История создания “Истории одного города”
История создания “Истории одного города” не просто интересна, но и полезна для понимания композиции романа. В 1869 году в январском номере “Отечественных записок” М. Е. Салтыков-Щедрин напечатал несколько глав своего будущего произведения. Потом работа над романом была приостановлена: автор был занят написанием сказок и статей. Вернувшись к своему детищу, Салтыков-Щедрин встретился с жёсткой цензурой и осуждением критиков, однако это не повлияло на творческий процесс. Идея, творческий замысел и духовная сила талантливого писателя сыграли решающую роль в 1870 году были напечатаны оставшиеся главы романа, а также полная версия произведения – отдельным изданием.
Высокоинтеллектуальная сатира на русскую историю
С первых страниц читателю становится понятно, что роман – это пародия на некие летописные исторические источники. Действительно, автор “смастерил” острую ироническую пародию на “Повесть временных лет”, а также на “Слово о полку Игореве”. Он ставит под сомнения исторические сведения, которые преподносят потомкам эти источники. Очень ярко и своеобразно автор интерпретирует историю своего народа, превращая её в дидактическое пособие для потомков. Многие критики – современники Салтыкова-Щедрина высказали мнение о том, что в романе отразилась современная эпоха: погружение в историю – лишь предлог, чтобы завуалировать глубокий смысл произведения. Другие же называли роман – антиутопией. Возможно, произведение вобрало черты исторической сатиры, доведённой до фантастики и антиутопии с поучительным внутренним содержанием.
Запреты цензуры
Неудивительно, что цензура рассмотрела в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина беспощадную сатиру на самодержавие, монархию, бездумное правление, которое не учитывает интересы народа, а пользуется плодами его труда. Картина, которую нарисовал автор настолько плачевна, что некоторые главы кажутся абсурдными, но эта крайность необходима для достижения художественной цели. Писателя обвинили в искажении исторической правды, в немыслимой интерпретации прошлого русского народа. На самом деле Салтыков-Щедрин оказал огромную услугу, создав это произведение, ни только литературе, но и истории. Он показал пороки властей и менталитет простого народа, проанализировал огромный пласт истории творчески, что особенно ценно. Годом написания “Истории одного города” принято считать 1870 год, хотя свой идеальный “облик” книга получила спустя 9 лет.
Окончательный вариант
Писателю пришлось идти на компромисс, правя многие принципиально важные места своего произведения. Только спустя 9 лет, в 1879 году писатель смог издать тот вариант романа, который знаком потомкам. В этой редакции особенно “безжалостно” прорисованы образы градоначальников, тщательно продумана последовательность глав и событий, происходящих в повествовании. Ирония, сарказм автора достигают фантастических масштабов, это позволяет выделять то, что скрыто в исторических документах. Писатель получил неограниченную возможность называть вещи своими именами, донести до читателя самое главное. Русский народ ещё далёк от свободы собственной мысли, он не готов нести ответственность за собственную жизнь: это причина людских бедствий – незрелость самосознания. Именно заключительный вариант романа позволил автору воплотить художественный замысел в полную силу, проявить всю мощь таланта.
История создания романа История одного города Салтыкова-Щедрина
Основной сюжет и главная линия повествования не приходит автору сразу, он на протяжении нескольких лет обдумывает сюжет, раздумывает о том, как будет протекать повествование.
В 1867 году он начинает рассказывать о задумке и идеях своему ближайшему окружению, появляются заметки о существующем романе. Он фактически сформировал общее видении сюжетной линии, но первым делом старается обсудить его с ближайшим окружением, довести до совершенства.
Окружение узнает о части повествования, которое рассказывает о губернаторе, наделенного фаршированной головой. Как узнает читатель по конечному произведению, эта история будет заложена в главу, которая получит название «Органчик». Также он делиться многими другими набросками, возникшими в его голове на протяжении нескольких лет.
В следующем году он начинает написание романа, работа затягивается на два года, и согласно некоторым источникам в 1870 году написание полностью закончено. Первоначальное название после будет изменено, так назвав произведение «Глуповский Летописец», после автор поменял его на «Название одного города», которое появилось значительно позже, чем само произведение в оригинале. Автор много времени посвятил выбору окончательного названия, но при этом последнее является наиболее точным и оригинальным.
Главы по отдельности публикуются в журнале «Отечественные записки» и лишь спустя время выходит общий сборник. В 1870 году выходит отдельный сборник, где автор собирает все рассказы, посвященные данной теме и входящие в общее издание. При этом появляется одна глава, которая не была опубликована в журнале, это «Известие о Двоекурове». Салтыков-Щедрин дописал ее позднее, поэтому она вошла только в окончательное издание.
В 1879 году автор переиздает книгу во втором издании, а через четыре года выходит издание в третьей редакции. Каждая из редакций подвергается правкам и изменениям, автор не прекращает работать над текстом, который представляет широкому кругу читателей.
Как стоит отметить, Салтыков-Щедрин не прекращал работу над произведением на протяжении достаточно долгого промежутка времени, он регулярно вносил коррективы, редактировал не только внутренний текст, но и само название, которое должно привлечь внимание читателя с одного взгляда на обложку. Поэтому его произведение получило подобную известность и стало достаточно востребованным.
2 вариант
Несмотря на службу вице-губернатором, автор оставался человеком, который служил правде. В отличие от других чиновников, подкупить его было невозможно. Всю свою жизнь он старался исправить положение в высшем обществе, где редко можно было встретить человека, не злоупотреблявшего своими возможностями.
Салтыков считал: государство свято уверено, что это народ служит им. И именно это становится причиной беспредела в высших кругах, где каждый не знает слова «честь», стремясь отхватить кусок побольше.
Решив вынести проблему самодержавия на поверхность, автор начинает работу над романом «История одного города», предварительно уйдя в отставку. Задумка появилась у писателя еще в 60-х, но тогда он в полной мере не осознавал, чего хочет добиться от произведения.
Первые главы были опубликованы автором в журнале «Отечественные записки» в январе 1869. После чего писатель решил посвятить время написанию сказок и статей, отложив роман в долгий ящик. В 1870 работа над произведением продолжилась, и в том же журнале было опубликовано продолжение. Также в 1870 книгу выпустили отдельным изданием. Изначально роман был известен под названием «Глуповский Летописец».
Однако, это был не окончательный вариант произведения. Лишь через 9 лет мир увидит роман «История одного города» таким, каким видим мы его сейчас. Такой большой временной разрыв произошел из-за недовольства цензуры. Автору пришлось вносить немало правок для беспрепятственного распространения произведения.
Произведение вызвало разные отзывы, не обошлось и без критических статей. Одной из них стала статья «Историческая сатира» за авторством Суворина. В ней публицист открыто обвинил писателя в искажении исторических фактов. Он считал, что напечатав это произведение Салтыков- Щедрин насмехался над русским народом, изобразив его глупым, ничего не предпринимающим.
Тургенев напротив был восхищен романом и рекомендовал его к прочтению. Он видел в этом произведении подлинную историю России преподнесенную с щепоткой сатиры.
Солидарен с ним был Горький, который считал, что только прочитав этот роман можно в полной мере понять историю России 19 века.
И он абсолютно прав. Писателю удалось в полной мере воплотить свою задумку и показать миру всю правду о истории русского народа.
Также читают:
Картинка к сочинению История создания романа История одного города Салтыкова-Щедрина
Популярные сегодня темы
Свои многочисленные картины Илья Ефимович Репин посвящал простым людям, их жизни и быту. Он очень много экспериментировал с жанрами, темами, стилями и техникой. Отдельное место занимают портреты родных и любимых людей
Новаторская комедия Грибоедова имеет в конфликте две линии: любовную и социальную. Любовный треугольник — основа любовного конфликта. Начиналось всё с того, что Чацкий приехал к своей любимой девушке
Дядя Хвост – один из персонажей в произведении Тургенева Муму, которое автор написал со своей уникальной эмоциональной окраской и стилем написания. Дядя Хвост – крепостной
Этот доктор очень добрый. Он сразу решил помочь человеку, который в беду попал. Но он и очень умный – он не помогал бандиту, который бы его обманул. Не обиделся на грубияна… И вообще, он много учился, чтобы стать доктором.
Среди огромного количества поучительных, увлекательных произведений Виталия Бианки сказка «Как муравьишка домой спешил» пользуется большой популярностью среди детей. Это связано с тем
“История одного города” история создания произведения Салтыкова-Щедрина
История создания “Истории одного города” не просто интересна, но и полезна для понимания композиции романа. В 1869 году в январском номере “Отечественных записок” М. Е. Салтыков-Щедрин напечатал несколько глав своего будущего произведения. Потом работа над романом была приостановлена: автор был занят написанием сказок и статей. Вернувшись к своему детищу, Салтыков-Щедрин встретился с жёсткой цензурой и осуждением критиков, однако это не повлияло на творческий процесс. Идея, творческий замысел и духовная сила талантливого писателя сыграли решающую роль в 1870 году были напечатаны оставшиеся главы романа, а также полная версия произведения – отдельным изданием.
Высокоинтеллектуальная сатира на русскую историю
С первых страниц читателю становится понятно, что роман – это пародия на некие летописные исторические источники. Действительно, автор “смастерил” острую ироническую пародию на “Повесть временных лет”, а также на “Слово о полку Игореве”.
Он ставит под сомнения исторические сведения, которые преподносят потомкам эти источники. Очень ярко и своеобразно автор интерпретирует историю своего народа, превращая её в дидактическое пособие для потомков. Многие критики – современники Салтыкова-Щедрина высказали мнение о том, что в романе отразилась современная эпоха: погружение в историю – лишь предлог, чтобы завуалировать глубокий смысл произведения. Другие же называли роман – антиутопией. Возможно, произведение вобрало черты исторической сатиры, доведённой до фантастики и антиутопии с поучительным внутренним содержанием.
Запреты цензуры
Неудивительно, что цензура рассмотрела в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина беспощадную сатиру на самодержавие, монархию, бездумное правление, которое не учитывает интересы народа, а пользуется плодами его труда. Картина, которую нарисовал автор настолько плачевна, что некоторые главы кажутся абсурдными, но эта крайность необходима для достижения художественной цели. Писателя обвинили в искажении исторической правды, в немыслимой интерпретации прошлого русского народа. На самом деле Салтыков-Щедрин оказал огромную услугу, создав это произведение, ни только литературе, но и истории. Он показал пороки властей и менталитет простого народа, проанализировал огромный пласт истории творчески, что особенно ценно. Годом написания “Истории одного города” принято считать 1870 год, хотя свой идеальный “облик” книга получила спустя 9 лет.
Окончательный вариант
Писателю пришлось идти на компромисс, правя многие принципиально важные места своего произведения. Только спустя 9 лет, в 1879 году писатель смог издать тот вариант романа, который знаком потомкам. В этой редакции особенно “безжалостно” прорисованы образы градоначальников, тщательно продумана последовательность глав и событий, происходящих в повествовании. Ирония, сарказм автора достигают фантастических масштабов, это позволяет выделять то, что скрыто в исторических документах. Писатель получил неограниченную возможность называть вещи своими именами, донести до читателя самое главное. Русский народ ещё далёк от свободы собственной мысли, он не готов нести ответственность за собственную жизнь: это причина людских бедствий – незрелость самосознания. Именно заключительный вариант романа позволил автору воплотить художественный замысел в полную силу, проявить всю мощь таланта.
Статья будет полезна при подготовке к уроку русской литературы и написанию тестовой работы по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина.