Рассказ и соколова микитова узоры на снегу

Сказки

специалист в области арт-терапии

Литературное чтение 2класс
УМК «Начальная школа ХХ
I века» Бахвалова Т.Н. Средняя школа имени Мичурина

Тема: И.Соколов – Микитов «Узоры на снегу»

Предметные : использование разные виды чтения (ознакомительное, поисковое, выборочное);

Личностные: способствовать преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения, выражают своё отношение к прочитанному тексту;

Метапредметные: находить в тексте сравнения и соотносить слова текста с иллюстрацией.

Цель: Развитие умения находить в тексте сравнения с помощью поискового чтения на основе эстетического восприятия художественного текста.

1. Самоопределение к деятельности

(Дети сами определяют тему, над которой мы будем работать)

На доске картина «Зимний пейзаж»

Приём «Подзорная труба»:

— Назовите то, что вы увидели. (снег, сугроб, деревья…..)

— Как вы думаете, о чём сегодня будем читать на уроке? (…)

2. Введение в тему урока

1)Вхождение в картину

-Кто из вас захотел оказаться там? Но ведь в лесу много снега, идти трудно, холодно.

(предположительные ответы: можно встать на лыжи)

-Именно это я хотела от вас услышать: свежий зимний воздух, прогулка на лыжах доставит вам много радости и взбодрит ваш организм.

3. Образ желаемого результата

— Как узнать, а какие животные обитают в зимнем лесу? ( по следам)

— Что для этого надо знать, чтобы мы могли распознать следы? (слайд)

1) Знакомство с произведением.

-Послушайте, как описал жизнь зверей зимой в лесу И.Соколов-Микитов

( учитель читает рассказ «Узоры на снегу» с.159-160)

— Почему рассказ называется «Узоры на снегу»? ( слайд Следы на снегу )

2)Чтение по абзацам 1 часть » Жужжащее чтение». 1 абзац. Вопрос: О чём узнали из этого абзаца? ( О земле, о сугробах, о лесе)

— Что узнали о земле? (покрыта снегом)

— Найдите и прочитайте эти предложения в тексте.

Какие сугробы в лесу? (глубокие)

Когда они могут быть глубокими? (много снега)

Как автор говорит о лесе? (Накрылся снегом)

На что похож снег? (тяжёлые шапки)

4)Чтение по 1 предложению 3 абзаца

— У кого всё правильно, встаньте и похлопайте в ладоши

— Приходилось ли вам встречать в зимнем лесу следы животных?

— Могли ли вы определить, чьи это были следы?

— Почему они копытами поднимали снег?

— Вам знаком этот зверёк? (Информация о горностае – на слайде) Мех горностая летом красновато-бурый на спине и боках, а на груди и брюхе желтовато белый. Зимой весь мех чисто белый, лишь кончик хвоста остаётся чёрным. Это очень важно для зверьков. Они зимой будут незаметны на снегу.

6)Последняя часть. Читают самостоятельно.

— О чём эта часть?( птиц и зверей можно встретить в лесу )

— Каких птиц и зверей и чем они кормятся?

— Давайте договоримся, а по каким критериям будем оценивать таблицу.

— Проверим – какие сравнения вы выписали из текста.

Если всё правильно – игрушку повесьте на макушку ёлочки

Есть недочёты – повесьте игрушку на веточки в серединке ёлочки

Не получилось –на нижние веточки

— Рассмотрите иллюстрацию на стр.159 и подберите описание к ней из текста.

— Как точно описал автор.

5.Рассказ об авторе

— Что вы можете сказать об авторе как о человеке? Мог ли написать этот интересный рассказ человек, который редко бывает в лесу? Что может заставить человека часто бывать в лесу?

— Информация о писателе (слайд фото писателя)

-Ребята, посмотрите на меня и моргните, кто хочет побывать сегодня в роли охотника?

Давайте посмотрим, а какой след оставил урок в ваших душах?

— Вот и мы оставили свои следы.

8. Д/з. 1) Выучить первый абзац наизусть.

2) Найти информацию в книгах о следах тех животных, о которых мы не читали.

Источник

Год в лесу. Зима — Соколов-Микитов И.С.

Небольшие рассказы о скрытой от людей жизни в зимнем лесу. В теплой и уютной берлоге, обустроенной медведицей, родившиеся зимой слепые медвежата чмокают, сосут мо­локо, карабкаются на спину мате­ри. Тетерева днем кормятся березовыми почками, а на ночь зарываются в снег, делают в сугробах глу­бокие ямки — лунки…

Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубо­кие высятся сугробы.

Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.

На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.

Вот у обглоданных осинок натропил ночью зайчишка-беляк; подняв чёрный кончик хвоста, охотясь за птичками и мышами, про­бежал горностай. Красивой цепочкой вьётся по лесной опушке след старого лисовина. По самому краю поля, след в след, про­шли разбойники-волки.

А через широкую наезженную дорогу, взрывая копытами снег, перешли лоси…

Много крупных и мелких зверей и птиц живёт и кормится в накрытом снежною нависью, притихшем зимнем лесу.

На опушке

Тихо раннее утро в зимнем лесу. Спокойно наступает рас­свет.

По лесной опушке, у края снежной поляны, пробирается с ночной охоты рыжий старый ли- совин.

Мягко похрустывает, пухом рассыпается под ногами лисовина снег. Лапка за лапкой вьются за лисовином следы.

Слушает и смотрит лисовин, не запищит ли под кочкой в зим­нем гнезде мышь, не выскочит ли из куста длинноухий неосторож­ный зайчишка.

Читайте также:  Сказки о потереном времени

Вот шевельнулась в сучках и, увидев лисовина, то-о-оненько — пик! пик! — пискнула синич­ка-королёк. Вот, пересвистыва­ясь и порхая, пролетела над опушкой стайка клестов-елови­ков, торопливо рассыпалась по вершине украшенной шишками ели.

Слышит и видит лисовин, как взвершилась на дерево белка, а с густой закачавшейся ветки, рас­сыпаясь алмазною пылью, свали­лась снежная шапка.

Всё видит, всё слышит, всё знает в лесу старый, хитрый ли­совин.

Тетерева

Взошло, заиграло над ле­сом весёлое зимнее солныш­ко, зажгло янтарным светом снега.

Вылетели из ночных лу­нок, из глубокого пушистого снега красавцы тетерева, рас­селись на освещённой солн­цем, украшенной кружевным инеем берёзе.

Кормятся, отдыхают тете­рева. Клюют берёзовые ду­шистые почки. Спокойно гу­ляют под деревьями, остав­ляя на чистой скатерти сне­га красивые крестики своих следов.

Большими дружными ста­ями всю зиму живут тетере­ва. На ночь зарываются в снег, делают в сугробах глу­бокие ямки — лунки.

Не достанет в снегу те­теревов их злейший враг — ястреб. Не найдёт и сам хит­рый лисовин.

Издалека видит старый лисовин, как кормятся, сидят на берёзах, гуляют по снегу красивые, нарядные тетерева.

Слюнки текут у лисовина…

На лесной дороге

Одна за другой идут по зимней дороге нагру­жённые брёвнами тяжё­лые машины.

Выбежал из лесу лось.

Смело перебегает ши­рокую наезженную до­рогу.

Остановил шофёр ма­шину, любуется силь­ным, красивым лосем.

Много лосей в на­ших лесах. Целыми ста­дами они бродят по засы­панным снегом болотам, скрываются в кустарни­ках, в больших лесах.

Люди не трогают, не обижают лосей.

Только голодные вол­ки решаются иногда на­падать на лосей. Рогами и копытами обороняются от злых волков сильные лоси.

Никого не боятся ло­си в лесу. Смело бродят по лесным полянам, пере­ходят широкие просеки и наезженные дороги, не­редко подходят близко к селениям и шумным городам.

Глухари

В глухих сосновых лесах живут, зимуют, кор­мятся смолистою хвоей молоденьких сосен глу­хари.

Глухарь — самая боль­шая, редкая птица в на­ших лесах.

Летом скрываются они вместе с лосями в глу­хих чащобах, в моховых тёмных болотах. За это некоторые деревенские охотники называют глу­харей «мошниками».

Не всякому удаётся увидеть зимой в лесу глу­харей, услышать весною их удивительную песню.

Только очень немно­гие, самые терпеливые и умелые, охотники знают, где живут, скрываются и поют глухари.

Хорошие, умные охот­ники берегут редкостных лесных птиц и, подкрав­шись к ним, любуются их силой и красотою.

Беляк и куница

Проходили по лесу ло­си, нашумели.

Услыхал зайчишка-бе­ляк, как шумят близко ло­си, выскочил из-под ёлки, прижал уши к спине и по­мчался со всех заячьих бы­стрых ног куда глаза смот­рят, куда ноги несут.

Бежит по лесу зайчиш­ка и не оглядывается, ниче­го не видит. Кажется ему, вот-вот догонят, затопчут его огромные лоси.

А на сосне злая куни­ца сидит. Нацелилась ку­ница, оскалила острые зу­бы, хочет прыгнуть вниз — поймать зайчишку.

Не видит зайчишка ку­ницы. Прижал к спине уши, мчится со всех ног мимо со­сны.

Нет, не поймать куни­це быстроногого зайчишку- беляка. Прыгнет с дерева, промахнётся — и прости- прощай!

Далеко-далеко умчится от неё на своих быстрых ногах длинноухий зайчиш­ка-беляк.

В берлоге

Ранней зимой, как только вы­падет снег, залегают в берлоге мед­веди.

Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние бер­логи. Мягкой душистой хвоей, ко­рой молодых ёлочек, лесным сухим мохом выстилают своё жильё.

Тепло и уютно в медвежьих бер­логах.

Как только ударят в лесу моро­зы, засыпают в берлогах медведи. И чем лютее морозы, чем сильнее качает ветер деревья — крепче, не­пробуднее спят.

Поздней зимою родятся у медве­диц крошечные слепые медвежата.

Тепло медвежатам в засыпанной снегом берлоге. Чмокают, сосут мо­локо, карабкаются на спину мате­ри—огромной, сильной медведицы, устроившей для них тёплую берлогу.

Только в большую оттепель, ко­гда начинает капать с деревьев и бе­лыми шапками валится с ветвей снежная навись, медведь просыпа­ется. Хочет узнать хорошенько: не пришла ли, не началась ли в лесу весна?

Высунется медведь из берлоги, поглядит на зимний лес —и опять до весны на боковую.

Волки

Поздней зимою, когда ляжет глу­бокий снег, в морозные метельные ночи бродят волки по полям и зане­сённым снегом дорогам. Ловят зай­чишек, выманивают доверчивых собак.

Далеко слышна зимою их голод­ная страшная песня.

«Ууу-у! Ууу-у-у!» — воют волки, и тревожным лаем отвечают им в се­лениях чуткие собаки.

После ночного разбоя скрывают­ся волки в лес.

По волчьим следам тихо идут на лыжах охотники с ружьями за пле­чами и красными флажками.

Осторожно обходят охотники за­лёгших в чащобе волков. На длин­ных бечёвках по сучкам и веткам развешивают вокруг волчьего лого­ва флажки.

Пошевеливает ветер красные языки лёгких флажков. Чудится вол­кам в этих флажках опасность.

Спрятались охотники в лесу, спугнули с тёплых лёжек волков.

Увидел старый волк красные флажки, остановился. Не уйдёт он теперь из круга, попадётся охот­нику, спрятавшемуся с ружьём в лесу.

Олени

В больших заповедниках, в наших нетронутых лесах, живут благородные олени.

Благородный олень — очень красивое, стройное жи­вотное с большими ветвисты­ми рогами.

Когда-то оленей везде бы­ло много. В далёкую старину на них охотились с тенёта­ми, травили собаками, убивали стрелами из луков и закалы­вали острыми копьями.

Читайте также:  Рассказы носова мишкина каша читать бесплатно

Охотиться на оленей те­перь строго-настрого запреще­но. В заповедниках оленей охраняют. Люди истребляют разбойников-волков, причиня­ющих много зла оленям, заго­товляют на зиму сено и ставят в лесу кормушки.

Доверчиво относятся к лю­дям красивые, смелые олени.

На лесной поляне, в сосно­вом бору, устроена кормушка. Каждый вечер приходят сюда олени. Спокойно едят они сено и почти не боятся, когда близ­ко подойдёт человек, чтобы ими полюбоваться.

Зимняя ночь

Наступила ночь в лесу.

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий сере­бряный иней. В тёмном высоком небе видимо-невидимо рассыпа­лись яркие зимние звёзды.

Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных по­лянах.

Но и в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка — это пробежал под деревьями, мягко подпрыги­вая, заяц-беляк. Вот что-то ухну­ло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин. Завыли и замолчали волки.

По алмазной скатерти снегов, оставляя узоры следов, пробега­ют лёгкие ласки, охотятся за мы­шами хорьки, бесшумно проле­тают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой, усел­ся на голом суку головастый се­рый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Источник

И.С.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Конспект урока по предмету

«Литературное чтение» 2 класс

Образовательная система «Начальная школа XXI века»

Учитель начальных классов: Напалкова Анастасия Николаевна

Место работы: г.Ухта МОУ «СОШ № 3 имени Героя России А.И.Алексеева»

Тема урока : И.С.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Педагогическая: создать условия для знакомства с новым произведением, систематизировать знания учащихся по изучаемому разделу, продолжать работу по нахождению и различию выразительных средств, а также работа со словом.

II . Планируемые образовательные результаты

Повторить и закрепить пройденные произведения в данном разделе, вспомнить их роль и предположить связь с новым произведением;

Повторить биографию и творчество автора И.С.Соколова-Микитова; узнать, почему у автора двойная фамилия и, что связывает автора с природой;

Организовать и провести работу со словом «узор», значение слова из различных источников;

Закреплять умение находить и различать выразительные средства: эпитет, метафора

— формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности по изучаемому разделу, поиск связей между произведениями, нахождение общего и различительного;

-осознание эстетической важности языка, умение находить яркие образы с помощью слова

— целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)

— контроль (проверка гипотезы: подтверждение или опровержение)

— оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)

1.Общеучебные универсальные действия:

— формулирование темы урока

— поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа в парах по карточкам, со слайдами презентации)

— умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

2.Универсальные логические действия:

— анализ художественного текста с целью нахождения ключевых, главных слов;

— работа с выразительностью речи;

— подведение под понятия;

— установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств

3. Постановка и решение проблемы:

умение слушать и вступать в диалог как с учителем, так и друг с другом;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в группе: держаться общей цели, договариваться, приводить аргументы, выделять главное и оформить ответ группы;

рассуждать и выдвигать гипотезу

Технология оценки учебных успехов

Технология групповой работы

Словесные – рассказ, беседа, объяснение, инструктаж к работе. Слушание произведения

Наглядные – демонстрация (презентация), раздаточные материалы

V . Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах.

Для учителя – презентация, учебник

Для учащихся – учебник, карточки для работы в группах:

карточка с биографией автора;

карточка с иллюстрацией к произведению;

карточка с понятием «узор» из различных словарей

VIII . Тип урока: изучение нового материала с повторением пройденного

IX . Структура урока (этапы) / урок 40 минут:

Организационный момент (1 мин.)

Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (3 мин.)

Выдвижение гипотезы (2 мин.)

Построение плана работы (Целеполагание) (6 мин.)

Реализация построенного проекта (8 мин.)

Первичное закрепление во внешней речи (6 мин.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)

Включение в систему знаний и повторение (4 мин.)

Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)

Домашнее задание (1 мин.)

Организованный конец урока (0,5 мин.)

Прозвенел звонок, начинаем наш урок!

II . Мотивация к учебной деятельности

Напомните, какой раздел проходим?

— «Снежок порхает, кружится»

— Какой главный вопрос данного раздела?

— Объясните слова из раздела

Что необходимо сделать сегодня на уроке?

— определить к какому слову из раздела относится следующее произведение.

III . Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

-Ребята, напомните, в каким показан снег в изученных произведениях?

— З.Александрова «Снежок» относится к слову «снежок», он там пушистый, легкий, парящий;

— С.Иванов «Каким бывает снег», тоже относится к слову «снежок», в этом произведении показан характер снега в разные месяцы: робкий, тихий, злой, колючий и т.д.;

Читайте также:  Рассказ ночь перед рождеством гоголь аудиокнига

— И.С.Соколов-Микитов, «Зима в лесу», Э.Шим «Всем вам крышка» также к слову «снежок», который заставил всех животных изменить условия обитания;

— К.Д.Ушинский «Всем вам крышка», снег даёт детям возможность играть, веселиться

(Объясняют все изученные произведения и к какому слову они относятся)

IV . Выявление места и причины затруднения

— С.И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

— Этот автор нам уже встречался

Как вы думаете, почему авторы учебника 2 раза включили в один раздел одного и того же автора?

(новое произведение характеризует снег с другой стороны и относится к другому слову, авторам нравятся произведения С.И.Соколова-Микитова)

V . Построение проекта выхода из затруднения

-Какая цель нашего урока?

— узнать почему один и тот же автор встречается 2 раза и какой снег представлен в его произведении

— Как предлагаете работать на уроке? Какой план можно составить?

1)Вспомнить биографию автора

2) Работа со словом «узор»

3) Знакомство с произведением по абзацам – слушание, работа с выразительными средствами

4) Ответить на вопрос, почему 2 раза встретился автор;

5) Соотнести данное произведение к одному из слов в разделе

— вспомним биографию автора

Ho поняв, чтo eму нpaвитcя литepaтуpa, oтпpaвилcя paбoтaть мaтpocoм нa кopaбляx. Oн пoбывaл в paзныx cтpaнax, xoдил в экcпeдиции нa ceвep нaшeй cтpaны. Cвoю пepвую cкaзку “Coль зeмли” Coкoлoв-Mикитoв нaпиcaл в вoзpacтe 18 лeт. B 1951 гoду oн пoceлилcя c ceмьeй в ceльcкoм дoмикe, кoтopый пocтpoил caм. Taм у нeгo былo дocтaтoчнo вpeмeни, чтoбы зaнимaтьcя литepaтуpнoй дeятeльнocтью. Oн пpoжил дoлгую и плoдoтвopную жизнь, дoжив дo 82 лeт.

— Почему у автора двойная фамилия? Где можно найти информацию?

— Что узнали? На какой вопрос можем ответить?

— Узнали, что он с детства обучался сельскому хозяйству, что его отец был управляющим сельскими угодьями и именно это послужило тому, что Иван Сергеевич начал писать о природе!

— Что заметили в теме нашего урока, какое ключевое слово?

Как вы можете объяснить значение слова «узор»

В каком источнике можем найти достоверную информацию?

— У меня на столе карточки со статьями из словаря, подойдите и возьмите нужную для вас информацию. Сколько всего карточек?

— А нас много, как быть? Как предлагаете поработать?

— Сколько будет групп?

6 групп, потому что 6 карточек

VI . Реализация построенного проекта

— Хорошо. Сколько времени вам понадобится для выполнения данной работы?

— Найти значение слова «узор»

— Напомните правила работы в группе?

— Выполняем. Время вышло, какая группа желает ответить?

рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней. Узор обоев. Узоры для вышивания. Узоры тканей. Морозный узор на окнах.

Толковый словарь Д.Н.Ушакова

1) рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней и т.п.

2) Сложное переплетение, живописное расположение чего-л., образующее или напоминающее такой рисунок.

Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

Узор. Общеслав. Производное (с перегласовкой ь/о) от *uzьrěti «увидеть». См. зреть «смотреть». Узор буквально — «то, что можно увидеть».

Происхождение слова в этимологическом словаре Н.М. Шанского

— Выделите ключевые слова в определениях.

Вывод: рисунок, сочетание линий, то, то можно увидеть.

— Ребята, как мы можем проверить?

VII . Первичное знакомство с произведением

— Как можно прочитать? Как предлагаете?

один ученик читает, другие работают с незнакомым словами и ищут выразительные средства

— Какие мысли у вас возникли? Что заметили? Каким представлен снег?

— как чистая белая скатерть, тяжёлый;

Данил, пожалуйста, прочитай 2 абзац. Остальные внимательно слушают и отвечают на вопрос: какой снег?

Снежная скатерть, «охотники умеют читать узоры»

— Как вы понимаете это выражение? Что можно читать? Предположите какие узоры они читали?

можно читать книгу, письма, возможно следы животных

— Зайца, лисы, горностая, лося и т.д.

Физминутка с имитацией каждого животного

— Ребята, можно последний абзац я прочитаю?

Какой вывод можем сделать по данному произведении? Какой здесь снег? Какую функцию он выполняет?

— Снег – это хранитель информации (какие животные обитают в лесу, где они ходили, что ели, кто за кем охотился).

Повторное чтение произведения. Работа над выразительными средствами

— Читает хорошочитающий ученик. Остальные подчёркивают выразительные средства.

IX . Включение в систему знаний и повторение

— К какому слову отнесём данное произведение?

Произведение «Узоры на снегу» относится к «кружится» из раздела, снег выпал и стёр все эти следы, но ночью опять животные прошлись и оставили следы, круговорот.

— Автор встретился нам 2 раза, так как произведения раскрывают разные особенности и свойства снега.

X . Рефлексия учебной деятельности

-Если вы довольны своей работой на уроке, узнали новое, можете объяснить тему товарищу, поднимите плюс, который сделали с помощью пальцев, если не довольны и всё было не понятно – минус, если были затруднения – ничего.

XI . Домашнее задание

— Ребята, а какое домашнее задание вы бы хотели получить?

— Нарисовать следы зверей

XII . Организованный конец урока

Источник

Познавательное и интересное