и мы оставили свои следы.
8. Д/з. 1) Выучить первый абзац наизусть.
2) Найти информацию в книгах о следах тех животных, о которых мы не читали.
Год в лесу. Зима — Соколов-Микитов И.С.
Небольшие рассказы о скрытой от людей жизни в зимнем лесу. В теплой и уютной берлоге, обустроенной медведицей, родившиеся зимой слепые медвежата чмокают, сосут молоко, карабкаются на спину матери. Тетерева днем кормятся березовыми почками, а на ночь зарываются в снег, делают в сугробах глубокие ямки — лунки…
Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.
Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.
На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.
Вот у обглоданных осинок натропил ночью зайчишка-беляк; подняв чёрный кончик хвоста, охотясь за птичками и мышами, пробежал горностай. Красивой цепочкой вьётся по лесной опушке след старого лисовина. По самому краю поля, след в след, прошли разбойники-волки.
А через широкую наезженную дорогу, взрывая копытами снег, перешли лоси…
Много крупных и мелких зверей и птиц живёт и кормится в накрытом снежною нависью, притихшем зимнем лесу.
На опушке
Тихо раннее утро в зимнем лесу. Спокойно наступает рассвет.
По лесной опушке, у края снежной поляны, пробирается с ночной охоты рыжий старый ли- совин.
Мягко похрустывает, пухом рассыпается под ногами лисовина снег. Лапка за лапкой вьются за лисовином следы.
Слушает и смотрит лисовин, не запищит ли под кочкой в зимнем гнезде мышь, не выскочит ли из куста длинноухий неосторожный зайчишка.
Вот шевельнулась в сучках и, увидев лисовина, то-о-оненько — пик! пик! — пискнула синичка-королёк. Вот, пересвистываясь и порхая, пролетела над опушкой стайка клестов-еловиков, торопливо рассыпалась по вершине украшенной шишками ели.
Слышит и видит лисовин, как взвершилась на дерево белка, а с густой закачавшейся ветки, рассыпаясь алмазною пылью, свалилась снежная шапка.
Всё видит, всё слышит, всё знает в лесу старый, хитрый лисовин.
Тетерева
Взошло, заиграло над лесом весёлое зимнее солнышко, зажгло янтарным светом снега.
Вылетели из ночных лунок, из глубокого пушистого снега красавцы тетерева, расселись на освещённой солнцем, украшенной кружевным инеем берёзе.
Кормятся, отдыхают тетерева. Клюют берёзовые душистые почки. Спокойно гуляют под деревьями, оставляя на чистой скатерти снега красивые крестики своих следов.
Большими дружными стаями всю зиму живут тетерева. На ночь зарываются в снег, делают в сугробах глубокие ямки — лунки.
Не достанет в снегу тетеревов их злейший враг — ястреб. Не найдёт и сам хитрый лисовин.
Издалека видит старый лисовин, как кормятся, сидят на берёзах, гуляют по снегу красивые, нарядные тетерева.
Слюнки текут у лисовина…
На лесной дороге
Одна за другой идут по зимней дороге нагружённые брёвнами тяжёлые машины.
Выбежал из лесу лось.
Смело перебегает широкую наезженную дорогу.
Остановил шофёр машину, любуется сильным, красивым лосем.
Много лосей в наших лесах. Целыми стадами они бродят по засыпанным снегом болотам, скрываются в кустарниках, в больших лесах.
Люди не трогают, не обижают лосей.
Только голодные волки решаются иногда нападать на лосей. Рогами и копытами обороняются от злых волков сильные лоси.
Никого не боятся лоси в лесу. Смело бродят по лесным полянам, переходят широкие просеки и наезженные дороги, нередко подходят близко к селениям и шумным городам.
Глухари
В глухих сосновых лесах живут, зимуют, кормятся смолистою хвоей молоденьких сосен глухари.
Глухарь — самая большая, редкая птица в наших лесах.
Летом скрываются они вместе с лосями в глухих чащобах, в моховых тёмных болотах. За это некоторые деревенские охотники называют глухарей «мошниками».
Не всякому удаётся увидеть зимой в лесу глухарей, услышать весною их удивительную песню.
Только очень немногие, самые терпеливые и умелые, охотники знают, где живут, скрываются и поют глухари.
Хорошие, умные охотники берегут редкостных лесных птиц и, подкравшись к ним, любуются их силой и красотою.
Беляк и куница
Проходили по лесу лоси, нашумели.
Услыхал зайчишка-беляк, как шумят близко лоси, выскочил из-под ёлки, прижал уши к спине и помчался со всех заячьих быстрых ног куда глаза смотрят, куда ноги несут.
Бежит по лесу зайчишка и не оглядывается, ничего не видит. Кажется ему, вот-вот догонят, затопчут его огромные лоси.
А на сосне злая куница сидит. Нацелилась куница, оскалила острые зубы, хочет прыгнуть вниз — поймать зайчишку.
Не видит зайчишка куницы. Прижал к спине уши, мчится со всех ног мимо сосны.
Нет, не поймать кунице быстроногого зайчишку- беляка. Прыгнет с дерева, промахнётся — и прости- прощай!
Далеко-далеко умчится от неё на своих быстрых ногах длинноухий зайчишка-беляк.
В берлоге
Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают в берлоге медведи.
Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых ёлочек, лесным сухим мохом выстилают своё жильё.
Тепло и уютно в медвежьих берлогах.
Как только ударят в лесу морозы, засыпают в берлогах медведи. И чем лютее морозы, чем сильнее качает ветер деревья — крепче, непробуднее спят.
Поздней зимою родятся у медведиц крошечные слепые медвежата.
Тепло медвежатам в засыпанной снегом берлоге. Чмокают, сосут молоко, карабкаются на спину матери—огромной, сильной медведицы, устроившей для них тёплую берлогу.
Только в большую оттепель, когда начинает капать с деревьев и белыми шапками валится с ветвей снежная навись, медведь просыпается. Хочет узнать хорошенько: не пришла ли, не началась ли в лесу весна?
Высунется медведь из берлоги, поглядит на зимний лес —и опять до весны на боковую.
Волки
Поздней зимою, когда ляжет глубокий снег, в морозные метельные ночи бродят волки по полям и занесённым снегом дорогам. Ловят зайчишек, выманивают доверчивых собак.
Далеко слышна зимою их голодная страшная песня.
«Ууу-у! Ууу-у-у!» — воют волки, и тревожным лаем отвечают им в селениях чуткие собаки.
После ночного разбоя скрываются волки в лес.
По волчьим следам тихо идут на лыжах охотники с ружьями за плечами и красными флажками.
Осторожно обходят охотники залёгших в чащобе волков. На длинных бечёвках по сучкам и веткам развешивают вокруг волчьего логова флажки.
Пошевеливает ветер красные языки лёгких флажков. Чудится волкам в этих флажках опасность.
Спрятались охотники в лесу, спугнули с тёплых лёжек волков.
Увидел старый волк красные флажки, остановился. Не уйдёт он теперь из круга, попадётся охотнику, спрятавшемуся с ружьём в лесу.
Олени
В больших заповедниках, в наших нетронутых лесах, живут благородные олени.
Благородный олень — очень красивое, стройное животное с большими ветвистыми рогами.
Когда-то оленей везде было много. В далёкую старину на них охотились с тенётами, травили собаками, убивали стрелами из луков и закалывали острыми копьями.
Охотиться на оленей теперь строго-настрого запрещено. В заповедниках оленей охраняют. Люди истребляют разбойников-волков, причиняющих много зла оленям, заготовляют на зиму сено и ставят в лесу кормушки.
Доверчиво относятся к людям красивые, смелые олени.
На лесной поляне, в сосновом бору, устроена кормушка. Каждый вечер приходят сюда олени. Спокойно едят они сено и почти не боятся, когда близко подойдёт человек, чтобы ими полюбоваться.
Зимняя ночь
Наступила ночь в лесу.
По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном высоком небе видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звёзды.
Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.
Но и в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка — это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин. Завыли и замолчали волки.
По алмазной скатерти снегов, оставляя узоры следов, пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.
Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
И.С.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Конспект урока по предмету
«Литературное чтение» 2 класс
Образовательная система «Начальная школа XXI века»
Учитель начальных классов: Напалкова Анастасия Николаевна
Место работы: г.Ухта МОУ «СОШ № 3 имени Героя России А.И.Алексеева»
Тема урока : И.С.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Педагогическая: создать условия для знакомства с новым произведением, систематизировать знания учащихся по изучаемому разделу, продолжать работу по нахождению и различию выразительных средств, а также работа со словом.
II . Планируемые образовательные результаты
Повторить и закрепить пройденные произведения в данном разделе, вспомнить их роль и предположить связь с новым произведением;
Повторить биографию и творчество автора И.С.Соколова-Микитова; узнать, почему у автора двойная фамилия и, что связывает автора с природой;
Организовать и провести работу со словом «узор», значение слова из различных источников;
Закреплять умение находить и различать выразительные средства: эпитет, метафора
— формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности по изучаемому разделу, поиск связей между произведениями, нахождение общего и различительного;
-осознание эстетической важности языка, умение находить яркие образы с помощью слова
— целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)
— контроль (проверка гипотезы: подтверждение или опровержение)
— оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)
1.Общеучебные универсальные действия:
— формулирование темы урока
— поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа в парах по карточкам, со слайдами презентации)
— умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
2.Универсальные логические действия:
— анализ художественного текста с целью нахождения ключевых, главных слов;
— работа с выразительностью речи;
— подведение под понятия;
— установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств
3. Постановка и решение проблемы:
умение слушать и вступать в диалог как с учителем, так и друг с другом;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме;
умение работать в группе: держаться общей цели, договариваться, приводить аргументы, выделять главное и оформить ответ группы;
рассуждать и выдвигать гипотезу
Технология оценки учебных успехов
Технология групповой работы
Словесные – рассказ, беседа, объяснение, инструктаж к работе. Слушание произведения
Наглядные – демонстрация (презентация), раздаточные материалы
V . Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах.
Для учителя – презентация, учебник
Для учащихся – учебник, карточки для работы в группах:
карточка с биографией автора;
карточка с иллюстрацией к произведению;
карточка с понятием «узор» из различных словарей
VIII . Тип урока: изучение нового материала с повторением пройденного
IX . Структура урока (этапы) / урок 40 минут:
Организационный момент (1 мин.)
Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (3 мин.)
Выдвижение гипотезы (2 мин.)
Построение плана работы (Целеполагание) (6 мин.)
Реализация построенного проекта (8 мин.)
Первичное закрепление во внешней речи (6 мин.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)
Включение в систему знаний и повторение (4 мин.)
Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Организованный конец урока (0,5 мин.)
Прозвенел звонок, начинаем наш урок!
II . Мотивация к учебной деятельности
– Напомните, какой раздел проходим?
— «Снежок порхает, кружится»
— Какой главный вопрос данного раздела?
— Объясните слова из раздела
— Что необходимо сделать сегодня на уроке?
— определить к какому слову из раздела относится следующее произведение.
III . Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
-Ребята, напомните, в каким показан снег в изученных произведениях?
— З.Александрова «Снежок» относится к слову «снежок», он там пушистый, легкий, парящий;
— С.Иванов «Каким бывает снег», тоже относится к слову «снежок», в этом произведении показан характер снега в разные месяцы: робкий, тихий, злой, колючий и т.д.;
— И.С.Соколов-Микитов, «Зима в лесу», Э.Шим «Всем вам крышка» также к слову «снежок», который заставил всех животных изменить условия обитания;
— К.Д.Ушинский «Всем вам крышка», снег даёт детям возможность играть, веселиться
(Объясняют все изученные произведения и к какому слову они относятся)
IV . Выявление места и причины затруднения
— С.И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
— Этот автор нам уже встречался
— Как вы думаете, почему авторы учебника 2 раза включили в один раздел одного и того же автора?
(новое произведение характеризует снег с другой стороны и относится к другому слову, авторам нравятся произведения С.И.Соколова-Микитова)
V . Построение проекта выхода из затруднения
-Какая цель нашего урока?
— узнать почему один и тот же автор встречается 2 раза и какой снег представлен в его произведении
— Как предлагаете работать на уроке? Какой план можно составить?
1)Вспомнить биографию автора
2) Работа со словом «узор»
3) Знакомство с произведением по абзацам – слушание, работа с выразительными средствами
4) Ответить на вопрос, почему 2 раза встретился автор;
5) Соотнести данное произведение к одному из слов в разделе
— вспомним биографию автора
Ho поняв, чтo eму нpaвитcя литepaтуpa, oтпpaвилcя paбoтaть мaтpocoм нa кopaбляx. Oн пoбывaл в paзныx cтpaнax, xoдил в экcпeдиции нa ceвep нaшeй cтpaны. Cвoю пepвую cкaзку “Coль зeмли” Coкoлoв-Mикитoв нaпиcaл в вoзpacтe 18 лeт. B 1951 гoду oн пoceлилcя c ceмьeй в ceльcкoм дoмикe, кoтopый пocтpoил caм. Taм у нeгo былo дocтaтoчнo вpeмeни, чтoбы зaнимaтьcя литepaтуpнoй дeятeльнocтью. Oн пpoжил дoлгую и плoдoтвopную жизнь, дoжив дo 82 лeт.
— Почему у автора двойная фамилия? Где можно найти информацию?
— Что узнали? На какой вопрос можем ответить?
— Узнали, что он с детства обучался сельскому хозяйству, что его отец был управляющим сельскими угодьями и именно это послужило тому, что Иван Сергеевич начал писать о природе!
— Что заметили в теме нашего урока, какое ключевое слово?
— Как вы можете объяснить значение слова «узор»
— В каком источнике можем найти достоверную информацию?
— У меня на столе карточки со статьями из словаря, подойдите и возьмите нужную для вас информацию. Сколько всего карточек?
— А нас много, как быть? Как предлагаете поработать?
— Сколько будет групп?
— 6 групп, потому что 6 карточек
VI . Реализация построенного проекта
— Хорошо. Сколько времени вам понадобится для выполнения данной работы?
— Найти значение слова «узор»
— Напомните правила работы в группе?
— Выполняем. Время вышло, какая группа желает ответить?
рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней. Узор обоев. Узоры для вышивания. Узоры тканей. Морозный узор на окнах.
Толковый словарь Д.Н.Ушакова
1) рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней и т.п.
2) Сложное переплетение, живописное расположение чего-л., образующее или напоминающее такой рисунок.
Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой
Узор. Общеслав. Производное (с перегласовкой ь/о) от *uzьrěti «увидеть». См. зреть «смотреть». Узор буквально — «то, что можно увидеть».
Происхождение слова в этимологическом словаре Н.М. Шанского
— Выделите ключевые слова в определениях.
Вывод: рисунок, сочетание линий, то, то можно увидеть.
— Ребята, как мы можем проверить?
VII . Первичное знакомство с произведением
— Как можно прочитать? Как предлагаете?
— один ученик читает, другие работают с незнакомым словами и ищут выразительные средства
— Какие мысли у вас возникли? Что заметили? Каким представлен снег?
— как чистая белая скатерть, тяжёлый;
— Данил, пожалуйста, прочитай 2 абзац. Остальные внимательно слушают и отвечают на вопрос: какой снег?
— Снежная скатерть, «охотники умеют читать узоры»
— Как вы понимаете это выражение? Что можно читать? Предположите какие узоры они читали?
— можно читать книгу, письма, возможно следы животных
— Зайца, лисы, горностая, лося и т.д.
Физминутка с имитацией каждого животного
— Ребята, можно последний абзац я прочитаю?
— Какой вывод можем сделать по данному произведении? Какой здесь снег? Какую функцию он выполняет?
— Снег – это хранитель информации (какие животные обитают в лесу, где они ходили, что ели, кто за кем охотился).
Повторное чтение произведения. Работа над выразительными средствами
— Читает хорошочитающий ученик. Остальные подчёркивают выразительные средства.
IX . Включение в систему знаний и повторение
— К какому слову отнесём данное произведение?
— Произведение «Узоры на снегу» относится к «кружится» из раздела, снег выпал и стёр все эти следы, но ночью опять животные прошлись и оставили следы, круговорот.
— Автор встретился нам 2 раза, так как произведения раскрывают разные особенности и свойства снега.
X . Рефлексия учебной деятельности
-Если вы довольны своей работой на уроке, узнали новое, можете объяснить тему товарищу, поднимите плюс, который сделали с помощью пальцев, если не довольны и всё было не понятно – минус, если были затруднения – ничего.
XI . Домашнее задание
— Ребята, а какое домашнее задание вы бы хотели получить?
— Нарисовать следы зверей
XII . Организованный конец урока